бесплатные рефераты

Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений

общие шкалы: Ад - адаптивность, ДАд - дезадаптивность, Лж - лживость, ПС - принятие себя, НПС - непринятие себя, ПД - принятие других, НПД - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ЭД - эмоциональный дискомфорт, ВтК - внутренний контроль, ВшК - внешний контроль, Дмн - доминирование, Вдм - ведомость, Эск - эскапизм;

интегральные шкалы: A - адаптация, S - самовосприятие, L - принятие других, E - эмоциональная комфортность, I - интернальность, D - стремление к доминированию;

статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка. N=46 чел.

Как видно из таблицы, большинство факторов лежат в пределах среднего уровня выраженности (см. приложение). Вместе с тем, определились и показатели не входящие в коридор нормы, а именно:

- по шкале принятия себя выборка в среднем не отличается невротическим непринятием себя, а, наоборот, ориентирована на принятие индивидуальных особенностей собственной личности;

- по шкале эмоционального дискомфорта выборка в среднем не отличается неуверенностью в себе, тревожностью и напряженностью, однако это не говорит о противоположных качествах индивида, поскольку значение полярной шкалы (ЭК) эмоционального комфорта находится в коридоре нормы, и, вместе с тем, может указывать на тенденцию испытуемых к принятию авантюрных решений;

- по шкале внешнего контроля отмечается среднее значение ниже уровня нормы, что характеризует группу как не склонных к экстернальности, вместе с тем показатель интернальности не выходящий за пределы нормы указывает на несклонность к излишнему самоконтролю.

Для исследования самоотношения применялась методика Q-сортировки. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Статистические характеристики по методике Q-сортировка

№№

M

S

q

Звс

5,07

2,35

0,35

НЗвс

4,73

2,55

0,38

Общ

6,02

2,07

0,31

Нобщ

4,50

1,72

0,26

ПБ

3,57

1,97

0,30

ИБ

4,34

1,88

0,28

Примечание:

шкалы: Звс - зависимость, НЗвс - независимость, Общ - общительность, НОбщ - необщительность, ПБ - принятие "борьбы", ИБ - избегание "борьбы";

статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=44 чел., 32 - мальчика, 12 - девочек.

Как видно из таблицы, коридор нормы для респондентов по шкале зависимость (Звс) = (2,72;7,42). У 27% учащихся показатели ниже минимального норматива, что говорит о низкой степени зависимости, 9% имеют высокие показатели степени зависимости по данной шкале. У 64 % учащихся показатели лежат в коридоре нормы.

Шкала независимости (НЗвс)имеет коридор нормы = (2,18;7,28). 18% респондентов отличает низкий уровень независимости, 4% отличаются высокой независимостью.

По шкале общительности (Общ) коридор нормы = (3,95;8,09), исходя из этого показатели у 91% учащихся лежат в коридоре нормы и лишь 13% имеют высокий уровень общительности.

Шкала необщительности (Нобщ) имеет коридор нормы в пределах = (2,78;6,22). У 96% результаты по данной шкале лежат в коридоре нормы, 4% отличает необщительность.

По шкале принятия борьбы (ПБ) определились нормативы = (1,6;5,54). В целом у 82% показатели не отличаются высокими значениями, лишь 18% имеют показатели чуть выше коридора нормы.

По шкале избегание борьбы (ИБ) коридор нормы = (2,46;6,22). У 96% группы показатели в целом лежат в коридоре нормы, 4% имеет низкий показатель, что может свидетельствовать об уклонение от борьбы, о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Для исследования принятия других использовалась методика - шкала Фейя. Данные приведены в таблице 3.

Таблица 3. Статистические характеристики по шкале принятия других Фейя.

№№

M

S

q

ШФ

46,78

7,90

1,18

Примечание:

шкалы: ШФ - шкала Фейя;

статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=45 чел., 33 - мальчика, 12 - девочек.

Из результатов таблицы по шкале принятия других Фейя определились коридоры нормы = (38,9;54,6). 96% респондентов показали средние результаты по данной шкале, лишь 4% отличает низкий уровень принятия других

Таблица 4. Статистические характеристики по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.

