бесплатные рефераты

Основы христианского вероучения

Основы христианского вероучения

Выполнила студентка СХБИ 2/12

по предмету «Идея национальной независимости»

Анисимова Анастасия

Основы христианского вероучения

План:

1) Христианство. Возникновение и распространение.

2) Основы христианского вероучения:

- семь основных таинств;

- основные праздники христианской религии.

3) Распространение христианства:

- во Франции;

- в Германии;

- в Соединенных Штатах Америки.

4) Христианство в наши дни.

5) Список использованной литературы.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания".

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных - сразу же за крещением, а у католиков - через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греч. - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию - воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском (1 Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия (21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу « двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество Христово, установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 - ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное встрече « праведником» Симеоном «мессии» - ребенка- Христа, которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для посвящения Богу (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан (католики отмечают 6, а православные - 19 января); преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» (изменении облика) Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 - православными; вербное воскресенье или вход господен в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения ( отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Конец 80-х--90-е гг. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и мо-настырей, их восстановление и строительство новых -- все это характерные приметы конца вто-рого тысячелетия. Большими тиражами стала выходить раз-личная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева. П.А. Фло-ренского, Г. В. Флоренского и др.), произведения русских ре-лигиозных писателей (Б. К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лесков, Л. И. Толстого), поднимающие вопросы религии. Усили-лось воздействие религии и на творчество современных писате-лей, в произведениях которых затрагиваются библейские прит-чи (Ч. Айтматов) и библейская символика.

Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры, естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных праздников.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную аме-риканизацию русской культуры (культура как бы потеряла им-мунитет), а. в какой-то мере и усиление аморальности. Про-никновение чужеродных верований вряд ли восполнит те ста-билизирующие начала, которые со времен Крещения Руси оп-ределяли развитие национальной культуры.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Франция

Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населе-ния страны (около 90%) придержива-ется католицизма

Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты. Они объеди-нены в три церкви: Реформатскую церковь Франции (400 тыс.), Реформатскую церковь Эльзаса и Лотарингии (42 тыс.) и Независимую евангелическую ре-форматскую церковь (10 тыс.). Люте-ране во Франции образуют две церкви: Церковь аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии (230 тыс.) и Евангелическую лютеранскую церковь Франции (45 тыс.). Реформатов больше всего в Па-риже, Нормандии и близ Марселя, лютеран - в Эльзасе и Лота-рингии. Другие группы протестан-тов невелики.

В стране имеются также армяно-григориане (180 тыс.), православные (150 тыс., преимущественно русские и гре-ки), мормоны (15 тыс.), старокатолики (3 тыс.).

Германия

Западная Германия

На территорию, на которой в насто-ящее время расположена Западная Германия, христи-анство проникло еще в IV в. Рефор-мация расколола немецких христиан на две группы: часть из них ос-тались приверженцами Римской католической церкви, другие восприняли протестан-тизм в люте-ранской или кальвинист-ской форме. Еще в XIX в. была сделана попытка объединить в отдельных не-мецких государствах лютеранские и ре-форматские церкви (при сохранении вероисповедных особенностей каждой входящей в объединение церковной общины). Объединенные церкви стали называться евангелическими. После образования единого германского государства была создана Евангелическая церковь союза, однако в ее состав вошли не все местные евангелические (люте-ранско-реформат-ские) организации. В 1948г. было соз-дано еще более широкое объединение - Евангелическая церковь в Германии, в которую вошли уже упомянутая Евангелическая церковь союза, Объ-единенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, созданная в 1948 г., и ряд самостоятельных территориальных евангелическо-лютеранских и евангелическо-реформатских церквей.

Большим влиянием пользуется и Римская католическая церковь. К ней примыкает 46% насе-ления страны. Католицизм занимает особенно сильные позиции на западе и юге стра-ны - в землях Саар (74% населения), Бавария (70%), Рейнланд-Пфальц (56%) и Северный Рейн-Вестфалия (52%). В ФРГ имеются также небольшие груп-пы православных.

Восточная Германия

В Восточной Германии, в отличие от Западной, католи-цизм не играет значительной роли (его придерживается 8% населения). Среди протестантов преобладают лютеране, но немало и рефор-матов. Есть в стране также небольшие группы старокатоликов и православных, а также около 5 тыс. иудаистов. Значительная часть населе-ния Восточной Германии не исповедует никакой рели-гии.

