бесплатные рефераты

Масонство в России и за рубежом

Русское масонство этого времени входит в новые связи и даже тесным образом замешивается в интриги, происходившие в немецких ложах.

«Тамплиерский Клерикат» наделал много шуму в масонском мире. А.Пыпин пишет, что в разгар темплиерских затей, Штарк явился на масонскую сцену с новыми изобретением. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.102. Из истории немецкого масонства известно, что «тамплиерский клерикат» противопоставлял себя «Строгому Чину», и Штарк, в частности, проповедовал, что тайны ордена тамплиеров были унаследованы не светскими рыцарями, а духовными людьми. Штарк пытался возродить притязания католического духовенства на господство над мирянами.

Оценка Клериката, Пыпиным негативна и Штарка он характеризует исключительно шарлатаном и интриганом: «Штарк был масоном еще с 1761 года. ОН приобрел, как говорят большие сведения в масонских вещах; любил говорить таинственно о высокой древности ордена, о великих его тайнах, чудесных силах и знаниях, которыми он обладает. Он внушал своим друзьям и адептам веру в чудесное, в магию и духоведение…. При каких обстоятельствах Штарк придумал клерикальную систему, до сих пор не разъяснено вполне, и сведения о ней неясны и противоречивы. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.103.

Полу католический характер этой системы с ее церковными обрядами, постами, молитвами и таинствами, не мог, конечно, привлечь к себе большого числа православных русских братьев, поэтому, вероятно, о Клерикате, о России существует самые смутные сведения.

Около того же времени, именно около 1765-1786 гг. в Петербурге была основана система с высшими степенями - система Мелиссино. Младший брат куратора Московского университета, впоследствии артиллерийский генерал, человек, наделенный от природы богатыми дарованиями, Мелиссино стремился вложить в свою систему то научное содержание, которое так привлекало к розенкрейцерству русских масонов 80-х годов, в то же время сохраняя в угоду вкусам русской знати пышные титулы и церемонии рыцарства. Эта система сообщала те же сведения, которые составляли основу розенкрейцерской науки, в странном сочетании с полу католической обрядностью, как в Штарковом Клерикате. Система Мелиссино также не получила особого распространения. В то время в России не могли иметь успеха ни новая церковность, ни мистическая натурфилософия.

К началу 70-х годов относится появление в русских ложах системы Циннендорфа, которая только недавно перед тем образовалась в Германии, как особенная тамплиерства. Ревностным деятелем этой системы в Петербурге был гвардейский генерал-аудитор Рейхель, вступивший на русскую службу в 1770 году. Им была учреждена ложа «Аполлона» - первая ложа Циннедорфской системы. Еще перед своим отъездом из Берлина Рейхель имел беседу с мастером ложи «Трех золотых ключей» - самым знаменитым Циннедорфом и получил от него поручение сделать все возможное для распространения ордена в России. Основанная Рейзелем ложа состояла из 14 членов, из которых 13 были иностранцами и только один русский - шталмейстер ее Величества Нарышкин.

Позднее была открыта ложа «Гарпократа» под управлением князя Н.Трубецкого, в эту ложу затем перешло большинство членов «Аполлона». А.Пыпин приводит данные Новикова о «рейхелевском масонстве по берлинскому акту», помимо названных лож названы: Ложа И.Артемьева, Ложа А.Нартова, немецкая Ложа в Ревеле - «Изида», Ложа Новиковпа - «Латона», Ложа Дубянского /возможна «Астрея»/. Под этой же рубрикой упомянуты ее две Ложи - Л.Третьяковского и В.Крюковского. Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.112.

2.4.Учреждение английских лож; масонские понятия Елагина

Как уже отмечалось, выше путь Елагина в масонстве разбит как бы на два периода. Ко второму периоду относятся образование английских лож. Под влиянием определенных литературных и политических кругов Елагин стал раздумывать о том, нет ли в масонстве чего-нибудь притягательного, ему неизвестного. С целью разрешить этот вопрос, он стал чаще посещать ложи и искать знакомства с людьми «состарившимися в масонстве». После встречи с английским масонством, открывшим ему много нового, Елагин ревностно отдавался масонской деятельности и быстро выдвинулся на первое место среди петербургских братьев. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей и получил от нее разрешение на работу в семи степенях винорской или новоанглийской системы. Таким образом, благодаря Елагину, в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние.

Елагин писал, что учение наше родилось не от вымыслов ума человеческого, но от Бога, ибо он есть слово Божие; поэтому новые системы и новые постановления никак не могут быть против него: не могут ослепить на некоторое время слабость людей любопытных, но бессильны поколебать ревность просвещенных. Говоря о розенкрейцерской системе, он характеризует ее следующими чертами «Сия неисповедуемыми обещаниями учения, у них одних токмо существующими, укрепляет легковерие братства, возрождая из тлеющего иезуитского пепла мечтательного феникса. Они, называя братьев свободными каменщиками, определили над ними беспредельную начальствующую власть, покоряющую и разум, и волю». Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.127-128.

