бесплатные рефераты

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Дух святыни (см. Рим.1:4;). Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (см. Рим.8:11).

Дух усыновления (см. Рим.8:15). Дух Бога живого (см. 2Кор.3:3).

Дух Сына Своего (см. Гал.4:6). Дух премудрости и откровения (см. Еф.1:17). Святой Дух Божий (см. Еф.4:30;). Дух Иисуса Христа (см. Фил.1:19).

Дух благодати (см. Евр.10:29).

Утешитель (Ин.14:16,26; Ин.15:26; Ин.16:7).

Дух жизни (см. Рим.8:2).

Как и в Ветхом Завете, многие имена, которыми называется Святой Дух, и те характеристики, которые эти имена приписывают Святому Духу присуще и Богу: Дух Святой именуется Духом, и «Бог есть Дух....» Ин.4:24. Тот факт, что Дух назван Святым, говорит о том, что святость является частью Его сущности. Христос, взывая в молитве к Своему Отцу, обращается к Нему: «Отче Святый...» Ин.17:11. Дух Святой именуется Духом Божьим и о Христе, Который не раз называется в Новом Завете Богом, говорится, что Он тоже «Божий» (см. Лк.3:23,38; Мк.1:1). Дух Святой именуется Духом истины, и истинными названы Отец и Сын (см. 1Ин.5:20). Святой Дух именуется Духом славы, и слава так же присуща Живущему во веки веков (см. Отк.4:9-11). Дух Святой назван Духом усыновления, Усыновляет и Отец через Иисуса Христа (см. Еф.1:3-5). Дух Святой назван Духом премудрости и откровения. Бог тоже премудр (см. Рим.11:33), и Иисус Христос дает откровение (см. Отк.1:1). Святой дух есть Дух благодати. Благодать - это то, чем обладает и Бог (см. 1Пет.5:12). Святой Дух назван Утешителем. Утешителем является и Христос - Царь царей и Господь господствующих (см. 1Ин.2:1).В синодальном переводе греческое слово «параклетос» (para,klhtoj) в 1Ин.2:1 переведено словом Ходатай, но это тоже слово, которое употребляется и по отношению к Святому Духу, когда говорится о Нем, как о Утешителе. Святой Дух является Духом жизни. Христос говорит о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь». (Ин.11:25), и ещё: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин.11:25).

Теперь подытожим то, что мы только что сказали. Основываясь на сходстве имен, и характеристик, которые стоят за этими именами, снова можно предположить о равенстве Святого Духа с Отцом и Сыном. Но если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет определенно свидетельствует о Божественности Святого Духа, то те предположения, которые мы сделали на основании сходств имен Святого Духа и Бога, приобретают большую весомость.

Атрибуты Святого Духа

Новый Завет, когда повествует об атрибутах Святого Духа, свидетельствует, как о тех, которые мы называем непередаваемыми атрибутами природы Бога, так и тех, которые мы называем передаваемыми.

Непередаваемые атрибуты

Всеведение. О том, что Святой Дух обладает абсолютным всеведением или всезнанием, подобно тому, как и Бог, свидетельствует апостол Павел: «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 1Кор2:10,11. (ср. Ин.14:26; Ин.16:12,13).

Вездесущность. О том, что Святой Дух присутствует повсюду в одно и то же время одновременно свидетельствуют следующие факты:

- Святой Дух «проницает всё и глубины Божие» (см.1Кор.2:10,11).

- Пребывает с народом Божьим во все времена. Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. (см. Рим.8:9,26; 1Кор.12:13).

Всемогущество. Свидетельство Нового Завета о всемогуществе Святого Духа мы можем увидеть минимум через два факта:

- Участие Святого Духа в воскресении Христа. Павел пишет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11. В истории народа Израильского были случаи, когда пророк воскрешал человека, конечно же, не без Божьей силы. А когда речь идет о воскресении Божественной личности, то могла ли участвовать в этом воскресении не всемогущая сущность? Однозначно не могла.

- Участие Святого Духа в воплощении Христа. Евангелист Лука передаёт слова ангела, сказанные Марии: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божьим». Лук.1:35. «Обыкновенное существо никогда не смогло бы ввести Сына Божия в человеческую историю. Задумаемся над тем, что это означало. Святой Дух даровал вездесущего (и всемогущего) Христа одной конкретной личности - Марии. Такое чудо мог совершить лишь всемогущий Бог». Данные высказывание принадлежит преподавателю Заокской Духовной Академии О.А. Жиганкову, не опубликовано.

Передаваемые атрибуты

Истинность. Иоанн Креститель свидетельствует об этом атрибуте природы Свято Духа в следующих словах: «Когда же придет Он, Дух истинны, то наставит вас на всякую истину». Ин.16:13.

Жизнь. Павел, описывая свой опыт, свидетельствует: «закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Рим.8:2.

Любовь. Тот же Павел в том же послании призывает: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу...» Рим.15:30.

Святость. «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30.

