Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. [2]
В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способная изменить свое отношение к тому, что случилось.
Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу.
Прежде всего, определимся с пониманием понятия "самореабилитация".
Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.
В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в по возможности продуктивному преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращении и временно утраченную траекторию жизненного пути.
Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.
Безусловно, существует определенная связь между характеристиками субъективного смыслового пространства и эффективностью адаптационных возможностей человека. Важными параметрами в субъективной картине ситуации выступают, во-первых, представления о ситуации, во-вторых, представление о способах ее преодоления. Здесь будет идти речь про так называемое "coping behavior", совладание, то есть об индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями
Зачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы быстрее и ефективнее адаптироваться к ней, привыкать к новым сложным условиям, хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив стресогенность того, что все равно уже происходит. Главная задача совладания -- обеспечить и поддержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки удовлетворенность собою, своей деятельностью, общением.
Каким образом осуществляется индивидуальное совладание? От чего оно зависит?
Совладание может быть как целиком осознаваемым, так и несознательным со всеми переходными формами частичного, временного осознания. Классические защитные механизмы, которые их впервые описан 3. Фрейдом, типа рационализации, проекции, подавления могут выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами овладение.
Совладание -- это такое поведение, которое используется человеком для управления собственным предусмотрением и переживанием кризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях отвечать конкретным требованиям, которые их диктует ситуация, и не только отвечать, а немного опережать их, быть к ним готовой. [3]
Существуют такие общие типы совладания:
1) проблемно-сфокусированное совладание, если взаимосвязь человека со средой изменяется благодаря действиям преодоления;
2) эмоционально-сфокусированное совладание, если изменяется лишь способ интерпретации того, что происходит;
3) избежание, которое может комбинироваться как с проблемно-сфокусированным, так и с эмоционально-сфокусированным совладанием.
Зачем нам совладание? Какие функции этот процесс выполняет? Если мы не сможем своевременно совладать с ситуацией, она совладает нас. Мы захлебнемся в собственных страданиях, не имея сил действовать, или будем импульсивно начинать одну пробу решить жизненную коллизию за другой, не давая себе шансов спокойно взвесить аргументы, определить обстоятельства, продумать план действий.
Совладание выполняет очень важную функцию регуляции эмоциональных состояний. Благодаря нему человек берет себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то начать трудный путь вперед. Можно сказать, что совладание выполняет также и функцию постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как действенный, так и сугубо воображаемый модусы реагирование на затруднительные обстоятельства.
К стратегиям совладания традиционно относят также поиск поддержки, если человек самостоятельно обращается к родным, друзьям, знакомых, чтобы поделиться своими проблемами, хотя бы немного успокоиться, эмоционально разрядиться.
Реальные возможности совладания, своевременного решения проблемы зависят также от стадии кризисных переживаний. Жизненный кризис может быть разной глубины: этажный, средний и глубокий. Даже глубочайший, опаснейший для человека кризис сначала всегда есть этажным, и если относиться к себе внимательно, если владеть привычками самореабилитации, к тяжелой стадии, если без вмешательства специалиста-психолога не обойтись, не дойдет. [14]
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.
У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных:
1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.
2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.
3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованности или расхождении воспитательных методов матери и отца, а в семьях из трех поколений - еще бабушки и дедушки.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. [2]
У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.
Конфликты между подростками и родителями в семье - очень частое встречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей.
Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости.[4]
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими - то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами.[6]
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. [4]
Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных и острых. Наряду с внутренними драмами, которые нередко оказываются сложнее внешних конфликтов, молодой человек переживает мощную эндокринную перестройку организма, когда тело выходит из-под контроля. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Преобладание негативного новообразования в виде ролевой спутанности предполагает регрессию на более инфантильный уровень развития, враждебность к нормативным предписаниям, рост тревожности, страха перед общением, особенно противоположного пола. [9, 15]
Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Однако кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами в поведении не бороться, то, в конечном счете, это может привести к закреплению в личности и поведении подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные привычки. [4, 15]
Глава 2. Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с детьми - подростками.
2.1. Методики исследования.
С целью исследования личности подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники.
Личностные опросники - вариант стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональных и мотивационной сфер. [9]
Существует множество психодиагностических методик, предназначенных для оценивания разных черт характера личности человека. Среди них встречаются комплексные психологические тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемой через систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера. [4]
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения.
