Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок
Лингвистика занимается тем, что называют «речевым мышлением», т.е. затрагивает определенные мыслительные процессы, результаты, продукты которых проявляются временно в речевой, а не в другой деятельности [26].
Как было указано раньше, в посмертной судебно-психологической экспертизе очень важным составляющим исследования является анализ документации, писем, дневников и пр., написанных человеком в предсуицидный период. Подобные исследования проводятся в первую очередь для того, чтобы определить, находился ли человек в период совершения суицида в состоянии, располагавшем к самоубийству. Безусловно, анализ его взаимоотношений с другими, опрос родственников и друзей позволяет составить достаточно целостный психологический портрет, но дневники и записи, которые выражают отношение самого суицидента к миру и людям могут дать нам законченную картину произошедшего (т.к. учитывается отношение к ситуации с разных сторон).
В чем заключается здесь роль лингвистики? Слово, как основной элемент системы языка может выполнять функцию текста, но в целом семантика слова задается речевым контекстом, в котором оно находится. Высказывание, подчиняясь неречевому замыслу автора, отражает лишь фрагмент действительности. Текст как объединение высказываний на основе сложной программы отражает образ мира автора, включенного в деятельность общения. Текст выполняет в общении функцию структурации деятельности. Текст несет в себе целостное представление о затексте как своей референтной основе и содержит в себе подтекст как неявный смысл.
Текст обладает формальной связанностью (его части имеют соотносящиеся между собой языковые элементы) и семантической связанностью (его части несут в себе общие содержательные компоненты). Текст обладает эмотивносью - он отражает отношение автора к действительности.
Судебная психолингвистика занимается особенностями не только языкового общения, сколько языковой (и речевой) личности, которая стоит за текстом. Она может также помочь в решении проблемы идентификации личности по речи.
По косвенным признакам (и, в первую очередь, по речи) могут быть выявлены следующие параметры речи:
- симптомы эмоционального состояния, общего самочувствия, специфические изменения самочувствия, уровень общей активности, мотивация и эмоциональный фон деятельности.
- индивидуально-типологические особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.
- особенности мотивационно-волевой регуляции, что проявляется в значимости для индивида тех или иных объектов, в том, что входит, и что не входит в зону его актуального сознания [25].
Важно отметить, что дифференциально-диагностической ценностью обладает как содержание высказывания в целом, так и его отдельные лексические единицы, особенности лексики и грамматики. Иными словами, при всей важности семантики, содержания речи, ее языковое оформление не может быть не связано с личностью.
Одной из важных характеристик речи, отражающих особенности личности говорящего или пишущего, можно отнести величину и разнообразие словаря. Этот показатель называется в англоязычной литературе type-token ratio и показывает соотношение количества разных слов с общим количеством слов в тексте. Он отражает богатство лексикона человека.[2]
Большинство текстов и речей в повседневной жизни состоят из ядра словарной системы ( 2500 слов), таким образом, появление слов, не входящих в это ядро, имеет особое значение.
Еще одной разновидностью при анализе является порядок сочетаемости слов, то есть взаимообусловленность появления в тексте двух или более различных слов в одном сочетании. Сочетаемость слов - явление очень персонализированное, и учет ее существенен при анализе.