Берлин

В Берлине преобладает протестантизм (70% населения). Име-ются в городе католики (12%) и иудаисты (5 тыс.).

Соединенные Штаты Америки

Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и са-мостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соеди-ненных Штатах почти все церковные группы ведут системати-ческий учет своих членов, определе-ние религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении числен-ности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Епископальная цер-ковь и многие лютеранские церковные орга-низации учитывают всех крещеных. Иудаистские об-щины считают своими членами всех евреев. Большинство же протестантских организаций пока-зыва-ет численность лишь „полноправных членов", т. е. лиц, достигших опреде-ленного (чаще всего 13-летнего) возраста. Отсюда видно, что официальные данные о численности различных рели-гиозных группировок во многих слу-чаях не дают возможности определить удельный вес той или иной вероиспо-ведной группы во всем населении страны.

Из отдельных церковных организа-ций наибольшее число последователей имеет Римская като-лическая церковь. Католики в США -это в первую очередь потомки выход-цев из Ирландии, Ита-лии, Польши и других стран с преимущественно като-лическим населением. Кроме католи-ков ла-тинского обряда в США имеются также католики восточных обрядов (так называемые униаты). Среди униа-тов резко преобладают греко-католики. В подавляющем большинстве это украинцы, румыны, итальянские греки, венгры, хорваты, небольшое число белору-сов и русских.

Крупнейшую группу среди протес-тантов США образуют баптисты. Пол-ноправных членов бап-тистских общин 27, 1 млн. Их объединяет ряд самостоя-тельных церковных организаций, из кото-рых более или менее значительны-ми являются Южная баптистская конвенция (13 790 тыс. чле-нов).

В США есть ряд церковных орга-низаций старокатоликов. Крупнейшая из них -- Северо-амери-канская старая римская като-лическая церковь (английского обря-да) - насчитывает 61 тыс. Кроме того, в стране имеется также Польская национальная католическая церковь, являющаяся по веро-уче-нию старокатолической.

Последователей православия в Со-единенных Штатах - 4, 9 млн. человек. Однако в стране нет единой православ-ной церкви, а есть значительное число отдельных православных националь-ных церквей, причем иногда даже в пределах одной национальной груп-пы православные дробятся на несколь-ко церковных организаций.

Христианство в наши дни.

За века распространения христианства по всему миру оно ассимилировало в разных культурах, часто вытесняя старые языческие верования.

С каждым годом мы получаем все больше точной информации о состояние дел в христианском мире. Однако, следует отметить, что каждая церковь имеет больше членов, чем активных верую-щих, а в некоторых случаях членство оказывается чисто символическим. Количество людей, ре-гулярно посещающих церковь в Британии (менее 10%), ниже, чем во многих других странах, но неоднократные опросы подтверждают, что около 70% людей заявляют о своей вере в Бога и регу-лярно молятся.

В США в церковь регулярно ходит около 42% населения. В Италии около 33% жителей регу-лярно посещают мессу, а 85% заявляют о своей принадлежности к римской католической церкви. Во Франции церковь регулярно посещают около 13% населения.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранних этапах появилось также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. Христианская вера продолжает распространяться, однако центр тя-жести быстро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. Демографические тенденции в этих странах позволяют предположить, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежа-щие к белой расе.

Современные проблемы.

За последние несколько десятилетий церкви участвуют в дебатах на темы:

-возможна ли “справедливая война” в ядерную эпоху;

-терроризм: является ли “борец за свободу” солдатом или преступником;

-демографический взрыв: продукты питания и другие ресурсы, мировая торговля и долги “третьего мира”;

-экология и целостность Творения;

-злоупотребление наркотическими веществами;

-человеческая сексуальность, включая гомосексуальность;

-беременность: статус и защита человеческого эмбриона;

-права животных;

-брак, сожительство, развод и проблемы семьи;

-СПИД, проблема абортов;

-жизнь в обществе, где существует много культур и верований.

Список использованной литературы:

1. Библия.Книги Ветхого и Нового Завета.

2. Марченков В.Г. Начала православия. М.:Петит,1991.

3. Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред.М.Добужинского , Copyrigt 1956 by YMCA-PRESS. Societe a responsabilite limitee, Paris.

4. Косидовский З. Библейские сказания.Сказания евангелистов.М.:Политиздат,1990.

5. Наука и жизнь N 3,6-8 /М.:Пресса,1993.


© 2010 РЕФЕРАТЫ