бесплатные рефераты

Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения

Припоминание объясняется при помощи ассоциации. Ассоцианисты давно объясняли припоминание таким образом. Дж. Милль [13,с.100] высказывает по этому поводу соображения: «Есть, - говорит он, - состояние сознания, хорошо известное всякому, - припоминание. При этом состоянии мы, очевидно, не имеем в сознании той идеи, которую хотим припомнить. Каким же путем при дальнейших попытках припомнить забытое мы, наконец, наталкиваемся на него? Если мы не осознаем искомой идеи, мы осознаем некоторые идеи, связанные с ней. Мы перебираем в уме эти идеи в надежде, что какая-нибудь из них напомнит нам забытое, и если какая-нибудь из них действительно напоминает нам забытое, то всегда вследствие того, что она с ним связана общей ассоциацией» [13,с.101].

Короче говоря, мы ищем в памяти забытую идею совершенно так же, как ищем в доме затерявшуюся вещь. В обоих случаях мы осматриваем сначала то, что, по-видимому, находится в соседстве с искомым предметом: переворачиваем в доме вещи, подле которых, под которыми и внутри которых он может находиться, и если он действительно находится вблизи них, то вскоре попадается нам на глаза. В поисках объекта мысли вместо предметов мы имеем дело с элементами ассоциации. Механизм припоминания тождествен механизму ассоциации, а последний, как известно, сводится к элементарному закону приучения в нервных центрах.

Запоминание означает способность к припоминанию - и больше ничего [13,с.101]. Единственным указанием на существование в данном случае запоминания есть наличность припоминания. Запоминание известного явления, короче говоря, есть другое название для возможности снова думать о нем или для стремления снова думать о нем в связи с обстановкой, относящейся ко времени первого его возникновения [13,с.102].

Когда припоминание вполне подготовлено, искомый образ оживает в сознании тотчас после появления повода к этому. В противном случае образ появляется лишь через некоторое время. Но как в том, так и в другом случае главным условием, делающим запоминание вообще возможным, являются нервные пути, в которых образуется ассоциация запоминаемого объекта мысли с поводами, вызывающими его в памяти. В состоянии скрытого напряжения эти пути обусловливают запоминание, в состоянии активности - припоминание [13,с.102].

У. Джеймс предлагает еще одно представление о памяти.

Явление памяти может быть окончательно выяснено при помощи простой схемы. Пусть n будет минувшее событие, о - окружающая его обстановка (соседние события, дата, связь с нашей личностью, теплота и интимность и т.д.), а m - некоторая мысль или факт в настоящем, который легко может стать поводом к припоминанию. Пусть нервные центры, действующие при мыслях m, n и о, будут выражены через М, N и О, тогда существование путей, символически обозначенных линиями между М и N, и N и О, будет выражать факт «задержания события n в памяти», а возбуждение мозга по направлению этих путей - условие припоминания события n. Нужно заметить, что задержание события n не есть мистическое приобретение идеи бессознательным путем. Оно вовсе не есть явление психического порядка. Это - чисто физическое явление, морфологическая черта, именно наличность путей в глубочайших недрах мозговой ткани. В то же время припоминание есть психофизический процесс, имеющий и телесную, и душевную стороны [14,с.180]. Телесная сторона его - возбуждение нервных путей, душевная - сознательное представление минувшего явления и вера в его принадлежность нашему прошлому [14,с.180].

Короче говоря, единственная гипотеза, для которой явления внутреннего опыта дают здесь поддержку, заключается в том, что нервные пути, возбуждаемые восприятием известного факта и его припоминанием, не вполне тождественны [14,с.181]. Если бы мы могли вызвать в сознании минувшее событие независимо от каких бы то ни было элементов ассоциации, то этим самым была бы исключена всякая возможность памяти: видя перед собой явление минувшего опыта, мы принимали бы его за новый образ. В самом деле, припомнив событие без окружавшей его обстановки, мы едва можем отличить его от простого продукта воображения. Но чем более элементов ассоциации связано с ним в нашем сознании, тем легче мы узнаем в нем объект собственного минувшего опыта [14,с.181].