№№

M

S

q

Зкр

6,20

1,63

0,24

Смвр

8,48

2,95

0,43

Смрк

6,98

2,47

0,36

ОС

6,07

2,28

0,34

Смцн

7,50

2,78

0,41

Смпн

6,72

2,17

0,32

Смпв

6,04

2,38

0,35

ВК

4,70

2,63

0,39

Смбв

3,93

2,24

0,33

Примечание:

шкалы: Зкр - закрытость, Смвр - самоуверенность, Смрк - саморуководство, ОС - отраженное самоотношение, Смцн - самоценность, Смпн - самопринятие, Смпв - самопривязанность, ВК - внутренняя конфликтность, Смбв - самообвинение;

статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=46 чел., 34 - мальчика, 12 - девочек.

Как видно из таблицы коридор нормы по шкале закрытость (Зкр) = (4,57;7,87). У 36 % респондентов выявлен высокий уровень закрытости, что отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой. Остальные 64% показателей лежат в коридоре нормы.

По шкале самоуверенность (Смвр) коридор нормы = (5,53;11,43). У 45% учащихся высокие показатели, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного "Я", высокой смелости в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненный вопросы. У 4% отмечается низкий уровень самоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

По шкале саморуководство (Смрк) определились коридоры нормы = (4,51;9,45). У 9% отмечается низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевым контролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением. 31% выборки имеет значения выше нормы: человеку свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий.

Шкала отраженное самоотношение (ОС) имеет коридор нормы = (3,79;8,35). У 27% учащихся значения выше коридора нормы. Человек может ощущать в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими. Остальные 73% имеют средние значения по данной шкале.

По шкале самоценность (Смцн) коридор нормы = (4,72;10,28). 27% выборки отличает высокий уровень самоценности, что может говорить о высоко оценке своего духовного потенциала, богатстве своего внутреннего мира, и лишь 4% имеют низкий уровень по данной шкале.

Шкала самопринятие (Смпн) имеет коридор нормы = (4,55;9). У 14% респондентов отмечаются низкие значения указывающие на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Но 23% имеют значения выше коридора нормы, что может говорить о принятии себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.

По шкале самопривязанность (Смпв) коридор нормы = (3,66;8,42). 9% имеют низкий уровень самопривязанности, фиксируют высокую готовность к изменению "Я" - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального "Я". Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. А 27% отмечают высокий уровень по данной шкале, что отражает высокую ригидность "Я" - концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.

У шкалы внутренняя конфликтность (ВК) коридор нормы = (2,07;7,33). 18% отличает низкий уровень внутренней конфликтности. Это может отражать баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями. При этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. 14% с высокими значениями, возможно с преобладанием негативного фона отношения к себе, состояния постоянного контроля над своим "Я", стремления к глубокой оценке всего, что происходит во внутреннем мире.

По шкале самообвинение (Смбв) коридор нормы = (1,69;6,17). У 13% низкие значения по шкале и может обнаруживаться тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Ощущение удовлетворенности собой может сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. В целом больше половины респондентов отличаются средними значениями по данной шкале.

Далее перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа показателей уровня социально-психологической адаптации и самооценки школьников.

Таблица 5. Корреляционная матрица показателей уровня адаптации и самооценки школьников

