|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Типы нервной системы по И.П. Павлову Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный -- темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный -- темперамент холерика; слабый -- темперамент меланхолика. Однако даже при массовом подходе достаточно редко можно обнаружить или подобрать ярких представителей с заданными комбинациями свойств нервной системы, подавляющее большинство людей при массовом обследовании будет отнесено к так называемым ва-риациям основных типов нервной системы. Сила нервной системы рассматривается как способность клеток больших полушарий сохранять работоспособность. В этом свойстве выделялись две стороны: а) "работоспособность в узком смысле", т.е. способность длительно выдерживать концентрированное возбуждение, не обнаруживая запредельного торможения, б) способность запредельного торможения в ответ на действие единичного, но для данных условий чрезмерно сильного раздражителя Для слабых нервных систем характерны больший начальный эффект, более быстрое приближение к пределу и более раннее достижение предела данной функции, в то время как силь-ные нервные системы характеризуются, напротив, меньшим эффектом при минимальных значениях стимула, более медленным приближением к пре-делу функции и более поздним достижением этого предела. Указанные различия можно объяснить, только допустив, что слабая нервная система обладает более низким абсолютным порогом, в силу чего стимуляция, падающая на нее, имеет больший физиологический эффект, чем та же по физической интенсивности стимуляция, принимаемая сильной нерв-ной системой /1,3,4,5/ Уравновешенность нервных процессов - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Как известно, именно уравновешенность возбуждения и торможения была тем единственным признаком, который лег в основу первого вари-анта типологической классификации, разработанной И. П. Павловым. Несколько позже, в работах 30-х годов, понятие уравновешенности было конкретизировано указанием на силу нервной системы как на признак, по которому должна оцениваться степень равновесия двух основных нерв-ных процессов. Тем самым категория уравновешенности получила зна-чение вторичного признака в классификации свойств нервной системы, определяемого соотношением двух первичных параметров, относящихся к возбудительному и тормозному процессам. Таким образом, существует столько видов баланса нервных процессов, сколько существует первичных свойств нервной системы. То-гда каждое из свойств нервной системы должно получать раздельную ха-рактеристику для возбудительного и для тормозного процессов; при ко-личественном подходе это означает получение двух абсолютных значений данного свойства; сопоставление этих двух абсолютных величин дает характеристику баланса по данному свойству; отсюда баланс, или урав-новешенность, выступает как общий принцип организации свойств нерв-ной системы и как производный параметр для каждого из основных свойств. Подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. В работах павловской школы при определении подвижности выделялись две стороны этого свойства: скорость возникновения, протекания и прекращения нервного процесса - одна сторона; скорость перехода от возбуждения к торможению и обратно - другая сторона. Кроме того, некоторые исследователи выделяют еще и третью сторону этого свойства - скорость образования положительных и тормозных условных связей. Теплов считал, что способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которой определяется подвижность, имеет сложную природу и поэтому в разных исследованиях выступают различные проявления этого свойства. Все они выходят непосредственно из трех сторон подвижности, выделенных ранее, и все они непременно характеризуются скоростью: "можно сказать, что под подвижностью в широком значении этого термина разумеют все характеристики работы нервной системы, зависящие от фактора времени, все те формы этой работы, к которым применима характеристика скорости" (Теплов, 1955, с.10). Динамичность - скорость образования условного рефлекса. Она определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель, который в процессе образования условного рефлекса становится сигналом благоприятной (положительной - вызывающей возбуждение) или неблагоприятной (отрицательной - требующей избегания и торможения) ситуации. Динамичность - это один из основных факторов быстроты процесса обучения и свя-зан с успешностью и быстротой формирования адекватных реакций. Именно действием этого фактора определяется скорость первичного приспособления организма к влиянию возникших условий еще задолго до того, как появится необходимость длительного поддержания реакций на уровне нормы (сила нервной системы) или пере-мены образа действий на противоположный (подвижность нервных про-цессов) /4,5/. Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы, относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым. Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. ХОЛЕРИК - характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. САНГВИНИК - характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. ФЛЕГМАТИК - этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий. МЕЛАНХОЛИК - характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний /6,7/. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента. Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого -- другие /7,8/. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент -- важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей. Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цели и задачи С целью освоения методик психофизиологических исследований решались следующие задачи: определение типов темперамента и их выраженности у испытуемых; изучение нейродинамических особенностей нервной системы испытуемых; определение уровня личностной тревожности; оценка общего уровня здоровья студентов 1 - 3 курсов. 2.2. Объект и методы исследования В соответствии с задачами исследования было проведено тестирование студентов 1-3 курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69 девушек и 22 юноши) Были использованы следующие методики: оценки свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник СНС); определения типов темперамента по Айзенку Г.; определения личностной тревожности по Спилбергеру; оценки общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ). Для оценки свойств нервной системы испытуемым предлагалось ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые напротив каждого вопроса ставили одну из букв, в соответствии их ощущению или поведению. Затем, подсчитываются баллы, закодированные в следующей шкале: первый ответ - 5 баллов, второй - 4 балла, третий - 3, четвертый - 2, пятый - 1. Вопросы 23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке. Оценка свойств нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа. Шкала чувствительности (ШЧ)- 1,8,15,23,32,37,46,50. Шкала эмоциональной реактивности (ШЭР) - 2,9,22,25,33, 38, 45, 53. Шкала подвижности нервных процессов (ШПНП) - 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54. Шкала силы процесса торможения (ШСПТ) - 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55. Шкала энергичности (ШЭН) - 7,10,21,24,31,39,43,52. Шкала выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) - 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) - 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28. Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по каждой из шкал. При проведении оценке и подсчету результатов в данном случае было целесообразно использовать шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала (табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых, у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства нервной системы. Таблица 1 Трехбальная оценка выраженности свойств нервной системы
Для более дифференцированной и точной оценки данных, последующего вычисления производных показателей, а также для решения вопросов индивидуализации психологического сопровождения конкретного человека проводилась оценка по семибальной шкале. В обследовании в первую очередь необходимо обращать внимание на испытуемых, получивших минимальные и максимальные баллы, как по отдельным показателям, так и по итоговым стандартным оценкам. Таблица 2 Семибальная оценка выраженности свойств нервной системы
При определении проявления типов темперамента по Айзенку Г. испытуемым предлагалось ответить на 56 вопросов и в бланке для ответов соответствующего вопросу номера поставить "+" если ответ "Да", и "-" если ответ "Нет". Перед тестированием испытуемые получали инструкцию представить типичные ситуации и дать ответ без долгих раздумий. Анализ результатов проводился по трем критериям: экстраверсия, нейротизм и искренность. 1. Индекс искренности: "да" - 6,24,36 "нет" - 12,18,30,42,48 больше 4 баллов - не искренние ответы 2. Экстраверсия: "да" - 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 "нет" - 5,15,20,29,32,34,37,41,51 3. Нейротизм: "да" - 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,54,55 Критерии оценкиШкала экстраверсии 12-18 баллов -умеренная экстраверсия (УЭ)19-24 баллов - значительная экстраверсия (УЭ)1-7 баллов - значительная интраверсия (ЗИ)8-11 баллов - умеренная интраверсия (УИ)шкала нейротизма 0-10 баллов - высокая эмоциональная устойчивость (ВЭУ) 11-12 баллов - средняя эмоциональная устойчивость (СЭУ) 15-18 баллов - высокая эмоциональная неустойчивость (ВЭН) 19-24 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость (ОВЭН) ЭКСТРАВЕРТЫ - люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения. Вместе с тем, экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям. ИНТРОВЕРТЫ - люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты. Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт, сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик - эмоционально устойчивый интроверт, меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт. Тест определения уровня личностной тревожности по Спилбергеру включал 20 вопросов, на которые испытуемым предлагалось ответить и в бланке для ответов к опроснику поставить цифру, соответствующую выбранному варианту. Перед тестированием испытуемые получали инструкцию выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов в зависимости от того, как они себя чувствуете обычно. Уровень личностной тревожности оценивался по следующим параметрам:Прямые вопросы - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20Обратные вопросы - 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19ЛТ = сумма прямых - сумма обратных + 35Критерии оценки уровня ЛТ 20-30 - низкий уровень31-45 - средний уровень46-80 - высокий уровеньОценка общего уровня здоровья проводилась по методике Кураева Г.А. Анкета, заполняемая обследуемыми, была построена по нозологическому и функционально-системному принципу и включала в себя вопросы, позволяющие выделить двенадцать синдромов:Астенический 7. ЛОР2. Невротический 8. ЖКТ3. Истероподобный 9. Сердечно-сосудистый4. Психастенический 10. Анемический5. Патохарактерологический 11. Аллергический6. Цереброастенический 12. Вегето-сосудистой дистонииПервые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня, определить следующие синдромы. Астенический синдром - поведение, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, ослаблением или утратой способности к длительному физическому или умственному напряжения, раздражительностью, частой сменой настроения, слезливостью, капризностью, вегетативные расстройства. По преобладанию явлений потери самообладания, несдержанности, раздражительности или, наоборот, быстрой истощаемости, раздражительной слабости выделяют гиперастенический или гипоастенический синдром.Невротический синдром - поведение, характеризующееся субъективными переживаниями (чувство тревоги, собственной неполноценности, страх высоты, замкнутых пространств, навязчивые мысли, воспоминания и т.д.), соматовегетативные расстройства (нарушенный сон, плохой аппетит, рвота, диарея, учащенной сердцебиение и т.д.).Истероподобный синдром - для поведения человека характерны: беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.Психастенический синдром - для поведения человека характерны: нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость формирования навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.Патохарактерологический синдром - особенности поведения связанные с «плохим характером», реакциями протеста, асоциальным поведением, обусловленными психотравматической ситуацией в детском возрасте и (или) неправильным воспитанием.Цереброастенический синдром - поведение, с представленными симптомами мозгового (церебрального) происхождения (головокружения, психосенсорные расстройства и т.д.), связывают с отставанием в развития центральной нервной системы.Еще пять блоков вопросов относится к симптомокомплексам, отражающим состояние таких функциональных систем, как «ухо-горло-нос» (ЛОР), желудочно-кишечная (ЖКТ), сердечно-сосудистая, кроветворения (анемический синдром), иммунная (аллергический).Последний блок - вегето-сосудистая дистония характерен комплекс симптомов, отражающих состояние вегетативной нервной системы. Этот синдром объединяет признаки нарушения регуляции сосудистого русла организма (водного баланса, терморегуляции, потоотделения и т.д.), и, как правило, формируется под воздействием травматических психических факторов.Каждый блок вопросов включает десять наиболее характерных симптомов, которые испытуемые оценивали по частоте встречаемости (редко - 1 балл, часто - 2 балла, постоянно - 3 балла) и по силе выраженности (слабо - 1 балл, умеренно - 2 балла, сильно - 3 балла).При анализе результатов количественной оценки частоты проявлений и силы выраженности симптомов в каждом из блоков выводился интегральный коэффициент (сумма баллов по частоте и силе), который является основным показателем неблагополучия в том или ином блоке симптомокомплексов, а следовательно, и уровня здоровья.Исходя из результатов вычисления интегрального показателя, определяют уровень здоровья по каждому синдрому.Сумма баллов Уровень здоровьяОт 0 до 12 Высокий От 13 до 24 Выше среднего От 25 до 36 Средний От 37 до 48 Ниже среднего От 49 до 60 Низкий 2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 2.3.1. ХАРАКТЕРИТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ На основании статистического анализа результатов опросника СНС были получены показатели проявлений свойств нервной системы испытуемых: чувствительность, эмоциональная реактивность, подвижность нервных процессов, сила процессов торможения, энергичность, выносливость к длительным и интенсивным нагрузкам (таблица 3) Таблица 3 Проявление свойств нервной системы у студентов младших курсов
