Взаимодействие студентов со своим окружением
3. - можно, если его позиция убедительна.
4. - можно, если наши взгляды совпадают.
5. - надо, потому что это поможет ему.
6. - . . .
16.Если в общении назревает конфликт, я . . .
1. - займусь делом.
2. - постараюсь его сгладить.
3. - буду действовать в соответствии со своими интересами.
4.- уступлю, чтобы помочь собеседнику.
5. - буду доказывать свою правоту.
6.- . . .
17.В общении я исхожу из . . .
1. -стремления утвердить свою точку зрения.
2. - желания получить максимум пользы для себя.
3.- необходимости решить проблемы другого человека, помочь ему.
4. - необходимости избежать конфликта.
5. - интересов дела.
6. - . . .
18.Когда я не понимаю собеседника . . .
1. - меня это не беспокоит.
2. - я очень переживаю и ищу свою ошибку.
3. - пересматриваю свою точку зрения.
4. - значит, он плохо объясняет.
5. - буду стараться понять, если мне это надо.
6. - . . .
19 .Для меня главная цель общения . . .
1. - помочь, поддержать собеседника.
2. - решить деловой вопрос.
3. - получить удовольствие.
4. - избежать конфликта.
5. - извлечь какую-нибудь пользу.
6. - . . .
20 .Если я считаю, что собеседник не прав, то . . .
1. - я теряю к нему интерес.
2. - думаю, что могу ему помочь.
3.- буду добиваться того, чтобы он признал и исправил свою ошибку
4. - не буду обострять ситуацию.
5. - это меня не беспокоит, это его проблема.
6. - . . .
"КЛЮЧ" к опроснику.
№вопроса
|
Варианты ответов
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1
|
Ал
|
Ав
|
И
|
К
|
М
|
|
|
2
|
К
|
Ав
|
М
|
И
|
Ал
|
|
|
3
|
Ал
|
К
|
М
|
И
|
Ав
|
|
|
4
|
М
|
И
|
К
|
Ав
|
Ал
|
|
|
5
|
И
|
М
|
Ав
|
К
|
Ал
|
|
|
6
|
Ав
|
Ал
|
М
|
И
|
К
|
|
|
7
|
Ал
|
К
|
И
|
Ав
|
М
|
|
|
8
|
М
|
К
|
Ав
|
Ал
|
И
|
|
|
9
|
И
|
Ав
|
Ал
|
М
|
К
|
|
|
10
|
К
|
М
|
Ал
|
И
|
Ав
|
|
|
11
|
Ав
|
И
|
К
|
М
|
Ал
|
|
|
12
|
К
|
М
|
И
|
Ал
|
Ав
|
|
|
13
|
Ал
|
М
|
И
|
Ав
|
К
|
|
|
14
|
К
|
И
|
Ал
|
М
|
Ав
|
|
|
15
|
М
|
И
|
К
|
Ав
|
Ал
|
|
|
16
|
И
|
К
|
М
|
Ал
|
Ав
|
|
|
17
|
Ав
|
М
|
Ал
|
К
|
И
|
|
|
18
|
И
|
Ал
|
К
|
Ав
|
М
|
|
|
19
|
Ал
|
И
|
Ав
|
К
|
М
|
|
|
20
|
М
|
Ал
|
Ав
|
К
|
И
|
|
|
|
Пример построения графического профиля соотношения видов НЛО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ
Данная методика в отечественной психологической литературе часто называется методикой Q- сортировки (Q- классификации). Связано это с тем, что первоначально в ней использовался известный принцип классификации, предложенный В.Стефенсоном в 1953 году для исследования представлений субъекта о себе и об окружающих. Выполнение задания в Q- сортировке состоит в классификации испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на определенное количество групп в зависимости от степени соответствия того или иного свойства обследуемому. Позднее данный методический прием был использован для создания широкого круга диагностических методик. В частности, американские психологи Д.Сток и Х.Телен разработали список утверждений, позволяющий описать особенности поведения человека в социальной группе, в системе групповых межличностных взаимодействий.
