Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников
Звезд (5 и более)
|
5
|
|
Предпочитаемых (3-4 выбора)
|
3
|
|
Принятых (1-2 выборов)
|
11
|
|
Изолированных (нет выборов)
|
1
|
|
Уровень благополучия взаимоотношений
|
61%
|
|
Коэффициент взаимности
|
28%
|
|
Индекс изолированности
|
4%
|
|
|
Социограмма
Дискограмма 4 «Б» класса
Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «Б» класс)
Таблица 1 Социометрическая матрица (неупорядоченная)
№ п/п
|
И.Ф.испытуемого
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
1
|
Аня С.
|
|
|
+
|
|
-
|
|
+
|
|
-
|
+
|
-
|
+
|
|
|
|
-
|
+
|
|
|
|
2
|
Артем М.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
-
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
3
|
Арина М.
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
-
|
|
|
-
|
|
4
|
Катя 3.
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
-
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
+
|
+
|
|
5
|
Вадим А.
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
|
6
|
Толя Г.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
7
|
Тимур Д.
|
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
-
|
|
|
-
|
|
8
|
Саша З.
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
+
|
|
|
|
9
|
Оля И.
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
10
|
Аня К.
|
+
|
-
|
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
+
|
|
11
|
Ксюша К.
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
12
|
Максим К.
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
-
|
|
+
|
|
-
|
|
|
+
|
|
|
13
|
Влад М.
|
|
|
-
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
+
|
|
|
14
|
Олег О.
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
-
|
|
|
-
|
|
15
|
Алеша О.
|
-
|
|
+
|
|
|
-
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Саша П.
|
|
-
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
17
|
Света П.
|
|
|
-
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
-
|
+
|
|
|
|
|
18
|
Виталий П.
|
|
-
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
-
|
|
|
+
|
|
19
|
Софья С.
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
+
|
-
|
|
+
|
|
|
? выборов (+)
|
4
|
|
7
|
3
|
8
|
3
|
4
|
|
1
|
6
|
3
|
4
|
2
|
2
|
6
|
2
|
3
|
7
|
5
|
|
Из них взаимных
|
2
|
|
2
|
3
|
5
|
1
|
2
|
|
|
2
|
3
|
2
|
|
|
3
|
|
|
3
|
3
|
|
? выборов (-)
|
1
|
3
|
2
|
|
7
|
1
|
2
|
|
1
|
|
3
|
2
|
3
|
2
|
4
|
9
|
1
|
|
4
|
|
|
Звезд (5 и более)
|
5
|
|
Предпочитаемых (3-4 выбора)
|
4
|
|
Принятых (1-2 выборов)
|
8
|
|
Изолированных (нет выборов)
|
3
|
|
Уровень благополучия взаимоотношений
|
55%
|
|
Коэффициент взаимности
|
30%
|
|
Индекс изолированности
|
10%
|
|
|
Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «А» и 4 «Б» классы)
Таблица 2 Социометрическая матрица (упорядоченная)
№ п/п
|
И.Ф.испытуемого
|
11
|
3
|
7
|
15
|
4
|
6
|
18
|
19
|
5
|
10
|
1
|
12
|
13
|
14
|
17
|
9
|
16
|
2
|
8
|
|
11
|
Ксюша К.
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Арина М.
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
7
|
Тимур Д.
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
15
|
Алеша О.
|
+
|
+
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Катя 3.
|
|
+
|
-
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
6
|
Толя Г.
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Виталий П.
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
-
|
|
|
19
|
Софья С.
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
+
|
-
|
|
|
|
5
|
Вадим А.
|
|
|
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
-
|
|
+
|
|
|
|
10
|
Аня К.
|
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
-
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
1
|
Анна С.
|
-
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
-
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
-
|
-
|
|
|
|
12
|
Максим К.
|
-
|
|
|
-
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Влад М.
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Даниил А.
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
17
|
Света П.
|
|
-
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
9
|
Оля И.
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Саша П.
