Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением
Классический индуизм, самая древняя из существующих религий (три с половиной тысячи лет). Идеальный путь души -- как можно быстрее (то есть за минимальное количество перерождений) исполнить свой земной долг и влиться в Великую Пустоту. Индуизм не одобряет суицид, но высшая из каст, брахманы, терпимы и даже благосклонны к суициду, если он совершен из высших соображений. В «Законах Ману» сказано: «Брахман, без страха и горя освободившийся от своего тела при помощи одного из способов, завещанных нам святыми, считается достойным того, чтобы быть допущенным в местопребывание Брахмы».
Однако считается, что человеческая жизнь слишком дорога, так как её можно достичь только после сотен и тысяч перерождений. Она даёт уникальную возможность каждому сделать скачок в более высокие плоскости существования и обрести бессмертие. Именно поэтому совершение самоубийства было бы очень серьёзной ошибкой со стороны человека. Это бы существенно затруднило его духовный прогресс и в эволюционном плане отбросило бы на несколько жизней назад. Самоубийство также подвергло бы человека риску прохождения тех тяжёлых испытаний, которых он сначала хотел избежать. Согласно Индуизму человек, который совершает самоубийство, не попадает ни в рай, ни в ад, а остаётся в земном сознании как плохой дух и бесцельно блуждает до окончания отведённого ему времени жизни. Затем он попадает в ад, где испытывает ещё более суровые страдания. В конце концов, человек снова возвращается на землю для того, чтобы завершить свою предыдущую карму и начать всё заново. Суицид заставляет идти духовные часы человека в обратном направлении. Именно поэтому в древних индийских писаниях он описывается как убийство своей сущности (атмахатья). Однако самоубийство принимается в случае смертельной болезни, полной инвалидности и религиозной самовольной смерти, путём соблюдения поста - прайопавеша. Человек, который принимает такое решение, сообщает об этом публично, для того, чтобы получить общественное одобрение. Таким образом, это отличает его поступок от самоубийства, совершенного негласно в состоянии эмоционального страдания и отчаяния.
Древние законодатели выделяли следующие виды исключений для совершения суицида:
1) Неспособность физически очищаться.
2) Смерть неминуема или состояние здоровья настолько плохое, что полностью отсутствует наслаждение жизнью.
3) Это действие должно выполняться с согласия общества.
Постепенная природа прайопавеша является главным фактором, отличающим его от внезапного суицида (свадехагхата) «убийства тела», так как первое даёт человеку время на то, чтобы помириться со всеми, попросить прощения и простить, поразмыслить над жизнью и приблизиться к Богу. А также на то, чтобы дать возможность любимым наблюдать за тем, как человек постепенно покидает физический мир. Затем гуру даётся клятва «махаврата-марана»- великая клятва смерти, во время которой человек открыто и честно рассказывает о своей жизни и признаётся в грехах. После чего гуру читает священные писания и поучает его. Человек начинает постепенно отказываться от пищи и концентрируется на медитации глубочайшей и бессмертной сущности. В самом конце, когда душа покидает тело, повторяется священная мантра.
1.3 Понятие суицида
Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения. Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.
«Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». [16, стр.11]
«Самоубийство, суицид(suicide) - сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение». [20]
Морис Фарбер: «Самоубийство -- это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». [цит.39 стр. 6]
Психологический словарь: «суицид -- (от лат. sui - себя + caedere - убивать) - поведение, имеющее цель самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии - против собственного Я. Характерен прежде всего для психических больных, в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых. Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия, кроме того непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация.
Суицид - осознанный самостоятельный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет смысл.
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.
Суицид (самоубийство) - намеренное прекращение собственной жизни.
Феномен суицида, чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на самоубийство, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта. Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни».
Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл - только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. Как писал Николай Бердяев в психологическом этюде «О самоубийстве», «Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству... Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука» [цит. 29]. Суицидогенные события - это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, - он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения. Каждый человек как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл. В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Мы и без того стихийно воспринимаем жизнь как нечто положительное. А вот к смерти, наоборот, относимся резко негативно, видим в ней нечто трагичное, внушающее страх. В этой как бы предзаданной полярности отношений к жизни и смерти можно усмотреть проявление того таинственного “инстинкта жизни”, о котором столько сказано и написано как о первооснове биологического существования животных и человека. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации.
Можно выделить следующие группы риска:
1) суициденты с психической патологией;
2) алкоголики и наркоманы;
3) акцентуированные личности;
4) люди практически здоровые, но склонные к острым ситуационным реакциям.
1.4 Понятие суицидального поведения
Следует отличать суицид от суицидального поведения, которому подвержено большинство людей. «Современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (процентов этак девяносто от населения планеты) совершают медленное самоубийство, отлично зная, что гоночные машины разбиваются, капля никотина убивает лошадь, пьянство приводит к циррозу, соль -- это «белая смерть», а холестерин -- эвфемизм для чаши с цикутой». [39, стр.7]
Суицидальное поведение - поведение, включающее различные формы активности и служащее деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Всё поведение строится так, чтобы суицидальная попытка удалась. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения и самоуничтожения. Чаще такое поведение отмечается у сензитивных подростков, а также в субдепрессивной фазе при циклоидной акцентуации. (Психологический словарь).
Суицидальное поведение -- следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов. [4]
К ситуационным факторам на основании исследований проведенных в США Э. Гроллман относит:
1. Прогрессирующую болезнь, например, склероз или СПИД. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности.
2. Экономические неурядицы порождают проблемы, связанные с едой, одеждой и жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась.
3. Смерть любимого человека разрушает привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдается отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства и т.д. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному.
4. Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье. [19, стр. 305-306]
1. Фиксированность позиции. Субъект не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно-временных координатах.
2. Вовлеченность, т.е. помещение себя в точку приложения угрожающих сил; взгляд на ситуацию «изнутри», неспособность отстраниться от конфликтной ситуации.
3. Сужение сферы позиции личности по сравнению со сферой конфликтной ситуации. Сужение смысловой сферы личности происходит за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и за счет нарастающей изоляции от окружающих.
4. Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений вместо адаптивной позиции «мы-они» имеется гораздо более уязвимая конфронтация «Я-они», свидетельствующая об отчуждении личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях идентификации.
5. Пассивность позиции. Представляя себе активно направленные на него воздействия участников конфликта, субъект не может в рамках сложившегося смыслового образа представить свои конструктивные действия (нападения, защиты, ухода и т.п.). Подобная пассивность позиции обесценивает любые известные субъекту варианты решений. В пассивных позициях знания и опыт не только не актуализируются, но и отвергаются. [4]
Основным компонентом суицидального поведения является сужение когнитивной сферы личности, когда человек «залипает» на отдельном предмете, человеке или проблеме. Суицид может вызвать, во-первых, предельное обострение проблемы или отношений с человеком, а, во-вторых, утрата предмета или человека, в результате чего образуется пустота, которая поглощает суицидента.
Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной ситуации. Такая позиция вплотную подводит субъекта к суицидальному поведению, но еще не достаточна для его возникновения. Конфликтная ситуация лишь тогда перерастает в суицидальный кризис, когда в ее сферу вовлекаются главные смысловые образования - ценностные отношения человека к жизни и смерти. Смысловые образы при этом выходят за рамки отражения конкретных обстоятельств, охватывают более широкую и отдаленную социальную ситуацию, соотносящуюся с представлениями о будущем “Я”. Процесс самоопределения и формирования позиции личности развертывается на более высоком уровне. Пассивность общей жизненной позиции, блокада отдаленных перспектив равнозначны невозможности самореализации, что влечет за собой утрату ценности жизни. Это уже специфическая почва для зарождения именно суицидального поведения, которое развивается на основе либо “квазипотребности” - и тогда лишение себя жизни выступает как цель, обслуживающая иную потребность, либо истинной потребности самоуничтожения. В первом случае снижение ценности жизни не сопровождается возрастанием ценности смерти. Во втором случае происходит полная инверсия отношений к жизни и смерти. Таким образом, собственно суицидальным поведением называются любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Следует подчеркнуть, что термин «поведение» объединяет разнообразные внутренние (в том числе вербальные) и внешние формы психических актов, которые, согласно современным психологическим воззрениям, находятся в отношениях генетического родства.
Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. Перечисленный ряд понятий, с одной стороны, отражает различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов, а сдругой стороны, представляет шкалу их глубины или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения. Целесообразно пользоваться тремя ступенями этой шкалы, выделяя перед ними, особую, недифференцированную «почву» в виде антивитальных переживаний. К ним относятся размышления об отсутствии ценности жизни. Здесь нет еще четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни. Первая ступень - пассивные суицидальные мысли. Характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Вторая ступень - суицидальлные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Продумываются способы суицида. Третья ступень - суицидальные намерения - предполагает присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившиеся смертью. Суицидальные попытки и суицид в своем развитии проходят две фазы. Первая обратимая - когда субъект сам или при вмешательстве окружающих лиц может прекратить попытку. Вторая - необратимая, чаще всего заканчивающаяся смертью индивида (завершенный суицид). Хронологические параметры этих фаз зависят как от намерений суицидента, так и от способа покушения [4].
1.5 Виды и типология суицида
В первую очередь, на мой взгляд, следует рассмотреть классификацию самоубийств, предложенную классиком суицидологии Эмилем Дюркгеймом. В своем социологическом этюде «Самоубийство» он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство. Рассмотрим их подробнее.
1. «Характерной чертой эгоистического самоубийства является состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека, ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность» [16, стр. 241]. Человек закрывает глаза на все окружающее, так как оно лишь усиливает его боль и обращает внимание своего сознания только на себя, на свои переживания, но тем самым он только углубляет свое одиночество. Само по себе отделение от внешнего мира не является положительным явлением, но тем не менее редко ведет к самоубийству. Что же является причиной суицидальной реакции? Дело в том, что человек, отграничивая себя от внешнего мира, лишается возможности самоидентификации в этом мире. Созерцание этой пустоты рано или поздно заканчивается самоубийством. Самоубийство в данном случае не содержит в себе никакого яростного порыва или протеста. Человек заранее продумывает план лишения жизни и спокойно движется к ключевому моменту.
2. Что касается альтруистического самоубийства, то оно противоположно самоубийству эгоистическому. В противоположность эгоистическому суициду, характеризующемуся, как правило, полным упадком сил, альтруистическое самоубийство характеризуется подъемом эмоционального фона. Образцом этого типа самоубийств, по Дюркгейму, является смерть Катона, который отдал свою жизнь за государство. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: полное спокойствие, никакого самопринуждения, акт совершается от чистого сердца.
3. Аномические суициды. Этот тип отличается от первого более выраженными эмоциями (страстностью), а от вторых - тем, что вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения. Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. Если об эгоистическом самоубийстве можно сказать, что человек не испытывает острого отвращения к миру, то при аномическом суициде наблюдается горячий протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство. Рост аномических самоубийств может быть связан с нестабильностью социально-экономического строя страны.
Социальная аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы.
Характеристики
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
Общее число
46125
56136
61886
60953
57812
38553
На 100000 жителей
31.0
38.13
42.1
41.4
39.3
39.5
Изменение числа самоубийств в России с 1992 по 1997 гг. [5].
