Для исследования мы используем так называемые личностные тесты, которые предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.
Для исследования уровня агрессивности используется модифицированный тест Басса-Дарки. В данной модификации исключена шкала «Чувство вины», убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Тест предназначен для диагностики различных форм агрессивного поведения. Данный опросник может быть применим для любой возрастной группы. Интерпретация проводиться в соответствии с ключом, данным в Приложении 2 .
Для определения суицидального риска подростков, использовался метод анкетирования - разновидность опроса, в котором цели исследования достигаются на основе анализа письменных ответов респондентов. Так как в настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у подростка, находящегося в кризисной ситуации. Поэтому, для данной данного исследования использовалась диагностическая анкета о критических ситуациях подростка (приложение 3), которая позволяет определить потенциальных суицидентов на основе их ответов на вопросы касающиеся определения общего критического состояния, которое может свидетельствовать о высоком уровне склонности к суициду.
Данные проведенного анкетирования по каждому из респондентов представлены в таблице 2. Наличие у испытуемого каждого признака критической ситуации отмечены знаком «+». Количество набранных плюсов более 5, а также более 3 отмеченных ситуаций при ответе на второй вопрос и более 4 при ответе на пятый вопрос может свидетельствовать о склонности подростка к суициду. Всего 11 факторов. Наличие более шести факторов говорит о высоком уровне переживания критических ситуаций, а так как критическая ситуация в подростковом возрасте зачастую сопровождается суицидальными действиями, то этот факт интерпретировался как высокий риск совершения суицида.
Таблица 1. Протокол результатов анкетирования
№
Номер вопроса
2
3
4
5
6
Количество
сфер возникновения критических ситуаций
Удаленность критической ситуации в психологическое прошлое
Ее ожидание в будущем
состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации
отрицательный баланс, внутренние суицидальное поведение
ситуационные реакции
субдепрессивные состояния
состояния фобического круга
состояния нервно-психического напряжения
Количество положительных ответов
эмоциональный дисбаланс
пессимизм
демобилизации
дезорганизация
1
3
Давно
Нескоро
+
3
+
+
2
4
Давно
Очень нескоро
+
+
3
+
+
3
7
Недавно
Скоро
+
+
+
4
+
+
+
4
5
Очень давно
Нескоро
+
3
+
5
3
Не очень давно
Нескоро
+
2
+
6
2
Не очень давно
Нескоро
+
2
+
7
8
Недавно
Не очень скоро
+
+
+
6
+
+
+
+
8
7
Недавно
Скоро
+
+
5
+
+
+
+
9
3
Давно
Нескоро
+
+
3
+
10
4
Давно
Нескоро
+
3
+
+
11
2
Давно
Нескоро
+
+
+
4
12
8
Недавно
Скоро
+
+
+
5
+
+
+
+
13
2
Не очень давно
Очень нескоро
2
+
+
+
14
9
Совсем недавно
Не очень скоро
+
+
+
6
+
+
+
+
15
5
Давно
Нескоро
+
3
+
16
7
Недавно
Скоро
+
+
+
6
+
+
+
+
17
7
Недавно
Не очень скоро
+
+
+
5
+
+
+
+
18
10
Недавно
Скоро
+
+
+
7
+
+
+
19
3
Недавно
Нескоро
+
+
2
+
+
20
5
Недавно
Нескоро
+
1
+
+
(№ 16, 17)
Темным цветом выделены респонденты, набравшие самые высокие результаты. Этими данными мы руководствовались в дальнейшем проведении исследования, при сравнении данных обоих исследований, а также в процессе подтверждения гипотезы.
