бесплатные рефераты

Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии

При помощи грима можно подчеркнуть характер персонажа, выделить какую-то характерную черту, сделать его более красивым или, наоборот, непривлекательным. Кроме лица, гримируются и все остальные части тела, не прикрытые одеждой: шея, руки, иногда - ноги, а при съемках обнаженной натуры все тело актера покрывается тональным кремом или пудрой. Начало работ по разработке грима приходится еще на период фото- и кинопроб, далее в подготовительный период идет его разработка, а коррекция и окончательный вариант гримирования каждого персонажа проводится в процессе съемок.

Пастижерская мастерская занимается созданием париков, "лысин", бород, усов, бакенбард. Прическа, как и грим, создает образ героя и отношение к нему зрителя. В случае, если парик совершенно необходим - например, при съемке исторических фильмов - его выбор оптимально проводить в период кинопроб, так как даже фотогеничное лицо может не гармонировать с требуемой прической С другой стороны, сам парик может создаваться под определенного героя.

При гримировании актера парик, нашлепки из гумозы, (для изменения формы носа, подбородка, скул, губ), различные наклейки наносятся перед нанесением грима, в противном случае они будут плохо держаться. При необходимости можно изменить и форму зубов актера при помощи специальных косметических коронок.

Для изменения формы лица с помощью нашлепок из гумозы обычно создаются нашлепки персонально каждому актеру в мастерской пластического грима. Сначала отливается гипсовая форма с лица актера, по которой создаются гипсовую маску, служащую основой для создания маски модели со всеми необходимыми изменениями. Создается две идентичных маски модели. Одна из них служит контрольной, вторую разрезают на отдельные детали, по которым отливают контрформы из металла. Контрформы и служат теми емкостями, в которые в дальнейшем зальют пеной гумозы с крупными или мелкими пузырьками. Крупные пузырьки необходимы при создании твердых деталей - носа, лба, подбородка, скул; мелкие - для формирования более подвижных деталей: губ, щек.

Такие нашлепки можно создавать и более простой, поточной техникой, если изготавливать их из других материалов. Но обычно подобные детали недолговечны и легко ломаются. Например, для съемок фильма "Властелин колец" для актеров, игравших хоббитов, было создано несколько тысяч заостренных "ушей" из гумилакса и мохнатых "ног", так как съемки проводились долго и включали в себя множество активных сцен (погони, сражения), в которых пластический грим страдал особенно сильно.

3.4. Работа со звукотехникой.

Очень много сил, пробуждающих воображение, скрыто не в изображении, а в звуке. Как сказал Роббер Брессон, глаз видит, а ухо представляет. Например, правильно подобранная музыка может подчеркнуть внутреннюю жизнь характеров, сделать авторский комментарий более выразительным. Поэтому возникновение звукового кино было огромным скачком в истории кинематографа, добавив мощное выразительное средство эмоционального и смыслового воздействия на зрителя.

Качество звука - достаточно распространенная проблема. Сложная техника дорога, а дешевая приносит много непредвиденных неприятностей. Справиться с этими проблемами должен звукооператор. Необходимые этому сотруднику качества - терпение, хороший слух, готовность быть самым малозаметным членом съемочной группы. Он всегда на заднем плане, но должен работать качественно. Он прислушивается не к смыслу слов, а к их звучанию. Хорошо, если у звукооператора есть музыкальные способности, и он чувствует оттенки, ритм, мелодию - все то, что трудно внести в сценарный план съемок. Большое искусство - слышать несоответствие между изображением и звуком. Плохой звук отталкивает зрителя больше, чем плохой сценарий. Звукооператор должен чувствовать момент, когда может прозвучать команда включить микрофон. Если работа идет без пристегнутого микрофона, ему нужен навык держать микрофон как можно ближе к источнику звука, но так, чтобы он не попадал в кадр и не давал теней.

Помимо информативной и эмоциональной роли звук задает фильму ритм. Ритм речи, ритм музыки. Чем он четче, тем дольше зритель будет слушать ее. Фильм часто строится вокруг музыки, тона разговоров людей. В этом скрытая динамика его действия. В фонограмме используются любые ритмы - пение птиц, городской шум иди стук колес, которые воспроизводят движение во времени. В сочетании с видеорядом и ритмом видеоряда это создает сильное воздействие на зрителя.