На основании вышепредставленной таблицы Г. Белоглазов делает вывод о преимущественном характере аномических самоубийств в 1994 г., поскольку: «В первую очередь, 94-й год был ознаменован пиком инфляции, что означало понижение благосостояния и уровня жизни населения, но и не только это: с 1994-м годом было связано крушение надежд на возможность реформ во имя стабильности, надежд, которые еще теплились в самом начале девяностых. Наиболее обделенные слои населения оказались в самом безнадежном положении, на первый план выходила животная борьба за существование. Менее бедный средний класс не в меньшей мере испытал на себе действие обесценивания денег - нельзя было надеяться даже на самих себя, ибо сбережения уже не могли помочь в случае кризиса, а желание трудиться и зарабатывать деньги оставалось далеко не у всех. Расстрел парламента в конце 1993 года вызвал негативный общественный резонанс, и, как следствие, понимание ничтожности демократических идеалов и принципов. Новые выборы, состоявшиеся также в 1993 году, не оправдали возлагаемых на них надежд. У обывателя вполне могло сложиться ощущение замкнувшегося круга - и света в конце туннеля видно не было. Ощущение безнадежности очень сильно давит на психику, способствуя суицидальным мыслям, и только постоянная необходимость бороться за свое существование, за существование своей семьи могла выступить в роли некоего сдерживающего фактора» [5]. Э. Дюркгейм также выделял суициды, носящие смешанный характер (эгоистическо-аномическое, аномическо-альтруистическое и т.д.).
Другая классификация самоубийств предложена Э. Шнейдманом. На основании метода психологической аутопсии он выделил 3 типа самоубийств:
1. Эготические самоубийства; причиной их является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль; например, самоубийства психически больных, страдающих слуховыми галлюцинациями;
2. Диадические самоубийства, основа которых лежит в нереализованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку; таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому;
3. Агенеративные самоубийства, при которых причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом возрасте. [28, стр. 237]
Банщикова Е.Г. на основании типов, выделенных Э. Дюркгеймом, говорит о следующих типах суицидов:
1. “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.
2. Смысл суицидального поведения типа “призыва” состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.
3. При суицидах “избежания” (наказания или страдания) cуть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.
4. «Самонаказание» можно определить как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я-судьи» и «Я-подсудимого». Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» ( «от подсудимого», «снизу»).
5. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах “отказа” обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни. [4]
Особенностью выделения типов самоубийств в данной системе является то, что они представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий поведения в ситуациях конфликта.
1.6 Причины и факторы суицида
Следует различать причины и факторы суицида. Причины - это нечто, что влияет непосредственно на человека. Это могут быть какие-либо психологические особенности самого индивида или особенности членов его семьи и ближайшего окружения. К причинам можно отнести все кризисные ситуации, которые происходят в жизни человека: денежные потери, домашние страсти, несчастная любовь, проблемы на работе, ссоры с родителями, ощущение одиночества и т.п. Факторы же это нечто более глобальное, что воздействует на человека и не зависит от его внутреннего мира. К факторам можно отнести пол, возраст, занятость или безработицу и т.п.
Возникновение суицидоопасной ситуации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной , когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные для ее преодоления, переживая при этом чувство безнадежности и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.
Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения, может быть классифицировано следующим образом:
Конфликты, связанные с асоциальным поведением:
Конфликты, обусловленные социальным взаимодействием и обстановкой:
интимно-сексуальные конфликты, в том числе нестандартная половая ориентация.
Конфликты, связанные с состояние здоровья:
хронические, соматические заболевания;
физические недостатки.
Существует множество факторов, приводящих к суициду и суицидальным попыткам. Как правило, это - социальные, социально-психологические или психологические. И, по крайней мере, два вида самоубийств непосредственно связаны с социальными факторами. Первый, когда общество, в определенных ситуациях, руководствуясь общественными, социальными нормами, а так же правилами поведения или пресловутым кодексом чести как бы требует от своих членов самопожертвования. Второй связан непосредственно с социальными факторами, когда положение в обществе какой-либо группы людей или конкретного индивида по независящим от него причинам настолько тяжело, что суицид является одним из наиболее надежных способов избавления от страданий. Экономическое благосостояние общества напрямую связано с кривой роста суицидов. У представителей всех классов и социальных слоев населения экономические проблемы порождают ощущение безнадежности и отчаяния. Другие социальные причины влияют на добровольный уход из жизни более опосредованно.