Характеристика основных тенденций межличностного поведения в группе.
Авторы методики выделяют 6 базовых тенденций поведения, которые в совокупности характеризуют специфику установления и поддержания человеком межличностных отношений в социальной группе, специфику организации им взаимодействия с членами группы.
Тенденция к "зависимости" проявляется как внутреннее или внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и норм поведения, социальных и морально-этических ценностей. Она сопряжена с уступчивостью, доверчивостью, пассивной подчиняемостью человека в межличностных контактах, с его зависимостью от группы и, в частности, от лидера, сопровождается частным проявлением конформных реакций. Тенденция к "независимость" обладает противоположными психологическими и поведенческими характеристиками. Человека отличают уверенность в себе, активное стремление к лидерству в группе или же индивидуалистическая направленность, высокая требовательность к окружающим, скептицизм в отношении к групповым нормам и ценностям, вплоть до их отрицания. Часто у такого индивида проявляется стремление противопоставить себя лидеру или проигнорировать установленные правила поведения в групповом общении.
"Общительность" проявляется в активной направленности человека на установление близких эмоциональных отношений с членами группы, в его высокой контактности, отзывчивости и откровенности, в стремлении оказать поддержку окружающим, проявить сочувствие. "Необщительность" выражается в стремлении индивида уходить от контактов, избегать эмоциональных связей с членами группы; его характеризуют закрытость, "холодность" и дистантность в общении, он не склонен проявлять сочувствие по отношению к окружающим и сам не ожидает от них дружелюбия и эмоциональной поддержки.
Тенденция к "борьбе" проявляется в стремлении человека активно участвовать в групповой жизни, в принятии групповых решений, добиваться своих целей, контролировать действия окружающих. Такой индивид старается достичь более высокого статуса в системе межличностных отношений, зачастую путем манипуляций другими, создания конфликтных ситуаций, открытого противопоставления себя лидеру. Ему свойственна уверенность в себе, непримиримость, упрямство, а иногда - жестокость. "Избегание борьбы" проявляется в стремлении уйти от конфликтного взаимодействия с членами группы, сохранить нейтралитет в групповых спорах и разногласиях. Для человека, характеризующегося данной тенденцией, свойственны склонность к компромиссным решениям и поведению, отсутствие самостоятельности, стремление избежать принятия на себя ответственности за других или за выполняемое дело.
Характеристика методики и проведение опроса.
Предлагаемый вариант методики включает в себя 60 утверждений, описывающих особенности поведения и различные чувства, которые может испытывать человек в ситуациях группового взаимодействия. Утверждения могут быть записаны на отдельных карточках или предъявлены испытуемому списком. В зависимости от этого меняется инструкция. В первом случае участнику исследования предлагается рассортировать карточки на 3 группы: первую должны составлять утверждения, соответствующие его представлению о себе как члене той или иной конкретной группы; вторую - противоречащие его представлению о себе; в третью группу попадают утверждения, относительно которых человек затрудняется выразить определенное мнение. Если утверждения предлагаются участнику исследования в виде списка, то ему требуется ответить "да" в том случае, когда утверждение соответствует его представлению о себе, "нет" - когда утверждение не соответствует его представлению, в исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь".
Каждое из 60 утверждений имеет отношение к одной из шести диагносцируемым тенденций поведения. Каждая тенденция представлена десятью утверждениями, а сопряженные пары ("зависимость-независимость", "общительность-необщительность", "борьба-избегание борьбы") - двадцатью.
Опубликованных данных о валидности и надежности методики нет. Но, тем не менее, применяется она достаточно широко. Можно использовать список утверждений не только для анализа самооценки участника исследования, но и для получения взаимооценок членов группы, для сравнительного анализа представлений индивида о себе с представлением о нем других. Можно предложить опрашиваемым выполнить задание, ориентируясь на различные социальные группы, членами которых они являются (например, семья, трудовой коллектив и т.п.). Можно также получить сведения относительно представления испытуемого о себе в аспекте "Я идеальное", "Я реальное", "Я глазами окружающих".
