бесплатные рефераты

Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

7) Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8) Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9) В отношения проявляют низкий уровень эмпатии.

10) Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11) Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12) Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13) Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14) Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15) Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувства собственной значимости и силы.

Опыт работы с агрессивными подростками в школах позволяет указать еще на три важнейшие характерологические особенности подобных подростков:

1) имеют высокий уровень личной тревожности;

2) имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

3) чувствуют себя отверженными.

Таким образом, агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия, до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как с одной стороны существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой стороны сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и не одобряемые формы.

В настоящее время особенно ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них именно таким способом стремятся достичь чего-либо. Причем агрессия в равной степени встречается как у мальчиков, так и у девочек. Она проявляется не только по отношению к родственникам, но и к посторонним людям.

2.3 Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков

подросток семья воспитание стиль

Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:

- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами.

В данной работе мы рассмотрим наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с ними дисгармонизации характера.

При повышенной моральной ответственности почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывает на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типа относится к родительским экспектациям и возложенным на него поручениям с полным пренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепить лидерские черты или стремления властвовать. Лабильного подростка чрезмерная ответственность может крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать. Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае проиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуют восхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.

Но для психостенической и, возможно, сензетивной акцентуаций чрезмерно высокие требования к чувству ответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя к затяжному неврозу или к психопатическому развитию по психостеническому типу.

При акцентуациях характера воспитание в условиях жестких взаимоотношений особенно пагубно для эпилептоидного и комфортного типов - именно таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.

Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые - за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес алкоголю и другим, дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве - используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и заботы. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и не любящей их семьей. Неустойчивые не склоны к тяжело переживать эмоциональное отвержение близких они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

Гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и комфортному типам. Именно такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увеселений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной и при гипертимной, и при эпилептоидной, и при лабильной и даже при шизоидной акцентуациях, обуславливая наслоения на них черт неустойчивого типа.

Для подростка неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждения к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений. Предоставленные себе они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и весь дальнейший путь психопатического развития по неустойчивому типу с делинквентностью, алкоголизацией, побегами из дому и т. п. Осуществляется довольно быстро. Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждаются желания всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умение постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими[9, С.152-157].

Доминирующая гиперпротекция у агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого ребенка адекватным, с их точки зрения, способом - еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. В результате создается прочный круг - подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся его подчинить своему руководству. Подростки рвут все родительские запреты и устремляются туда где, с их точки зрения, «все можно», т.е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается подростковая реакция группирования. Алкоголизация и знакомство с другими средствами значительно подталкивают психопатические развитие агрессивных подростков [19, С.75-79].

Воспитание в атмосфере культа болезни, а именно преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эюстической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода рентных установок с завышенными притязаниями. На любые трудности становится ведущим истерический способ реагирования с ипохондрическим внешним проявлением.

Семьи агрессивных подростков имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных подростков проводился на основе исследования влияния семейного воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение подростков, сделанного А. Бандурой [2, С. 125-136].

Интересен факт становления агрессивного поведения подростков в зависимости от характера взаимоотношений между братьями и сестрами. Подростки проявляют больше физической и вербальной агрессии против единственного брата и сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказания за драки со стороны родителей. Подростки редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто агрессивно, если родители наказывают в основном старших детей. Без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. Изучение зависимости между агрессивным поведением и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у подростков, а минимальный контроль и присмотр за подростками коррелирует с высоким уровнем асоциальности.

Таким образом, основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, - это:

- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

- частые изоляции подростки;

- физические наказания;

- угрозы;

- лишение привилегий;

- введение ограничений и отсутствие поощрений.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания и не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

3. Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков

3.1 Описание методик исследования

В связи с поставленными задачами в качестве основных эмпирических методов использовались три диагностические методики.

1. Характерологический опросник К. Леонгарда [Приложение 1].

Данный опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но и в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологических характер, разрушая структуру личности [13, С.3].

Характерологический опросник К. Леонгарда включает 10 шкал соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая - выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования. И состоит из 88 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить «да», если он согласен с утверждением и «нет» - если не согласен. Время для ответов не ограничено [ 6, С.32].

В ходе интерпретации полученных результатов необходимо баллы, полученные по каждой шкале умножить на соответствующий коэффициент. Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [Приложение 2].

Данная методика состоит из75 утверждений, на которые испытуемому в соответствии со своим стилем поведения, образом жизни, необходимо ответить одним из четырех возможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет» [14, С.174-180].А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей форм агрессии:

1) использование физической силы против другого лица - физическая агрессия;

2) выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных обращений к другим лицам - вербальная агрессия;

3) использование окольным путем, направленных против лиц сплетен, шуток и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости - косвенная агрессия;

4) аппозитивная форма поведения направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов - негативизм;

5) склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - раздражение;

6) склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред - подозрительность;

7) проявление зависти, ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания - обида;

8) отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно - аутоагрессия или чувство вины.

При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да», объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «Пожалуй, нет» и «Нет» (суммируются как ответы «нет»).

