Возможности использования дифференцированного подхода к учащимся на уроке русского языка как средства формирования адекватной самооценки
Успеваемость становится для большинства детей важнейшим критерием для формирования их самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.
Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, и это во многом связано с личностью первого учителя.
Любовь, похвалы, интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная и низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них часто возникают трудности при общении с другими детьми которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативной самооценкой часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя и другие групповые лидеры (Квинн В.).
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности (Кулагина И.Ю.). Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности, с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Отношение ребенка к себе как ученику также в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всею заботят родителей - поддержание престижа, послушание и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей жизни просты и туманны. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья - внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе более обоснованными.
Самооценка успевающих школьников является значительно более адекватной, чем неуспевающих. Между самооценкой и успеваемостью ребенка существует тесная взаимосвязь, причем у мальчиков она выражена более отчетливо, чем у девочек. Это, по-видимому, объясняется тем, что для самооценки мальчиков уровень достижений вообще является более важным фактором.
А. Комбс исследовал различия в самовосприятии детей и восприятии их отношений с окружающими. Причем «действующими лицами» были школьники, обладающие одинаково хорошими способностями, но имеющие различную успеваемость. Выяснилось, что у неуспевающих школьников больше развито чувство неадекватности, что в целом они хуже относятся к окружающим - взрослым и сверстникам - и считают, что окружающие откосятся к ним плохо. Способные, но неуспевающие существенно отличались от своих успевающих сверстников по эмоциональному складу, а также в плане самовосприятия и восприятия других.
Способные дети, плохо успевающие в школе, в целом испытывают по отношению к себе более негативные чувства, чем их успевающие сверстники. Неуспевающие школьники испытывают ощущение вины, чувство отверженности или изоляции от окружающих, их отличает защитный тип поведения, уступчивость, уклончивость, трудности самовыражения.
Нарушение адекватной самооценки часто происходит у детей, хорошо подготовленных к школе. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая для этого усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка.
При переходе в старшие классы, когда сложность учебного материала возрастает, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них может резко упасть самооценка. Совершенно очевидно, что для достижения успехов в школе учащиеся должны обладать достаточной уверенностью в себе и в своих способностях. Отсутствие такой уверенности у ребенка ведет к апатии, принятию зависимого положения, пессимистическому образу мыслей. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к худшему, боятся сказать или сделать что-либо неправильно. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным - далеко не всегда одно и то же, самосознание учащихся становится настолько определяющим для них, что различие между этими вещами практически теряет свой смысл.
Взаимовлияние самооценки и успеваемости имеет определенные возрастные различия. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют в школе, и тем, что он в состоянии реально выполнить. На первых этапах это расхождение еще недостаточно осознается ребенком и не сразу им принимается: большинство неуспевающих детей 1-го и 2-го классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К 4 му классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих школьников способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, самооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личность в целом.
Особенностью детей младшего школьного возраста (которая роднит их с дошкольниками и еще больше усиливается с поступлением ребенка в школу), является их безграничное доверие ко взрослым, главным образом, учителям, подчинение и подражание им. Эти внешние влияния авторитетного взрослого на ребенка очень существенны вплоть до подросткового возраста. Исследования по изменению внутренних установок ребенка показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на самовосприятие школьника. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимая его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый. В этом одна из причин особо важной роли учителей в формировании самооценки ребенка.
1.3 Пути создания воспитывающих ситуаций для формирования адекватной самооценки младших школьников
Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью, поэтому он нуждается в педагогической поддержки. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть «подтолкнуть», не дать потерять веру в себя. Именно от победы над собой, от преодоления трудностей, от признания окружающих ребенок испытывает высшее удовольствие и радость. Задача учителя в том и состоит, чтобы каждому школьнику дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Радость сама по себе не возникает, в основе ее успех, который является единственным источником внутренних сил ребенка. Воспитания младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Все это дает основание выделить первое условие: создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других.
