бесплатные рефераты

Религиоведение как система теоретического знания

Общая численность православных - 182 млн. человек. Наибольшее их число в России - 70-80 млн. человек.

2. Каковы основные положения вероучения православия?

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 148-170.

Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).

В православии признаётся семь таинств (священнодействий) - крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства - крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле - постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).

3. Каковы особенности культа православия.

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 148-170.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 130-131

Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но в месте с тем есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается, прежде всего, культа святых почитаемых данной Церковью и праздников.

Русская православная церковь, так же как и Иерусалимская, Грузинская и Сербская до си пор живет по юлианскому календарю, остальные по григорианскому (последний был введен 1918 г.). сейчас григорианский календарь отличает от юлианского 13 суток, далее это расхождение будет увеличиваться. Поэтому в церковных календарях церковь указывает две даты праздника - по старому и новому стилю.

Главных праздников двенадцать. Богослужебный год в православии начинают осенью, с сентября месяца, и в этой связи расположение праздников следующее: Рожество Богородицы (8\21 сент.), Воздвижение Креста Господня (14\27 сент.), Введение в Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября\4 декабря), Рождество Христово (25 декаб.\7 янв.), Крещение Господне (Богоявление) (6\19 янв.), Благовещение (25 марта\7 апр.), Преображение Господне (6\19 авг.), Успение Божьей Матери (15\28 авг.).

Особое место среди христианских праздников занимает Пасха - Праздник Воскресения Иисуса Христа. Церковь установила, что пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Таким образом, Пасха в православии празднуется между 22 марта и 25 апреля по старому стилю.

В православии признаётся семь таинств (священнодействий):

1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими "оглашение" (сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный, таким образом, человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и "довершит" его.

2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.

3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - ду-ховным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпу-щением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного, в бессознательном состоянии - так называемая "глухая исповедь".

4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.

Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.

5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божья).

Епископах обладает всей полнотой тайнодействия включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий, но власти и по части), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства - примас.

Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.

6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь в отличие от католической признает возможность де сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).

7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.

Особым объектом поклонения православных являются иконы.

Тема 5. Католицизм.

1. Каковы основные характеристики католицизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 148-170.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 78-81.

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос - вселенський, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274 г.

В России 1991 год стал для католической церкви временем возрождения.

Папа Иоанн Павел II назначил первых епископов для европейской и азиатской части России, а так же епископа для Казахстана. Сейчас на территории европейской части России 93 прихода в которых служат более 100 священников.

2. Основные положения вероучения католицизма?

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 148-170.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 78-81.

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7 - 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником преступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).

3. Особенности культа католицизма.

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 194-195

Католический культ представляет собой узаконенную «Кодексом канонического права»(1983 г., книга IV - «Освящающая задача Церкви») и церковной традицией систему ритуалов и обрядов, с точки зрения верующих возможность непосредственного общения с богом и святыми. В целом католический путь сводится к культу Бога, культу ангелов и святых, культу икон и реликвий, а так же культу святых мест (область Палестины, связанные с ветхозаветными событиями и жизнью Христа, Девы Марии и апостолов) и священных мест (места захоронения святых, места связанные с видениями чудесами).

К особенностям католицизма относится более развитый культ, нежели в др. направлениях христианства Девы Марии. Культ Марии получил широкое распространение, т.к. оказался более понятен широким массам, чем абстрактная Троица. Католический культ Богородицы выражается в различных формах: в розарии (в посвященных ей специальных молитвословиях), в так называемых «марийных» празднествах, в связанных с ее образом святынях, в посвящаемых ей летних паломничествах. В католицизме Мария выступает в качестве попечительницы всей семьи, в то время как в православии она - покровительница земледельцев.

Центрами католического культа считаются прежде всего храмы. Иконы в католических храмах почитаются, так же как и в православных. Большое значение в католицизме имеет литургическая (сакральная) музыка.

В храме совершается главное действие католического культа - месса, или католическая литургия.

Католицизм, как и православие, признает семь таинств: причастие, крещение, конфирмация, покаяние, соборование, священство, брак. Но в католицизме они исполняются несколько иначе.

