Методы научных исследований
Методы научных исследований
2
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
Тихоокеанский государственный университет
Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Методы научных исследований»
Выполнила: студентка группы СКС ЗУО
Фатеева Е.Н.
Руководитель работы:
Теличева Е.Г.
Хабаровск - 2006
План
Введение 2
Логика процесса исследования: 4
1 Методический замысел исследования и его основные этапы; 4
2 Формулировка гипотезы; 6
3 Структура и содержание этапов исследовательского процесса. 13
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Особенность наблюдения в психологии состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Психолога же вызывающие их психические процессы и явления. Поэтому правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования - определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное преставление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи психологического эксперимента.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.
Эксперимент в психологии состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. В психологии применяют два основных типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Логика процесса исследования
Методический замысел исследования и его основные этапы.
Замысел исследования -- это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле-менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в ло-гический порядок:
· цель, задачи, гипотеза исследования;
· критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
· определяется последовательность примене-ния этих методов, порядок управления ходом экс-перимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя:
-- выбор проблемы и темы;
-- определение объекта и предмета, целей и задач;
-- разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
-- выбор методов и разработку методики ис-следования;
-- проверку гипотезы;
-- непосредственно исследование;
-- формулирование предварительных выво-дов, их апробирование и уточнение;
-- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап (заключительный) строится на ос-нове внедрения полученных результатов в прак-тику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности ис-следования и своих возможностей. Чем характе-рен каждый этап работы?
Первый этап состоит из выбора области сфе-ры исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, но-визной, перспективностью и т. д.), так и субъек-тивными -- опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностя-ми, складом ума и т. д.
Проблема исследования принимается как кате-гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема -- в ней отражается проблема в ее харак-терных чертах. Удачная, четкая в смысловом от-ношении формулировка темы уточняет пробле-му, очерчивает рамки исследования, конкретизи-рует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект -- это совокупность связей, отноше-ний и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необхо-димой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и вклю-чает только те связи и отношения, которые под-лежат непосредственному изучению в данной ра-боте, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько пред-метов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точ-но, в смысловом отношении выражая то основ-ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявле-нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу-ры изучаемого объекта.
Вторая -- с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья -- со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной про-верки.
Четвертая -- с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практи-ческими аспектами работы, с проблемой управ-ления исследуемым объектом.
Формулировка гипотезы.
Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.
В этих целях: изучается специальная литера-тура, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые мож-но решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих ос-новные результаты исследования.
Гипотезы бывают:
-- описательные (предполагается существова-ние какого-либо явления);
-- объяснительные (вскрывающие причины его);
-- описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные тре-бования:
-- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
-- в ней не должны содержаться понятия и ка-тегории, не являющиеся однозначными, не уяс-ненные самим исследователем;
-- при формулировке гипотезы следует избе-гать ценностных суждений, гипотеза должна со-ответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
-- требуется безупречное стилистическое офор-мление, логическая простота, соблюдение преем-ственности.
Гипотезы с различными уровнями обобщен-ности, в свою очередь, можно отнести к инструк-тивным или дедуктивным.
Дедуктивная гипотеза, как правило, выводит-ся из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех слу-чаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической перера-ботки количественных результатов опыта, реко-мендуется формулировать нулевую, или отрица-тельную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).
Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опира-ясь на формальные признаки хорошей гипотезы:
-- адекватность ответа вопросу или соотне-сенность выводов с посылками (иногда исследо-ватели формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);
-- правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказы-вается изолированным от общей научной теории);
-- проверяемость.
Второй этап исследования носит ярко выра-женный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: во-прос о методике исследования, так как с ее помо-щью возможна техническая реализация различ-ных методов.
В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и орга-низовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследова-ния.
Методика -- это совокупность приемов, спо-собов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью ре-зультатов. Она зависит от характера объекта изу-чения, методологии, цели исследования, разра-ботанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Составить программу исследования, методи-ку невозможно:
-- во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, како-вы показатели, критерии его развития;
-- во-вторых, без соотнесения методов иссле-дования с разнообразными проявлениями иссле-дуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные науч-ные выводы.