3. Опросник анализа семейного воспитания Э.Г. Эйденмиллера (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать при исследовании тех проблемных семей, где есть нервные подростки и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении [20].

В опроснике АСВ диагностируется следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции - сколько сил, уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-.

2. Степень удовлетворения потребностей - в какой -то мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала Y+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала Y-.

3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований - обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+;

2) недостаточность требований - обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому - либо делу - шкала Т-;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала З+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера - шкала З-;

5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+;

6) минимальность санкций - упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний - шкала С-.

4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство - шкала Н.

Нарушение семейного воспитания

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запрета

Строгость санкций

П

У

Т

З

С

Г+, Г-

У+, У-

Т+, Т-

З+, З-

С+, С-

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+-

+-

+

+-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Гиперпротекция

-

-

-

-

+-

Повышенная моральная ответственность

-

-

+

+-

+-

+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;

- - недостаточная выраженность;

+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ - при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+-, Т+-, З+-, С+-). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные запреты и ограничения. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обуславливает острые аффектные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г+-, У-, С+). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Это тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого, комфортного.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

- воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

- неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шала ПЖК и шкала ПМК);

- проекция на подростка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК);

- вынесение конфликта между супругами в сфере воспитания (шкала ВК).

Однако. Данные методики не свободны от мотивационных искажений. Требуют дополнительной проверки на надежность полученных результатов. Применение данных методик в работе с учащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

3.2 Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков

Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.

В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).

Данное исследование проходило в три этапа.

1. Диагностика учащихся.

Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная

А.К. Осницким.

Данные методики предъявлялись учащимся в четверг - наименее загруженный учебными предметами - с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.

2. Диагностика родителей учащихся.

Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).

Цель данного исследования родителей подростков - определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.

В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.

3. Анализ полученных результатов.

Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.

Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.

Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.

Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.

Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.

Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.

Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида - у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.

Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера - безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении - быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная - при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].

Таким образом, данным исследованием мы доказали, что стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.

3.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей по взаимоотношению с подростками, имеющими дисгармонизации характера

Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам по коррекции дисгармонизаций характера подростков.

1. Как можно чаще проявлять живую заинтересованность делами подростка, чтобы он постоянно чувствовал поддержку и заботу.

2. Убедить подростка, что он может доверять Вам, что Вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся Вам смешными.

3. Видеть в словах и действиях подростка позитивный настрой и благие намерения.

4. Оценивать личность подростка, а не говорить о его нежелательных действиях.

5. В случае конфликта справедливо относитесь к подростку. Как правило, за этим конфликтом стоят довольно существенные причины, которые его беспокоят, тяготят, мучают.

6. Сотрудничайте с подростком. Оказывайте конструктивную помощь в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

7. Не подавляйте подростка своим авторитетом. Пусть он почувствует себя личностью. Не занижайте его самооценку.

8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте метод убеждения.

9. Активное слушание подростка позволит Вам проявлять внимание и заботу, а также бережно относиться к внутреннему миру подростка.

10. Постарайтесь строить доверительные отношения с подростком, просвещайте их по вопросам интимной жизни, во избежании извращенного, не правильного восприятия этой сферы человеческих отношений.

11. Очень важно осознать, что подросток изначально является положительным, ответственным, хорошим человеком и что он, как и все другие, неизменно хочет в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи, добра и понимания.

12. Возьмите на себя ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись творчество и инициатива.

13. Постарайтесь выявить и избавиться от тех норм и правил, которые душат и ограничивают инициативу подростка.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и практическое исследование проблемы влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков показали, что черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлениях, достигая крайних вариантов норм, граничащих с психопатиями формируются, прежде всего, в семье и зависят от стилей семейного воспитания.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.

1. Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяют функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.

2. Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

3. Родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

4. Эффективность родительских требований или ограничений к подросткам отчасти обусловлены тем, насколько сформированы эмоциональные привязанности между родителями и детьми.

5. Существенное значение для развития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка.

6. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, - это: сознательное лишение любви и заботы в случае проступка; частые изоляции подростки; физические наказания; угрозы; лишение привилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений.

7. Подростки с дисгармонизациями характера имеют высокий уровень личной тревожности и агрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными; три и более акцентуаций характера.

8. Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии; характер отношений с родными братьями и сестрами.

9. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Семейное воспитание влияете на дисгармонизаций характера подростков.

Данная курсовая работа может быть рекомендована родителям с целью совершенствования семейного воспитания, педагогам, работающим с подростками, имеющими дисгармонизации характера, и школьным психологам с целью осуществления комплексного подхода к коррекции дисгармонизаций характера.

Список литературы

1. Артамонова Е.И. Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.

2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель - Пресс, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - 512с.

3. Дружинина В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1998 - 160с.

4. Зинченко В.П. Психологический словарь.М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. - 479с.

5. Ильнева Р.Г. О некоторых девиациях поведения в подростковом и юношеском возрасте, связанных с ранней алкоголизацией. М., 1997. - 265с.

6. Карелин А.А. Психологические тесты. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. - Т.2 - 248с.

7. Личко А.Е. Делинквентное поведение при различных типах акцентуации характера у подростков. М. - 1995. - 456с.