Одно из главных жизненных умений, которыми природа не снабжает от рождения, но которыми должен, безусловно, овладеть человек, - умение управлять собой. Чтобы помочь каждому ребенку осознать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, сформировать умение владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы поведения, следует использовать методы опосредованного влияния на личность, методы, при которых школьники находились бы в субъектной позиции. Одним из таких методов является воспитывающая ситуация. Проведение ребенка через самые разнообразные ситуации помогает ему накапливать адекватный их содержанию опыт эмоциональных переживаний, приводит к убеждению на уровне своего сознания в целесообразности и правильности именно такого поведения.
Данные положения обусловили выбор третьего условия: создание воспитывающих ситуаций позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения.
Самооценка формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него взаимоотношения с окружающими, контакты со значимыми другими. Ценность отношений с другими влияет на собственное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому формирование позитивной самооценки во многом зависит от развития сферы отношений, от умения строить свои взаимоотношения с людьми, от культуры общения.
Культура общения - это, прежде всего, культура речевого поведения, регулируемая определенными правилами ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи. Отсюда немаловажным является четвертое условие: обучение школьников речевому этикету и формирование взаимоотношений с окружающими
Таким образом, формирование позитивной самооценки младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:
1) создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других,
2.1) обучение школьников приемам самопознания,
2.2) формирование у них адекватного самоотношения,
3) создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения,
4.1) обучение речевому этикету,
4.2) формирование взаимоотношений с окружающими.
Образование личности с необходимостью должно включать самопознание, которое начинается с анализа ею своих чувств и ощущений, с самонаблюдения за изменениями в себе. Необходимо научить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личностные качества как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека.
2. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Основными целями работы учителя русского языка являются создания условий для интеллектуального, духовного и физического развития ребенка через гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Работая по системе Л.В. Занкова, главной задачей обучения считается общее развитие ума, воли, чувств школьников и усвоение ими знаний, умений и навыков.
«Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознания процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных».
Последний принцип тесно связан с требованиями сегодняшнего дня - дифференциацией и индивидуализацией образовательного процесса. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.
Учитывая положительные и отрицательные мнения учителей-практиков, работающих по системе Л.В. Занкова, опираясь на свои наблюдения и опыт, учитель пытается ввести изменения в организацию как самостоятельной работы учащихся на уроке, так и контроля за результатами обучения. С этой целью он составляет систему проверочных, контрольных и итоговых работ по русскому языку в I-IV классах.
В учебных пособиях по системе Л.В. Знакова заложен принципиально новый подход к организации процесса обучения, следовательно, и к проведению проверочных и контрольных работ. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для себя задания. Предлагаемые задания по русскому языку составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
На проведение такого типа самостоятельных работ подталкивает и то обстоятельство, что в школе в среднем и старшем звене такая форма контроля уже принята, следовательно, ее реализация в начальных классах является одним из условий преемственности.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенностей класса и возраста учащихся.
В ряде проанализированных работ уровни заданий различаются формулировками, объемом выполняемых работ, характером решения, трудностью материала при выполнении упражнений и т.д.
За основу можно принять уровни, предложенные И.Г. Никитиным.
О первом уровне способа умственной деятельности учащихся можно говорить в том случае, когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образцу; пропущенные буквы; составить предложение и т.д.».
Второй уровень способа умственной деятельности учащихся предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать их результаты. При выполнении заданий этого уровня школьники не только демонстрируют знания, умения, навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать и преобразовывать. Задания второго уровня могут иметь следующие инструкции «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы: измени вопрос предложения так, чтобы оно изменило бы свое значение; исключи лишнее».
Третий уровень - творческий. Он свидетельствует о способности учащегося рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывает на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какое-либо правило; сочини; придумай; подбери».
Материал проверочных и контрольных работ подобран учителем с учетом того, чтобы:
1) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков по основным вопросам начальных классов и динамику их изменений;
2) установить способы деятельности, которыми овладели учащиеся, проследить динамику в наращивании накопленных учеником способов умственной деятельности.
Все предлагаемые проверочные и контрольные работы необходимо рассматривать как целое, так как они дают возможность отслеживать наращивание способов деятельности по единым линиям, начиная с первого полугодия I класса и кончая вторым полугодием IV класса.
Изменение в багаже накопленных способов деятельности учиетель прослеживает по следующим линиям:
1) развитие мышления, в котором устанавливаются следующие показатели:
а) способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути;
б) использование вариативности при выполнении задания;
в) способность к переключению с одного основания поиска решения на другое;
2) изменение в индивидуальном темпе учебной деятельности школьника;
3) способность к наращиванию способов самоконтроля.