Звук может выступать соединяющим звеном между элементами сюжета, служить определенной символикой. Так, например, переход от изображения лесного ландшафта к городскому пейзажу при продолжающемся пении птиц может означать, что сердце героя осталось в лесу. Музыка может подчеркивать изменение настроения, предвещать событие и создавать атмосферу напряженного ожидания. Она часто бывает уместна во время показа поездок и других кадров монтажного перехода. Любые переходные куски могут выиграть от музыки, особенно если она создает более приподнятое настроение, чем то, которое преобладает в фильме.

К сожалению, создатели телесериалов слишком часто прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания, но реально не вытекает. Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию.

Звуковое кино появилось в тридцатые годы двадцатого века, быстро вытеснив немые фильмы. Сначала звук записывался на одну дорожку и воспроизводился в монозвучании. Это подходило для воспроизведения речи, но музыка звучала блекло, невыразительно.

Первое стереозвучание было применено при введении широкоформатного кино. Запись звука производилась на четыре магнитные дорожки. Три из них занимал записанный на три канала стереозвук, четвертая использовалась для записи звуковых эффектов. Позже появилась одноканальная псевдостереофоническая система озвучивания. В настоящий момент озвучивание фильма проводится с помощью новых технологий, позволяющих получить эффект более объемного звучания. Требуемые шумы или модуляция могут быть созданы с помощью компьютера.

Звукооператоры работают на всем протяжении создания фильма. Для них напряженные, «горячие» моменты работы приходятся как на подготовительный период, когда требуется продумать и смоделировать условия озвучивания; как в период непосредственных съемок, так и в монтажно-тонировочный период.

Звукорежиссер присутствует на кинопробах, помогая проводить отбор актеров по голосовым данным или подбирать дублеров для тех актеров, которые подходят по типажу и профессиональным данным, но которым для лучшего раскрытия замысла режиссера требуется подобрать более характерный голос. При съемке телесериалов, когда времени на переозвучку не хватает и желательно подбирать актеров с исходно хорошими голосами, роль звукорежиссера в подборе актеров значительно возрастает.

В современном кинематографе и на телевидении существует множество способов записи звука. При описании монтажно-тонировочных работ упоминалось, что звуковое оформление фильма подразумевает запись нескольких параллельных звуковых дорожек: отдельно записывается речь актеров, музыка и шумы. Все звуковые ряды должны быть строго синхронизированы, соответствуя как друг другу, так и изображению.

Возможны два варианта работы над звуком в павильоне: непосредственное озвучивание - запись речи актеров параллельно с их игрой (в дальнейшем дописываются только некоторые шумы и музыка) - и дублирование фильма, отснятого без звуков. Поскольку при создании сериала времени на озвучку не остается, запись звука ведется по ходу съемки фильма. В связи с этим в павильоне создаются особые условия: хорошая акустика в сочетании с качественной звукоизоляцией.

Павильон - замкнутое помещение, и звук попадает на микрофон не только от источника звука, но и после многократного отражения от поверхностей: стен, декораций и т.п. Отраженные звуки улавливаются даже маленькими микрофонами, закрепляемыми под одеждой актеров. Поэтому для избежания ухудшения четкости звука декорации и стены покрывают мягкими звукопоглощающими материалами. При использовании внешних крупных микрофонов (правда, при создании телесериалов они применяются редко) их устанавливают около звукопоглощающих штор, занавесей и т.п., чтобы не было перехвата звуковых волн, отразившихся от твердого материала в непосредственной близости от микрофона. Такие отраженные волны создают особо сильный шум.

В съемочном павильоне создаются условия для его полной изоляции от внешних звуков: в вентиляционные каналы встраивают акустические глушители, двери делают с плотным примыканием и по возможности уменьшают их количество. Крышу кроют мягкой кровлей для уменьшения шума от дождя (если павильон находится на верхнем этаже). Проверяют скрипучесть полов и декораций. Особые требования предъявляются к аппаратуре, и не только звукозаписывающей, но и осветительной, и съемочной, так как она тоже может давать посторонние шумы. Режиссеру приходится вырабатывать особую систему жестов для общения с остальными членами съемочной группы, особенно оператором, в координации с которым идет процесс съемки. В последние годы задача звукооператоров облегчилась, так как с помощью компьютера можно отсекать на отснятой пленке посторонние шумы, делая звук чище.

