Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака
Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака
30
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Факультет прикладной психологии
Курсовая работа
на тему: Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака
Выполнила: студентка IV курса
очно-заочное отделение
факультет прикладной психологии
Проверила: доцент
Санкт-Петербург 2010г.
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений 5
2. Понятие конфликт и конфликтность 10
3. Конфликты в семье 12
4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия 17
5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
Актуальность исследования. Начатое в ряде последних десятилетий исследование субъектности личности и ее субъективной реальности вернуло в исследовательский оборот проблемы, связанные с личными отношениями. Отсюда понятен возникший интерес к феноменологии семьи, дружбы, любви, соседства, приятельства, т.е. к широкому спектру личных переживаний человека.
В течение длительного времени отечественной истории шло многолетнее навязывание представлений о второстепенности и незначимости всего личного, частного в угоду культу общественного служения, общественного долга. Концепция человека свободного от частной жизни проповедовалась всеми возможными средствами: литературой, телевидением, философией, психологией, педагогикой, этикой. Это значит, что личная свобода, личные интересы и личные переживания не рассматривались как самоценные. Поощрялось игнорирование частных, семейных интересов, взаимоотношений с родными и близкими, что порождало специфическое представление о человеке в целом. Еще менее значимой казалась личная история каждого отдельного человека, вписанного в социальный контекст лишь в качестве общественной единицы.
Обращение к психологии частной жизни позволит лучше осмыслить проблемы становления образа-Я, изучить условия создания позитивных, помогающих отношений в семье, развить умение конструктивного диалога с людьми близкого окружения. Рассмотрение супружеских отношений сталкивается с широким кругом теоретических и методических проблем, без осмысления которых оно рискует быть неадекватным и эклектичным.
Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мы несем в себе информацию своей семьи, свои семейные правила и сценарии, передающиеся из поколения в поколение. Это наша модель поведения, которой мы продолжаем пользоваться и в новой семье, и в новых отношениях.
Проблемы, с которыми люди обращаются к психологам, так или иначе связаны с семьей. Семейное консультирование сегодня приобретает особое значение и помощь психолога нужна в различных случаях. Супружеские конфликты, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы семей, состоящих из нескольких поколений и многое другое.
Учитывая сказанное, в качестве темы для курсовой работы была выбрана следующая: Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака.
Объект исследования: психология супружеских отношений.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:
проанализировать теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений;
изучить понятие конфликт и конфликтность;
рассмотреть особенности конфликтов в семье;
познакомиться с историей возникновения и современными трактовками понятия эмпатия;
определить влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье.
В процессе работы над темой использовались следующие основные теоретические методы исследования - анализ, синтез, интерпретация и обобщение.
1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений
Семья как один из ведущих социальных институтов в своем развитии прошла достаточно длительный путь развития, по своей протяженности соотносимый с развитием самого человечества. Анализ библиографических источников позволяет констатировать, что обращение к связанной с ней проблематике встречается, начиная с трудов мыслителей Древней Греции и вплоть до нашего времени. Это позволяет выстроить периодизацию ее развития (таблица 1).
Собственно психологическая проблематика семьи наиболее ярко отразилась в трудах классиков психоаналитического, бихевиорального, гуманистического направлений психологической науки. В результате проведенной в конце 19 - начале 20 века работы представителями разных школ и направлений были выявлены и охарактеризованы различные феномены, связанные с функционированием семьи, например: чувство материнской привязанности, детская зависимость от родителей, потребность ребенка в родительской любви и сама любовь в широком смысле ее истолкования. Наибольшее внимание исследователей привлекало влияние семьи на процесс становления личности ребенка. Вместе с тем, необходимо отметить, что получаемые факты и выводимые из них обобщения носили разрозненный характер, являющийся, по сути, побочным к основной для конкретного научного течения проблематике. Предметная область психологии семьи как таковая еще не выделялась. Таким образом, период конца XIX в. - начала XX в. можно рассматривать в качестве периода диффузного накопления исходного психологического материала по проблемам семьи.