Существует мнение, что в высокоразвитых странах вероятность самоубийств гораздо выше, чем в странах слаборазвитых. Так, например, процент актов суицида в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. Этот факт подтверждает, что научно-технический прогресс, усиливает расслоение в обществе, способствуя процессу отчуждения индивида, вызывая у него ощущение «винтика», чья жизнь не имеет собственной ценности в огромной машине цивилизации [16, стр. 219]
Такие особенности индивида, как максимализм, категоричность, неумение планировать будущее имеют определяющее значение. Человек, который ко всему, в том числе и к себе, относится категорично, может быть не удовлетворен сложившейся ситуацией, а если он плохо представляет, что ждет его впереди или даже боится будущего, то самоубийство становится для него единственным выходом.
Если у человека не развиты коммуникативные навыки, ему трудно общаться с окружающим, его не понимают, то такой человек нередко становится неблагополучным или просто лишает себя жизни, считая, что ничего нельзя изменить.
До сих пор одним из главных факторов риска считается алкогольное опьянение. 60% самоубийц употребляло алкоголь, но непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев. Наркотики - в 4%. Приблизительно половина неудачных попыток приходится на пьяных.
Если самоубийство удалось, то точно установить его причину практически невозможно. Именно из-за этого в 41% случаев причины остаются не выясненными.
1.7 Этапы, ведущие к суициду
Предсуицид
Период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации (предсуицид) характеризуется особым психическим состоянием, которое обуславливает повышенную готовность и вероятность суицидального действия. В свою очередь, в предсуициде можно выделить две фазы: предиспозиционную и суицидальную.
Предиспозиционная фаза. Этот период времени определяется повышенной психологической напряженностью и поиском путей по выходу и создавшейся критической ситуации. Внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях в жизни, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей в решении возникших проблем, на кажущей невозможности дальнейшего пребывания в ИУ (особенно для лиц впервые находящихся в заключении). Ожидание возможного неблагополучного развития событий вызывает беспокойство, постепенно перерастающее в чувство тревоги.
Характерной особенностью этого периода является острая потребность человека в установлении неформального контакта, теплых дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»), желание поделиться своими переживаниями. К сожалению, в силу специфики и сложившихся традиций, эта потребность, как правило, остается нереализованной.
Если в первые дни осужденных проявляет активность в поисках сочувствия и помощи извне, т.е. от кого-либо, то в последующем эта активность заметно снижена, хотя потребность в помощи остается высокой.
В рассматриваемом периоде возникает чувство, что жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое.
Жизнь воспринимается только ретроспективно. Человек пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных, счастливых моментах в своей жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего. Иногда вся пережитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач.
На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы дисперсонолизации, неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Возникает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования («Жить не стоит», «Устал от такой жизни», «Никакого просвета»), при этом мысли о собственной смерти, как правило, носят налет теоретизирования без какого-либо желания умереть.
2.Суицидальная фаза.Продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать психотравмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Поражения и неудачи влекут за собой снижение самооценки, изменяют позитивное отношение к себе, приводят к мыслям о собственной несостоятельности, порождая внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание». На фоне эмоционально подавленного состояния возникает «сужение сознания», оно концентрируется лишь на негативных аспектах ситуации. В результате человек оказывается неспособным воспринимать то, что смогло бы помочь ему в разрешении проблемы.
По мере того как исчерпываются все известные варианты разрешения ситуации, возникает ощущение беспомощности перед лицом трудностей.
Измененным кажется также течение времени, его мучительное замедление, ощущение того, что «этот кошмар никогда не кончится. Никогда!»
Появляются нестойкие, сначала диффузные суицидальные мысли («Я что-нибудь с собой сделаю», «Повеситься, что ли?), а позднее и суицидальные замыслы - разработка плана самоубийства, обдумывание способа, «примеривание к нему».
Принятию решения о самоубийстве обычно способствует дополнительная психотравма, которая еще более убеждает осужденного в неизбежности катастрофы. Причем сила ее может быть совершенно незначительной (не вовремя отданное, но важное для человека письмо, несправедливое, по его мнению, наказание и т.п.). Однако само принятие такого решения свидетельствует о переживании необычайной глубины и силы.