При плохих акустических условиях возможна черновая запись диалогов или отсутствие записи звука с последующим озвучиванием отснятой пленки. Подобный прием применяют и в тех случаях, когда голос актера не удовлетворяет художественной задумке (в этих случаях ведется запись речи, а потом неподходящий голос переозвучивается), а также если в съемках участвуют разноязычные актеры или время работы на съемочной площадке сильно ограничено.

Сложнее всего проводить синхронную звукозапись при натурных съемках из-за высокого уровня посторонних шумов, которые невозможно отсечь. С другой стороны, именно такие шумы придают сценам, отснятым на природе, естественность. Поэтому часто жертвуют чистотой звука ради достижения эффекта естественности, проводя синхронную запись речи актеров на природе. При этом используется особенно качественная звукозаписывающая аппаратура с расширенным кругом возможностей, например, микрофон ограниченного радиуса действия, ловящий узконаправленный звук определенного диапазона частот. Натуральные шумы дают возможность создать эффектный звуковой ряд.

При проведении озвучивания готового фильма (или дублирования) лучший вариант - озвучка после предварительного монтажа, так как в этом случае имеется представление о готовом варианте фильма. Наложение закадрового текста надо производить тщательно, чтобы ключевые слова приходились на появление каждого нового изображения с максимальным эффектом. Часто для этого необходимы мелкие изменения в монтаже изображения, хотя увеличение или сокращение естественных пауз в закадровом тексте иногда позволяет сократить или удлинить отрывок, имеющий неподходящую длину. Следует внимательно следить за тем, чтобы не нарушался естественный ритм речи говорящего.

Выбор озвучивающего актера - это не только выбор голоса. Даже профессиональные актеры редко могут прочитать дикторский текст так, чтобы не создавалось впечатление, что текст читается. Иногда, если озвучку ведет не тот актер, который играл озвучиваемую роль, актеру-диктору не хватает широкого видения фильма. Запись надо производить в акустически нейтральных условиях (не в замкнутом пространстве рождающем эхо), где не должно быть отвлекающих посторонних звуков. Заранее оговаривается характер желаемого звучания.

Озвучка и дубляж проводятся в специальных залах предварительного просмотра; подробнее об этой процедуре говорилось в главе про подготовительный период фильма.

3.5. Работа с осветительной техникой.

Осветительный цех (который часто называют светотехническим, так как это точнее отражает его специфику) включает в себя осветительные парки (отвечают за хранение и, при необходимости, организацию ремонта осветительной аппаратуры), мастерские для ремонта аппаратуры (занимаются ремонтом и периодическими профилактическими осмотрами аппаратуры из осветительных парков), светотехнические лаборатории (ведут контроль за техническим решением светового решения данного фильма; кроме того, проводят необходимые исследования, эксперименты, наблюдения), группу подсветов (в основном обеспечивает рабочие условия освещения на натурных съемках).

Обычно осветительная бригада закрепляется за конкретной съемочной группой, так как для художественного решения поставленной задачи зачастую требуются специфически подобранные условия освещенности, к которым необходимо приспособиться осветительной бригаде. Они тесно сотрудничают с электроподстанцией телестудии для координированной работы и с отделом декорационно-технических сооружений (в основном для использования подвесных лесов для осветительной аппаратуры).

Свет по своей природе очень сложен и изменчив. Наши глаза и мозг сообща стремятся приспособить, скорректировать, отвергнуть или проигнорировать многие особенности освещения. Видеосистемы, напротив регистрируют все точно. Полученные с их помощью изображения целиком определяются качеством существующего освещения. Без глубокого понимания природы света и освещения практически не возможно достичь профессионального мастерства в работе с системами записи изображения. Своеобразие и привлекательность изображений достигаются качеством света, причем характеристики этого фактора бесконечно разнообразны.

Тональная ритмика кадра в первую очередь предопределяется освещением. Оно может преобразить любой мотив, может создать то настроение которого добивается оператор или режиссер. Интенсивный встречно-боковой свет дает яркие блики на предметах и глубокие тени, вносит в мотив легкость и воздушность. Встречный, контровый свет прорисовывает силуэты, "зажигает" вокруг них святящиеся ореолы, наполняя пространство движением. Боковой - подчеркивает фактуру поверхностей, объемно моделирует предметы. Прямой свет со стороны камеры избавляет от теней, но уплощает пространство. Свет выявляет цвет, форму, фактуру, объемность, относительный размер, состав и физическое состояние объекта. Именно поэтому зрительные картины находят наибольший отклик в нашем чувственном восприятии.

