Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников
На основании вышесказанного, было проведено исследование, целью которого было определение специфики взаимосвязи агрессии и характеристик социально-психологической взаимосвязи. Участниками исследования стали учащиеся 4 классов.
Использовались следующие психометрические методики: диагностика агрессивности Басса-Дарки; экспресс-диагностика неврозов Хека-Хесса; Полученные в результате тестирования данные были подвергнуты анализу.
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).
Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики агрессивного поведения школьников.
Методика диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:
- физическая агрессия - агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,
- вербальная агрессия - агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.,
- косвенная агрессия - агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),
- негативизм - поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,
- раздражительность,
- подозрительность,
- обида,
- чувство вины (аутоагрессия),
ИА - индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии).
ИВ - индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно относится к своему окружению.
Текст методики приведен в Приложении 1.
Ключ к методике А.Басса и А.Дарки:
Возможно четыре варианта ответов, которые суммируются по парам: «да» + «пожалуй, да», «пожалуй, нет» + «нет». Ответ на вопрос со знаком «-» регистрируется с противоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент (К) для данной шкалы.
«1» - физическая агрессия: 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11)
«2» - вербальная агрессия: 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8)
«3» - косвенная агрессия: 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13)
«4» - негативизм: 4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20)
«5» - раздражение: 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9)
«6» - подозрительность: 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11)
«7» - обида: 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13)
«8» - чувство вины: 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11)
Индекс агрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам («1», «2», «3») разделить на 3.
Индекс враждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам («6», «7») разделить на 2.
2. Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хек и Х. Хесс).
Данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое может проявляться, в том числе в агрессивном и аутоагрессивном поведении. Текст анкеты приведен в Приложении 2.
Ключ к методике.
За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов.
Можно говорить о наличие невроза, если подросток набрал 24 и более баллов.
3. Опросник Силбергера
Данный опросник предназначен для определения уровня агрессии, диагностируется агрессия как состояние, как черта, как темперамент, как реакция, а также аутоагрессия, гетороагрессия и контроль агрессии.
Инструкция предлагает испытуемому ответить на вопрос следующими выражениями: «совершенно верно», «немного», «умеренно» или «очень». Текст опросника приведен в Приложении 3.
Ключ к методике.
1. Агрессия - состояние 10,84+2,27
2. Агрессия - черта 18,52+3,75
3. Агрессия - темперамент 7,67+2,58
4. Агрессия - реакция 9,02+2,91
5. Аутоагрессия 15,18+4,24
6. Гетероагрессия 15,75+3,71
7. Контроль агрессии 21,9+4,93
К. Роджерс считает, для того, чтобы взаимоотношения в семье нормально развивались, необходимо свободное выражение и позитивных, и негативных эмоций. В данном случае речь идет не просто о «выпускании пара», а о таких чувствах, где бы проявлялась забота о партнере. Свободное выражение чувств - это смелость восприятия реакции, возникающей у партнера в ответ на открытое выражение чувства. Такая позиция Роджерса идет вразрез с принятыми правилами тактичности, стремления уходить от болезненных выяснений отношений.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой -- нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой -- в особенностях внутреннего мира ребенка (таблица 1).
Таблица 1 Эмоциональные нарушения у детей
Сфера проявления
|
Характеристики
|
|
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми
|
- неуравновешенность;
- возбудимость;
- бурные аффективные реакции, которые сопровождаются соматическими изменениями;
- негативизм;
- упрямство;
- неуступчивость;
- конфликтность;
- жестокость.
- устойчивое негативное отношение к общению;
- застревание на отрицательных эмоциях;
-эмоциональная холодность;
- отчуждение;
- скрывающее неуверенность в своих силах.
|
|
Особенности внутреннего мира
|
- острая восприимчивость;
- впечатлительность;
- болезненная чувствительность;
- наличие страхов;
- мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
- тревожность;
- мнительность
|
|
|
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Очевидно, что в отдельные периоды супружеской жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:
- привязанность, или безусловная забота - отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;
- дружба - основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;
- эрос - романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;
- эмпатия - основана на милосердии и сострадании;
- любовь к себе - умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.
Негативный полюс содержит следующие эмоции:
- гнев - основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;
- вина - враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;
- обида - эмоция, за которой скрывается мстительность;
- ненависть - застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;
- критичность - не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;
- дистанцирование от партнера, уход - способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;
- безразличие - полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние.
Для выявления семейных отношений нами были применены две методики:
- Тест родительского отношения
- Биополе семьи
Тест родительского отношения
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение -- это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие -- отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это -- своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Текст опросника приведен в приложении 4.
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие -- отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» -- 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы -- о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие -- отвержение» -- от 24 до 33 -- говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале -- от 0 до 8 -- говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» -- 7-8 баллов -- являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале -- 1-2 балла -- говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» -- 6-7 баллов -- достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей,
Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла -- являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» -- 6-7 баллов -- говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла -- напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» -- 7-8 баллов -- являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Тест «Биополе семьи».