№№

Ад

ДАд

Лж

ПС

НПС

ПД

НПД

ЭК

ЭД

ВтК

ВшК

Дмн

Вдм

Эск

Звс

-0,23

0,26

0,10

-0,01

0,21

-0,22

-0,02

-0,13

0,16

-0,26

0,23

0,01

0,33

0,07

НЗвс

-0,21

0,13

-0,01

0,05

0,16

-0,03

-0,01

0,06

0,08

-0,13

-0,03

0,00

0,05

0,01

Общ

0,11

0,01

0,12

0,29

0,20

-0,05

-0,18

0,03

0,08

0,11

0,15

0,18

0,11

-0,15

Нобщ

0,02

0,37

0,24

-0,04

0,10

0,02

-0,05

0,02

0,37

0,13

0,31

0,09

0,31

0,08

ПБ

0,01

0,05

0,15

0,18

-0,02

-0,20

0,30

0,09

0,01

0,02

-0,26

0,02

-0,14

0,05

ИБ

-0,17

0,12

0,17

-0,26

0,07

-0,36

0,28

-0,23

0,27

-0,01

0,12

-0,04

0,16

-0,18

ШФ

0,00

-0,14

-0,18

0,09

-0,12

0,07

-0,27

-0,03

-0,13

0,07

0,11

0,09

-0,16

0,11

Зкр

-0,01

-0,06

-0,02

-0,03

0,03

0,21

-0,19

-0,09

-0,09

-0,03

0,11

-0,19

-0,15

-0,10

Смвр

0,17

-0,32

-0,19

0,29

0,04

0,24

-0,26

0,33

-0,37

-0,04

-0,23

0,20

-0,43

-0,08

Смрк

-0,20

-0,10

-0,21

-0,08

-0,08

-0,22

-0,03

0,02

-0,04

-0,35

-0,07

-0,10

-0,17

0,15

ОС

0,27

-0,38

-0,24

0,40

-0,21

0,27

-0,54

0,43

-0,35

0,01

-0,24

0,25

-0,35

0,14

Смцн

0,23

-0,31

0,02

0,33

-0,12

0,02

-0,15

0,44

-0,25

0,05

-0,29

0,37

-0,38

-0,08

Смпн

-0,05

0,00

-0,13

0,07

0,02

-0,04

-0,07

0,04

0,09

-0,17

0,06

0,22

-0,07

-0,07

Смпв

-0,16

-0,15

-0,09

-0,10

0,07

-0,17

0,09

-0,15

-0,07

-0,50

-0,17

-0,07

-0,04

-0,10

ВК

-0,36

0,37

0,01

-0,24

0,14

-0,35

0,30

-0,39

0,45

-0,06

0,38

-0,09

0,36

0,16

Смбв

-0,36

0,44

-0,12

-0,30

0,32

-0,18

0,39

-0,23

0,47

-0,18

0,28

-0,22

0,24

0,21

k05

2

6

0

3

1

2

4

4

5

2

2

1

6

0

k05%

12,50

37,50

0,00

18,75

6,25

12,50

25,00

25,00

31,25

12,50

12,50

6,25

37,50

0,00

№№

A

S

L

E

I

D

Звс

-0,29

-0,56

-0,55

-0,54

-0,34

0,28

НЗвс

0,12

-0,05

-0,07

-0,12

0,19

0,53

Общ

-0,37

-0,28

-0,27

-0,23

-0,26

0,10

Нобщ

0,00

-0,30

-0,28

-0,27

-0,18

0,11

ПБ

-0,11

-0,06

0,00

-0,11

-0,08

0,27

ИБ

-0,26

-0,10

-0,13

-0,10

-0,28

-0,16

ШФ

0,24

0,05

0,14

0,14

-0,13

-0,16

Зкр

-0,08

0,22

0,21

0,24

0,19

-0,30

Смвр

-0,13

0,49

0,41

0,56

0,4

-0,22

Смрк

-0,03

0,15

0,11

0,12

0,03

-0,21

ОС

0,16

0,23

0,2

0,25

0,22

0,16

Смцн

-0,22

0,35

0,17

0,38

0,20

-0,13

Смпн

-0,27

0,05

0,05

0,02

-0,13

-0,06

Примечание:

шкалы:

- тест К. Роджерса и Р. Даймонда: Ад - адаптивность, ДАд - дезадаптивность, Лж - лживость, ПС - принятие себя, НПС - непринятие себя, ПД - принятие других, НПД - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ЭД - эмоциональный дискомфорт, ВтК - внутренний контроль, ВшК - внешний контроль, Дмн - доминирование, Вдм - ведомость, Эск - эскапизм, A - адаптация, S - самовосприятие, L - принятие других, E - эмоциональная комфортность, I - интернальность, D - стремление к доминированию;

- методика Q-сортировка: Звс - зависимость, НЗвс - независимость, Общ - общительность, НОбщ - необщительность, ПБ - принятие "борьбы", ИБ - избегание "борьбы";

- шкала Фейя: ШФ - шкала принятия других Фейя;

- методика С.Р. Пантилеева: Зкр - закрытость, Смвр - самоуверенность, Смрк - саморуководство, ОС - отраженное самоотношение, Смцн - самоценность, Смпн - самопринятие, Смпв - самопривязанность, ВК - внутренняя конфликтность, Смбв - самообвинение.