В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:
-- какое явление изучается;
-- по каким показателям;
-- какие критерии оценки применяются;
-- какие методы исследования используются;
-- порядок применения тех или иных методов.
Таким образом, методика -- это как бы мо-дель исследования, причем развернутая во време-ни. Определенная совокупность методов проду-мывается для каждого этапа исследования.
При выборе методики учитывается много фак-торов, и прежде всего предмет, цель, задачи ис-следования.
Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной за-дачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:
-- теоретико-методологическая часть, кон-цепция, на основании которой строится вся ме-тодика;
-- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
-- субординационные и координационные связи и зависимости между ними;
-- совокупность применяемых методов, их суб-ординация и координация;
-- порядок применения методов и методоло-гических приемов;
-- последовательность и техника обобщения результатов исследования;
-- состав, роль и место исследователей в про-цессе реализации исследовательского замысла.
Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотноше-ния и есть искусство исследования.
Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необхо-димого фактического материала, на основе ана-лиза которого и делаются научные выводы.
Реализация методики исследования позволя-ет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на ре-шаемые в исследовании задачи.
Эти выводы должны отвечать следующим ме-тодическим требованиям:
-- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;
-- вытекать из накопленного материала, явля-ясь логическим следствием его анализа и обоб-щения.
При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:
-- своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала де-лаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;
-- непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала дела-ются неправомерно широкие выводы.
Академик И. П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:
-- научную последовательность;
-- прочность познания азов науки и стремле-ние от них к вершинам человеческих знаний;
-- сдержанность, терпение;
-- готовность и умение делать черновую работу;
-- умение терпеливо накапливать факты;
-- научную скромность;
-- готовность отдать науке всю жизнь.
Академик К. И. Скрябин отмечал особую зна-чимость в научном творчестве любви к науке, из-бранной специальности.
Третий этап -- внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформля-ется.
Литературное оформление материалов иссле-дования -- трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.
Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно -- главное, к чему сле-дует стремиться исследователю в процессе лите-ратурного оформления материалов.
Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с дора-боткой тех или иных положений, уточнением ло-гики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личнос-ти исследователя, его литературных способнос-тей и умения оформлять свои мысли.
В работе по оформлению материалов иссле-дования следует придерживаться общих правил:
-- название и содержание глав, а также пара-графов должны соответствовать теме исследова-ния и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание парагра-фов -- главу в целом;
-- первоначально, изучив материал для напи-сания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргу-ментации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провес-ти уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провес-ти редакторскую, стилистическую правку;
-- проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (биб-лиографию);
-- не допускать спешки с окончательной от-делкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некото-рые рассуждения и умозаключения, как показы-вает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несуще-ственными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
-- избегать наукообразности, игры в эруди-цию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией за-трудняют понимание мыслей исследователя, де-лают изложение излишне сложным. Стиль изло-жения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
-- изложение материала должно быть аргу-ментированным или полемическим, критикую-щим, кратким или обстоятельным, развернутым;
-- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объ-ективно оценить свой вклад в науку;
-- перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выяв-ленные при апробировании.
Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
Под исследовательским процессом понимается один из видов целенаправленной деятельности, отличающийся от других видов тем, что:
· содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображае-мыми объектами;
· устремлен на выяснение существенных ха-рактеристик явлений, процессов, которые в итоге выступают как важные обобщения в форме прин-ципов, закономерностей и законов;
· исследователь не имеет каких-либо алго-ритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяс-нить это решение у своих коллег по науке;
· исследователь поставлен в положение, ког-да он оказывается перед лицом сложности науч-ной проблемы, испытывает объективную недо-статочность информации, очевидную неопреде-ленность направления поиска. А созданные до него средства исследования не являются адекват-ными проблеме. Это противоречие -- источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска.