Существует множество осветительных технических средств, каждое из которых необходимо для решения определенной технической задачи. Во-первых, это софиты разных диаметров и яркости, заполняющие объем светом, создающие объем и глубину пространства. Во-вторых, точечные источники света для подчеркивания каких-либо деталей. В-третьих, отражатели разных типов для создания равномерного мягкого освещения (большие софт-боксы, плоские и объемные матовые и блестящие отражатели и т.д.).

С помощью софитов и отражателей можно даже небольшое помещение зрительно расширить, сделать просторнее, что очень важно при съемках фильмов, так как работать с большим объемом помещения значительно сложнее, чем с ограниченным, а маленький павильон для съемок зрительно обедняет картину. Умелое использование осветительной техники позволяет решить эту дилемму.

Освещение, как и звук, помимо решения сугубо технических задач, призвано создавать тот эмоциональный фон, который будет отличать этот фильм или телесериал от других. Искусно созданные условия освещения способны подчеркнуть внешность героев (в этом смысле фраза «предстать в выгодном свете» принимает буквальное значение), детали интерьера, скрыть недостатки декораций, привлечь внимание к требуемому объекту. В этих случаях обычно пользуются направленным пучком света, иногда оттененным (источник света дает слабо заметный теплый или холодный тон). Резкий направленный пучок света как бы вычерчивает контуры освещаемого прибора. Лица героев становятся выразительнее, иногда - жестче (поэтому для подчеркивания мягкости черт лица обычно используют рассеянное освещение), детали интерьера - более четко прорисованными.

Иногда для создания настроения определенной эпохи операторы снимают отдельно кусочек интерьера, характерный для описываемой эпохи. Освещение для таких съемок выставляется отдельно и очень тщательно. Выделенные светом детали интерьера, описывающие быт героев, также играют важную роль в художественном решении создаваемого фильма или телесериала.

Окрашенное освещение позволяет модифицировать декорации: так, исходно белые стены с помощью освещения могут приобрести мягкие пастельные тона. При этом при умелой работе с приборами может быть выставлено освещение отдельно для декораций и отдельно для лиц актеров. Цветовое акцентирование очень выразительно и нередко используется в художественных фильмах. Поскольку технически этот прием связан с рядом трудностей, при создании телесериалов он практически не используется.

Освещение при проведении натурных съемок требует особого подхода. Сами натурные съемки, без серьезной коррекции освещения, могут проводиться только в условиях мягкого освещения утром или вечером, а также в пасмурную погоду, когда покрытое облаками небо представляет собой большую отражающую солнечные лучи поверхность. Утренний свет спустя час после восхода солнца обычно считается самым идеальным для съемки. В профессиональной практике обычны случаи, когда оператор встречает восход солнца на натуре, проснувшись и подготовившись задолго до рассвета. На рассвете и при восходе солнца, как и при закате, свет быстро меняется, поэтому съемки должны проводиться максимально быстро, иначе не только будет упущено время, но и придется часто перенастраивать аппаратуру.

В середине дня освещение от солнца, стоящего в зените, делает лица резкими, светотеневые переходы короткими и обрывистыми, дает сильные недосвет или пересвет во многих участках. Такая пленка обычно попадает в брак. Единственно где можно эффективно использовать полуденное освещение - это заросшие растительностью ущелья и каньоны, куда в другое время суток солнце просто не попадает. Появление в этих местах прямых солнечных лучей позволяет получить более контрастные и яркие изображения.

Влияние природных условий и места съемок на результаты бесконечно разнообразно. А если учесть изменения погоды, времени года, различия технических характеристик съемочных камер, материалов и объектов съемки, то перед оператором открываются самые широкие возможности. Он может модифицировать освещение и не прибегая к дополнительным искусственным источникам света, иногда с помощью очень простой техники. Например, комбинируя отражающие и поглощающие поверхности, как естественные, так и специально изготовленные, можно управлять распределением местного освещения при натурных съемках. Разумеется, такие приемы требуют высокого операторского профессионализма.

