бесплатные рефераты

Значение дела Дейла Карнеги в понимании человека

Значение дела Дейла Карнеги в понимании человека

Оглавление

Введение

1. Биография Дейла Карнеги

2. Дело всей жизни Дейла Карнеги

Заключение

Список литературы

Введение

«Если вы хотите быть жизнерадостным, ведите себя так, словно вам уже есть чему радоваться». Эту формулу вывел американский психолог Уильям Джемс, безумно популярный сто лет назад, а ныне прочно забытый всеми, кроме дюжины знатоков истории психологии. Но учение Джемса -- «всесильное, потому что верное» -- поныне «живет и побеждает» благодаря его верному последователю Дейлу Карнеги.

Во всем мире Карнеги едва ли не самый известный психолог. И это при том, что профессиональным психологом он никогда не был. Правильнее сказать, что Карнеги был блестящим житейским психологом. Его книги совсем непохожи на научные труды. Они написаны так, словно автор в чисто американской манере постоянно подразумевает: «Ребята! Я не какой-нибудь дипломированный умник, а такой же парень, как вы. Просто я тут пораскинул мозгами и вывел несколько хороших рецептов правильного поведения. И вы много выиграете, если последуете моим советам».

В нашей стране книги Карнеги стали первой ласточкой мировой психологической мысли. Выпущенные на заре перестройки еще по-советски гигантскими тиражами, они нашли миллионы восторженных читателей и почитателей. Для многих психология началась с Карнеги (а для некоторых им и закончилась) -- при том, что к психологической науке он имеет весьма отдаленное отношение, хотя того же Джемса цитирует постоянно.

Нашим читателям невдомек, что на Западе его незамысловатое учение давно вышло из моды под напором уничтожающей критики (в Америке, например, не менее популярна книга Э. Шострома под вызывающим названием «Антикарнеги»). Правда, восторженный ажиотаж потихоньку спадает и у нас (недавно и Шострома перевели). Тут самое время трезво разобраться, кто такой этот необычный человек, как он сумел завоевать такую популярность, чем подкупают его идеи, а в чем они и в самом деле уязвимы.

1. Биография Дейла Карнеги

Имя Карнеги у нас настолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фонд Карнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самом деле в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека -- сталелитейного магната Эндрю Карнеги. В начале ХХ века он был одним из богатейших людей Америки и в буквальном смысле воплощал собой «американскую мечту». Это был «человек, сделавший себя сам», сколотивший огромное состояние ценой исключительной предприимчивости. Он мог позволить себе жертвовать огромные суммы на благотворительность, а сам до конца своих дней одевался в недорогих магазинах готового платья (его самый дорогой костюм стоил 30 долларов).

Дейл Карнеги не имеет никакого отношения к великому Эндрю, он не был ни его родственником, ни даже однофамильцем -- фамилия, которую Дейл унаследовал от родителей, звучала и писалась чуточку иначе. Из соображений мистических, а может -- сугубо прагматических, Дейл уже в зрелом возрасте подогнал свою фамилию под блестящий эталон, словно стремясь, чтобы магия великого имени распространилась и на него. И надо признать -- он своего добился. Сын бедного фермера стал-таки миллионером и едва ли не затмил своей славой известного «однофамильца».

Дейл Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Маривилль в штате Миссури. Это было самое что ни на есть американское захолустье -- от ближайшего железнодорожного полустанка ферму отделяло 8 миль. Достаточно сказать, что Дейл впервые увидел трамвай, когда ему исполнилось 19 лет. На ферме в обязанности Карнеги-младшего входил уход за поросятами, он доил коров, колол дрова, подрабатывал у соседей. Но как бы семья ни выбивалась из сил, ей с трудом удавалось сводить концы с концами.

Так что по окончании школы рассчитывать на получение престижного образования фермерскому сыну не приходилось, он вынужден был ограничиться местным учительским колледжем, по-нашему -- педучилищем. Да и там не было никакой возможности выбиться в первые ученики -- занятия он совмещал с работой по хозяйству.