В сочинениях Елагина можно найти достаточно указаний о том, как он понимал, содержание масонского учения и в какие страны направлялись его мысли. Как уже отмечалось, он прошел первый период его легкомысленного отношения к масон-

ству, период сомнений и вольнодумства. Когда он затем стал беседовать с людьми «состарившимися в масонстве» и с чужестранными братьями, он постепенно приобрел высокое мнение о масонском таинстве и, в сущности» был недалек от настоящего розенкрейцерского мистицизма. Путешественники из Англии рассказывали ему об истории масонства, об образовании Лондонской Великой ложи /например, Престон /1742-1818/ -писатель, изучающий историю масонства/.

Елагин изучал главным образом мистическую литературу, печатную и рукописную, явную и тайную, которая произведена, была в основном трудами Новикова и его школы, под влиянием розенкрейцерских тенденций.

Пыпин указывает, что сохранились черновые работы Елагина о книге Сен-Мартена «Объяснение таинственного смысла в божественном писании о сотворении Селенной, служащие ключом к разобранию книги Истины и Заблуждений». Несколько тетрадей с толкованиями еврейских слов с египетской азбукой; собрание мистических и каббалистических чертежей, выкладок и рисунков; различные мистические книги и рукописи; ритуалы различных высших степеней.

Все искания Елагина, в конечном счете, свелись к почти не понимаемому мистицизму и в проповедь смирения и повиновения.

С назначением Елагина Великим мастером Петербургской провинциальной ложи английская система утвердилась намного прочнее и разумелась под именем «старого масонства» В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложу «Девяти Муз», а также «Музы Урании» и «Беллоны», в Москве «Клио», несколько раньше была учреждена ложа «Марса» в Молдавии, и др.

2.5. Русская Национальная ложа шведской системы;
противоречия с Елагинскими ложами

Конкурировать со стройной организацией Елагинских лож рейхелевским масонам, лишенным всякой связи со своей Великой Ложей было крайне затруднительно. Чтобы как-то выйти из тяжелого положения, Рейхель обратился в Швецию, послав с этой целью в Стокгольм одного из братьев, но и там, ему дали неутешительный ответ, посоветовав вступить в соглашение с Елагиным. Рейхель совет выполнил и обратился к Елагину. Последний находился в самом разгаре своих исканий и поэтому имел причины не слишком дорожить своей связью с английским масонством, так как акты, по которым работали его ложи, не были, вероятно получены официальным путем и не могли иметь в его глазах характера безусловной и священной масонской истины. Кроме того, отношение братьев елагинского общества к масонству не было достаточно серьезным. Возможно, что Елагин относительно легко поддавался убеждениям Рейхеля, соблазнившись обещаниями получения истинных актов, в которых так нуждался Елагин для своих работ. В результате многих трудов Рейхель блестяще выполнил свой план: 3 сентября 1776 года состоялось, соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Таким образом, Петербургская Великая провинциальная ложа объединила под своим управлением 18 лож. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось недолговечным.

Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими:

-Ложа «Совершенного согласия» /осн. В 1771 г./;

-Ложа «Девяти Муз» /осн. В 1774 г./;

-Ложа «Урании» /осн. В 1772 г./;

-Ложа «Беллоны» /осн. В 1774 г./;

-Ложа «Клио» /осн. В 1774 г./.

Соединение лож, конечно, не прошло без трений. Многие братья той и другой системы, из числа особенно преданных работам своего «царственного ордена», были недовольны искусственным слиянием своих лож, в среде братьев произошел раскол, который повел затем к новым исканиям «истинного» масонства и к подчинению русских лож Швеции.

В стороне от соглашения осталась, в частности, ложа «Аполлона» в Риге и ложа «Марса». Рейхель был весьма огорчен и вскоре отстранился от масонской деятельности. Дни шведско-берлинской системы были сочтены.

Елагин восстанавливает ложи лишь в 1786 году, но уже на новых основаниях. Приоритет отдается шведской системе, циннендорфская система исчезает.

Через посредство Г.Розенберга из ложи «Аполлона» русские масоны получили уверение, что в Швеции были в высшей степени склонны оказать им содействие к приобретению больших познаний. Для этой цели воспользовались пребыванием в Стокгольме князя А.Б.Куракина. Вернувшись в 1777 году в Петербург, Куракин привез с собой конституцию для введения высших степеней шведской системы /Строгого Наблюдения/. И в 1778 году был основан в Петербурге «Капитал Феникса», известный братьям масонам под именем Великой Национальной ложи шведской системы. А 9 мая 1780 года была учреждена Директория для управления подчиненными ей ложами. Масонство: /сборник/. Репринтное издание. -М.:СП «ИКПА»,1991.

Став, таким образом, в тесную зависимость от Швеции и от главы шведског масонства герцог Зюдерманландского, русские масоны думали, что, наконец получат оттуда высшие орденские знания, но скоро поняли, что ошиблись. К тому же русские масоны крайне тяготились своей тесной зависимостью от Швеции, навлекавшей на них подозрения со стороны правительства. В конце 1779 года произошло событие, окончательно погубившее шведское масонство в глазах Екатерины и всех русских братьев, герцог Зюдерманландский издал декларацию, в которой неожиданно для всего мира объявил Швецию девятой провинцией «Строгого Наблюдения», приписав к ней в числе других местностей и всю Россию. Поступок его вызвал среди русских масонов чувство глубокого возмущения и страха за судьбу ордена в России. Екатерина приказала Елагину закрыть ложи Гагарина. После этого доминирующее положение Петербурга заканчивается, и первенство переходит к Московским ложам.