Опросник состоит из 35 утверждений (Приложение 5). На каждый вопрос необходимо ответить «да» или «нет». Определяется число правильных ответов по «ключу»:
«да» - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;
«нет» - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.
За каждое совпадение с ключом начисляется балл. Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.
Устойчивое отрицательное биополе, если получено 0-8 баллов. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной».
Неустойчивое, или переменное, биополе - 9-15 баллов. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
Неопределенное биополе - 16-22 балла. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивная энергетика.
Устойчивое положительное биополе - 23-35 баллов.
По данным методикам были протестированы родители школьников. Первая методика позволяет выявить отношение родителей к ребенку, вторая - взаимоотношение родителей между собой. Полученные результаты представлены далее.
3.2 Анализ результатов и их интерпретации
Результаты анкетирования выявления уровня тревожности школьников представлены в таблице 2
Таблица 2 Результаты анкетирования школьников
№
|
Фамилия, имя
|
Методики
|
Уровень
|
|
|
|
Басса-Дарки
|
Хека-Хесса
|
Силбергера
|
|
|
|
|
ИА
|
ИВ
|
|
|
|
|
1
|
Балакова С.
|
П
|
П
|
30
|
П П - повышенный уровень агрессии; Н - низкий уровень агрессии; СР - средний уровень агрессии (как правило связан с переходным периодом).
|
высокий
|
|
2
|
Бочаров А.
|
Н
|
П
|
22
|
СР
|
средний
|
|
3
|
Воробьев С.
|
Н
|
П
|
17
|
СР
|
средний
|
|
4
|
Гамбург Е.
|
П
|
П
|
29
|
П
|
высокий
|
|
5
|
Гамбург К.
|
П
|
П
|
34
|
П
|
высокий
|
|
6
|
Горст Д.
|
П
|
П
|
30
|
П
|
высокий
|
|
7
|
Гуляева Н
|
Н
|
Н
|
10
|
Н
|
низкий
|
|
8
|
Дольников Ю
|
П
|
П
|
35
|
П
|
высокий
|
|
9
|
Ильиных С.
|
Н
|
Н
|
20
|
СР
|
средний
|
|
10
|
Илюшин В.
|
П
|
Н
|
20
|
СР
|
средний
|
|
11
|
Калюжный М.
|
Н
|
П
|
31
|
П
|
высокий
|
|
12
|
Карстов В.
|
Н
|
Н
|
14
|
СР
|
средний
|
|
13
|
Колунов К.
|
Н
|
Н
|
9
|
Н
|
низкий
|
|
14
|
Кулаков Д.
|
П
|
П
|
26
|
П
|
высокий
|
|
15
|
Курганская Н.
|
Н
|
Н
|
7
|
Н
|
низкий
|
|
16
|
Линева М.
|
Н
|
Н
|
19
|
СР
|
средний
|
|
17
|
Митина И.
|
Н
|
Н
|
22
|
СР
|
средний
|
|
18
|
Михаэль Л.
|
П
|
П
|
29
|
П
|
высокий
|
|
19
|
Могутов Д.
|
П
|
П
|
27
|
П
|
высокий
|
|
20
|
Найденов А.
|
П
|
П
|
31
|
П
|
высокий
|
|
21
|
Салматов И.
|
П
|
П
|
30
|
П
|
высокий
|
|
22
|
Юрина Е.
|
Н
|
Н
|
11
|
Н
|
низкий
|
|
23
|
Якушев А.
|
П
|
П
|
26
|
П
|
высокий
|
|
|
Таким образом, высокий уровень агрессии - 12 человек (52%);
средний уровень - 7 человек (30%);
низкий уровень - 4 человека (18%).
Графически данные представлены в гистограмме 1.
Гистограмма 1. Уровень агрессии
Таким образом, в процессе выявления уровня агрессии, были получены данные, которые показали, что более половины учеников класса имеют высокий уровень агрессии.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже -- отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее -- неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
В таблице 3 приведены данные анкетирования родителей по методике «Диагностика семейных отношений» и «Биополе семьи».
Таблица 3 Диагностика семейных отношений
№
|
Фамилия, имя
|
Методики
|
|
|
|
Родительское отношение
|
Биополе семьи
|
|
|
|
Принятие - отвержение
|
Кооперация
|
Симбиоз
|
Контроль
|
Отношение к неудачам
|
|
|
1
|
Балакова С.
|
12
|
3
|
4
|
7
|
6
|
8
|
|
2
|
Бочаров А.
|
20
|
5
|
4
|
5
|
3
|
18
|
|
3
|
Воробьев С.
|
23
|
4
|
3
|
3
|
2
|
17
|
|
4
|
Гамбург Е.
|
18
|
5
|
4
|
3
|
3
|
10
|
|
5
|
Гамбург К.
|
21
|
5
|
5
|
4
|
5
|
10
|
|
6
|
Горст Д.
|
23
|
4
|
7
|
6
|
4
|
13
|
|
7
|
Гуляева Н
|
26
|
6
|
7
|
5
|
2
|
25
|
|
8
|
Дольников Ю
|
21
|
5
|
4
|
5
|
3
|
10
|
|
9
|
Ильиных С.
