Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений
2.2.3 Методика диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.
Более подробное описание методики в Приложении 2.
2.2.4 Методы математической и статистической обработки данных: U - критерий Манна-Уитни
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда п1,п2?3 или п1=2, п2?5.
Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия Uотражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп,, тем более вероятно, что различия достоверны.
2.3 Описание организации и результатов исследования
Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс - 25 человек, Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей.
Результаты социометрического исследования
Было проведено социометрическое исследование для выявления структуры межличностных отношений. В качестве критерия были выбраны вопросы «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» для положительного выбора и для выявления отрицательных выборов был поставлен противоположный вопрос - «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?». Количественный критерий был ограничен тремя выборами, т.е. каждый член группы мог выбрать троих других членов своей группы, кроме себя самого.
Примечание: Результаты этого исследования, в полном объёме, представлены в Приложении Б настоящей работы.
Вследствие того, что структура межличностных отношений в группы не однородна (по результатам первого и второго критерия), следует найти реальные выборы, которые делает группа. Для этого, вычтем из количества «положительных» выборов «отрицательные» и мы получаем те реальные выборы группы. И таким образом в проведенном исследовании получились следующие результаты, по двум введенным критериям (положительная и отрицательная выборка), которые распределись следующим образом.
Реальные выборы группы и восприятие окружающих
Таблица 2.1
№ п/п
|
Кого выбирают
|
Положительных выборов
|
Отрицательных выборов
|
Реальные выборы
|
Восприятие
|
|
1.
|
Д.В.
|
4
|
1
|
3
|
C
|
|
2.
|
Е.С.
|
4
|
0
|
4
|
Ж
|
|
3.
|
А.А.
|
2
|
3
|
-1
|
С
|
|
4.
|
Ю.И.
|
2
|
5
|
-3
|
С
|
|
5.
|
А.В.
|
2
|
2
|
0
|
С
|
|
6.
|
А.М.
|
4
|
1
|
3
|
С
|
|
7.
|
А.Н.
|
4
|
0
|
4
|
С
|
|
8.
|
М.М.
|
1
|
0
|
1
|
С
|
|
9.
|
М.С.
|
2
|
0
|
2
|
С
|
|
10.
|
М.С.
|
3
|
6
|
-3
|
С
|
|
11.
|
П.В.
|
4
|
3
|
1
|
С
|
|
12.
|
А.Н.
|
0
|
6
|
-6
|
М
|
|
13.
|
А.С.
|
5
|
2
|
3
|
Ж
|
|
14.
|
О. А.
|
2
|
0
|
2
|
М
|
|
15.
|
Е.В.
|
1
|
0
|
1
|
С
|
|
16.
|
Д.А.
|
2
|
0
|
2
|
Ж
|
|
17.
|
А.Д.
|
1
|
7
|
-6
|
С
|
|
18.
|
Д.С.
|
0
|
5
|
-5
|
--
|
|
19.
|
Е.В.
|
2
|
4
|
-2
|
--
|
|
20.
|
Ж.В.
|
0
|
3
|
-3
|
С
|
|
21.
|
А.В.
|
2
|
0
|
2
|
--
|
|
22.
|
Ю.С.
|
2
|
0
|
2
|
--
|
|
23.
|
Ю.Г.
|
0
|
2
|
-2
|
--
|
|
24.
|
С.К.
|
0
|
1
|
-1
|
--
|
|
25.
|
Т.В.
|
3
|
2
|
1
|
--
|
|
|
Где: (по Фидлеру)
М- мягкость
У - уравновешенность
Ж - жесткость
С - сверхжесткость
По результатам этой сводной таблицы видно, что структура межличностных отношений распределилась следующим образом: «Звезда» в группе, изменилась, теперь нет ярко выраженной звезды. Особо надо отметить тот факт, что в группе было выявлено много «изолированных», в особенности, которые получили даже отрицательные реальные выборы.
Таким образом, получается, что в группе реально существует две «звезды», 3 человек «предпочитаемые», 9 «игнорируемых» в группе человек, а «изолированных» - 12 членов группы. Для наглядности эти данные также представлены в виде диаграммы:
Рисунок 2.1 Процентное соотношение статусного распределения в группе
После выявления структуры межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию.
Результаты исследования восприятия индивидом группы
Это исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение конкретного индивида к другим людям.
Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов (см. Таблица 2). Проанализировав таблицу (Таблица 3 - Реальные выборы группы и восприятие окружающих) получили следующее: два члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 - «жесткий» стиль поведения; 13 - «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому мы бы хотели заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» - эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» - эмоциональность и «сверхжесткому» - необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть - 18 членов группы.
Также полученный результат можно представить в виде графика:
Рисунок 2.2 Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.
После вышеизложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе.
Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов
Проведя исследование лидерских качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2).
Лидерские качества группы
Таблица 2.2.
№
|
Код испыт.
|
Тип
|
№
|
Код испыт.
|
Тип
|
№
|
Код испыт.
|
Тип
|
|
1
|
Д.В.
|
средне
|
7
|
А.Н.
|
сильно
|
13
|
А.С.
|
средне
|
|
2
|
Е.С.
|
сильно
|
8
|
М.М.
|
средне
|
14
|
О. А.
|
средне
|
|
3
|
А.А.
|
средне
|
9
|
М.С.
|
сильно
|
15
|
Е.В.
|
средне
|
|
4
|
Ю.И.
|
средне
|
10
|
М.С.
|
средне
|
16
|
Д.А.
|
средне
|
|
5
|
А.В.
|
средне
|
11
|
П.В.
|
средне
|
17
|
А.Д.
|
средне
|
|
6
|
А.М.
|
средне
|
12
|
А.Н.
|
средне
|
18
|
Д.С.
|
средне
|
|
19
|
Е.В.
|
средне
|
|
20
|
Ж.В.
|
средне
|
|
21
|
А.В.
|
средне
|
|
22
|
Ю.С.
|
--
|
|
23
|
Ю.Г.
|
--
|
|
24
|
С.К.
|
--
|
|
25
|
Т.В.
|
средне
|
|
|
Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений и лидерских качеств
Проведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.3.).
Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности.
Таблица 2.3
Социометрический статус
|
Кого выбирают
|
Восприятие
|
Лидерские качества
|
|
«Звезда»
|
Е.С.
|
«жесткость»
|
«сильно»
|
|
|
А.Н
|
«сверхжесткость»
|
«сильно»
|
|
«Предпочитаемые»
|
Д.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
А.М.,
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
А.С.
|
«жесткость»
|
«средне»
|
|
«Игнорируемые»
|
М.С.
|
«сверхжесткость»
|
«сильно»
|
|
|
О. А.
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
|
Д.А.
|
«жесткость»
|
«средне»
|
|
|
М.М
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
П.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
Е.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
«Изолированные»
|
А.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
А.А.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
Ю.И.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
М.С.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
Ж.В.
|
«уравновешенность»
|
«средне»
|
|
|
А.Н.
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
|
А.Д.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы « Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 25 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 18 респондентов. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 18 испытуемых, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.
Как видно из таблицы в группе у «звезд» отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолитрованным» выражается «жесткостью» и «сверхжесткостью». Значит Е.С., оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки «хороших» людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у «плохих» недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. У А.Н. необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет «своих» и «чужих»; в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, - одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства. У «звезд» наблюдается тенденция к авторитарному стилю руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «сильно» развиты. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается этажа тенденция. В основной массе преобладает «сверхжесткосткость» и лишь А.С. обладает «жестокостью» в восприятии членов группы, волевые же качества данной группы респондентов находится на «среднем» уровне и у М.С. «сильно» развиты. Это говорит о том, что у «предпочитаемых» разные стили отношения и поэтому именно их и выбирает группа, т.е. их социальный статус уже определяет отношения к другим и достаточно развитые волевые качества позволяют занимать высокий уровень в социальной иерархии.. У «игнорируемых» то здесь стили поведения по отношению к другим восновном однотипны «сверхжесткие». Лишь одного члена группы «мягкий» -О. А. Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.
Группа №2 10Ж класс
10Ж класс: 17 человек - 7 девушек и 10 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.
Результаты социометрического исследования
Было проведено социометрическое исследование для выявления структуры межличностных отношений. В качестве критерия были выбраны вопросы «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» для положительного выбора и для выявления отрицательных выборов был поставлен противоположный вопрос - «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?». Количественный критерий был ограничен тремя выборами, т.е. каждый член группы мог выбрать троих других членов своей группы, кроме себя самого.
Примечание: Результаты этого исследования, в полном объёме, представлены в Приложении Б настоящей работы. И вышеизложенные выводы основываются именно на этих результатах.
Вследствие того, что структура межличностных отношений в группы не однородна (по результатам первого и второго критерия), следует найти реальные выборы, которые делает группа. Для этого, вычтем из количества «положительных» выборов «отрицательные» и мы получаем те реальные выборы группы. Результаты этих вычислений представлены ниже (см. Таблица 2.4.)