При организации проверочных и контрольных работ такого вида имеют место:
1) постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя;
2) учет индивидуальных различий школьников;
3) возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
4) оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Такой же подход к выполнению разно-уровневых заданий предложен в книге «Развитие личности в обучении», где сформулированы следующие требования к проведению проверочных и контрольных работ:
1. Отсутствие травмирующих факторов при выполнении работы:
а) учитель имеет право подойти к ученику, который испытывает затруднения при выполнении работы;
б) если ученик не успевает закончить работу за то время, которое отведено на нее, то ему дается дополнительное время.
2. При проведении проверочной работы фиксируется время ее выполнения каждым учеником.
Проверочные и контрольные работы составлены исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся I-IV классов по русскому языку и предусматривают проверку знаний, умений и навыков учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление и активное оперирование усвоенным материалом. Наряду с традиционными видами проверочных работ - диктантом, списывание и т.д. - предлагаются работы разно-уровневого характера и тесты.
Для проверки первичного усвоения на первом этапе сформулированы простые задания, рассчитанные на 5-10 мин позволяющие учителю сразу определить степень понимания учебного материала. Ниже приведены соответствующие работы по теме «Алфавит» (I класс).
Работа 1.
1-й уровень
Запиши первые десять букв алфавита.
2-й уровень
Продолжи алфавит: л, …, …, …, ц.
3-й уровень
Расшифруй слова, используя алфавит: и, а, з, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е.
Работа 2.
Напиши ряд букв, исправь ошибку: а, в, б, д, е, ж.
2-й уровень
Выпиши из слов ёлки, маяк, лес, сугроб, гласные буквы в алфавитном порядке.
3-й уровень
Запиши гласные буквы в алфавитном порядке.
Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания, включающие материал на повторение.
Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.
Обучение учащихся умению самооценки по программе развивающего обучения (система Л.В. Занкова) начинается на этапе «введения в школьную жизнь». Дети знакомятся с «лесенкой достижения», на которой они отмечают крестиком исходный уровень владения данным навыком, а затем ребята фиксируют свои достижения, передвигая крестик или фигурку по лесенке. Ценность этого метода представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а так же то, что он способствует формированию адекватной самооценки.
3. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников
3.1 Диагностика сформированности адекватной самооценки младших школьников
Формирование адекватной самооценки младших школьников осуществляется в ходе опытно - экспериментальной работы проводимой в течении 2-х месяцев в 3 «А» классе средней школы №1 г. Богородицка.
Опытно - экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольные этапы. Основная задача констатирующего этапа заключалась в исследовании адекватной самооценки учащихся экспериментальной группы.
Для того, чтобы провести нашу экспериментальную работу, необходимо выявить главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки. Первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.
Объектом исследования являлись дети 3 «А» класса средней школы г. Богородицка.
Предметом исследования являлась самооценка детей.
Задачи исследования:
1. Выбор методов исследования.
2. Изучения самооценки.
3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.
4. Анализ полученных результатов.
5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Констатирующий этап.
Для работы была выбрана группа в количестве 7 человек. Дети подобраны так, что имеют различную успеваемость и уровень знаний по русскому языку.
Таблица 1
Респонденты
|
Оценка по предмету
|
Уровень знаний
|
|
Люда В.
|
5
|
Быстро усваивает учебный материал
|
|
Женя Д.
|
3
|
Работает на подражаемом уровне
|
|
Миша К.
|
5
|
Быстро усваивает учебный материал
|
|
Надя М.
|
4
|
Допускает ошибки в работе, но быстро их исправляет самостоятельно
|
|
Никита Н.
|
3
|
Работает на подражаемом уровне
|
|
Дима С.
|
4
|
Допускает ошибки в работе, но быстро их исправляет самостоятельно
|
|
Оля С.
|
4
|
Допускает ошибки в работе, но быстро их исправляет самостоятельно
|
|
|
Данным детям была предложена контрольная работа по теме «Глагол».
1-й уровень (дан алгоритм)
Разбери предложение Запылали алым цветом кисти спелые рябин (М. Исаковский) по членам предложения и по частям речи.