Второе, не менее сложное и важное во время натурных съемок - не потерять красоту естественного освещения. Рассветы и закаты (которые являются одновременно и объектом съемки, и источником света), вода, зелень, необычные уголки природы - все это необычайно оживляет фильм, дает богатую колористику и эмоциональный фон, но может быть трудоемко, если снимается не природа отдельно, а сценарные сцены, разыгрываемые на природе. Если съемки проводятся на застроенных территориях с загрязненной атмосферой, где возможно нарушение кругооборота воздуха в наиболее интересный период ясных дней, а на малой высоте держится дымовой слой, препятствующий прохождению света и тем самым нарушающий четкость и красочность городских пейзажей, съемки еще более осложняются.

Иногда целесообразно провести предварительную съемку различных уголков природы, «описывающих» определенную сцену, и после соединить с эпизодом, снятым в условиях студии, имитирующих природные, или на природе, но в менее сложных условиях. При создании телесериала целесообразно заранее иметь ряд заготовок отснятых на пленку уголков природы, которые можно применять в дальнейшем.

Исходя из вышесказанного, становится понятной необходимость участия осветителей в решении каждого сценического кадра. Если создается схема, иллюстрирующая расположение декораций в съемочном объекте, помимо декораций, режиссерских рельсов и съемочной аппаратуры указывают расположение осветительных приборов. Ошибка в их расположении может привести к самым различным последствиям, от ухудшения восприятия и выразительности кадра, до полной его порчи или даже невозможности вести съемку.

Работа осветительной бригады, как и работа звукооператоров, начинается еще до подготовительного периода съемки данного фильма. Строго говоря, она не прекращается никогда: в период кажущегося бездействия аппаратуры проводятся ее периодические осмотры и обновления (к этому привлекаются работники из мастерских ремонта аппаратуры и осветительных парков, где аппаратура хранится). Кроме того, поскольку идет быстрое совершенствование новой техники, в том числе и осветительной, необходимо постоянное обновление рабочей аппаратуры, привлечение к работе новых образцов, как закупленных, так и разработанных в светотехнической лаборатории данной кино- или телестудии. Разработка новых спецэффектов может производиться как в целом, так и для решения каких-либо конкретных осветительно-изобразительных задач, стоящих перед режиссером данного фильма.

В подготовительный период и далее осветительный цех работает параллельно с оператором для светового решения декораций.

В период съемки осветительные приборы располагаются по всему периметру студии. На потолке закрепляется система мостков и монорельсов для подвески основных осветительных приборов, софт-боксы и точечные источники света располагаются в основном у стен так, чтобы не мешать работе операторов (чтобы свет равномерно рассеивался, при этом не попадая в объективы). Иногда осветительные приборы располагаются на специальных балконах, «удочках» (сходных с «удочками», используемыми для звукозаписи), длинных штативах и т.п.

При работе осветительных приборов возникает ряд технических проблем. В частности, сильно нагревается воздух, поэтому в павильоне необходима хорошая вентиляция. Это важно не только потому, что в жаре сложно работать, но и потому, что нагретый воздух становится менее прозрачным, иногда даже приобретает чуть иной спектр. При натурных съемках приходится использовать передвижные миниэлектростанции. Съемки на природе затруднены еще и тем, что солнечные лучи имеют иную цветовую температуру, чем большинство осветительных приборов, и приходится подбирать пленку, сбалансированную именно для съемок на природе.

4. Структура съемочной группы телесериала.

Съемочная группа - основное звено производства любого фильма, в том числе телевизионного сериала. Она организуется на весь период постановки фильма. В случае работы над телесериалом состав съемочной группы может постепенно меняться, так как съемки идут длительное время. Но основные «действующие лица» (режиссер, главные актеры, оператор, сценарист) как правило остаются неизменными (хотя для оживления затянувшегося сериала иногда прибегают к такому тактическому ходу как привлечение в команду нового сценариста или полная смена сценарной группы).

Съемочная группа обычно формируется после утверждения литературного сценария, но и тут бывают исключения. Зачастую еще до начала работы над фильмом известен приблизительный состав основы съемочной группы. Например, сценарий может писаться под определенного актера. Нередки случаи написания сценария по заказу определенного режиссера, а у опытных режиссеров, как правило, есть любимая «рабочая команда», включающая в себя теле- и звукооператора, сценариста, иногда - ряд актеров. Количество людей, входящих в состав съемочной группы, зависит от сложности, объема картины, и от этапа производства фильма: максимальное количество участников задействовано при проведении съемочных работ, минимальное - в подготовительный период.