Передаваемые атрибуты присущи Богу и могут являться частью характера Его творения. Только Бог, наделяющий, этими атрибутами, а Божье творенье, и в частности человек, наделяемые. Важно отметить, что Новый Завет свидетельствует о Святом Духе, как о Том, Кто наделяет. Об этом говорит Павел в учении о плодах Духа: Если Дух Святой живёт в человеке, тогда, как результат этого, в нём начинают проявляться плоды Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Гал.5:22,23. Так же: «сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную». Гал.6:8. Пётр высказывает подобную мысль, когда говорит об освещении от Святого Духа: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам... избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию...» 1Пет.1:1,2.

Личностный аспект природы Святого Духа

Размышление о личностном аспекте Святого Духа хотелось бы начать следующей цитатой: «Является ли Святой Дух личностью или просто некоей силой или влиянием? это вопрос огромной важности. Если Святой Дух - это влияние или сила, то нам необходимо научится получать эту силу и пользоваться ею. Если Он является Божественной личностью, а мы рассматриваем Его, как безликое влияние, мы тем самым не воздаём Богу подобающую честь, любовь и поклонение. И если Он является Божественной Личностью, люди должны научиться отдаваться Ему, чтобы Он мог использовать их». Данные высказывание принадлежит преподавателю Заокской Духовной Академии О.А.

Жигангову, не опубликовано.

Итак, является Святой Дух личностью или нет? В Новом Завете мы находим достаточно оснований, чтобы полагать, что Святой Дух является личностью. И эти основания мы видим через следующие моменты:

Личностный аспект Святого Духа показан через использование личных местоимений, употребляющихся по отношению к Нему, и через использование мужского рода в сочетании с существительным среднего рода «дух».

Лука при описании избрания Павла на служение говорит: «Когда они служили Господу и постились, Дух (… - средней род) Святой сказал: отделите Мне (- мужской род) Варнаву и Павла на дело, к которому Я призвал (…- первое лицо) их». Деян.13:2.

Евангелист Иоанн свидетельствует: «Когда же придёт Он (evkei/noj - мужской род, единственное число), Дух (to. pneu/ma - средний род, единственное число) истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя (e`autou/ - мужской род, единственное число) говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он (evkei/noj - мужской род, единственное число) прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и будущее возвестит вам». Ин.16:13-14. В этом тексте мы находим, что местоимения «Он» (evkei/noj) и «Себя» (e`autou) не согласуются в роде с существительным Дух (to. pneu/ma). И это либо просто ошибка, которую допускает Иоанн; либо, и логичнее предположить, что Иоанн делает это умышленно, желая показать, что Дух Святой - это «не нечто среднего рода». Иоанн употребляет по отношению к Святому Духу местоимение мужского рода. Этот же мужской род употребляется и по отношению к человеку, и по отношению ко Христу, и по отношению к Богу (Отцу). И человек, и Христос, и Бог (Отец) являются личностями.

Через повествование о Святом Духе вместе с другими лицами (личностями) Святой Троицы. Мы уже встречались с тем, что в Новом Завете, когда повествуется о Святом Духе, говорится без какого либо отличия, как об Отце, так о Сыне, так и о Святом Духе. Один из примеров такого повествования мы находим у Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Мф.28:19. Отец и Сын, бесспорно, являются личностями, и так как Отец и Сын - личности, то логичнее предположить, что Святой Дух тоже личность (см. Мф.3:16-17; 1Пет.1:2; 2Кор.13:13).

Через Его личные характеристики. Когда мы говорили о природе и личностном аспекте Бога, то согласились, что минимум три характеристики должны быть присущи личности: интеллект, чувства и воля. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух:

- Интеллект (см.1Кор.2:11; Рим.8:27).

-Чувства (см. Рим.15:30; Еф.4:30).

- Воля (см. 1Кор.12:11).

Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (см. 2Кор.13:13), а общаться свойственно только личности.

Через именование Святого Духа Утешителем. Слово «Утешитель» (para,klhtoj) в Новом Завете употребляется пять раз, и из них четыре по отношению к Святому Духу (см. Ин.14:16; Ин.15:16,26; Ин.16:7). И один раз по отношению ко Христу (см. 1Ин.2:1). Незадолго до распятия Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. Т.е. перед завершением Своего земного служения Христос обещает послать другого Утешителя вместо Себя. И так Христос - Утешитель является личностью, то и заменивший Его другой Утешитель тоже должен быть личностью.

Через действия Свято Духа

Рассмотреть действия Святого Духа, о которых повествуется в Новом Завете нам необходимо не только, потому, что они свидетельствуют в пользу личностного аспекта Святого Духа, но и потому что помогают при изучении вопроса природы Святого Духа в целом. Итак, в Новом Завете о действиях Святого Духа мы встречаем:

Участвует в плане спасения, научает и руководит человеком. Его участие в плане спасения, в научении и в руководстве человеком проявляется в следующем действиях: Святой Дух возрождает. Иисус говорил Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в царство Небесное». Ин.3:5. (см. Ин.3:8-6; ср. Тит.3:5)

Учит и напоминает: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Ин.14:26 (см. Лук.12:12).

