Зороастризм. Зороастризм - одна из древнейших религиозных систем человеческой цивилизации, под непосредственным влиянием которой сложилось представление о вере в единого бога. Это учение великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в священной древнейшей книге Авесте. Наиболее древние части Авесты, ее песнопения и гимны гаты и ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру, датируются примерно XII-X вв. до н.э.
Считается, что Зороастр - реально существовавшая личность, а время его жизни в разных древних источниках варьируется от ХIII до VI вв. до н.э.
Еще до того, как было создано учение Зороастра, народы Центральной Азии поклонялись различным божествам и стихиям (огня, воды, земли и др.), существовали элементы тотемизма, фетишизма, магии.
Начиная со второй половины I тысячелетия, ведущим божеством Средней Азии и Ирана становится Ахурамазда. Условно эту религию называют маздаизмом. Маздаизм был политеистической религией с большим пантеоном богов. Верховным божеством считался Ахурамазда как создатель мира. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входила социальная организация людей и посредничество между божественным и человеческим. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной триаде богов была Ардвисура Анахита - богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахурамазды. Параллельно этим богам существовали и другие боги, например Зерван (Зурван), который, по более поздней мифологии, считался отцом Ахурамазды. К сонму богов относили и Ахримана - предводителя дивов, бога злого начала, который изначально был родным братом Ахурамазды. По всей Средней Азии и Ирану были распространены культовые центры маздаидских жрецов.
Считается, что Зороастр был служителем (жрецом) одного из культов маздаизма. В день приготовления священного напитка хаомы он отправился на реку и, зайдя по пояс в воду, стал делать обряд традиционного омовения. В это время на берег спустился архангел Вахумана, и Зороастр вместе с ним взошел к престолу Всевышнего, окруженного еще семью ангелами. Ахурамазда раскрыл Зороастру глаза на сущность мироздания и объявил его своим пророком. В это время Зороастру было ровно 40 лет от роду. Таким образом, Зороастр становится первым человеком, начавшим проповедовать единобожие. В то же время он не отрицал и других богов маздаистского пантеона (Митру, Анахит, Сиавуша и т.д.), но считал их эманацией единого создателя Ахурамазды.
Жреческие слои и старейшины не приняли учения Заратуштры. Он не смог сломать стереотип маздаизма и, не понятый на своей Родине - в Хорезме, был вынужден уйти в Иран. В скором времени он стал очень известным пророком в восточно-иранских областях. Правитель Ирана Кави Виштасп, также признав над собой власть Ахурамазды, признал в Зороастре пророка новой религии. Учение Зороастра быстро распространилось не только в Иране, но и проповедовалось в тех районах, где велись военные наступления. В этих походах участвовал и Заратуштра, который более 30 лет пытался нести свет единобожия народам Азии. Когда Зороастру исполнилось 77 лет, он был предательски убит одним из последователей маздаизма. Но его учение продолжало шириться и развиваться, становясь самой массовой религией Центральной Азии.
Если постараться вникнуть в сущность зороастризма, то очень многое из этой интересной и гуманной религии мы встречаем в современных мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Такое сходство не является совпадением. Идеи единобожия, рая и ада, сотворения мира, ответственности за грехи перешли из зороастризма в иудаизм, который является производным для двух других религий - христианства и ислама.
Главной книгой зороастризма является Авеста. В ней отражены основные заповеди и принципы религии. Ахурамазда является олицетворением справедливости и доброты. Он призывает людей к смирению и послушанию, требует нравственной чистоты и исполнения законов. Добрые, справедливые, честные и опрятные люди своими делами и поступками дают Ахурамазде новые силы в борьбе с мировым злом, олицетворением которого является Ахриман. Но грязные и злые люди являются сторонниками Ахримана.
По учению Заратуштры, после смерти человека его душа находится в теле в течение 3-х дней, а затем, покинув его, должна пройти по тонкому, как волос, мосту «чинвату». Душа праведника при этом попадает в рай, а грешник падает в геенну огненную. Туда же будет отправлен и Ахриман после победы Ахурамазды над злом. Авеста не отрицает и повторного рождения. Каждые 3 тысячи лет человеческая душа вселяется в новое тело и снова проживает земную жизнь.