Любая съемочная группа имеет основу - основной состав - и вспомогательный состав. В основной состав съемочной группы входят:

режиссерская группа, включающая в себя режиссера-постановщика, режиссера, ассистента режиссера;

директор картины,

операторская группа: оператор, оператор комбинированных съемок, ассистент оператора;

звукооператор;

художник-постановщик, художник комбинированных съемок, художник по костюмам, художник-декоратор, художник-гример, их ассистенты;

автор литературного сценария;

композитор;

монтажер.

Вспомогательный состав включает в себя всех помощников (помощники режиссера, оператора и т.д.), подсобных рабочих, гримеров, фотографов, костюмеров, реквизиторов, техников съемочной аппаратуры, осветителей, бригады постановщиков и других работников отделов и цехов, прикрепленных к съемочной группе.

Каждая подгруппа съемочной группы играет свою роль, включаясь в работу на определенном этапе создания фильма. В целом успех фильма и успешность самой процедуры работы над фильмом зависит от качества работы каждой подгруппы. При создании телесериала, где, как уже подчеркивалось, определяющими качествами является зрелищность, красота и скорость создания, слаженность командной работы и четкость выполнения указаний режиссера и директора телесериала особенно важны. Язык профессионального общения должен быть ясен и краток. Позиция камеры должна меняться быстро и по плану - возможности переспросить не будет. Даже в родственных по духу рабочих коллективах часто бывает, что один понимает все сразу, а другой совсем не чувствует, что нужно. Желательно отснять новой группой несколько пробных метров для тренировки, это поможет определить профессиональную способность взаимодействия во время съемок.

В группе обязанности и ответственность должны быть распределены так, чтобы при отсутствии одного члена съемочной группы работа бы не прерывалась. Некоторые режиссеры предпочитают работать в жестком режиме, когда каждый сотрудник делает свое дело, не вмешиваясь в обязанности других, и только позже, когда сложится определенный стиль взаимоотношений внутри коллектива, можно будет расслабиться. Подтянуться и создать рабочую атмосферу на площадке позже будет гораздо труднее.

Следует сразу отметить такую отличительную особенность работы съемочной группы над сериалом как поточность проводимых работ. Параллельно проводится один этап для одной серии и другой этап - для другой. Режиссер может избрать две методики. Первое - это фиксировать фактически театральную постановку, проигрывая сцены в логической последовательности по сценарию. Поскольку для сериала декорации обычно создаются на длительное время, для продолжения съемок достаточно перейти в соседний павильон. Но иногда ускорить работу на съемочной площадке помогает проигрывание сцен в одной декорации на несколько серий вперед с последующим переходом в другую декорацию. При этом затрачивается больше времени на монтаж, иногда ухудшается качество игры, так как актерам приходится быстро переключаться на новую сцену, логически не связанную с предыдущей.

Оптимальность той или иной стратегии ведения съемок определяет режиссер в зависимости от конкретных условий работы над сериалом. Съемки сериалов - очень вариабельный процесс, так как необходимо, чтобы ни непредвиденные условия, ни болезнь актера не помешала выходу очередной серии на экран в положенное время. Поэтому даже в жестко заданных сценарием сериалах с казалось бы негибкой сюжетной линией существуют варианты поворота событий или запас времени на случай, если какие-либо обстоятельства не позволят быстро реализовать запланированный начальный вариант. Чем длиннее сериал, тем вариабельнее сюжет. Для ускорения работы даже при запланированных натурных съемках должен быть готов павильон на случай неподходящей погоды.

Режиссер-постановщик является ведущим творческим работником, организующим и развивающим творческий процесс в съемочной группе, идейным и эмоциональным вдохновителем и координатором. Он ведет изыскания по теме, собирает и руководит съемочной группой, определяет содержание фильма, составляет расписание съемок, руководит съемкой, монтирует, озвучивает и завершает фильм. Часто в группе нет продюсера, тогда режиссер берет на себя и его обязанности. Вместе с директором картины он принимает участие в формировании съемочной группы. Режиссер должен хорошо разбираться во всех профессиях, связанных с созданием фильмов, на равных говорить с любым специалистом.

Директор картины (сериала) является основным техническо-финансовым руководителем. С него начинается вся работа над фильмом, так как именно он принимает окончательное решение по утверждению сценариев, смет. Состава съемочной группы. Директор картины организует проведение съемок «от и до». Он заключает необходимые договора с другими отделами студии или со внестудийными производствами, привлекаемыми к созданию фильма. Он же координирует работу цехов и групп.