Разбери глаголы по схеме:
Глагол
|
Член предложения
|
Вопрос
|
Время
|
Лицо
|
Число
|
Спряжение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й уровень (алгоритм отсутствует)
Подбери предложение, относящееся к схеме.
Подмосковная зима блещет гладью белой (С. Маршак).
Порывистый ветер гонит облака. Ветер с синею волною печь сердитую ведет (А. Пушкин).
Лесную вырубку осветило теплое солнышко.
Разбери глагол как часть речи.
3-й уровень (работа творческого характера)
Составь три предложения к схеме.
Используй любые глаголы с безударными окончаниями, но такие, чтобы они были разного времени, лица и числа. Обозначь время, лицо и число глаголов.
На третьем этапе проводится итоговая проверка знаний, умений и навыков.
Итоги работы показали, что:
Таблица 2.
Респонденты
|
Оценка по предмету
|
Выбранный уровень
|
Уровень самооценки
|
|
Люда В.
|
5
|
1 уровень
|
заниженная
|
|
Женя Д.
|
3
|
1 уровень
|
Адекватная
|
|
Миша К.
|
5
|
3 уровень
|
Адекватная
|
|
Надя М.
|
4
|
1 уровень
|
Завышенная
|
|
Никита Н.
|
3
|
1 уровень
|
Завышенная
|
|
Дима С.
|
4
|
1 уровень
|
Завышенная
|
|
Оля С.
|
4
|
1 уровень
|
завышенная
|
|
|
Также была проведена модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур.
Цель: изучение типа самооценки.
Порядок проведения: экспериментатор раздал детям листы бумаги с нарисованной лесенкой (6 ступенек: 1 ступень - самые плохие дети; 2 ступень - плохие дети; 3 ступень - средние плохие дети; 4 ступень - средние хорошие дети; 5 ступень - хорошие дети; 6 ступень - самые хорошие дети) и говорил, что на этой лесенке - все дети внизу - самые плохие, ступенькой повыше - плохие, еще выше - средние плохие дети…, а на самом верху самые хорошие. «Где ты среди этих детей? Отметь галочкой. Почему ты себя поставил именно на эту ступеньку?»
Дети, поставившие себя на 1-2 ступень, обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Заниженная самооценка - один из источников проблем в обучении.
Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.
Дети, поставившие себя на 5-6 ступень, обладают завышенной самооценкой. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка («5»), полученная любым путем. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.
Обработка результатов показала следующее (см. таблицу 3).
Таблица 3. Результаты изучения типа самооценки
Респонденты
|
Выбранная ступенька
|
Тип самооценки
|
|
Люда В.
|
1 ступень - самые плохие дети
|
заниженная
|
|
Женя Д.
|
4 ступень - средние хорошие дети
|
адекватная
|
|
Миша К.
|
4 ступень - средние хорошие дети
|
адекватная
|
|
Надя М.
|
5 ступень - хорошие дети
|
завышенная
|
|
Никита Н.
|
6 ступень - самые хорошие дети
|
завышенная
|
|
Дима С.
|
5 ступень - хорошие дети
|
завышенная
|
|
Оля С.
|
5 ступень - хорошие дети
|
завышенная
|
|
|
Итак, заниженной самооценкой обладает 1 ребенок, завышенной - 4 испытуемых, адекватную самооценку имеют 2 ученика. Таким образом, нужно отметить, что необходима работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой.
Формирующий этап.
С целью формирования адекватной самооценки детям предлагались дифференцированные домашние задания.
Контрольный этап.
Цель: изучение самооценки школьника по следующим показателям: адекватность - неадекватность, аргументация самооценки, устойчивость - неустойчивость.
Порядок проведения: ученикам предлагалось выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивал работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздаче тетрадей ученикам говорилось: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведи кружком ту отметку, с которой ты согласен. Затем в индивидуальной беседе с учениками выяснялись ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает отметки «3», а учительница поставила тебе отметку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определялся на основе полученных данных по следующим показателям: 1) совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; 2) характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация; 3) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Обработка результатов представлена в таблице 4.