8. Личко А.Е. Озерецковский С.Д.О циклоидной психопатии и циклоидной акцентуации личности у подростков. С.Пб.,1996 - 235с.

9. Личко А.Е. Основные типы нарушений у подростков. СПб.1993.

10. Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия Изд-во Экспо, 2005. - 992с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1997.

12. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. пед. вузов: М.: изд-во ВЛАДОС, 1999. - Кн. 3. - 632с.

13. Обозов Н.Н. Личность: акцентуации характера. С.Пб.: 1996 - 36с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2001. - 672с.

15. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. - 448с.

16. Смирнова Т.П, Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов Н/Д.: Феникс, 2005 - 154с.

17. Степанов С.С. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М.:1997.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. Ростов - н/Д. 1997, - 536с.

19. Фельденштейн Д. И. Психологические основы общественной, полезной деятельности подростков. Москва, 1992.

20. Эйденмиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Уч. пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. - 336с.

Приложение 1

Характерологический опросник К. Леонгарда

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте, правильных и не правильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у Вас на глазах навертываются слезы в театре, кино, беседе и т.д.

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5. В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

7. Являетесь ли ВЫ обычно центром внимания в обществе, компании.

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать.

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

11. Предприимчивы ли Вы.

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит.

13. Мягкосердечны ли Вы.

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.

Приложение 2

Методика диагностики показателей и форм агрессии

А. Басса и А. Дарки

Испытуемому в соответствии со своим стилем поведения, образом жизни, необходимо ответить одним из четырех возможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет».

ТЕКСТ МЕТОДИКИ:

1. Временами не могу справиться с желаниями, навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Ни когда не раздражаюсь на столько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется его нарушить.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

Приложение 3

Опросник АСВ Э.Г. Эйденмиллера

Если Вы согласны с утверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте, правильных и не правильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1. Я делаю все ради своего ребенка.

2. У меня часто не хватает времени по долгу заниматься с ребенком чем-то для них интересным, куда-то пойти вместе, поговорить, поиграть.

3. Мне приходится разрешать своему ребенку такие вещи, которые не позволяют своим детям многие родители.

4. Не люблю, когда ребенок приходит ко мне с вопросами. Лучше чтобы думал и решал сам.

5. У нашего ребенка дома обязанностей больше, чем у многих его друзей.

6. Моего ребенка очень трудно заставить, что-либо сделать по дому.

7. Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают его родители.

8. Мой ребенок возвращается домой по вечерам, когда захочет.

9. Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй без наказанным ни одного его плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

11. Я люблю своего ребенка больше, чем люблю своего супруга (супругу).

12. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

13. Если мой ребенок по долгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступила по отношению к нему неправильно.

14. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.

15. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

16. У моего ребенка есть черты, которые меня выводят из себя.

Воспитание моего ребенка шло гораздо лучше, если бы мой муж не мешал мне.

Приложение 4

Влияние стиля семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков.

Стиль семейного воспитания

Эмоциональ-

ная близость

Требования

Контроль, санкции

Демонстра-тивный

Принятие,

тепло, любовь

Справедливые, с обоснованием запретов

На основе разумной заботы Диалог и сотрудничество

Авторитар-ный

Чаще отсутствует, хотя не исключается

Жесткие, без объяснения

причин

Жестокий, часто некорректный; наказания

Гиперопека (доминирую-щая гиперпро-текция)

Излишняя забота

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях

Тотальный, чрезмерный

Гиперопека (потворствующая гиперпро-текция)

Обожание, любование

Отсутствуют

Слабый, вседозволенный

Повышенная моральная ответствен-ность

Пониженное внимание

Высокие

Возможны варианты

Анархизм

Прерывание эмо-ционального кон-такта при нару-шениях поведе-ния ребенка

Отсутствуют или слабые

Отсутствуют (оправдание поведения)

Гипопротек-ция

Безразличие; недостаток тепла

Отсутствуют

Отсутствует (равнодушие)

Эмоциональное отвержение

Отсутствует

Повышенные

Жесткий, строгие наказания

Жестокое обращение

Отсутствует

Открытая агрессия

Строгий, лишение удовольствий, унижения, побои

Модель общения

Тип личностного развития ребенка

Личностно-ориентированная

Оптимальный - чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение

Дисциплинарная (окрики, угрозы)

Пассивный - отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрес-сивный - превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный

Стремление к тесному эмоциональному контакту

Несамостоятельный - зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт

«Жертвоприноше-ние» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей)

Истероидный - демонстра-тивность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилеп-тоидный - завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками.

Чрезмерная озабочен-ность будущим, соци-альным статусом, учебными успехами

Тревожно-мнительный

«Заискивающая» (некритичное отношение)

Неустойчивый - эгоистичность, некритичность, приспособленчество

«Невмешательство»

Неустойчивый, гипертимный - асоциальность, непредсказуемость

Психологическая дистанция, полная потеря контакта

Эпилептоидный - мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства

Антагонизм, враждебность

Эгоистичный - жестокость, провокации. Эпилептоидный

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