Анализ предполагается не очень глубокий, но достаточный, с учётом того, что читатель знаком в основном с христианскими верованиями. Поэтому другим религиям и конфессиям будет уделено большее внимание.
Первое мое впечатление при внимательном чтении Ветхого Завета - это совпадение некоторых истин с достижениями наук, особенно физики и физиологии. При изучении же Нового Завета - это, во-первых, преемственность предыдущего; во-вторых - его революционность по отношению к предыдущему; в-третьих - его дальнейшее эволюционное и прогрессивное развитие предыдущего; в-четвертых, к сожалению, его недоработанность, незаконченность и во многом неясность.
При прочтении Корана сразу бросается в глаза его полная преемственность к двум предыдущим учениям, ничего нового, но очень хорошее четкое объяснение всего старого. И эта четкость и очищение основ - является его главной прогрессивной и революционной заслугой. При видимой агрессивности религии мусульман, первое, что приятно поражает при изучении Корана - это большая мирная акцептация других религий и мирное к ним отношение. Процитирую несколько отрывков из Корана:
Ниспослал Он тебе писания в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до Него. И ниспослал Он Тору (Ветхий Завет) и Евангелие раньше в руководство для людей и ниспослал Различение (Коран).
Вот сказали ангелы: «О Марьям! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марьям, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных... Сказала она: «Господи! Откуда будет ребенок, когда меня не касался человек?» Сказали Они: «Так! Аллах творит, что желает...»
И отправили Мы по следам их Ису, сына Марьям, в подтверждение истинности того, что ниспослано до того в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором руководство и свет...
И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А, кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники.
И Мухаммед - только посланник, до которого были посланники.
Можно много привести примеров из Корана, где много тёплых слов сказано о Моисее, Иисусе и других знаменитых личностях. Но общая картина по данному вопросу, по-моему, ясна.
При прочтении Священных книг буддистов, зороастрийцев и религий Индии поражает ясность и глубина раскрытия некоторых вопросов задолго до нашей эры. А самое интересное, что когда пытаешься охватить единым мысленным взором все прочитанные Священные книги разных религий, то сразу бросается в глаза их одинаковость, по сути, общность во многих вопросах и понятиях. Эта общность и одинаковость не только здорово удивляет, но просто потрясает. В чём конкретно это выражается в основных религиях нашей планеты?
Во-первых, - в понятии Единого Бога. Во-вторых, - в признании наличия связующего все-проникающего аспекта Господа - Святого Духа. В-третьих, - в признании сложной иерархичной структуры Единого и Целостного Бога. В которой признаётся наличие Ангелов, могущих контактировать с людьми и являющихся одновременно аспектом Единого Бога и Святого Духа. Приведём несколько цитат на эту тему из различных Священных книг. Начнём с древней Индии. В религиях Индии есть Единый Бог - Брама, который множествен в своей внутренней иерархии-структуре, а в основной упрощенной структуре троичен. Вот как показана эта структура в древнем тексте «Бхагавад-Гиты»:
1 .Брахман, или безличный вездесущий Дух.
2.Параматма, аспект Всевышнего, находящийся в сердце каждого живого существа.
З. Бхагаван, или Верховная божественная личность, Господь Кришна...
Эти Три Божественных аспекта могут быть объяснены на примере Солнца, также имеющего три аспекта: солнечный свет, видимая поверхность Солнца и сама планета».
Уже раньше мы приводили цитату, указывающую на наличие в этом Мире части видимой и невидимой, то есть проявленной и непроявленной. Кроме этого, указывается на цикличность и пульсацию Единого Бога: «По земному исчислению, тысяча эпох вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится Егоночь»(г8.т17.). Почти дословная мысль высказана тыся- ,. чу лет позже апостолом Павлом. И далее продолжим цитату:
«В начале Брахмы все живые существа проявляются из непроявленного состояния, и затем, когда наступает ночь, они снова уходят в непроявленность». Эта картина сильно напоминает ту, которую мы наблюдали, когда рассматривали рождение и гибель звёзд-планет и особенности «чёрных дыр«...
В этой Священной индийской книге приводятся слова самого Господа о Себе, вот они:
«Когда на Земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы -Я Сам спускаюсь на Землю из тысячелетия в тысячелетие (г4.т7-8)... Я пребываю в сердце каж-дого в форме Параматмы (души). Если кто - либо желает поклоняться какому-либо Полубогу, Я укрепляю его веру с тем, чтобы он смог посвятить себя этому Божеству (г7.т21.)... Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с воздухом жизни, входящим и выходящим... Я - сила сильных, свободных от страсти и желания. Я - половая жизнь, непротиворечешая религиозным принципам...