Крест на себя католики возлагают пятью перстами, а не тремя как это делают православные, и сначала на левое, а потом на правое плечо.

Католический культ занимает важное место в жизни верующих, полагающих, что через культовые действия Католическая церковь может передавать людям невидимую Божью благодать.

4. Каковы особенности его организационной структуры.

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 197-200

Католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского Папы - Ватикан, крохотное, но чрезвычайно влиятельное город-государство на территории Рима (44 га), конгломерат современности и средневековья.

Государство - град Ватикан имеет свой флаг, гимн, почту, радио, телеграф и прочие атрибуты государственной власти. Подлинным правительством Ватикана является Римская курия (орган папской администрации). В состав курии входят: 6 канцелярий, 3 трибунала и 9 своеобразных министерств - священных конгрегаций: по вопросам вероучения; восточных церквей; соблюдений таинств; канонизации; делам епископов и т.п. В римскую курию входят так же 12 папских советов, деятельность которых направлена на расширение и укрепление связей церкви с внешним миром. Это советы по делам мирян, по вопросам семьи, по проблемам милосердия и справедливости, по культуре и др.

Первичной ячейкой католической церкви является приход, который управляется священником. Приходской священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но деканат является лишь связующим звеном между приходом и епископской курией. Деканаты в свою очередь объединены в более крупные подразделения - епархии (диоцезы), которыми управляют епископы.

В католицизме, как и в православии, существуют три степени иерархии: епископство, пресвитерство и диаконство. К числу особенностей здесь следует отнести надстроенные над указанной иерархией должности кардиналов и примасов. Кардинал - высший после Папы чин в Католической Церкви. Примасами - называются старшие епископы местных национальных церквей.

Папа Римский - абсолютно пожизненный правитель церкви.

Монашеские ордены представляют собой особую структуры в Католической церкви. Основоположником западноевропейского монашества принято считать католического святого Бенедикта Нурсийского (480-550), составившего устав для первого монашеского ордена. Монашеские ордены бывают мужские и женские. Внутренняя жизнь ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, безусловное подчинение указаниям с верху. Монашеские ордены подразделяются так же на контеплятивные или созерцающие (их члены посвящают большую часть жизни молитвам и богослужению), и активные непосредственно участвующие в полезном труде и акциях милосердия. Самый известный среди Католических Орденов - Орден Иезуитов (1534г.)

Тема 6. Протестантизм.

1. Каковы основные характеристики протестантизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 189-190.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 81-82..

Протестантизм возник в результате Реформации (от лат. преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

В Англии IV - IV вв. проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который требовал подчинение английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальных характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпускать грехи, выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного писания над церковным преданием. Идеи Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатства и продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над приданием и требование причащения мирян не только хлебом, стали идейными основаниями мощного национального движения гусистов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г. потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.

Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на дверях церкви в Витенсберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин, основалеть кальвинизма (имело большое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии (как пресвитерианство), познее в США). Для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Человек никакими действиями ничего не может изменить: избран - определен к спасению, отвержен - к вечным мучениям.

В реформе были заитересованы и многие государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владенийи богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелическиереформы. В 1529 году они объевили протест против отмены права решать вопрос о религии подданых, которого они добились в 1526 г.. С этим решением связано происхождение термина „протестантизм”, который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданийхристанства, генетически связанных с Реформацией.

Со временем католицизм породил более 250 направлений. Среди них: баптисты - 75 млн. человек; лютеране - 70, англиканская церковь - 67, пресвитериане - 52, методисты - 43, пятидесятники - 8, свидетели Иеговы - 5, Армия спасения - 5, мормоны - 5, конгреционалисты - 3, адвентисты - 3 млн. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но связаны общим происхождением и догматикой.

Сегодня протестантизм распространён главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, прибалтийских странах (Эстонии, Латвии) и др. Общее число приверженцев протестантизма около 600 млн. человек.

2. Каковы основные положения вероучения протестантов?

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 191.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 83.

Единственным и исключительным источником вероучения явлется Священное Писание. Библия должна переводиться на местые языки. Самотоятельное чтение и толкование библии - обязанность аждого верующего. Авторитет придания в вопросах веры отрицается.