Другие факторы анализа: настоящеепрошедшее времена, пассивныеактивные залоги, утвердительныеотрицательные конструкции, опущениезамена определенного артикля (в англоязычной речи) некоторые другие характеристики, позволяющие сравнить структуру текста с системой языка а, посредством этого, и с другими текстами.[25]
Обширное исследование предсмертных записок суицидентов было проведено Ч. Осгудом и Э. Уолкером. Авторы отмечали, что подобные тексты характеризуются большей стереотипностью, чем письма, написанные в обычной, менее эмоциональной атмосфере. Например, для таких писем свойственны повторения (одних и тех же слов в одном предложении), практически не выделяются различия между письмами, написанными женщинами и мужчинами, в записках в большей степени выражается отношение к чему-либо и пр. Преобладают императивы (например «не чувствуйте себя слишком плохо…» и пр.), глаголы в прошедшем времени, предложения строятся амбивалентно (много союзов и предлогов, например: но, если, когда, потому что, в общем и пр.) [35]
1.5 Роль психологии в составлении портрета личности по написанным текстам
Н. Реттерстол провел специальное исследование по анализу предсмертных записок суицидентов (Rattestol N., 1993). Во многих случаях лицо, совершившее самоубийство, оставляет записку, обычно адресованную кому-то из близких. Результаты показали, что анализ таких записок может выявить мотивацию и другие личностные характеристики автора, необходимые следствию. При помощи анализа такой записки может быть выяснено, имел ли автор в действительности намерение уйти из жизни или эта попытка была чем-то вроде просьбы о помощи или способом манипулирования “значимыми другими”. Каждая из возможностей требует индивидуального подхода со стороны профессионала. Те, кто остался в живых после покушения на самоубийство, обычно в первую очередь подозреваются в провокации (подстрекательстве). Если записка отсутствует, необходим анализ других документов, включая личную корреспонденцию за период предсуицида и официальные документы, касающиеся профессиональной деятельности причастных лиц. Но, несомненно, отсутствие записки препятствует анализу семантики контекста, который мог бы иметь решающее значение. В исследовании суицидального поведения психолингвистический анализ всегда играет главную роль, так как только он может внести ясность в расследование спорных случаев самоубийств. Основное - выяснение истинных намерений жертвы, обвиняемого и других причастных лиц. [34]
Используя все названные показатели и параметры, можно составить целостный психологический портрет личности по написанному тексту, а в некоторых случаях предположить, действительно ли человек мог покончить жизнь самоубийством или это было предупреждение, просьба о помощи.
Если записка отсутствует, необходим анализ других документов, включая личную корреспонденцию за период предсуицида и официальные документы, касающиеся профессиональной деятельности причастных лиц. Но, несомненно, отсутствие записки препятствует анализу семантики контекста, который мог бы иметь решающее значение. В исследовании суицидального поведения психолингвистический анализ всегда играет главную роль, так как только он может внести ясность в расследование спорных случаев самоубийств. Основное - выяснение истинных намерений жертвы, обвиняемого и других причастных лиц [25].
Таким образом, можно выявить мотивацию и другие личностные характеристики автора, необходимые следствию. При помощи анализа записок, дневников и других документов может быть выяснено, имел ли автор в действительности намерение уйти из жизни или это было способом манипулирования “значимыми другими”.
ГЛАВА 2: СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ СУИЦИДЕНТА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Психолингвистический анализ текстов писем предсмертных записок
В исследовании было проанализировано 32 текста. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на наш взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психологические характеристики группы риска.
Тексты писем - возможно, единственная нить, которая может нам что-то сказать о личности человека, и исходит от него самого, в ней может содержаться достаточно полная информация о произошедшем и о его причинах. Конечно, влияние обстановки и эмоциональной перегрузки искажает существующую картину, восприятие субъективно, но, таким образом, можно определить эмоциональное состояние человека, его направленность, мотивы, причины поведения и пр.
В данной работе нами были выделено несколько критериев, по которым в дальнейшем будут анализироваться тексты писем (в их психологическом и лингвистическом содержании).
Схема психолого-лингвистического анализа текста
а) Элементы анализа текста
1. Форма, размер текста.
2. Композиция и стиль (жанр письма).
3. Словарный состав, словосочетания, особенности состава предложений (о чем это может говорить).
4. Элементы спонтанности/подготовленности текста.
5. Позиция Родителя/Ребенка/Взрослого.
6. Наличие признаков победителя - проигравшего (как проявляется в языке).
8. Чем является текст и что он выражает (как проявляется в языке).
9. Особенности мотивов, мотивация пишущего.
10. Индивидуально-типологические и возрастные особенности.
11. Самооценка и направленность личности.
12. Эмоциональное состояние.
13. Особенности темперамента.
14. Состояние межличностных отношений.
15. Интеллектуальное развитие.
16. Интенции, коммуникативное намерение говорящего (что и кому хочет сказать).
б) О чем могут свидетельствовать те или иные особенности:
1. О психологическом состоянии человека.