Свидетельствует: «Утешитель... будет свидетельствовать о Мне». Ин 15:26 (см. 1Ин5:6; Рим.8:16; Евр.10:15).

Обличает: «И Он пришед обличит мир...». Ин16:8-11.

Наставляет: «Он, Дух Истины, ... наставит вас на всякую истину» Ин16:13.

Прославляет Христа: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет (говорит Христос) и возвестит вам». Ин.16:14.

Говорит: «И Дух и невеста говорят: прииди!» Отр.22:17. (см. Мф.10:20; Мрк.13:11; Деян.6:10; Деян.8:29; Деян.10:19; Деян.11:12; Деян.13:2; Деян.13:25; Деян.23:9; 1Петр.1:22; Откр.2:7,11,17,29.; Откр.3:6,13,22; Откр.14:13.).

Ходатайствует перед Богом: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Рим.8:26. (см. Рим.8:27).

Участвовал в рождении Христа: «Ангел сказал Ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; по сему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Лук.1:35. (см. Мф.1:18).

Участвует в крещении человека: «Тогда вспомнил я (Петр) слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будите, крещены Духом Святым». Деян.11:16 (см. Мф.3:11; Мк.1:8;Лк.3:16; Ин.1:33).

Помазывает: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал Меня...». Лук.4:18. (см. Деян.10:38).

Освещает человека: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала через освящение Духа и веру истине, избрал нас ко спасению...». 2Фес.2:13. (см. 1Пет.1:2,22; Рим.15:16; ср. 2Кор.3:18).

Оправдывает: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». 1Кор.6:11.

Вдохновляет проповедь: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы...». 1Кор.2:4.

Участвует в запечатлении: «В нем и вы (во Христе) запечатлены обетованным Святым Духом». Еф.1:13.

Знакомит со Христом: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17.

Влечёт и побуждает к проповеди Евангелия: «Павел понуждаем, был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос». Деян.15:5. (ср. Деян.20:22). И так же Святой Дух не допускает проповедовать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». Деян.16:6,7.

Участвовал в жертве Христа: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то коль ми паче Кровь Христа, Который Духом Святым (Духом Вечным - …) ?принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Евр.9:13,14.

Утверждает: «(Христос) да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке...». Еф.3:16.

Показывает: «Сим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния». Ев.9:8.

Содействует: «ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа...». Фл.1:19.

Ведет: «тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». Мф.4:1 (см. Мк.1:121; Рим.8:14).

Святой Дух так же участвует в изгнании бесов. Евангелист Матфей записал следующий ответ Иисуса Христа фарисеям: «Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царство небесное». Мф.12:28.

Духа Святого может огорчать человеческое поведение, а именно:

Его можно искушать: «Но Петр сказал ей: что это вы согласились искушать Духа Господня?» Деян.5:9.

Ему можно солгать: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить мысль солгать Духу Святому?» Деян.5:3.

Его можно оскорблять: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30 (см. Ев.10:29).

Ему можно сопротивляться: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Деян.7:51.

Против Него можно согрешить: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простятся человекам...». Мф.12:32,32. (см. Мк.3:29; Лук.12:10).

Дух Святой наделяет силой: Христос перед вознесением говорил Своим ученикам: «но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой...». Деян.1:8 (см. Лук.4:14; Рим.15:13,19).

Святой Дух научает правильному поклонению. Беседуя с Самарянкой, Христос сказал ей: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Ин.4:23-24.

Дух Святой управляет церковью, делая это: через распределение духовных даров: «Всё же сие (духовные дары) производит один и тот же Дух, разделяя каждому, как Ему угодно..»22. 1Кор.12:4-13. (см. Деян.2:4,33,38). Через утешение: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались». Деян.9:31. Через избрание и посылание на служение: «Когда они (церковь) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их... Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр...». Деян.13:3-4.

Через управление в догматическом учении: По окончании первого вселенского собора, где решался вопрос, касающийся того, во что верить и как жить, было решено: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас ни какого бремени более, кроме сего необходимого...». Деян.15:38. А так же Святой Дух участвует в «построении церкви»: «Итак, вы... быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем... на котором... вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Еф.2:22.

Дух Святой участвует в воскресении: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11 (ср. 1Пет1:18).

Дух Святой вдохновляет авторов Священного Писания: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». 2Пет.1:21.

Так же Дух Святой участвует в наших молитвах: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Рим.8:26 (ср. Иуд.1:20).

Вот те действия Святого Духа, которые видны при рассматривании текстов Нового Завета. Возможно, список можно продлить. Но даже глядя на эти действия видно, что большинство из них способна совершить только личность.