Надо сказать, что, несмотря на участие Елагина в учреждении лож по шведской системе, сам он, в конце концов, стал сомневаться в целесообразности подчинения Швеции.

Московские масоны вскоре также убедились, что Швеция лишь преследует цель «покорения» русского масонства.

2.6.Мистика и мартинизм

Мистицизм, несомненно, составлял одну из главнейших особенностей русского масонства, так как был сильно распространен и в европейском обществе века.

Исторически судьба мистицизма представляет необозримо длинную летопись господства его над человеческой мыслью и трудной борьбы, которую вела против него рациональная наука. Представления мистического характера являются у всех народов, при первом выходе их из грубого фетишизма в идеальные религии.

В течение - вв. здравые знания, казалось, сделали такие успехи, что кажется, трудно было себе представить, чтобы после Галилея и Ньютона, Декарта, Люкка, Спинозы, в умах людей сохранить место те представления о мировом порядке, какие мы находим в масонском мистицизме.

Во многом такое положение вещей можно объяснить тем, что мистицизм обращался к тем слоям общества, которые в точных науках сильны не были, но соблазнялись получить знание тайных сил природы.

Возвращение новейших мистиков к алхимии и магии было последовательным. Мистические фантазии неподвижны и долговечны, в отличие от развивающего движения науки. Относительно происхождения своих тайно учений новые мистические секты ссылались чаще всего на глубочайшую древность и верили в преемственность тайны, соединяющую новейшие времена с древностью.

В России особую популярность приобрели две школы мистицизма в масонстве: мартинизма и розенкрейцерство.

Словом «мартинизм» обозначали учение французского мистика Сен-Мартена. К 1778 году, относятся контакты русских тамплиеров с западными, к тому же времени относится участие Клода де Сен-Мартена в объединении немецких и французских тамплеров. В связи с чем, надо полагать, в России проникает книга Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Сен-Мартен давал «знание о происхождении добра и зла, о человеке, о натуре вещественной и невещественной, о натуре священной, об основании политических правлений, о правосудии гражданском и уголовном, о науках, языках и художествах». Масонство. - Мн.: Харвест,1998, с.216. Сен-Мартен хотел охватить своим учением весь мир, понять Вселенную и объяснить ее людям. Он дает целую систему, в которой так нуждались русские масоны.

Многие исследователи отмечают, что у Сен-Мартена много неясностей, есть противоречия и смешение мистики Якоба Беме с материалистическими теориями Виллермоза, Сведенборга и Парацельса. Но все это считалось главным. Все положения Сен-Мартена, были объединены одной идеей - идей добра.

«Сен-Мартен отделяется несколько выгодно от других мистиков своего времени и несомненным литературным талантом, который среди фантастического тумана обнаруживается иногда чертами ума и наблюдательности. Он умел уважать Руссо, удивляться Вольтеру…. При этом он совершенно не понимает науки и относится к ней враждебно». Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.191.

Мораль Сен-Мартена туманна. Нравственное совершенство сопутствует, по его понятиям, возвышению в высокие спи ритуальные сферы. Сен-Мартен не дает никакого нравственного кодекса. Мораль его стоит на религиозно-мистическом основании: как человеку нечего искать знания в книгах, так нечего искать там и правил морали;

он найдет их в самом себе, потому что он есть отражение высшего Начала, и руководством ему должен служить внутренний свет. Человек не должен забывать своего высокого человеческого достоинства, должен стараться, чтобы другие уважали его; любовь к ближнему является сохранением чистоты самого Начала, которое оживотворяет человека.

Воззрения Сен-Мартена нашли поклонника в лице тогдашнего Великого Мастера русских лож - Елагине, который принялся за истолкование учения для «братьев». Но в особенности название «мартинистов» присоединялись к масонам новиковского круга, вероятно потому, что книга Сен-Мартена пользовалась у них большим авторитетом. Ими же она была переведена на русский язык.

2.7. Розенкрейцерство и его введение в Москве

Розенкрейцерство стало последней формой масонского мистицизма, на которой остановилось московское масонство. Розенкрейцерством завершилось искания «истинного масонства», и на нем, по-видимому, окончательно остановился Новиков.

Автором проекта розенкрейцерства был в веке Валентин Андреэ.

Но если смотреть более глубоко, то по своим идеалам розенкрейцерство происходило от гностиков и в., стремившихся проникнуть в тайны Божества. «Мистическое единение с Божеством» особенно развивалось в средние века в Германии, когда безжизненная схоластика стремилась превратить религию в науку. Книга «О подражании Христу» /1494 г./, приписываемая Фоме Кемпийскому, явилась практическим применением идеалов мистицизма. Идеи мистицизма, претворенные Я.Беме, создали ряд сект братьев и сестер свободного духа, братьев розы и креста и др. Секта розы и креста превратилась в немецкое розенкрейцерство.

Таким образом, система розенкрейцерства включала в себя идеи Беме, идеи христианства, и в практической деятельности, если и сочувствовала просвещению разума, то фактические в некоторых случаях приходила к увлечению магией, алхимией, каббалистикой как науками божественного происхождения, доступными для немногих и допускавшими единение с Божеством.

