бесплатные рефераты

Коллективный договор

Коллективный договор

Министерство общего и профессионального образования РФ

Красноярский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра трудового и экологического права

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Выполнил:

студент второго курса

заочного отделения (общий поток)

Тузов А.Г.

Проверил:

Красноярск, 2000

ПЛАН

1. Коллективный договор как особый договор о труде, содержащий нормы права;

как акт социального партнерства и средство локального правового

регулирования социально-трудовых отношений. ……………

2. Стороны коллективного договора. Представительные органы работников и

работодателей, участвующие в коллективно-договорном регулировании

……………………………………………………………..

3.Право на ведение переговоров и порядок их организации. …………..

4. Основные принципы заключения коллективных договоров. ………..

5. Структура и содержание коллективного договора ……………………

6. Действие коллективного договора, контроль за его выполнением.

Ответственность сторон за нарушение условий коллективного договора.

…………………………………………………………………….

7. Значение коллективного договора в сфере труда. …………………….

Список использованной литературы ……………………………………..

Приложение 1. Коллективный договор ОАО “Красноярский завод комбайнов” на

2000 – 2002 годы

3

6

14

20

22

30

36

38

1. Коллективный договор как особый договор о труде, содержащий нормы права;

как акт социального партнерства и средство локального правового

регулирования социально-трудовых отношений

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О коллективных договорах

и соглашениях»[1] коллективный договор - это правовой акт, регулирующий

социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации,

филиала, представительства с работодателем. Его роль и значение в

регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений

экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка

труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей

в кооперации труда обусловили очередное изменения содержания и сущности

коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-

партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в

организациях.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты

локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным

трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной

организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-

правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм

правотворчества. эти положения нацелены на организацию автономной системы

условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм

собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая

сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух

началах: на идеи автономии (управленческой суверенности) организации в

сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и

на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных

интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-

экономических и профессиональных отношений между работодателем и

работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное

соглашение, посредством которого достигается сочетание указанных двух идей,

не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой

сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную

социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка

порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его

нормативности распространяет свое действие не только на его

непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не

имели прямого отношения к его разработки и одобрению.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в

пользу третьих лиц позаимствованная из частного права, также не решает

существа вопроса, ибо такое понимание игнорирует социально-партнерскую

направленность этого договора, предполагающего все же удовлетворение

взаимных, а не посторонних интересов. Требует большое осмотрительности и

объяснение юридической природы коллективного договора при помощи понятий и

категорий публичного права, ибо профсоюз и иной орган, заключающий договор

от имени работников, не располагает авторитетом публичной власти по

отношения к тем, кому он адресован. Не обладает такой властью и

работодатель (собственник, предприниматель) по отношению к коллективу

работников. Его полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но

не трудовым коллективом. Таким образом, есть все основания признать этот

договор договором особого рода. Согласно действующему законодательству,

коллективных договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые

отношения и заключаемый между работодателем и работниками организации.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования социально-

трудовых отношений на уровне организации, он выражает интересы двух

социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность

партнерства поэтому получила наименование бипартизма Другие разновидности

социального партнерства возможны на более высоком уровне: а) региона,

отрасли - в форме региональных, отраслевых (тарифных и иных социально -

экономических соглашений); б) на общегосударственном (федеральном) уровне -

в форме генеральных соглашений. Эти разновидности социального партнерства

могут выражать интересы не только двух, но даже трех социальных групп:

наемных работников, работодателей и государственных структур

(правительство, министерство). Последняя форма социального партнерства

получила название трипартизма.

Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет

довольно обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права Сюда

входят в частности: нормы, содержащиеся в КЗоТ РФ, в Законе РФ «О

коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года (в редакции от

24 ноября 1995 года), региональных, отраслевых и генеральных соглашениях,

многочисленные локальные нормативные положения, содержащиеся в самих

коллективных договорах, заключаемых в организациях.

Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный

договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия,

нормы коллективного договора обязательно для организации, где он заключен.

Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение

работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются

недействительными.

Современная концепция коллективного договора исходит из предположения

о необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-

трудовых отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе,

т.е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно

лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и

общества.

2. Стороны коллективного договора. Представительные органы работников и

работодателей, участвующие в коллективно-договорном регулировании.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице

их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый

руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом

организации, иным правовым актом лицом (ст. 11 Закона РФ «О коллективных

договорах и соглашениях»). Следует иметь в виду, что как правило

работодатель действует через представителей.

