бесплатные рефераты

Влияния семьи на процесс формирования личности подростка

Обработка результатов.

2.2 Результаты констатирующего исследования

В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты.

Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1.

Протокол № 1

ФИО

Общая тревожность

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожная

1

Альберт А.А.

34б

14б

2

Дима А.П.

68б

15б

15б

24б

13б

3

Леонид А.Н.

34б

13б

4

Руслан З.Р.

76б

18б

16б

18б

26б

5

Олеся А.О.

82б

18б

18б

19б

25б

6

Альмир Г.Л.

55б

16б

19б

18б

7

Миляуша А.А.

81б

23б

30б

24б

8

Света Г.В.

71б

20б

26б

22б

9

Раиль В.И.

66б

21б

18б

15б

13б

10

Альбина К.Ч.

75б

20б

20б

20б

16б

11

Луиза И.Ю.

34б

14б

12

Динара У.Я.

78б

20б

18б

18б

22б

13

Артур Ш.Н.

55б

16б

19б

18б

14

Артур Р.З.

70б

25б

18б

15б

13б

15

Ильшат О.Д.

61б

16б

23б

18б

16

Роза Т.Э.

41б

10б

13б

10б

17

Ляйсан Б.В.

33б

11б

14б

18

Лиля Ю.У.

89б

26б

33б

25б

19

Алина Н.М.

60б

18б

18б

15б

20

Эльвира П.

64б

22б

23б

15б

21

Наиль М.И.

46б

14б

13б

11б

22

Егор И.А.

56б

24б

14б

11б

23

Максим И.А.

61б

22б

16б

18б

24

Олег П.П.

82б

20б

18б

18б

28б

25

Кристина Е.В.

58б

18б

19б

18б

Приведем качественный анализ результатов по методике рисуночный тест «Моя семья».

Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Наиль осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями.

Леонид, Руслан, Луиза, Роза, Максим считают себя самыми значительными в семье, т.к. нарисовали себя первыми, а Артур Р., Ляйсан, Егор, Алина и Роза изобразили второй мать, что говорит об ее высоком авторитете в семье. Также высокий авторитет матери можно наблюдать в рисунках Олеси, Олег, Светланы, Раиля, Альбины, Эльвиры, Лилии, Альберта, т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая.

Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Альмира, Раиля, Лилии, Динары, т.к. отец изображен последним.

Артур Ш. изобразил себя последним и едва ли приметным, он ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям.

О конфликтной ситуации в семье, об эмоциональной разобщенности свидетельствуют рисунки Руслана, Луизы и Артура Ш., т.к. фигуры расположены далеко друг от друга. А Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Лилия изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Кристины; высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, они очень близко изобразили себя к матери.

Артур Ш. считает себя отвергнутым, он отделил себя на рисунке значительным пространством от других членов семьи. Между мамой и папой изобразили себя Светлана, Лилия, Дима и Олеся - ощущают себя нужными и необходимыми в семье.

Руслан и Луиза не нарисовали младших братьев и сестер, т.к. они являются источником дискомфорта, переживаний и мучений, тем самым они «устраняют» конкурентов.

Артура Ш.постоянно подавляет старшая сестра, т.к. он ее не изобразил и на вопрос: «Где этот член семьи?» ответил, что она вышла в магазин. Жаждет быть кому - то нужной Луиза, она изобразила кошку, которая на самом деле не существует.

Луиза и Альмира нарисовали отцу только глаза, тем самым они осведомляют нас, что отец все время наблюдает и следит за ними, не допускает шалостей и баловства, он - источник конфликтных ситуаций для них. Дима, Олеся, Миляуша, Света акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Также изображают себя Леонид, Руслан, Альбина, Ильшат, что дает возможность говорить об любовании собою, либо они серьезно озабоченны своею внешностью. Теплыми ласковыми тонами рисовали Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Ляйсан - любят свою семью. А холодными тонами рисовали Артур Ш., Луиза, Руслан - конфликтные отношения между детьми и членами семьи.

