бесплатные рефераты

Ислам

Существующий текст Корана содержит 114 сур развой величины (от 3 до 286 айатов). После первой короткой суры--Фатихи--следуют самые длинные и прослеживается тенденция к уменьшению длины сур от начала Корана к его концу. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульманской науке, подразделяют на мекканские (610--622 гг.. 90 сур) и мединские (622--632 гг., 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских). Европейские ученые (Г. Вейль, У. Мюир, Т. Нёльдеке, X. Гримме, Р. Блашер, Р. Белл и др.) на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей и проповеди Мухаммеда предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Такая мозаичность изложения обусловлена в первую очередь характером фиксации текста.

В соответствии с потребностями культа и для благочестивых упражнений текст Корана был поделен на 30 джузов и 60 хизбов.

Большая часть текста Корана--полемика в форме диалога между Аллахом, «говорящим» от 1-го или 3-го лица либо через посредников (дух, Джибрил) (но всегда устами Мухаммеда), и противниками Пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Мухаммада. Согласно принятой в науке гипотезе, язык Корана--мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.

Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности.

Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж). Неоднородность стиля Корана -связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступления доисламских аравийских прорицателей (кахинов),племенных вождей (саййидов), военных предводителей, племенных ораторов или поэтов (ша'иров). Объединяв в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад мог выступать в качестве каждого из этих лиц, используя, естественно; закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, переосмысливая и сплавляя воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции. Суры раннего периода--это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Мухаммад передает в них поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого богатворца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в «истинную веру». Более поздние увещевания и поучительные притчи уже, как правило, спокойны и размеренны. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональным» призывами и обращениями. В целом язык Корана насыщен эпитетами и развернутыми сравнениями при относительно небольшом числе метафор, метонимий и т. п. Синтаксис Корана обусловлен формой диалога, а которой ведется изложение. Для него характерно отсутствие описательных оборотов и вводных предложений.

Своеобразие Корана как историко -культурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов, и этико-культурных норм. Коран закрепил божественной санкцией результаты, длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии.

Причину социального неблагополучия Мухаммеда нашел в ошибочном культе, в нарушении заповеданных прежде установлений, поэтому, формулируя новые религиозные и социально-правовые идеи, Мухаммед видел в них восстановительные в первоначальном виде старые.

Главная идея проповеди Мухаммеда - необходимость обращения к единобожию. Аллах в Коране-- первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие безусловно осуждается, наказание за него -- страдания в жизни «земной» и «будущей». Предупреждения о Судном дне (йаум ад-дин), описание ада (джаханнам) и рая (ал-джанна), поучительные рассказы (ал-масани) о наказании «народов, отвергнувших пророков (например. Худ,, Салих, Ибрахим, Нух, Муса, Иса), назидательные истории, восходящие к апокрифическим иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору составляют значительную часть содержания Корана. При этом рассказы о пророках и непокорных народах во многом отражают личный опыт самого Мухаммада, а библейские рассказы наполняются новым, актуальным для его слушателей содержанием, отражая аравийскую действительность.

Коран запечатлел борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками, полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах и рассматривались в Коране как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу, а также, возможно, и борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений. В ходе этой полемики происходило развитие проповедей Мухаммада: их насыщение религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского круга и, опосредованно, некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило серьезную эволюцию коранических представлений на протяжении всего периода проповеднической деятельности Мухаммада и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения. В частности, эволюционировало представление о самой сущности посланнической миссии и характере «ниспослания» откровений. Постепенно складывались и коранические представления о мире сверхъестественном

Значительную часть содержания Корана и особенно сур мединского периода жизни Пророка, в ходе которого он стал полновластным правителем общины мусульман (ал-умма), составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман, некоторые правила отправления культа, складывавшиеся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.

3. Аллах

Аллах - это единый и единственные Бог, творец мира и господин Судного дня. Кратчайший символ веры в исламе гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха!» В Коране постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует над людьми и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинить себя ему, быть покорным, богобоязненным, благочестивым, во всем верить Аллаху и полагаться на его волю и милость.

Много раз в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он - творец, сотворивший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь и судья для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поступки.

Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете - это чудо, сотворенное Аллахом - это его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес Аллаха это Коран.

В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по его решению и приказу. Одновременно всячески подчеркивается, что человек ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, что на суде Аллаха каждый получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с Сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами. где об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука. лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т. д.).

Учение об Аллахе стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха - главным догматом ислама, в соответствии с которым должна быть приведена вся жизнь мусульманина.

Для мусульманских философов Аллах был предметом рассуждений иного плана, чем в богословии. Они уделяли главное внимание познанию божества с помощью разума, рациональным доказательствам необходимости его существования. Для них Аллах - высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь. Аллах творит мир, воплощаясь в нем через иерархию эманаций.