«Например, я вхожу в комнату приятеля и вижу на стене картину. Сначала я испытываю какое-то странное чувство. «Наверное, я видел эту картину!» - говорю я, но где и когда, - не могу припомнить; в то же время я чувствую в картине что-то знакомое; наконец, восклицаю: «Вспомнил! Это копия с картины Фра-Анджелико во Флорентийской академии, я ее там видел». Только для того чтобы вспомнить, что это за картина, нужно было припомнить здание академии» [14,с.182].

Также У. Джеймс предлагает рассмотреть еще одну схему, в которой представлена информация об успешности запоминания:

Если мы припоминаем факт - n, то путь N-О составляет физиологические условия, которые вызывают в сознании обстановку, окружавшую n, и делают n объектом памяти, а не простой фантазии. В то же время путь М-N дает повод к припоминанию n. Таким образом, в связи с тем, что память человека всецело обусловлена свойствами нервных путей, ее достоинство в данном индивиде зависит частью от числа, а частью от устойчивости этих путей [14,с.182].

Устойчивость или постоянство нервных путей есть индивидуальное физиологическое свойство нервной ткани у каждого человека, число же их зависит всецело от личного опыта [14,с.182]. Назовем устойчивость нервных путей прирожденной физиологической восприимчивостью. Эта восприимчивость в различных возрастах и у различных индивидов очень различна. Одни умы подобны воску под давлением печати: ни одно впечатление, как бы оно ни было бессвязно, не пропадает для них бесследно [14,с.183]. Другие напоминают желе, дрожащее от простого прикосновения, но при обычных условиях не способное воспринимать устойчивые отпечатки. Последние умы, припоминая какой-нибудь факт, неизбежно должны подолгу копаться в запасе своих устойчивых знаний. У них нет отрывочной памяти [14,с.183].

Наоборот, лица, которые удерживают в памяти без всякого усилия имена, даты, адреса, анекдоты, сплетни, стихи, цитаты и всевозможные факты, обладают отрывочной памятью в высшей степени и, конечно, обязаны этим необыкновенной восприимчивости их мозгового вещества для каждого вновь образовавшегося в нем пути [14,с.183].

По всей вероятности, лица, не одаренные такой физиологической восприимчивостью, не способны к широкой, многосторонней деятельности [14,с.184].

И в практической жизни, и в научной сфере человек, умственные приобретения которого тотчас же закрепляются в нем, всегда прогрессирует и достигает целей, в то время как другие, тратя большую часть времени на переучивание того, что они когда-то учили, но забыли, почти не двигаются вперед.

Карл Великий, Лютер, Лейбниц, В. Скотт, любой из великих гениев человечества непременно должны были обладать изумительной восприимчивостью чисто физиологического свойства. Люди, не одаренные ею, могут в той или другой степени отличаться качеством труда, но никогда не будут в состоянии создать такие массы произведений или иметь такое громадное влияние на современников [14,с.184].

Следующее представление о памяти представлено в работах Ю. Гиппенрейтер и В. Романова.

В жизни каждого из людей наступает период, когда человек может только сохранять приобретенное ранее, когда прежде проложенные в мозгу пути исчезают с такой же скоростью, с какой образуются новые, и когда человек забывает ровно столько, сколько приобретает новых знаний за тот же промежуток времени. Это состояние равновесия может тянуться много-много лет. В глубокой старости оно начинает нарушаться: количество забываемого начинает перевешивать количество приобретаемого вновь, или, лучше сказать, нет никаких новых приобретений. Мозговые пути становятся настолько неустойчивыми, что, например, в течение нескольких минут предлагается тот же вопрос и ответ на него забывается раз шесть подряд. В этом периоде необычайная устойчивость путей, образовавшихся в детстве, становится очевидной; глубокий старик сохраняет воспоминания ранней молодости, утратив все остальные [50,с.85].