Обработка данных и интерпретация полученных результатов
Ответы испытуемых оцениваются при помощи "ключа". В нем указаны номера утверждений, имеющих отношение к той или иной тенденции межличностного поведения. При ответе "да" на утверждение, номер которого указан в "ключе" (или в случае, когда карточка с этим утверждением при сортировке оказалась в первой группе), засчитывается 1 балл в пользу соответствующей тенденции. При ответе "сомневаюсь" - 0 баллов. Отдельно подсчитывается количество утверждений, имеющих отношение к той или иной тенденции, на которые участник исследования ответил "нет". В результате такой первичной обработки данных получается определенное количественное выражение каждой из шести диагносцируемых тенденций поведения, которое может варьировать от 0 до 10.
Далее важно принять во внимание тот факт, что методика сконструирована таким образом, что отрицание индивидом наличия у себя одного качества является признанием противоположного. То есть если человек считает, что для него не свойственно поведение, соответствующее, например, тенденции "независимости", то это означает, что для него характерно поведение, соответствующее противоположной тенденции "зависимости". Поэтому дальнейшая обработка результатов предполагает, что к первичным баллам, полученным по каждой из тенденций, прибавляется количество баллов, соответствующих ответам "нет" на утверждения, имеющие отношение к противоположной тенденции. В конечном итоге количественное выражение каждой из шести тенденций может варьировать от 0 до 20.
Интерпретация полученных результатов предполагает составление целостной характеристики поведения человека в группе на основе анализа количественных данных. При этом важно иметь в виду, что любая из шести тенденций поведения может быть внутренней и внешней, т.е. может быть истинной, внутренне присущей личности или своеобразной "маской", сознательно выстроенным для данной группы "фасадом". Если количественное выражение той или иной тенденции приближается к 20, то это свидетельствует об истинном ее преобладании над противоположной, о том, что соответствующий тип поведения действительно характерен для личности и проявляется не только в данной конкретной группе, но и за ее пределами.
Отметим также, что количественная оценка по одной или нескольким сопряженным парам (противоположным тенденциям) может быть амбивалентной (например, "общительность" - 10 баллов, "необщительность" - 10 баллов). Это свидетельствует о противоречивости, амбивалентности межличностного поведения человека в данной группе, о том, что он находится во власти противоположных тенденций и стремлений. Такая ситуация зачастую может являться источником внутреннего конфликта личности.
Инструкция: "Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже суждения, описывающие различные, но достаточно распространенные, типичные особенности поведения человека в общении с другими людьми. Если Вы считаете, что то или иное утверждение соответствует Вашему мнению о себе (или Вашему представлению о своем поведении в данной конкретной группе, или Вашему представлению об оцениваемом человеке), то поставьте напротив этого утверждения знак "+". Если же утверждение противоречит Вашим мнениям и представлениям, отметьте его знаком " - ". Если Вам трудно выразить определенное суждение относительно какого-либо утверждения, пометьте его знаком "0", но при этом постарайтесь, чтобы таких неопределенных ответов было как можно меньше".
Список утверждений.
Критичен к товарищам
Испытывает тревогу, когда в группе начинается конфликт.
Всегда следует советам и указаниям лидера (руководителя).
Не склонен вступать в близкие отношения с членами группы.
Очень ценит дружественность в отношениях, дружескую атмосферу в группе.
Склонен противоречить лидеру.
Испытывает симпатии только к одному-двум определенным членам группы.
Избегает групповых встреч и мероприятий.
Очень ценит похвалу лидера или руководителя.
Независим в суждениях и в манере поведения.
В споре всегда встает на чью-либо сторону.
Склонен принимать на себя руководство другими при выполнении тех или иных групповых дел.