Необходимо отметить, что многие из этих действий совершает так же и Бог или Христос, который тоже является Божественной личностью: Святой Дух возрождает, возрождает и Бог (см. 1Ин.2:29; 1Ин.2:9; 1Ин.4:7; 1Ин.5:1,4,18). Святой Дух свидетельствует, Бог тоже свидетельствует (см. Ин.8:18; а так же Ин.3:32; Ин.4:44; Ин.5:31,36; Ин.7:7; 1Ин.5:9-10; Отк.22:20). Святой Дух прославляет Христа, Христос прославляет Отца, а Отец прославляет Христа (см. Ин.17:1,4,5; а так же Ин.8:54; Ин.12:28; Ин.13:32; Деян.3:13; Рим.8:30). Дух Святой говорит, говорит и Бог (см. Лук.12:20; Ин.7:17; Ин.9:29; Деян.2:17; Деян.3:21; Деян.7:7; Рим.15:11; 2Кор.6:16; Евр.1:1,5; Евр.8:30). Святой Дух ходатайствует, и Христос ходатайствует (см. Евр.7:25; Рим.8:34). Святой Дух участвовал в рождении Христа и сила Всевышнего, а, следовательно, Сам Всевышний тоже (см. Лк.1:35). Так же Святой Дух, как и Бог, участвуют в крещении (см. Мф.28:19), помазывают (см. Деян.4:27; 2Кор.1:21; Евр.1:9), запечатлевают (см. 2Кор.1:21-22). Дух Святой знакомит со Христом, а Бог дает Духа для этой цели (см. Мф.3:17). Святой Дух участвовал в жертве Христа, так же и Отец (см. Ин.3:16). И Святой Дух и Бог утверждают (см. Еф.3:14-16), показывают (см. Ин.5:20; Ин.10:32; Деян.9:16; Рим.9:22; Кол.1:27; Евр.6:17), содействуют (см. Мк.16:20). Дух Святой и Христос участвуют в изгнании бесов (см. Мф.17:18; Мк.1:23-26). Как и Духа Святого, Господа можно искушать (см. Мф.4:7; Лк.4:12; Деян.15:10; 1Кор.10:9; Евр.3:9), можно оскорблять (см. Лк.18:32). Богу, как и Духу, Святому можно сопротивляться (см. Деян.23:9). Против Бога и против Духа Святого можно согрешить (1Кор8:12). Святой Дух открывает будущее и участвует в показе видений, а Бог знает будущее и тоже участвует в показе видений (см. Деян.10:9-17,28; ?ei. 8:28-29). Святой Дух и Бог научают правильному поклонению (см. Ин.4:20-24), утешают (см. Рим.15:5; 2Кор.1:3-4), избирают на служение (см. Деян.9:15,16; Деян.15:7), участвуют в «построении Церкви» (см. Кол.1:22), участвуют в воскресении мертвых (см. Деян.26:8; 1Кор.6:14; 2Кор.1:9).

Сравнивая действия Святого Духа с действиями Бога в Новом Завете важно отметить, что Святой Дух совершает такие действия, какие кроме Него совершает только Бог, а именно: участие в воскресении Христа (см. Дея.2:24,32; Деян.3:15,26; Деян.4:10; Деян.5:30; Деян.10:40; Деян.13:30,32; 1Кор.6:14), освящение (см. 1Кор.1:30; Ин.10:36; Ин.17:17,19; Иуд.1), оправдание (см. Рим.3:26,30;Рим.4:5; Рим.8:30), вдохновение Писаний (см. 2Тим.3:16). И это еще одно свидетельство в пользу Божественности природы Святого Духа.

Для нас важным будет и тот факт, что Бог не совершает в Новом Завете, а Дух Святой совершает. Евангелист Лука описывает первый «все-церковный собор», собравшийся по поводу разногласия связанного с исполнением церемониального закона. На этом соборе апостолы делятся опытами, которые Бог совершил с ними, читают Писания, а когда речь доходит до принятия решения, то апостолы пишут: «Угодно Святому Духу и нам...». Деян.15:28. И нигде не сказано, что на решение этого собора повлиял Бог. Теперь если мы предположим, что Дух Святой - это не Божественная личность, а безликая сила, то разве бы доверил Бог руководить таким важнейшим событиям в истории церкви просто силе, или может быть и личности, но не Божественной, а сотворенной? Скорее всего, нет. И это так же дает нам право предположить, что Дух Святой - это личность, и личность Божественная, и, следовательно, обладающая той же природой и Бог.

Когда мы говорили о действиях Духа Святого, то обращались к следующему тексту: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17. В связи с этим текстом возникает справедливый ворс: Если Святой Дух личность, а тем более Божественная личность, то, как Её можно дать? Дать можно, по крайней мере, силу. Библия - премудрейшая книга, и не секрет, что человек до конца постичь её не может, тем более те стороны, которые касаются природы Бога и отношений лиц Святой Троицы. Но если мы задаем подобный вопрос по отношению к Святому Духу, и на основании отсутствия удовлетворяющего ответа готовы назвать Его безликой силой, то, как мы объясним тогда следующее выражение: «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного...». Ин.3:16? Вряд ли кто-то будет спорить о личностном аспекте природы Иисуса Христа, и о Его Божественности почти весь христианский мир соглашается, но и о Нем сказано, что Бог отдал Его. В обоих случаях употребляется один тот же греческий глагол «дидоми».