2. Об отношениях его с близкими и друзьями.
3. О субъективной тяжести сложившейся ситуации.
4. О возможности выхода из сложившейся ситуации.
5. О причинах ухода из жизни (если выхода субъективно нет)
2.1.1 Лингвистические компоненты анализа текстов
На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на языковые особенности текста, преобладающие лексические единицы и пр.
Особенности текста
Частота встречаемости
Указание в тексте
Совершенные/несовершенный вид глаголов
Я делаю это, чтобы привести тебя в чувство, надеюсь, ты это понимаешь…
Я боюсь за своих детей.
В текстах преобладают глаголы несовершенного вида (преимущественно, у женщин). В записках мужчин показатели глаголов совершенного и несовершенного вида равны или совершенный вид глаголов преобладает.
Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее)
Меня окружает…Я не могу понять… Я боюсь за своих детей…Я не могу жить без нее…
Чаще встречаются глаголы настоящего времени (используются при описании преобладающего на данный момент состояния). При описании предшествующих ситуации событий преобладают глаголы прошедшего вида.
Местоимения
Если меня…лучше мне…меня не понимают…я никого не могу понять…
Во всех текстах содержится большое количество личных местоимений, человек центрируется на себе и на своих переживаниях.
Глаголы по группам (каузативы, императивы речи (не чувствуйте и пр…), состояния).
Я хочу…Я долго думал…Я ухожу…Я прошу простить…
Часто встречаются императивы (обращение к родственникам ли к знакомым).
Длина фразы
Я трусливый пес.
Не пожить ли еще чуть-чуть?
Я боюсь. Счастливо оставаться.
В текстах отмечено преобладание коротких, утвердительных фраз (т.е. вопросов и побудительных предложений меньше). Длинных и развернутых высказываний гораздо меньше. Такая структура текста может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении.
Конструкции (утвердительные, отрицательные).
- Лучше сейчас, чем никогда.
- Меня здесь не понимают, я никого не могу понять.
- Другого выхода нет.
- Эта жизнь не для меня.
Преобладают отрицательные конструкции. Человек «не допускает возражений», он уверен в том, что уже нельзя ничего изменить. Люди центрируются на своей проблеме, своей точке зрения и считают ее единственно верной.
На наш взгляд, с помощью анализа лингвистических компонентов мы можем сделать некоторые выводы о психологических особенностях состояния индивидов.
Например, часто встречающиеся глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.
Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок (см. Приложение 1)
В представленных текстах были выявлены следующие признаки:
Подготовленность: большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.
Спонтанность:текст написан под воздействием эмоциональных переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.
По представленным показателям можно определить тип суицида (рациональный или аффективный).
Полученные данные могут быть использованы в дальнейшем анализе и составлении психологического портрета суицидента.
Более продуманное и спланированное самоубийство является доказательством самостоятельного выбора человека (т.е. он выбирает время, место и средство, предупреждает родственников и знакомых, пишет завещание и пр.) Здесь важное внимание необходимо уделять всем документам, имеющим отношение к делу (дневники, письма и пр.)
2.1 Психологические компоненты анализа писем
На наш взгляд, стоит начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное):
Элементы анализа
Примеры из текста
Частота встречаемости
Выводы
1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход из жизни
- Я ухожу из жизни добровольно, потому что всё против меня.
- Надеюсь, у вас достаточно совести, чтобы понять, что в моем поступке виноваты вы. Желаю вам иметь от моего мужа не меньше пяти детей.
23
Чаще всего, человек делает упор на существующие проблемы, на невозможности их разрешения и на своей беспомощности в сложившейся ситуации.
2. Мотивы
*…я не могу больше жить в зависимости…
* Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее…
26
Мотив достаточно четко звучит в предсмертных записках. Но только при сравнении указанного мотива и реально существующих отношений можно делать вывод о самостоятельном выборе человека. Т.е. оценивается то, насколько субъективно значим был для человека тот ли иной мотив.
4. Обращение к вере
- Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня.
- Другого выхода нет. Пусть меня судит Бог!..
4
Иногда происходит обращение к религии с той целью, чтобы оправдать свой поступок.
