ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Контрольная работа на тему:
ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Выполнил:
магистрант гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
доц. И.А. Козловский
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Англиканская церковь является одной из основных протестантских церквей, появившихся в ходе Реформации (хотя некоторые исследователи считают англиканство самостоятельным направлением в христианстве, а не течением в рамках протестантизма [3, с. 101]). Её становление тесно связано с историей взаимоотношений английской монархии и Римско-католической церкви, отражает развитие религиозной ситуации в Европе и мире, реагирует на периоды обострения кризисов внутри католичества и протестантизма, а современный этап жизни англиканских церквей соответствует глобализационным и интегративным процессам, характерным для сегодняшнего христианства. На первом этапе своего становления Англиканская церковь, оставаясь на территории Британских островов, имела своеобразные характерные черты в отличие от континентальных протестантских структур (до сих пор Церковь Англии сохранила некоторые особенности, не свойственные даже другим церквам Англиканского сообщества, например, тесное сотрудничество со светской властью, когда король является главой церкви, а епископы заседают в Палате лордов).
Данная работа предполагает рассмотрение Англиканской церкви как на этапе исторического становления её структуры и вероучения, так и на современном этапе через рассмотрение современной структуры и тенденций внутри англиканства. Объектом исследования служит Англиканская церковь, а предметом - структура и особенности становления церкви. Цель работы - выявление основных тенденций в рамках англиканства в ходе его исторического развития и на современном этапе. Соответственно, первый раздел призван осветить историю становления Англиканской церкви, а второй - отследить современное состояние церкви, её горизонтальные и вертикальные структурные компоненты.
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
Английская корона начала ссориться с папством довольно рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между Римом и Англией уже в 12 в. Если первые усилия королей избавиться от влияния папства были безуспешными, то во многом это происходило по причине недостаточной поддержки монархов подданными, среди которых не было единства до XIII века, когда на историческую арену вместо англосаксов и норманнов выходит единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае нельзя терпеть. «Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов» [2], короля теперь поддерживает парламент. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.
для духовенства зависимость от далекого Рима была предпочтительней опеки светской власти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросалось в глаза поведение монахов. На соборе 1437 г. в Лондоне столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в XVI в. позволяло сторонникам преобразований делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.
Идеологическое и богословское обоснование претензий на независимость от Рима появляется при Эдуарде III в лице священника Джона Уиклифа (1324-1384). Его работа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением пап, которых в Англии считали орудием в руках врагов-французов. Сначала Уиклиф только обличает папство и его систему. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа это человек греха, преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество - это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Он последовательно приходит к мысли, что Священное Писание есть единственный источник религиозного знания. Отсюда его главная работа перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал новый орден - лоллардов. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.
Новая волна антикатолического движения обусловлена проникновением идей континентальной Реформации. С 1527 начинается дело о разводе Генриха VIII (1509-1547) с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает Генриха. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. При поддержке нации король свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, даже полемизирует с Лютером. Так, в 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п.
В 1530 запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначается генеральным викарием в церковных делах.
Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования (1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма эта часто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит к королю.
В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принят билль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет [6, с. 77].
первая вероисповедная формула, принятая в Англиканской церкви, зафиксирована в т.н. «десяти статьях» 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трёх символов веры и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трёх таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется «Наставление христианина», конкретизирующее положения «10 статей». В 1539 парламент принимает документ, названный «6 статей». Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. В 1543 было обнародовано «учение, необходимое для каждого христианина», где делается шаг в сторону католицизма.
При сыне Генриха Эдуарде VI (1547-1553) преобразование догматики и богослужения набрало новые обороты. В 1549 была выпущена «Книга общих молитвословий» (плод труда, в основном, архиепископа Томаса Кранмера), пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь являющаяся в Англиканской церкви служебником, в который введена и догматика. догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году «42 статьи», провозгласившие, среди прочего, что: учение Св. Писания достаточно для спасения; Никейский, Афанасиев и Апостольский символы веры должны быть признаны, потому что могут быть во всём их содержании доказаны из Св. Писания; учение о сверхдолжных делах нечестиво; вселенские соборы могут погрешать и погрешали; из таинств признавать должно только крещение и вечерю Господню; пресуществление не может быть доказано из Св. Писания; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными и т.д. В основе этих статей лежит Аугсбургское исповедание веры.
Обнародование этих двух документов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Мария Тюдор (1553-1558), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли репрессии против протестантов. Но уже Елизавета I (1558-1603) отказалась от возрождения католичества в Англии, выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и католиков. Пересмотренная «Книга общих молитвословий» была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру «42 статьи».
В XVII в. протестантизм получает в Англии окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось епископатом. При Иакове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649) идут постоянные распри между короной и парламентом по налоговым вопросам. Попытка Карла I ввести в Шотландии епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений, а после роспуска уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Со вступлением на престол Вильгельма III (1688-1702) Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение, но сфера её влияния постепенно суживается. В мае 1689 акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленная диссентерам (просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры), состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 годах диссентеры протестанты и католики были допущены на государственную службу, в 1868 диссентеры были освобождены от налога в пользу Англиканской церкви, а в 1871 для них были открыты университеты. Таким образом, Англиканская церковь, добившись доминирования на территории Великобритании, со временем ввела принцип толерантности в свои отношения с адептами других церквей, в том числе - католической.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и в других странах и регионах мира. Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах. Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой. Некоторые епархии, например, на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.