Колледж находился в шести милях от фермы. Пешком путь туда и обратно занял бы полдня, а даже плохонький велосипед был семье не по карману. На занятия юноша ездил верхом, причем, понятно, не на ковбойском скакуне, а на тощей рабочей кляче. Сам он к тому же был тщедушен, некрасив, в разговоре нередко запинался от неуверенности. Неказистый, бедно одетый всадник служил посмешищем для всего училища (где они теперь, эти насмешники, кто помнит их имена?). Однако юноша стоически сносил обиды, более того -- старался обратить их в невинную шутку и не портить отношения с товарищами. Рассказывают, что уже в юные годы он отличался большой доброжелательностью, открытостью в общении.

Дейлу, правда, не удавалось участвовать во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, -- для этого не было ни времени, ни соответствующей одежды (в его гардеробе был один мало-мальски приличный костюм). Он попытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. Иной бы в такой ситуации озлобился или впал в уныние. Дейл нашел выход.

Мать Дейла, которая, судя по всему, была женщиной по-житейски мудрой, хорошо понимала проблемы сына. Она посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, считая, что опыт публичных выступлений придаст ему уверенности в себе и поможет заслужить признание окружающих, в котором он так нуждался [6, с. 2].

Юноша последовал совету матери и после нескольких попыток (поначалу его отказывались принимать всерьез), был наконец принят в дискуссионный клуб. Это событие оказалось поворотным пунктом в его жизни. Выступления действительно помогли ему обрести веру в свои силы. К тому же Дейл, похоже, был прирожденным оратором или, по крайней мере, интуитивно открыл несколько выигрышных приемов публичного выступления, которые помогли ему завоевать доверие публики. Не прошло и года, как он стал побеждать на конкурсах по ораторскому искусству в колледже. (Биографы Карнеги всячески обыгрывают этот факт, хотя, справедливости ради, необходимо отдавать себе отчет в скромных масштабах этих конкурсов.)

В результате усилий, направленных на преодоление чувства собственной неполноценности (поклон доктору Адлеру!), молодой человек пришел к пониманию того, что умение преподнести себя аудитории и донести до нее свою мысль укрепляет самооценку человека и его уверенность в себе. Причем для него стало очевидно, что, обладая такой уверенностью, можно добиться очень многого, практически всего. С этой установкой он и отправился в большую жизнь.

Колледж, правда, несмотря на все свои успехи, он так и не закончил, вопреки информации, содержащейся во многих биографических справках, -- завалил латынь. Так что будущий кумир миллионов, признаваемый многими выдающимся психологом, не получил не только психологического, но вообще какого бы то ни было законченного образования. (Впоследствии он недолго проучился в Нью-Йоркской академии театрального искусства, но не закончил и ее.) [6, с. 5]

Сведения о его последующей профессиональной деятельности значительно расходятся в разных источниках. Кое-где он предстает удачливым коммерсантом, блестящим литератором и успешным актером. Действительно, на всех этих поприщах Карнеги попробовал себя, но славословия его успехам надо признать сильным преувеличением.

Недолго помыкавшись в бесперспективной должности рассыльного в Небраске, он попробовал торговать всякой всячиной -- от свиного сала до сборников полезных советов (чужих, разумеется, -- свои он еще не сформулировал), -- но вынужден был признать, что торговец из него никудышный. Перебравшись в Нью-Йорк, он попробовал себя на сцене заштатного театрика, но после пары лет существования нищим актером забросил это дело и занялся писательским трудом. Увы, издателей его юношеские опусы не воодушевили, да, наверное, и в самом деле не стоили доброго слова (даже потом, находясь в зените славы, Карнеги так и не решился их опубликовать).

