Для джайнизма в Индии была теоретическая база - это в первую очередь санкхья и йога. Эти учения призывали людей к самосовершенствованию, к выходу из порочного круга страстей и желаний, к растворению человека в природе. Но система брахманизма имела одно слабое место - кастовая система. Многие могли быть ею недовольны, но больше всего она не нравилась кшатриям - князьям, правителям, воинам. Путь к спасению (существовавший только для жрецов-брахманов) в это жизни был для них закрыт. Поэтому именно в среде кшатриев стали появляться пророки, которые пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к спасению, высшим степеням духовности, богам.
Джайнизм не стал такой религией: видимо этому помешал её крайне аскетический характер, но поиск продолжался и в VI веке до н.э. родилась новая религия - буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религией. Она старше христианства на пять веков, а ислама целых двенадцать.
Джайнизм может рассматриваться как его непосредственный предшественник или, по крайней мере, очень близкое к буддизму религиозное учение.
БУДДИЗМ
Буддизм - возник в Древней Индии в Х1- V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления тхеравада и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э. -начало 1 тысячелетия н.э.; распространился в юго-восточной и центральной Азии, отчасти в средней Азии, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к ХН в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, освобождение и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию и одновременная пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набор дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность буддизма.
Архатв буддизме хаяны существо, достигшее состояния высшего совершенства идентичного с «освобождением», нирваной.
Бодхисатва(санскр.: тот, чья сущность - просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое в отличие от архата хаяны, выступает, прежде всего, как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала бодхисатвы в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.
Дхарма (санскр.), 1) одно из центральных понятий в индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: царящий над миром вечный абсолютный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме - первичные элементы бытия и психо-физичекие элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания и прекращения нирваны.
Нирвана(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней, как об абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры жизни и смерти (сансары).
Буддистская философия оперирует понятиями беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни.
У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу-творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему не место в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют, универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда - не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру. Указывающий другим людям путь к совершенству. Он так же и не спаситель людей. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. Нельзя считать буддизм и монотеистической религией, так как всё множество ведических богов сохранилось в его вероучениях (хотя поклонение им и утратило смысл). В буддизме нет веры в загробную жизнь. Будда не отменил и не запретил старых богов, но в новой религии они стали скорее созданиями природы, чем её властителями.
Согласно древним буддистским традициям Вселенная существует в нескольких уровнях. Земля находится где-то посередине. Это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окружённая морями и концентрическими кругами горных цепей. За пределами этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нём лежат четыре острова. Индия - треугольный остров. Его серединный пункт - дерево, под которым Будда вошёл в состояние нирваны. Земля держится в пустом пространстве. Под землёй находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджариваются их обитатели. Над землёй находится шесть небес, на которых живут боги.
РАЗДЕЛЕНИЕ БУДДИЗМА
После смерти Будды последователи Учителя собрались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. На этих сборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие доказательства, принимаемые на веру положения). Первый такой собор произошел, согласно традиционному рассказу, собрался вскоре после смерти пророка. Среди пятисот монахов были непосредственные ученики Будды, в том числе его любимый ученик Ананда, которого едва не отстранили от собора, так как считали повинным в том, что он не успел спросить у умирающего точного разъяснения главных пунктов учения. Историки считают этот первый собор скорее мифом, чем реальностью. Второй собор произошел через 100 лет после первого в вайшали. На нём возникли острые споры, и фактически произошел раскол сангхи (буддистской общины) на два направления. Первое из них - тхеравада (или южный буддизм) состояло из позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды, второе трактовало буддизм более свободно. Последователи тхеравады - это ортодоксы, то есть сторонники неизменного и неуклонного следования учению.
Для того, чтобы сохранить единство, они периодически собираются на так называемые сангити (букв. совместное песнопение), последнее из них - шестое - произошло в Бирме в 1954-1956гг., когда (согласно признанной буддистами дате смерти Будды) отмечалось 2500-летие перехода Будды в нирвану. Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя исключительно правильно трактующими вероучение и относятся к «южной школе» весьма презрительно. Если ранний буддизм больше похож на философию, то махаяна - именно религия. От южного буддизма её отличает следующее:
Будда Гаутама для махаянистов в большей степени бог, чем учитель
мудрости и философ.
Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их оружие.
В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый человек.
В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.
В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно.
Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.
Итак, в буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложились два главных направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады, и получивший более позднее название хаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна.
С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.
ЛАМАИЗМ (Буддизм в Тибете)
Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.
Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.
Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.
В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.
Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.
Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца.
Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии.
Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника:
1. Учение мадхьямиков
2. Учение йогов
3. Тантризм
Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно.
Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей.
Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли братья, магические приемы и ритуальные телодвижения.
В магическом ритуале действовала триада - телодвижение речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания.
Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал.
Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство.
Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.
Христианство
2
ХРИСТИАНСТВО
Христианство - одна из трёх мировых религий. Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого божества. Главный источник вероучения - Священное писание. Христианство возникло в 1 в. н.Э. В восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетённых. Постепенно было приспособлено господствующими классами к своим целям; в IVв. стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX в., с развитием капитализма, превратилось в опору буржуазии, заняло враждебные позиции по отношению к социализму. Изменившееся соотношение сил в мире, после 2-й мировой войны, научный прогресс, привели христианскую церковь к изменению курса; оно встало на путь модернизации, догматики, культа, организации и политики.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла, и определённая инертность человеческой мысли, нравственная неподготовленность людей к восприятию новой религии. Христианство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркультурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.
Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов, они основали христианские общины. Самые известные из апостолов - Пётр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей (представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоёв населения; фарисеи отличались фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия), который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший христианство в разных странах, в том числе и в России, и, по версии древнерусской летописи «Повесть временных лет», основавший Киев).
В первые века христианства появились христианские святые - мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых людей, наделённых за справедливость и стойкость особыми выдающимися способностями - очень важен в католичестве и особенно в православии. Святые выступают в качестве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).
В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи таинствах: крещении, миропомазании (крестообразное помазание миром (специальное масло) младенцев после крещения, а так же царей при коронации), причащении (обряд принятия просвиры (белый круглый хлебец) и вина - таинство, во время которого на верующих сходит божественная благодать), покаянии, елеосвящении (чтение молитв у постели больного и помазании его тела елеем (оливковое масло); согласно православному вероучению, исцеляет недуг; католицизм рассматривает елеосвящение как благословение умирающему), которые обязательны для всех христиан, а так же браке и священстве (не обязательных). С христианской точки зрения принято различать таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда - церковное происхождение, он придуман не Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освящения корабля, уходящего в далёкое плавание).
Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи. Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужения. Авторами «чинов» (т.е. текста и последовательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви - наиболее авторитетные и заслуженные её устроители и святые. Это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Они пережили доносы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церкви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослужение) - главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой.
В IV в Н.Э. огромная Римская империя распалась на две части: западную и Восточную (Византия). Окончательное разделение произошло в 395г. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
Как мы знаем, в конце IV в. Римская империя окончательно раскололась на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (Византию, со столицей в Константинополе). Западная Римская империя просуществовала ещё около ста лет и пала под ударами варваров, а Византия пережила её почти на тысячу лет, оставаясь могущественным и независимым государством с сильной императорской властью и с глубочайшими традициями христианской культуры. На Востоке делами церкви управлял патриарх (точнее патриархи, так как константинопольский патриарх был не еди нственным в христианском мире). На Западе с V в. фактическим главой церкви становится римский епископ, к которому начинает применяться титул папа. Собственно, папами некоторых христианских епископов именовали и ранее, но окончательно этот титул закрепился за римским предстоятелем. Так как Западная империя в 476 году окончательно рухнула, римские папы превратились (не без помощи варваров) в светских правителей, управляя так называемой Папской областью и другими территориями Италии. Византийские патриархи, в отличие от пап, имели только духовную власть, хотя и занимали важнейшее место в государственной системе.
Со временем накапливались различия между восточной и западной ветвями христианской церкви, делились на сферы влияния, появилось соперничество. Противоречия между двумя ветвями прежде единой церкви продолжали обостряться вплоть до IX-X в., когда достигли наибольшей остроты. Отношения дополнительно ухудшались из-за территориальных споров. Объектом разногласий стали земли Южной Италии, Сицилии.
16 июля 1054 года произошёл окончательный разрыв, и возникли две христианские церкви: право славная и католическая.
КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ
Некоторые различия между православной и католической верой:
В католическом костеле нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные слева направо и сложенными тремя. Слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша - наиболее близкая к нам католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно назвать костелом. К храмам Западной Европы этот термин обычно не применяется.
Католицизм - это одно из основных направлений христианской церкви. В ХVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма - добавление к «символу веры» (догмат Троицы) флиокве (предположения о том, что святой дух происходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром (духовенством) и мирянами; целибат (обязательное безбрачие католического духовенства).
Протестантизм (от лат. публично доказывающий) - одно из направлений христианства. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI века. Объединяет множество церквей и сект (лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптисты и др.). для протестантства характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причастию). Основной источник вероучения.
Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление «примирить» религию с наукой, дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения); противоположные тенденции фундаментализм, диалектическая теология.
