Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте
3. андрогенные
4. субъекты с недифференцированной гендерной идентичностью.
Итак, вопрос о половых и гендерных различиях в психологии оказывается очень непростым и не имеющим однозначного ответа. Однако в психологической науке есть область, в которой ответ на него ясен и конкретен - это экспериментальная психология. Сегодня можно и нужно говорить о двух не тождественных типах психологических исследований - направленных на анализ половых и гендерных различий.
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность - это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Данное положение отражено на схеме Петерсона и Мейлора, в которой показаны факторы и механизмы формирования половой идентичности: [18]
Факторы
Биологические Социокультурные Индивидуальные
Генетические задатки
Время начала пуберанта
Эталоны привлекательности
Эндокринные изменения
Реакции родителей и сверстников
Личные реакции
Половая идентичность
Стереотип раннего или позднего созревания
Развитие вторичных половых признаков
Учитывая это, следует отметить, что в семье в процессе интериоризации и идентификации происходит усвоение гендерных ролей общества, соответствующих доминирующему гендерному порядку. Особая роль отводится матери как ведущему агенту гендерной социализации. В дошкольном возрасте в детском саду, где воспитание специально организованно для поддержания доминирующего гендерного порядка, является активным трансляторам жестких социальных стереотипов. Становление гендерной идентичности происходит в условиях социализации с акцентом на производство доминирующей гендерной культуры, поэтому следует говорить не столько о стихийном развитии гендерной идентичности, сколько о ее социально- культурном формировании.
В обыденном сознании распространено представление о том, что полоролевая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически. Это и точка зрения психоаналитиков, сторонников фрейдизма. Их теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые это направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего - родителей, место которых он хочет занять. Психоаналитики отстаивают ту позицию, согласно которой личность только тогда развивается полноценно, когда не нарушается половая идентификация. Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга в большей степени названиями, чем своей сутью.
Сторонники социального научения считают, что половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведения. Когнитивисты же отстаивают точку зрения, что сначала ребенок усваивает половую идентичность, а затем научается вести себя соответственно полу. Этот спор представляется надуманным, так как очевидно. Что формирование половой идентичности происходит не одномоментно. Это длительный процесс, в котором имеет место и идентификация как спонтанное подражание, и научения как результат целенаправленного со стороны взрослых воспитания у ребенка половой роли. Констатируя, все выше сказанное можно говорить о том, что психологи предпочитают употреблять термин «гендер». Подчеркивает тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Кроме, того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности.
До указывала, что слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда делаются умозаключения о природе мужественности или женственности, она рекомендует принять слово «гендр». [16, с. 54-56 ]
Унгер отметила, что определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Проблема в том, говорит она, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор.
Особенно возрос интерес к проблеме полоролевой идентификации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы. Учитывая это, следует рассмотреть, как понимают представители отдельных теорий механизмы полоролевой идентификации, особенности формирования полоролевых предпочтений и некоторых «секстипичных» личностных характеристик, а также влияние на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья и группа сверстников.
Рассмотрим механизмы полоролевой идентификации, начнем с традиционной психологической концепции З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим фактором и считает основным ее механизмом идентификации ребенка с родителями. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрального противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, а также большая эмоциональность и социальная не уравновешенность. З. Фрейд полагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует вышеописанным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.
Как отмечают многие исследователи, современный психоанализ очень не однороден: существует целый комплекс психоаналитических теорий, касающихся природы мужественности и женственности, отдельные положения которых можно встретить у представителей других ориентаций. Наиболее распространенные среди психоаналитических теорий - фаллоцентрическая и гиноцентрическая; первая признает на начальной стадии половой идентификации мужскую ориентацию для детей обоего пола, вторая считает ранней и основой идентификацией, как для девочек, так и для мальчиков - женскую.
Теория социального научения и близкая к ней теория моделирования, рассматривает механизмы формирования психологического пола и полоролевых стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма - принцип обуславливания. Представители этих теорий считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители.
Теория когнитивного развития утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущего от взрослого, и идентификация с ним действительно играет определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.