И Дейл вернулся к тому, с чего начал и что единственное у него пока хорошо получалось. Поскольку еще в колледже он успешно наставлял всех желающих по части ораторского искусства, Карнеги именно это и решил сделать своим ремеслом -- открыть ораторские курсы. Руководство Американской ассоциации молодых христиан, под крышей которой он намеревался осуществить свое начинание, поначалу встретило его скептически. Карнеги было заявлено, что никто не станет платить ему преподавательское жалование -- 2 доллара в час -- за чтение лекций по никому не известному и непонятному курсу. Карнеги хватило красноречия переубедить администрацию -- соответствующие платные курсы были открыты, хотя вознаграждение ему было назначено в виде комиссионных от сборов.

Впрочем, Карнеги не прогадал. Уже через несколько месяцев его курсы приобрели такую популярность, что его комиссионные составили целых 30 долларов в час -- столько набиралось заинтересованных слушателей.

Прослышав о таких успехах, директора ассоциации в соседних городах захотели включить курс Карнеги в свои программы обучения. Вслед за тем и другие профессиональные сообщества обратились к нему с той же просьбой. Спрос на Карнеги рос день ото дня, и о хроническом безденежье можно было забыть. (Хотя многие коллеги охотно согласятся, что суетливая беготня по лекциям, позволяющая неплохо сводить концы с концами, -- это еще не синоним жизненного успеха.)

Постоянно совершенствуя и обогащая содержание своих лекций, Карнеги постепенно начал вводить в свой курс некоторые соображения о взаимоотношениях между людьми. Он упорно занимался изысканиями в этой области, прочел много психологических трудов, а свои находки и выводы излагал в брошюрах, которые с жадностью читались его поклонниками, применявшими полученные знания на практике.

Содержание этих брошюр было обобщено в его первых книгах, увидевших свет в 1926 году, -- «Умение говорить: практический курс для деловых людей» и «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров». В своей работе Карнеги активно сотрудничал с Лоуэллом Томасом, результатом чего в 1934 году стал их совместный труд «Малоизвестные факты из жизни известных людей». Не так давно, на гребне популярности Карнеги, эта книга была издана и у нас, хотя, конечно, вряд ли она может сравниться по поучительности с иными его «учебниками жизни». А в 30-е годы она пользовалась в Америке популярностью, так же как и цикл радиопередач, которые Карнеги вел на эту тему.

Но главный успех пришел к Карнеги в полном соответствии с американской формулой «неустанный труд, личный энтузиазм + счастливое стечение обстоятельств». В 1933 году главный управляющий крупного издательства «Саймон энд Шустер» Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не столько аспекты курса, связанные с ораторским мастерством, сколько содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, Шимкин предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги [1, с. 85].

12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая книга Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» -- оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим девизом: «Верь, что ты добьешься успеха, -- и ты его добьешься». (По сути дела, десятки современных психотерапевтических концепций -- лишь конкретизация этого тезиса.) [3, с. 59].

Как и предыдущие издания, эта книга не содержала каких-то особых откровений, однако в чисто американской манере предлагала краткие и в то же время емкие советы насчет того, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 миллионов экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении 10 лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймс», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Еще более укрепила успех Карнеги его следующая книга -- «Как перестать беспокоиться и начать жить», которая целиком посвящена описанию способов борьбы со стрессами, а также тому, как активизировать в себе здравый смысл [5, с. 4].

Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. Другое дело, что до томика Сенеки или Монтеня не у каждого дойдут руки, да и вперемешку с приключениями Бешеного или Слепого читаются они туговато. В доходчивом изложении Карнеги, подкрепленном живыми примерами, все становится на свои места.

Оказывается, главная беда человека -- в неумении жить сегодняшним днем. Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое еще не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего.

А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь еще до наступления неприятностей (как мудро заметил Марк Твен, «в жизни я пережил много бед -- некоторые из них случились на самом деле»).

Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто все прекрасно. Еще Джемс на сей счет говорил: «Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить свое отношение к ней». Так что и тут Карнеги оригинальностью не блещет, хотя эта формула запомнилась миру именно в его трактовке.