В Авесте дан перечень и сотворенных Ахурамаздой стран («обителей благословения и изобилия»), в которые Ахриман внес свое зло. На первом месте - Эранвежд, с которым «ничто в мире не равняется по красоте», затем - Согд, «богатый людьми и стадами», Муру (Мерв) - могучий и священный, Бахди (Бактрия) - «страна с высоко поднятыми знаменами».
Об Авесте есть сведения и у Абу Райхона Беруни. Он писал, что один экземпляр Авесты хранился в сокровищнице Дария. Эта книга была написана на шкурах 12 тысяч быков и отделана золотом. Александр Македонский, захвативший сокровища Дария III, велел бросить книгу в огонь. Больше половины ее сгорело. Из тридцати частей священного писания удалось спасти только двенадцать. Среди ученых-авестологов эта сгоревшая книга условно называется «Большой Авестой». В III в. при Сасанидском падишахе Шапуре I оставшаяся часть была собрана воедино в новую книгу, которая называется «Малой Авестой».
Зороастризм имел сильное влияние на становление моральных и нравственных отношений среди населения Средней Азии, а его ценностные критерии исходили из нужд, образа жизни и природных условий региона.
В некоторых книгах по истории мы встречаем оценку зороастризма как религии огнепоклонников, но это в корне неправильно. Поклонение огню встречается в более древних религиях политеистического характера. В зороастризме есть единый создатель - бог Ахурамазда. Ошибочное мнение о зороастрийцах как об огнепоклонниках возникло из-за их отношения к огню. Огонь, вода, воздух, земля, т. е. четыре природных стихии считались в зороастризме священными. Им не поклонялись - их чтили. Природная среда Средней Азии и климат способствовали тому, чтобы люди соблюдали определенные гигиенические нормы поведения. Здесь огонь выступал в роли освящающего начала. Все, к чему прикасался огонь, становилось чистым. Вода, воздух, земля также были важны как компоненты той здоровой среды, в которой обитали люди. Неосквернение этих компонентов гарантировало отсутствие болезней и эпидемий в то время, когда медицина была еще столь слаба. Отношение к воде в условиях Средней Азии было также очень бережным. Никому не разрешалось осквернять арыки, водоемы, реки. Отсюда исходит обряд захоронений зороастрийцев. Мертвых они не хоронили в земле, чтобы не осквернять ее, не сжигали на костре, чтобы не осквернять воздух дымом и само пламя, не топили в воде, чтобы не осквернять воду. Обычно, трупы выносили на каменистые холмы, где их поедали звери и птицы, а затем собранные кости складывали в специальных глиняных гробиках - остодонах (оссуариях). В городах с этой целью строились специальные здания, на крышу которых выносили тела умерших, а после съедения их птицами собирались кости. Один из китайских источников сообщает о погребении умерших тюрками, живущими в Самарканде: они построили в пустынном месте ограду, в которой содержали собак, туда бросали трупы умерших, а затем собирали кости и закапывали их.
О широком распространении зороастризма в Средней Азии говорит большое количество остодонов, обнаруживаемых в различных областях. Так, кладбища остодонов, найденные в Кафыркале (около Самарканда) и в Топроккале (Хорезм), датируемые VI-VII вв. н.э., указывают на то, что большое количество населения придерживалось зороастризма вплоть до прихода арабов. Таким образом, на протяжении двухтысячелетнего периода своей древней государственности предки узбекского народа, втянутые вместе со смежными народами, населявшими территорию Центральной Азии, в ход мировой истории, создавали и развивали в теснейшей взаимосвязи свою собственную разностороннюю и богатую культуру.
Являясь соучастниками создания ахеменидской культуры Ирана, эллинистической культуры греко-бактрийского царства, повлияв на развитие индийской культуры и являясь создателями самобытной культуры Кушанской империи, народы Узбекистана подняли свое развитие на еще большую высоту при эфталитском и тюркском объединениях. Они внесли огромный вклад в создание мировых религий, что сыграло решающее значение в формировании просвещенных централизованных монархий на Востоке. Такова была экономическая, социально-политическая и культурная жизнь Узбекистана накануне вторжения в Среднюю Азию кочевников-арабов.