После Вильгельмбадского конгресса русские масоны были освобождены от чужой зависимости. Оживились московские масоны. Прежняя работа масонов - «действие символической лопаткой, угольником, циркулем, и чтение повести адонирамовой» заменилось простым и ясным определением розенкрейцеров - «следовать Иисусу Христу». Масонство: /сборник/. - М.: ИКПА,1991, с.272.

Не останавливаясь на «работе» различных направлений в розенкрейцерстве, хотелось бы обратить внимание на деятельность Новикова и Шварца. И.Шварц был искренним масоном, он был немцем из Трансильвании. По приглашению И.С.Гагарина он попал в Россию, где выучил русский язык. Спустя некоторое время по прибытии в Россию Шварц был назначен профессором в Московский университет по кафедре философии. В Москве же Шварц познакомился с Новиковым.

Какова была сфера идей московских масонов розенкрейцеров? Философия, религиозно-нравственные идеалы, следование Христу, печать духа на «избранных», стремление - путем проникновения в магические тайны - получить возможность откровения - такова сфера этих идей. Все эти черты отличали более активную часть масонства, но была, еще масса рядовых братьев, которые посещали ложи и лишь готовились к своему «просвещению», чтобы потом идти по одному из путей, намечавшихся в масонстве. По крайней мере, при свободном положении русского масонства, розенкрейцерство с его большим тяготением к идейной, а не к обрядной стороне, открывало широкое поле для деятельности весьма разнообразно настроенных масонов.

Розенкрейцерство, как система понятий, распространялась двумя путями: посредством лож, т.е. прямого просвещения и посредством литературной пропаганды. Через литературу масонство становилось гораздо более обширным явлением, чем если бы оно ограничивалось распространением одних только лож, поэтому Новиков, как деятельный и предприимчивый издатель, приобретает первостепенное значение в истории русского масонства и в распространении мистических идей, - отголоски которых еще будут слышны во времена царствования Александра.

ИЗ типографии Новикова выходили, например, такие издания, как писания Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иустина Философа, блаженного Августина, Фомы Кемпийского, Феофана Прокоповича, архиепископа Платона и других.

По вступлению в орден Новиков издавал журналы: «Утренний свет» /1777-1780/, «Московское ежемесячное издание» /1781/, «Вечерняя заря» /1782/, «Покоящийся Трудолюбец» /1784/, посвященные тому содержанию, которое Новиков считал полезным для нравственного воспитания общества. Новиков занимался также изданием и чисто масонской литературы.

Всей этой просветительной деятельности Новикова и Шварца предшествовало создание «Дружеского Ученого Общества» в начале 80-х годов. С 1783 года Общество имело свою собственную типографию. В том же году уже членами кружка, в который входили помимо Шварца и Новикова, Н.И.Трубецкой, М.Херасков, князь А.Черкасский, И.П.Тургенева, князь Енгалычев, А.М.Куракин и князь Н.Ю.Трубецкой, были основаны две типографии: одна на имя Новикова, а другая на имя Лопухина. Потом была образована компания на паях. Компания приняла название «Типографической Компании».

После смерти Шварца в 1784 году в среде московских масонов наступает расслоение. Для всех было ясно: надо следовать Христу», но следовать ли Христу помогающему и облегчающему, или страдающему? Масонство раскололось на тех, кто придерживался мистических идей и тех, кто был объединен общей работой «Дружеского общества». Новиков пошел по пути, который освещался идеалами истинного христианства, Лопухин, Колокольников, Невзоров и другие приняли «крест», князь Н.Трубецкой, Кутузов, Петров и др. по зову разуму пытались проникнуть в тайны мироздания с помощью магических наук, и ушли в алхимию.

2.8.Литературная борьба Екатерины с масонством;
гонения на масонов в конце века

Пыпин пишет, что в конце царствования императрицы Екатерины московское масонство понесло удар, который практически приостановил его деятельность. Первоначальное процветание, а потом падение новиковского кружка были явлением общественным и, в этом смысле, кроме ближайших причин и личных отношений, в которых часто ищут единственное объяснение недоверия со стороны Екатерины, существовали и другие причины. Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.;1997, с.232.Несомненно, Екатерину стали беспокоить не столько масонские «дурачества» московских мартинистов, сколько их широкая благотворительная и просветительная деятельность, в которой она увидела проявление новой, опасной для правительства общественной силы. Похвалы Павлу, раздававшиеся из масонского общества, усилили ее внимание. Были приняты определенные меры, стесняющие масонов, их деятельность подвергалась контролю правительства. Бурю эту мартинисты выдержали довольно спокойно, но с приездом в 1786 году князя Н.В.Репнина, задумали вступить в контакт с будущим своим «отцом», великим князем Павлом Петровичем, что и было сделано.

Разразилась Французская революция 1789 года и уже весной 1791 года Екатерина приказала собрать точные сведения о мартинистах, которых в то время смешивали с иллюминатами. В 1792 году Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Императрица тщательно расследовала связь Павла с масонами, и, убедившись, что с Новиковым он связи не имел, поспешила закрыть масонские ложи.