Предпочитает общаться с ограниченным кругом лиц.
При проявлении враждебности со стороны окружающих внешне спокоен.
Склонен поддерживать настроение всей группы.
16.Не придает особого значения личным качествам и отношениям членов группы.
17.В своих интересах способен отвлекать группу от ее целей.
Иногда испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру (руководителю).
Эмоционален, искренен, отзывчив в общении с товарищами.
В спорах предпочитает оставаться нейтральным
Предпочитает, чтобы лидер был активным и брал на себя всю ответственность.
Склонен хладнокровно, без эмоций обсуждать групповые проблемы и разногласия
Недостаточно сдержан в выражении чувств.
Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.
Не любит, когда отношения в группе становятся слишком формальными.
Когда его обвиняют в чем-либо, часто теряется и молчит.
Всегда соглашается с общим мнением в группе.
Привязан к группе больше, чем к отдельным ее членам.
Склонен затягивать, обострять спор, чтобы обязательно довести его "до развязки"
В группе стремится быть в центре внимания.
Стремится быть членом более узкой группировки внутри группы.
Склонен к компромиссам.
Испытывает беспокойство, когда лидер (руководитель) поступает вопреки его ожиданиям.
Болезненно относится к замечаниям в свой адрес.
Иногда может быть коварным и мстительным.
Склонен принимать на себя лидерство в группе.
Откровенен в общении с членами группы.
Во время групповых разногласий ведет себя беспокойно.
Предпочитает, чтобы лидер (руководитель) сам распределял задания и планировал работу.
Не склонен отвечать на проявления дружелюбия и сочувствия со стороны членов группы.
Иногда может проявить агрессию.
Иногда пытается вести других против лидера (руководителя).
Легко находит знакомства за пределами группы.
Избегает быть втянутым в спор.
Легко соглашается с предложениями других членов группы.
Оказывает сопротивление образованию мелких группировок внутри группы.
Когда раздражен, нередко становится насмешливым и ироничным.
Испытывает и проявляет неприязнь к тем, кто старается выделиться.
Всегда предпочитает меньшую, но более интимную группировку в групповом общении.
Пытается не показывать в группе своих истинных чувств.
При групповых разногласиях, как правило, становится на сторону лидера.
Инициативен в установлении контактов.
Избегает критиковать других.
Предпочитает обращаться к лидеру (руководителю) чаще, чем к другим.
Считает, что отношения в группе должны быть умеренно теплыми и дружелюбными, иначе это приведет к фамильярности.
Бывает, что сам провоцирует споры и создает конфликтные ситуации.
Стремится достичь в группе более высокого статуса, положения.
Иногда может вмешиваться в контакты других членов группы и нарушать их.
В группе его считают "задиристым", "борцом за правду".
Иногда может открыто проявить свое недовольство, несогласие с лидером (руководителем).
"Ключ".