Говоря на языке психологии, с чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью [50,с.85]. Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно. Все элементы ассоциации образуют ткань, с помощью которой данный факт закреплен в мозгу. Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти. Но что другое представляет это образование ассоциаций с данным фактом, если не упорное размышление о нем [50,с.85]?

Короче говоря, из двух лиц с тем же внешним опытом и с той же степенью прирожденной восприимчивости то лицо, которое более размышляет над своими впечатлениями и ставит их в систематическую связь между собой, будет обладателем лучшей памяти. Примеры можно видеть на каждом шагу. Большинство людей обладают хорошей памятью на факты, имеющие отношение к их житейским целям. Школьник, проявляющий способности атлета, оставаясь крайне тупым в учебных занятиях, поразит вас знанием фактов о деятельности атлетов и окажется ходячей справочной книгой по статистике спорта. Причиной этому является то, что мальчик постоянно думает о любимом предмете, собирает относящиеся к нему факты и группирует их в известные классы. Они образуют для него не беспорядочную смесь, а систему понятий - до такой степени глубоко он их усвоил.

Так же точно купец помнит цены товаров, политический деятель - речи своих коллег и результаты голосования в таком множестве, что посторонний наблюдатель поражается богатством его памяти, но это богатство вполне понятно, если мы примем во внимание, как много каждый специалист размышляет над своим предметом.

Весьма возможно, что поразительная память, обнаруживаемая Дарвином и Спенсером в их сочинениях, вполне совместима со средней степенью физиологической восприимчивости мозга обоих ученых. Если человек с ранней юности задается мыслью фактически обосновать теорию эволюции, то соответствующий материал будет быстро накапливаться и прочно задерживаться в его памяти [50,с.86]. Факты свяжутся между собой их отношением к теории, а чем более ум будет в состоянии различать их, тем обширнее станет эрудиция ученого. Между тем теоретики могут обладать весьма слабой отрывочной памятью и даже вовсе не обладать ею. Фактов, бесполезных для его целей, теоретик может не замечать и забывать тотчас же после их восприятия. Энциклопедическая эрудиция может совмещаться почти с таким же «энциклопедическим» невежеством, и последнее может, так сказать, скрываться в промежутках ее ткани. Те, кому приходилось иметь много дела со школьниками и профессиональными учеными, поймут, какой тип я имею в виду [50,с.87].

В системе каждый факт мысли связан с другим фактом каким-нибудь отношением. Благодаря этому каждый факт задерживается совокупной силой всех других фактов системы и забвение почти невозможно.

Прирожденная восприимчивость памяти человека неизменна. Никакое развитие не может, по-видимому, усовершенствовать общую восприимчивость человека. Она представляет собой физиологическое свойство, данное человеку раз и навсегда вместе с его организацией, свойство, которое он никогда не будет в состоянии изменить. Без сомнения, оно изменяется в зависимости от состояния здоровья человека; наблюдения показывают, что оно лучше, когда человек свеж и бодр, и хуже, когда он утомлен или болен. Таким образом, что хорошо для здоровья, то хорошо и для памяти. Мы можем даже сказать, что любое интеллектуальное упражнение, усиливающее питание мозга и повышающее общий тонус его деятельности, окажется полезным и для общей восприимчивости. Но более этого ничего нельзя сказать, а это, очевидно, гораздо менее утешительно сравнительно с ходячими взглядами на восприимчивость мозга [50,с.88].

Рассмотрев приведенные в данной работе теории и представления о памяти, можно сделать вывод, что все авторы [13,14,50] сходятся на том, что успешность запоминания зависит от запоминающего человека. Во многом теми усилиями, которые будут приложены для запоминания материала, определяется успешность сохранения информации в памяти человека.