Рецепты эффективного общения по Карнеги столь же незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.

Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. (Мысль, кстати, тоже совсем не новая -- Ларошфуко и Лабрюйер писали об этом, когда на свете не было не только Дейла Карнеги, но еще и его прадедушки). Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) -- и люди к тебе потянутся.

Что же не устроило в этих сентенциях придирчивых критиков? Идеологи гуманистической психологии объявили Карнеги беззастенчивым манипулятором, который учит лицемерию и бездушию. Для манипулятора другие люди являются инструментом, средством утоления его потребностей. И все манипулятивные приемы -- это лишь корыстные ухватки, с помощью которых ловкач заставляет других плясать под свою дудку.

Если придерживаться гуманистической позиции, то нужно идти людям навстречу бескорыстно, в самом деле помогать им удовлетворять их потребности. Ну и чувства, разумеется, надо выражать искренне. О том, как при этом соблюсти свои интересы, гуманисты скромно умалчивают. Да и по поводу душевного равновесия они фактически солидарны с Карнеги: принцип жизни «здесь и теперь» -- один из краеугольных камней гуманистической психологии [7, с. 122].

Парадокс этой ситуации в том, что все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими в самом деле легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям «по-человечески», то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причем совершенно искренне и бескорыстно. Так что ругать Карнеги -- все равно что ругать огонь, которым можно и обжечься, и согреться. А вовсе отказаться от огня -- значит обречь себя на стужу и сырую пищу.

2. Дело всей жизни Дейла Карнеги

Дейл Карнеги - блестящий научный публицист и мастер слова. Его книги - это своеобразное антилетаргическое средство для тех, кто не обременен заботой о познании таинств общения, у кого не актуализировалась потребность в овладении технологией его построения. Они - отменный учебник для тех, кто считает, что жить в дружбе это значительно лучше, чем быть в ссоре, сумевшим понять, что искусное использование механизма общения - элементарное условие самореализации своих достоинств и достижения всевозможных успехов.

До Дейла Карнеги и после него предпринимались попытки многих специалистов выйти на такой уровень общения с мыслями и практическими советами по общению, который удался автору книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

Но он по-прежнему остался непревзойденным!

За счет чего же он стал эталонным бестселлером в книжном мире?

Прежде всего, за тонкое улавливание болевых точек в человеческом общении. Он точно попадает в цель, утверждая, что люди более всего нуждаются в том, чтобы научиться ладить с другими, с которыми они повседневно общаются. Именно в повседневном общении, когда люди часто вступают в прямые контакты, труднее всего удержаться в рамках хороших манер и благородного обращения. Когда встречаешься с кем-то раз в неделю, а еще и реже, то не так уж сложно в общении одарить соучастника приятной улыбкой и с явной доброжелательностью его выслушать. Другое дело - общение, которое ограничено кругом определенных лиц и в котором неизбежно постоянное соприкосновение с ними.

В этом плане приоритетно деловое общение. На него Дейл Карнеги делает особый упор. И это второе обстоятельство, благодаря которому его советы пользуются повышенным спросом. В мире цивилизованной экономики, базирующейся на рыночном механизме хозяйствования, благосостояние людей определяется их предприимчивостью и умением работать с командой или в ней. Тем более, когда речь заходит о тех, кто имеет свой бизнес или выступает в роли менеджера. Вообще, к какой бы деятельности в деловом мире человек не обратился, невооруженным глазом видно, что умение общаться выступает как одно из основополагающих правил ее осуществления [2, с. 68].

О чем убедительно сказано в книге известного представителя делового мира США Ли Якокка в книге «Карьера менеджера». По его мнению, в искусстве обхождения с людьми кроется самая суть управления. Если менеджер не способен правильно строить отношения с себе подобными, то он не нужен компании. И резюме: «Его единственное назначение в качестве руководителя - это побуждать к деятельности других людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте». Отсюда и необходимость обязательного обучения в Институте Карнеги основам ораторского искусства и технологии общения.