Представители новой психологии пола, считают, что основную роль в формирование психологического пола и половой роли играет социальное ожидание общества, которые возникают в соответствие с конкретной социально- культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания Дж. Стоккард и М. Джонсон опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигает важное утверждение о том, что пол биологический, т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают больше влияние расово, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.
Своеобразной революцией, произошедшей в психологии половых ролей, и возникновению «новой психологии пола», способствовало, три фундаментальных исследования, выводы которых отвергают основные положения традиционной теории. Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джекли; 2)Дж. Мани и А. Эрхарда; 3) С. Бем, доказавшая несостоятельность противопоставления традиционной психологии маскулинности и феминности. [15. с. 218-219]
Е. Маккоби и К. Джекли проанализировав 1600 исследований психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия которые имеются у маленьких детей, по крайней мере, не достаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей.
В исследованиях Дж. Мани и А. Эрхарда, где изучались, с одной стороны, анатомо-физиологические индикаторы, а с другой - фактор приписывания индивидом себя к тому или другому полу, показала, что если у большинства детей этот фактор и анатомо-физиологические индикаторы имели прямую корреляцию, то даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в полоролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.
По мнению С. Бем и ее коллег, в противоположность традиционной психологии о том, что мужчины и женщины, чтобы быть приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные соответствующие полу характеристики, показали малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогеннный тип, имеющий черты того и другого пола и самый распространенный. [34. с. 88-89]
Поведение является одним из важных факторов, связывающих ребенка с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств личности.
Три десятилетия назад родители и учителя советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией.
Однако в настоящее время в психологической литературе берет вверх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулиность и феминость в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.
Исходя из этого, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельности окружающих его взрослых. [6]
В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья.
Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.
Учитывая, это до 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдением ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечные оружия, девочки - куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством. [10, с.103-106]
С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняется. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многое дети уверены в том, что если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленький. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
И.В. Тельнюк тоже отмечает, что половая идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки. Более существенные половые признаки в большинстве случаев дети этого возраста не осознают. Однако как полагают некоторые авторы, завершение формирование половых позиций происходит лишь в юношеском возрасте.
Учитывая, это следует отметить, что половая идентификация заключается не только, в том, что дети следуют в своем поведении навязанным им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей, например в возрасте 2-4 лет, выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению половых признаков отца и матери, а затем (в возрасте 4-5 лет) у них появляется «половое любопытство», когда мальчики и девочки показывают свои половые органы. [15]
Итак, на этапе раннего детства происходит первичная половая идентификация. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто - мужчина и кто - женщина. Дети старше 4 лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования.
Так же дети стараются подражать родителям одного с ним пола. Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве. [21, с. 21]
Идентификация у девочек с матерью имеет ряд особенностей:
а) большой возрастной период;
б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е. девочка чаще выбирает роль матери, чем мальчик роль отца;
в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью;
г) большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации);
д) меньшее влияние девочек сестры, чем брата на идентификации мальчика. [19, с. 63-70]
Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович; Дж. Стокард и М. Джонсон) полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичным оказывается идентификация с материю, т.е. фемининная. [3]
Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики, гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожими на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.
А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.
По данным Ю.М. Набиуллиной (2001), неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителями другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с родителями своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.
По данным А.Л. Козловой и Н.В. Поляшовой (2000), дети, воспитывающиеся в приютах, не отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.
Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительная эмоциональность, доброта и отзывчивость.
Так же на развитие полоролевой идентификации у дошкольников, оказывает информационное влияние, так как гендерные понятия формируются у детей под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, кукольных театров. Полоролевые образы, появлявшиеся на Западе в 1970-1980-х гг., остаются устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Та же тенденция выявилась и при анализе книг для чтения в начале 1972 г., хотя после 1980 г. описания гендера в детских книгах несколько изменилась (в сторону большого равенства полов).
Аналогичные данные были получены и при анализе отечественных книг. И.С. Клецина и Н.Н. Оболенцева проанализировали иллюстрации детских книг и выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуациях отдыха, развлечений. [15. с 73-75]
П. Краб и Д. Билавски проанализировали, с какими предметами изображали мужчин и женщин в американском детском журнале, издававшимся с 1937 по 1989 г. на протяжении 53 лет выявилась одинаковая тенденция: женщин в большинстве случаев рисовали с предметами домашней утвари, а мужчины - с орудиями труда.