5. Разочарование в религии
- Не думай, кто бы ты ни был, кто сейчас читает эта записку, что религиозность и религия - одно и что же. Нет. Религиозность - это ты. Религиозность - это твое существо, это осознание Бога в себе, что ты - Бог, и что Бог - во всем, что Бог - не седой старик, который сидит на облаке. Богу нет до нас никакого дела.
4
Человек разочаровывается в религии, находит ее ненужной.
5. Упоминание о родственниках, близких
- Буду уходить, как смогу. Только из-за того, что я урод и судьба мне досталась такая злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким. От сознания этого становится еще больней на душе. Но чудес на свете не бывает. Другого выхода нет. Пусть меня судит Бог!..
- Прошу близких меня простить. Деньги у меня дома, в шифанере под рубашками.
15
Письма обычно адресованы родственникам и близким суицидента: его родителям, семье, друзьям. Иногда в них человек видит причину своих неудач.
7. Упоминание о способах самоубийства
- Посмотрите вниз. Закричите во весь голос. Если вы теперь готовы - делайте шаг…
2
Упоминание о способе самоубийства (равно как и о месте, времени и пр.) - один из указателей на то, что суицид продуман и спланирован. В текстах писем звучит не так уж часто.
8. Упоминание о смерти как о позитивном явлении
- Никто не хочет открыть свое настоящее лицо - они его прячут за тонированными стелами, за брызгами шампанского, за девичьими грудями, надевают маски, на которых улыбки до ушей, а потом лежат на асфальте, в луже крови - такие спокойные и безмятежные. Только смерть дает тебе покой.
6
Человек еще раз подтверждает, что единственный способ решения всех проблем - смерть. В 40% текстов об этом упоминается.
9. Упоминание о жизни как негативном явлении
- Любой человек может пасть жертвой автокатастрофы, или стрелки братков - и какой смысл тогда было копить деньги? Но вряд ли хоть один из людей в момент смерти понял, что все это - пустое, что жизнь их была пуста.
8
Человек разочаровывается в жизни, и он всеми возможными способами пытается доказать другим (и себе), что уход его оправдан. 60% писем содержат подобную информацию.
10. Обвинение в своей смерти других
- Прости меня, мама, но я тебя никогда не любил! Ты, с дуру, давала мне деньги, давала мне все, но ты не могла дать мне жизнь, а самое худшее, что ты когда-либо сделала мне - Ты меня родила! За что?!? Что я тебе сделал?! Зачем надо было меня рожать?! …
9
Демонстративность (обвинения и пр.)
11. Мысли о будущем
- Прошу в моей смерти никого не винить. Своим имуществом я распорядился. Составил завещание, и директор положил его в сейф до сентября в конверте, как я просил.
8
Один из признаков, указывающих на то, что самоубийство было добровольным и спланированным действием. Человек продумывает, что будет после его смерти.
12. Жанр письма (письма-информации, исповеди, фатические, письма-угрозы).
19 - письма-информации
13 - письма-исповеди
Определив жанр письма, можно предположить, был ли уход демонстративной попыткой или продуманной. В нашем случае большинство писем - письма-информации (например, письма 3 и 4) и письма-исповеди (например, письмо 10).
Чаще всего записка адресуется родственникам или друзьям погибших, где человек объясняет причину, мотивы ухода из жизни и просит прощения. Реже - она адресована широкой аудитории (часто такого рода самоубийства имеют демонстративный характер), где человек негативно критикует определенные моменты действительности или обвиняет кого-либо в своей гибели. Очень часто тексты демонстративного характера размещаются в Интернете. Весь текст, в основном - это отображение системы межличностных отношений с позиции личности (они субъективны, но, тем самым, мы можем определить значимость для человека того или иного явления или переживания).
Такие компоненты, как: мысли о будущем (о том, что будет после гибели человека), способы самоубийства, объяснение мотивов может свидетельствовать о продуманности самоубийства (его рациональности).
В текстах проявляются субъективно значимые для человека стороны действительности: межличностные отношения, конфликты и пр.