В соответствии с оценочными критериями В.К. Сафонова для испытуемых в целом характерны средние значения проявлений указанных свойств нервной системы за исключением эмоциональной реактивности (ШЭР = 22.98 ± 0.45), которая ниже среднего. На основании сравнительного анализа проявлений свойств НС выявлены следующие достоверные отличия по половому признаку: Эмоциональная реактивность у девушек трех курсов достоверно выше (t=2.447, p<0.05); Сила процессов торможения выше у юношей по сравнению с девушками (t=4.275, p<0.01) - для 2 курса; Более высокая выносливость к длительным нагрузкам свойственна юношам (t=3.155, p<0.01). Возможно, что низкая эмоциональная реактивность у молодых людей связана с показателем умеренной интроверсии, полученным в тесте определения типа темперамента по Г. Айзенку, характеризующимся замкнутостью, склонностью к самоанализу, чувствительностью. 2.3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Полученные результаты по опросникам Г. Айзенка и Спилбергера представлены в таблице 4. Таблица 4 Тип темперамента и уровень личностной тревожности испытуемых
Согласно критериям оценки для испытуемых в целом характерен средний уровень личностной тревожности, средняя эмоциональная устойчивость и умеренная экстраверсия. На основании этого можно сделать вывод, что среди студентов по типу темперамента преобладают сангвиники. Следует отметить, что на основании статистического анализа для юношей был получен показатель, соответствующий по Г. Айзенку умеренной интроверсии (11.64 ± 0.95). При этом из 22 протестированных 12 характеризуются умеренной экстраверсией, а 10 - умеренной интраверсией (из них шестерым свойственна значительная интраверсия ( 1 - 7 баллов)). 2.3.3. ОЦЕНКА ОБЩЕГО УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСОВ На основании анализа результатов опросника ООУЗ были получены следующие показатели, характеризующие уровень здоровья по двенадцати синдромам: астенический, невротический, истероподобный, психастенический, патохарактерологический, цереброастенический, ЛОР, ЖКТ, сердечно-сосудистый, анемический, аллергический, вегето-сосудистой дистонии (таблица 5). Оценивая средние значения, можно сделать вывод, что для студентов в целом характерен средний и выше среднего уровни здоровья. Показатели здоровья по первым шести синдромам, характеризующим поведение человека, имеют более низкий уровень, согласно критериям оценки (12.51±0.82 - 25.87±0.80 - выше среднего), чем по синдромам, отражающим состояние функциональных систем организма и вегетативной нервной системы (11.66±0.44 - 16.31±1.02 - высокий, выше среднего) Получены достоверные отличия по половому признаку: девушки имеют более низкий уровень здоровья, чем юноши (таблица 6). 31
Таблица 5 34 Таблица 6
Также уровень здоровья юношей 2 курса по анемическому синдрому достоверно выше, чем у юношей 1 курса (t=2/825, p<0/05). Достоверные отличия по психастеническому и цереброастеническому синдромам отсутствуют. ВЫВОДЫ На основании данных литературы и собственных исследований можно сделать следующие выводы: по трем признакам: эмоциональная реактивность, СПТ и ВДН выявлены достоверные различия проявлений свойств нервной системы у юношей и девушек младших курсов: эмоциональная реактивность достоверно выше у девушек, для юношей характерно более высокий уровень СПТ и ВДН; по результатам проведенных исследований психическое здоровье студентов находится на более низком уровне по сравнению с соматическим. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 153-159. Данилова Н.Н., Крылов А.Л.. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Учебная литература, 1997. - 432 с. Сафонов В.К., Суворов, Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 1997. - 68 с. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности / Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д, Небылицына. М.: Педагогика. 1978. - С. 295 - 336. Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА - М. 1997. - 432 с. Ротанова Т.А., Золотарева Л.И., Шлехта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт , 1998. - 264 с. Хрипкова А.Г., Антрипова М.В. // Советская педагогика. - 1980. - №10. - С. 53-59. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов // Сост. Г.И. Пашукова и др. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 176 с. Белоус В.В., Боязитова И.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психол. журн. - 1989. - т.10, №4, - С. 27-38. Кураев Г.А. Практикум по валеологии. Ростов-на -Дону, 1999.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2010 РЕФЕРАТЫ |