Земля, вода, огонь, эфир, ум, разум и ложное эго - все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии. Помимо этих, о сильнорукий Арджуна, существует ещё и высшая Моя энергия, которая включает в себя живые существа, пользующиеся возможностями, предоставляемыми этой материальной, низшей энергией. Все созданные существа берут своё начало в этих двух природах. Знай со всей определённостью, что Я - начало, Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом Мире».
Делая анализ этих слов, можно написать несколько книг. Но мы лишь отметим следующее: во-первых, сказанное здесь Господом полностью совпадает с обнаруженной нами структурой Мира в первых главах книги, когда мы рассматривали особенности зрения и плотности; во-вторых, эта языческая религия оказывается вовсе не языческой, ведь она утверждает Одного Единого Бога и Его внутреннюю структуру в виде Святого Духа, различных Полубогов и даже человеческие души входят в эту структуру. То же утверждается и в религии Моисея и религии Иисуса Христа. Вот, например, как описывает иерархию-строение Господа православный авторитетный священнослужитель Родион: вначале, выше человека идут Начала, Архангелы и Ангелы; за ними следуют более энергосильные - Господства, Силы и Власти; затем, выше и мощнее - Серафимы, Херувимы и Престолы.
А ведь любого из перечисленных можно назвать Полубогом.... А ведь и в православии, и в католицизме Им поклоняются. Так есть ли различие между языческими религиями христианскими? Не будем спешить с ответом и рассмотрим другие языческие религии.
На месте сегодняшнего Ирана и прилегающих к нему территорий, в царстве великих пер-сов некогда была одна из самых симпатичных религий - религия поклонников огня, основате-лем которой был великий мудрец Зороастр.
У зороастрийцев Бог по имени Ахура - Мазда, это Единый Бог и Творец. В Священных книгах зороастрийцев говорится, что перед Богом находятся с одной стороны - Ормузд с 7 Ангелами, а с другой - Ариман с 7 демонами, и Все вместе приносят жертву Вечному Единому Богу. Сам Зороастр получил откровение от семи Божеств.
То есть и здесь мы видим ту же картину - Единого Бога и Его иерархическую структуру с Полубогами и Ангелами.
Рано или поздно перед мыслящим верующим или просто внимательным исследователем встают вопросы: Так Кому же поклоняться? Или поклоняться в равной степени Всем? Или поклоняться Всем по-разному? Или поклоняться Единому, но имея в виду Всех Его составляю-щих? Или поклоняться любому Полубогу, Ангелу или Святому, имея при этом в виду всегда Единого? Вопросы эти не только сложны, но и очень актуальны.
Зайдите сегодня в любую церковь, и вы везде увидите одну картину. Количество прихожан в последние годы сильно увеличился. И это не только результат какой-то моды на церковь, или полной официальной акцептации властями церковной деятельности, но и результат отсутствия сегодня в нашей стране идеологии, её вакуум, который по необходимости восполняет церковь. Тем более, что по сравнению с различными либеральными, демократическими и коммунистическими идеологиями, она на протяжении большего отрезка времени показала бесспорную надёжность.
В конце концов, человек так устроен, что для его ума должна быть хоть какая-то опора; тем более сложно ориентироваться сегодня в этом большом разнообразии мнений, идеологий и настырной пропаганды, доходящей до научного зомбирования. И в этой ситуации, когда и ещё человек попал в беду или находится перед большим риском и выбором, то он, скорее всего, придёт в церковь.... И таким образом вы наблюдаете типичную сегодняшнюю картину-люди входят в церковь, теряются перед множеством ликов-икон Божеств, Ангелов и Святых. Люди покупают свечи и обязательно консультируются у бабушек, продающих эти свечи. Сегодня у нас большинство людей попадают в реальную ситуацию многобожья, не могут в ней сориентироваться и в такой ситуации остаются. Согласитесь - это есть, и это довольно странно в наш цивилизованный век. Церковь вместо того, чтобы заниматься широким, всеобъемлющим ликбезом своей премудрости, объяснением своих элементарных азбучных истин увлечена другими вопросами...
Хотя и не исключаю, что она ещё возможно не выработала единой ясной позиции по этому вопросу, или единого мнения в её рядах. Так или иначе, но именно в этих ответах на вопросы поклонения происходит нарушение самой первой заповеди Бога и принципа Единобожья. Для большинства неясность и белиберда в перечисленных вопросах длится почти полторы тысячи лет. Именно тогда в 6-7 веках началось увлечение иконописанием и поклонение разным ликам в христианстве. В те времена как раз в эпицентре тогдашних событий жил молодой человек, очень наблюдательный и уже большой мыслитель. Жил он в Мекке и звали его Мухаммед. Он понимал, что многобожье своих сородичей из племени курайшитов уже не соответствует времени и уровню развития людей, а Иисус опроверг-продолжил религию Моисея, но Его последователи теперь тоже здорово запутались в Его наследии и в первую очередь по поводу личности самого Иисуса и Его родственников. И Мухаммед предложил свой вариант ответа на поставленные ранее нами вопросы. Он предложил очень логичный, ясный и строгий вариант соблюдения первой заповеди. Вот несколько цитат из Корана по этому поводу:
И большая часть людей, если бы ты и желал, неверующие!
Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!
Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи: «Тогда неужели вы взяли себе помимо Него заступников, которые не владеют для себя самих ни пользой, ни вредом? Скажи: «...Или пристроили они Аллаху сотоварищей, которые творили, как Он творит, и сходным показалось перед ним творение? Скажи: «Аллах - Творец всякой вещи, Он - дивный, Мощный!»
Разве я стану брать себе помимо Него богов? Если пожелает Милосердный мне зла, ни от чего меня не избавит заступничество их, и не спасут они меня.
Если Аллах коснется тебя злом, то нет избавителя от этого, кроме Него. А если Он поже-лает тебе добра, то нет удерживающего Его милость. Он поражает этим, кого желает, из Своих рабов. Он прощающ, милосерд!
И не призывай помимо Аллаха того, что не поможет тебе и не повредит! А если ты сделаешь, то ты будешь тогда неправедным.
- Почему мне не поклоняться Тому, Кто меня создал и к Которому вы все вернетесь.
Трудно здесь спорить с логикой Мухаммеда. Ведь он не только сам был мудрейшим человеком, но многократно получал озарения-откровения, общался с Ангелом Гавриилом.
В приведённых цитатах из Корана содержится настойчивый призыв к Единобожью. И если Моисей призывал к этому в условиях египетского многобожья, а Иисус в условиях римского многобожья и нерадения заповедей, оставленных Моисеем, то Мухаммед призывает к Единобожию в условиях многобожия арабских племен и, особо следует отметить, в условиях искаже-ния учения Иисуса Христа в понятии Единого Бога. Когда понятие Единого и поклонение Ему перенесли, распылили на родственников Учителя, на Его учеников-апостолов, на его продвину-тых мудрецов-последователей, возведенных в ранг святых. Почти через тысячу лет после этого горячие дебаты и реформы в вопросе Единого повторили христиане Лютер и Кальвин. Но давайте обратимся к самому учению Христа. Вот Его слова:
«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Иоанн, гл.5) Или - «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Иоанн, гл.7).
«Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Иоанн.гл.8).
То есть Иисус Христос определяет свою позицию однозначно и без двух толкований, соблюдает при этом бесспорно принцип Единобожья и принцип стройной внутренней структуры - иерархичности.
Итак, возьму на себя смелость подвести итог. В результате проведённого исторического исследования вытекает, что самый оптимальный вариант поклонения, единственный - это поклонение Единому Богу. Даже если вы поклоняетесь Единому Богу, не сознавая и не понимая всей Его сложной внутренней иерархичной структуры, вы всё равно одновременно, «автоматически», неосознанно поклоняетесь Ей и каждому Её Члену, то есть Полубогам, Ангелам и Душам Святых. Лучше, конечно, всё это понимать и сознавать. Можно уважить и поклониться Кому -то из Божествен-ной Иерархии, но при этом лучше осознавать, что через Него вы поклоняетесь Всему Бесконечному Богу, Владыке вашего Избранника. При этом также стоит не забывать, что ваш любимый Ангел или Святой является лишь частью Единого, Его рабом и слугой, поэтому он частичен и не всемогущ, и может только дерзнуть перед Всевышним и попросить за вас. А лучше всего не про-сить ни о чём никого, а просто попросить прощения за свои ошибки, постараться исправить их и делать, молча добрые дела, тем уподобиться Ему и быть маленьким творцом.
Рассмотренные вопросы очень тесно связаны с темой так называемых «язычников». Сложилось к ним очень пренебрежительное и негативное отношение, как к сторонникам очень при-митивной и отсталой веры. И только самый ленивый не критиковал их и не пинал их. Тема язычников не менее тесно связана с темой Единого Бога.
Литература
1. Ответ Джо Соросу, Роман Череш, Санкт-Петербург, 2000 г. Изд-во»Тема».
2. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.
3. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.
4. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
5. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.
6. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. № 7-11 за 1982 год.
7. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И. Т. - М., 1989г.
8. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М., 1991г.
9. Фiлософiя. Курс лекцiй. П/р Бичко I. В. - К., 1993г.
10. Мир философии. М., 1991. Ч. 1.
11. История философии в кратком изложении. М.:” Мысль” , 1994
12. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х ч. Л., 1991.
13. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 в. -М., 1976.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.