4. Описание Ада

Ислам учит, что Ад - это реальное место, уготовленное Богом для тех, кто не верит в Него, отвергает Его законы, и отклоняет Его посланников. Ад - фактическое место, не простое настроение или духовное юридическое лицо. Ужасы, боль, мучение, и наказание - всё реально, но отличны по природе от их земных подобий. Ад - окончательное оскорбление и потеря, и ничего нет хуже этого. Ад существует в настоящее время и продолжит существовать всегда. Он никогда не кончится, и его обитатели останутся в нём навсегда. Традиционное мусульманское убеждение: никто не выйдет из Ада, кроме верующих грешников, которые верили в Абсолют Бога в этой жизни и верили в определённого пророка, посланного им. Политеисты и неверующие останутся в нём навсегда. Эта вера была известна издревле и базируется на ясных аятах Корана, а также подтверждается сообщениями Пророка Ислама. Ад имеет различные названия в исламских текстах. Некоторые из них:

Джахим - огонь - из-за его палящего огня.

Джаханнам - Геенна из-за его глубины.

Ляза - обжигающий огонь из-за его пламени.

Саир - палящий огонь - из-за его обжигающего жара.

Сакар - Преисподняя - из-за интенсивности его жара

Хутама сокрушилище - потому что он уничтожает и сокрушает всё, что брошено в него.

Хавия - пропасть или бездна - потому что тот, кто будет брошен в него, бросается сверху вниз.

Пророк Ислама сказал: «Когда один из вас умирает, ему будет показано его место (в Раю или Аду) каждое утро и каждый вечер. Если он из обитателей Рая, то увидит своё место в Раю. Если он из обитателей Ада, он увидит своё место в Аду. Ему будет сказано: `Это - твоё место', пока Аллах не воскресит вас в День Воскресения.»

Нет никакого точного упоминания в Коране или высказывании пророка Мухаммада, точно определяющего местоположение Ада. Никто не знает его точное место кроме Всевышнего. Благодаря некоторым лингвистическим намёкам и контексту некоторых хадисов, некоторые учёные полагают, что Ад находится в небесах, другие же говорят, что он находится в глубине земли. Ад имеет различные уровни высокой температуры и наказания, каждый сохранен согласно степени их неверия и грехов тех, кого наказывают. Чем ниже уровень Ада, тем выше его температура. Так как лицемеры будут подвергнуты худшему наказанию, то они будут находиться в самой низкой части Ада.

Пища в Аду не будет ни насыщать, ни иметь вкуса. Она будет служить лишь наказанием обитателям Ада. Всевышний описывает дерево заккум - особую пищу Ада. Заккум - отвратительное дерево, его корни идут глубоко в основание Ада, его корни тянутся повсюду. Его уродливые плоды походят на головы дьяволов. Люди Ада так проголодаются, что они будут есть плоды мерзкого дерева заккум. Когда они наполнят им их животы, их станет корёжить, как от кипящего масла, порождая огромные страдания. Тогда они помчатся, чтобы пить чрезвычайно горячую воду. Они будут пить её подобно измученным жаждой верблюдам, но она никогда не удовлетворит их жажды. Наоборот их внутренности будут разрываться.

Как видно, описания Ада в Исламском Священном Писании являются ясными и графическими, также как и описания людей, которые заслуживают наказания в нём. Так ясно, что любой человек, верующий в Судный День и вечные судьбы будущей жизни, должен задуматься, чтобы по крайней мере попробовать не попасть в число людей, брошенных туда. Лучший, и единственно возможный способ избежать этой судьбы - серьезный поиск истинной религии Бога, переданной человечеству. Человек никогда не должен следовать религии просто потому, что “он был рожден в ней”, как нельзя следовать религии, потому что она в моде. Напротив, мы должны изучить правду об этом мире и будущей жизни, и убедиться, что пришли к тому суждению, от которого нет никакого возвращения, живя жизнью и системой убеждений, низведёнными и неизменными от Единого Всевышнего

5. Описание Рая

Действительность Рая - нечто такое, что люди никогда не будут способны понять до конца, пока они фактически не войдут в него, но Бог дал нам некоторое представление об этом в Коране. Он описал нам его как место, чрезвычайно отличающееся от жизни этого мира, как в самой его природе, так и цели жизни, видов наслаждений, которыми люди будут наслаждаться там. Коран говорит людям о Рае, который Бог предлагает им, описывает его благословение и объявляет его красоты к каждому. Он сообщает людям, что Рай является одним из двух образов жизни, уготовленных им в загробном мире, и что каждая хорошая вещь будет Раю настолько хороша, что мы с нашими земными способностями даже не можем себе вообразить. Это также означает, что Рай - место, где вся благодать была создана совершенно и где людям будут предлагать всё, что их души и сердца будут желать, и что люди будут далеки от желаний и нужд, беспокойств или печали, горя и сожаления. Каждый вид красоты и благости существует в Раю и будет предоставлен с совершенством, неизвестном прежде. Бог уготовил такие благословения там как подарок, и они будут предложены только людям, которыми Он доволен.