2. Далее стоит остановить внимание на том, в чем люди чаще всего видят причины (мотивы) своего ухода из жизни. Здесь же выявляются ведущие интенции. В нашем случае можно рассмотреть две из них:
1. Откуда исходит угроза (Кто виноват?)
2. Где искать выход (Что делать?).
Мотивы самоубийства исследуется наиболее тщательно (они дают нам ответ на вопрос: «Кто виноват в произошедшем»). Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.
Причина
Примеры из текста
Частота встречаемости
Выводы
1. Личные отношения
- Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу.
11
Достаточно часто является причиной суицида. Это - предательство любимого человека, расставание, сложные ситуации в семье.
2. Родственники
- Выхода у меня, кроме как уйти вслед за мамой, нет. Она, я так понял, умерла в бессознательном состоянии, как и хотела.
4
Родственники, не дающие возможности самостоятельной жизни (или излишне опекают, или, наоборот, не обращают внимания).
3. Общество
- Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…
8
Общество создает такие условия, в которых человеку становится очень трудно существовать (либо он лишается возможности действовать, либо его свобода ограничивается и пр.)
3. Лишения и ограничения, накладываемые обществом.
- Я не хочу жить в таком мире!!! Не хочу! Я не хочу жить в мире, где приходится натягивать на лицо красно-белую маску клоуна. Я не хочу улыбаться тем, кто мне не нравится! Я хочу умереть, я не могу жить в мире, где нельзя даже уйти в лес, стать отшельником.
3
Неудовлетворенность существующей системой, всевозможные ограничения и пр.
5. Несчастная любовь
- Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее
8
По - прежнему, является одной из основных причин суицида. Когда люди теряют родного человека, жизнь им кажется разбитой и ненужной
6. Зависимость от чего(кого)-либо
- Простите меня, но я не могу больше жить в зависимости, это - сильнее меня, я - всего лишь обуза для всех своих друзей и родных.
2
Зависимость, к сожалению, еще одна тенденция, являющаяся причиной самоубийств. Это - болезнь 20-21 века (наркотическая, алкогольная, игровая зависимости и пр.)
7. Предательство
4
Предательство близких и родных. В зависимости от того, насколько раним человек и насколько это поведение задевает его ценности…
8. Потеря смысла
- Во мне слишком много от сумасбродного, капризного ребенка! Во мне больше нет страсти, поэтому помните: лучше быстро сгореть, чем медленно угасать.
- Я устал. Устал жить. В этом мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль.
- Я не могу понять, в чем причина, но я чувствую себя чужим. Чуждым этому миру и людям…Мне больше нечего здесь делать, поэтому я ухожу.
- А я к тому же потеряла два своих главных посоха -- ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить. Оно лучше -- уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле.
- Уже много лет я не испытывал волнения ни от прослушивания, ни от создания музыки, равно как от чтения и писания стихов.
18
Чаще всего в текстах писем люди указывают на потерю смысла жизни, т.е. больше нет той нити, которая связывает их с окружающим миром. В 50% текстов писем упоминается потеря смысла жизни, для каждого смысл заключается в чем-то определенном.
9. Воспитание
- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала, а у меня будет ребёнок. Лучше мне не жить, потому что ты учила меня совсем по-другому.
2
Родители в детстве дают детям определенные установки, следование этим установкам не всегда приводит к благополучному исходу.
10. Самоизбыточность
- Эта жизнь оказалась не для меня. Она слишком монотонная. Люди лицемерят, все корчат из себя веселых и жизнерадостных. Все хотят показать: “Мы умеем жить!!”, все кричат: “Мы живем!!!! Вот это - настоящая жизнь!!!!”. Что это за жизнь? - мерседесы, красивые бабы, деньги, шампанское… Это оказалось не для меня.
3
Больше человеку ничего не нужно, он не видит смысла в своем дальнейшем существовании.
На основе краткого анализа текстов писем можно сказать следующее: чаще всего причиной самоубийства становится предательство любимых людей или несчастная любовь, ограничения, накладываемые обществом. В настоящее время появляются новые причины и, прежде всего, это - различного рода зависимости (алкогольная, наркотическая, все чаще - зависимость от игровых автоматов). При появлении подобной причины человек чаще уходит из жизни, чтобы не быть обузой для близких.