Распознавание типов воспитания по рисункам

Леонид, Руслан, Луиза и Роза - кумиры в семье. Раиль, Альбина, Егор, Ильшат, Дима, Ляйсан, Эльвира - гиперопека. Воспитание по типу «Золушки» - Артур Ш. Света, Лилия, Олеся, Наиль - воспитание «в культе болезни».

Приведем качественный анализ по методике рисуночный тест «Семья, которую я хочу».

Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Артур Ш., Луиза, Альмир, Наиль осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями.

Леонид, Артур Ш., Луиза считают себя самыми значительными в семье, Егор т.к. нарисовали себя первыми. Высокий авторитет матери можно наблюдать во всех рисунках, кроме Артура Ш., Максима, Луизы т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая.

Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Динары, т.к. отец изображен последним.

Все ребята изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Луизы, Альберта, Лилии, Артура Р., Олега, Кристины, высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, Руслана, Альмира, Розы, Алины, Миляуши, они очень близко изобразили себя к матери.

Между мамой и папой изобразили себя Луиза, Раиль, Алина, Светлана, Лилия, Дима, Олеся, Артур Ш., Артур Р., они ощущают себя нужными и необходимыми в семье.

Раиль, Алина, Светлана, Лилия, Дима, Руслан изобразили кошек и собак, объясняя это тем, что родители позволили им завести домашних животных.

Дима, Олеся, Миляуша, Света, Артур Ш. и Луиза акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник, а Ильшат, Дима, Ляйсан, Луиза, Альберт, Лилия и Артура Р. акцентируют внимание на голове отца и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник.

Теплыми ласковыми тонами рисовали все ребята класса, что дает возможность говорить о том, что ребята любят свою семью.

Приведем качественный анализ по методу «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

По данному методу выявилось следующее: у Альберта, Димы, Леонида, Олеси, Светы, Ильшата, Егора, Кристины, Лилии, Розы, Луизы, Руслана, Альмира, Максима, Олега положительное отношение к отцу; у Миляуши, Раиля, Альбины, Динары, Артура Ш. выявилось безразличное отношение к отцу, а у Артура Р., Ляйсан, Алины, Эльвиры, Наиля отрицательное отношение к отцу. Отношение к себе положительное у всех ребят, кроме Артура Ш. и Луизы, они относятся к себе безразлично. Положительно относятся к нереализованным возможностям Кристина, Олег, Максим, Егор, Наиль, Ильшат, Артур Р., безразличное отношение у Артура Ш., Динары, Луизы, Олеси, Руслана, Леонида, а отрицательное - у Альберта, Димы, Альмира, Миляуши, Светы, Раиля, Альбины, Розы, Ляйсан, Лилии, Алины, Эльвиры. Отношение к подчиненным положительное у Альберта, Леонида, Олеси, Миляуши, Раиля, Луизы, Артура Ш., Ильшата, Ляйсан, Алины, Наиля, Максима, Кристины. Безразличное отношение к подчиненным Олег, Егор, Эльвира, Лилия, Роза, Артур Р., а отрицательное - Динары, Альбины, Светы, Альмира, Руслана и Димы. У всех ребят отношение к будущему положительное, кроме Раиля, Альмира и Луизы, они к будущему относятся безразлично. Динара, Артур Р., Роза, Лилия, Эльвира, Егор, Олег, Дима, Руслан, Альмир, Света положительно относятся к вышестоящим лицам, Альберт, Леонид, Олеся, Луиза, Артур Ш., Ильшат, Ляйсан, Алина, Наиль, Максим, Кристина безразлично относятся к вышестоящим лицам, а отрицательное отношение у Миляуши, Раиля и Альбины. Почти все ребята относятся отрицательно к страхам и опасениям, кроме Лилии, Егора и Руслана, их отношение безразличное. Отношение к друзьям положительное у Альберта, Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Миляуши, Светы, Альбины, Раиля, Динары, Артура Ш., Олега, Максима, Наиля, Эльвиры, Лилии, Ляйсан, Ильшата и Артура Ш. Безразлично относятся к друзьям Луиза, Роза, Алина, Егор, Кристина. Кристина, Алина, Ляйсан, Раиль, Руслан, Олеся, Миляуша относятся к прошлому отрицательно, Роза, Наиль, Максим, Альбина и Альберт относятся к своему прошлому безразлично, у остальных ребят отношение положительное. У всех ребят отношение к лицам противоположного пола положительное. Положительно к сексуальным отношениям относятся все ребята, кроме Кристины, Эльвиры, Альбины, их отношение безразличное. Положительное отношение к семье у всех девушек, кроме Луизы, ее отношение безразличное. Из молодых людей положительно относятся к семье Альберт, Дима, Леонид, Руслан, Альмир, Наиль и Раиль. Отрицательно относятся Артур Ш., Артур Р., Ильшат. Безразлично - Егор, Максим, Олег. Положительно относятся к сотрудникам Альмир, Миляуша, Света, Раиль, Альбина, Роза, Ляйсан, Лилия, Алина, Эльвира, отрицательно - Наиль, Егор, Максим, Альберт, Дима, Руслан, Олеся, безразлично - Олег, Кристина, Леонид, Луиза, Динара, Ильшат, Артур Р., Артур Ш. Все ребята положительно относятся к матери. Безразличное отношение к чувству вины у Кристины, Эльвиры, Альберта, Альмира и Ильшата, остальные ребята отрицательно относятся к чувству вины.