В то время как люди в этом мире испытывают некоторые удовольствия, они сталкиваются также перед большим количеством тяжелого труда и страдания. Если бы тщательно исследовать жизнь, которой они живут, они найдут, что количество затруднений, испытываемых ими намного больше, чем непринужденность и комфорт. Что касается будущей жизни, то там не будет никаких затруднений или страданий, и люди будут жить там в исключительной радости и удовольствии. Все причины горя, боли и страдания, испытываемый людьми в этой жизни, будет отсутствовать в будущей жизни. Сердца людей Рая будут чисты, их речь будет хороша, дела справедливы. Там не будет никакого пагубного, огорчающего, оскорбительного или провокационного разговора, поскольку Рай свободен от всех ничего не стоящих слов и дел. Удовольствия этого мира являются преходными, в то время как радости будущей жизни длительны и вечны. В этой жизни, если человек наслаждается чем-то, то это ненадолго, пока не надоедст и не начнёт искать нечто иное, что, как ему кажется, лучше, а иначе вообще потеряет ко всему интерес. Что касается восхищений Рая, человек никогда не будет чувствовать себя скучающим отчего-то, а наоборот, всякое удовольствие увеличится каждый раз, когда он чем-то развлекается.

Все удовольствия людей в Раю: одежда, еда, напитки, драгоценности и дворцы,- будут намного превосходить всё существующее в этом мире. Фактически, нет никакой возможности для сравнения, ибо даже наименьшее место в Раю лучше, чем этот мир и всё, что находится в нём. Рай свободен от всякой грязи этого мира. Удовольствия Рая превосходят воображение и не поддаются описанию. Они не походят ни на что известное людям в этом мире; независимо от того, насколько мы можем продвинуться по пути прогресса, чего бы мы ни достигли ничто по сравнению с радостями будущей жизни.

6. Исламский шариат

Исламский шариат разрабатывается на основе Корана и хадисов (речей Пророка) и представляет собой ряд постановлений, касающихся действий и поступков людей. Шариат не оставляет возможности для совершения какого-либо недостойного поступка. Все действия людей подразделяются на 8 категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими, мустакрух.

ФАРЗ - это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая.

Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза.

Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.

ВАЖИБ также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.

СУННАТ. Эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.

МУСТАХАБ - это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу.

МУБАХ - это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.

ХАРАМ - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.

Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его.

МАКРУХ - это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего.

МУСТАКРУХ - это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.

7. Фарз

Фарз - это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих.

Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.

ФАРЗ АЙН

Познать единство Аллаха, изучать его атрибуты.

Знать и верить, что Мухаммад (аляйхи-с-салям) это посланник Аллаха для направления людей на истинный путь.

Верить в истинность того, что все постановления ислама, сообщенные Мухаммадом, являются истинными и от Аллаха.

Обязан сказать основную формулу ислама (В душе свидетельствую, что нет на свете божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад послан Им, чтобы показать людям истинный путь) перед свидетелями и подтвердить, что ислам - последний единственный путь Аллаха.

Ежедневно совершать пятикратную молитву.

В месяце рамазан ежедневно держать уразу.

Чье достояние доходит до установленной нормы - давать бедным узаконенный закат (очищение).

Имеющему достаток и возможность совершить в жизни хотя бы один хадж (паломничество) в Мекку.

От посевов, лесонасаждений, сенокосных угодий, пчелиных улей давать бедным ушур (10 проц.)

Изучать и знать действия, совершаемые людьми, которые входят в фарз: знать ритуалы их совершения.

Ходить на пятничную молитву.

Подчиняться воле Аллаха и совершать предписанные постановления.

Каждое постановление шариата исполнять чистосердечно, только во имя Аллаха.

По возможности постоянно помнить и не забывать в душе Аллаха.

Не совершать действия, осуждаемые шариатом.

За ранее совершенные грехи покаяться и настроиться больше их не совершать.

Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха.

Быть довольным Аллахом за Его дары.

Приступив к выполнению какого-либо действия положиться на Аллаха (причинно-следственная зависимость).

Если настигла какая-то беда (болезнь, смерть, катастрофа и т. д.) считать, что все это происходит по воле Аллаха и проявлять сдержанность, терпеливость (остерегаться возникновения плохих мыслей по отношению к Аллаху).

Считать Сатану своим врагом, остерегаться выполнить греховные поступки, внушаемые им.

На словах и в любом деле быть на стороне истины и справедливости.

На суде будучи свидетелем, говорить исключительную правду, не искажать действительность.