Согласно основоположникам протестантизма, первородный герех не только повредил природу человека, как в грехопадении утратил саму способность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами, спасение может рийти только как результат Божественного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскезы, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то ониявляются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангилие Христа.

3. Каковы особенности культа протестантизма?

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 213-214

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и др. реликвий. Чтение Библии и проповедь составляют основу богослужения, большое значение имеет так же индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День Благодарения в США.

Иконы не почитаются, в храмах и молитвенных домах присутствуют изображения крестов.

4. Каковы особенности его организационной структуры?

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 213-214

В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающихся от сословно корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается веем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей - диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Тема 7. Ислам.

1. Каковы основные характеристики ислама? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 224-228.

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 206-217.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 94-95.

Ислам (от араб. Islam - предание, вверение себя богу) мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (нач. VII вв.) среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространялся на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на западе, в результате чего образовалось мусульманское государство - Халифат. Современный ислам в основном распространен в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам - государственная религия, а шариат - основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 миллиарда человек. Большинство мусульман - сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама - Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570-632 гг.) происходил из рода Хашим, влиятельного мекканского племени курейш.

До Мохаммеда арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство; в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612г. началась религиозная проповедь Мохаммеда., первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджара, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летоисчисления, ведущегося по лунному календарю). Мохаммед выступает уже не только кА проповедник, но и как теократический правитель.

Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания не только в области ритуала и культа, но также норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти положения Мохаммед незаметно углубил отличия между его учением и учением христиан и иудеев.

Мекка была официально объявлена священной столицей ислама. И хотя Мохаммед не стал в ней жить, а возвратился в Медину, в 632 г. он совершил специальное паломничество (хадж) в Мекку. В том же году он умер и был похоронен в Медине.

В России ислам является второй по численности верующих религией. 12 миллионов мусульман расселены в Поволжье на Урале в Сибири и на северном Кавказе. В России действуют более 4 тысяч мечетей.

2. Каковы основные положения вероучения ислама?

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 228-230.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 95-96.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Пять основных обязанностей приверженцев ислама:

· Верить в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мохаммед есть посланник Аллаха;

· Пятикратно, ежедневно совершать молитвы (салят);

· Давать милостыню в пользу бедных;

· Соблюдать пост в месяц рамадан;

· Совершить хотя бы раз в жизни хадж в Мекку.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав - сур. По характеру эти главы очень разнообразны, наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждение о порядке развода. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты.

Второй источник мусульманского вероучения Сунна - своего рода Священное Предание.

Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминаниях и беседах и ним, его мнениях, изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения с ссылкой на авторитет Мохаммеда, вскоре после смерти пророка стали собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные к IX в. в 6 сборников, они как раз составили Сунну. Живых свидетелей Пророка с годами оставалось все меньше и меньше, приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал, то или иное предание из уст людей близких к Пророку. Эти предания, хадисы, собирались и записывались. В исламском мире появилась весьма уважаемая профессия мухаддиса - собирателя и толкователя хадисов.

Важным понятием в вероучении ислама является джихад - борьба за веру. Пророк Мохаммед в исполнении джихада советовал не искать конфликта с язычниками, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошими увещеваньями». Он же требовал бороться с неверными всегда и везде.

Когда начались исламские завоевательные войны, взаимоотношения с врагами строилось по-разному. Для язычников выбор был лишь один - переход в ислам или смерть. Для «людей Писания» (иудеев и христиан) - принятие ислама, выплата постоянного налога или война.

«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь» - таков смысл понятия шариат (в переводе с арабского «глубокое знание»). Шариат - совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми должны руководствоваться мусульмане во всех жизненных ситуациях, что бы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай.

Тема 8. «Нетрадиционные религии».

1. Каковы причины появлений «нетрадиционных религий»?

Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно - в новое время, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре.

Условия возникновения нетрадиционных религий весьма сложные. Его нельзя связать отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует, прежде всего, отнести глобальные проблемы человечества. В религиозной степени опасность войн, экологический проблемы демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в общества, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религиям обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную.

Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляются насилие над психикой, контроль над Мыслями, резкая ломка образов жизни

Кроме того, создатели новых культов четко реагируют на перепады в общественных настроения. Они проповедуют равенство, братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от всех болезней и невзгод и т.п.

2. Дайте характеристику вероучения и культа одной из нетрадиционных религий.

Источники:

· http://www.i-u.ru/biblio

Движение Харе Кришна” (“Общество сознания Кришны”) является религиозным течением, возникшим в середине 1960-х годов в США, а затем распространившимся в ряде стран Западной Европы. Главным идеологом и организатором этого течения был Свами Прабхупада. С начала 70-х годов общины этого движения появились в СССР, осуществляя свою деятельность нелегально, поскольку тогдашним законодательством о религиозных культах последняя была запрещена.

Применительно к нашей стране “Движение Харе Кришны” является всецело продуктом идеологической экспансии и духовной агрессии, вдохновляемых определенными силами Запада .

Достаточно широко распространенное представление о том, что кришнаизм относится к так называемым “восточным религиям” и является, в частности, разновидностью индуизма, ошибочно. Удерживая в своей идеологии и религиозной практике отдельные элементы вероучения и культа индуизма (идея кармы, апелляция к древнеиндийским “священным книгам” - “Бхагавад-Гите” и “Бхагавад-пуране”, ритуальное исполнение мантры и др.), течение принципиально расходится с традиционным индуизмом, вульгаризирует и извращает основополагающие принципы этой национальной религии Индии. Достаточно отметить, что в самой Индии кришнаизм рассматривается не только как “карикатура на индуизм”, но и как учение, наносящее вред духовно-культурным и национальным основам жизни индийского общества.

Основные положения идеологии и религиозной практики “Движения Харе Кришны” сводится к следующему:

1. В основе вероучения кришнаизма лежит идея о существовании в каждом человеке ( в данном случае - членах общины) скрытого “божественного начала” (“искры бога Кришны”). Дело заключается в том, чтобы пробудить в индивидах это начало, обрести “божество” в самом себе и тем самым раствориться в нем, слиться с “Кришной”. Необходимым условием этого “обретения божества” является выработка в мировоззрении индивида “сознания Кришны”. Под последним понимается некое потустороннее бытие, состояние “сокровенного чистого знания”, “чистой духовности”, свободных от каких-либо внешних воздействий социальной реальности. Достижение этого “сознания” может осуществляться, в соответствии с учением Кришны, путем полной изоляции, полной отрешенности членов общины от окружающей социальной реальности, абсолютного ухода их от треволнений “греховного” материального мира.

2. С отмеченными особенностями вероучения неразрывно связаны организационные принципы “Общества сознания Кришны”. Важнейшим из них является принцип авторитарной власти руководителей общин кришнаитов, т.н. “гуру” (“духовных наставников”), как харизматических (т.е. наделенных якобы божественными свойствами) лидеров, которым беспрекословно и слепо подчинена вся паства, а также принцип иерархизма, в соответствии с которым “гуру” отдельных общин строго подчинены “духовным наставникам”, курирующим определенные регионы планеты, где расположены “ашрамы” - кришнаитские общины, а последние “гуру” - руководству “Международного общества сознания Кришны” во главе с верховным “гуру”, почитаемым всеми кришнаитами в качестве “живого бога”, представителя самого Кришны на земле.

3. Культовая деятельность кришнаитов непосредственно вытекает из главных постулатов их вероучения и направлена на абсолютное закрепощение сознания и поведения верующих в интересах руководства этой организации. Верующие постоянно и систематически подвержены культовому воздействию приемов т.н. “бхакти-йоги”, которая в отличие от “хатха-йоги”, стремящейся развивать физические возможности человека, представляет собой систему психических упражнений. Кришнаитские “гуру” бесцеремонно, зачастую на дилетантском уровне, вторгаются посредством данных приемов в психическую конституцию верующего, неокрепшее сознание юношей и подростков, нанося им непоправимый вред. Не случайно в последнее время на Западе, в странах, где деятельность кришнаитов запрещена законом, возник институт так называемых “депрограмматоров” (специалистов-психиатров), занимающихся раскодированием деформированного сознания лиц, прошедших культовую обработку в кришнаитских общинах и с огромными усилиями возвращенных обратно в семьи родителями. Зомбирование сознания верующих в кришнаитских “ашрамах” позволяет их руководству использовать неоплачиваемый, по существу рабский труд адептов веры в личных интересах. Если учесть, что рядовые члены общин лишены даже предметов личного пользования, денег, а также полноценного сна, выходных дней и отпусков, то степень их зависимости от “гуру” следует признать абсолютной, что никак не согласуется с законодательным положением о правах человека.

