Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии
У детей с ЗПР нарушения познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок, зная материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Один из эффективных способов, способствующих активизации речи, введение добавочных мотивов, создание проблемных ситуаций.
Формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании - необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с ЗПР.
2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и содержание диагностического изучениядошкольников
Для того чтобы достичь цели, поставленной в нашем исследовании, необходимо было выявить особенности речевого и психофизического развития дошкольников. Эта задача была решена в ходе констатирующего эксперимента.
Эксперимент проводился в течение сентября 2008г. в детском саду «Аленушка» с. Федоровка, количество детей в группе - семнадцать человек в возрасте 4 - 5 лет. Основными направлениями диагностики были:
- оценка уровня сформированности речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры и уровня фонематического восприятия;
- психологическое обследование, предполагающее выявление особенностей развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы и личности в целом;
- обследование уровня развития моторики дошкольников направлено на состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики.
Обследование проводилось логопедом совместно с психологом и воспитателем.
Логопедическое обследование проходило в два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе основными задачами были:
- изучение истории общего и речевого развития ребенка;
- изучение речевого окружения ребенка;
- изучение общей коммуникативной функции речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание невербальных средств - жестов, мимики, интонации педагога;
в) понимание спонтанной устной и диалогической речи.
На основном этапе выявлялись:
- уровень словарного запаса (активного и пассивного);
- лексики и грамматического строя речи;
- уровень развития звуковой стороны речи:
а) произношение звуков;
б) слоговая структура слова;
в) уровень фонематического восприятия.
Обследование проводилось в соответствии с рекомендациями учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети - сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А.Стребелевой) (Приложение№ 1). Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использовалась наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме.
Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания интересными, привлекательными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях.
Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них, мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребёнка словарный запас мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе).
Результаты диагностики были обобщены и выделены уровни речевого развития детей в соответствии с разработаными нами критериями.
Критерии уровня речевого развития
I уровень - Высокий (В)
Ребенок инициативен и самостоятелен в составлении рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности. Структура фразы не нарушена. Использует простые распространенные предложения. Речь грамматически правильная, выразительная. В звукопроизношении наблюдается нарушение отдельных звуков.
II уровень - Средний (С)
Ребенок не владеет структурой связного высказывания. Наблюдаются пропуски и нарушения логической последовательности высказывании. Использует простые предложения. Фраза аграмматична. Ошибки в использовании основных грамматических форм, согласовании. Нарушено произношение 10-15 звуков.
III уровень - Низкий (Н)
Вместо связного высказывания чаще всего простые перечисления отдельных слов или фраз по теме. Предложения простые, структура предложений нарушена. Фраза грубо аграмматична. Звукопроизношение большинства звуков нарушено.
Количественная характеристика речевого развития детей представлена в табл. № 1
В
С
Н
1
Аня К.
+
2
Вова С.
+
3
Лёня Б.
+
4
Данил К.
+
5
Валерия Г.
+
6
Настя Б.
+
7
Вероника
+
8
Андрей В.
+
9
Дима В.
+
10
Игорь Ю.
+
11
Алена К.
+
12
Даниил Д.
+
13
Олег К.
+
14
Ангелина Б.
+
15
Артем Г.
+
Всего
5
6
4
Качественный анализ обследования выявил у большинства детей средний уровень речевого развития в соответствии с выделенными критериями. Их речь аграмматична. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже глаголы и прилагательные. Речь смазанная, дети испытывают трудности в звукопроизношении и звуковосприятии. Затрудняются в словообразовании, нарушена структура фразы. Дети замкнуты, не решительны, не идут на контакт с окружающими по причине неуверенности в себе.
Психологическое обследование ребенка проводилось по таким направлениям как:
- характеристика работоспособности и особенности усвоения знаний;
- состояние ВПФ:
а) особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
б) характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеяность);
в) особенности памяти (скорость и объем запоминания, точность воспроизведения);
г) особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении; при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений);
- состояние эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения).
Обследование проводилось психологом совместно с логопедом. После обсуждения результатов, были определены критерии, выделены уровни развития ВПФ, которые являются психологической базой речи. Методика психолого - педагогического обследования была разработана на основе рекомендаций учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети - сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А. Стребелевой) (Приложении № 2).
Критерии уровня развития ВПФ
I уровень - Высокий (В)
Ребенок свободно дифференцирует и классифицирует предметы, выполняет задание в соответствии с инструкцией, отмечается устойчивостью внимания и целостностью восприятия, сосредоточенностью на выполнении задания, развитыми процессами памяти и мышления.