Святой Дух и действие Его силы.

Новый Завет свидетельствует о том, что Святой Дух - личность. И как подобает личности, Он обладает силой. Для нас же очень важно не путать Святого Духа с Его силой. Апостол Павел обращаясь к Римской церкви, писал: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились надеждою». Римю15:13. (ср. Деян10:38; 1Кор2:4).

Святой Дух и Божество

Мы уже встретили много свидетельств в пользу Божественности Святого Духа. А говорит ли Новый Завет достаточно прямо о том, что Святой Дух - есть Бог и, следовательно, обладает Божественной природой? На этот вопрос мы можем ответить положительно, и об это подтверждают следующие моменты:

Нахождение в повествованиях среди других Божественных лиц Святой Троицы: В Новом Завете мы не раз встречаем прямые указания на Святую Троицу, когда говориться об Отце Сыне и Святом Духе. При этом в подобных описаниях Ник-то ни перед Кем не возвышаем, и Никто ни перед Кем не умоляем, и в разных повествованиях, порядок, в котором идет речь о лицах Святой Троицы, тоже же разный. Так при крещении Иисуса свой порядок: «И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Мф.3:16-17.

В формуле крещения другой порядок: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мф.28:19. В апостольских приветствиях и благословениях также иная последовательность: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и откровению Кровию Иисуса Христа».1Пет.1:2. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». 2Кор.13:13. Когда говориться об управлении церкви посредством духовных даров, так же иная последовательность: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6.

Еще одно прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, заключается в том, что Он живет в храме. Апостол Павел пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий. И Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. (см. 1Кор.6:19). В обоих случаях Павел использует греческое слово «наос».В греческом языке для обозначения храма используется два слова: «хиерон» и «наос». Слово хиерон означало храм в целомWalter Baurer, A Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997, 372.. Если взять в пример Иерусалимский храм, то понятие хиерон включало в себя здание, двор и т.д. Слово же наос означало храм в смысле жилища БогаИван Синайский. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879. с.71. Если опять в качестве примера рассмотреть Иерусалимский храм, то это будет внутренняя часть храма. И Павел пишет, что мы являемся «наосами», местом, где живет Святой Дух. И так как наос означает жилище Бога, то напрашивается вывод, что Павел умышленно употребляет именно это слово с целью показать Божественность Святого Духа.

И еще одно прямое указание. Святой Дух прямо назван Богом. Лука повествует случай из опыта первой христианской церкви. Это случай с Ананией и Сапфирой, когда они, продав свое имение, утаили определенную часть из ее стоимости, остальное принесли апостолом, но сказали, что принесли все. Петр ответил Анании: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человеку, а Богу...». Деян5:1-5.Подобную точку зрения по вопросу о природе Святого Духа высказывают следующие авторы:

Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry, 1962, 36-37.

Charles R. Swinodoll, Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986, 177-181.

Millard J. Erickson, Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985, 857-862.

Russell R. Byrum, 168-170, 179-184.

Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 8, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979, 504-505.

А.В. Валленкампф. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996. с.7-15.

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889. с.205.

Б. Геце. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997. с.112-115.

Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. с.144.

Г.К. Тиссен. с.105-116.

Жанн Кальвин. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997. с.119-121, 130-137.

И.Г. Соколов. Богословие учение о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912, с. 37-42.

Конспект лекций по систематическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993. с.45-51, 52-53, 55-59,62.

Р.С. Спраул. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997. с.9- 27, 49-65.

Ф.Л. Форлайнс. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996. с.61-76.

УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА И СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В данной части работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в христианстве, находят подтверждение в Библейском учении?

В первой части нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения. Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же порядке, в котором они расположены в выводах после первой части:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно». Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем, что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о природе Бога.

Находиться ли такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну на основании Священного Писания?

В пользу положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и Нового заветов:

- Как Ветхий Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве Божества, говоря, что Бог един и один.

- Святой Дух обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог.

- Святой Дух совершает действия, которые совершает только Бог.

- Святой Дух прямо назван Богом.

Основываясь на данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии со Священным Писанием.

- Святой Дух - Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность.

Подтверждается ли это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав?

В пользу того, что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее:

- Библия часто говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени вознесения Христа на небо.

- Христос часто молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ. Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему...» Ин.16:10.

- И главное подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно.

Эти свидетельства дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со Священным Писанием.

О том, является ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих фактов:

- По отношению к Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma);

- Нахождение Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы;

- Личностные характеристики: воля, разум, чувство, общение;

- Именование Его Утешителем;

- Действия Святого Духа;

- Святой Дух исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством.