статистические показатели: r05= 0.2956; r01= 0.3886; N=44 чел., из них 34 - мальчика, 10 - девочек. Курсивом указаны корреляции на уровне достоверности P<0.05, жирным указаны корреляции на уровне достоверности P<0.01; k05 и k05% - количественный и процентный показатели корреляционной активности шкалы (количество статистически значимых корреляций данной шкалы со всеми показателями эмпирических данных).

Как это видно из результатов корреляционного анализа определились наиболее информативные шкалы, из которых можно отметить такие как дезадаптивность, ведомость и эмоциональный дискомфорт, а также наименее информативные, из которых выделились - непринятие себя и доминирование.

Также необходимо отметить шкалы других методик, не обнаруживших статистически значимых (P>0.05) связей с показателями социально-психологической адаптации - это лживость, эскапизм, независимость, общительность, принятие других (шкала Фейя), закрытость и самопринятие.

Рассмотрим связи показателей социально-психологической адаптации со шкалами методик диагностики представлений о себе, самоотношения, а также принятия других.

Как видно из таблицы №5, шкала адаптации (Ад) по тесту К.Рождерса и Р.Даймонда достоверно реципрокно коррелирует со шкалами внутренней конфликтности (ВК) r 0,5=-0,36, самообвинение (Смбв)r 0,5=-0,36, то есть чем выше внутренняя конфликтность и самообвинение реципиента, тем ниже его адаптивность.

Шкала дезадаптации (ДАд) достоверно коррелируют со шкалами необщительности (Нобщ) r 0,5=0,37, самоуверенности (Смвр) r 0,5=-0,32, отраженного самоотношения (ОС) r 0,5=-0,38, самоценности (Смцн) r 0,5=-0,31, внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=0,37, и самообвинением (Смбв) r 0,1=0,44. Из этого следует, что чем выше необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше дезадаптация, а также чем выше самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем соответственно ниже уровень дезадаптации.

Шкала принятия себя (ПС) положительно коррелирует со шкалами отраженного самоотношения (ОС) r 0,1=0,40, самоценностью (Смцн) r 0,5=0,33, а также со шкалой самообвинения (Смбв) r 0,5=-0,30. Из вышесказанного следует, что чем более выражено субъективное восприятие себя принятым окружающими людьми, тем более характерны принятие себя, высокая оценка своего духовного потенциала, собственной неповторимости и рациональное восприятие критики.

Шкала непринятия себя (НПС) коррелируют со шкалой самообвинения (Смбв) r 0,5=0,32. Это говорит о том, что чем выше самообвинение, тем выше непринятие себя.

Корреляции шкалы принятия других (ПД) со шкалами избегание борьбы (ИБ) r 0,5=-0,36 и внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=-0,35 говорят о том, что, чем более развита социальная толерантность и эмпатия, тем индивиду менее свойственна внутренняя и социальная конфликтность.

Из корреляции шкалы непринятия других (НПД) со шкалами принятия борьбы (ПБ) r0,5=0,30, отраженного самоотношения (ОС) r0,1=-0,54, внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=0,30 и самообвинения (Смбв) r 0,1=0,39 следует, что чем более выражены принятие борьбы, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше непринятие других. А также, чем выше отраженное самоотношение, тем ниже непринятие других.

Из связей шкалы эмоциональной комфортности (ЭК) со шкалами самоуверенности (Смвр) r0,5=0,33, отраженного самоотношения (ОС) r0,1=0,43, самоценности r0,1=0,44 и внутренней конфликтности (ВК) r0,1=-0,39 следует, что чем более выражена свобода эмоциональных проявлений, тем более развиты такие качества, как самоуверенность, субъективное мнение о способности вызывать симпатию у окружающих, самоценность и менее характерна внутренняя конфликтность.