II уровень - Средний (С)
Характеризуется неточным выполнением задания, частичной классификацией и дифференциацией предметов, неустойчивым вниманием, частичным восприятием предметов, недоразвития процессов памяти и мышления.
III уровень - Низкий (Н)
Ребенок отказывается выполнять задания, не дифференцирует предметы, наблюдается недоразвитие памяти и мышления, повышенная утомляемость, отвлекаемость, рассредоточенность внимания.
Результаты проведенной диагностики представлены в табл. № 2
В
С
Н
1
Аня К.
+
2
Дима В.
+
3
Лёня Б.
+
4
Данил К.
+
5
Валерия Г.
+
6
Настя Б.
+
7
Вероника
+
8
Олег К.
+
9
Андрей В.
+
10
Игорь Ю.
+
11
Артем Г.
+
12
Алена К.
+
13
Вова С.
+
14
Данил Д.
+
15
Ангелина Б.
+
Всего
6
5
4
Таким образом, у основной части детей наблюдается недоразвитие интеллектуально-перцептивной деятельности, несформированность мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.
Как показали результаты логопедического и педагогического обследования, наряду с общей соматически ослабленностью детям с ЗПР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости движений.
В процессе обследования уровня развития моторики обращалось внимание на:
- статическую координацию
определяется возможность удержания заданной позы:
а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге;
б) стоять на "цыпочках".
- динамическую координацию
а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах);
б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см. от пола.
- рецепрокную координацию движений
а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно - справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на растоянии, равном длине спички), ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку;
б) определяя возможность одновременных движений рук и ног, ребенку предлагается катушка ниток, маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и ее на указательный палец.
- развитие мелкой моторики рук
а) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке;
б) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;
в) соединить пальцы одной руки с пальцами другой;
г) застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков.
- развитие мимической моторики определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:
а) поднять брови ("удивиться");
б) прищурить глаза ("яркое солнце");
в) сморщить нос ("кислый лимон");
г) улыбнуться ("веселый клоун");
д) надуть щеки ("толстый помидор");
е) выпятить губы ("имитация свиста").
- развитие артикуляционной моторики определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет педагога до 5:
а) удерживание губ в позе "улыбка" (как при звуке "и");
б) удержание губ в позе "овал" (как при звуке "о");
в) удержание губ в позе "трубочка" (как при звуке "у");
г) удержание языка в позе "лопаточка";
д) удержание языка в позе "иголочка";
е) удержание языка в позе "парус";
ж) переключение движений губ "улыбка-трубочка";
з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта "часы"
и) касание кончиком языка верхних и нижних зубов "качели";
к) пощелкать языком "лошадки".
Обследование уровня развития моторики проводилось совместно логопедом и воспитателем. Результаты обследования были проанализированы, выделены критерии уровня развития моторики у дошкольников и на основании критериев определен уровень развития моторики у всех воспитанников группы.
Критерии уровня развития моторики
I уровень - Высокий (В)
Движения осуществляются в полном объеме, переключение свободное, без напряжения и ошибок. Полный контроль за выполнением. Движения координированые, точные, четкие, без мышечного напряжения.
II уровень - Средний (С)
Объем и переключанмость несколько ограничены, ошибки выполнения. Произвольность недостаточная. Частичная дискоординация, движения неточные, выполняются с ошибками. Отмечается незначительная истощаемость, мышечная заторможенность.
III уровень - Низкий (Н)
Объем резко ограничен, выраженная трудность переключения. Произвольность заметно затруднена. Выраженная дискоординация, низкая степень ориентировки. Ярко выраженная истощаемость, элементы беспокойства, возможны насильственные движения.
Результаты проведенной диагностики представлены в табл. № 3
В
С
Н
1
Аня К.
+
2
Вова С.
+
3
Лёня Б.
+
4
Данил К.
+
5
Андрей В.
+
6
Даниил Д.
+
7
Алена К.
+
8
Олег К.
+
9
Дима В.
+
10
Игорь Ю.
+
11
Валерия Г.
+
12
Настя Б.
+
13
Вероника
+
14
Артем Г.
+
15
Ангелина
+
Всего
6
5
4
Из обследования видно, что дети грубых физических недостатков не имеют, но есть определенные трудности в координации движений, мелкой и артикуляционной моторике. У детей наблюдается двигательная активность, относительно хорошая координация движений. Проявляют интерес к заданию, без особых затруднений переключаются с одного задания на другое.
