бесплатные рефераты

Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Отгадай, кто это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений.

Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

Упражнение «Телефон доверия»

Инструкция: «Вообразите себе, что набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста?» Ответом может быть коллективное обсуждение, или персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, который отвечает на вопрос клиента.

Занятие 2.

Упражнение «Интервью»

Один из участников садится в центре круга. Группа может задать ему пять вопросов, но строго придерживаясь рамок определенной социальной роли того, кто сидит в центре, например, вопроса к педагогу, студенту, члену парламента и т.п.. Потом следующий участник садится в центре. Ему также ставят пять вопросов, но обязательно с учетом того, в какой социальной роли он выступает.

Упражнение «Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания.

Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его -- определить, кто мог бы о нем такое сказать.

Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов.

Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности.

В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой.

Организационная игра «Адские башни»

Необходимое время: Около часа.

Цель: Это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В «Адских башнях» эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.

Размер группы

Инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек.

Этапы работы:

Разбейте группу на команды по 6 человек.

Дайте каждой команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.

Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу.

Инструкции для карточек

- Башня должна состоять из 20 блоков.

- Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

- Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков».

- Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».

- Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.

- Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Обсуждение итогов игры

За игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно обсудить ситуации - они повторяются всякий раз, когда используют эту игру.

1. Побеждает игрок, которому поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо - в зависимости от темперамента -- сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены - тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.

Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.

2. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей». Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам. Мы видели, как люди вырывали «кирпичи друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня вряд ли будет построена.

3. Налицо комбинация описанных стратегий. Между потенциальными строителями идут непрерывные переговоры, которые отнимают много времени. Каждый «кирпич» становится предметом невербальной, иногда горячей, дискуссии. При достаточном времени башня, в конце концов, вырастет, но команда, ведущая себя подобным образом, обычно проигрывает соперникам, которые выбирают стратегию 1.

Игра «Распределение сердец»

Время проведения игры 2-3 часа.

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция

Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

1. какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

2. каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

3. какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

Игра «Машина с характером»

Цель: Сплочение группы.

Время проведения: 20 минут.

Этапы игры:

Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.

Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».

Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».

1. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок.

2. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.

3. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

4. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе.

Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов, машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

1. Смогла ли группа создать интересную машину?

2. Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?

3. В какой момент вы стали деталью машины?

4. Как вы придумали свои действия?

5. Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

6. Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

7.Трудно ли было разобрать машину?

8. Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира.

2.4 Вывод по второй главе

Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе.

Так же для исследования межличностных отношений используют проективные методики. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Исследование межличностных отношений в группе проводилось со студентами педагогического факультета, пятого курса, в возрасте 21 -22 лет. Оно проходило с помощью социометрической методики

В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели: статусные категории каждого студента:

лидеры - 7 человек.

предпочитаемые - 0 человека.

пренебрегаемые - 7 человек.

отверженные - 1 человек

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.

Для определения экстраверсии - интроверсии, а также типов темперамента личности, была использована методика Айзенка.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров.

Заключение

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения влияния темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г.Ананьев. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.

3. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст]/А.А. Бодалев. -Л., Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 1997.

5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. - СПБ., 1999.

6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. Т.З. с. 5-314.

7. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. - М.,2001.

8. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека, т.2. Способности [Текст]/ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Изд.- ЛГУ, 1960.

9. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]/А.Г.Ковалев. - М.: Наука, 1970.

10. Коломенский, Я.Л. Человек: психология. -М., Просвещение 1986. -223 с.

11. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст]/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. - М,1991.

12. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. - М., 2001.

13. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст]/ А.Ф. Лазурский. - Пг. «Земля». 1915. -338 с.

14. Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст]/ Н.Д. Левитов. -М., Просвещение. 1969. - 424 с.

15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1975.

16. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст]/ В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ, 1973.

17. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 483 с.

18. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. Дисс...д-ра псих.наук [Текст]/ Н.Н. Обозов . - Л., 1978. -380 с.

19. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера,2000.

20. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. - М.: Институт позитивной психологии,2006.

21. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. - М.: Высшая школа, 2003. - 563 с.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.

24. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст]/ П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: Наука, 1984.

25. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

26. Шевандрин, Н. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н. Шевандрин. - М.: Владос, 2000.

27. Шумская, Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ: Автореф. дисс. канд. псих наук[Текст]/ Л.И. Шумская. -Минск. 1979. -18 с.

28. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии[Текст]/. М., 1969.

Приложение № 1

Буренина Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Власова И.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Власова И.

Молодых О.

Вахрушева Вероника

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Власова И.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Кривенко М.