При необходимости обязан служить в армии, защищать родину.

Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата.

Одеваться по мере необходимости.

По мере необходимости пить и есть.

Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину.

Пропущенную молитву необходимо исполнить позже.

Открывшему уразу по желанию несвоевременно - заплатить (освободить раба или держать уразу 2 месяца).

Своевременно не выплатившему закат и ушур (10 проц.) рассчитаться потом.

Если кто-либо не смог расплатиться с долгами своевременно, обязан до смерти завещать своим наследникам, чтобы те рассчитались с долгами за него от части его достояния, которое остается как наследство.

Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего.

Уразу, которая своевременно не держалось, восполнить.

Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия.

Муж обязан подготовить для жены отдельный дом или комнату.

Муж обязан обеспечить жену необходимой общепринятой одеждой.

Муж обязан обеспечить жену необходимыми продуктами питания.

Дети обязаны по возможности хорошо относиться к родителям, уважать и подчиняться (чтобы те были довольны).

Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности.

Отец обязан содержать малых детей.

Мужчина обязан при необходимости содержать малолетних детей родственников и калек (если он сам калека или проживает в нищете - то освобождается).

Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата.

Если задумал совершить какой-либо ритуал или молитву - обязан исполнить.

Если не смог исполнить задуманное (обещанное) - обязан рассчитаться выплатой штрафа (разное: освободить раба, накормить бедняка).

Когда слышишь чтение Корана -отставить все дела.

Муж обязан от чистого сердца отдать жене махр (обещанное ей при вступлении в брак - это ее личное).

Грязный перед шариатом (жунуб) человек обязан совершить полное омовение.

Женщина после месячных обязана совершить полное омовение.

После родов по выздоровлению (40 дней) женщина обязана совершить полное омовение.

Среди единомышленников разъяснять установленные фарзы.

В кругу единомышленников вести агитацию за совершение добрых дел и воздержания от недозволенного шариатом.

Воздерживаться от совершения запрещенных поступков.

Любые ритуалы шариата (тахарат, гусул, молитву и др. ) совершать со всеми предписаниями (фарзами, входящими, в эти действия).

ФАРЗ КИФАЯ

Досконально знать все постановления исламского шариата (т. е. хорошо изучить мусульманское законодательство).

Обучать невежественных мусульман исламскому шариату.

Знать весь Коран наизусть.

Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления.

Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию.

Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей.

Воспитывать сирот.

Наведывать больных, справляться о здоровье.

Покойника обмыть и одеть по шариату.

Покойному перед похоронами прочитать молитву (жаназу).

Выкопать могилу и похоронить покойника.

Ответить на приветствие.

Если человек чихнул и произнес "слава Аллаху" (альхамду лилляхи) ответить: "пусть тебе будет милость Аллаха (яархамика Аллаху).

Когда произносят или слышат имя пророка, к его имени обязательно добавляют слова салавата.

Принимать участие в военное время.

8. Важиб

Важиб также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.

После окончания уразы необходимо дать милостыню фитр садака за себя и за каждого члена семьи (равная стоимости 2 кг пшеницы).

Во время праздника Курбан-байрам сделать жертвоприношение (мясо раздается бедным).

В жизни один раз совершить хадж к святыням ислама (Мекку) в любое время (хадж, который в основном совпадет с праздником жертвоприношения Курбан-байрам).

Ежедневно в пятой вечерней молитве читать 3 ракята витр важиб.

Совместно с мусульманами читать праздничые молитвы 2 раза в году (после уразы и Курбан-байрам).

Во все три дня праздника жертвоприношения и в первых трех молитвах четвертого дня после фарза читать "такбир ташрик".

Коран читать согласно правилам чтения, т. е. знать "тажуид".

Читающему или слышащему аяты поклонения в 14 местах Корана сделать поклонения "саджаи тилауат"

Выполнять обещания.

Если намерен сделать что-либо и речь идет об этом, надо говорить "если бог даст" т. е. если Аллах этого пожелает. (На арабском языке это будет звучать так: иншаа Аллах).

Произнося имя Аллаха, добавляют, слова, выражающие Его величие.

Жена обязана выполнять возложенные на нее обязанности и подчиняться мужу.

Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя.

В душе желать каждому только хорошего, доброго, приятного.

По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении.

Принять, когда дают подарок, сувенир.

В ответ на подарок отблагодарить в свою очередь тем же.

На сделанное кем-то для тебя хорошее и приятное ответить тем же.

Если приглашен в гости - необходимо пойти. Исключение составляет лишь сомнение в чистоте пищи. Под чистой пищей понимается соответствие ее требованиям шариата. Не разрешается употреблять ворованное и свиное мясо, мертвечину.

Если сделал кому неприятность - необходимо извиниться и попросить прощения.

Сказать покупателю о недостатках своего товара.