Описание роли и занятий женщин в современной литературе и журналистике для взрослых не отличается от такового в детской литературе. Н. Ажгихина проанализировав литературно-художественные советские журналы 1970-1980-х гг., установила, что характерной чертой процессы является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению». В последующие годы перестройки в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».
Фотографии в прессе тоже по-разному отражают мужчин и женщин: у первых подчеркивается лицо (мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше), а у вторых - тело. Это явления Арчер и его коллеги назвали фейсизмом. Как полагают авторы, такое изображение мужчин и женщин не случайно: голова и лицо является «центром душевной жизни», в них локализируется интеллект, личность, идентичность и характер, которые средства массовой информации ассоциируют с мужчинами, чем с женщинами. Это как отмечает Ш. Берн, согласуется с данными экспериментов, показавших, что акцентирование лица индивида приводит к тому, что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность. Вносит свой вклад в гендерную стереотипизацию и телевидение. Н. Синьорелли провел анализ телевизионных программ, занимавших в течение 16 лет в эфире лучшее время. Семьдесят один процент появлявшихся на экране людей и 69% главных героев были мужчины. Тенденция к выравниванию появления мужчин и женщин проявилась за это время лишь незначительно. Женщины были моложе мужчин, обладали привлекательной внешностью и мягким характером; их чаще показывали дома, в кругу семьи или любовных сценах. Они же чаще оказывались в роли жертвы. Появлявшиеся на телеэкране мужчины, имели, как правило, уважаемую профессию либо выполняли специфически мужскую работу. [17,с 13-17]
Рекламные ролики, показываемые на телевидение, продолжают эту традицию. При анализе изображения в рекламе потребителей и потребительниц, передаваемой по Британскому телевидению, А. Менстэд и К. Мак-Каллоч выявили, что мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и собирающиеся практически использовать приобретаемые предметы; женщины, напротив, - не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движение субъективными причинами его приобретении, занимаемые зависимые и дополнительные роли и связанные с социально престижным и символическим значение покупаемых предметов.
На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей в соотношение 3:1 во взрослых телепрограммах, и в соотношении 5:1 - в программах для детей. Женские персонажи выступают главным образом в романтических ролях. Лишь не многие успешно сочетают замужество с профессиональной деятельностью; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом. [20, с 87-89]
И.В. Грошев отмечает, что коммуникативное поведение женщины редко указывает на ее социальный статус, а интерпретируется, в первую очередь, с учетом сексуального восприятия. Реклама символически воспроизводит стереотипы «женственности» и «мужественности».
А. Юрчак, проанализировал отечественную рекламную продукцию, выделил два основных типа рекламных историй; романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным дело. Обычно напоминающий борьбу. Благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости, он выходит из этой борьбы победителем. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили.
А.В. Петровский привел на страницах газеты «Известия» такой пример: «снимался научно - популярный фильм, посвященный взаимоотношению в семье. Он так и назывался: «... И счастья в личной жизни». Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответом на такие вопросы не очень-то можно доверять - нередко желаемое выдается за действительное. Тогда психологи, прибегли к помощи детей дошкольного возраста. В детском саду была предложена «игра». Ребятам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголки, газета, пылесос, сумка - «авоська» с продуктами, и просили их отобрать «папины картинки» и «мамины картинки». И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие дети составляли «джентльменский набор»: телевизор, кресло, тахту и иногда - гвозди и молоток. Мамам оставалось все остальное: кастрюля, тарелки, пылесос, мясорубка, «авоська» и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы …» [17,. с 23-26]
В семейных историях деятельность женщины ограничена семьей. Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома.
Таким образом, образ женщине подается как зависимый от мужчины, слабый, саморегулирующийся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же, как в отечественной, так и зарубежной рекламе, подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я».
Учитывая это, влияние средств массовой информации, и особенно телевидения, играет большую роль на формирования полоролевой идентификации у дошкольника. Чтение детьми книгу, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины - с орудием труда, приводит к усилению поло-типичного поведения в детских играх. По данным М. Кимбалл, у детей, которые смотрят телевизор, проявляется больше установок, соответствующих тендерным нормам, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. В эксперименте Д. Рабл с коллегами ребенок меньше играл с нейтральной игрушкой после просмотра телевизионного ролика, где с нею играл ребенок противоположного пола.