«Править должны лучшие», - утверждал русский философ Иван Ильин. Хотелось бы надеяться, что деловые люди, приобретающие книги Дейла Карнеги, внимательно отнесутся к его советам: как понравиться людям и проявлять к ним неподдельный интерес. И особенно к практическим рекомендациям их освоения. Чтобы проникнуться верой в необходимость подобного прочтения книг Дейла Карнеги, необходимо рассмотреть следующий пример. Так по данным ряда исследований, проведенных в США, даже в такой деятельности как инженерная, порой только 15% финансового успеха зависит от технических знаний руководителя, а 85% - от его личных качеств и особенно от умения общаться с людьми.

Высокий рейтинг книг Дейла Карнеги объясняется еще и тем, что они написаны занимательно, с массой всяческих примеров и фактов, выразительных статистических данных. Этакими блестками по их страницам разбросаны афористичные выражения: «чаще улыбайтесь», «умейте слушать и воодушевлять собеседника», «замечание легче воспринимается, если оно следует за похвальбой» и т. п.

Отменно владея художественным стилем, удачно используя «эффект наглядности» и «эффект ассоциаций», зарисовки из жизни на любой вкус, Дейл Карнеги очаровывает читателя и превращает чтение своих фолиантов в интеллектуальное удовольствие. В чем несложно удостовериться, обращаясь к его книге, в которой излагаются советы, как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

Согласно исследованиям психологов, наше впечатление о ком-либо первоначально на 80% складывается по внешнему виду. Здесь имеется ввиду мимика, телодвижения, жестикуляция. Словом же мы воздействуем на других людей всего лишь на уровне 20%. Однако наш процесс познания себе подобных не всегда ограничивается впечатлениями, в которых преобладает эмоциональное восприятие людей. Любое общение, а тем более принимающее форму сотрудничества (формального или неформального), сопряжено с потребностью познания их внутреннего мира. Универсальным способом достижения этого является умение услышать, что и как они говорят.

Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям. Вот почему каждому из нас полезно владеть технологией вербального общения, в котором лексический набор, постановка голоса, мелодия речи составляют ее основные элементы. При этом, говоря о необходимости освоения названной технологией, речь не идет об ораторском искусстве. Хотя в книге Дейла Карнеги данное понятие чаще используется, чем такое понятие как риторика.

Чтобы стать оратором, явно недостаточно этого желать и к этому стремиться. Тот излюбленный пример о древнем ораторе, который стал известным речедержателем, благодаря своим настойчивым упражнениям с камушками во рту над морским обрывом, сам по себе не исключает предположения о наличии у этого человека незаурядных ораторских дарований. Общеизвестно, что все люди обладают какими-то задатками, но перевода их в способности, а тем более деятельно ярко выраженные, добиваются немногие. Бесспорно то, что при отсутствии соответствующих задатков, т. е. биологической заданности, никакими стараниями их не компенсируешь. Другими словами: нет задатков и не будет способностей.

Чтобы претендовать на лавры оратора, надо иметь природные предпосылки. Есть такое понятие: «абсолютный музыкальный слух». Есть просто «музыкальный слух». Имеющие его могут играть на разных музыкальных инструментах и возможно добьются каких-то результатов. Однако им не следует тешить себя серьезными надеждами в отношении скрипичных инструментов. Они по-настоящему подвластны тем, кто имеет «абсолютный музыкальный слух» [4, с. 48].

Итак, ораторами могут стать личности, имеющие к этому природные данные. Риторика, а точнее владение риторическими приемами, - достояние многих. Конечно, при условии прохождения специального курса обучения и постоянного самостоятельного речевого тренинга. О чем и пишет в своих книгах Дейл Карнеги, сопровождая их яркими жизненными примерами и самыми доступными рекомендациями. Это достаточно надежные рекомендации.

Что значит познать азы риторики, а тем более проникнуть в сокровище ее знаний?