Шкала эмоциональной дискомфортности (ЭД) коррелирует со шкалами необщительности (Нобщ) r0,5=0,37, самоуверенности (Смвр) r0,5=-0,37, отраженного самоотношения (ОС) r0,5=-0,35, внутренней конфликтности (ВК) r0,1=0,45 и шкалой самообвинения (Смбв) r0,1=0,47. Можно сделать вывод о том, что чем более выражена несвобода эмоциональных проявлений, тем более развиты такие качества, как внутренняя конфликтность, необщительность, самообвинение, и менее характерна самоуверенность и субъективное мнение о способности вызывать симпатию у окружающих.

Шкала внутреннего контроля (ВтК) коррелирует со шкалами саморуководства (Смрк) r0,5= -0,35 и самопривязанности (Смпв) r0,1=-0,50, что свидетельствует о готовности к изменению "Я-концепции" и недостаточном волевом контроле для преодолевания внешних и внутренних препятствий индивидов с внутренним локусом контроля.

Шкала внешнего контроля (ВшК) коррелирует со шкалами необщительности (Нобщ) r0,5=0,31 и внутренней конфликтности (ВК) r0,5=0,38, что свидетельствует о замкнутости в сфере общения и преобладании негативного фона отношения к себе индивидов с внешним локусом контроля.

Шкала доминирования (Дмн) положительно связана со шкалой самоценности (Смцн) r0,5=0,37, из чего можно сделать вывод, что индивидам, высоко оценивающим собственную личность, характерны лидерские качества.

Шкала ведомости (Вдм) коррелирует со шкалами зависимости (Звс) r0,5=0,33, необщительности (Нобщ) r0,5=0,31, самоуверенности (Смвр) r0,1=-0,43, отраженное самоотношение (ОС) r0,5=-0,35, самоценности (Смцн) r0,5=-0,38 и шкалой внутренней конфликтности (ВК) r0,5=0,36. Это свидетельствует о том, что чем выше зависимость, необщительность и внутренняя конфликтность, тем выше ведомость. А также чем выше самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем ниже ведомость.

Из связей интегральной шкалы адаптации (A) со шкалой общительности (Общ) r0,5=-0,37 следует, что чем более в структуре личности выражены адаптивные формы социально-психологического взаимодействия, тем менее характерны такие свойства как общительность и удовлетворенность собственной "Я-концепцией".

Интегральная шкала самовосприятия (S) коррелирует со шкалами зависимость (Звс) r0,1=-0,56, самоуверенность (Смвр) r0,1=0,49 и шкалой самоценности (Смцн) r0,5=0,35. Следовательно, что чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность и самоценность.

Корреляции шкалы принятия других (L) со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,55 и самоуверенности (Cмвр) r0,1=0,41 говорят о том, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.

Интегральная шкала эмоциональной комфортности (E) коррелирует со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,54, самоуверенности (Смвр) r0,1=0,56 и самоценности (Смцн) r0,5=0,38, то есть чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность, самоценность и самообвинение.

Корреляции шкалы интернальности (I) со шкалами зависимости (Звс) r0,5=-0,34 и самоуверенности (Смвр) r0,1=0,4, то есть, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.

Шкала стремления к доминированию (D) связана со шкалами независимости (НЗвс) r0,1=0,53 и закрытости (Зкр) r0,5=-0,30, что свидетельствует об избегании независимости и открытости в общении индивидов, стремящихся к лидерским позициям.

Итак, из приведенного выше следует, что существует корреляционная связь между адаптацией и самооценкой в старшем школьном возрасте. Эти существующие значимые связи подтвердились, следовательно, гипотеза, поставленная в начале нашей работы является достоверной.

ВЫВОДЫ

Результаты эмпирических исследований подтвердили нашу гипотезу: самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь уровня адаптации и самооценки у учащихся старших классов.