Оператор - человек, ответственный за изобразительное решение фильма. Его основная задача - художественно-техническое решение технологических задач на основе режиссерского сценария. На главном операторе лежит ответственность за качество отснятого материала с профессиональной точки зрения (недосвет или пересвет пленки, невыразительные кадры в результате плохо настроенной или неудачно расположенной техники). Вместе с режиссером он разрабатывает режиссерский сценарий, включая в него операторскую экспликацию литературного материала. Для избежания ошибок операторскую экспликацию корректируют несколько раз. Последнее операторское освоение декораций проводят непосредственно перед съемкой - аналог генеральной репетиции «для декораций», когда корректируется расположение съемочной, звуковой и осветительной техники.

Оператор должен знать принципы студийной и натурной съемок, уметь выстроить композицию кадра, быть готов на ходу принять решение о съемке важного, но незапланированного эпизода. Режиссеру приходится полагаться на оператора в процессе проведения съемок. Оператор должен быть практичным и изобретательным, уметь быстро принимать решения. Желательно, чтобы оператор подходил к своей работе творчески, а не ограничивал свою работу чисто техническими вопросами.

Перед оператором ставится нелегкая задача воплощения творчества в технике. Оператор должен не только разбираться в технических вопросах, не только знать выразительные технические средства, но и иметь гибкое, пластическое мышление, чтобы четко представлять себе результаты использования того или иного технического приема. Ошибка в его работе приводит к появлению работ низкого качества или лишним тратам пленки и времени, что в условиях создания телесериалов недопустимо.

Из технических вопросов оператор несет ответственность за грамотное и рациональное использование съемочной техники. Кроме того, он утверждает контрольные копии и участвует в сдаче готового фильма. В работе оператору помогают находящиеся под его непосредственным руководством второй оператор, ассистенты и помощники оператора, техники съемочной группы.

Внутренний ритм фильма: скорость внутрикадрового движения, продолжительность действия, форма перебивок - все зависит от поставленных режиссером целей.

Визуальный ряд также имеет ритм - это симметрия, баланс, повторение, противостояние изображений. В жизни поток событий состоит из неравноценных частей. В фильме истории жизни - только важные моменты, соединенные логическими мостиками, как во сне или в мечтах. Строительный материал фильма - это отдельные события, запечатленные на пленке, зафиксированная идея, точно выбранный символ.

Художник-постановщик со своей группой занимается изобразительно-декорационным решением и оформлением фильма. Он вместе с оператором принимает участие в разработке режиссерского сценария. Под его руководством осуществляется выбор мест натурных съемок, разработка и утверждение эскизов, а также контроль за их выполнением и за рациональным использованием декоративных средств. Под руководством художника-постановщика работают художник-декоратор, художник по костюмам, художник-гример (проводится совместная разработка костюма и грима для каждого персонажа) и ассистенты художников.

Группа звукооператора принимает участие в создании режиссерского сценария (осуществляют звуковую экспликацию литературного текста), составлении календарного плана и сметы, руководство техниками звуковой бригады. Звукорежиссер обязательно принимает участие в подборе актеров. Он персонально оценивает акустику съемочного павильона и влияние на нее декораций. Он ответственен за подбор фонограмм из фонотеки, синхронную запись и дубляж

Работа композитора, прикрепляемого к съемочной группе, также идет на протяжении всего периода создания фильма. В случае с телесериалом этот срок значительно сокращается - до времени создания одной серии. Для включения музыки в сам фильм после создания серии режиссер показывает композитору готовую работу, на которой отмечает точки начал и концов звучания мелодии, назвать длительности звучания и характер. Аналогично оговариваются характер и размер шумов с шумовиками и звукорежиссером, который будет следить за подготовкой звукового оформления и осуществлять запись музыки.

Помимо основных членов съемочной группы, к ней прикрепляются художник-фотограф, гримеры, костюмеры, пиротехники, реквизиторы, подсобные рабочие и специалисты ряда других профессий.

Координация работы подразделений съемочной группы, обсуждение планов работы, успехов и неудач, коррекция ошибок - все это проводится ежедневно на утреннем совещании перед съемками. На совещании утверждается суточный график работы в соответствии с запланированным ранее с учетом произошедших изменений. На этом же совещании решаются все текущие вопросы. Участие в организационном совещании принимает весь основной состав съемочной группы.