В редких случаях причиной может стать «самоизбыточность», в этом случае человек не видит смысла своего дальнейшего существования, т.к. он все уже испытал и ему ничего больше не нужно.
Причины самоубийств, выявленные на основе анализа текстов предсмертных записок
Значимым моментом является смысл жизни для человека. Для каждого смысл заключается в чем-то определенном: жить ради любимых, ради друзей, ради удовольствий и пр. Потеря этого смысла может стать предпосылкой для появления мыслей о суициде.
3. Далее мы постараемся выделить индивидуально-психологические качества личности суицидентов.
Качества личности
Примеры из текста
Вывод (что преобладает), примечание
- Особенности мотивации;
* Я ухожу из жизни добровольно, потому что всё против меня. Я старался, но ничего не вышло и больше нет сил.
* А зачем вообще жить, если нет того человека, ради которого стоило бы пожить?...
Человек сосредоточен на какой-либо одной стороне действительности, хочет уйти из жизни, соответственно он видит только отрицательные стороны ситуации и не может посмотреть «шире» (феномен когнитивно суженного сознания).
- Индивидуально-типологические и возрастные особенности
* Во мне больше нет страсти, поэтому помните: лучше быстро сгореть, чем медленно угасать. * Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее.
Подростки, пострадавшие от несчастной любви (взгляды инфантильные и незрелые), либо уже достаточно взрослые люди (30-40), имеющие свои взгляды на жизнь и оценившие все «за» и «против».
- Самооценка
больше нет сил…
Я трусливый пес…
Самооценка либо занижена («я уже ничего не смогу сделать») - в большинстве случаев, либо завышена («вы мне не ровня»).
- Эмоциональное состояние;
*Не пожить ли еще чуть-чуть? Нет, нет, нет. Я боюсь.
Прослеживается сильное внутреннее напряжение (об этом же можно судить по характеру и составу текста). Большинство текстов ярко эмоционально окрашено, много описательных отношений к той или иной стороне действительности.
- Особенности типа нервной системы.
Можно сделать предположение на основе анализа текста целиком. Например,
«Я устала…»
«Я бессилен…».
В большинстве случаев люди действуют под влиянием внешних обстоятельств. Однако характеристики и особенности человека так же влияют на состояние человека и принятие решения. Можно предположить, что человек со слабым типом нервной системы более подвержен влиянию обстоятельств. Он не в состоянии бороться с обстоятельствами, поэтому не видит другого выхода.
- Состояние межличностных отношений;
*Теперь у меня даже нет друзей, настоящих друзей, с которыми можно обо всём поговорить, которые тебя никогда не бросят. Остались только знакомые, приятели, соседи, одноклассники, одногруппники и т.д. Но им, по большей части, наплевать на меня.
Более чем в половине случаев - нарушено благополучие взаимоотношений (предательство, несчастная любовь, неразрешимый конфликт и пр.)
- Интеллектуальное развитие;
* Витя извени меня за всё тепере я небуду позорить тебя но ты зря говарил так про меня. Пока. Саша."
* Раз уж у меня нет любви, которая так мне нужна, значит, у меня ничего не осталось.
Об этом может говорить наличие ошибок в письмах (например, пропущенные запятые, грамматические ошибки и пр.) Об интеллектуальном развитии может так же говорить и стиль написания письма.
Направленность личности («от» людей или «против» людей)
*Только из-за того, что я урод и судьба мне досталась такая злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким…
Направленность «от» людей преобладает. Человек либо замыкается в себе и фиксируется на своей проблеме, либо (что реже) считает, что весь мир и складывающиеся обстоятельства настроены против него, соответственно он уже ничего не сможет предпринять.
- Экстравертированность - интравертированность
* Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу.
* Я бессильна перед своими чувствами. С жизнью нельзя совладать. Я похожа на l2-летнего беспомощного ребенка.
В большинстве случаев, это - люди-экстраверты, они страдают от не сложившихся отношений, от ссор и предательства. Интроверты, в основном, фиксируются на себе, считают, что все проблемы исходят от них.