Верующим братьям (сестрам) помогать друг другу.

По возможности о делах верующих быть хорошего мнения.

Разведенная или овдовевшая женщина до истечения установленного шариатом сроком должна скромно одеваться и не проявлять признаков радости.

Разведенная женщина должна оставаться в доме до истечения установленного срока за исключением, если ей грозит опасность

Путнику положено сокращать молитву фарз. Вместо 4 раката читать только 2.

Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду.

Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере).

Если сватают невесту за подходящего жениха и опадает на это согласие - необходимо выдать ее замуж.

Кто нарушил установленный ритуал во время совершения паломничества, обязан сделать жертвоприношение и дать милостыню.

Вырабатывать в себе хороший характер.

На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок.

Руководители обязаны хорошо относиться к своим подчиненным, принимать справедливые решения.

Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать.

Если при жизни не успел исполнить пропущенные молитвы, уразы надо завещать наследникам о выдаче бедным милостыни (фидия).

Заблаговременно до смерти обязан завещать наследникам, чтобы те рассчитались от оставленного им богатства за неуплаченное вовремя очищение

Если кто не исполнил установленный фарз - хадж, имея на это реальные возможности, обязан завещать наследникам чтобы кто-либо за оплату совершил хадж (дади хадж).

Наследникам необходимо исполнять завещание, расходуя при этом до одной трети из оставленного наследства.

Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего

Родственники не должны порывать между собой отношений, обязаны жить в дружеской атмосфере.

Если кто уподобил свою жену близким родственникам обязан уплатить установленный шариатом штраф.

Если кто поклялся не прикасаться к жене 4 месяца, обязан нарушить свою клятву и выплатить штраф.

Имеющему две жены - обеспечить равенство и справедливость между ними.

Каждый ритуал шариата исполнять со всеми важибами (например, в молитвах 22 важиба).

9. Харам

Харам - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих.

Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража.

Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное.

Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.

Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его.

ХАРАМ ЗУЛМИ

Убить человека, который не намеревался его убивать.

Отрезать или покалечить ударом какой-либо орган человека.

Сжигать живой организм.

Бить животных по морде.

Уничтожать безвредных животных без всякой цели, предусматривающей в этом пользу.

Воровать чужое имущество.

Грабить чужое имущество.

Издеваться, пытать людей, живых существ.

Держать у себя найденное имущество, в то время как известен владелец.

При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег.

Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар.

Не выплачивать долги.

Оставить у себя имущество, которое было поручено передать (нарушение аманата).

Прервать жизнь ребенка в утробе матери, применяя лекарства, совершая аборт.

Использовать для своих целей имущество сирот.

Давать имущество, принадлежащее наследникам, другим лицам или одному наследнику, ущемляя тем самым интересы других.

Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу.

Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой.

Путем обмана причинить кому-либо вред.

Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые.

Заниматься выявлением чужих недостатков, слежкой.

Слагать стихи о чьих-либо недостатках.

При людях говорить кому-либо о его недостатках.

За глазами говорить о недостатках кого-либо.

Указывать пальцем, обнажать чьи-либо недостатки.

Приписывать кому-либо то, чего он не имеет.

Говорить о недостатках покойного.

Позорить кого-либо, подражая его манерам, походке, речи и т.п.

Ломать кости покойникам.

Ругать верующего словом "неверный" и ему подобными.

Ругать недозволенными словами родителей или родственников.

Обзывать кого-либо прелюбодеянием, если он (она) чист от этого.

Сомневаться родившемуся от своей жены ребенку говоря, что это не от него ребенок.

Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям.

Носить сплетни между мужем и женой, нарушая их семейный покой.

Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь.

Втереться и подпевать каждому из враждующих сторон.

Нарушать дружбу между друзьями и содействовать их вражде.

Натравливать животных и птиц друг на друга для драки.

Выдумывать человеку неприличные добавочные имена и называть их таковыми.

Подслушивать говорящего, прервав тем самым его речь.

Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах.

Обнародовать чей-либо секрет, не приносящий никому вреда.

Стараться путем обмана, подделкой документов, другими путями уменьшить наследникам их долю.

Не отвечать добром на добро.

Обругать или даже оскорбить просящего милостыню и др.

Поднимать, даже шутя, на человека нож, саблю и другие подобные предметы.

Сильно ругать за какие-то незначительные провинности жену, детей, слуг.

Заставлять жену, детей, слуг выполнять непосильную для них работу.

Бить грудного ребенка за что-либо.

Бить слуг.

Беспокоить соседа, вредить ему.

Отвернуться и не отвечать человеку, который обращается со словами приветствия или др

Давать обещание, если в мыслях не намерен его выполнять.

Желать делам верующего плохого, и без основания допускать недостойные мысли;

Соблазнить на измену чью-либо жену.

Заглянуть без разрешения в чей-либо дом, квартиру.