Каково же смысловое значение термина «структура» как философской, общенаучной ка-тегории? Функциональное значение структуры ограничено в названии раздела -- «структура ис-следовательского процесса». Мы следуем толко-ванию, данному в Философской энциклопедии: «Структура (лат. struktura -- строение, располо-жение, порядок) -- относительно устойчивое един-ство элементов, их отношений и целостности объ-екта, инвариантный аспект системы».
Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под вли-янием особенностей предшествующего опыта ра-боты, ассоциативных связей, обусловленных на-учной средой, состоянием разработанности про-блемы. Однако всякого рода отклонения только оттого и допустимы (как поиск нетривиальных решений), что научный работник имеет возмож-ность не упускать из виду главные вехи научно-исследовательского процесса.
Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраиваются следующим образом.
Этап I. Общее ознакомление с проблемой ис-следования, определение ее внешних границ.
На этом этапе устанавливается уровень ее раз-работанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потреб-ности общества в знании по данной проблеме.
Соотношение темы и проблемы -- важный вопрос в методологии. Тема исследования не яв-ляется частью проблемы. По отношению к теме наиболее общим (и притом ближайшим!) поня-тием является «направление», представляющее собой связку однородных тем.
Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблем-ных аспектов исследовательской темы. Тема жи-вет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социально-го прогресса, и под влиянием изменения миро-воззренческих взглядов на природу изучаемого явления.
Этап II. Формулирование целей исследования.
Цели исследования выступают как достиже-ние неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качествен-но новое состояние -- результат преодоления про-тиворечия между должным и сущим. Помимо фор-мулирования общей цели формируются частные, промежуточные цели.
Цели исследования должны конкретно фор-мулироваться и находить свое выражение в опи-сании того прогнозирующего состояния, в кото-ром желательно видеть объект исследования в со-ответствии с социальным заказом.
Цель исследования есть всегда описание про-ектируемого нормативного результата, вписанно-го в контекст связей более общей системы. Раз-работка иерархии целей завершается построени-ем сетевого графа (или дерева целей), в котором
выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-иссле-довательских операций и всевозможных работ для достижения конечной цели.
Этап III. Разработка гипотезы исследования.
Гипотеза исследования становится прообра-зом будущей теории в том случае, если последую-щим ходом работы она будет подтверждена. Поэ-тому при разработке гипотезы исследователь дол-жен иметь в виду основные функции научной теории.
Поскольку речь идет о построении гипотезы как теоретической конструкции, истинность ко-торой должна быть доказана экспериментально или массовым, организованным, контролируемым опытом, она уже в качестве проекта должна вы-полнять соответствующие функции в границах предмета исследования -- описательную, объяс-нительную, прогностическую.
Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза опи-сывает структурную композицию предмета ис-следования как проявления качества единства целого. Тем самым в руки исследователя даются средства и методы управления процессом экспе-риментального преобразования действительнос-ти, гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.
Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь осо-бенно велика роль аналогий, уровня развития ас-социативного мышления научного работника. Возможны и другие конструктивные способы по-строения гипотез: разработка множества вероят-ных «траекторий» движения объекта исследова-ния, в результате чего последний приобретает ка-чества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.
Этап IV. Постановка задач исследования. Кон-статирующий эксперимент.
Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого яв-ления, предположительно описанные существен-ные его характеристики соотносятся с целями исследования, т. е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перей-ти к формулированию задач исследования.
Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных по-исков заданий, устремленных на оптимизацию, варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объек-тивной закономерности.
В процессе формулирования исследователь-ских задач, как правило, возникает необходи-мость в проведении констатирующего экспери-мента для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, пре-образующим. Проведение констатирующего экс-перимента позволяет довести разработку иссле-довательских задач до высокой степени опреде-ленности и конкретности.
Таким образом, констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных ка-честв у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных сущест-венных количественных и качественных характе-ристик, в установлении законов функционирова-ния процесса в исходном состоянии, в причин-ном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.