Одним из главных приемов “бхакти-йоги”, используемых кришнаитами, является т.н. “махамантра”, представляющая собой бессмысленный набор слов, который в качестве своеобразной молитвы или заклинания произносится каждым верующим 1728 раз в сутки. Если рядовой кришнаит в чем-либо провинился, количество мантр возрастает. Таким образом, культовые действия кришнаитов требуют от участников значительных морально-психических усилий и массы времени, не оставляющего места для размышлений о характере и смысле совершаемых действий.

В условиях современной разрухи и хаоса особую опасность представляет культивирование в кришнаитских общинах т.н. “прасада” - ритуальной пищи. В нынешнее время, когда общество лишено полноценной сбалансированной пищи..., кришнаитская практика “прасада” сужает предельно базу белков, жиров, витаминов, необходимых организму человека, допуская употребление им только вегетарианской пищи. В условиях практикуемого в общинах изнурительного физического труда неизбежно возникает опасность быстрого истощения организма верующего.

Таким образом, система вероучительных, культовых и организационных принципов кришнаизма оказывает комплексное деструктивное воздействие на человека, нанося серьезный ущерб его физическому и психическому здоровью.

Грубым нарушением прав человека в кришнаитских “ашрамах” является строгая регламентация личной жизни верующих их руководителями. В частности, вырванные из привычной социальной среды люди принудительно лишаются даже семейных связей; на этом фоне совершенно уродливым выглядит решение проблемы брачных отношений. Так, руководство “ашрама” произвольно, не считаясь ни с симпатиями верующих (даже поступая вопреки им), ни с возрастными критериями, формирует брачные пары. Однако последующее общение супругов становится возможным лишь с разрешения “гуру”. Таким образом, распадаются не только гражданские браки попавших под влияние кришнаизма людей, но и заключенные в самих “ашрамах”, что усиливает изоляцию верующих от их окружения.

В верующих воспитывается не просто неприятие внешних социальных связей, но и агрессивность по отношению к окружающим, особенно к тем, кто не разделяет идеологию кришнаизма. Благотворительность, присущая христианству, совершенно чужда кришнаизму: единичные попытки угощения ритуальной пищей, имевшие место в Минске, следует рассматривать как стремление обрести популярность, завоевать симпатии общества и властей, привлечь любопытных в общины. На Западе кришнаитов принуждают собирать подаяние, не гнушаясь при этом выпрашивать милостыню у инвалидов, стариков и детей, - так далеко заходит нравственная деградация зомбированных адептов.

Значительный ущерб наносится национальному сознанию верующих и их патриотическим чувствам. Препарированное в космополитическом духе, их мировосприятие становится индифферентным, если не враждебным, к традициям, культуре собственного народа; лексикон наполняется специфическими понятиями, содержание которых верующие не осознают, как не осознают и своих гражданских обязанностей по отношению к государству, своих человеческих прав. Благодаря насильственному вмешательству в психику происходит деструкция традиционных нравственных и социальных ценностей, атрофируется национальное самосознание, происходит трансформация психических параметров личности, что следует квалифицировать как нанесение ущерба здоровью человека и духовно-нравственному здоровью общества.

Отмеченные выше антиобщественные позиции “Движения Харе Кришна” логически вытекают из особенностей его вероучения, культа и организационных принципов. Этим же обусловлена и антигуманная направленность деятельности данной организации, связанная с посягательством на здоровье, нравственность и права личности.

Учитывая отмеченное, следует сделать вывод о безусловной общественной опасности, которую представляет дальнейшее функционирование религиозной организации “Движение Харе Кришна” (“общество сознания Кришны”) в силу ущерба, который наносится нравственному, психическому и физическому здоровью верующих программированием их сознания, разрывом социальных связей.

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