С помощью методики определения свойств темперамента можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность - это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп - скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми. [7 ,321-328]
Тревожность - важное персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. [7]
С целью определения тревожности у подростков можно использовать методику - «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызывать тревогу. [11, 126-131]
Агрессивность - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям. [7]
Чтобы диагностировать возможность проявления агрессии у подростков, необходимо провести методику по ее выявлению с помощью опросника Басса-Дарки. [11, 167-172]
Так же для изучения личности подростка вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». [8, 576-579]
С целью диагностики межличностных отношений возможно применение рисуночного теста «Моя семья».
Методика «Незаконченные предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Определить это отношение поможет тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [11, 328-334]
2.2 Анализ и интерпретация данных.
Базой для исследования была выбрана средняя общеобразовательная школа 1-3 ступеней №67 г. Луганска (5А, 9А).
При оценке метода «Незаконченные предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии, однако хотят работать и получать много денег. Только 13% подростков определенно хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8% мечтают о материальных ценностях, таких как машина, мопед, компьютер, фотоаппарат, это говорит о том, что родители не могут удовлетворить их потребности из-за материального недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а 1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет (таблица №2).
Методика неоконченных предложений (9А класс)
Таблица №1
Категории высказываний
|
Число высказываний
|
|
Отношение к отцу
|
2,8%
|
|
Отношение к матери
|
4,8%
|
|
Отношение к брату
|
2,4%
|
|
Отношение к сестре
|
2,4%
|
|
Отношение к семье
|
18,8%
|
|
Отношение к друзьям
|
1,4%
|
|
Отношение к школе, учителям
|
6,7%
|
|
Страхи и опасения
|
3,8%
|
|
Планы и мечты
|
9,1%
|
|
|
Таблица №2
Испытуемые
|
мать
|
отец
|
сестра
|
брат
|
семья
|
ровесники
|
учителя
|
школа
|
Люди в целом
|
страхи
|
здоровье
|
планы
мечты
|
|
1д
|
++
|
-
|
|
0
|
+
|
+
|
+
|
++
|
|
|
|
Путешествие, обеспеченность, в техникум
|
|
2м
|
++
|
-
|
|
0
|
+
|
-
|
0
|
--
|
+
|
-
|
|
Не о чем не мечтает, работать
|
|
3м
|
-0
|
0
|
0
|
0
|
+-
|
|
0
|
+-
|
|
|
|
Купить машину
|
|
4д
|
++
|
+-
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
0
|
-
|
-
|
+-
|
Чтобы в будущем было все хорошо
|
|
5д
|
+-
|
-
|
+
|
-
|
+-
|
-0
|
+
|
+-
|
|
|
|
О хорошей дружбе
|
|
6д
|
++
|
-
|
|
|
+-
|
-
|
-
|
+-
|
-
|
+
|
|
Счастье
|
|
7д
|
+0
|
-
|
+
|
|
+-
|
0
|
+
|
+-
|
+
|
+
|
|
Много денег, косметологом
|
|
8м
|
+0
|
-
|
|
+-
|
+-
|
-
|
-
|
|
-
|
|
+
|
Компьютер
|
|
9м
|
++
|
+
|
|
+
|
+
|
0
|
+
|
|
_
|
|
|
Машина, работа
|
|
10м
|
++
|
-
|
|
-
|
+-
|
-
|
+
|
-
|
|
|
|
Машина
|
|
11д
|
++
|
-
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
+0
|
+
|
+
|
|
Личные мечты
|
|
12м
|
+0
|
+-
|
0
|
0
|
+0
|
|
+
|
-
|
+
|
-
|
|
Работа, мопед, деньги
|
|
13м
|
+0
|
+
|
0
|
0
|
+0
|
-
|
+
|
-
|
|
|
|
Счастливая семья, закончить учебу
|
|
14м
|
+0
|
-
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
Компьютер, о хорошем
|
|
15м
|
++
|
+
|
0
|
0
|
+
|
-
|
+
|
|
|
+
|
|
Компьютер, путешествовать
|
|
16д
|
++
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
|
Ничего определенного
|
|
17д
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
0
|
+
|
|
Быть с папой, много детей
|
|
18д
|
+0
|
-
|
-
|
0
|
+
|
0
|
+
|
0
|
-
|
|
мамы
|
Светлое будущее
|
|
19д
|
+
|
-
|
|
0
|
+-
|
|
|
0
|
-
|
+
|
|
Фотоаппарат
|
|
20д
|
+
|
+-
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Светлое будущее
|
|
21д
|
++
|
-
|
0
|
0
|
+-
|
|
0
|
-
|
-
|
+
|
|
Быть счастливым, работать
|
|
22д
|
++
|
+-
|
0
|
-
|
+-
|
|
|
+-
|
-
|
|
|
Чтобы была семья
|
|
23д
|
++
|
-
|
0
|
0
|
+
|
|
|
+0
|
|
+
|
|
Счастье, любовь, быть хорошим человеком
|
|
|
Отношение к семье, в общем 18,8%, подростки ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети. 1,4% проявляют беспокойствие и заботу о своих близких: «Чтобы мама не болела», «Папа много работает», «Чтобы у папы был отпуск». 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.
Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери - 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.
Страхи и опасения возникают из-за школы, у детей возникает чувство страха перед зачетом, ответом по предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые положительно относятся к учебе, школе и учителям.
При анализе данных по тревожности испытуемых подростков (таблица 3), выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:
1) школьная тревожность: 72,7% - нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.
2) самооценка: 90,9% - нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.
3) межличностная: 90,9% - нормальная, 9,1% - немного повышена.
При обследовании детей на выявление агрессии и враждебности (таблица №3 и №4) получились следующие данные:
Психодиагностическая карта (5 А класс)
Таблица №3
Испы-туемый
|
Тревожность
|
агрессия
|
|
|
общая
|
школь-ная
|
само-оценка
|
межлич-ностная
|
враж-дебность
|
агрес-сивность
|
негати-визм
|
чувство вины
|
|
1
|
Н П
|
Н П
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
|
2
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
3
|
Н
|
Н П
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
НИЗ
|
ПОВ
|
|
4
|
Н
|
Н П
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
|
5
|
|
|
|
|
Н
|
НИЗ
|
Н
|
Н
|
|
6
|
Н
|
Н
|
Ч С
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
7
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
|
8
|
|
|
|
|
ПОВ
|
НИЗ
|
Н
|
ПОВ
|
|
9
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
НИЗ
|
Н
|
ПОВ
|
|
10
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н П
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ВЫС
|
|
11
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
12
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
|
|
|
|
|
13
|
Ч С
|
Ч С
|
Ч С
|
Н
|
|
|
|
|
|
14
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н П
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
15
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
НИЗ
|
НИЗ
|
ПОВ
|
|
16
|
Н
|
Н П
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
Н
|
ВЫС
|
|
17
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
НИЗ
|
НИЗ
|
ПОВ
|
|
18
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
|
19
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
20
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
21
|
Н П
|
Н П
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
22
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
|
23
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
|
24
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ВЫС
|
ПОВ
|
ПОВ
|
Н
|
|
|
враждебность у 62,1% повышена, 32,4% - нормальная и высокая у 5,5% из всех испытуемых; агрессивность - у 10,9% повышена, 72,9% - нормальная и 16,2% - низкая.
негативизм - у 37,8% повышен, 29,8% - нормальный, 16,2% - высокий, 16,2% - низкий.
чувство вины - у 72,9% повышено, 8,1% - нормальное, 10,8% - высокое, 5,4% - низкое и 2,7% - нет чувства вины.
При определении темперамента (таблица №4), исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются к рассмотрению, т. к. ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.
В целом были получены такие данные:
1) по отношению к работе: 53,6% проявляют средний темперамент, 35,7% - высокий, а 10,7% низкий.
2) в общении с людьми: 64,2% - средний, 25% - высокий, 10,7% - низкий.