Развитие интереса к психотерапевтической практике, обозначившегося во многих психологических школах и в широких социальных слоях, привело к оформлению в ХХ веке предметной области - семейной психотерапии.
Таблица 1
Основные этапы и содержание развития психологии семьи
Этап
|
Общая характеристика
|
Источники
|
Ключевые проблемы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1.
|
Допсихологический
|
Народный опыт, государственные исторические документы, труды философов
|
значение семьи для развития общества;
нравственные аспекты семейного быта;
распределение семейных ролей
|
|
2.
|
Диффузное накопление знания
|
Труды представителей различных психологических школ: психоанализа, теории субъектных отношений, бихевиоризма, когнитивизма, гуманистической психологии и т.д.
|
взаимодействие матери и ребенка;
роль семьи в развитии личности;
психологические механизмы воздействия семьи на ребенка;
причины и следствия семейных проблем для развития личности
|
|
3.
|
Клинические разработки
|
Исследования психотерапевтов и психиатров (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Личко, И.И. Мамайчук, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.)
|
различные нарушения семейного взаимодействия;
влияние на ребенка семейных нарушений (структурных и психологических);
методы коррекции и психотерапии семейных проблем
|
|
4.
|
Расширение и углубление исследовательских интересов
|
Исследовательские наработки современных психологов, выполненные в рамках двух подходов:
- отношенческого;
- ценностного
|
психологические аспекты детско-родительских отношений;
воспитательное влияние детско-родительских отношений;
нарушения детско-родительских отношений;
построение супружеских отношений
|
|
5.
|
Перспективы
|
Ресурсный подход
|
выделение общей феноменологии ресурсности семейных отношений;
установление основных типов личностно развивающих ресурсов семьи;
изучение особенностей влияния на развитие личности основных типов ресурсов семьи;
разработка концепции актуализации личностно развивающих ресурсов семьи (22, с. 55)
|
|
|
Особый «бум» психотерапии в сфере семейных отношений пришелся на 90-е годы XX века. Проведенные в рамках данной проблематики исследования оказали значительное влияние на накопление эмпирического материала и выработку теоретических положений, способствующих оформлению психологии семьи. Основной вектор отечественных и зарубежных исследований, связанный с психотерапевтической практикой, касался нарушений поведения детей и подростков. В работах зарубежных психологов психокоррекция нарушений членов семьи, прежде всего детей и подростков, рассматривалась в рамках психодинамического, когнитивного и поведенческого подходов.
В современном психологическом пространстве обозначились два основных подхода к изучению семьи: отношенческий и ценностный. Каждый из этих подходов способствовал оформлению своих частных областей изучения психологии семьи.