Путем насилия прикасаться к посторонней женщине или девушке.

Неожиданно без разрешения войти в чужой дом.

Без разрешения читать чужое письмо, записку.

Отказаться давать свидетельские показания, в то время как являешься истинным свидетелем.

Выдавать себя за свидетеля и давать ложные показания.

Если сам не на стороне истины, выдавать себя ходатаем за истину и оспаривать это перед судебными органами.

Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану.

Нарушив постановления шариата, нанести тем самым кому-либо вред.

Продавцу, злоумышленно завысив цену, принести вред покупателю.

Продавцу, умышленно занизив цену, нанести кому-либо ущерб (хозяину).

Занимаясь колдовством, ворожением, принести кому-либо вред, беспокойство.

Сеять среди людей неприятности, беспокойство, вражду и т. п.

Заведомо запасаться урожаем (или другим) с целью продажи по дорогой цене, когда люди будут вынуждены покупать этот товар.

Обманывать покупателя, который и так берет в два раза дороже своей цены.

Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара.

Говорить недостойное в отношение пророка.

Выдавать за речи пророка Мухаммада аляйхи-с-салям не принадлежащие ему слова.

Совершать действия, беспокоящие родителей.

Высмеивать и позорить учителя.

Допускать жестокость и несправедливость родителям по отношению к своим детям, учителю - по отношению к ученикам.

Не огорчать жене мужа, мужу - жену.

Разлучаться близким друзьям.

Говорить недостойное по отношению к сподвижникам пророка Мухаммада аляйхи-с-салям.

Бранить, позорить ученого.

Позорить человека с целью издевательства.

Пугать человека с целью издевательства.

Обмануть человека (или слепого), направив на неверный путь.

С целью обмана давать людям вредные советы.

Испортить дорогу, причинив тем самым неприятности людям.

Имеющему двух жен допускать несправедливость или невнимательность к одной по сравнению с другой.

Позорить и унижать бедных за их положение.

Путем обмана, с целью выявления чужих секретов, вести с человеком душевный разговор.

Вопреки воле невесты выдавать ее замуж.

Находиться в пути более четырех месяцев, не встречаясь с женой.

Давать обет не вступать в половой акт с женой сроком до четырех месяцев.

Для обмана подбадривая и похваляя показывать свою дружбу.

Жене покидать дом мужа, ходить, не возвращаясь.

Жену, чистую от прелюбодеяния, ругать словами "распутница", др.

Обманом заставить кого-либо работать на себя или оказать услугу.

Нарушать взятое обязательство, слово.

Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам.

Не подчиняться указаниям руководителей, уклоняться от их выполнения.

ХАРАМ ГАЙРИ ЗУЛМИ

Быть неверным (неверующим).

Выражать недовольство по отношению к делам, творимым Аллахом.

Говорить слова, выражающие неверие.

Совершать поступки, выражающие неверие. Например: поклоняться чему-либо или кому-либо, кроме Аллаха, позорить Коран.

Приносить жертвоприношения во имя кого-либо, кроме Аллаха.

Не бояться наказания Аллаха, ходить беспечно, ничего не страшась.

Отвернуться от милости Аллаха.

Запрещается в вопросе веры и убеждений слепо следовать за кем-либо, не утруждая себя познанием доводов и доказательств.

Умышленно прервать начатые действия, относящиеся к фарз или важиб.

Не выполнять постановления шариата, относящиеся к важиб или фарз.

Держать уразу в праздничные дни уразы, в предпраздничные и последующие 4 дня праздника жертвоприношения.

Заниматься колдовством, принося вред.

Заниматься гаданием и предсказывать будущее.

Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам.

Гордиться незаслуженной похвалой.

Избегать (дезертировать) обязательной воинской службы в мусульманских странах.

Совершить греховный поступок в районе Мекки, названном "харам".

Радоваться в душе, когда видишь совершающего греховный поступок человека.

Агитировать людей на греховные дела.

Воздерживать людей от совершения добрых дел.

Говорить речи, возбуждающие людей к совершению греховных дел.

Читать стихи и петь песни, побуждающие людей к совершению греховных дел.

Содействовать исполнению греховных дел.

В душе радоваться и приветствовать совершающего греховные дела.

Часто совершать действия, относящиеся к макрух (греховные поступки более легкой формы нежели харам).

Выдумывать действия, противоречащие суннату пророка.

Любить мирские дела больше, чем загробные.

Любить мирское только ради мирской жизни.

Излишество (исраф) в любом деле сверх необходимого.

Играть игры на деньги или другие вещи.

Играть в выигрышные игры, например, в карты.

Давать деньги в долг с условием выплаты роста.

Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам.

Торговать нечистыми и запрещенными с точки зрения шариата товарами (спиртными напитками, наркотиками, свининой и т. п. ).