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
2
|
Артем М.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
-
|
+
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Саша З.
|
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
|
+
|
-
|
|
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
Звезд (5 и более)
|
10
|
|
Предпочитаемых (3-4 выбора)
|
7
|
|
Принятых (1-2 выборов)
|
19
|
|
Изолированных (нет выборов)
|
4
|
|
Уровень благополучия взаимоотношений
|
58%
|
|
Коэффициент взаимности
|
29%
|
|
Индекс изолированности
|
7%
|
|
|
Социограмма
Дискограмма 4 «А» класса
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФОРМА А (опросник по методике Айзенка)
Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться и испытать возбуждение?
Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить или утешить?
Вы человек беспечный?
Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?
Если Вы обещаете что-либо сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои общения, независимо от того, удобно это Вам или нет?
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
Сделали бы Вы вес что угодно на спор?
Возникают ли у Вас чувства робости и стыда?
Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?
Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало делать и говорить?
Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
Легко ли Вас обидеть?
Любите ли Вы часто бывать в компании?
Бывают ли у Вас иногда мысли, которые бы вы хотели скрыть от других?
Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем веселы?
Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато близких Вам?
Часто ли Вы мечтаете?
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
Все ли Ваши привычки хороши и желанны?
Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Считают ли Вас человеком живым и веселым?
Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову?
Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Нравится ли Вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
Бывают ли у Вас приступы дрожи?
Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
Раздражительны ли Вы?
Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли произойти?
Вы ходите медленно и неторопливо?
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
Беспокоят ли Вас какие-либо боли?
Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были бы лишены широкого общения с людьми?
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
Легко ли Вы общаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?
Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
Любите ли Вы подшучивать над другими?
Страдаете ли Вы от бессонницы?
ФОРМА Б (опросник по методике Айзенка)
Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?
Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?
Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
Держитесь ли Вы обычно в "тени" на вечеринках или в компании?
Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и безропотно то, что Вам приказывали?
Бывает ли, что у Вас иногда дурное настроение?
Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?
Нравится ли Вам находиться среди людей?
Часто ли Вы теряете сон из-за своих тревог?
Упрямитесь ли Вы иногда?
Могли бы Вы назвать себя беспечным?
Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь, когда уже слишком поздно?
Любите ли Вы работать в одиночестве?
Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьезной причины?
Подвижный ли Вы человек?
Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?
Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?
Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то внимание?
Можете ли Вы быстро выразить свои мысли словами?
Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли?
Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?
Часто ли Вы думаете о своей работе?
Очень ли Вы любите вкусно поесть?
Нуждаетесь ли Вы в дружественном человеке, чтобы выговориться, когда раздражены?
Если Вам по серьезной причине нужны будут деньги, согласитесь ли Вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?
Хвастаетесь ли Вы иногда?
Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?
Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
Бываете ли Вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
Склонны ли Вы планировать свои действия детально и заранее?
Бывает ли у Вас головокружение?
Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
Делаете ли Вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?
Случается ли у Вас когда-либо одышка, хотя перед ней Вы не делали никакой тяжелой работы?
Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?
Беспокоят ли Вас Ваши нервы?
Нравится ли Вам больше планировать, чем делать?
Откладываете ли вы иногда назавтра то, что должны делать сегодня?
Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или туннеле?
При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?
Бывают ли у Вас сильные головные боли?
Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
Трудно ли Вам заснуть ночью?
Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
Говорили ли Вы иногда первое, что придет в голову?
Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?
Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких людей?
Часто ли с Вами случаются неприятности?
Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории Вашим друзьям?
Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?
Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?
Когда обстоятельства против Вас, обычно Вы думаете, что, тем не менее, еще стоит что-нибудь предпринять?
57. Часто ли у Вас "сосет под ложечкой" перед важным делом?