Также каждый из авторов [13,14,50] делает акцент на том, что успешность запоминания материала зависит от интереса к запоминаемой информации, соответственно связывая с эмоциями, испытываемыми при восприятии информации.

§ 1.3 Определение, виды, структура интереса

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта.

Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоции интереса являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей, которые ставит перед собой индивид [70,с.145].

С точки зрения внешних проявлений интерес трудно определить точно, поскольку выражения лица при интересе не столь определенны, как при многих других эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, легкий наклон головы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается или прислушивается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью [70,с.146].

Можно выделить несколько направлений определения интереса.

Первое направление можно назвать аксеологическим [4,с.46]. Оно связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно - таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского - имеет значение, важно [4,с.46].

Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер [70,с.147]., но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян [34,с.155] убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода». Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово «интерес» в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы [34,с.155]. Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия «интерес» в значении «польза». С этим С.П. Манукян [34,с.155] не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами [34,с.155].

Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности - это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека [72,с.268].

Второе направление определения интереса можно назвать аттитюдным (англ. attitude - отношение) [4,с.46], так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [32,с.361]. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [42,с.26], а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение [26,с.131]. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру [70,с.148]. Предполагается, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной - смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл [15,с.96].

Третье направление векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных [4,с.47]. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности [55,с.565], и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности [46,с.55], В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности [5,с.13]. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал [70,с.149].

Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира», одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» [70,с.149]. А.К.Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и Т.А. Матис полагают, что это направленность активности [64,с.134], а Э.Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [8,с.64].

Определить суть понятия «интерес» можно при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив », поскольку одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то мотивом. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, В.Симонов считает, что интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива [57,с.89].

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности [53,с.316].

Но существуют и однозначные определения. Например, интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности [46,с.55].

Особое значение ученые придают познавательному интересу.

По мнению Г.И. Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании [70,с.150]. Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен [21,с.222]. Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности. Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются [21,с.223]. По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости [55,с.568].

С другой стороны, существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность. Так, в словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность [49,с.319]. В.Н. Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий [33,с.25].

Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние [49,с.320]. А.В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания [45,с.123]. Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес [8,с.64]. М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности [37,с.87]. По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива [42,с.33].

По различным основаниям интересы классифицируют: на индивидуальные (личные), социальные (интересы группы или общности) и общественные - по их носителю (субъекту, что, кстати, на наш взгляд не одно и то же) [8,с.64]; по сферам общественной жизни - на экономические, социальные, политические и духовные; по степени общности - на частные и общие; по длительности - на долговременные и кратковременные; по формам сознания - на идейные (связанные с мировоззрением), политические, нравственные, эстетические; по видам деятельности - профессиональные, общественно-политические, учебно-познавательные; по степени устойчивости - на слабо-, средне-, сильно-устойчивые; по адекватности отражения - на мнимые и действительные, осознанные и неосознанные [8,с.65].

Одним из самых важных оснований различения интересов является их осознанность или неосознанность. Эту характерную особенность интереса отмечает практически каждый исследователь: «...нельзя не учитывать, что интересы осознаются и тем самым обретают относительную самостоятельность и субъективно-реальную определенность» [8,с.66],»осознание объективного интереса может создавать мнение, что интерес является субъективным фактором, особенно тогда, когда он осознан» [8,с.66].

Осознанность - содержательная часть, а не внешняя сторона или отношение к интересу. Если нет осознанности, нет и интереса, а за ним нет и действия. Объективная реальность, потенциально способная стать интересом, оставляет субъекта равнодушным и бездеятельным. Она остается лишь объективной реальностью, не избранной, не оцененной, незначимой, неинтересной для субъекта [8,с.66].

Зачастую осознанность интереса понимают как объективное положение дел, отраженное в сознании. Но в случае интереса мы имеем дело не с любой объективной реальностью и не с любым отражением. Они содержательно нагружены, и только с определенными характеристиками входят в структуру интереса.