Отношенческий подход базируется на рассмотрении семьи в единстве характерных для нее связей, опосредующих внешнюю и внутреннюю активность родителей и детей в их совместной деятельности. Семья при таком подходе трактуется как исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; как основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым определяющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Соответственно, данный подход лежит в основе выделения двух частных предметных областей психологии семьи: психологии детско-родительских отношений и психологии супружества. (22, с. 151)
В предметной области психологии детско-родительских отношений нами выделены следующие направления: 1) исследования феноменологии детско-родительских отношений, позволяющей раскрыть их специфику; 2) исследование организационных и содержательных особенностей воспитательных воздействий родителей на детей; 3) исследования детско-родительских отношений, обремененных какими-либо структурными или психологическими проблемами. (22, с. 152)
Психология супружеских отношений, как вторая из выделенных нами в рамках отношенческого подхода частная предметная область психологии семьи, в центр своих интересов помещает феномены, характерные для личностного взаимодействия мужа и жены, т.е. для партнеров, находящихся в брачных отношениях. В рамках данной частной проблемной области психологии семьи нами выделяются два основных направления исследований: 1) исследования, раскрывающие психологическую сущность супружества, свойственные ему функции, динамику и другие особенности функционирования; 2) исследования, а также психологическую сущность различных нарушений супружеских отношений. (22, с. 153)
Вторую частную предметную область психологии семьи составили исследования, выполненные в рамках ценностного подхода. В круг психологических исследований, включенных нами в рассматриваемое частное предметное пространство семьи, попало изучение содержания: досупружеских семейных ценностных ориентиров личности; семейных ценностей, обусловленных спецификой этнокультурного пространства; зависимости семейных ценностей супружеской семьи от родительской семьи; семейных ценностей в разных социально-экономических условиях; семейных ценностей в разных типах семьи; полоролевой обусловленности семейных ценностей; семейных ценностей на разных этапах супружества; семейных ценностей у субъектов со спецификой жизненных приоритетов и разными типами личности и т.д. (22, с. 153)
В настоящее время в рамках психологии семьи все отчетливее выделяется новый исследовательский подход - ресурсный, - позволяющий по-новому рассмотреть ряд актуальных для рассматриваемого предметного пространства проблем. Психические ресурсы могут рассматриваться в связи с развитием личности. Данная проблематика органично входит в поле исследовательских интересов отечественной и зарубежной психологической науки. (22, с. 154)
При этом каждому научному направлению присущи свои научные приоритеты и свое видение ведущих факторов развития. В зарубежной психологии вскрыты факторы развития личности и раскрыты психологические причины трудностей на его пути; значительное внимание уделено личностному росту; акцент при этом сделан на процессах самоактуализации, самореализации и пр.
В отечественной психологии развитие личности рассматривалось преимущественно в контексте деятельности человека и характеристик его жизненного пути, наличия или отсутствия у него позиции субъекта своей жизни. Общим для отечественной и зарубежной психологии является признание значимости семейного окружения в развитии личности, особенно, в первые годы жизни человека. Обобщая высказанные позиции, отметим, что семья создает особое пространство, стимулирующее или ограничивающее личностное развитие. И в отечественной, и в зарубежной психологии в качестве значимых для личности рассматриваются феномены, образующиеся в семейном пространстве - доверие, принятие, понимание, заботу, любовь, эмпатию и пр., - которые способны поддержать, направить, стимулировать позитивные процессы развития, а также сгладить или нейтрализовать негативные проявления. (4, с. 18)
2. Понятие конфликт и конфликтность
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке. «Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В.В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт - способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». (8, с. 27) Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). (7, с. 8) А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». (3, с. 16)
При всей близости понимания компонентов или признаков конфликта различными авторами, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального, либо в силу ограниченности охватываемых им явлений, либо из-за его многозначности.
В психологической науке традиционно выделяются следующие основные подходы к исследованию конфликта: психодинамический, бихевиористский, ситуационный и когнитивный.
Представление о конфликте как интрапсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его подобной интерпретации заложена Фрейдом. Так, в психоаналитической концепции конфликт - это важнейший теоретический конструкт, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера. Конфликт с точки зрения психоанализа возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприятного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.
Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие характеристики. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре.
Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Результаты исследований Дойча легли в основу созданной им концепции кооперации -- конкуренции.
С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликтов. Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детерминации поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с которой конфликт - это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе.
Каждый из классических подходов психологической науки инициировал поиск феноменологии, соответствующей теоретическим представлениям, и внес свой вклад в понимание и описание эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения конфликта.
Современные тенденции в подходе к конфликтам проявляются в преимущественной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок и соответствующем снижении числа теоретических исследований. Общепризнанным становится не просто принятие конфликтов в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание их важных функций в развитии личности и ее отношениях с другими людьми. Нерешенными в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемом его понятия. (7, с. 91-93)
3. Конфликты в семье
По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость брачных партнеров достигается не всегда и обычно не сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глубинной несовместимости неизбежно проявится на поверхности в виде поведенческих конфликтов.
Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.
С.В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью.
В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий -- с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие типы конфликтов:
Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж - как фотолабораторию).
Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).
Смещенный конфликт - когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
Неверно приписанный конфликт - когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.
Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое, тем не менее, объективно существует.
Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.
Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, который проявляется и в супружеских конфликтах.
Согласно закону многоуровневой круговой каузальности, пусковым моментом конфликта могут быть любые звенья замкнутой цепи «знания - эмоции - поведение», отчего уровень, на котором возникли разногласия, и, соответственно, их причины, определить оказывается не так уж и просто, ибо все вышеперечисленные аспекты межличностных отношений стремятся к согласованию.
Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам обычно приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т.п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. Поэтому, решая похожие проблемы, актуально не столько регулировать разногласия, сколько обучить умению сопротивляться психической напряженности, умению организовать общий семейный отдых и постоянные положительные переживания.
В.А. Сысенко причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:
конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
ссоры из-за недостатков в воспитании.
В.А. Сысенко подразделяет все относительно неблагополучные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные.
К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
К кризисным - такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.
Проблемные супружеские союзы - такие, которые столкнулись с особо трудными жизненными ситуациями, способными нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствием жилья и продолжительной болезнью одного из супругов, осуждением на длительный срок и т.п. Однако объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами. В специальной медицинской литературе существует понятие «невротическая семья», применяемое для характеристики семьи, в которой один супруг или оба страдают теми или иными неврозами, а последние накладывают весьма заметный и существенный отпечаток на супружеские взаимоотношения.
А.Н. Харитонов и Г.Н. Тимченко разработали авторскую концепцию сущности (определение и признаки) трудностей семейных отношений. По определению авторов, трудные семейные отношения (семейные трудности) -
это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.
Генерализованный признак семейных трудностей выражается в неудовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного супруга) в процессе трудностей общения, неудовлетворенностью браком, семейной жизнью в целом.
Основные единичные признаки трудных отношений:
1. Недостаточная психофизиологическая совместимость супругов, в том числе сексуальная, негативное или неясное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом.
2. Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов) в соответствии с полом, возрастом, ролью в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неумеренность, психическое напряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; трудности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптиропанность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции своих состояний, чувств, поведения и др.
3. Отсутствие взаимного стремления в удовлетворении базовых потребностей мужа, жены, детей со стороны супругов-родителей.
4. Преобладающее наличие в контактах, спящих внутри семьи негативных, деструктивных эмоций, чувств наряду с присутствием позитивных, конструктивных эмоций, чувств.
5. Когнитивное рассогласование в восприятии, понимании, совпадении ценностей супругов, родителей и детей.
6. Ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность, слабая адаптивность в межличностном поведении членов семьи.
7. Затрудненный поиск методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла семьи.
Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит отличных качеств каждого из супругов. Трудности контроля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Так, у замужних работающих женщин в домашней среде возникают неадекватные реакции, когда они остро реагируют на обычные шалости или проступки детей, занятия мужа и т. д.
Многие конфликты могут быть хроническими. Обычно хронические конфликты связаны с социально-психологическими установками личности, складывающимися в течение всей жизни. Это может быть принципиальное неодобрение каких-то особенностей образа жизни и поведения мужа или жены. За хроническими конфликтами стоят неудовлетворенные потребности и принципиальная несовместимость характеров, социально-психологических установок, взглядов, жизненных позиций. Им свойственны глубина и постоянство. Чаще всего, с точки зрения супругов, хронические конфликты практически неразрешимы и почти всегда представляют для брака опасную ситуацию. В случае хронических конфликтов желательна помощь семейного консультанта или психотерапевта. (2, с. 110-120)
4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия
Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии у личности представляется своего рода социальным заказом, так как оно ведёт к решению целого ряда психологических проблем, в том числе к снижению уровня агрессии и к профилактике межличностных конфликтов в обществе.
Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности. Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя или в объект, другими - как процесс, свойство, состояние психики.
Изначально термин «эмпатия» понимался как симпатия, вчувствование и был созвучен таким понятиям как «сопереживание», «сострадание. Американские психологи конца ХIХ - начала ХХ века значительно дополнили исследования философов эстетиков в изучении симпатии, придали ей социальный статус, указали на её регулятивную функцию (улучшение отношений между людьми), определили взаимосвязь между чувственным восприятием и физическим поведением человека, выделили компоненты эмпатии: когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий; психологические механизмы её развития: заражение, подражание, проекцию, интроекцию, идентификацию и др. и процессы её проявления: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.
В психологию термин «эмпатия» ввёл в 1909 году американский психолог Э. Титченер, что в переводе с немецкого слова еinfuhlung - «вчувствование в ...». В словарях английского языка понятие «эмпатия» впервые появилось в 1912 году. В зарубежной психологической литературе оно получило распространение в начале 50-х годов XX века.
В отечественной психологии эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство. Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия. Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения. В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе.
Анализ психологической литературы по проблеме эмпатии позволил структурировать и выявить следующие подходы к её исследованию в зарубежной и отечественной психологии: аффективный, аффективно-когнитивный, когнитивный, интегративный.
На основе выявленных подходов к изучению эмпатии мы выделили структуру данного феномена, которая включает в себя: познавательные, эмоциональные процессы, личностно-мотивационные компоненты и поведенческие формы проявления.
В результате анализа специальной литературы по проблеме эмпатии выявлена четырёхкомпонентная структурно - теоретическая модель эмпатии, которая включает в себя следующие компоненты и их составляющие:
когнитивный компонент, в который вошли познавательные процессы, характеризующие способности личности, как: эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция;
эмоциональный компонент, включающий в себя эмоциональные процессы, характеризующие свойства личности такие, как: эмоциональная чувствительность (сензитивность), эмоциональное состояние;
личностно - мотивационный компонент, в состав которого вошли - черты личности и особенности мотивации, определяющие направленность личности по отношению к другой: доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес;
поведенческий компонент включает поведенческие формы проявления эмпатии, характеризующие коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.
Результаты теоретического анализа позволили нам сформулировать определение эмпатии, которое звучит следующим образом:
Эмпатия - это полисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия.
Теоретические исследования психологических подходов к проблеме эмпатии позволяют подчеркнуть историческую взаимосвязь философского осмысления и психологических исследований эмпатии, а так же углубить и расширить представления об эмпатии и её структуре. (12, с. 147-156)
5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье
Каждый человек, вступая в брак, вносит в супружескую жизнь свои неповторимые черты, свое «Я». Конкретное развитие взаимоотношений между супругами во многом зависит от особенностей характера, т.е. психодинамика взаимоотношений будет определяться двумя автономными «Я». Более того, проблемы психологической совместимости во многом будут зависеть от особенностей «Я» двух любящих людей, решивших соединить себя брачными узами. Познание «Я» одного партнера другим представляет необычайно трудную задачу, без решения которой нельзя достичь взаимопонимания и взаимопроникновения в душевный мир другого супруга. Следовательно, достаточно высокая степень интимности, близости, совпадения душевного настроя невозможна без понимания другого «Я» в брачном союзе. (20, с. 47)
Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности, то есть познать глубинные стороны личности.
Мир сугубо индивидуальных чувств, переживаний, взглядов непосредственно связан с образом человека. Духовная слитность двух людей в значительной мере основывается на познании «Я» друг друга. Уподобление стилю поведения и образу жизни другого супруга становится возможным лишь благодаря взаимному познанию «Я» каждого из партнеров.
Длительный период психологической адаптации в супружеском союзе как раз и связан с познанием личности партнера, с познанием его «Я», взглядов, привязанностей, потребностей, привычек, особенностей характера.