Всем этим гонениям предшествовал блестящий просветительный период, в течение которого Екатерина стремилась к нравственному улучшению общества. Но в ее понимании такое совершенствование должно было осуществляться только под руководством «монаршей», и никак не внутри самого общества. Уже первые сатирические листки, появившиеся в конце 60-х годов возбуждали ее неудовольствие, потому как переступали границу, какую она предполагала для литературных упражнений. Стеснять масонскую деятельность Екатерина начинает после того, как масонство начинает обладать реальной нравственной силой.

Первым литературным нападением императрицы на масонство была брошюра в несколько страниц под названием «Тайна против нелепого общества, открытая непричастным оному». Она была издана в 1780 году, хотя помечена 1759 годом. Появление брошюры было вызвано начавшимися перед тем связями русских масонов с Швецией. Это была остроумная пародия масонского ритуала, заключавшая в себе, во-первых, «Известие» о начале против нелепого, т.е. противного масонским нелепостям общества; во-вторых «Обряд принятия» и в-третьих - «Катехизис». Масонским странностям противопоставлялся здравый смысл.

В том же тоне написаны и три комедии императрицы против масонства, теософии, духоведения и магнетизма. О комедиях «Обманщик» и «Обольщенный» /1785 г./ императрица сама писала к Циммерману: «первая весьма живо представляет Калиостро…а другая - им обманутых». Пыпин А.Н, Масонство в России. - М.,1997, с.239. Третья комедия, была «Шаман Сибирский /1786 г./, для которой основой послужила Энциклопедия Теософии.

Это была целая систематическая полемика. Комедии переводились на разные языки и были достаточно известны.

Последовавшие за литературной критикой гонения коснулись, конечно, не только Новикова, пострадали: граф Панин, князь Гагарин, князь Куракин и другие.

Гонения на масонов за их собственную масонскую деятельность были весьма незначительными в Екатерининскую эпоху, но даже та немилость, в которую впали масоны, была для них сильным наказанием и незаслуженным. Только книг масонской тематики было сожжено в количестве 18656 экземпляров.

В 1822 - 1826 годах гонения на масонов приобретают уже другой характер, более целенаправленный. Пыпин пишет, что в 1822 году был издан Указ запрещавший масонские ложи и вообще тайные общества. От масонов и не масонов требовались подписки о не принадлежности впредь к ложам и тайным обществам, и ложи должны были быть закрыты. В 1826 году запрещение было повторено. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. - М.,1997, с.398-401.

В 1822 году были закрыты пять лож, находящиеся под управлением Великой Провинциальной ложи: 1/ Елизаветы Добродетели; 2/ Трех Добродетелей; 3/ Трех Светил; 4/ Дубовой долины к верности и 5/ Орфея, о чем С.С.Ланской сообщил министру внутренних дел В.П.Кочубею. У членов лож были взяты подписки в количестве 95 штук. Министру сообщалось, что члены лож, якобы, выполнили волю Государя императора. «Со всей готовностью», «беспрекословно», «охотно», во что, конечно, верится с трудом.

Масонство того периода отличалось консерватизмом и верно подданническими чувствами, попытки некоторых лидеров будущих декабристов использовать его в своих политических целях успехом не увенчались, и тогда большинство их ложи покинуло. Вероятно, что царь издал вышеупомянутый указ в 1822 году не без влияния православного духовенства. Запрет масонства подтвердил и Николай , очевидно опасаясь превращения лож в очаги оппозиции. Подобная мера оставалась в силе на протяжении всего периода самодержавия.

2.9.Масонство при императоре Павле

В жизни и деятельности императора Павла еще много сторон, не вполне ясных исследователям. К числу их относится и вопрос об отношении императора к масонству. Существует мнение, что Павел еще в раннем возрасте был намечен масонами как орудие в достижении своих целей. Во главе масонской партии был главный воспитатель и наставник Павла Н.И.Панин и брат его П.И.Панин, поместный мастер масонского ордена в России. Еще с 1769 года между Павлом и Н.Паниным возникает усиленная переписка, в которой обсуждаются основные очертания желательного государства, прежде всего военного строя. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство… -М.,1998, с.217.

«Отрицательное отношение значительной части масонов к Екатерине и симпатии к Павлу Петровичу, - пишет Вернадский, - выясняются вполне определенно в конце 1770-х годов. № сентября 1776 года, при соединении Елагина с Рейхелем, великим наместным мастером сделан был граф Н.И.Панин. Не прошло двух месяцев после того, как и внучатый племянник Панина и близкий друг Павла князь А.В,куракин был отправлен в любимую Паниным Швецию составлять истинную масонскую партию. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины . - Пг.,1917, с.177.

В 1784 году состоялось принятие Павла в масонство сенатором Елагиным в присутствии графа Панина.