Осознание относится к объективной реальности не как слепок, образ реальности, не зеркальное отражение всей и всякой реальности, а как активно-избирательное, субъективно-деятельное отношение, создающее в сознании образ некой новой, модифицированной ситуации, в которой исходная обстановка получает вид, весьма отдаленный по своим структуре и функциям от первоначального [8,с.66].

Мало того, что структурные элементы и части, которыми обладает объективная ситуация, там могут оказаться далеко не в полном составе, но и оказавшиеся в нем могут быть дополнены несуществующими в актуальности (желаемыми, домысливаемыми, востребуемыми), а связи и значения их могут оказаться измененными, иногда до противоположных. И лишь в таком фрагментарном и измененном виде объективные предметы, процессы, отношения составят объективно-субъективное содержание интереса. Всеми этими метаморфозами интерес обязан тому внутреннему ситу, призме, которое тоже составляет часть его содержания, и состоит из связки ценности-значимость [8,с.67]. И субъект будет действовать не во всей и не со всей совокупностью взаимосвязанных объективных факторов, а лишь с той ее частью и в том виде, как это представлено ему в интересе. Поэтому когда говорят об осознанности или неосознанности интереса конкретного субъекта, то, по всему, имеют в виду оценку трансформирующего влияния (коэффициент искажения) этой «призмы» на адекватность получаемого образа соответствующей объективной обстановке [8,с.67].

Сама отражаемая реальность, в общем-то, не несет значимого социального содержания, ею может быть и природная, и социальная реальность с их объектами, отношениями, изменениями. Это может определять конкретные проявления содержательно различных интересов, но не затрагивает его сущность. А вот уже для всех остальных частей, составляющих содержание интереса, социальность - не возможный, а неотъемлемый признак [8,с.67]. Возникающий в сознании субъекта образ будет иметь форму и содержание, которые ему определят значимость и ценность. В виде системы ценностей в субъективный мир субъекта войдет общество, но «обживется» там, преобразуется и приобретет актуальное существование в его психических акцентах, переживаниях и ощущениях в виде его собственной системы значений, диктуемых значимостью тех или иных ценностей для него. И эти две системы не тождественны друг другу, а при определенных условиях могут быть разделены «дистанцией огромного размера» [8,с.67].

Наиболее глубокой и содержательно раскрывающейся классификацией интересов является классификация по субъекту, или носителю интереса. Не случайно она самая устоявшаяся и общепринятая. Но ее содержательные характеристики требуют специального анализа. Поэтому здесь мы ограничим разбор имеющихся классификаций и перейдем к другой, самостоятельной и очень важной проблеме - проблеме взаимодействия и сочетания интересов [8,с.68].

В самом общем приближении к этому вопросу, можно отметить, что в существующих исследованиях просматриваются два подхода к проблеме взаимодействия интересов [8,с.68].

Первый рассматривает иерархию и динамику различных интересов в рамках принадлежности их одному субъекту, что дает возможность «определить их конкретную направленность... и конкретнее различать причины тех или иных действий» [8,с.68].

Второй подход - мы назвали бы его социологическим - рассматривает иерархию и взаимодействие интересов, принадлежащих разным субъектам: «Во многих вопросах... недостаточно знать только, чей интерес, и каков он». Возникают задачи реализации интересов...[8,с.69] «говоря о практическом, действительном взаимодействии интересов, особое внимание следует уделить как раз таким, которые оказываются конкретно взаимосвязанными интересами сторон-участников» [8,с.69]. Без знания содержания различных интересов и возможных способов их взаимодействия невозможно ни понять сути общественных процессов, ни выстроить целенаправленную и эффективную социальную практику[8,с.69].

Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения [64,с.164]. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса [51,с.321]. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент [70,с.152]. И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное [70,с.153]. Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы [49,с.330]. Кроме того, определены основные свойства интереса - предметность и осознанность.

Интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Предполагается, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес - это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность [4,с.48].

Интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива [46,с.66]. Следовательно, с точки зрения субъекта деятельности, он процессуален. В нем есть уровни. Мы выделяем два уровня, каждый из которых определяет форму ориентации субъекта (в данном контексте -- студента) на учебный процесс. Проблема в том, как сделать студента, выступающего как объект учебного процесса, субъектом этого процесса [70,с.154].

Выделяются два уровня интереса:

1) уровень ближайшего интереса;

2) уровень коренного интереса [70,с.154].

Различие между ними можно обозначить, например, в аспекте временного отношения: первый исходит из ценности данного момента в случайных обстоятельствах навязанного субъекту бытия, по сути, представляя из себя его (бытия) приспособительный момент; второй ориентирован на будущее, определяющее настоящее в форме связанных самим субъектом обстоятельств, находящихся в отношении к субъекту [70,с.154].

Зная условия и закономерности организации конкретного вида деятельности, можно наладить процесс управления этой деятельностью посредством интереса [70,с.154].

Важным является понимание того факта, что для субъекта ситуация должна выступать подчиненной (управляемой), где он может проявлять активность и сознательность в постановке и реализации целей, т.е. сознательно определять смысл деятельности, действовать в направлении реализации коренного интереса [70,с.154].

При соблюдении этого условия в системе «человек -- среда» последняя, являясь обстоятельствами созданными человеческим субъектом, выступает как средство для свободного самовыражения индивидуальности субъекта. Субъект ощущает себя личностью, интерес которой представлен как процесс реализации его потребностей в подчиненной среде [70,с.155].

Интересное -- важнейшая комплексная категория, охватывающая практически все явления культуры [42,с.35]. Среди оценочных эпитетов, применяемых в наше время к произведениям литературы и искусства, науки и философии, «интересный» -- едва ли не самый частый и устойчивый. Если в прежние эпохи ценились такие качества произведения, как истинность и красота, полезность и поучительность, общественная значимость и прогрессивность, то в XX веке, и особенно к его концу, именно оценка произведения как «интересного» служит почти ритуальным вступлением ко всем его дальнейшим оценкам, в том числе критическим [42,с.36]. Если произведение не представляет интереса, то и разбор его лишен мотивации. Еще до того как мы пускаемся в разбор произведения с какой-то специальной точки зрения, мы говорим, что это произведение представляет определенный интерес и тем самым побуждает нас к анализу. Более того, понятие «интересного» не только служит введением в дискуссию о предмете, но часто выступает и как заключение и увенчание дискуссии [42,с.37]. «Несмотря на отмеченные недостатки, эта статья интересна тем, что...» «Указанные достоинства произведения позволяют объяснить тот интерес, который оно вызвало у читателей». «Интересность» -- это исходное, интуитивно постигаемое качество произведения и одновременно конечный синтез всех его рациональных определений [42,с.38].

Исследование концептуальных положений многих авторов [42,51,64,70] показывает, что интересы могут отличаться в соответствии со следующими показателями:

в зависимости от качественных психологических характеристик - устойчивые, неустойчивые, действенные, недейственные, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, слабые, сильные, пассивные, активные [70,с.156];

по своему содержанию, принадлежности к различным областям познания и деятельности (интерес к литературе, математике, химии, истории; интересы научные, технические, конструкторские, спортивные, музыкальные) [70,с.157];

объём интересов, количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), указывающих на многосторонность развития личности [70,с.157].

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, научной, общественной и развлекательной (досуг), или познавательной. Отсюда как бы отпочковывается особый вид интереса, требующий своего детального изучения - познавательный интерес. И прежде чем перейти к его непосредственному изучению, считаем необходимым остановиться более подробно ещё на одном аспекте интереса - его направленности [42,с.39].

