бесплатные рефераты

Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека

Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека

Российский Государственный Социальный Университет

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

Специальность «Психология»

Кафедра общей и возрастной психологии

Курсовая работа

«Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека»

Руководитеть: доктор пед.н., профессор Государев Н.А.

_____________/Государев Н.А./

«____» ________________ 2007г.

Выполнил: студент 2 курса, 2 группы

заочного отделения Боева Е.В.

_____________/ Боева Е.В./

«____» ________________ 2007г.

Москва 2007

Содержание

Введение

Глава 1. Историко-теоретический аспект проблемы темперамента

1.1 Из истории учения о темпераменте

1.2 Понятие темперамента

1.3Типология темпераментов

Глава 2. Роль темперамента и влияние его на трудовую и учебную деятельность

2.1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

2.2Темперамент и личность

Глава 3. Исследование влияния темперамента на стиль разрешения конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению человека.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим [2].

Актуальность: Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

Ретроспективный и методологический анализ:

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой -физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным (по Гиппенрейтер). Общая активность - это способы и тенденции личности к самовыражению, это эффективность освоения, преобразования действительности (по Небылицину).

Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д. то есть эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и настроений.

С методологической точки зрения можно выделить три группы торий. К первой группе относятся гуморальные теории, связывающие проявление темперамента со свойствами тех или иных жидкостей организма. Так, Лесгафт считал, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения, все зависит от скорости кровотока, скорости обмена веществ, в свою очередь эти характеристики могут зависеть от состояния проводящей системы, например, размеров сосудов, толщины стен сосудов. Гиппократ считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между 4 жидкостями, циркулирующими в человеческом организме - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о 4-х типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвинистическому (кровь), холерическому (желчь), меланхолическому (черная желчь), флегматическому (слизь).

Ко второй группе теорий относятся морфологические теории. Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения (астеник, атлетик и пикник) и делает попытку определить темперамента именно через эти типы морфологических конституций. Так, астенику соответствует шизоидный темперамент, согласно Кречмеру, пикнику свойственен циклоидный темперамент. Шелдон выделяет три основных типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Соответственно этим типам он выделил три типа темперамента: висцеротонический (расслабленность, медлительность, чувственные устремления, добродушие), соматотонический (активность, энергичность, любовь к риску, агрессивность) и церебротонический необщительный, повышенная реактивность, склонность к одиночеству). Причем каждое из этих качеств имело шкальную оценку, степень выраженности этих качеств описывалась в форме индекса (от 1 до 9). Основной минус в том, что предполагалась фатальная соматическая обусловленность психических черт, жесткая зависимость между соматическим и психическим.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

К третьей группе относится учение Павлова о типологических свойствах НС человека и животных. Он выделил 3 основных свойства НС в качестве основы темперамента: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил 4, по его данным, основные, типичные комбинации в виде 4-х типов ВНД. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией темпераментов. Сильный, уравновешенный, подвижный тип рассматривался им как темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный -- темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика. Но в дальнейшем Павлов отказался от того, чтобы рассматривать типы НС как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как «картины поведения».

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала Теплова, а затем - Небылицына, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов.

Таким образом, в настоящее время говорить о типологиях темперамента не приходится, мы можем говорить о свойствах НС, причем не об общих свойствах НС, а о частных свойствах НС, имея ввиду свойства отдельных анализаторных систем. Мы в данный момент можем говорить так же не об общих типах НС, а о парциональных типах, имея ввиду различные подкрепления.

Теплов различал особенности НС и их поведенческие проявления. «Свойства НС не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие». Каждое из свойств НС, выделенных Павловым, рассматривалось им как набор частных свойств или «синдром» («синдром силы», «синдром подвижности»...). Механизмом выделения синдрома, по Теплову, служит факторный анализ, он разработал этот метод, позволяющий зафиксировать имеющуюся картину, но не отвечающий на вопрос «почему»?