Во-первых, говорить логично. Во-вторых, говорить аргументировано. В-третьих, говорить образно. В-четвертых, говорить эмоционально. В-пятых, говорить, искусно жестикулируя.

При правильной организации обучения риторика не оказывается непреодолимой преградой. Чем активнее настроены люди на овладение риторическими приемами, тем меньше они тратят времени на достижение этого.

Важным слагаемым подобного успеха является то, о чем подробно пишет Дейл Карнеги. Это обладание уверенностью. Без нее никакие риторические приемы не сработают. Если вспомнить приведенный выше факт: 80% информации люди визуально снимают с выступающего по его внешности. Еще точнее - под воздействием его самопрезентации, которая расшифруется как умение человека подавать себя людям.

Чтобы достойно самопрезентировать, надо прежде всего этого лично хотеть, владеть методами психологической мобилизации, постоянно тренировать свою мимику и жесты. Занимаясь тренингами по имиджелогии, необходимо первоначально решать одну и ту же проблему: раскомплексования людей - высвобождения их сознания от заниженной самооценки, от ложного понимания скромности и общительности.

На последнее необходимо обратить особое внимание. И вот почему. Дело в том, что книги Дейла Карнеги не отражают этно-психологических особенностей жителей нашей страны. Они написаны специалистом человековедческого жанра другой страны. Этим и объясняется необходимость при их чтении постоянной коррекции сформулированных советов и прежде всего практических рекомендаций, исходя из реалий нашей жизни, особенностей нашего менталитета, традиций, привычек. Без такого учета можно оказаться в неловком положении.

Например, взят на вооружение какой-то совет Дейла Карнеги, а он не произвел того эффекта, на который был вправе рассчитывать его применивший. Вообще следует читать все с умом, даже если обращаешься к известному авторитету. В нашем случае авторитет - с другого конца света, где проживает другой народ, с ему присущим образом жизни. И не считаться с этим недопустимо.

Чтобы снять какие-то неясности по поводу сказанного, можно привести такой пример. Средний россиянин, по признанию американских специалистов, более образован, чем средний американец. В то же время средний россиянин значительно менее практичен в жизненном использовании знаний, чем средний американец. Вряд ли кто будет оспаривать и тот факт, что американцы более, чем россияне, раскованы в общении, не так агрессивны, как россияне, в отстаивании своих интересов.

Подобное сопоставление психологии двух народов можно продолжить, находя конкретные различия в ценностных ориентациях, мотивах поведения, отношениях к людям. Безусловно, у россиян есть много общего с американцами, поэтому российские читатели с интересов читают книги Дейла Карнеги. Не только читают, но и практически применяют его советы и рекомендации. При этом россиянам следует больше, чем американцам, уделять внимания таким методам психологической мобилизации как аутотренинг, медитация, рефлексия, катарсис. С их помощью можно стать уверенными в себе, не теряться в практических ситуациях, хладнокровно обращаться к своим знаниям и умело ими пользоваться.

У французского писателя Виктора Гюго есть выражение: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Пожалуй, не найдешь лучших слов для представления третьей книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» [5, с. 135].

Само название книги весьма лаконично обозначает ту идею, время которой пришло. Речь идет о сохранении нашего здоровья.

Существует интересная закономерность, чем цивилизованнее общество, тем больше людей, в нем проживающих, озабочены своим здоровьем, однако в значительной мере уповающих на врачей, чем на себя. Нобелевский лауреат И.И. Мечников писал в «Этюдах оптимизма», что природа человека предполагает более значительный срок жизнедеятельности, чем получается на самом деле. И страстно призывал всем обратиться к правилам ортобиоза (разумного образа жизни), соблюдение которых продлевает человеческую жизнь и облегчает людям проявление высших способностей своей души.