Познавательный интерес - это познавательная форма направленности на предметы, побуждающая человека к различным видам деятельности и активизирующая её [70,с.158]. Теоретико-методологическое исследование проблемы познавательного интереса в обучении с позиций отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет уточнить сущность, содержание и структуру познавательного интереса.

М.В. Матюхина соотносит познавательный интерес с интегральным проявлением мотивационной сферы [37,с.90]. А.Н.Леонтьев исследует познавательный интерес преимущественно в сфере деятельности [29,с.117]. Г.И.Щукина сравнивает познавательный интерес с самым значительным свойством человека познавать окружающий мир, его многообразие, отражать в сознании его сущностные стороны [70,с.158].

Автор полагает, что познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [70,с.159].

В.Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес - процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который «все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности» [5,с.38].

С. Симонов, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов [57,с.167].

Г.И.Щукина рассматривает интерес как особое качество, как интегральное образование, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное [70,с.160].

Анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме позволил установить, что формирование познавательного интереса следует рассматривать с двух позиций: его внешних и внутренних проявлений. С позиции исследования внутренних проявлений познавательного интереса А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина выделяли как отдельные психологические процессы, включающие интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях с ним [29,36,70].

В контексте проводимого исследования следует отметить, что познавательный интерес, как средство обучения, связан с проблемой занимательности, рассмотренной в ряде работ по психологии и педагогике. Следует выделить следующее направление по изучению познавательного интереса. Познавательный интерес рассматривается как средство обучения, стимул обучения, в работах О.С.Васильевой, О.В.Прозоровой, А.К.Марковой [36,с.142].

Познавательный интерес в соответствии с работами В.Б. Бондаревского, Г.И.Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам[5,70].

В данной связи следует отметить, что поиск эффективных форм, методов и средств развития познавательного интереса связан с развитием личностных качеств обучаемых. Анализ педагогических работ показывает, что ученые выделяют различные педагогические средства. Так, В.Б. Бондаревский для формирования глубокого интереса к знаниям рассматривает такую форму, как игра, включающую подбор учителем фактов, интересных сведений, составление заданий творческого характера, использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, чтение научно-популярной литературы; обучение умениям и навыкам работы с различной литературой; организация соревнований, конкурсов [5,с.40].

Рассмотрев существующую литературу по вопросу интереса, стало понятно, что существуют понятия «интерес» и «интересное», которые могут в той или иной степени определить то, в какой степени - сильнее или слабее - запомнить информацию, соответственно существует большое количество видов интересов, определяющих сферу, в которой человек будет развиваться, например познавательный интерес.

Многие авторы [5,36,42,46,70] склоняются к тому, что главная функция, которую выполняет интерес, является познавательной, следовательно можно сделать вывод о том, что в процессе обучения студента в ВУЗе интерес является одним из существенных условий, обеспечивающих успешность обучения. Во взаимодействии с памятью интерес проявляет свою пользу в учебном процессе, влияя на количество запоминаемой информации.

§ 1.4Исследования взаимосвязи памяти и интереса

Когда рассматривают вопрос об интересе, довольно часто представляется доказательством наличия интереса к чему-либо эмоций [36,42, 46,70]. Проявление человеком эмоций по отношению к чему-нибудь определяется вниманием и интересом к данному объекту, причем положительность, или отрицательность эмоции абсолютно не важна [42,с.41].

Довольно многочисленны эксперименты по изучению влияния эмоций на запоминание. Еще в ранних исследованиях было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми, как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные [16,с.98]. Даже бессмысленные слоги в сочетании с явно привлекательными или непривлекательными лицами на фотографиях запоминаются лучше, чем те же слоги в сочетании с умерен привлекательными [16,с.56]. Как непосредственное, так и отсроченное узнавание лиц на фотографиях осуществлялось как более высоком уровне в том случае, если лицо, изображенное на фотографии, сравнивалось субъектом с самим собой, т. е. оценивалось более эмоционально [26,с.156].

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