Как показал корреляционный анализ: (см. таблица №5)

1. Шкала адаптации (АД) по тесту К. Роджерса и Р. Даймонда достоверно связана со шкалами внутренней конфликтности (ВК) и самообвинением (Смбв) реципрокно, то есть можно говорить о том, что чем больше у реципиента будет выражена внутренняя конфликтность и самообвинение, тем менее адаптивной будет данная личность.

2. Выявлено, что чем более у учащихся будут выражены такие качества как необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем сложнее будет адаптация, то есть личность будет дезадаптированна. С другой стороны, чем выше будет самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем менее дезадаптированнее будет реципиент.

3. Корреляционный анализ показал, что чем выше у индивида будет отраженное самоотношение и самоценность, тем больше он будет ощущать собственную ценность "Я". Человек будет чувствовать себя принятым окружающими людьми, что его ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он проявляет общительность, эмоциональную открытость при взаимодействии с окружающими, характерна легкость установления деловых и личных контактов. Чем менее будет развито самообвинение, тем больше индивид будет принимать себя и собственное "Я".

По данным нашего исследования, на успешность адаптации в раннем юношеском возрасте в сфере межличностных отношений значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих личности, адекватная самооценка и принятие собственного "Я".

Таким образом, гипотеза о том, что самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений подтвердилась. Результаты работы могут быть интересны школьным психологам и использоваться в рамках психологического консультирования старшеклассников, педагогов, родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте заключается в том, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности, особенно актуальной становится проблема выбора профессии, планирования дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности.

Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.

В этот возрастной период происходит смена некоторого "объективистского" взгляда на себя "извне" на субъективную, динамическую позицию "изнутри".

Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином "самоопределение". Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному "Я". Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Теоретический анализ литературы по проблеме адаптации и самооценки в раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

· Существует взаимосвязь между уровнем адаптации и самооценки у учащихся старших классов.

· Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно, заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить вслед за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос представлений о себе в этом возрасте.

· Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. Собственное участие в поисках стратегии самоутверждения и адаптации юноши как индивида не слишком значительно, так как большое влияние на него оказывают сверстники, климат малых групп и особенно микроклимат в семье.

Изучив необходимую психолого-педагогическую зарубежную и отечественную литературу по проблемам психологических особенностей юношеского возраста, адаптации и самооценки, подобрав психодиагностические методики, мы провели психодиагностический эксперимент, который позволил выявить и описать статистически достоверные корреляционные взаимосвязи самооценки и уровня адаптации юношеского возраста.

Таким образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между уровнем адаптации и самооценки в раннем юношеском возрасте подтвердилась.

Реализуемый нами подход к практическому изучению адаптации и самооценки в ранней юности через показатели осмысленности жизни личности представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ исследований по этой проблеме, поэтому они могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1997.

2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2000.

3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.М.,1978.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986

6. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.

7. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.

8. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М., 1999.

10. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. -М., 1996.

11. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.- М., 1996.

12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск, 1997.

14. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.

15. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88

16. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

17. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. - М., 1997.

18. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара , Изд. Дом "Бахрах" , 2003 г.Квинн

19. Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск: Изд."Питер",2000г.

20. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 1986. -120 с.

21. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по психологии/ Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. М.:Просвещение, 1987. - С.363-370 //

22. Кон И.С Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство.

23. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996.

24. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.

25. Крайг Грейс. Психология развития. - С-Пб, 2000.

26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1998.

27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. - М., 2001.

28. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.

29. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996.

30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999.

31. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

33. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. И науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М., 1999.

34. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.,1993.

35. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.

36. Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Изд. центр "Академия", 2001.

37. Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс , 2001г.

38. Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность: опросниковые методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124

39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.

40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.

41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 1999.

42. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс,2001.

43. Словарь- справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Гамезо М.В.М.: Пед. общество России, 2001.

44. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: ЛГУ, 1972. -291с.

45. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии.,1984,№3.

46. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.

47. Урбах В.Ю. Биометрические методы. Статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине.- М.- 1964.

48. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6.

49. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии, М., 2000. С. 91-98.

50. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. - М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.

51. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1996.

52. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.

53. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5.

54. Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом "Бахрах", 2003г.

55. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1979.

56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