Исходя из этого, на развитие полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.
Важным является также эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страдания ми отчуждения.
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [28].
В процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников.Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы). В детской среде в результате подражания в преломлении проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.
Во все времена народными педагогами признавалась, и всячески поддерживалась самостоятельная педагогическая детская среда, отличающаяся от жизни взрослых. Относительная самостоятельность детской среды про является в возникновении чисто детских артелей, в игровых компаниях, в певческих группах. В русских селениях наблюдалась традиция группами детей ходить по ягоды, грибы. Группы мальчиков ходили на ловлю рыбы.
Детские игровые компании обычно объединяют детей с одной улицы. Характер многих детских игр имеет важное педагогическое значение. На пример, игры, направленные на развитие силы, ловкости: в России - лапта; в Тибете - запуск змей; стрельба из лука, в Латинской Америке; у народности манус - игры на специальных детских каноэ и т.д. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, мотивах, установках. Например, в играх якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают, усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения.
Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко... Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [37].
Следует отметить особую роль игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения и формирования трудовых навыков, развитии коммуникативных отношений, чувства юмора и т.д.
Рассматривая детскую среду, следует заметить, что она самостоятельна только относительно. «Старших бояться, младших стыдиться» - в этой пословице четко определены взаимоотношения взрослых и детей. С одной стороны, молодежь должна уважать старших, с другой - старшие, взрослые должны следить за своими поступками, дабы быть примером младшим. Дети и взрослые находятся в постоянном общении: совместный быт, праздники, труд. Например: на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, на которых учились вышивать или плести кружева. После усвоения необходимых навыков переходили в группы девушек.
Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда, в этот период наблюдается пик детской сексуальности. Это означает, что к этому времени дошкольники уже четко идентифицируют себя со своим полом, то есть осознают свою принадлежность к сильной или слабой половине человечества. Нарушение предписанных половой принадлежностью норм осуждается сверстниками. [7]
Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было показано, что мальчики, которые играют и с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем тем, кто подчиняется полоролевым стереотипам.
Одни авторы утверждают, что дети обоего пола более охотно подражают мальчикам, другие - что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки - пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались половые стереотипы. Например, они могли сказать, что дрова рубил мальчик, хотя это делала девочка.
Самый первый этап в процессе гендерной идентификации ребёнка суждено сыграть детской игрушке. Считается, что в 3-4 года ребёнок осознаёт неизменность своего пола и улавливает разницу в поведении и одежде между мужчинами и женщинами. Поэтому в своей игре он пытается моделировать то, что делают взрослые. Детские психологи часто отмечают тот факт, что мальчик не играет в куклы не потому, что ему это не интересно, а потому что он видит, что этого не делают его сверстники, а средства массовой информации всячески подчёркивают, что в куклы играют девочки, в машинки мальчики и т.д.
Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все, же может отличаться, в зависимости от того, с кем - с мальчиком или девочкой - они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований: когда в экспериментальной обстановке 4-летним предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам - пушистых котят.
Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутки от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. [41]
К основным признакам полоролевой идентификации Т.А. Репина, Л.Е. Семенова относят выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом. [29]
Выводы1 главы
Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.
В ходе процесса, называемого дифференциальной идентификацией, человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная идентификация использует два основных механизма - дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или называют в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т.д. О дифференциальном подражании можно говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. Родители - не единственные, кто участвует в процессе дифференциальной идентификации. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др.
Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга.
Формирование полоролевой идентичности у дошкольника проявляется в усилении половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. К основным признакам полоролевой идентификации можно отнести выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом.
Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.
Методыисследования:
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы: наблюдение, изучение гендерных установок (опросник Кагана), методика «Функционально - ролевая согласованность», социометрическая методика «День рождения», методы анализа и интерпретации полученных результатов.
Наблюдение:
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей жизни.
Различают следующие виды наблюдения: кратковременное наблюдение и длительное (иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и как особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследование было использовано кратковременное, внешнее, выборочное наблюдения, которое состоит в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.