бесплатные рефераты

Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся

Принципы профориентации:

формирование профессиональных намерений соответственно интересам и склонностям личности и потребностям конкретного экономического района в кадрах;

комплексный характер профориентационной работы.

Этический принцип

Учёный-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности-неразглашения сообщенных респондентами сведений следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

2.3 Психодиагностические методики

В нашем экспериментальном исследовании применялись методики, направленные на диагностику профессиональной направленности и диагностику профессиональной направленности и диагностику индивидуальных особенностей личности (диагностика темперамента и лидерских способностей).

1. Тест-опросник Г.Айзенка подростковый.

Диагностика темперамента. [21]

Это один из самых известных тестов. На его создание ушло несколько десятков лет. Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч исследований, посвящённых адаптации и использованию этого опросника.

Цель опросника: выявить особенности темперамента подростка.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно, то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-».

Интерпретируя результаты опросника, Айзенк выделил два параметра индивидуальности человека:

экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость (стабильность) - эмоциональную неустойчивость, нестабильность (нейротизм).

Часть вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.

Экстраверты - люди, ориентированные на окружающий мир, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движения и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Интроверты - люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Они более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой.

С помощью опросника определяют тип темперамента. Изображают координаты и откладывают баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость - нейротизм и интроверсия-экстраверсия. Сочетание характеристик указывает на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в левой нижней - флегматики и в левой верхней - меланхолики.

Нейротизм (эмоциональная неустойчивость)

24

Меланхолик

Холерик

13

0

Интроверсия

12

13

Экстраверсия

24

12

Флегматик

Сангвиник

0

Эмоциональная устойчивость

Данные представлены в приложении (таб. 1)

2. Опросник определения преобладающего типа темперамента [21]

Людям чаще свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Мы использовали данный опросник с целью уточнения полученных данных предыдцщего опросника Айзенка.

После ответов на вопросы подсчитывается количество плюсов по каждой карточке отдельно. Затем вычисляют процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

где Х, С, Ф, М - типы темперамента; А1, А2, А3, А4 - число положительных ответов по карточкам;

А - общее число положительных ответов по четырём карточкам.

В конечном виде формула темперамента» приобретает примерно такой вид:

Т = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М

Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный Е.А.Климовым. [21]

Климов разделил все профессии на 5 основных типов.

Человек - человек
Профессии: официант, продавец, врач, секретарь, педагог, воспитатель.
Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности.
Человек - техника
Профессии: автослесарь, станочник, электрик, токарь, радиомеханик, инженер-технолог.
Качества: способности к физике, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Человек - знаковая система
Профессии: экономист, чертёжник, наборщик, программист, бухгалтер, учёный-теоретик.
Качества: способность к алгебре, абстрактное мышление, устойчивость внимания, усидчивость.
Человек - художественный образ
Профессии: актёр, художник, швея-модельер, маляр, композитор, писатель.
Качества: наглядно-обрезное представление, яркое воображение, склонность к творчеству.
Человек - природа
Профессии: лесник, животновод, агроном, фельдшер, геолог.
Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.

Подсчитывают количество плюсов в каждом из 5 столбов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Результаты представлены в приложении (рис.1)

4. Анкета для школьников

1. Твои планы после окончания школы:

поступить в ВУЗ;

поступить в техникум;

поступить в ПТУ;

устроиться на работу;

пока не решил.

Выбрал ли ты профессию:

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

Кем бы ты хотел работать:

руководителем;

исполнителем;

затрудняюсь ответить.

Какие сложности могут возникнуть при получении профессии, которую ты выбрал (поступлении в институт):

отсутствие необходимых знаний и способностей;

материальные трудности;

проблемы со здоровьем;

затрудняюсь ответить.

Результаты в приложении (рис.2)

5. Методика «Лидер» [44]

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для руководителя, поскольку он должен быть лидером в трудовом коллективе.

После ответа на вопросы, в соответствии с ключом определяется сумма баллов.

Если сумма баллов меньше 25, то качества лидера выражены слабо, если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне, если сумма баллов от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно, если больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Данные опроса - в приложении (таб.2)

2.4 Качественная и количественная обработка результатов

В результате качественной обработки результатов были определены типы темперамента испытуемых, предпочитаемые ими профессии и виды профессиональной деятельности.

Количественные данные использовались для статистической обработки.

Исходя из гипотезы мы должны установить наличие либо отсутствие связи между определённым типов темперамента испытуемых и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности.

Для установления связи между типом темперамента и типом выбираемой профессии воспользуемся критерием тенденции L Пейджа.

Выборка: 9 человек (9 кл.)

Таблица 1. Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО

Номер и

темперамент испытуемого

Ч.-Ч.