Результаты теста уровня агрессивности «Басса-Дарки» также представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня агрессивности у подростков
№
Физичес
-кая агрессия
Косвен
-ная агрессия
Негати-визм
Обидчи-вость
Раздра-жение
Подозри-тельность
Словес-
ная агрессия
Об-щий балл
1
2
2
3
2
1
2
2
14
2
2
1
1
1
2
3
1
8
3
2
3
4
4
2
3
3
21
4
2
1
3
2
1
1
1
11
5
2
1
1
1
2
1
1
9
6
1
3
2
1
1
2
1
11
7
3
3
3
4
2
3
2
20
8
3
2
3
3
3
3
3
21
9
2
1
2
2
2
1
1
11
10
3
2
1
1
1
1
1
10
11
2
1
2
2
2
1
1
11
12
2
1
1
2
2
1
1
10
13
2
1
2
1
2
1
1
12
14
3
3
4
3
2
2
2
19
15
1
3
2
1
1
2
1
11
16
3
2
4
3
2
3
3
20
17
2
3
4
3
3
3
1
20
18
3
3
3
4
2
1
2
18
19
2
1
2
2
2
1
1
11
20
3
2
1
1
1
1
1
10
Анализ результатов исследования. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что испытуемые под номерами 3, 7, 8, 12, 14, 16, 17, 18 гипотетически наиболее склонны к суициду, так как их ответы наиболее идентичны результатам свидетельствующим о наличии критической ситуации, суицидального риска. С данными именно этих испытуемых продолжалась дальнейшая работа.
Для наглядности мы приводим данные этих подростков в общей таблице 2.
Таблица 2. Выборочные результаты из таблицы 1
№
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Негативизм
Обидчивость
Раздражение
Подозрительность
Словесная агрессия
3
2
3
4
4
2
3
3
7
3
3
3
4
2
3
2
8
3
2
3
3
3
3
3
12
2
1
1
2
2
1
1
14
3
3
4
3
2
2
2
16
3
2
4
3
2
3
3
17
2
3
4
3
3
3
1
18
3
3
3
4
2
1
2
Как видно, у всех подростков, кроме испытуемого под номером 12, у которого при относительно невысоком уровне агрессивности по всем ее видам, высокие показатели суицидального риска. При этом у всех остальных испытуемых самые высокие показатели по шкале негативизма, на втором месте - обидчивость, на третьем - подозрительность. Для всех потенциальных суицидентов данного исследования характерны высокие показатели по этим шкалам.
Что касается остальных испытуемых, то можно сказать, что в целом показатели агрессивности достаточно высоки, у 67% испытуемых общий фон агрессивности расценивается как высокий, но все же гораздо ниже, чем у тех, кто по результатам исследования наиболее склонны к суицидальному поведению. Для примера: средний балл «суицидентов» - 16,25, в то время, как средний балл агрессивности всех остальных - 10,75 из 25 возможных. В процентном соотношении это 65% и 43% из ста.
Для наглядности это показано в гистограмме 1.
Гистограмма 1
Это можно объяснить тем, агрессия является фоном, предшествующим суицидальным действиям, и тем, что агрессивность свойственна всем формам девиантного поведения, в том числе и суициду.
Следовательно, у 87,5% подростков склонных к суициду значительно выше уровень агрессии по сравнению с остальными испытуемыми.
В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, цель исследования подтвердилась. На основе теоретических и эмпирических данных, мы выяснили, что уровень агрессивности влияет на склонность подростков к суицидальным действия. Исходя из того, что 87,5% испытуемых склонным к самоубийству наблюдается повышенный уровень агрессии. С нашей точки зрения, данный факт можно интерпретировать как подтверждающий первоначальную рабочую гипотезу. Это означает, что возможно действительно наиболее агрессивные подростки более склонны к суициду. Причем самый высокий вид агрессии у таких подростков - негативизм.
2.3 Особенности суицида в старости
Теперь мы перешли к вопросу, который касается суицида в старости. Попробуем разобраться, в чём же причины и особенности суицидального поведения в старости. Всем известно, что чаще всего люди преклонного возраста страдают от депрессий, которые имеют разные причины. Депрессии в старости встречаются довольно часто. Установлено, что депрессиями страдают 15-20% людей старше 60 лет, а у больных серьёзными терапевтическими заболеваниями эта цифра достигает 40-60% . Далеко не всё депрессивные пациенты старческого возраста получают адекватную терапию. Депрессии в старости не всегда легко распознать. Пониженный фон настроения, пессимизм, неверие в будущее, страх близкой смерти, тревожность, снижение активности и утрата прежних интересов, жалобы на бессилие, разнообразные боли, плохой аппетит, нарушенный сон сами пациенты, их родственники, а иногда и врачи рассматривают как естественные проявления старости со свойственным ей ограничением физических и социальных возможностей. Частым проявлением депрессий в старости является изменение характера и поведения больных. Они становятся раздражительными, придирчивыми, эгоистичными, сосредоточенными на своих недугах. Эти изменения в настроении, самочувствии и поведении пожилых людей указывают на наличие серьезного заболевания - депрессии.