Бланк ответа (по методике Айзенка):
Ф.И.О._______________________________________________
Дата:____________ Возраст:__________ Образование:________________
№
|
ответы
|
№
|
ответы
|
№
|
ответы
|
|
|
ДА
|
НЕТ
|
|
ДА
|
НЕТ
|
|
ДА
|
НЕТ
|
|
1
|
|
|
20
|
|
|
39
|
|
|
|
2
|
|
|
21
|
|
|
40
|
|
|
|
3
|
|
|
22
|
|
|
41
|
|
|
|
4
|
|
|
23
|
|
|
42
|
|
|
|
5
|
|
|
24
|
|
|
43
|
|
|
|
6
|
|
|
25
|
|
|
44
|
|
|
|
7
|
|
|
26
|
|
|
45
|
|
|
|
8
|
|
|
27
|
|
|
46
|
|
|
|
9
|
|
|
28
|
|
|
47
|
|
|
|
10
|
|
|
29
|
|
|
48
|
|
|
|
11
|
|
|
30
|
|
|
49
|
|
|
|
12
|
|
|
31
|
|
|
50
|
|
|
|
13
|
|
|
32
|
|
|
51
|
|
|
|
14
|
|
|
33
|
|
|
52
|
|
|
|
15
|
|
|
34
|
|
|
53
|
|
|
|
16
|
|
|
35
|
|
|
54
|
|
|
|
17
|
|
|
36
|
|
|
55
|
|
|
|
18
|
|
|
37
|
|
|
56
|
|
|
|
19
|
|
|
38
|
|
|
57
|
|
|
|
Сумма: Э = И = Н =
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Коррекционная программа
Помимо этого автором дипломной работы предлагается психолого-педагогическая коррекция детской тревожности и агрессивности, которая может влиять на межличностные отношения в детском коллективе.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте -- общение и различного рода совместная взаимодеятельность.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Основная цель психокоррекции состояла в следующем - психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.
Коррекционная программа направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей личностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной коррекционной работы с проблемами, которые были обнаружены во время диагностики.
На первых двух занятиях психолог предупреждает группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) письменных вопросов. Это сразу снимает психологическое напряжение у подростков, создает более творческую атмосферу занятий.
Занятие 1. Цель: тренировка невербального общения.
Упражнения:
«Присоединение по позе». Один партнер сидит так, как ему удобно, второй -- старается максимально точно скопировать его позу. Потом они меняются ролями.
«Присоединение по дыханию». Один партнер вспоминает что-то приятное, второй смотрит и старается дышать синхронно. По завершении пара меняется ролями.
«Покажи действие». Подростки по очереди показывают, пользуясь средствами пантомимы, какую-то деятельность: готовлю уроки, работаю за компьютером, убираю и т. п.
«Продолжи действие». Начинается как предыдущее упражнение, но по сигналу психолога действие прекращается, и его продолжает другой участник.
Занятие 2. Цель: продолжение тренировки невербального общения.
Упражнения:
«Эмоции по кругу». Упражнение, аналогичное тому, что проводилось с младшей группой, но подростки сами по очереди выбирают и демонстрируют какое-то эмоциональное состояние.
«Войти в образ». Один ребенок выходит из помещения и представляет себя кем-то другим: бабушкой, хулиганом, учителем. Войдя в тренинговый зал, в течение 1-2 минут демонстрирует особенности походки, мимики, поведения персонажа.
«Тень». Группа разбивается на пары. Один ходит, садится, ведет себя, как ему удобно и приятно. Партнер-тень полностью копирует движения ведущего.
«Ладошки». Партнеры становятся напротив друг друга, закрывают глаза, соприкасаются ладонями. Задание -- делать какие-либо движения, сохраняя контакт ладоней.
Занятие 3. Цель: тренировка эмоциональной саморегуляции.
Упражнение:
«Ситуации». Подростки выбирают названия каких-либо эмоциональных состояний: «Заинтересованность», «Радость», «Гнев». Каждый из участников - по одному состоянию. Потом ведущий называет различные эмоционально-нагруженные ситуации: «Отвечаю около доски и отношусь к этому...» Бросает мяч ребенку, который отвечает «своим» эмоциональным состоянием: «... с интересом». Это упражнение помогает отделить ситуацию как таковую от эмоционального отношения к ней.