Библия определенно говорит об исхождении Святого Духа от Отца, и это является подтверждением данного слагаемого учения о природе Святого Духа: «Святой Дух от Отца исходит...» (evkporeu,etai) Ин.15:26.

Но Библия нигде не объясняет, что означает исхождение Святого Духа от Отца. И этот текст для многих является одним из оснований для отвержения личностного аспекта Святого Духа. «Как личность может исходить?», - спрашивают они. Церковь IV-го века объясняла исхождение, как нечто тайное, присущее природе Бога и не поддающееся объяснению человеческим умом. И то, что мы можем знать об исхождении, говорили они, - это, лишь, что оно является отличительным признаком Святого Духа от Отца и Сына. И следует признать, что данное объяснение весьма логичное, но всё же это тот случай, когда необходимо признать, что в Библии нет подтверждений подобному объяснению, но так же в ней мы не находим основания для отвержения подобного объяснения.

- Святой Дух - не сотворенное существо, но происходит от Отца и Сына (как ветвь от корня).

Данное слагаемое является традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о природе Святого Духа. Подтверждается ли оно Священным Писанием? На этот вопрос мы не можем дать положительного ответа. Нигде Писание не говорит о происхождении Святого Духа от Отца и Сына или от кого-либо ещё.

- Святой Дух по Своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом.

Данная точка зрения шла параллельно с традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. Подобную точку зрения разделяли евиониты-гностики, ариани, манихеи, но только в отличие от традиционного взгляда третьего столетия, они вообще не признавали Святого Духа Божественной личностью. Говорить о согласовании идеи субординации с Библейской позицией так же трудно. Хотя Библия нигде прямо не говорит, что Святой Дух ничем не меньше Отца и Сына, но выше рассмотренные свидетельства не дают нам право говорить о Библейской обоснованности идеи субординации по следующим причинам:

- Библия нигде не говорит о том, что Святой Дух ниже по Своей природе Отца и Сына.

- Святому Духу присущи атрибуты, которые кроме Него свойственны только природе Бога.

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну.

- Святой Дух прямо назван Богом.

Здесь, возможно кто-то может возразить, ведь не обо всех непередаваемых атрибутах, присущих природе Бога говорится, как о присущих природе Святого Духа. И это то, как раз и является основным аргументом сторонников идеи субординации. Но когда мы говорили о природе Бога, мы не рассматривали природу Отца, или Сына, или Святого Духа, а говорили о природе Бога вообще. И чуть выше мы увидели, что триединство (три ипостаси и единое существо) не противоречит, а наоборот подтверждается Библией. И теперь, когда мы, после того как пришли к этому заключению, говорим о природе Бога, к Кому мы её относим? Только ли к Отцу и Сыну? Это было бы не логично. Когда мы говорим о природе Бога, правильнее будет утверждать, что она (природа) во всей полноте относится и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу.

- Святой Дух - некий инструмент Отца. Это слагаемое содержалось в учении евионитов-гностиков.

Подобное слагаемое:

- Святой Дух - Божественная сила одного Бога. Принадлежало оно монархианам-динамистам.

Оба этих слагаемых не находятся в согласовании со Священным Писанием. В первом случае по следующей причине:

- Хотя в Библии мы и находим, что Святой Дух дается, посылается, но и Сын отдан. Но Библия определенно свидетельствует о самостоятельности действий совершаемых Святым Духом, употребляя активный залог по отношению к ним (см. Ин. 14:26).

Говоря о втором случае, не согласиться с тем, что Святой Дух просто сила Бога нам даёт право та же самая причина, которая дает нам право не согласиться с тем, что Святой Дух - инструмент, и ещё одна причина:

- Сила не может быть личностью, а мы имеем большое количество свидетельств в пользу личностного аспекта природы Святого Духа.

- Святой Дух - творенье, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творенья.

Это слагаемое относится к учению ариан и пневматомахов (полу-ариан). Нельзя утверждать и в этом случае о Библейской обоснованности данного понимания, т.к. Библия нигде не говорит о том, что Святой Дух сотворен, а наоборот, Библия свидетельствует, что Святой Дух наравне с Богом участвовал в сотворении земли и участвует в творении человека в утробе. К тому же, когда мы говорим, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то это исключает тварность Святого Духа. Если Святой Дух сотворен, то Он не может быть единосущ не сотворенному Отцу и Сыну.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

Данное слагаемое принадлежит учению манихеев. Оно схоже чем-то с учением о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. И так же, как и идея о происхождении не поддерживается Писанием. В Библии если кто-то происходит от Бога, то только потому, что Бог творит. Дух Святой не происходит от Отца, т.к. не сотворен, так же не является эманацией Отца.