Несколько лет назад в одной из японских газет были опубликованы фотографии девяти президентов крупнейших фирм в возрасте 40-60 лет, скоропостижно скончавшихся. Диагноз летального исхода у всех одинаков: крайнее переутомление и продолжительное дистрессовое состояние. Однако подобные факты случаются и в нашей стране.

Цивилизованное общество - это общество научно-технических достижений, внедряемых в практику. Вполне вероятно, что в таком обществе преобладает умственный труд. Известно, что после тяжелого физического труда утомление «задерживается» в человеческом организме на 3-4 дня, а после напряженного умственного труда - на 10-12 дней. Таким образом, большинство людей не выводят усталость из своего тела. Она в нем непрерывно складируется. И по закону перехода количества в качество человек постоянно находится в состоянии угрозы какого-то психосоматического слома.

Какой выход из такого положения? Ответ на поставленный вопрос в интересной форме и по существу дается Дейлом Карнеги. Если обобщить все рекомендации, представленные в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить», то их можно свести к высказыванию русского философа В.С. Соловьева: «Спасающийся спасается. Вот тайна прогресса - другой нет и не будет». Практически это предполагает, чтобы каждый жил достойно, оберегал комфорт общения, избегал гиподинамии, не переедал, любил детей и женщин. И, безусловно, был бы жизнелюбивым человеком. Таковым является тот, у кого развита способность радоваться каждому дню, каким бы он ни был по метеоусловиям.

Американский поэт Лонгфелло писал, что жизнь человека, лишенного здоровья, - тяжелое бремя; здоровье придает жизни радость и счастье больше, нежели какие бы то ни были сокровища. Дейл Карнеги как бы разворачивает этот тезис, придавая ему научно-популярную аргументированность и еще раз подтверждая, что американская нация действительно прагматична. И в первую очередь по отношению к своему здоровью. Его сбережение - это долг каждого гражданина. Поэтому надо знать гигиену жизни и труда, всегда помнить, что работа не является смыслом человеческой жизни, а одним из условий личного самосохранения и общественного прогресса.

Таков лейтмотив философии ортобиоза Дейла Карнеги. Он не мог пройти мимо этой проблемы. И сказал свое слово. Оно удивительно созвучно с высказыванием К.Э. Циолковского, который в своей работе «Суд космоса» утверждал, что подъемной силой для людей является правильно выбранная цель. Таковой по его мнению является - «чувствовать всегда бодрость, радость и всегдашнюю способность к труду и размышлению».

Заключение

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Истина посткарнегианской эпохи состоит, наверное, в том, чтобы не доводить до крайности ни его идеологию, ни аргументы его критиков. А ведь по сей день свои рекомендации по совершенствованию нашего внутреннего мира и налаживанию отношений предлагают как последователи Карнеги, так и его противники. Довольно успешно (хотя и в более скромных масштабах, чем прежде) функционирует основанный Карнеги и носящий его имя Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений с филиалами во многих странах.

Дейл Карнеги жил по принципу, что нет плохих людей (и чем это гуманисты еще недовольны?..), а есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, но совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. 1 ноября 1955 года этот человек, оптимист по жизни, умер в Нью-Йорке, совсем недолго успев побыть миллионером и насладиться собственным успехом.

После его смерти институт возглавила его жена Дороти, автор собственной небезынтересной книжки о том, как мудрая женщина может способствовать успехам начинаний своего мужа. Книга написана, похоже, с большим знанием дела. Да и сама фамилия автора нынче дорого стоит...

Список литературы

1. Дронов Михаил, протоиерей. Талант общения. Дейл Карнеги, или авва Дорофей? М.: «Новая книга», «Ковчег», 2008.

2. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 2006. - 112 с.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. - Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. - 275 с.

4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. - Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. - 205 с.

5. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. - Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. - 330 с.

6. Лоуэлл Т. Кратчайший путь к известности. - Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. - 10 с.

7. Шостром Эверетт. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Пер. с англ. ТПЦ «Полифакт», Минск, Моск. изд. группа, 2006.


© 2010 РЕФЕРАТЫ