Занятие 4. Цель: тренировка навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Упражнения:
«Рамки разговора». В паре каждый подросток решает, какую деятельность он хочет осуществлять со своим партнером. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли погулять в парк», «Я хочу, чтобы мы попили сока в кафе». Во время первой части упражнения подросткам предлагается договориться между собой, используя рамку высказывания: «Нет, но...» После того, как группа убедится, что таким образом достигнуть согласия трудно, они меняют партнеров и договариваются, используя рамку «Да, и еще...», убеждаясь, что достичь согласия таким образом значительно легче.
«Три позиции». Кто-то из подростков вспоминает ситуацию, в которой возник конфликт - со взрослыми или сверстниками. С помощью психолога он анализирует ситуацию, входя в три разные роли: самого себя, своего собеседника, постороннего наблюдателя, -- пока не находит наилучшего для себя варианта поведения.
Занятие 5. Цель: расширение диапазона поведения во время
общения.
Упражнение:
Сатир-категории. Психолог знакомит подростков с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, -- и предлагает им продемонстрировать сначала один, а до конца занятия все варианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с названиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, перейти к другому стилю поведения
Занятие 6. Цель: начало тренировки навыков общения в группе.
Упражнение:
«Воздушный шар». Подростки садятся в круг и попадают в заданные обстоятельства игры: «Летим на воздушном шаре к острову, на котором осуществляются все желания». Дается время на сбор вещей, установление иерархии -- кто за что отвечает. Начинается «путешествие», во время которого ведущий-психолог создает приключения, например: «Прямо по курсу -- НЛО!», и быстро реагирует, развивая сюжет, на действия группы, пока команда не «доберется до острова» или не «погибнет». Это зависит от успешности взаимодействия в группе и возможностей быстрого реагирования на внешние воздействия.
После игры проводится анализ поведения участников: «Чего вы хотели достичь?», «Удалось ли это?», «Что в твоем характере мешало достижению цели?»
Занятия 7--8. Цель: продолжение тренировки навыков общения в группе.
Упражнения:
Аналогичные игры-приключения: «Пиратский корабль», «Цивилизация», «Фирма», где дети тренируются, изменяя роли, общаться в группе и достигать своей цели.
Занятие 9. Цель: формирование целенаправленного поведения, навыков формулирования цели.
Упражнение:
«25 желаний». Подростки пишут 25 своих желаний, потом разбивают их на группы: «Хочу иметь...», «Хочу быть...», «Хочу достичь...» Выбирают из них какое-то среднее по сложности и тренируются в парах по построению цели, согласно критериям:
* позитивная формулировка,
* зависит именно от тебя, а не от других,
* что будет, когда я этого достигну?
* как я узнаю, что уже достиг?
* какой надо сделать первый шаг?
Занятие 10. Цель: завершение работы группы.
Упражнения:
Никаких упражнений! Пьем чай, рассказываем, чему научились в группе, чего желаем в жизни, вспоминаем смешные случаи, радуемся окончанию курса лечения, грустим, танцуем...
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые правила" педагогики:
- не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;
- реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько (!) недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
К специфическим методам коррекции можно отнести:
- релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Наш опыт использования различных "путешествий" в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например,
"Зигфрид"
1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.
2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи. Для расслабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение "Квазимодо".
"Квазимодо"
1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот "валик" между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!
2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое - на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.
Другой метод - "беседа с собой" - учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.
Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора предложить всему классу при "обучении" поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на "вооружение" и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.
Итак, метод предполагает следующие шаги:
1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: "Он говорит глупости, а я злюсь".
2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа "Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?", "А как можно было поступить в этой ситуации?".
3. Разбираются варианты поведения и их последствия ("А что будет, если...?").
4. Затем принимается решение - что надо делать и как надо поступить.
Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке, понятном ребенку. Он должен его заучить и прорепетировать [12, с. 78-79].
Итак, как мы видим, обучать нужно не только чтению, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех. Данные методы коррекции могут быть применены на практике школьными психологами, педагогами общеобразовательных и дополнительных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3
|