Молодых О.

Власова Ирина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Григорьева М.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Буренина О.

Морин С.

Возовикова Юлия

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Кривенко М.

Молодых О.

Григорьева Марина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Власова И.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Смирнова Т.

Фефелина О.

Карякина Лена

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Буренина О.

Молодых О.

Кривенко Мария

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Григорьева М.

Фефелина О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Возовикова Ю.

Морин С.

Лысенко Марина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Назаркова К.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Фефелина О.

Молодых О.

Молодых Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Назаркова К.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Власова И.

Назаркова К.

Патрина Лена

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Карякина Л.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Назаркова К.

Молодых О.

Смирнова Татьяна

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Григорьева М.

Фефелина О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Григорьева М.

Фефелина О.

Трубникова Татьяна

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Фефелина О.

Молодых О.

Фефелина Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого - нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого - нет?

Трубникова Т.

Карякина Л.

Социальный статус студентов

Фамилии студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Соц.статус

1.Буренина О.

0,14

2. Вахрушева В.

0

3. Власова И.

0,43

4. Возовикова Ю.

0,07

5. Григорьева М.

0,3

6. Карякина Л.

-0,07

7. Кривенко М.

0,14

8. Лысенко М.

0,6

9. Молодых О.

-1,2

10. Морин С.

-0,4

11. Назаркова К.

0

12. Патрина Л.

0,07

13.Смирнова Т.

0,07

14. Трубникова Т.

0,07

15. Фефелина О.

-0,14

Положительные выборы

2

0

6

1

4

0

2

8

0

0

2

1

1

1

2

Отрицательные выборы

0

0

0

0

0

1

0

0

18

5

2

0

0

0

4

ВСЕГО

2

0

6

1

4

1

2

8

18

5

4

1

1

1

6

Приложение №2

Опросник Айзенка

Темперамент обуславливает реакцию человека на внешние обстоятельства. Это врожденные особенности человека, которые определяют его характер.

Однако, если вы будет знать свой тип темперамента, вы сумеете обратить свое внимание на свои сильные и слабые качества.

Это поможет вам быть дальновиднее, возможно, где-то поработать над собой, а где-то избежать ситуаций, которые вам нелегко даются.

Точнее всего тип темперамента можно определить с помощью опросника Айзенка.

№№

Ваш ответ ("+" или "-")

Вопрос

1

Подчас вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать возбуждение?

2

Вы часто чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, помочь и утешить?

3

Вы считаете себя человеком беззаботным?

4

Вам очень сложно отказаться от своих прежних намерений, планов?

5

Вы обдумываете свои дела неспеша?

6

Вы всегда сдерживаете свои обещания?

7

У вас часто бывают подъемы и спады настроения?

8

Как правило вы говорите и действуете быстро, не раздумывая?

9

Иногда у вас возникает чувство, что вы несчастны?

10

Если бы дело пошло на спор, могли бы вы решиться на все?

11

Смущаетесь ли вы, когда хотите завязать разговор с симпатичным представителем противоположного пола?

12

Бывает ли, что разозлившись вы выходите из себя?

13

Часто ли вы действуете под влиянием момента?

14

Часто ли вас терзают мысли о том, что этого говорить или делать не следовало бы?

15

Чтение книг в одиночестве вы предпочитаете встречам с людьми?

16

Верно ли, что вас легко обидеть?

17

Вы любите часто бывать в компании?

18

У вас иногда бывают такие мысли, о которых лучше бы не знали другие люди?

19

Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20

Вы предпочитаете иметь друзей немного, но зато особенно близких вам?

21

Вы много мечтаете?

22

Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23

У вас часто появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

24

Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25

Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26

Иногда ваши нервы бывают напряжены до предела?

27

Вас считают живым и веселым человеком?

28

Часто ли после того, как дело сделано, вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что теперь могли бы сделать лучше?

29

Находясь в компании вы чувствуете себя спокойно?

30

Бывает ли, что иногда вы передаете слухи?

31

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что вас мучают различные мысли?

32

Если хотите узнать о что-либо, вы предпочитаете найти в книге, не спрашивая у людей?

33

Иногда у вас бывает сильное сердцебиение, не связанное с физической работой?

34

Нравится ли вам работа, требующая напряженного внимания?

35

Бывают ли у вас приступы дрожи?

36

Вы всегда говорите только правду?

37

Вам приятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38

Вы раздражительны?

39

Вам нравится работа, которая требует быстрого действия?

40

Когда все кончено благополучно, вам еще долго не дают покоя мысли о том, какие неприятности могли бы произойти?

41

Вы медлительны и не расторопны в движениях?