Психодиагностическая карта 9 А класс
Таблица №4
Испытуемый
|
Темперамент
|
Агрессия
|
|
|
Энергичность в работе
|
Энергичность в общении
|
Пластичность в работе
|
Пластичность в общении
|
Темп в работе
|
Темп в общении
|
Эмоциональ-ность в работе
|
Эмоц-ность в общении
|
Контрольные вопросы
|
Враждебность
|
Агрессивность
|
Негативизм
|
Чувство вины
|
|
1д
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
3
|
|
|
|
|
|
5м
|
С
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
С
|
3
|
ПОВ
|
НИЗ
|
ВЫС
|
ПОВ
|
|
6д
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
3
|
ПОВ
|
Н
|
ВЫС
|
ПОВ
|
|
7д
|
С
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
1
|
ПОВ
|
Н
|
НИЗ
|
ПОВ
|
|
9м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Н
|
Н
|
ВЫС
|
ПОВ
|
|
11д
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
3
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
12м
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
Н
|
Н
|
3
|
Н
|
Н
|
НИЗ
|
ПОВ
|
|
13м
|
В
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
С
|
3
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
14м
|
С
|
В
|
С
|
Н
|
В
|
С
|
В
|
С
|
2
|
|
|
|
|
|
15м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Н
|
Н
|
НИЗ
|
НИЗ
|
|
17д
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
2
|
ПОВ
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
18д
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
3
|
ПОВ
|
ПОВ
|
ВЫС
|
ВЫС
|
|
19д
|
С
|
С
|
Н
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
С
|
2
|
Н
|
Н
|
Н
|
0
|
|
20д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
ПОВ
|
Н
|
ВЫС
|
ВЫС
|
|
21д
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
В
|
С
|
3
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
НИЗ
|
|
22д
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
2
|
ПОВ
|
Н
|
ВЫС
|
ПОВ
|
|
23д
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
С
|
В
|
В
|
3
|
Н
|
Н
|
ПОВ
|
ПОВ
|
|
|
После проведения методики рисуночного теста «Моя семья» определились следующие отношения подростков к членам семьи:
1) Любовь к матери - 8,4%
2) Дружеские отношения с отцом - 17,2%
3) Нормальная семья - 21,5%
4) Мать управляет семьей - 8,5%
5) Не находит взаимопонимания с матерью - 13,2%
20
6) Не считают родителей своей семьей - 13,2%
7) Не уважают родителей - 4,1%
8) Авторитет родителей - 4,1%
9) Плохие взаимоотношения с отцом - 4,1%
10) Близкие отношения с бабушкой - 8,5%
11) Любовь к брату - 12,8%
12) Любовь к сестре - 4,1%
13) Чувствуют себя одинокими в семье - 4,1%
14) Находят любовь с животными - 12,8%
15) Самовлюбленность - 4,1%
16) Эгоцентризм - 4,1%
17) Хочет семейных отношений - 12,8%
18) Уверенность в помощи родителей - 4,1%
Для диагностики личности подростка, был проведен проективный тест «Несуществующее животное» и получены следующие результаты личностных качеств:
1) Заинтересованность в информации о себе - 4,09%
2) Чувственность - 2,04%
3) Страх - 3,58%
4) Отношение к внешности - 1,27%
5) Вербальная агрессия - 1,02%
6) Основательность, обдуманность - 0,51%
7) Самостоятельность - 0,76%
8) Эгоцентризм - 1,27%
9) Конформность суждений и банальность - 0,76%
10) Агрессивность - 2,04%
11) Болтливость - 1,02%
12) Желание обратить на себя внимание - 0,51%
13) Конкуренция - 2,3%
14) Проявление шизоидности - 0,51%
15) Положительно оценивают свои действия - 1,79%
16) Недовольство собой - 0,76%
17) Защита от окружающих - 0,51%
При диагностике родительского отношения с помощью теста-опросника (А.Я. Варга, В.В. Столин) определяется тот или иной вид отношения по шкале, в которой набирается из ответов наибольший процентный ранг по всем ответам родителей (диаграмма №1). По общим данным можно увидеть, что самый высокий процент 65% по шкале «симбиоз»
(диаграмма №2).
Это говорит о том, что в общении с ребенком родитель соблюдает межличностную дистанцию. Он ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Диаграмма №1
Диаграмма
Заключение
В ходе анализа установлено, что межличностные отношения в семье с детьми-подростками являются основным фактором, формирующим личность и ее поведение.
В результате анализа и интерпретации, данных поставленного эксперимента по определению личностных качеств подростков, их отношения к семье и родителей по отношению к детям были получены следующие данные:
1. При оценке тревожности испытуемых подростков, выяснилось, что у большинства - нормальная тревожность. Школьная тревожность у подростков нормальная.
2. При обследовании детей на выявление агрессии и враждебности получились следующие данные: враждебность у многих из всех испытуемых повышена; агрессивность же у большинства нормальная.
3. При определении темперамента, исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения с людьми. В целом получились такие данные:
1) по отношению к работе подавляющее число проявляют средний темперамент;
2) в общении с людьми - большинство - средний.