Таблица 4. Результаты изучения самооценки школьников
Респонденты
|
Оценил работу
|
Вопрос №1
|
Вопрос №2
|
Вопрос №3
|
|
|
Адекв.
|
завыш
|
заниж
|
|
|
|
|
Люда В.
|
+
|
|
|
средним
|
Радуют - «5»,» 4»; огорчают «3», «2»
|
Огорчусь
|
|
Женя Д.
|
+
|
|
|
Средним
|
Радуют - «5»,» 4»; огорчают «3», «2»
|
Обрадуюсь
|
|
Миша К.
|
+
|
|
|
Слабым
|
Радуют - «5»,» 4»; огорчают «3», «2»
|
Огорчусь
|
|
Надя М.
|
|
+
|
|
Сильным
|
Радуют «5»
Огорчают «4»
|
Обрадуюсь
|
|
Никита Н.
|
|
+
|
|
Сильным
|
Радуют «5»
Огорчают «4»
|
Обрадуюсь
|
|
Дима С.
|
+
|
|
|
Средним
|
Радуют - «5»,» 4»; огорчают «3», «2»
|
Обрадуюсь
|
|
Оля С.
|
+
|
|
|
средним
|
Радуют - «5»,» 4»; огорчают «3», «2»
|
Обрадуюсь
|
|
|
Вывод: предлагаемая работа привела к формированию адекватной самооценки у Люды, Жени, Миши, Димы и Оли. Но у Никиты и Нади, самооценка осталась завышенной, что требует дальнейшей работы над этой проблемой.
Таким образом, данные примененных методик, направленных на исследование адекватной самооценки младших школьников, показывают необходимость проведения с учащимися дифференциальной работы по формированию у них адекватной самооценки.
Заключение
Самооценка возникает у человека в процессе социального воздействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости, формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.
Исследуя проблему формирования самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе, основанного на определении данным Р. Бернсом, который предлагает рассматривать самооценку как совокупность установок, направленных на самого себя.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить у детей экспериментальной группы основной круг проблем: заниженную самооценку, проблемы в самопонимании и саморегуляции. У всех участников эксперимента эти проблемы выражены неодинаково: кто-то обладает ими в большей степени, кто-то в меньшей степени, у части детей по некоторым параметрам не обнаружено негативных проявлений.
Итоги эксперимента показали эффективность теоретически обоснованных педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников, их влияния на развитие у детей эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих самооценки. Это доказывает изменение типа самооценки, тенденции к сформированности реального и идеального, умения выходить из конфликтных ситуаций, знание и соблюдение нравственных норм и речевого этикета.
Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации учителям по формированию самооценки младших школьников:
1. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика.
1. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
2. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
3. Необходимо включать ситуации. Актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
4. Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи. Анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
5. Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.
6. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Список использованной литературы
1. Агапов B.C. Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Учебно-методическое пособие. - М.: Государственный университет управления, 1999. -21 с.
2. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции. Учебно-методическое пособие. - М.: МГСА, РПО, 2001. - С. 3 - 27.
3. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -384 с.
6. Анишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет / А.А. Анишина, Н.И. Формановская. - М.: Знание, 1978. - 180 с.
7. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. - М.: ИП РАН, 1997. - 306 с.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1991. - 176 с.
10.Ю. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
11. Блага К., Шебек М. Я-твой ученик, ты - мой учитель: Кн. для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
12. Богданова Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Калуга, 2000.-20 с. 13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. , И. Божович Л.И Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж; МОДЭК, 1995. - 352 с.
15. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - №4. С. 99-100.
16. БушелеваБ.В. Поговорим о воспитанности: Кн. для подростков. - М: Просвещение, 1980.-192 с.
17. П. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с. 18. Витковская Н.С. и др. Формирование культуры поведения младших школьников. - Киев, 1988. - С. 76-81.
19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
20. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980. - 250 с.
21. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7 - 8 кл. - М.: Просвещение, 1983, - 109 с.
22. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. - 320 с.
23. Давыдова М.А. Доброе слово, что ясный день // Начальная школа. -2000. - №7, - С. 121-124.
24. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие дляучителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - 220 с.
25. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
26. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - М., 1993. - 99 с.
27. Зеличенко А.И. Психология духовности. - М.: Трансперсональный институт, 1996-400 с.
Страницы: 1, 2
|