Узнавание «Я» другого партнера позволяет выработать соответствующую тактику и стратегию совместного супружеского поведения. Отношения двух людей в браке - личная тактика и стратегия взаимного приспособления.
Отношение человека к человеку - одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т.е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.
В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т.е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.
Эгоцентрическая позиция супругов, зачастую напрямую влияющая на развитие конфликтности в семье, несовместима с чувством эмпатии, то есть с чувством эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир друг друга.
Эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я» - один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к возникновению и развитию конфликтов в семье. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».
Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.
«Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и, «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство, меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям.
Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности - с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.
Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях.
Важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости - сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека.
Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т.е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее, всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии у конкретного человека.
Каждый из супругов, вступая в брак, имеет сложившуюся систему ценностей, т.е. систему индивидуальных представлений о том, что важно и значимо в жизни. В данной сфере у супругов могут быть существенные различия и даже противоположные мнения, суждения, оценки.
Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другому свои взгляды, суждения, оценки.
Советские психотерапевты Ф.В. Басин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова подобную ситуацию описывают следующим образом: «Воля одного человека, противодействуя воле другого, воспринимается последним как злая враждебная и вызывает сопротивление, протест, озлобление, противодействие. Всякое препятствие вызывает у человека стремление преодолеть его. Препятствие как противодействие другого человека вызывает напряжение, связанное с представлением о том, что человек противодействует по своей воле, мог бы не противодействовать, не требовать или не заставлять. Против этой противодействующей, принуждающей воли направляется неудовольствие, сопротивление, напряжение и гнев человека». (20, с. 16)
Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотношениях.
И далее цитируемые нами авторы продолжают: «Положительный результат взаимодействия зависит от любви, привязанности, понимания, с которым относится один человек к другому». Авторы затрагивают самую сложную проблему человеческого общения, сотрудничества и кооперации. Психологический смысл и содержание взаимодействия двух и более людей как раз и состоят в том, как воспринимаются трудности, препятствия, какие индивидуальные способы, методы, решения использует человек в подобных случаях.
Любой супружеский конфликт - противостояние интересов, потребностей, взглядов, представлений. Подобное противостояние рассматривается как преграда, препятствие, тормоз к осуществлению интересов и намерений другого партнера. В связи с этим появляется чувство раздраженности, протеста, неудовольствия, враждебности, агрессии. Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит от личных качеств каждого из супругов. (18, с. 48)
В тех семьях, где супруги относятся друг к другу пренебрежительно, презрительно, унижая чувства другого, появляются вражда, ненависть, отчуждение. Рассматриваемое ранее понятие эмпатии в структуре личности предполагает наличие качеств у супругов, несовместимых с подобным отношением друг к другу.
Прежде всего, в дружном браке происходит постепенное слияние двух «Я» - мужа и жены, происходит отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Для подобного взаимодействия необходимо обладать достаточно высоким уровнем эмпатии. В конфликтном браке автономность двух «Я» сохраняется, а, следовательно, не происходит отождествления и слияния основных потребностей, интересов, взглядов. В дружных супружеских союзах интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. К сожалению, данный процесс не происходит в конфликтных супружеских союзах. Поэтому в конфликтных брачных союзах очень часто можно наблюдать противопоставление потребностей, желаний и намерений обоих супругов. Образно можно представить интересы мужа и жены в виде двух кругов, при которых возможны различные варианты: круги только соприкасаются - автономность потребностей и интересов полностью сохраняется; круги слегка перекрещиваются - слияние потребностей и интересов произошло, но в самой небольшой своей части; круги перекрещиваются весьма значительно: большая часть потребностей супругов стала совместной, а какая-то сохранила свою автономность. Естественно, лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей. В конфликтных супружеских союзах, как правило, минимальное слияние потребностей, а в дружных - максимальное. Согласно нашей концепции, устойчивость брачного союза зависит от степени отождествления как потребностей супругов, так и отождествления (слияния), их взглядов, представлений и намерений.
В обыденной жизни издержки недопонимания другого «Я», иного душевного мира, прежде всего, сказываются при создании собственной семьи. Подобные издержки могут быть настолько велики, что приводят к постоянным конфликтам, ссорам или разрыву супружеского союза. Психическая атмосфера семьи, психический комфорт каждого из супругов, их психическое здоровье зависят от степени постижения супругами душевного мира друг друга, особенностей «Я», особенностей всего того, что составляет уникальность и неповторимость человеческой личности, её многомерность и многоликость.
Опыт понимания других людей приходит не сразу, часто после того, как человек наделает множество ошибок в общении и сотрудничестве. Так, в семьях супругов зрелого возраста в силу опыта, более развита способности к эмпатии, что не позволяет интенсивно развиваться конфликтным ситуациям и препятствует самому их возникновению.
Заключение
Созданию благополучной эмоциональной атмосферы в семье и успешного разрешения конфликтов способствуют умение слушать и умение высказываться. В семейных отношениях встречаются ситуации, в которых мы хотим высказаться своему любимому человеку, рассказать о своём отношении, своих переживаниях и конечно ждём понимания со стороны супруга, но не всегда его находим. К сожалению, не так много людей обладают навыками слушания.
Важно понять, что основной способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды - это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешённым конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться. Успешность брачной жизни зависит от того, насколько партнёры могут понять друг друга, войти во внутренний мир, уяснить проблемы и переживания друг друга. От этого зависит весь процесс взаимной адаптации, переход от «Я» к новому психологическому образованию - «Мы».
Социологические исследования семейных пар показали, что чем выше уровень эмпатии (сопереживание, сочувствие) у супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём в более зрелом возрасте определяется уровень эмпатии выше, соответственно и степень конфликтности в семье ниже. Использование эмпатийного слушания в отношениях между супругами, проявляется в умении предотвратить, а так же разрешить конфликтную ситуацию наиболее благоприятными способами для обоих партнёров. Опыт понимания других людей приходит не сразу, часто после того, как человек наделает множество ошибок в общении и сотрудничестве. Так, в семьях супругов зрелого возраста в силу опыта, более развита способность к эмпатии, что не позволяет интенсивно развиваться конфликтным ситуациям.
В процессе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель исследования - взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье была изучен. Для реализации цели были решены следующие задачи:
проанализированы теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений;
изучено понятие конфликт и конфликтность;
рассмотрены особенности конфликтов в семье;
рассмотрена история возникновения и современные трактовки понятия эмпатия;
определено влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики.
Список использованной литературы
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М, 1999.
2. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб. : Речь, 2004.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М. : ЮНИТИ, 1999.
4. Будинайте Г.Л., Варга А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, №4. С. 18.
5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб. : Петрополис, 2002.
6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М. : Просвещение, 2006.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. 544 с.
8. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М., 1989.
9. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. - М. : Педагогика, 2001.
10. Ключников С. Семейные конфликты: практика решения. - СПб. : Питер, 2002.
11. Обозов Н.Н. Психология конфликта. - СПб. : АППиМ, 1999.
12. Обозов Н.Н. Психология, культура взаимных отношений. - М. : Знание, 2004.
13. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб. : Речь, 2006.
14. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М. : Сфера, 2005.
15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М. : Стереотип, 2002.
16. Роджерс К. Психология супружеских отношений. - М. : Эксмо-пресс, 2002.
17. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М., 2000.
18. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб. : Речь, 2000.
19. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб. : Питер бук, 2002.
20. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М. : Мысль, 1989.
21. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2006.
22. Ткаченко И.В. Психологический ресурс в контексте исследования семьи// Вестник университета (Государственный университет управления). - № 10. 2008.
23. Хичир Б.Ю. Он и она: имя, брак, семья. - М. : НИОЛА 21 век, 2003.
24. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
25. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М. : Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
|