В настоящее время, прежде всего, подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. В нее входят 8 первичных свойств и четыре вторичных свойства. Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе и к отдельным анализаторам. Русалов развил дальше идеи школы Теплова-Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы.

1) 0бщие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2) Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга.

3) Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач, Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами.

Объект исследования: темперамент человека.

Предмет исследования: поведение людей с разными типами темперамента.

Гипотеза исследования: Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах.

Цель исследования: изучить влияние типов темперамента на поведение человека.

Задачи:

1. Изучить подходы в литературе.

2. Выявить влияния типов темперамента на поведение в конфликте.

Глава 1. Историко-теоретический аспект проблемы темперамента

1.1 Из истории учений о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить.

Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших дней.

Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.

Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И.Кант в конце XYIII в. рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.([1], с.208)

У Вундта (конец XIX в.) темперамент - это соотношение скорости и силы “душевных движений”. В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта, стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.

В истории учений о темпераменте изменялось понимание физиологических основ темперамента. Выделялось два основных направления: объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психиатр Кречмер, американский Шелдон), или соотношением свойств нервной системы (И.П.Павлов) ([1], c. 407-408).

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа ([4],[5],[6]):

Лептосоматик (астенический тип) - характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4],[5].

Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа ([4], [5], [6]):

1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera- “внутренности”), соматотония (греч. Soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды ([4],[5]).

Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности ([1], c. 409).

На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей [4].

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. ([1], с.208-209)

На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф.Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг ([2], с.307).

Учение И.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:

1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому ([4], С.384). И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. ([1], c. 408).

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы ([1],[3],[4]):

1) сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову - сангвинический темперамент);

2) сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову - флегматический темперамент);

3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову - холерический темперамент);

4) слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову - меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы ([1], c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовать и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания ([4], С.386).

Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысле можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной системы, открыты два новых свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов), лабильность нервных процессов - свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного или тормозного процесса) [1], [4].

В отличие от И.П.Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.

Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое.

Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

И.П.Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, т.е наследственным типом. Это подтверждается в опытах на селекции животных и при изучении одно- и разнояйцовых близнецов у человека, воспитывающихся в разных семьях.

Несмотря на это, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания (особенно в раннем детстве), вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и (в подростковом и даже зрелом возрасте) в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Например, при суперопеке родителей ребенок может вырасти трусливым, нерешительным, неуверенным в себе человеком, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени.

От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, особенностью нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте является ее слабость и неуравновешенность, что накладывает отпечаток на свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента, зависящие от типа нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются в достаточной степени, появляются несколько позднее, фактически уже в школьном возрасте.

Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента [1].

1.2 Понятие темперамента

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента ([1], c. 405). К свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности ([1], c. 406). От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

2) психический темп и ритм;

3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека ([1], c. 406). Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. ([1], c. 407; [4]. С.387). В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами.

Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные свойства психики). Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение ([2], С.394). В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов ([3]. С.167). В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.

Темперамент - это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде ([6], C.287). В данном определении обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение не содержит терминов “динамика психических процессов”, “психические свойства”, в нем говорится о характеристиках реагирования и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения “степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности” становится более понятным, что речь идет о психических процессах.

Темперамент есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности [7]. В данном определении основной акцент смещен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.

При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента как психобиологической категории [2] со ссылкой на работы В.М. Русалова им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество.

В литературе разнообразны подходы к описанию свойств темперамента. В курсе лекций Е.И.Рогова ([4], C.387) рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента (см. их характеристику в разделе “Типология темпераментов”).

Немов Р.С. ([2], С. 398--400) со ссылкой на работы В.М. Русалова выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность. При анализе свойств темперамента он обращает внимание на то, что каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, т.к. в деятельности и общении они проявляются по-разному. Он описывает свойства темперамента следующим образом.

Свойства темперамента по источнику [4]. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров -- активности и чувствительности -- включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент -- это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности -- предметной деятельностью и общением -- каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