42

Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43

Часто ли вам снятся кошмары?

44

Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая поговорить с новым человеком?

45

Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46

Вы чувствуете себя очень ничтожным, если долго не могли видеться со своими друзьями, знакомыми?

47

Могли бы вы назвать себя нервным человеком?

48

Среди ваших знакомых есть такие, которые вам совершенно не нравятся?

49

Вы считаете себя человеком, уверенным в себе?

50

Вас можно задеть, если покритиковать ваши недостатки или ошибки работы?

51

Если собирается много народу, вы стараетесь уклониться от вечеринки?

52

Вас беспокоит чувство, что вы хуже других?

53

Если вы оказываетесь в компании, вы можете внести оживление?

54

Иногда вы говорите о вещах, в которых совершенно не разбираетесь?

55

Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56

Вы любите подшучивать над другими людьми?

57

Вы страдаете от бессонницы?

Подсчитываем результаты теста Айзенка

Приведенные выше вопросы распадаются на три группы или шкалы, каждая из которых направлена на измерение одного определенного качества. За всякий ответ, совпадающий с "ключом", начисляйте себе один балл и затем сложите баллы по каждой из шкал.

1. Ключ шкалы скрытности-откровенности:

6

+

12

-

18

-

24

+

30

-

36

+

42

-

48

-

54

-

Если ваши ответы на эти вопросы совпадают с тем, что вы видите в таблице, то за каждый такой ответ начислите себе 1 балл.

Эта шкала диагностирует вашу склонность давать социально-желательные ответы в расчете произвести более выгодное впечатление. То есть она показывает, насколько вы лукавите с тем, чтобы показать людям свою положительность.

Максимально по этой шкале можно набрать 9 баллов, однако если вы набрали больше 5, то этот невероятный результат говорит, с одной стороны, о сильном желании нравиться окружающим, а с другой - что все остальные ответы недостоверны и результаты дальше обрабатывать не нужно.

2. Ключ шкалы эмоциональной стабильности-нестабильности

2

+

4

+

7

+

9

+

11

+

14

+

16

+

19

+

21

+

23

+

26

+

28

+

31

+

33

+

35

+

38

+

40

+

43

+

45

+

47

+

50

+

52

+

55

+

57

+

По этой шкале вы можете набрать от 0 до 24 баллов, что означает переход от характеров спокойных и уравновешенных к людям чувствительным, тревожным, склонным болезненно переживать неудачи и беспокоиться по мелочам.

3. Ключ шкалы интроверсии-экстраверсии

1

+

3

+

5

-

8

+

10

+

13

-

15

+

17

+

20

-

22

+

25

+

27

+

29

-

32

-

34

-

37

-

39

+

41

-

44

+

46

+

49

+

51

-

53

+

56

+

Значения этой шкалы тоже варьируют от 0 до 24 и включают переход от интровертированных личностей - философствующих, неконтактных, погруженных в себя людей до общительных экстравертов, предпочитающих самоуглублению праздничные краски жизни.

Определение типа темперамента

Теперь на приведенной диаграмме найдите точку плоскости, координатами которой являются полученные вами значения эмоциональной стабильности и интроверсии-экстраверсии. Удобнее будет, если вы распечатаете схему или скачаете ее себе на компьютер и отметите точку в графическом редакторе.

Эта точка попадет в один из четырех квадратов, каждый из которых соответствует одному из типов темперамента.

Нужно учесть, что чем дальше от центра находится ваша точка, тем более ярко выражен темперамент, и чем ближе находится точка к одной из осей, тем больше черт "соседнего" темперамента вы несете.

Холерик

Энергичный, стремительный, возбудимый. Его движения и речь быстры, порывисты. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, агрессии. Иногда, в критических ситуациях, ему трудно контролировать свои чувства.

К этому типу принадлежали Суворов и Менделеев.

Сангвиник

Общительный, отзывчивый, жизнерадостный. Стремится к частой смене впечатлений, легко отзывается на происходящие события. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Иногда сангвиник может быть рассеянным, легкомысленным, безответственным.

Из известных людей этот тип темперамента представляют Пушкин, Бомарше, Энгельс.

Флегматик

Осмотрительный, доброжелательный, рассудительный, спокойный. Ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. У флегматика преобладает ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством.

Баснописец Крылов является ярким представителем данного темперамента.

Меланхолик

Замкнутый, ранимый, сдержанный, настороженный. Меланхолика отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, сопровождающаяся повышенной тревожностью. Эмоции - преимущественно отрицательные - при слабом внешнем выражении глубоки и устойчивы. Он боится новых ситуаций, незнакомых людей, испытаний.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