Но всё же у половины детей нарушены все виды моторики, нарушена координация, наблюдается частая отвлекаемость, истощаемость, беспокойство, неумение принять нужную артикуляционную позу.
2.2Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальнойгруппы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Наблюдаются и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. У детей оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Дети испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с ИЗО деятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
У детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением и письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей отличается качественным своеобразием. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Отмечается репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов.
У детей несформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении.
Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонетического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, им недоступно творческое рассказывание.
Наличие в структуре дефекта недоразвития речи обусловливают необходимость специальной логопедической помощи.
Все названные особенности наиболее ярко проявлялись на уровне игровой деятельности детей. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.
Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
Дети с отклонениями в психоречевом развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, на основании которых строится план коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, в том числе и речи. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-логопеда, воспитателей, психолога и других специалистов.
Таким образом, создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является своевременно организованное диагностирование, коррекционное обучение и воспитание.
Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи.
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ЗПР.
Эти дети по данным исследователей (Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова) испытывают стойкие затруднения в обучении и поведении и в силу особенного своего развития, не в состоянии освоить программу массовой школы. Выраженные нарушения ряда психических функций: внимания, памяти, моторики, речи, несформированость общедеятельностных умений и предпосылок учебной деятельности делают их неуспевающими учащимися в школе. В связи с этим в специальной литературе подчеркивается важность начала ранней комплексной диагностики и коррекционно-педагогической работы (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
2. Демьянов Ю.Г. Клинико - психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития // Дефектология. Научно - теоретическая конференция. - Л., 1967.
3. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971.
4. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.,1998.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
6. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. - М., 1966.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
9. Ковшиков В.А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и с астенической формой олигофрении // Дефектология. Герценовские чтения. - Л., 1967.
10. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях детей с задержкой психического развития // Дефектология. Герценовские чтения. - Л., 1967.
11. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 1992.
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
16. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. - М., 1956.
17. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1990. - №6.
18. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1981.
19. Слепович Е.С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития. - М., 1978.
20. Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с задержкой психического развития // Изучение аномальных детей. - Л., 1981.
21. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
22. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987. - №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Речевая карта №1. Состояние речевой деятельности ребёнка 4-го года жизни
Предпосылки к развитию речи
1.Речевая инициатива (желание говорить, вступать в контакт)
2. Понимание речи:
а) выполнение инструкций: «Мяч дай мне, а зайку возьми себе»; «Покачай куклу, покатай мишку»;
б) узнаёт ли ребёнок предметы по назначению (по картинкам с изображением шапки, варежек, очков, иголки с ниткой, ножниц, зонта):
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять.
Если ручки замёрзнут, что наденешь?
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
Что нужно маме, чтобы пришить тебе пуговицу?
Чем будешь резать бумагу?
Что возьмёшь на улицу, если будет дождь?
в) выполнение инструкций на понимание предлогов:
Положи кубик в коробку,
Положи кубик под коробку,
Положи кубик на коробку,
Положи кубик за коробку.
г) выполнение инструкций на различение единственного и множественного числа:
Покажи, где шар, шары.
Покажи, где гриб, грибы.
Покажи, где кукла, куклы.
Покажи, где яблоко, яблоки.
Покажи, где стул, стулья.
3. Состояние фонематического слуха:
Покажи, кто так кричит:
«му» (корова);
«ме» (овечка);
«мяу» (кошка);
Покажи, где:
коса - коза;
уточка - удочка;
ложки - рожки;
мышка - мишка;
сабля - цапля.
4.Состояние артикуляционного аппарата (объем движений языка, его подвижность, уздечка, слюнотечение, губы, зубы, нёбо)
Состояние активной речи.
1.Предметный словарь по темам:
а) кукла; б) шапка; в) голова;
машина; куртка; руки;
пирамидка; рубашка; нос;
матрёшка; платье; глаза.
2. Глагольный словарь:
играет;
рисует;
поливает;
моет;
танцует;
катается;
кормит.
3. Слоговая структура слов (проверяется в отраженной речи):
а) пила; б) молоко; в) мяч; г) диван; д) ложка;
рыба; сапоги; лук; лимон; мишка;
часы; корова; нож; батон; туфли.
4. Наличие фразовой речи (состояние грамматического строя речи):
Мальчик катается на самокате.
Девочка кормит кур.
Мальчик играет в мяч.
Мама купает малыша.
Дедушка читает газету.
5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» (или другая сюжетная картинка с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей) ___________________________________________________
III. Состояние эмоционально-волевой сферы (форма общения, контактность, внимание, работоспособность, усидчивость, интерес)