По собственному желанию работать на предприятиях или других местах, приносящих вред, болезни своему организму.

Чрезмерно возвышать кого-либо: низко кланяться, падать ниц и на колени с просьбой.

Чрезмерно любить мирские дела, радости, богатство и быть алчным.

Ставить целью овладевания знаниями только мирские блага.

Давать обет, говоря: "Пусть буду неверным, если не сделаю то-то и то-то"(строго запрещено).

Давать обет не именем Аллаха, а например, хлебом, солнцем и др.

При совершении харама вспоминать имя Аллаха, читать аяты из Корана или др. слова, за которые обещано вознаграждение.

То, что в шариате считается главным, принимать за мелочь.

Задумать, совершить недостойный поступок по отношению к верующему.

Радоваться, если кого-либо постигло несчастье.

Самоубийство.

По собственному желанию повредить или отрезать себе какой-либо орган.

В бане, на пляже и в других общественных местах ходить без передника (юбки) перед людьми.

Одевать чрезмерно длинную одежду.

Для поднятия настроения играть в драматические игры.

Танцевать, чтобы поднять настроение людей.

Для подавления настроения читать стихи и петь песни, производящие неприятное впечатление.

Ходить горделиво, никого не замечая, делая вид, что ни на кого не обращаешь внимания.

Считать себя выше других.

Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека - быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда).

Зная умышленно не отвечать на вопросы спрашивающего что-либо из шариата.

Проклинать именем Аллаха человека или животного.

Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело.

Слушать греховные разговоры, сплетни о недостатках кого-либо.

Рассказывать про свой сон преувеличив.

Из-за ревности, зависти, желать чтобы кто-нибудь опозорился, обанкротился.

Не разговаривать и не встречаться с человеком, на которого таишь обиду, более трех дней.

В порыве гнева и злости рвать на себе одежду, разбивать и разбрасывать вещи.

Обнародовать свои поступки, относящиеся к харам (за показ - двойной харам).

Совершать молитвы или другие дела с целью, чтобы люди хвалили и давали милостыню.

Симпатизировать грешникам, совершающим недостойные с точки зрения шариата поступки.

Ненавидеть добрых, богобоязненных людей.

Возвышать кого-либо из-за наличия мирского богатства, тем самым унижая себя.

Обманывать и говорить языком то, чего нет на уме.

Желать долгой жизни жестоким, неверным.

Быть тунеядцем, из-за лени не занимаясь полезным трудом.

Ожидать милостыню или подаяния, не занимаясь полезным делом для содержания самого себя.

Давать комментарии на свое усмотрение аятам Корана, не основываясь на тафсирах, переводах Корана.

Наносить ущерб общественному достоянию (уакаф).

Незаслуженно присваивать себе общественные деньги.

Клясться совершенным делом.

Мужчинам наряжаться в женское одеяние и ходить в нем.

Женщинам ходить в мужской одежде.

Носить черную шерстяную шляпу (ее носят идолопоклонники).

Завязывать пояс, напоминающий форму жгута, толщиной с палец (как у украинцев).

Мужчинам носить одежду из чистого шелка.

Мужчинам носить украшения, изделия из золота (перстень, часы).

Мужчинам носить изделия из серебра (кроме перстня, узоров на ремне и сабле).

Использовать в быту золотую посуду, изделия, различную утварь.

Использовать в быту серебряные изделия, посуду.

Прелюбодеяние любого рода.

Рисовать людей, животных.

Быть посредником в прелюбодеянии.

Допускать общение жены с другими мужчинами.

Жениться за определенный калым на определенный срок.

Входить в половой акт с женой во время месячных.

Совершать половой акт в послеродовой период жены.

Жениться на пятой.

Жениться на второй женщине, если не в состоянии их содержать, обеспечить между ними справедливость.

Разводиться с женой во время месячных.

Одновременно трижды употребить слова, означающие развод (талак).

Мужу с любовью смотреть на других женщин.

Жене смотреть с любовью на других мужчин.

Мужчинам смотреть на тело посторонних женщин, может и без задней мысли.

Женщинам тоже.

Мужчинам взглянуть на тело мужчин (часть тела между поясом и коленом).

Женщинам взглянуть на тело женщин.

Мужчинам глядеть с любовью в лица юношей.

Касаться участка тела другого человека, запрещенного для взгляда.

Оставаться наедине где-либо вместе мужчине и женщине, которые не связаны родственными узами.

Женщине носить одежду из тонкой ткани.

Сжигать, топить ненужные для себя вещи, не отдавая другим.

Сгноить, испортить товары или продукты, не используя самому и не давая другим.

Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты.

Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы.

Принимать пищу сверх того, как насытился (переедание допускается при угощении гостя или перед держанием уразы).

Просить подаяния, если имеется еда на один-два дня.