Реальные выборы группы и восприятие окружающих
Таблица 2.4.
|
Кого выбирают
|
Положительных выборов
|
Отрицательных выборов
|
Реальные выборы
|
Восприятие
|
|
1.
|
Е.Е.
|
2
|
1
|
1
|
М
|
|
2.
|
Д.В.
|
5
|
2
|
3
|
С
|
|
3.
|
А.Д.
|
1
|
2
|
-1
|
У
|
|
4.
|
В.С.
|
4
|
0
|
4
|
М
|
|
5.
|
Е.В.
|
1
|
2
|
-1
|
Ж
|
|
6.
|
Е.М.
|
1
|
6
|
-5
|
У
|
|
7.
|
К.В.
|
2
|
0
|
2
|
С
|
|
8.
|
Д.А.
|
6
|
0
|
6
|
М
|
|
9.
|
А.В.
|
1
|
0
|
1
|
С
|
|
10.
|
С.О.
|
1
|
1
|
0
|
С
|
|
11.
|
А.Ю.
|
1
|
5
|
-4
|
М
|
|
12.
|
А.С.
|
1
|
8
|
-7
|
Ж
|
|
13.
|
А.С.
|
3
|
1
|
2
|
Ж
|
|
14.
|
А.Г.
|
2
|
2
|
0
|
--
|
|
15.
|
С.В.
|
4
|
1
|
3
|
--
|
|
16.
|
В.Г.
|
3
|
0
|
3
|
--
|
|
17.
|
О.И.
|
1
|
1
|
0
|
--
|
|
|
Таким образом, получается, что в группе реально существует одна «звезда», 4 человека «предпочитаемые», 4 «игнорируемых» в группе человек, а «изолированных» - 8 членов группы. Для наглядности эти данные также представлены в виде диаграммы:
После выявления структуры межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию.
Результаты исследования восприятия индивидом группы
Это исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение конкретного индивида к другим людям.
Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов (см. Таблица 2). Проанализировав таблицу (Таблица 2 - Реальные выборы группы и восприятие окружающих) получили следующее: 2 члена группы имеют «уравновешенный» тип поведения, 4 члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 - «жесткий» стиль поведения; 4 - «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому автор хотел бы заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» - эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» - эмоциональность и «сверхжесткому» - необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть - 13 членов группы.
Также полученный результат можно представить в виде графика:
Рисунок 2.5. Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.
После выше изложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе.
Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов
Проведя исследование лидерских качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.5.).
Лидерские качества группы
Таблица 2.5.
№
|
Код испытуемых
|
Тип
|
№
|
Код испытуемых
|
Тип
|
|
1
|
Е.Е.
|
средне
|
9
|
А.В.
|
средне
|
|
2
|
Д.В.
|
средне
|
10
|
С.О.
|
средне
|
|
3
|
А.Д.
|
средне
|
11
|
А.Ю.
|
средне
|
|
4
|
В.С.
|
средне
|
12
|
А.С.
|
средне
|
|
5
|
Е.В.
|
средне
|
13
|
А.С.
|
средне
|
|
6
|
Е.М.
|
средне
|
14
|
А.Г.
|
средне
|
|
7
|
К.В.
|
средне
|
15
|
С.В.
|
средне
|
|
8
|
Д.А.
|
средне
|
16
|
В.Г.
|
средне
|
|
|
|
|
17
|
О.И.
|
средне
|
|
|
Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений
Проведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе, лидерские качества индивидуумов и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.6.).
Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности
Таблица 2.6.
Социометрический статус
|
Кого выбирают
|
Восприятие
|
Лидерские качества
|
|
«Звезда»
|
Д.А
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
«Предпочитаемые»
|
В.С.
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
|
Д.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
«Игнорируемые»
|
К.В
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
А.С.
|
«жесткость»
|
«средне»
|
|
|
Е.Е.
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
|
А.В.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
«Изолированные»
|
С.О.
|
«сверхжесткость»
|
«средне»
|
|
|
Е.В.
|
«жесткость»
|
«средне»
|
|
|
А.Д.
|
«уравновешенность»
|
«средне»
|
|
|
А.Ю
|
«мягкость»
|
«средне»
|
|
|
Е.М.
|
«уравновешенность»
|
«средне»
|
|
|
А.С.
|
«жесткость»
|
«средне»
|
|
|
Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы «- Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 17 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 13 респондент. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 13 респондентов, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.
Как видно из таблицы в группе у «звезды» Д.А., отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолированным» выражается «мягкостью». Значит, оценка людей объективна «по заслугам»: однако при равномерной оценки окружающих порою забывает про эмоциональную составляющую (похвалы например). У «звезды» очень демократичный стиль руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «средне»развиты и не выделяются по отношению с остальной группой. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается равномерное разделение «жесткостью» и «сверхжесткостью», волевые качества на «среднем» уровне. У «игнорируемых» стили поведения по отношению к другим разнообразны от «мягкости» до «сверхжесткости». Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|