Коллективный договор работодатель заключает с работниками организации,

филиала, представительства, т.е. со всеми работниками, занятыми у данного

работодателя. Это существенное отличие от раннее действовавшей нормы ст. 11

Закона, которая предусматривала заключение коллективного договора

работниками, не уточняя их правового положения и не подчеркивая их

организационного единства На практике указанное положение породило

представление о том, что с одним работодателем может быть заключено

несколько коллективных договоров. Следует отметить, что международная

практика, как правило, ориентируется на вполне оправданную модель «один

работодатель - один коллективный договор».

Российское законодательство сейчас тоже использует этот подход: в

организации или обособленном структурном подразделении должен быть заключен

один коллективный договор, распространяющийся на всех работников

(исключение из этого правила установлено ст. 12 Закона).

Целесообразность такого решения не вызывает сомнений. Оно позволяет, с

одной стороны, избежать необоснованной дифференциации правового

регулирования трудовых отношений, с другой - вводить признанную во всем

мире систему квалификации коллективно-договорных актов в зависимости от

количества обязанных субъектов - один работодатель или группа

работодателей, объединенная по определенным признакам. Одновременно

решается и проблема определения сферы действия коллективного договора. О

однозначно распространяется на всех работников данной организации или ее

обособленного структурного подразделения. При этом не имеет значение,

являются работники членами профсоюза или нет, приняты они на работу до

заключения коллективного договора или после.

В коллективных переговорах работники выступают через своих

представителей. На уровне организации, филиала, представительства это может

быть орган профессионального союза, уполномоченный на представительство

уставом, и орган общественной самодеятельности, образованный на общем

собрании и уполномоченный им.

Определяя какой профсоюзный орган может представлять интересы

работников организации, необходимо руководствоваться Федеральным законом «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[2]. В

соответствии с указанным законом в организации может действовать

профсоюзный орган, образованный на основе положения о первичной профсоюзной

организации, или профсоюзный представитель (доверенное лицо) (ст. З

Закона). Применительно к ст.2 Закона «О коллективных договорах и

соглашениях» и профсоюзный орган, и профсоюзный представитель могут

признаваться органами профессиональных союзов и выступать от имени

работников на коллективных переговорах.

По законодательству (ст. 226 КЗоТ РФ, ст. 11 Закона о профсоюзах)

профсоюзы, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и

защищают права и интересы членов профсоюзов. Это их право в соответствии с

законом и обязанность перед своими членами. Представлять интересы других

работников органы профсоюза могут лишь в случае наделения их специальными

полномочиями. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут

уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных

переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и

контроля за его выполнением (ст.2 Закона «О коллективных договорах и

соглашениях»). Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» (ст. 11) предусматривает такую же возможность, указывая, что

наделение полномочиями на представительство должно происходить в

установленном порядке. Такой порядок, однако, в законодательстве не

установлен. Исходя из того, что профсоюзы являются независимыми

общественными объединениями, уполномочить их на представительство можно

лишь на основе добровольного соглашения. Практика применения указанных

положений еще не сложилась, но уже сейчас можно предположить, что

предоставление профсоюзам соответствующих полномочий должно оформляться в

письменной форме. В этом случае полномочностъ органа профсоюза легко

подтверждается и не вызывает сомнений. Видимо, соглашение данного

представительного органа и работников о ведении коллективных переговоров и

заключении коллективного договора в их интересах может носить как

коллективный, так и индивидуальный характер.

Органы профсоюзов являются наиболее распространенными представителями

работников, что вполне объяснимо. Ведь это общественное объединение

специально создается в целях представительства и защиты социально-трудовых

прав и интересов граждан (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Традиционно и в России, и за рубежом профсоюзы являются наиболее

авторитетным представителем трудящихся. Вместе с тем, на уровне

организации, где имеются реальные возможности использования механизма

непосредственной демократии, законодатель допускает существование иных

представительных органов.

Прежняя редакция закона «О коллективных договорах и соглашениях»

предусматривала образование на любых уровнях иных (непрофсоюзных)

уполномоченных работниками представительных органов. Точной характеристики

этих органов закон не давал. Они могли создаваться и в организации, и в

отрасли, объединять работников города, области и т. п. Практика коллективно-

договорного регулирования сложилась таким образом, что специальные органы,

представляющие интересы работников организации и, тем более, отрасли или

территории, не создавались Там, где действовали избранные раннее советы

трудовых коллективов (СТК), они изредка принимали участие в коллективных

переговорах. Однако общее число коллективных договоров, заключенных с

участием СТК, очень мало.

Учитывая сложившуюся практику и новое законодательство об общественных

объединениях, законодатель счел возможным изменить положение о

непрофессиональных представителях. Создание таких органов разрешено только

в организации. Это органы общественной самодеятельности, которые образуются

и действуют в соответствии с федеральным законом «Об общественных

объединениях»[3] с учетом особенностей, предусмотренных ст.2 Закона «О

коллективных договорах и соглашениях».

Понятие органа общественной самодеятельности и его отличительные

признаки даны в ст. 12 Закона «Об общественных объединениях». