Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах
Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью, выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся, прежде всего, действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение - одно из основных психотравмирующих переживаний, проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости. Оно возникает в результате:
· создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;
· создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;
· создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.
По данным, полученными американскими врачами, конфликты в семье ослабляют иммунную систему женщины. Женщины, имеющие сложные или натянутые отношения со своими супругами, более подвержены инфекциям, в 6 раз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30% чаще, чем женщины, имеющие нормальную семью). Любое неблагополучие, подтвержденное официальным документом или нет, равно болезненно отражается на женском организме.
Стойкость иммунитета мужчин в зависимости от семейного положения американские специалисты еще не изучили. Но наши отечественные исследователи располагают кое-какими сведениями о том, что на мужчин семейные неурядицы действуют еще хуже. Мужчины с несложившейся семейной жизнью умирают от болезней сердца в 3.5 раза чаще, чем имеющие благополучную семью, а дорожные катастрофы с ними случаются в 5 раз чаще.
Таким образом, любой конфликт в семьях, а тем более молодых, не проходит бесследно, а имеет за собой значительные психотравмирующие последствия. Иногда говорят о том, что лучше жить одному, чем с плохим супругом в недружной семье. А в идеале каждый надеется заменить недружную семью дружной - создать хорошую семью. Но далеко не каждому это удается.
Конфликты в семье отражаются не только на психическом, но и на физическом здоровье супругов: ослабляется иммунная система, увеличивается подверженность инфекциям, повышается риск заболевания пневмонией. Поэтому очень важным для супругов является полное разрешение конфликта.
Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение может быть полным и неполным. Разрешение полное происходит при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации. Разрешение неполное - когда устраняются не все причины конфликта или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение может быть этапом на пути к его полному разрешению.
Стремление к поиску способов разрешения супружеских конфликтов связано не только с предпочтением, которое оказывают многие люди мирному, бесконфликтному разрешению возникающих в отношениях между ними проблем, что выражено в известной поговорке: «Плохой мир лучше доброй ссоры». Оно имеет вполне объективные основания в самой природе человеческих взаимоотношений. Дело в том, что психодинамика этих взаимоотношений не только подталкивает людей к конфликтам. Напротив, в их развитии существуют и противоположные тенденции, помогающие перейти от конфликта к сотрудничеству. Если супруги правильно определят эти тенденции и смогут воплотить их в практике своих взаимодействий друг с другом, то станет возможным превратить конфликт в сотрудничество, а столкновения в мир. Более того, возникнет возможность избегания конфликтов, их предотвращения.
Технологии разрешения супружеских конфликтов весьма разнообразны, они включают в себя несколько взаимосвязанных действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать последние, когда они возникают.
Несомненно, первым действием, создающим предпосылку разрешения конфликта, является умение определить, в чем заключены истинные причины конфликта. Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами. Задача отыскания истинной причины конфликта не относится к числу простых. Она требует хорошего знания психологии супруга. Если причина конфликта определена верно, то становится более ясной и понятной конфликтная ситуация, а следовательно, в таком случае легче определить наиболее приемлемые способы разрешения конфликта.
Анализ возникающей, а еще лучше - только назревающей конфликтной ситуации дает возможность не только своевременно и успешно направить супружеский конфликт в конструктивное русло, но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение.
1.4 Краткие выводы по главе1
Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную - например, неудовлетворенные потребности супругов
Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.
По мнению психологов, значительная роль в возникновении супружеских конфликтов играет противостояние их интересов, взглядов, представлений, вкусов, привычек. Некоторые исследователи связывают возникновение конфликтов между супругами с несовместимостью их характеров, нравственных позиций, ролевых ожиданий, личностных качеств и мнений относительно целей брачного союза. Немаловажную роль играют противоречия, возникающие у супругов при совместимости удовлетворения в браке ряда потребностей: в исполнении семейных ролей, в общении, материальных потребностей, потребностей в защите собственного «Я».
Среди основных причин супружеских конфликтов в молодых семьях выделяют нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность), биологическая несовместимость, неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми - родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д., несовместимость интересов и потребностей, наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов, эгоистичность супругов
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психологические травмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.
Исход конфликтной ситуации часто зависит от того, в каком психическом состоянии находятся супруги, насколько они готовы пойти на встречу друг другу. Эту особенность их взаимодействия друг с другом во многом определяет уровень эмпатии супругов, что и будет рассмотрено в следующей главе.
Глава 2. Эмпатия, как фактор, влияющий на конфликтность в семье
2.1 Теоретические подходы к изучению понятияэмпатии
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование во внутренний мир другого человека.
Термин "эмпатия" введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевлённых объектов.
В.В. Бойко рассматривал эмпатию следующим образом: [6. 116]
«В расхожих определениях эмпатии упускается два обстоятельства: функция и необходимость проявления данной психической реалии.
Действительно, для чего в репертуаре психического существует эмпатическая система, отражения другого (окружающих людей) и когда в ней возникает потребность? На наш взгляд, эмпатия как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера, а для этого необходима повышенная «проходимость». Таковая возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание.»
Таким образом, соучастие и сопереживание - не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели.
Необходимость в эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности другого и затем воздействовать на него в нужном направлении. В таком смысле эмпатия ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание.
Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно исследуется в гуманистической психологии и позитивной психологии.
В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"». [39. 80].
Эмпатическое понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно взаимосвязанным с двумя другими - подлинностью, конгруэнтностью терапевта, когда последний «является самим собой в отношении с клиентом», открыт по отношению к своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно испытывает, а также с безусловным позитивным отношением психотерапевта к клиенту.
В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.
Серия исследований, проведенных Д. Бэтсоном [15. 106] и его коллегами, убедительно демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему.
Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования - недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. При чем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других - в этом случае дети с бульшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.
Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р. Барон, С. Стайн и Г. Бук [12. 65 ] задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений, было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности.
Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т.д.
Интуитивное при эмпатическом постижении другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом.
Подводя итог сказанному, можно дать следующее определение:
Эмпатия -- это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений -- свойств, состояний, реакций -- в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
Постичь причины и следствия самопроявлений другого означает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он:
- это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает;
- хочет подумать, сказать, сделать;
- проявляет свои интересы, потребности, способности.
Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью он:
- сделает, скажет, подумает по данному поводу;
- сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности;
В психологических исследованиях в качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том что «как если бы».
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время.
Чтобы иметь возможным "поставить себя на место другого" нужно неплохо представлять себе этого другого, иметь его модель у себя в голове. Только так можно не впадать в иллюзию, перенося собственные стереотипные представления на другого.
Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии. Сопереживание и эмпатия - различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость.
Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо.
2.2 Эмпатия в структуре личности.
В психологической научной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) различают несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия - эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии.
Т.П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнёру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он в ней особо нуждается.
Основной недостаток, снижающий эффективность проникновения в энергетическое поле партнера - отчужденность, безразличие к личности как таковой. Отчужденность стала социальным нормативом поведения - каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство. В таких случаях возникают вопросы: чего она хочет, почему так себя ведет, как надо поступить с ней. Но это функционально-оценочный подход к другому. В нем много личного интереса, предвзятости и меркантилизма - всего того, что «зашумляет» эмпатию, делает ее фрагментарной и поверхностной.
Неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъектной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии.
На самом деле, мы очень часто оказываемся перед необходимостью глубинного постижения другого человека. Без этого невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным и т.д. Мы хотим понять причины и следствия, управляющие партнером. Часто необходимо разгадать «механику» его самопроявлений - поступков, свойств, состояний, отдельных реакций. Но человек - будь-то ребенок, подросток или взрослый - не доступен для логического анализа, а в некоторых случаях сознательно маскирует свою индивидуальность или неосознанно дает о себе ложную информацию. Часто случается так, что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить человеческую индивидуальность. И тогда в ход идет эмпатия - древнее, испытанное средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения «Я» другого.
Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т. д. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности - во внимании к другому, в наблюдательности за другим, в цепкости восприятия реакций, состояний и свойств другого. Око - не дремлет, ухо - востро, ощущения - обострены, восприятие - концентрировано, мышление - актуализировано. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Таким образом, рациональный момент в эмпатии - не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.
Внимание и эмоциональное восприятие другого часто блокированы. Эмпатии мешает эгоцентрическая ориентация человека - он больше озабочен собственной персоной, чем кем-либо иным. На результатах эмпатии также плохо сказывается психологический дискомфорт личности. Если человек тревожен, агрессивен, депрессивен, невротизирован или просто слишком озабочен текущими проблемами, то ему не до того, чтобы глубоко постигать партнеров. В его психическом состоянии нет необходимых «степеней свободы», голова занята чем-то иным. Впечатление о причинах и следствиях поведения партнеров становится очень поверхностным. Отсюда проистекают спешные выводы, необоснованные советы или требования к другому. Эмпатическое постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности.
Нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другой личности вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на партнера свои качества - недостатки, привычки, эмоциональный опыт. Или применяет сомнительные эталоны, мерки для оценки другой личности. Например, это могут быть устаревшие взгляды, житейские псевдомудрости или предвзятые суждения.
Эмпатические способности явно зависят от эмоциональных потенциалов личности, прежде всего от эмоциональной реактивности и активности. И, конечно, эмпатия снижается при малейших нарушениях в интеллектуальной сфере.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и без осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознаёт. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.
Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам.
Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что необходимо оставить своё «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определённом смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир когда захотят. В соответствии с таким описанием быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. [15. 97].
Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с ним никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.
2.3 Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье
Каждый человек, вступая в брак, вносит в супружескую жизнь свои неповторимые черты, свое «Я». Конкретное развитие взаимоотношений между супругами во многом зависит от особенностей характера, т.е. психодинамика взаимоотношений будет определяться двумя автономными «Я». Более того, проблемы психологической совместимости во многом будут зависеть от особенностей «Я» двух любящих людей, решивших соединить себя брачными узами. Познание «Я» одного партнера другим представляет необычайно трудную задачу, без решения которой нельзя достичь взаимопонимания и взаимопроникновения в душевный мир другого супруга. Следовательно, достаточно высокая степень интимности, близости, совпадения душевного настроя невозможна без понимания другого «Я» в брачном союзе. [50. 147]
Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности, то есть познать глубинные стороны личности.
Мир сугубо индивидуальных чувств, переживаний, взглядов непосредственно связан с образом человека. Духовная слитность двух людей в значительной мере основывается на познании «Я» друг друга. Уподобление стилю поведения и образу жизни другого супруга становится возможным лишь благодаря взаимному познанию «Я» каждого из партнеров.
Длительный период психологической адаптации в супружеском союзе как раз и связан с познанием личности партнера, с познанием его «Я», взглядов, привязанностей, потребностей, привычек, особенностей характера.
Узнавание «Я» другого партнера позволяет выработать соответствующую тактику и стратегию совместного супружеского поведения. Отношения двух людей в браке - личная тактика и стратегия взаимного приспособления.
Отношение человека к человеку - одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т. е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.
В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т.е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.
Эгоцентрическая позиция супругов, зачастую напрямую влияющая на развитие конфликтности в семье, несовместима с чувством эмпатии, то есть с чувством эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир друг друга.
Эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я» - один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к возникновению и развитию конфликтов в семье. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».
Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.
«Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и, «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство, меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям.
Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности - с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.
Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях.
Важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости - сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека.
Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т.е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее, всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии у конкретного человека.
Каждый из супругов, вступая в брак, имеет сложившуюся систему ценностей, т.е. систему индивидуальных представлений о том, что важно и значимо в жизни. В данной сфере у супругов могут быть существенные различия и даже противоположные мнения, суждения, оценки.
Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другому свои взгляды, суждения, оценки.
Советские психотерапевты Ф.В. Басин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова подобную ситуацию описывают следующим образом: «Воля одного человека, противодействуя воле другого, воспринимается последним как злая враждебная и вызывает сопротивление, протест, озлобление, противодействие. Всякое препятствие вызывает у человека стремление преодолеть его. Препятствие как противодействие другого человека вызывает напряжение, связанное с представлением о том, что человек противодействует по своей воле, мог бы не противодействовать, не требовать или не заставлять. Против этой противодействующей, принуждающей воли направляется неудовольствие, сопротивление, напряжение и гнев человека». [50. 16]
Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотношениях.
И далее цитируемые нами авторы продолжают: «Положительный результат взаимодействия зависит от любви, привязанности, понимания, с которым относится один человек к другому». Авторы затрагивают самую сложную проблему человеческого общения, сотрудничества и кооперации. Психологический смысл и содержание взаимодействия двух и более людей как раз и состоят в том, как воспринимаются трудности, препятствия, какие индивидуальные способы, методы, решения использует человек в подобных случаях.