Положение усугубляется тем , что в ИУ среди спецконтингента не принято (более того - категорически не приветствуется) без чей-либо конкретной просьбы оказывать моральную поддержку. «Лезть в душу», по «зоновским» критериям, считается, по меньшей мере, нетактичным.
Характерными особенностями поведения осужденных в этот период являются: замкнутость, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания. В этот момент осужденными могут быть совершены любые дисциплинарные поступки, за которые можно быть переведенным в ПКТ, водворенным в ШИЗО. Все это делается с целью найти уединение.
Вместе с тем отмечаются и другие формы поведения: расчетливость, решительность, хладнокровие («зловещее спокойствие») и даже агрессивность. С большим постоянством отмечается расстройство сна, аппетита, повышенная утомляемость, чувство бессилия, снижение работоспособности.
Суицидальный период заканчивается непосредственно суицидальным актом - самоубийством или покушением на него.
1.8 Самоубийства лиц с психопатическими расстройствами
Суициды психически больных составляют лишь около 20% от общего числа случаев. Э. Дюркгейм создал следующую классификацию самоубийств, совершаемых психически больными людьми:
1. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Больной убивает себя, для того чтобы избегнуть воображаемой опасности или позора, или же действует, как бы повинуясь таинственному приказанию, полученному им свыше, и т.д.
2. Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается у людей, находящихся в состоянии упадка духа, глубочайшей скорби; в таком состоянии человек не может вполне здраво определить свое отношение к окружающим его лицам и предметам. Его не привлекают никакие удовольствия, все рисуется ему в черном свете, жизнь представляется утомительной и безрадостной. Ввиду того, что такое состояние не прекращается ни на минуту у больного начинает просыпаться неотступная мысль о самоубийстве. Мысль эта крепко фиксируется в его мозгу, и определяющие ее общие мотивы остаются неизвестными.
3. Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами - ни реальными, ни воображаемыми, а только навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всецело владеет умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя прекрасно знает, что для этого никакого разумного повода. Это инстинктивное желание не подчиняется никаким размышлениям и рассуждениям.
4. Автоматическое и импульсивное самоубийство. Этот вид самоубийства также мало мотивирован, как и предыдущий; не в действительности, ни в воображении больного для него нет никакого основания. Разница между ним и предыдущим видом заключается в том, что вместо того, чтобы быть результатом навязчивой идеи, которая более или менее долгое время преследует больного и лишь постепенно овладевает его волей, этот вид самоубийства проистекает от внезапного и непобедимого импульса. Мысль в одно мгновение созревает до конца и вызывает самоубийство или, по крайней мере, толкает больного на ряд предварительных действий.
1.9 Суицидологические теории
Основателем суицидологии был Эмиль Дюркгейм. Его работа «Самоубийство» (1897) дала толчок новым изысканиям, и уже в начале XX века появилось целых три школы суицидологии: социологическая (то есть собственно дюркгеймовская), антропологическая (выводящая суицидальность из аномалий в строении и развитии организма) и психиатрическая.
Затем школ стало больше -- прибавились психоаналитическая, биохимическая (сделавшая главными виновниками гены и гормоны), макроприродная (которая искала причину в расположении планет, воздействии окружающей среды, географических условиях и т.д.).
Эмиль Дюркгейм сводит всю совокупность мотиваций суицида к пагубному воздействию социальной среды и происходящих внутри нее процессов. Индивид не убивает себя -- происходит убийство, совершаемое обществом. Основатель суицидологии выделяет всего три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и анемичное о которых было написано выше. Законы Дюркгейма гласят, что уровень самоубийств в популяции напрямую связан с ее степенью сплоченности: суицидальная статистика изменяется обратно пропорционально степени семейной, религиозной и политической интеграции. Последователи Дюркгейма усовершенствовали социологическую суицидологию, открыли множество новых закономерностей, связывающих уровень самоубийств с общественными процессами, вывели сложные формулы, позволяющие прогнозировать, а стало быть, и смягчать суицидные всплески.