4. С помощью проективного рисуночного метода по диагностированию личности выделились следующие результаты личностных качеств, которые были у большего количества подростков:
1) Заинтересованность в информации о себе;
2) Страх;
3) Конкуренция;
4) Агрессивность;
5) Чувственность;
6) Эгоцентризм;
7) Отношение к внешности.
5. Межличностные отношения в семье по рисуночной методике распределились следующим образом:
1) Нормальная семья;
2) Дружеские отношения с отцом;
3) Не находят взаимопонимания с матерью;
4) Не считают родителей своей семьей;
5) Любовь к брату;
6) Находят любовь среди животных;
7) Хотят семейных отношений.
6. При диагностике родительского отношения по общим данным можно увидеть, что самый высокий процент по шкале «симбиоз». Родитель соблюдает межличностную дистанцию с ребенком.
7. В результате анализа межличностных отношений в семье, отношения подростков между разными членами семьи варьируются: лучше всего они относятся к матери, к отцу в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). Некоторые безразлично относятся к обоим родителям. Совсем немногие из подростков признаются, что хотели, чтобы родители уделяли им больше внимания.
Моделью поведения для подростков и родителей может послужить нижеописанная, которая позволяет преодолевать негативные последствия семейных конфликтов и добиться гармоничных внутрисемейных отношений.
При исследовании проблемы выделялись главные типы отношения к детям - подросткам, позволяющие объяснить различные стили поведения родителей по отношению к детям.
В качестве основных типов выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине - позицию внутренней независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.
Полярные типы указанных позиций представляют собой воспитательно-нежелательную ориентацию родителей, а в середине предлагается наилучший вариант.
Позиция независимости родителей облегчает руководство ребенком, так как осуществляется свободно, без проявления подавляющего превосходства или уступчивости.
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказать свои переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственна чуткость к восприятию различного рода признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на них как бы стихийно, без особых объяснений.
Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует прежде всего подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.
Наиболее подходящим является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность, достойную похвалы и одобрения. В случае невежливости, грубости или некоторых его проступков эти родители дают ему понять, что порицают его поведение, однако пытаются узнать мотивы случившегося. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Своей позицией они обеспечивают детям чувство безопасности и уверенность в будущем.
Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ «самого себя». Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения,
его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.
Преодолеть негативные последствия внутрисемейных конфликтов возможно с помощью способов совладания адекватних стрессовой ситуации, то есть индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями
Совладание может быть как целиком осознаваемым, так и безсознательным со всеми переходными формами частичной, временному осмыслению и типами: рационализаци, проекции, подавления, которые могут выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами совладания, при котором используется человеком для управления собственным предусмотрением и переживанием кризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях отвечать конкретным требованиям, которым диктует ситуация, и не только отвечать, а немного предворять их, быть к ним готовым.
Личность интерпретирует эти требования как ожидание от нее определенных испытаний, которые превышают ее возможности. Процесс совладания направленный на преодоление стресогенних влияний и подчиняется главной цели деятельности.
Среди способов совладания следует назвать, например, активно-поступковый, если человек быстро принимает решение и осуществляет определенный поступок, который помогает ему облегчить кризисный характер ситуации. Иногда не менее эффективным обнаруживается и совладание путем избежания, если лучше бездействовать, игнорировать обстоятельства, которые сложились, просто переждать неприятности. Некоторые люди предпочитают избирать для себя активно-когнитивное совладание, объяснив себе все возможные причины осложнений, найдя оправдания для того, что происходит.
Человек избирает именно тот способ совладания, которое большее отвечает требованиям ситуации, с одной стороны, и ее собственным индивидуальным особенностям, ее опыта, эмоциональному состоянию.
Гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение. Цель достигнута, задачи в основном можно считать решенными.
Из-за глобальности темы, в работе осталось за пределами исследования, несколько вопросов, например: что причина агрессии может быть не только в подростковом возрасте, она может выплывать под воздействием гормонального или других факторов, определяющих этот возраст, по-видимому, причина лежит вне подросткового возраста, а намного раньше; невыясненным остается степень влияния семьи на формирование агрессии и причины ее возникновения у детей разного возраста, начиная с младенческого или даже с внутриутробного.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
9. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
10. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
12. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.
13. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
14. Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. Психол. журнал 1997. №5
15. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999.
Array
Страницы: 1, 2
|