1. "Зависимость" - утверждения № 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
2. "Независимость" - утверждения № 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
3. "Общительность" - утверждения № 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
4. "Необщительность" - утверждения № 4,10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
5. "Борьба" - утверждения № 1,11,17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
6. "Избегание борьбы" - утверждения № 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика диагностики направленности личности в общении (НЛО)
1 курс
№
|
Ав
|
М
|
Ал
|
К
|
И
|
|
1
|
8
|
4
|
4
|
3
|
1
|
|
2
|
0
|
7
|
5
|
6
|
2
|
|
3
|
6
|
4
|
3
|
5
|
2
|
|
4
|
3
|
0
|
9
|
5
|
3
|
|
5
|
1
|
5
|
2
|
4
|
8
|
|
6
|
1
|
5
|
5
|
5
|
1
|
|
7
|
4
|
4
|
3
|
6
|
3
|
|
8
|
6
|
4
|
5
|
3
|
3
|
|
9
|
0
|
8
|
4
|
5
|
4
|
|
10
|
3
|
5
|
2
|
6
|
4
|
|
11
|
5
|
1
|
2
|
5
|
5
|
|
12
|
6
|
7
|
0
|
2
|
6
|
|
13
|
3
|
9
|
2
|
3
|
3
|
|
14
|
1
|
3
|
4
|
4
|
8
|
|
15
|
2
|
11
|
3
|
2
|
2
|
|
16
|
7
|
2
|
3
|
3
|
5
|
|
17
|
3
|
3
|
1
|
6
|
8
|
|
18
|
3
|
7
|
2
|
3
|
6
|
|
19
|
2
|
11
|
4
|
0
|
2
|
|
20
|
6
|
7
|
0
|
4
|
2
|
|
сред.знач
|
3,5
|
5,35
|
3,15
|
4
|
3,99
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика диагностики направленности личности в общении (НЛО)
2 курс
№
|
Ав
|
М
|
Ал
|
К
|
И
|
|
1
|
3
|
6
|
3
|
1
|
5
|
|
2
|
3
|
5
|
4
|
3
|
5
|
|
3
|
3
|
9
|
3
|
4
|
1
|
|
4
|
5
|
3
|
3
|
5
|
4
|
|
5
|
2
|
4
|
2
|
3
|
5
|
|
6
|
4
|
1
|
7
|
2
|
6
|
|
7
|
8
|
9
|
0
|
2
|
1
|
|
8
|
3
|
6
|
3
|
3
|
5
|
|
9
|
1
|
4
|
2
|
7
|
7
|
|
10
|
4
|
1
|
2
|
6
|
7
|
|
11
|
3
|
4
|
3
|
6
|
4
|
|
12
|
5
|
9
|
1
|
2
|
3
|
|
13
|
8
|
6
|
4
|
0
|
2
|
|
14
|
3
|
7
|
2
|
3
|
5
|
|
15
|
3
|
5
|
3
|
4
|
5
|
|
16
|
3
|
9
|
3
|
2
|
3
|
|
17
|
5
|
6
|
2
|
5
|
2
|
|
18
|
4
|
2
|
0
|
4
|
10
|
|
19
|
1
|
5
|
2
|
3
|
9
|
|
20
|
1
|
7
|
4
|
4
|
4
|
|
сред.знач
|
3,6
|
5,4
|
2,65
|
3,45
|
4,65
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Методика диагностики направленности личности в общении (НЛО)
3 курс
№
|
Ав
|
М
|
Ал
|
К
|
И
|
|
1
|
2
|
4
|
5
|
5
|
4
|
|
2
|
1
|
0
|
9
|
7
|
3
|
|
3
|
5
|
8
|
4
|
2
|
1
|
|
4
|
7
|
2
|
6
|
2
|
3
|
|
5
|
2
|
5
|
3
|
8
|
2
|
|
6
|
5
|
7
|
5
|
2
|
1
|
|
7
|
4
|
0
|
8
|
6
|
2
|
|
8
|
0
|
3
|
7
|
8
|
2
|
|
9
|
3
|
7
|
3
|
4
|
3
|
|
10
|
2
|
6
|
6
|
5
|
1
|
|
11
|
1
|
2
|
5
|
8
|
4
|
|
12
|
6
|
2
|
4
|
3
|
5
|
|
13
|
3
|
3
|
6
|
2
|
7
|
|
14
|
3
|
7
|
8
|
0
|
2
|
|
15
|
1
|
4
|
9
|
2
|
4
|
|
16
|
2
|
5
|
6
|
5
|
2
|
|
17
|
2
|
8
|
3
|
6
|
1
|
|
18
|
4
|
4
|
6
|
2
|
4
|
|
19
|
2
|
5
|
5
|
2
|
6
|
|
20
|
4
|
9
|
3
|
1
|
3
|
|
сред.знач
|
2,95
|
4,55
|
5,55
|
4
|
3
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Страницы: 1, 2, 3, 4
|