Результаты исследования по тесту «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) представлены в протоколе № 2.

Протокол № 2

ФИО

СТ

ЛТ

низкая

умерен

высок

низкая

умерен

высок

1

Альберт А.А.

42б

56б

2

Дима А.П.

29б

43б

3

Леонид А.Н.

40б

41б

4

Руслан З.Р.

46б

40б

5

Олеся А.О.

39б

44б

6

Альмир Г.Л.

28б

58б

7

Миляуша А.А.

33б

27б

8

Света Г.В.

22б

34б

9

Раиль В.И.

25б

36б

10

Альбина К.Ч.

39б

61б

11

Луиза И.Ю.

54б

63б

12

Динара У.Я.

29б

40б

13

Артур Ш.Н.

30б

43б

14

Артур Р.З.

67б

73б

15

Ильшат О.Д.

24б

39б

16

Роза Т.Э.

27б

44б

17

Ляйсан Б.В.

24б

41б

18

Лиля Ю.У.

59б

71б

19

Алина Н.М.

33б

38б

20

Эльвира П.

37б

57б

21

Наиль М.И.

42б

66б

22

Егор И.А.

22б

40б

23

Максим И.А.

53б

41б

24

Олег П.П.

21б

27б

25

Кристина Е.В.

30б

26б

Примечание: СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личная тревожность.

У 10 ребят низкая ситуативная тревожность, также у других 10 ребят умеренная ситуативная тревожность и у 5 ребят - высокая. Низкая личная тревожность у 4 подростков, умеренная у 13 подростков и высокая у - 8.

Проведенное констатирующее исследование позволило сделать ряд выводов.

1.Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка.

2.Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.

3.На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

4.По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким.

5.Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию тревожности, развитию адекватного уровня самооценки и адекватного отношения к близким.

Глава III. Профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка

3.1 Организация и содержание профилактической работы

Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка.

Формирующий этап исследования проводился в ноябре - декабре 2009 года.

Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года.

Цель программы: коррекция и профилактика психического здоровья личности подростка.

Задачи программы: способствовать самопознанию и рефлексии, дать понятие о самоценности человеческого «Я», развитие навыков самоанализа и самооценки, закрепить навыки групповой работы, научить преодолевать барьеры на пути самокритики, развивать уверенность в себе, создать условия для личностного роста подростков, создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Реализация профилактической программы осуществлялась посредством релаксационных упражнений.

Методы:

1) психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнения и игры), направленный на развитие и коррекцию психического здоровья подростка;

2) игротерапия - вид психотерапии, в которой игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психические и социальные проблемы, затрудняющие личностное развитие;

3) групповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо вопроса.