Причины депрессий в старости разнообразны. Депрессия в старости может развиваться как реакция на тяжелые события жизни - утрату близких, одиночество, изменения стиля жизни в связи с уходом на пенсию, возникновение терапевтических заболеваний. Депрессии в старости могут быть и следствием наследственной предрасположенности к их возникновению. Возрастные изменения в организме и внешние психотравмирующие обстоятельства способствуют выявлению этой наследственной предрасположенности, даже если в течение жизни никаких проявлений депрессии не наблюдалось. Наконец, депрессии в старости могут быть одним из первых проявлений органического заболевания мозга, связанного с поражением сосудов мозга или развитием старческой деменции. Реже развитие депрессии в старости связано с некоторыми заболеваниями, например эндокринными, или употреблением определенных лекарств.
Проявления депрессии в старости имеют свои особенности в каждом конкретном случае, и точный диагноз может поставить только врач. В настоящее время имеется большое количество эффективных препаратов, а также немедикаментозных методов для лечения депрессии в старости.
В этих случаях особенно высок риск самоубийства, связанного с идеями самообвинения, чувством безысходности, безнадежности и одиночества. Наиболее часто суицидальные мысли наблюдаются у людей пожилого возраста при сочетании депрессии с тяжелым телесным хроническим недугом. И не сумев справиться с этой депрессией, человек решает уйти из жизни, покончить с собой. Не ощущая поддержки близких, пожилой человек чувствует себя одиноким и не кому не нужным. Он может винить в этом себя, и на это может найти множество причин.
Пожилой человек уверен в безнадежности своего положения, ему кажется, что тягостное состояние будет длиться вечно, жизнь никогда не была и не будет другой (ничто не радует не доставляет удовольствия). Типична жалоба на мучительное ощущение пустоты сегодняшнего дня.
Решив покончить жизнь самоубийством, пожилой человек как бы избавляет себя от тех страданий, которые он испытывает. К тому же, он считает, что доставляет страдания и проблемы людям, которые его окружают. И избавляя себя от этих страданий, он избавляет и других. Человек преклонного возраста идёт на самоубийство осознанно, в отличие от подростка. Подросток не задумывается о том, что своей гибелью он причин боль другим, он избавляет от боли и страданий только себя. Пожилой же человек думает не только о себе, но и дорогих ему людях.
Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. У всех подростков, имеют суицидальные наклонности, есть предсуицидальный синдром.
Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов). Предотврашение суицидальных попыток: Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Распознавание суицида: профилактика. Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» -- «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства. Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства.
Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. «Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» -- восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.
Коррекция. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основана на тренинге поведенческих навыков.
Помощь при потенциальном суициде: интервенция. Слово «интервенция» происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе. К счастью, никто из людей не является абсолютно суицидальным. Наблюдения свидетельствуют о переживании ими смешанных эмоций: «Дорогая Бланш, я должен покончить с собой. Я ненавижу тебя. С любовью Эд». Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей -- эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции. Кроме того, очень многое зависит от того, кто приходит на помощь и спасает жизнь другого.
Исходная позиция помощника. Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для имеющих к нему профессиональное отношение. Поэтому, к несчастью, эта тема может совсем не обсуждаться, даже если люди угрожают покончить с собой. Быть может, потому, что некоторые свидетели суицидальных тенденций не хотят попасть в затруднительное положение. Безразличие, которое явно прочитывается в этом отношении, естественно, не имеет ничего общего с беспристрастностью и непредвзятостью. Особенно опасно, если равнодушная и бесчувственная позиция окружающих сталкивается с сенситивной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрения, что ей реально никто не может оказать помощь.
Помощник как моралист. Из-за религиозных и исторических табу, наложенных на суицид, многие люди относятся к суициденту с предубеждением и нетерпимостью. Когда в их присутствии высказывается суицидальная угроза, они отвечают: «Вы не можете сделать это. Это противно Богу и несовместимо с верой». Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может усилить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса. Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека. Интервенция может отпугивать. Как же ее начать?
Что можно сделать для того, чтобы помочь.
I. Подбирать ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды. Искать признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
II. Принимать суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей -- всех возрастов, рас и социальных групп -- совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, -- ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
III. Установить заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.