Возглавляемое архиепископом Кентерберийским Англиканское сообщество объединяет более тридцати церквей, в т.ч. Церковь Англии, Шотландскую епископальную Церковь, Церковь Ирландии, Церковь Уэльса, Реформированную Епископальную церковь Испании, Лузитанскую церковь (Португалия), Епископальную церковь США, Англиканскую церковь Канады, Епископальную Англиканскую церковь Бразилии, Англиканскую церковь Мексики и другие региональные. «Церкви Англиканского содружества независимы в литургических вопросах, и с 1866 г. под председательством архиепископа Кентерберийского Содружество проводит в Лондоне, в Ламбетском дворце, конференции, на которых руководители автономных церквей обсуждают актуальные проблемы вероучения, культа и социальной жизни верующих» [5, с. 126].
По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, различаются пять течений внутри англиканства: высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, англо-католики, евангелисты.
Высокая церковь во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь -- одна из трёх ветвей католицизма (две другие -- римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.
Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.
Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.
Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении, практикуют таинство исповеди в присутствии священника, сохраняют целибат для священников. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния. Это течение представляют Католическая англиканская церковь, Святая католическая церковь (Англиканского обряда), Американская англиканская церковь, Американский синод англиканского обряда, Англиканская католическая церковь, Англиканская коалиция в Канаде, Англиканская миссия в Америке, Англиканская ортодоксальная церковь Америки, Англиканская провинция Царя Христа, Англиканская церковь международная, Англиканская церковь Судана, Африканская православная церковь, Епископальная миссионерская церковь, Епископальная ортодоксальная церковь, Объединенная англиканская церковь, Христианская епископальная церковь и другие [1].
Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения. К нему относятся Англиканская епископальная Церковь, Англиканская ортодоксальная церковь, Объединенная епископальная церковь Северной Америки, Реформированная епископальная Церковь, Свободная церковь Англии, Сообщество Христа Искупителя, Традиционная протестантская епископальная церковь, Харизматическая епископальная церковь, Церковь Англии в Южной Африке и Южная епископальная церковь [1].
Общая численность англикан во всём мире -- 69 млн. человек. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Австралии (3670 тыс.), США (2445 тыс.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении (1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Канаде (848 тыс.), Руанде (600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), на Мадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Ирландии (95 тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне (25 тыс.), Новой Зеландии (732 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (200 тыс.), на Соломоновых Островах (112 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс.), Ямайке (103 тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78 тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.), Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Антигуа и Барбуде (36 тыс.), Багамских Островах (28 тыс.), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), Сингапуре (24 тыс.) [4].
Таким образом, Англиканская церковь не представляет строго иерархичной структуры, объединяя независимые в своей деятельности провинциальные церкви в Англиканское сообщество, почётным главой которого является архиепископ Кентерберийский. Разные прочтения традиции встречаются как на горизонтальном уровне (каждая церковь имеет право несколько модифицировать доктринальные и литургические положения), так и по вертикали (внутри каждой церкви можно выделить сторонников высокой, широкой и низкой церквей, а также англо-католиков и евангелистов, что не мешает этим направлениям оставаться в рамках одной структуры). Англиканская церковь объединяет около одного процента населения Земли, причём её епархии распространены почти в двухстах странах, а представители англиканских церквей являются одними из наиболее последовательных сторонников межконфессионального диалога (все независимые англиканские церковные провинции - члены Всемирного совета церквей, а первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский). При этом разные англиканские церкви постоянно контактируют и следят за тем, чтобы отдельная церковь не слишком отступала от общей традиции (например, в 2007 году Епископальную церковь США едва не исключили из Англиканского сообщества из-за рукоположения в епископы гомосексуалиста Джина Робинсона). Несмотря на различия в трактовке некоторых положений традиции, англиканские церкви сохраняют своё структурное единство, не переводя его в строгую иерархическую систему.
ВЫВОДЫ
Подводя итоги исследования Англиканской церкви, следует отметить несколько характерных особенностей и тенденций в её рамках. Прежде всего, Реформация в Англии шла отдельно от континентальной и во многом была обусловлена характером взаимоотношений английской короны и римского папы, хотя с приходом Реформации на континенте идеи лютеранства и кальвинизма проникают в страну и корректируют процессы административного и богословского оформления англиканства. В истории становления Англиканской церкви можно выделить периоды её самостоятельной борьбы с Римом (до Реформации в Европе) и сотрудничества с континентальным протестантизмом после его оформления.
Вероучение Англиканской церкви складывается на основе обработки католических и протестантских положений, причём в разные периоды (в зависимости от преобладания той или иной партии) соотношение католических и протестантских элементов различно. Базовым кодексом вероучения, а также официальным служебником является выпущенная в 1549 году «Книга общих молитвословий», пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872 и сохраняющая сегодня свой высокий статус.
Сегодня Англиканская церковь объединяет около одного процента населения земли в рамках более чем тридцати провинциальных церквей, входящих в Англиканское сообщество, которое признаёт почётным председателем архиепископа Кентерберийского. Отдельные англиканские церкви не обязаны подчиняться в административных или догматических вопросах друг другу, даже решения общецерковных конференций не являются необходимыми для исполнения конкретной церковью, хотя пренебрегают таковыми постановлениями крайне редко.
Англиканская церковь является последовательной сторонницей межконфессионального диалога, активно участвует в работе Всемирного совета церквей и экуменических контактах с различными направлениями в христианстве. Внутри самого англиканства сосуществуют подразделения на высокую, широкую и низкую церкви, которые призваны объединить адептов с разными представлениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Англиканские церкви // www.hierarchy.religare.ru/h-angl-angl.html от 29.03.08
2. Андреев И.Д. История Англиканской церкви // www.engchurch.fromru.com/hist04.htm от 29.03.08
3. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. - М.: Мир книги, 2006. - 192 с.:
4. Пучков П.И. Распространение англиканства в мире. http://engchurch.fromru.com/modern02.htm от 29.03.08
6. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 75-80.