|
23
|
4
|
7
|
6
|
4
|
17
|
|
10
|
Илюшин В.
|
18
|
4
|
5
|
3
|
4
|
21
|
|
11
|
Калюжный М.
|
7
|
3
|
3
|
4
|
7
|
7
|
|
12
|
Карстов В.
|
21
|
6
|
3
|
5
|
3
|
17
|
|
13
|
Колунов К.
|
29
|
7
|
6
|
4
|
3
|
29
|
|
14
|
Кулаков Д.
|
19
|
5
|
4
|
5
|
3
|
15
|
|
15
|
Курганская Н.
|
25
|
8
|
6
|
5
|
2
|
32
|
|
16
|
Линева М.
|
24
|
4
|
7
|
6
|
4
|
10
|
|
17
|
Митина И.
|
22
|
4
|
5
|
3
|
2
|
9
|
|
18
|
Михаэль Л.
|
14
|
3
|
7
|
6
|
4
|
8
|
|
19
|
Могутов Д.
|
12
|
6
|
5
|
3
|
4
|
5
|
|
20
|
Найденов А.
|
20
|
5
|
4
|
3
|
5
|
10
|
|
21
|
Салматов И.
|
13
|
7
|
4
|
2
|
7
|
8
|
|
22
|
Юрина Е.
|
28
|
8
|
6
|
4
|
3
|
30
|
|
23
|
Якушев А.
|
7
|
3
|
3
|
7
|
6
|
7
|
|
|
Таким образом, можно увидеть, что большинство родителей, которые были тестированы, показали высокую степень «отвержения» детей. Графически данные по состоянию внутрисемейных отношений представлены на гистограмме 2.
Гистограмма 2. Внутрисемейные отношения
Из представленной гистограммы видно, что только у 17% (4 семьи) имеются устойчивые положительные отношения и именно у детей, чьи родители считают, что их семейная жизнь положительна имеют низкий уровень агрессии.
Таким образом, после проведения диагностики детей и их родителей, можно сделать вывод, что неблагоприятные отношения внутри семьи и неудовлетворительные отношения к ребенку влияют на уровень агрессии детей.
Для составления подробных психологических заключений были выбраны ученики, показывающие наибольшую степень агрессии и невротизма.
1. Балакова С. Охотно рассказывает о себе, многословна, жалоб в процессе беседы не высказывает. С готовностью принимает участие в анкетировании, но по ходу эксперимента комментирует каждый встречающийся вопрос.
Приступая к работе, заранее уверена в правильности своих решений. После похвалы экспериментатора прекращает работу и начинает подробно рассказывать о своих способностях. На отрицательную оценку экспериментатора проявляет повышенную возбудимость. Общий темп работы достаточно высок.
В ходе тестирования по методике Басса-Дарки показала следующие результаты:
1. физическая агрессия - 88 баллов;
2. вербальная агрессия - 80 баллов;
3. косвенная агрессия - 65 баллов;
4. негативизм - 60 баллов;
5. раздражение - 45 баллов;
6. подозрительность - 55 баллов;
7. обида - 52 балла;
8. чувство вины - 33 балла.
Индекс агрессивности (ИА): 77,6 баллов.
Индекс враждебности (ИВ): 53,5 балла.
Таким образом, можно сказать о том, что индекс агрессивности, как и индекс враждебности очень высок.
Тестирование по методике Хека-Хесса показало наличие невроза (30 баллов).
Опросник Силбергера по оценке агрессии показал ярко выраженные состояние и черту агрессии, контроля агрессии почти не наблюдается.
Изучение анамнеза показало, что с рождения отмечается синдром гипервозбудимости.
Тестирование родителей показало, что совместная жизнь совершенно не удовлетворяет.
2. Калюжный М. Во время процедуры анкетирования спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно понимает цель экспериментальной работы. Охотно делится своими переживаниями. С должным интересом и серьезностью относится к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция на успех и неудачи в работе. На вопросы анкеты отвечает быстро и легко. Отмечаются элементы утомляемости.
В ходе тестирования по методике Басса-Дарки показал следующие результаты:
1. физическая агрессия - 99 баллов (при визуальном наблюдении не проявлялось);
2. вербальная агрессия - 72 балла;
3. косвенная агрессия - 78 баллов;
4. негативизм - 40 баллов;
5. раздражение - 54 балла;
6. подозрительность - 66 баллов;
7. обида - 39 балла;
8. чувство вины - 44 балла.
Индекс агрессивности (ИА): 63,3 балла.
Индекс враждебности (ИВ): 52,2 балла.
Индекс агрессивности и индекс враждебности очень высок.
Тестирование по методике Хека-Хесса показало наличие невроза (31 балл).
Опросник Силбергера по оценке агрессии показал ярко выраженные состояние и черту агрессии, наблюдается контроль агрессии.
Изучение анамнеза показало, что с рождения отмечается синдром гипервозбудимости, смешанный тетрапарез, синдром повышенной нервно - рефлекторной возбудимости, ранний восстановительный период.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|