Взгляды Павла в отношении масонств резко изменились после Французской революции, которая вызвала у него ужас и отвращение. Вокруг Павла стали появляться люди анте масонского направления - Растопчин и Аракчеев. Вместе с тем в первое время по восшествии на престол Павел оказал покровительство масонам, особенно тем, которые, по его мнению, пострадали. На другой день после смерти Екатерины он освободил Новикова и всех, замешенных в «дело» мартинистов. Князь Куракин, князь Репин, Баженов, Лопухин были вызваны ко двору и щедро вознаграждены. Сенатор И.В.Лопухин в своих «Записках», в частности, пишет: 4 декабря 1796 года предстал я пред Павлом Первым. Он так милостиво меня принял, и такой имел дар приласкать, когда хотел, что ни с кем всю мою жизнь не был я так свободен при первом свидании, как с сим грозным Императором…» Россия столетия в издании Вольной русской типографии А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Записки сенатора И.В.Лопухина. 1859 Лондон /репринтное воспроизведение/. -М.: Наука,1990, с.74. Уже 5 декабря Лопухин был пожалован в Действительные Статские Советники. «К вечеру того же дня Государь призвал меня к себе, приказал мне объявить в Сенате Генерал-прокурору волю Его об освобождении всех без изъятия заточенных по Тайной Экспедиции, кроме повредившихся в уме». Там же, с.76.

Ни внешняя, ни внутренняя политика Павла впоследствии не стала совпадать с расчетами и планами масонов. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет. Никаких надежд на «конституцию» не оставалось.

Не устраивал Павел и Англию и, следовательно, английских масонов. Русские и английские масоны задумали устранить императора. Мысль о государственном перевороте была высказана вице-канцлером Паниным в беседе с английским послом в мае 1800 года. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство… - М.,1998, с.231 Записки Августа Коцебу. Цареубийство 11 марта 1801 года. - СПб.,1908, с.367-369.

Масоны стали всячески стремиться удалить от Павла преданных людей. 1 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками.

Таким образом, некоторые исследователи приписывают зверское убийство Павла масонам, которые были глубоко разочарованы его отношением к масонскому движению. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство… - М.,1998, с.232-242.

2.10. Александровское масонство

Вначале царствования императора Александра русские масоны различных направлений объединены были только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение.

Недовольство правительства Екатерины было великим испытанием стойкости масонов, большинство братьев поколебалось в верности орденским заветам и прекратило собрания в ложах. Однако, как показало, будущее эти братья просто выжидали благоприятных времен. Ложа Пеликана и благотворительности сберегла заветы шведской системы; акты братства Злато-Розового креста хранились у И.А.Поздеева и А.О.Лабзина, который в последний год царствования императора Павла усиленно старался привлечь новых членов в тайно образованную им розенкрейцерскую ложу; старания его увенчались успехом. На самом рубеже двух веков, 15 января 1800 года в Петербурге начала работу ложа «Умирающего Сфинкса» под молотком Лабзина. По необходимости, работая втайне первое пятилетие ложа, принимала большие предосторожности, чтобы ее собрания не были обнаружены. Власть Лабзина была очень велика, братья должны были беспрекословно ему повиноваться, ни в какие другие общества или ложи без формального на то его разрешения не переходить, никакому иному масонскому начальству не повиноваться, если на то не последует наказания.

Несколько позднее, чем в Петербурге, а именно в 1803 году, стараниями тех же московских розенкрейцеров, в Москве открылась тайная ложа под председательством сенатора П.И.Голенищева-Кутузова - ложа «Нептуна». Членов ложи питали алхимическая и магическая литература.

В 1802 году действительный камергер А.А.Жеребцов открыл в Петербурге ложу под наименованием «Соединенные друзья». /французская система/.

В 1805 году в Петербурге решено было придать новый блеск ложе «Пеликана и благотворительности», посвятив ее юному монарху. После испрошенного разрешения, что государю это не будет противно, 11 октября 1805 года была открыта ложа под наименованием «Александра благотворительности и коронованному Пеликану». И всем братьям роздан ново придуманный отличительный знак: серебренный Иоаннитский крест, украшенный золотым солнечным сиянием, в центре которого коронованный Пеликан, кормящий своих детенышей, помещен в прописной букве А.

Во главе ложи встал И.В.Бебер, бывший секретарь Великой Национальной ложи, масон «осмотрительный, благоразумный и велико мудрый».

9 марта 1809 года пять братьев во главе с А.Ф.Лабзиным учредили в Петербурге теоретическую ложу для овладения премудростью, ее основной работой стала издательская деятельность, ложа называлась «К мертвой Голове»…

В 1810 году правительство начало усиленно интересоваться масонами. На деятельность лож это существенным образом не повлияло.

Многие исследователи сходятся во мнение, что царствование Александра был «золотым веком» для масонов. Благодаря масонам на пост главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 года был, выдвинут один из братьев М.И.Кутузов, об этом пишет Т.О.Соколовская. Многие историки впоследствии писали о бездарном командовании Кутузова.

Так или иначе, но с восшествием на престол Александра масонство практически полностью выходит из «подполья», привлекает в ложи многих политических,, общественных деятелей, государственных людей, ученых, писателей, эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое.