Этапы коррекционного воздействия:

I этап: проводится констатирующий замер в экспериментальной группе. Экспериментальная группа- это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

II этап: осуществление коррекционно-развивающего воздействия на подростков класса КРО.

III этап: проведение диагностического замера в экспериментальной группе. Сопоставление результатов констатирующего и диагностического замера в экспериментальной группе.

Программа рассчитана на 10 занятий. Материал, используемый на занятиях: спокойная музыка, направленная на расслабление; карандаши, бумага, ватман.

Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю. Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу, и работу «в кругу», и двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах.

Таблица № 1 Тематическое планирование профилактической программы

Дата проведения

Темя занятий

Время проведения

9 ноября

Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?»

Цель занятия: принять правила проведения занятий; создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

12.30-13.15

12 ноября

Занятие 2. Самооценка.

Цель занятия: дать понятие о самоценности человеческого «Я»; развитие навыков самоанализа и самооценки; закрепить навыки групповой работы.

12.30-13.15

17 ноября

Занятие 3. «Ярмарка достоинств».

Цели занятия: закрепить у учащихся навыки самоанализа; научить преодолевать барьеры на пути самокритики; развивать уверенность в себе.

12.30-13.10

20 ноября

Занятие 4.«В глубине души».

Цели занятия: создать условия для личностного роста подростков, создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

12.30-13.20

23 ноября

Занятие 5. Пойми меня.

Цели занятия: формировать у учащихся умение понимать друг друга, способствовать формированию навыков общения.

12.30-13.15

25 ноября

Занятие 6.«Прошлое, будущее, настоящее».

Цели занятия: создать условия для личностного роста подростков, способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

12.30-13.20

30 ноября

Занятие 7. Конфликт

Цели занятия: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

12.30-13.25

3 декабря

Занятие 8. «Какой я».

Цели занятия: выявить какой я, что я могу, что обо мне говорят.

12.30-13.20

8 декабря

Занятие 9. «В море эмоций».

Цели занятия: обогащение словаря эмоций у участников, создать условия для личностного роста подростков

12.30-13.20

11 декабря

Занятие 10. «Чувство одиночества».

Цель занятия: помощь участникам в преодолении чувства одиночества или обучение способам противостояния ему.

12.30-13.20

После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия.

3.2 Выявление эффективности проведенной работы

Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.

Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года.

На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) на контрольном этапе исследования представлены в протоколе № 3.

Протокол № 3

ФИО

Общая тревожность

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожная

1

Альберт А.А.

30б

14б

2

Дима А.П.

60б

14б

16б

17б

13б

3

Леонид А.Н.

28б

11б

4

Руслан З.Р.

61б

15б

13б

18б

15б

5

Олеся А.О.

68б

14б

15б

19б

20б

6

Альмир Г.Л.

47б

16б

15б

13б

7

Миляуша А.А.

70б

17б

25б

25б

8

Света Г.В.

71б

20б

26б

22б

9

Раиль В.И.

65б

21б

18б

15б

11б

10

Альбина К.Ч.

74б

20б

20б

18б

16б

11

Луиза И.Ю.

34б

13б

12

Динара У.Я.

78б

20б

18б

18б

22б

13

Артур Ш.Н.

49б

16б

15б

17б

14

Артур Р.З.

70б

24б

18б

15б

13б

15

Ильшат О.Д.

61б

16б

22б

18б

16

Роза Т.Э.

41б

10б

13б

10б

17

Ляйсан Б.В.

30б

12б

18

Лиля Ю.У.

87б

25б

32б

23б

19

Алина Н.М.

55б

18б

15б

15б

20

Эльвира П.

59б

20б

20б

15б

21

Наиль М.И.

46б

14б

13б

11б

22

Егор И.А.

56б

24б

14б

11б

23

Максим И.А.

61б

22б

16б

18б

24

Олег П.П.

81б

20б

18б

18б

25б

25

Кристина Е.В.

57б

18б

18б

17б

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