бесплатные рефераты

Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся

Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся

РЕФЕРАТ 1

ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ МЕБЕЛИ

Выполнила:

Гайворонских О.Н.

Славянск-на-Кубани

2004г.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим

становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой (столом) от 4

до 6 ч в младших классах и от 8 до 10 в старших классах. Вместе с тем

статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма

развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями

двигательного анализатора.

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10

мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние

расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном

беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное

состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более

5-7 мин (Р. А. Шабушин). Для подростков также весьма утомительно стояние,

которое является основной позой при проведении различных линеек в школе,

пионерском лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.

Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит

за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами

длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях учащийся также не может

сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.

Основные размеры парт (столов) и стульев приведены на рисунке 32.

Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено, что средние

величины отдельных параметров тела, которые используются для установления

функциональных размеров мебели и их оптимального соотношения, при

колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10-15 см существенно не

отличаются.

Таблица №1

|№ |Группа |Группа |Высота крышки |Высота |Цветовая |

|мебели |мебели |роста, |стола, |переднего края |маркировка |

| | |см |обращенного к |сидения (над | |

| | | |ученику (над |полом, см) | |

| | | |полом, см) | | |

| | |переднего края |Переднего края |

| | |крышки стола |сиденья |

|Г |100-115 |48 |28 |

|Д |115-130 |54 |32 |

|Ж |Свыше 130 |60 |36 |

Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и

гигиенические условия для работы учащегося за партой – нормальное

зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение –

создаются при правильной посадке.

Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой

частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного

наклоняя ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться

свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в

тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол

или подножку, предплечья свободно лежат на столе.

Антропометрические и физиологические исследования указывают, что

несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы

наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на

связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьников.

Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых

дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоминать

учащимся в школе и дома, и не только в 1-4, но и в 5-9 классах.

Подбор мебели. Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4

ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством

ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп

(номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее

место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими

партами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и

асимметрия плеч, как показали исследования, отмечается в 44% случаев. При

рассаживании за столы более низкие, чем требуется, ассиметрия плеч

регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были

получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и

туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц

правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при

использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сидения назад,

укороченное сиденье.

В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3-

4 см наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и

жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании

меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели при

обратном соотношении. Поэтому если возникают затруднения с подбором мебели,

лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.

Изготовление парт предусмотрено только для оборудования 1-4 классов.

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или

другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).

Ориентировочно для оборудования учебных помещений однокомплектных

школ, как показали измерения учащихся в городах, рабочих поселках и

сельской местности 2-4 климатогеографических зон, требуется более всего

мебель групп Б, В и Г.

Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных столов: в

1 классе группы (номера) А – 12 и группы В – 3, во 2 классе соответственно

10 и 5, в 3 классе – 7 и 8, в 4 классе группы Б – 12 и группы В – 3.

Учебные кабинеты для учащихся 5-11 классов оборудуются двухместными

ученическими столами, при этом количество столов каждой группы (номера)

определяется количеством кабинетов на предмет.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в

первую и во вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения

классы: 2-3, 3-4, 5-6 и т.д. При этом в помещение, предназначенное для 2-3

классов, ставят 2-3 парты группы А, 15-16 группы Б и 2-3 группы В. Такое

соотношение мебели трех групп позволяет рассадить большинство детей как 2,

так и 3 класса в соответствии с ростом.

Измерение роста учащихся для определения требуемого номера мебели.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально

приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями. На одной стороне

рейки наносят деления с интервалом 15 см начиная от 130 см. В промежутках

между делениями последовательно проставляют все группы (номера) мебели: до

130 см наносят группу А. От 130 до 145 см – группу Б, от 145 до 160 см –

группу В, от 160 до 175 см – группу Г и от 175 см и выше – группу Д.

Произведя измерения роста с помощью такой рейки, можно сразу видеть,

на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок,

становятся около рейки. Для определения требуемого номера парты могут

служить и данные роста, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако,

к каждому показателю роста необходимо прибавить 1-2 см на обувь.

Расстановка мебели. Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят

ближе к классной доске, а мебель больших размеров – дальше. Например,

первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй – группы

Б, третьей – мебель группы Б и т.д.

В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске

поставить мебель больших размеров, ее следует ставить только первой в

первом или третьем (четвертом) ряду.

Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми

столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха.

Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с

пониженной остротой зрения.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам

и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше

отводить дальше от окон.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьих

рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт и их роста.

Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во

второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в

первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к

постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной

доски (списывания) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над

классной доской.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются

установленные расстояния.

В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти

расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда столов (парт) – не

менее 0.5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) – 0.5 м, от

задней стены до последних столов (парт) – 0.65 м, от классной доски до

первых столов (парт) – 2 м, между рядами – 0.6 м.

За соблюдениями расстояния между наружной стеной и первым рядом парт

требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего

в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые

условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс

ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела

повышается. Количество острых респиратурных заболеваний и ангин среди

учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в три раза больше, чем среди

школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.

В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации

при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых

столов (парт) должно быть не менее 2.5 м. Только в этом случае при длине

доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах,

может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 300. Другие расстояния

в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда

столов – 0.5 м, ширина проходов между рядами – не менее 0.6 м, от последних

столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, – 0.8 м.


© 2010 РЕФЕРАТЫ