ГЛАВА . СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАСОНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

3.1.Масонство в веке: общая характеристика

На протяжении всего столетия масонское движение, несомненно, изменялось, приобретая то большое, то незначительное влияние в мировой политике, но неизменно привлекая к себе людей образованных и нестандартно мыслящих. О.Ф.Соловьев приводит данные о численности масонов к началу столетия. Общая численность составляла около 1,5 млн. адептов, в том числе: в США - 908535, Англии - 95 тыс., в Шотландии - 25 тыс., в Ирландии - 22 тыс., в Канаде - 44473, в Германии - 37800, в Италии - 8600, Австрии - 18 тыс., Швеции - 12 тыс. И в Австралии - 18 тыс., Новой Зеландии - 6 тыс., Дании - 4,3 тыс., Венгрии - 3,6 тыс., Норвегии - 3 тыс., Голландии - 2,5 тыс., Испании - до 1,8 тыс., Швейцарии - 1,5 тыс., Греции около 800, Португалии - 700, Египте - 800 и т.д. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике века. - М.,1998, с.36.

Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые далеко не всегда поддерживали дружеские отношения друг с другом. Так, во Франции наиболее влиятельная федерация Великий Восток насчитывала до 28 тысяч членов, Великая Ложа и Верховный Совет практиковавшие древний и принятый шотландский ритуал, находившиеся в союзе между собой, имели соответственно 5,5 и 3 тыс. посвященных. В США один масон приходился на 75 человек, а во Франции - один на 1560 человек населения. Там же, с.37.

Следуя своим традициям, орден с самого начала века стремился расширить сферу применения пацифистских принципов в области мировой политики. В целом прагматики - масонские руководители особенно не обольщались признаками относительного смягчения обстановки в Европе и внимательно отслеживали ее причудливые колебания. Несмотря на общие подходы и взаимное признание ряда базовых принципов, масонство так и не смогло преодолеть доктриальных разногласий, вступив в век в значительной степени разобщенным. Это, естественно, служивало возможность его влияния на мировую политику, исключало проведение согласованной линии по коренным вопросам. Потому-то методы действий Федераций тех или иных стран определялись, в конечном счете, внутренней спецификой и отношением классовых сил. Важной общей чертой являлось и продвижение братьев на ключевые государственные посты вне зависимости от партийной принадлежности. Кроме того, масонство не осталось в стороне ни разу, когда дело касалось наиболее важных политических событий в мире.

Одним из многочисленных результатов деятельности мирового масонства следует считать создание Организации Объединенных Наций, а также статус Международного суда. Устав ООН был подписан 25 июня 1945 года. На это знаменательное событие несомненно оказали влияние, как Вторая Мировая война, так и весьма сложные противоречия между западным, капиталистическим, так и восточным, социалистическим лагерем с четким водоразделом США-СССР. Вчитываясь в текст Устава ООН, нетрудно заметить совпадение или близость к положениям, отстаиваемым «вольными каменщиками». На мировую политику через Устав ООН была осуществлена проекция знаменитой триады: «свобода, равенство, братство».

Начиная, с 80-х годов международные усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбе с СССР и его союзниками, имея целью сначала подрыв их позиций в мире, чтобы затем приступить к мировой ликвидации «красного империализма». Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать. Капиталистическая коалиция во главе с США добилась полной победы в «холодной войне» без задействования серьезных средств. Эта исключительная по размаху операция, конечно, осуществлялась не прямо, а косвенными средствами при использовании объективных и субъективных предпосылок эволюции советского общества.

Ряд исследователей считает, что М.С.Горбачев - инициатор перестройки в СССР был масоном. Свидетельством тому может служить первое основательное произведение, написанное «по просьбе американских издателей» под названием «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В работе откровенно говорится не раз вроде бы о пришедшей из вне и присутствующей у нас альтернативе полного разрыва с существующим общественным строем и о переходе к капитализму, что, понятно, решительно отвергается. Собственно к прямому намеку на масонство можно отнести лишь одну фразу в виде неизвестно откуда взятой притчи о возведении из камней некоего Храма, назначение коего непонятно и для многих строителей. Все-таки представляется, что переход Горбачева через ряд последовательных стадий к антикоммунизму объяснялся убеждением в нереальности поставленных ранее задач реформирования социализма.

Великий Мастер Великого Востока Франции Р.Лерэ сказал как-то в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» А.Кудрявцевым по поводу перестройки в СССР: «Сделанное и намеченное вами впечатляет. Теперь ясно, что советская перестройка - дело рук не одного человека или небольшой команды, а всего общества, его думающей части. Убежден что право свободно высказывать свое мнение, избирать с возможностью реального выбора, жить в соответствии с результатами своего труда - все это способствует самоутверждению человеческой личности. Наша первоочередная задача способствовать установлению новых отношений между странами Севера и Юга, между промышленно развитыми странами, в число которых я включаю и Советский Союз, и развивающимися странами «третьего мира». Литературная газета, 13 декабря 1989.

Масонофобия в России сегодня, несомненно, имеет место. Подтверждением тому может служить книга О.А. Платонова «Терновый венец России. История масонства 1731-1996». Кратко остановимся на его подходах. В аннотации читаем: «Масонство - тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе». Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731-1996. - М.:Родник,1996,3 с.407-408. Значит, в разряд преступников были зачислены все знаменитые адепты от Новикова, Суворова, Грибоедова, Пушкина, декабристов до нынешних ученых, политических и иных деятелей, возглавляющих иностранные центры ордена. Силясь доказать, что Горбачев являлся масоном, Платонов использует какие-то подпольные малотиражные журналы, эмигрантскую газету «Новое русское слово». Буш и Горбачев предстают масонами заговорщиками, общение которых происходит с помощью масонских знаков. Автор приводит также «краткий словарь лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей» /масонская галерея России/.