Православие - религия, строго следующая традиции, старине. Само русское слово «православие» подчеркивает правильность и неизменность вероучения и традиций этой ветви христианства.
Важнейший догмат православия - триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскрешение и вознесение Христа. В православии нет обета безбрачия.
К реформированным формам христианства относились в начале ХХ века лютеранство или протестантизм, кальвинизм, англиканский вариант христианского вероисповедания, старокатолицизм. Это были наиболее крупные религиозные конфессии.
В течение ХХ века возникло множество более мелких конфесий, а также разного толка сект. Одновременно стал все более выраженным феномен возникновения тоталитарных сект и полурелигиозных (или псевдорелигиозных) организаций.
Если первые четыре конфессии все же более или менее недалеко отходили от христианского вероучения, во всяком случае, не сомневались сами в своей принадлежности к христианству, то современные нам секты зачастую даже и не ставят себе цель иметь к христианству хоть какое-то отношение.
Причиной раннего реформирования христианства являлось развитие реформистских тенденций самого католицизма. Вступив на путь собственного реформирования, римо-католичество породило своих последователей. Это было естественным итогом того отступления от норм Церковной жизни, которые были заложены ранее Апостолами, святыми отцами и учителями Церкви в первые три столетия христианства.
Неблагочестивая жизнь западного священства и самого римского папства стали основой для оправдания реформаторами своей деятельности.
Разумеется, реформаторство, отвергавшее саму Церковь, ее таинства, посты, обеты монашества, почитание святости, не могло не подрывать авторитета самого Священного писания. Это было основой лютеранства. Церковь сливалась с государством, проповедником (по сути - моралистом) становился выбранный людьми мирянин.
Чисто формально сохранялось лишь окропление водой при крещении, храмовые строения и священные изображения в них. Отвергая призвание святых и почитание икон, лютеране все же сохраняют их в своей религиозной жизни.
Оправдание одной верой составляет основу учения Лютера.
Реформаторство Кальвина идет дальше. Согласно его учению, спасение или не спасение человека предопределены свыше. Свободы выбора, данной каждому человеку как проявление высшей милости Божьей, по Кальвину, как бы не существует. Если вера дается от Бога, то верующий - уже Божий избранник, он спасен своей верой, вне зависимости от его дел.
Кальвинисты проводят свои службы не в храмах, а молитвенных комнатах, для причащения ставят обыкновенный стол.
Англиканское вероисповедание содержит элементы католицизма - некоторые литургические обряды, наличие епископов, а также лютеранства - учение о евхаристии.
В англиканском вероисповедании не признаются:
- таинства покаяния;
- миропомазания;
- брака;
- елеосвящения;
- священства.
Подчеркивается церковное главенство короля.
В вопросах вероучения английский парламент имеет решающее слово. При коронации король присягает, клянясь в неверии в таинства причащения, в пользу поклонения святым и Божьей Матери, в также подтверждает, что признание жертвенного значения литургии противно протестантскому вероучению.
Вариантом христианского вероисповедания в Англии является пуританизм, отвергающий все остатки католицизма. Пресвитеры, избираемые группой людей, управляют такими религиозными объединениями людей.
Ислам
2
ИСЛАМ
Ислам (араб., буквально - покорность). Возник в Аравии в 7в. Основатель - Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, юго-восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основной догмат - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха». Основные направления синнуизм и шиизм.
Ислам, зародившись в качестве арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада («священная война» мусульман с «неверными», т.э. немусульманами). Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. Но надо учитывать, что джихад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами. Главной священной книгой для мусульман является Коран. Коран всемирно признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. Если вам когда-нибудь приходилось видеть мечеть (мусульманский молитвенный дом), то вы, возможно обратили внимание на то, что она сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это ни что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются толь орнаментом каллиграфическим текстом.
Арабы склонны к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонение в вере в единого Бога, ссылаясь на то, что Христос Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в таком случае он уже не един!
Вероучение мусульман имеет много схожего с христианской верой, но в то же время сильно отличается от неё. Это можно объяснить едиными корнями мировых религий. Священнослужители в исламе не несут на себе никакой божественной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуалов. Совокупность правил поведения мусульман в общественной и личной жизни называется Шариат (правильный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.
Раскол в мусульманстве
Что касается великого раскола, разделившего последователей ислама еще во второй половине 7 века на суннитов или правоверных мусульман и шиитов или магометанских протестантов, то этому способствовала смута, возникшая в мусульманском мире по вопросу о наследии Магомета.
Приемники пророка соединяли в своем лице и духовную и светскую высшую власть, они назывались калифами или наместниками Божьими.