Прежде всего, стоит уделить внимание мотивации человека: он сосредоточен на определенной стороне действительности и видит только отрицательные ее составляющие, не может взглянуть «шире».
Что касается индивидуально-типологических особенностей, то к группе риска относятся либо инфантильные ондивиды (у них не сформировалось еще «взрослого» взгляда на жизнь, они недооценивают ситуацию), либо индивиды, которые переоценивают значимость ситуации (она для них «сверхзначима»).
Самооценка в большинстве случаев занижена, что может быть связано с неудачами и конфликтами, с которыми человек не может справиться, поэтому считает себя ни на что не способным.
Состояние человека характеризуется сильной эмоциональной напряженностью (об этом говорят эмоционально окрашенные фразы, выражающие отношение к действительности).
Мы можем предположить, что индивид со слабым типом нервной системы больше подвержен влиянию внешних обстоятельств, он не считает себя способным с ними справиться.
В межличностных отношениях чаще всего существует конфликт, неблагополучие, противоречие которое субъективно значимо для человека, и которое он не может решить. Соответственно возникает состояние эмоционального напряжения, может снизиться самооценка и дальше события развиваются по нарастающей.
Человек замыкается в себе (преобладает направленность «от людей») и фиксируется на своей проблеме. Он считает, что все обстоятельства складываются против него, не обращается к другим людям за помощью. Э. Шнейдман пишет, что общей закономерностью в характеристике суицидальных тенденций является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения. Однако, на наш взгляд, намерения могут проявляться косвенно в поведении индивида….
В большинстве случаев суициденты характеризуются экстравертированной направленностью. Соответственно конфликты в межличностных отношениях являются особенно значимыми для них.
4. Позиция составителя записки. По тексту можно определить, в каком состоянии находился человек и какую жизненную позицию он занимал в предсуицидный период.
Позиция человека
Примеры из текста
Частота встречаемости
Выводы
Наличие признаков победителя - проигравшего (в чем проявляется)
- Я не хочу, чтобы меня оплакивали. Я хочу, чтобы на моих похоронах плясали и веселились! Оплакивают глупых людей - такой раб ушел из жизни, как же можно его не оплакать?! Пусть все смеются и шутят на моих похоронах! Это будет достойно меня!.. («Победитель»)
- Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу. («Проигравший»).
Победитель - 4
Проигравший - 24
В большинстве случаев, в текстах проявляется психология проигравшего. «Проигравший -- это тот, кто остается в одиночестве, становится больным и всем недовольным…». В некоторых случаях - это позиция победителя (т.е. человек ставит себя надо всеми).
- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала, а у меня будет ребёнок. Лучше мне не жить, потому что ты учила меня совсем по-другому (экстрапунитивность)
- всё против меня. Я старался, но ничего не вышло и больше нет сил (экстрапунитивность)
Экстрапунитивность - 24
Интрапунитивность - 4
Чаще всего, человек видит причину ситуации, в которой он оказался, во «вне». Он винит складывающиеся обстоятельства, людей, реже - он винит себя.
- Позиция Родителя/Ребенка/Взрослого (кто «говорит» в человеке).
- Во мне слишком много от сумасбродного, капризного ребенка!.. (В) - Папочка, прости меня… (Ре)
- Я долго думал над всем… (В)
- Я боюсь за своих детей. Мне уже сейчас страшно, что им придется умереть. Мои зайчики, мои милые, не оставляйте меня… (Р)
- Меня здесь не понимают, я никого не могу понять… (Ре)
- Я устал. Устал жить. В этом мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль… (В)
Чаще всего, в текстах записок человек смотрит на мир глазами Ребенка. Его взгляд сфокусирован на чем-то одном, он инфантилен, не понимает сложившейся ситуации.
Позиция взрослого так же проявляется достаточно часто, человек смотрит на все опытным взглядом, взглядом «со стороны», оценивает все «за» и «против», и только потом совершает выбор.
Т.е. причиной самоубийства может быть либо излишний инфантилизм (чаще всего это проявляется у подростков), либо субъективная безвыходность ситуации для человека.