Рабочее расписание на каждый день составляется с учетом времени, затрачиваемого на подготовку к съемкам (гримирование актеров, установка техники и декораций), перерывы (обеденный, технический - для осмотра аппаратуры в процессе работы и т.п.), времени на дорогу в случае выезда на съемки. Копии расписания раздаются всей рабочей группе.

Общий план работы съемочной группы над фильмом обязательно затрагивает следующие аспекты:

- обдумывание изобразительного ряда так, как будто создается немой фильм (этот прием позволяет отбирать наиболее яркие, сами по себе «говорящие» кадры);

- контроль реальности в плане реквизита и финансового оснащения фильма; нелишней будет неоднократная проверка наличности требуемого реквизита и т.п. в течение предварительной работы;

- обращение к письменным источникам - статьям, журналам, книгам по теме, их анализ; возможен просмотр аналогичных по теме или направлению сериалов - только не с целью перенимания наиболее удачных приемов, а, наоборот, во избежание повторов и банальностей.

- более близкое ознакомление со снимаемым миром (актуально фактически для всех членов съемочной группы: сценаристов, режиссера, художников, реквизиторов);

- развитие рабочей гипотезы

- проведение многократных проб для отбора лучшего способа съемки.

Отдельно стоит сказать про так называемый «экранный язык», создаваемый в каждом фильме совместной работой съемочной группы. С технической точки зрения это сочетание приемов, способствующих достижению поставленной художественной задачи, и само решение съемочного объекта (расположение декораций, игра актеров) является таким приемом. С художественно-эстетической точки зрения язык фильма - комплекс условий, которые позволяют рассказать о чем-либо с помощью образов, действий, звуков и слов. Экранный язык преломляет любой предмет, попавший в поле зрения камеры. Этот язык обязан своим существованием общности законов восприятия и логики для всех искусств. Художественные решения опираются на инстинкт восприятия, общий для всех.

В художественном плане задачей съемочной группы является именно создание в своей работе такого специфичного языка, набора символов и образов, понятного зрителю. Именно в этом случае фильм становится привлекательным для зрителя, вызывая желание посмотреть следующую серию. Выше уже говорилось о сериале как особом мире, имеющем свою атмосферу, отличающую его от других сериалов даже при схожести сюжетов и наличии «штампов». Система языка данного фильма смягчает даже штамповку, привнося в фильм свой колорит. Поэтому можно сказать, что основной целью создания единого постоянного коллектива на время съемки является именно способствование развитию особых приемов, в создание которых вносит вклад весь коллектив, приводящих к возникновению языка, атмосферы, стиля фильма, своеобразного творческого решения поставленных задач. При этом даже смена декоратора или консультанта по определенным вопросам, не говоря о художнике или операторе, может вызвать заметные изменения в структуре и стиле фильма. В итоге определяющим фактором качества снятого фильма является профессионализм и слаженность работы съемочной группы.

Заключение

Работа над любым телевизионным фильмом - сложный многоплановый процесс, требующий подключения людей самых различных специальностей высокого профессионального уровня. Создание телевизионных сериалов - специфичный и относительно новый жанр видеоискусства. Он подразумевает сочетание традиционных и новых приемов кинематографа, телевидения и рекламного искусства, поэтому круг специальностей, задействованных в производстве телесериала, очень широк, и каждая из них может стать темой отдельного подробного исследования. Исходя из краткого анализа основных особенностей процедуры создания телесериалов, приведенного выше, можно сказать, что, несмотря на конъюнктурность, это творческая работа, требующая от создателей много сил, энергии и таланта.

Список литературы

Беляев И.К. Работа режиссера.// Итоги, 27 ноября 2001.

Герасимов С.А. Воспитание кинорежиссера. 1986, 315 с.

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология, Дубна, «Феникс» 1997.

Ершов П.М. Технология актерского искусства, Москва, «Горбунок», 1992, 276 с.

Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 199, 416 с.

Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства. - М., 1962, 398 с.

Криштул Б. Кинопродюсер. - М., 1984, 290 с.

Морено Дж. Театр спонтанности. - Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993, 114 с.

Рабигер.М. Режиссура документального кино, под ред. Л.С.Сребницкой, Коламбия-колледж, Чикаго, 1997, 168 с.

Тенейшвили О.В. Контрактная система кинобизнеса.

11.Тулякова В.В. Работа над сценарием.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