С достаточной степенью достоверностью опровергнуть или подтвердить мнение автора сложно, однако многие исследователи сходятся в том, что мировое масонство в целом развивается неравномерно и вряд ли могло оказывать столь кардинальное воздействие на события в России.

3.2.Концептуальная модель и тенденции развития масонского движения

Таким образом, масонство с переменным успехом всегда оказывало влияние на мировую политику. Об этом, в частности, пишет и Н.Берберова в своей книге «Люди и ложи», рассказывая главным образом о роли отдельных политических деятелей в тех или иных событиях / в том числе Второй мировой войне/ века. Масонство стремится сегодня укреплять устои свободного предпринимательства и капиталистических порядков на земном шаре. К числу позитивных результатов, очевидно, относится вклад в объединение Европы и распад социалистической системы. Как можно следить по еще неполным данным, орден видит свою дальнейшую миссию в усилиях, по укреплению существующих государственных и общественных режимов на земле. Он намерен поощрять образование региональных объединений крупного масштаба, которые в отдаленном будущем и должны привести к новому миропорядку. Такие дружественные друг другу конфедерации при содействии, ООН и иных международных организаций не тождественны мировому правительству.

Члены ордена убеждены, что век позволит человечеству успешно двигаться к более гармоничному сотрудничеству всех людей на земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что даже при ретроспективном взгляде на сложнейшие событийные вехи не скольких столетий как бы мысленно контактируешь с плеядой ушедших ранее незнакомых лиц, с людьми доброй воли, которые отваживались противопоставлять себя обществу. От них исходили постоянные импульсы по стимулированию взаимодействия всех миролюбивых сил на базе фундаментальных ценностей цивилизации и прогресса при постоянной устремленности в будущее. Нельзя не признать, что искания масонов порой приводили их к поступкам не совсем оправданным с точки зрения истории и политики, часто их взгляды были подвержены мистическим настроениям, но в целом их идеалами всегда оставались свобода и справедливость, они искали пути улучшения миропорядка. Этот тезис можно отнести и к русским масонам.

Масонство не выполнило бы и сотой доли задуманного содействия постепенным трансформациям в недрах общества без находящихся в его распоряжении: неуклонной дисциплины адептов, верности ритуалам и традициям, хранимыми с давних пор неизменными. Братья всегда видели в этом огромный скрытый смысл с внутренней жизненностью, что позволяло двигаться всегда вперед, несмотря на повседневные препятствия. В соответствии с идеологией ордена они должны по кирпичику долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенство, братства, наряду с признанием подавляющим большинством членов веры в Великого Архитектора Вселенной, Святого Писания, Корана, других богооткровенных книг.

Масонство никогда не являлось ни школой, ни социальным движением, ни церковью, оно не позволяло оценивать себя привычными догматизированными схемами. Претендуя на доступ к высшей духовности через посвящение, оно ставило себя над культурами и философскими системами, позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена.

Члены ордена и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли не с проповедью абстрактных истин, а служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим, проводить срединную линию между крайностями.

Почти все исследователи масонства, и особенно исследователи русского масонства, подчеркивали сложность изучения явления, что вероятно связано с непростыми событиями исторического прошлого нашей страны, «закрытости» темы на протяжении нескольких десятилетий. И сейчас мы еще не можем с достаточной степенью достоверности утверждать насколько же, на самом деле, русское масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать этого, значит не признавать сам ход истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боровой А.А. Современное масонство на Западе. - М.,1922.

Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. - М.:Интербук,1991.

Берберова Н.А. Люди и ложи. -Харьков,1997.

Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории и вв. на Западе. - Спб,1900.

Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины . -Пг,1917.

Велишевский К.Ф. Петр Великий. - М.,1908.

Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. -2-е изд. - М.:Москва,1998.

Краткий философский словарь. /Под ред. М.Розенталя, П.Юдина/ - Полит. Лит.,1954.

Литературная газета,13 декабря 1989.

Масонство. Тайные знания. /Авт. Сост. С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ - Минск: Харвест,1998.

Масонство в Англии: научно-популярное издание. - Мн.: Харвест,1997.

Масонство: /Сборник/. - Репринтное издание. - М.:ИКПА,1991.

Марков Н.Е. Войны темных сил. - Париж,1928-1930.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.: Независимая газета,1993.

Пыпин А.Н, Масонство в России, и первая четверть в. - М.: ВЕК.1997.

Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731-1996. - М.: Родник,1996.

Россия столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Записки сенатора И.В.Лопухина. 1859 Лондон /репритное воспроизведение/ - М.: Наука,1990.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии 1780-1792. - Л.: ЛГУ,1982.

Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике века. - М.: РОССПЭН,1998.

Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения / и первая четверть столетия/. - СПб,1907.

Символика масонства /из серии «Тайные знания»/. - М.: Гелиос,1990.

Трубецкой С.И. Учение о логосе и его история. - М.,1906.

Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Л.,1936.

Утопический социализм: Хрестоматия /Общ. Ред. А.И.Володина/. - Политиздат,1982.

Финдель И.Г. История франк масонства. - СПб.,1872-1874, т.1.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