Ч.-Т.

Ч.-П.

Ч.-З.

Ч.-Х.

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

1

Х

8

5

4

3,5

1

1

4

3,5

3

2

2

С

9

5

2

2

1

1

4

3,5

4

3,5

3

Ф

2

1,5

3

3

8

5

2

1,5

5

4

4

Х

2

2

8

5

1

1

6

4

3

3

5

С

5

4

4

3

2

1

6

5

3

2

6

С

1

1

7

4

2

2,5

2

2,5

8

5

7

М

2

1,5

2

1,5

6

5

5

3,5

5

3,5

8

Ф

2

2

4

3

1

1

8

5

5

4

9

Ф

1

1

4

3

6

4,5

6

4,5

3

2

Суммы

23

28

22

33

29

Сумма рангов составляет:

23+28+22+33+29=135

Расчётная сумма:

n=9, с=5

Реально полученная и расчетная суммы совпадают, можно двигаться дальше.

Сформулируем гипотезы.

Но: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, являются случайными.

Н1: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными.

Определим эмпирическое значение L по формуле:

L=

Lэмп=(22.1)+(23.2)+(28.3)+(29.4)+(33.5)=433

Определим по таблице Lкр. для n=9, с=5

Lкр.=

Сравним Lкр и Lэмп

Lэмп > Lкр (р0,05)

Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.

Аналогично для II выборки - 12 человек (11 кл)

Таблица 2 Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО

Номер и

темперамент испытуемого

Ч.-Ч.

Ч.-Т.

Ч.-П.

Ч.-З.

Ч.-Х.

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

1

Х

8

5

5

4

1

1

3

2,5

3

2,5

2

М

2

1

3

2,5

5

4

3

2,5

7

5

3

С

7

4

8

5

1

1

2

2,5

2

2,5

4

Х

5

4

7

5

2

1,5

4

3

2

1,5

5

С

7

5

3

2,5

1

1

3

2,5

6

4

6

Х

6

4,5

4

3

6

4,5

1

1

3

2

7

М

1

1

2

2

8

5

3

3

6

4

8

М

5

4

3

2

4

3

6

5

2

1

9

Ф

5

4

2

1

3

2,5

3

2,5

7

5

10

Х

4

3

5

4

2

2

8

5

1

1

11

С

4

3

5

4

2

1,5

7

5

2

1,5

12

Ф

8

5

6

4

2

2

4

3

0

1

Суммы

43,5

39

29

37,5

31

Сумма рангов составляет 180

Расчётная сумма:

Реально полученная и расчётная сумма совпадают.

Используем предыдущие гипотезы.

Определим эмпирическое значение L

Lэмп=(29.1)+(31.2)+(37,5.3)+(39.4)+(43,5.5)=577

5. Определим по таблице Lкр для n=12, с=5

Lэмп > Lкр (р0,05)

Ответ: Но отклоняется, Принимается Н1.

Вывод: Для обоих выборок различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными. Следовательно, мы с достоверностью 0,05 можем утверждать о наличие связи между темпераментом испытуемого и выбираемой им профессии.

Чтобы определить характер этого влияния, построим графики выбора профессии испытуемыми с разным типом темперамента. (Приложение рис. 3)

Рассмотрев графики, можно сделать следующий вывод:

профессии типа Ч.-П. выбирают в основном меланхолики и флегматики, они же выбирают и профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.

Сангвиники и холерики предпочитают в основном профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.

2. Для установления связи между типом темперамента и видом профессиональной деятельности (исполнитель-руководитель) воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Но т.к. Айзенк выделил два параметра темперамента: экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, то устанавливать связь будем отдельно для каждого параметра.

Выборка состоит из 18 человек, т.к. у 3 испытуемых по шкале искренности показатели больше нормы.

Таблица 3 Баллы по шкале экстраверсия-интроверсия и баллы лидерской способности

Экстраверсия-интроверсия

Ранг

Лид. спос.

Ранг

d

d2

И1

20

13,5

41

17

- 3,5

12,25

И2

22

17

28

8

9

81

И3

2

2,5

29

9

- 6,5

42,25

И4

18

10

36

13

- 3

9

И5

20

13,5

34

11

2,5

6,25

И6

2

2,5

10

4

- 1,5

2,25

И7

4

4,5

38

15,5

- 11

121

И8

9

7

8

2,5

4,5

20,25

И9

20

13,5

36

13

0,5

0,25

И10

4

4,5

30

10

- 5,5

30,25

И11

18

10

4

1

9

81

И12

22

17

36

13

4

16

И13

20

13,5

38

15,5

- 2

4

И14

1

1

24

6

- 5

25

И15

7

6

8

2,5

3,5

12,25

И16

18

10

20

5

5

25

И17

22

17

42

18

- 1

1

И18

10

8

25

7

1

1

Сумма

490

Сформулируем гипотезы.