- Святой Дух - одно из имен одного Бога, открывающегося, как Отец в Ветхом завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

На этом настаивали монархиани модалисты. Данное воззрение так же не подтверждается Писанием:

- Библия определенно свидетельствует об ипостасности (личностном аспекте) Святого Духа. Т.е. Святой Дух - не то же самое, что Отец или Сын, а отдельная от Них Божественная личность. О фактах подтверждающих данное утверждение мы упоминали, анализируя учение об ипостасности Святого Духа.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

Это слагаемое также относится к Монархианству, а именно к учению римского епископа Каллиста. Оно, как никакое другое, вообще является трудным для понимания и чем-то напоминает учение модалистов, но не передает его идеи прямо. И также, чем-то напоминает традиционное понимание церкви третьего века. Библия нигде не говорит о Святом Духе, как о синтезе Отца и Сына. Данное слагаемое также не согласуется со Священным Писанием.

- Святой Дух - это двойное расширение Монады, связанное с домостроительством.

Автором данного слагаемого является Маркел, епископ Анкирский. О нем (о слагаемом) нельзя сказать, что нет противоречий между ним и Библией по следующим принципам:

- Маркел утверждал, что Троица - это исторический феномен, связанный с домостроительством и получившийся вследствие расширения Монады. Библия говорит о том, что по Своей природе Бог неизменяем (Мал.3:6).

- асширение Монады - это нечто напоминающее идею происхождения в традиционном взгляде церкви второго-третьего века. И мы уже упоминали, что Библия не говорит о происхождении ни Сына, ни Святого Духа. И тот факт, что Дух Святой единосущ Отцу и Сыну не дает нам право сказать, что Сын и Дух Святой происходят от Отца и Сына неведомым для нас образом: либо, как плод от корня, либо путем эманации, либо через расширение Монады. Библия просто нам об этом не сообщает.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Данное слагаемое берет свое начало в Западной церкви в шестом веке. Нигде в Библии не сказано об исхождении Святого Духа от Отца. И говорить, что Бог обладает по Своей природе, каким то качеством, о котором не говорит Библия, мы не можем.

ВЫВОДЫ

Делая выводы по проделанному исследованию нам необходимо ответить на поставленный в начале вопрос: В чем суть, или каковы слагаемые христианского учения о природе Святого Духа? И почему в христианстве имели место те слагаемые учения природе Святого Духа, которые не поддерживаются Священным Писанием?

Сейчас мы можем совершенно определенно сказать, что большая часть составных учения по вопросу о природе Святого Духа, которые имели место в христианстве в период становления этого вопроса, не согласуется со Священным Писанием.

Итак, слагаемые, учения по вопросу о природе Святого Духа, которые не идут в разрез со Священным Писанием и подтверждаются Им:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно».

- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.

Слагаемое учения по вопросу о природе Святого Духа, которое не идет в разрез со Священным Писанием, подтверждается Им, но интерпретация которого, хотя и логична, все же мы не можем сказать, что Библия абсолютно поддерживает этот взгляд.

- Святой Дух исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.

Слагаемые учения по вопросу о природе Святого Духа, которые не согласуются со Священным Писанием:

- Святой Дух несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух по своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Отцом и Сыном.

- Святой Дух - некий инструмент Отца.

- Святой Дух - творение, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творения.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

- Святой Дух - одно из имён одного Бога, открывающегося как Отец в Ветхом Завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

- Святой Дух - Божественная сила одного Бога.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Мы видим, что из тринадцати составных учения по вопросу о природе Святого Духа, только два из них полностью подтверждается Священным Писанием. Возникает справедливый вопрос: почему? Ведь основноё мерило христианской веры - это Слово Божие?

Для ответа на этот вопрос нам нужно вернуться к тем причинам, о которых мы уже говорили, когда упоминали о том, что повлияло на появление того или иного воззрения по вопросу о природе Святого Духа и природы Троицы в целом.

На учение о происхождении Святого Духа от Отца и Сына и на появление идеи субординации между Отцом, Сыном и Святым Духом повлияла неспособность, а может еще и неготовность церкви дать ответ на проблему, которая возникла в результате того, что язычники обвиняли христиан в политеизме, а христиане, веруя в единого Бога, проповедовали Отца, Сына и Святого Духа. Здесь то, как объяснение данного противоречия появляется учение о происхождении Святого Духа и Сына от Отца и идея субординации.

Учение евионитов-гностиков и их взгляд на Бога, и в частности на Святого Духа, как инструмент Бога есть результат смешения христианства, иудейства и гностической греческой философией.

На учение Ария о тварности Святого Духа повлияли те же причины, что и на традиционное понимание церкви третьего века; только Арий отвергает происхождение и заменяет его сотворением.

Манихейство и его учение, о том, что Святой Дух есть эон - это тоже смешение: смешение христианства, с дуалистической религией Зороастра.

На становление учения монархиан, как модалистов, динамистов, так и на учение Каллиста повлияли схожие причины. Тот же вопрос: как совместимо учение о Троице с верой в одного и единого Бога? Модалисты и динамисты отвергают идею субординацию и предлагают свои ответы на данный вопрос. А Каллист предлагает неудачный компромиссный вариант между учением модалистов и традиционным взглядом церкви того времени.