Этап V. Вид преобразующего эксперимента и его организация.
Новый этап движения научного поиска насту-пает после формулирования исследовательских задач. Должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регу-лированию, так и допускающих хотя бы стабили-зацию. Из этого описания становится ясным вид, содержание, набор средств направленного преоб-разования объекта (процесса, явления) с целью формирования у него заранее заданных качеств.
Программа экспериментальной работы (т. е. перечень работ на весь собственно эксперимен-тальный период), методика эксперимента и тех-ника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной доку-ментации и материальных свидетельств.
Основные качества исследуемых методик, ко-торых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность экс-перимента, его достаточную разрешающую спо-собность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функциони-рования процесса.
Этап VI. Организация и проведение экспери-мента.
Организация и проведение эксперимента на-чинается с испытательной проверки эксперимен-тальной документации: исследовательских мето-дик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления дан-ных. Назначение такой проверки -- внести воз-можные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременитель-ными, отнимающими время и отвлекающими вни-мание от центральных вопросов проблемы.
Экспериментальный процесс -- наиболее тру-доемкая, напряженная, динамичная часть науч-ного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо не-запланированных пауз.
В процессе эксперимента исследователь обязан:
1) непрерывно поддерживать условия, обес-печивающие неизменность темпа и ритма проте-кания эксперимента, сходство и различие экспе-риментальных и контрольных групп;
2) варьировать и дозировать управляемые ус-ловия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;
3) систематически оценивать, измерять, клас-сифицировать и регистрировать частоту и ин-тенсивность текущих событий эксперименталь-ного процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые за-планированные характеристики;
4) параллельно эксперименту вести система-тическую первичную обработку фактического ма-териала с тем, чтобы сохранить его свежесть и до-стоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.
Этап VII. Обобщение и синтез эксперименталь-ных данных.
На предшествующих этапах аналитическая стадия исследования закончилась. На этапе обоб-щения и синтеза экспериментальных данных на-чинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений и на этой основе экспе-риментально преобразованного.
Накопленный достаточный фактический ма-териал, частично уже систематизированный в про-цессе эксперимента, переходит во внутреннюю лабораторию ученого, в которой логические и формализованные методы исследования экспе-риментального материала приобретают первосте-пенное значение.
Фактический материал подвергается квали-фикации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции раз-вития стабильности, скачков в формировании качеств объекта экспериментального воздейст-вия и исследования. Индуктивные и дедуктив-ные обобщения фактического материала строят-ся в соответствии с требованиями репрезентатив-ности, валидности и релевантности.
На основе объективно познанных закономер-ностей проводятся:
-- ретроспективная ревизия выдвинутой ги-потезы с целью перевода ее в ранг теории, в той ее части, в которой она оказалась состоятельной;
-- формулирование общих и частных следст-вий в этой теории, допускающих контрольную ее проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в ином месте другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;
-- оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологи-ческого знания и включения его в общую систе-му методологии науки;
-- разработка прикладной части теории, адре-суемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики.
Заключение
Придерживаясь данных рекомендаций, науч-ный работник получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации ис-следовательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из пред-шествующих логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный резуль-тат, который в этом случае будет иметь больше шансов, отличаться полнотой, доказательностью и прикладными качествами.
Список используемой литературы
1 Виноградов В. Г. Научное предвидение/Виноградов В.Г. -- М., 1989.
2 Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д. -- М., 1982.
3 Жариков Е. Н. Научный поиск/Жариков Е.Н. -- М., 1990.
4 Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготов-ки и оформления/Кузнецов И.Н. -- Минск, 2000. Логика научного исследования. -- М., 1988.
5 Лукашевич В. К. Научный метод/Лукашевич В.К. -- М., 1991.
6 Методологические проблемы социологического исследования -- М., 1989.
7 Методология развития научного знания -- М., 1990.
8 Методологические проблемы научного знания -- Минск, 1993.
9 Основы научного исследования: Учебное пособие. -- М., 1989.
|