Принимать подаяния и милостыню людям, которые в состоянии давать очищение богатства (закат), (не принимая в счет дом, необходимую одежду и инвентарь - если достояние излишнее - положено давать закат, т. е. в год один раз раздавать бедным 2,5 проц. от этой суммы).

Небрежно относиться к продуктам питания.

Есть и пить нечистую, по оценке шариата, пищу.

Питаться продуктами, отравляющими организм, вызывающими болезни.

Есть глину, землю.

Питаться мясом животных, запрещенных для употребления в пищу.

Пить молоко животных, мясо которых запрещено для пищи.

Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны).

Употреблять мясо животных, не зарезанных согласно требованиям шариата.

Есть мясо животных диких, которые пригодны для пищи, но не убиты согласно правилам охоты по шариату.

Питаться дурно пахнущим, гниющим мясом.

Питаться мясом, зарезанным или заколотым неверным, идолопоклонником.

Употреблять дичь, убитую неверным, безбожником.

Употреблять в пищу половые органы, мочевой пузырь, лимфоузлы животного, мясо которого пригодно для питания.

Употреблять в пищу кровь, полученную при убое скота.

Пить спиртные напитки, приготовленные из винного винограда.

Пить спиртные напитки, независимо из чего они были приготовлены.

Глотать, вдыхать, употреблять внутрь растения, оказывающие опьяняющее действие.

Употреблять жидкость или дым от растений, оказывающих опьяняющее действие.

Зная, покупать ворованные вещи.

Кастрировать кого-либо .или самому кастрироваться (евнухи).

Во время совершения паломничества совершать запрещенные действия (ругаться, охотиться).

В Мекке, в районе, названном "харам", резать животного, охотиться (это запрещенная для совершения греха зона).

Не исполнять молитвы в установленные шариатом сроки.

Не держать уразу в месяце рамазан.

Своевременно не раздавать или отдавать в определенные места узаконенные милостыни.

Имеющему возможность не совершить паломничество в Мекку.

Искажать при чтении Коран, коверкать слова, читая без правил.

Просрочивать полное омовение.

Избирать на руководящие, должности жестоких.

Выходить в опасный путь одному, без друзей.

Заключение

Сегодня люди очень много говорят и очень мало знают об Исламе. Ислам представляется для большинства идеологической силой, агрессивной и фанатичной. Многие склонны судить об Исламе не потому, каким его видят и понимают его приверженцы, а по отдельным лозунгам радикальных политических сил, использующих исламскую символику.

Чтобы отправиться по единственному прямому пути, требуется огромный объем тяжелого труда и борьбы. Мы же часто ищем легких ответов для наших мучительных болезней. Заполняя нашу пустоту, мы смотрит на других, вместо Аллаха. Аллах знает нас намного лучше, чем мы знаем себя. Он знает болезни, которыми больны наши сердца. Он знает о пустоте, которая заполняет наши жизни...

Бог создал человека, наделив его этой сложной и многогранной природой, утверждает Ислам, так, что между различными ее элементами нет противоречий и вражды и они могут образовать гармоничное целое. Быть человеком -- это само по себе составляет величайшую задачу и конечную цель. Каждый элемент природы человека играет свою роль и имеет определенную функцию, свои законные потребности и право на их удовлетворение; но для того, чтобы привести их в ту гармонию, которая предназначена Богом, человек должен тренировать свою силу воли и управлять ими согласно законам, которые Бог установил для его благополучия, достигая таким образом цельности, единства и соразмерности своей личности. Именно поэтому Ислам касается не только "религиозных" и "духовных" вопросов, но и всех аспектов человеческой жизни, каждому из которых находится место в структуре религии в исламском смысле этого слова, рассматривая человека как неделимое, органическое целое согласно его истинной и уникальной человеческой природе.

Список используемой литературы

1. Ислам классический. Энциклопедия. К. Королева. М: Изд-во Эксмо; Спб: Мидгард, 2005 - 416 с.

2. Ислам. Максуд Р./ пер. с англ. В. Новикова - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 304 с.

3. История ислама. К.П.Матвеев. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. - 254 с.

4. Жизнь Магомета. Дополнение А.И. Кузьмина. - М.: Амрита - Русь, 2004 - 288 с.

5. Ислам за 90 минут/ сост. У.Булахова. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2006 - 89с.

6. Религиозные традиции мира. Том 2. Пер с англ. - Мю: КРОН-ПРЕСС, 1996- 640 с.

7. Хрестоматия по исламу. Пер с арабского. -Мю: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994.- 238 с.

8. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2003 - 252 с.

9. Пророк Мухаммед. В.Ф.Панова, Ю. Б. Вахтин.

10. Исоам. Энциклопедический словарь. Г.В.Милославский, Ю.А.Петросян, М.Б. Пиотровский, С. М. Прозоров. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991 - 315 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