В числе претендентов был Али, муж дочери Магомета - Фатимы, который вследствие различных интриг долго устранялся от халифата. После упорной борьбы, окончившейся убийством третьего из приемников пророка, Османа, халифат перешел к Али. Его приверженец Альсода-Сабай начал с того, что провозгласил Али и его потомков единственными законными наследниками Магомета, а затем вообще объявил Али богом. Как правоверный мусульманин, Али остался недоволен этим и выслал Альсода-Сабая, а некоторых его последователей казнил.
Когда Али в свою очередь был убит, и халифат перешел к одному из его соперников, Альсода - Сабай объявил, что Али не мог умереть, ибо в нем заключалась частица Божества, что в один прекрасный день он вторично сойдет на землю и установит на ней царство справедливости. Так получил свое начало шиитизм, основным догматом которого стало почитание Али и его потомков и ожидание его второго пришествия.
Шиитизм утвердился главным образом в Персии. Борьба за права династии Али стала на востоке источником кровавой смуты на долгие времена.
Учение шиитов значительно уклонилось от строгой определенности и незыблемости ислама, установленной Магометом. «Един Бог и Магомет Его пророк», после которого уже не будет пророков - этот коренной догмат ислама был отброшен шиитами.
Естественным результатом такого раскола было возникновение многочисленных мусульманских сект, которые принесли мусульманскому миру больше бедствий, чем гностические ереси принесли христианской Церкви.
Секты в мусульманстве
Исмаилиты
Наиболее распространенной из шиитских сект была возникшая в начале 1Х века секта Исмаилитов, названная так по имени одного из потомков Алим - Измаила. С 1Х по Х1V века эта секта, превратившись в тайную организацию, заливала кровью мусульманский мир, разрушая ислам своими мистическими нововведениями, почерпнутыми из Каббалы. Реформатором секты в 1Х веке стал Абдаллах сын Маймуна, выходец из гностической секты Бардзена. Отец его за отступничество преследовался правоверными мусульманами и бежал в Иерусалим, где предавался оккультизму и языческой философии.
Бог, о котором говорили члены секты Исмаилитов не был богом Корана, это было многоликое существо, которое сначала произвело «Мировой Разум», а потом раздробилось на душу, материю, пространство и время. Эти представления типичны для каббалистов и прочих гностиков. Секта стала прибежищем не только реформаторов - мусульман, но также христиан и иудеев. Это была закрытая организация с девятью степенями посвящения, где высшие степени проповедовали откровенное поклонение «чистому разуму» без какого-либо признания Бога.
В начале Х века секте Исмаилитов подчинялся весь север Африки. С них началась династия Фатимидов. Это название дано по имени Фатимы - дочери Магомета и жены Али.
На смену секте со временем пришла новая секта - «Союз убийц», речь о котором идет в разделе «Тайные антихристианские общества».
Суфизм - аскетическая мистика в исламе
Одним из вариантов ислама является суфизм - аскетическое направление, зародившееся в Персии. Целью личного духовного совершенствования в суфизме является озарение - особое мистическое состояние, возникающее в момент «соединения с богом». Первыми суфиями называли приверженцев Магомета, которые сидели с наружной стороны мечети и слушали пророка. Следуя его примеру, суфии стремились полностью освободиться от ощущения собственного «я» и соединиться с богом. С этой целью использовались определенные психотехнические приемы, что вообще свойственно оккультизму.
На первой ступени к озарению истово верующий очищался. После этого его представляли духовному учителю, который подавал на стол особую пищу и назначал «зикр», или чтение нараспев. Потом посвящаемого обучали действиям, являющим собой путь к «божественному», а именно, медитации, взыванию к имени бога и созерцанию. Суфизм ассимилировал в себе также учения других религий и верований, заимствованных у таких групп как пифагорейцы, герметики и буддисты.
Кроме того, считают, что суфизм оказал влияние на доктрины тамплиеров.
Некоторые полагают, что суфизм также стал основой для возникновения франкмасонства, когда проник в Шотландию под личиной ремесленной гильдии в Х1V -веке.
Заключение
На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения в поколение.
Итак, с начала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого человека.
В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать мир и свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.
Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве), либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы в основном считаются пищей и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни и бессмертии. Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и сейчас мы встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение предкам. История этого культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров и выполнение своих обязанностей перед ним.
Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека. Помимо них проявляются чисто нравственные понятия более свойственные для мировых религий.
Итак Бог из животного пройдя некий путь развития переходит в схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественном числе, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясь причиной, становится Творителем и Правителем мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.
Список литературы
1. Аверьялов. Хрестоматия по религии, М. 2000
2. Гараджа В.И. Религиоведение, М., 1995
3. Радугин А.А. Культурология, М. 1998
4. Мень Александр. История религии. В 2 кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. -- М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001. -- 216 с.: ил.