Но: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.

Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, то коэффициент ранговой корреляции подсчитывается по формуле.

4.

5. Определим критические значения rs при N=18 по таблице.

6. Сравним rэмп и rкр

rэмп > rкр (р0,05)

0,48 > 0,47 (р0,05)

Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.

Таблица 4 Баллы по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллы лидерской способности

Экстраверсия-интроверсия

Ранг

Лид. спос.

Ранг

d

d2

И1

14

11

41

17

6

36

И2

11

8

28

8

0

0

И3

12

10

29

9

1

1

И4

8

3

36

13

- 10

100

И5

10

4

34

11

- 7

49

И6

22

16

10

4

14

196

И7

10

4

38

15,5

- 11,5

132,25

И8

11

8

8

2,5

5,5

30,25

И9

16

12

36

13

- 1

1

И10

22

16

30

10

6

36

И11

2

1

4

1

0

0

И12

18

13

36

13

0

0

И13

19

14

38

15,5

- 1,5

2,25

И14

22

16

24

6

10

100

И15

11

8

8

2,5

5,5

30,25

И16

24

18

20

5

13

169

И17

10

4

42

18

- 14

196

И18

7

2

25

7

- 5

25

Сумма

1077

Сформулируем гипотезы

Но: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.

2.

3. Та = 4,5

Тв = 3

6. Сравним rэмп и rкр

rэмп < rкр

0,122 < 0,47

0,122 < 0,60

Ответ: Но принимается.

Вывод: В первом случае корреляция отлична от нуля, во втором - близка к нулю. Это значит, что существует связь между экстравертами-интравертами и лидерами, но отсутствует связь между лидерскими способностями и эмоциональностью испытуемых.

Построим графики выбора вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель) испытуемыми с разным типом темперамента (Приложение рис.4). На основе графиков сделаем вывод: выбирают руководящую деятельность испытуемые с сангвиническим и холерическим типом темперамента, тогда как флегматики и меланхолики избегают быть руководителем.

2.5 Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы

В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы.

Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами:

Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента.

Приспособить темперамент к требованиям профессии:

индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы;

предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;

формирование индивидуального стиля деятельности.

Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки:

группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия);

тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения);

сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);

«праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.

Заключение

В работе рассматривались понятия «темперамент», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация профессий; психофизиологические качества личности.

Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к следующим основным выводам.

Выбор профессии - важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ)

На современном этапе главная задача профориентации - формирование профессионального призвания.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Профориентация - сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия - это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.

Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований.

Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.

Темперамент - это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде.

Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).

И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.

Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.

В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).

На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-П.» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.

А сангвиники и холерики - профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.

Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.

Таковы основные выводы исследования.

Библиография

Аверин В.А. Психология личности. - С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.

Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. - М.: МГУ, 1984. - 141С.

Бачин В.А. Духовная культура личности. - М.: Политиздат, 1986. - 208С.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. - 240С.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003. - 186С.

Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 200С.

Калаев А.В. Новые технологии воспитания. - Казань: Дом печати, 1998. - 257С.

Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. - 205С.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - С.-П.: Речь, 2002. - 460С.

Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. - К.: 200. - 120С.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1999. - 175С.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж, 1997. - 258С.

Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 305С.

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 456С.

Немировский В.Г. Социология личности. - Красноярск, 1989. - 502С.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России. 200. - 448С.

Профориентация молодёжи. - М.: Высшая школа, 1978. - 305С.

Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. - 340С.

Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. - 180С.

Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. - С.-П.: Питер, 2000. - 525С.

Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. - М.: Владос, 2002. - Т.2. - 248С.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-П.: Питер, 2000.-720С.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С.-П.: Речь, 2003. - 350С.

Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н.

Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. - Киев, 1989. - 109С.

Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. - Ростов-наДону: Феникс, 2003. - 448С.

Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. - Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. - 418С.

Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. - М.: Полииздат, 1990. - 308С.

Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. - М.: Академия, 2002. - 128С.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва-Рига, 1995. -302С.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос. 2001. - 368С.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. - М.: Владос, 2001. - 512С.

Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. - 228С.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 320С.

Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М.: Юридическая литература, 1997. - 608С.

Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы - локальные решения. Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 304С.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 408С.

Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М.: УРАО, 2000. - 304С.

Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. - М.: Владом-Пресс, 2001. -160С.

Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - М.: Академия, 2003. - 320С.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.1-608С.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.2. - 609С.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.3. - 608С.

Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, ;4, 5, 6 за 1994 г.

Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.

Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.

Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.

Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.

Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