Учение Маркела о том, что Дух Святой - двойное расширение Монады, связанное с домостроительством - это борьба против арианской ереси и неудовлетворенность Никейским ответом на эту ересь, а стремление сознать, что-то свое.

Filioque - первоначально это компромисс церкви ради присоединения к ней вестготов ариан. Чуть позже - это просто привычка, а еще позже (в 1054г.) - это выгодный повод для разделения церкви на Западную и Восточную.

Таким образом, на заданный нами вопрос: почему так много не согласующихся с Библией слагаемых учения о природе Святого Духа появилось в христианстве в период становления этого учения можно ответить следующим образом:

Во-первых, можно предположить, что церковь в третьем веке не была готова еще дать ответ на кажущиеся противоречия между верой в одного и единого Бога и учением о Троице. Церковь в это время - это церковь гонимая. Бог воспринимается больше, как личный участник в их практической жизни, и может быть не так важно насколько полно и правильно в таких условиях понимается природа Бога, главное, что Бог - есть Бог спасающий и дающий надежду.

Во-вторых - это руководство не Библейским откровением, а философией, умствованием; а также заимствование из других религий.

В конце хотелось бы сказать заметить, что Бог все же открыл учение о Своей природе и в частности о природе Святого Духа церкви, как мы видели, в IV-м веке. И тот факт, что Бог открыл учение о Своей природе, говорит об особой важности этого учения. Мы знаем, что многие истины Библии церковь не сохранила, изменила, и Бог это допустил. Но учение о Своей природе Бог открыл и не допустил того, что бы оно было изменено, забыто, потеряно церковью. Можно заметить и особое руководство Божие в становлении учения о природе Бога. Появление Ария будоражит богословскую мысль и заставляет усиленно изучать именно эту область. Приход Константина, прекращение гонений дает церкви возможность заняться серьезным исследованием данного вопроса. И, наконец, церковь приходит к правильному (настолько, насколько это открыто Богом через Библию) пониманию вопроса о природе Бога. И это говорит об особой важности данного учения. Бог допускает, что бы церковь изменила его закон, но Он не допускает укоренению противоречащих Библии понятий о природе Бога. Бог хочет, чтобы мы знали, Кому мы поклоняемся и Кому верим. Эти размышления могут стать перспективой для нового исследования. А сейчас хочется сказать, что на примере истории развития учения о природе Бога и в частности о природе Святого Духа мы можем видеть, что Бог приготовил более короткий путь откровения к познанию Самого Себя: это Его влияние и Священное Писание. И да поможет нам Бог идти этим путем, не уходя в человеческие мудрствования и различные философии, обо “не мудрое Божие, премудрее человеков” 1Кор.1:25.

БИБЛИОГРАФИЯ

Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry.

Baurer W.A. Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997.

BIBLIA HEBRAICA STUTTGARTENSIA, DEUTSCHE BIBELGESELL SHAFT, 1990.

Burym R.R. Christian Theology, Revision Editor Arlo F. Newell, 1982.

Charles R.S. Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986.

Erikson M.J. Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985.

George T. Theology of the Reformers, Nashville, Broaden press, 1988.

Grudem W. Systematic Theology, Leicester, Inter-Varsity press, 1994.

Schaff P. History of the Cristian Church, vol.II, New York, Charles scribner's sons, 1918.

Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. VIII, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979.

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889.

Афанасий Великий. Творения, том IV. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994.

Афанасий Великий. Творения, том I. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994.

Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, том II. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, том IV. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994.

В начале было Слово... основы вероучения христиан - Адвентистов Седьмого Дня. Заокский, Источник жизни. 1993.

Валленкампф А.В. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996.

Василий Великий. Творения. М., Издательство «Паломник». 1993.

Геце Б. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997.

Григорий Богослов. Собрание творений том I. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1974.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997.

Каноны или книга правил. Монреаль, Изд. Братства преп. Иова Почаевского Русской православной зарубежной Церкви. 1974.

Картешев А.В. Вселенские соборы. М., Изд. «Республика». 1994

Конспект лекций по догматическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993.

Ориген. О началах. Новосибирск, В.О. «Наука». Печатается по изданию Рига. 1936.

Писание Мужей Апостольских. Рига, Латвийское библейское общество. 1994.

Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.

Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.

Поснов. М.Э. История христианской церкви. Брюссель, Изд. «Жизнь с Богом». 1964.

Святой Иустин. Творения. М., Паломник. Благовест. 1995.

Синайский И. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879.

Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1992.

Соколов И.Г. Богословие учения о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, Т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912.

Спраул. Р.С. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997.

Тальберг Н. История христианской церкви. М., «Интер бук». 1991.

Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994.

Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1989.

Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996.

Энциклопедический словарь «Христианство», том II. М., Научное издание «Большая научная энциклопедия».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