Любой супружеский конфликт - противостояние интересов, потребностей, взглядов, представлений. Подобное противостояние рассматривается как преграда, препятствие, тормоз к осуществлению интересов и намерений другого партнера. В связи с этим появляется чувство раздраженности, протеста, неудовольствия, враждебности, агрессии. Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит от личных качеств каждого из супругов.[42,48]
В тех семьях, где супруги относятся друг к другу пренебрежительно, презрительно, унижая чувства другого, появляются вражда, ненависть, отчуждение. Рассматриваемое ранее понятие эмпатии в структуре личности предполагает наличие качеств у супругов, несовместимых с подобным отношением друг к другу.
Прежде всего, в дружном браке происходит постепенное слияние двух «Я» - мужа и жены, происходит отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Для подобного взаимодействия необходимо обладать достаточно высоким уровнем эмпатии. В конфликтном браке автономность двух «Я» сохраняется, а следовательно, не происходит отождествления и слияния основных потребностей, интересов, взглядов. В дружных супружеских союзах интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. К сожалению, данный процесс не происходит в конфликтных супружеских союзах. Поэтому в конфликтных брачных союзах очень часто можно наблюдать противопоставление потребностей, желаний и намерений обоих супругов. Образно можно представить интересы мужа и жены в виде двух кругов, при которых возможны различные варианты: круги только соприкасаются - автономность потребностей и интересов полностью сохраняется; круги слегка перекрещиваются - слияние потребностей и интересов произошло, но в самой небольшой своей части; круги перекрещиваются весьма значительно: большая часть потребностей супругов стала совместной, а какая-то сохранила свою автономность. Естественно, лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей. В конфликтных супружеских союзах, как правило, минимальное слияние потребностей, а в дружных - максимальное. Согласно нашей концепции, устойчивость брачного союза зависит от степени отождествления как потребностей супругов, так и отождествления (слияния), их взглядов, представлений и намерений.
В обыденной жизни издержки недопонимания другого «Я», иного душевного мира прежде всего сказываются при создании собственной семьи. Подобные издержки могут быть настолько велики, что приводят к постоянным конфликтам, ссорам или разрыву супружеского союза. Психическая атмосфера семьи, психический комфорт каждого из супругов, их психическое здоровье зависят от степени постижения супругами душевного мира друг друга, особенностей «Я», особенностей всего того, что составляет уникальность и неповторимость человеческой личности, её многомерность и многоликость.
Опыт понимания других людей приходит не сразу, часто после того, как человек наделает множество ошибок в общении и сотрудничестве. Так, в семьях супругов зрелого возраста в силу опыта, более развита способности к эмпатии, что не позволяет интенсивно развиваться конфликтным ситуациям и препятствует самому их возникновению. Для практической проверки данного теоретического положения нами проводилось эмпирическое исследование, описание которого представлено в следующей главе.
2.4 Краткие выводы по главе 2
Под эмпатией в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей.
В семейных отношениях уровень эмпатии супругов проявляется в умении предотвратить, а так же разрешить конфликтную ситуацию наиболее благоприятными способами для обоих партнёров.
Максимальный учёт интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей брачного партнёра - одно из важнейших и существенных условий семейной жизни.
Успешность брачной жизни зависит от того, насколько партнёры могут понять, войти во внутренний мир, уяснить специфические проблемы и переживания друг друга. От этого зависит весь процесс взаимной адаптации, переход от «Я» к новому психологическому образованию - «Мы».
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния эмпатии супругов на конфликтность в семье на разных возрастных этапах
3.1 Характеристика испытуемых
Для определения, влияет ли уровень эмпатии супругов на конфликтность в семье на разных возрастных этапах, нами было проведено исследование, которое проводилось с октября 2007г. по март 2008г. Среди супружеских пар, проживающих в городе Южно-Сахалинске. При проведении диагностики с представленными супружескими парами мы использовали следующие методики:
* «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» - автор В.В. Бойко. Результаты обследования по данной методике позволяют выявить уровень эмпатии супругов. (описание см. Приложение 1).
* «Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» - авторы Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровина. Полученные данные по методике дают возможность определить общий уровень конфликтности в паре. (описание см. Приложение 2)
Эмпирическое исследование проводилось на территории местожительства испытуемых, для создания доверительной атмосферы. После совместной беседы с супругами, были зачитаны инструкции к тестам, в которых надо было ответить на ряд вопросов и выбрать необходимый вариант ответа. Затем респонденты расположились в разных комнатах во избежание обмена впечатлениями. Ограничения во времени не было, анонимность гарантировалась.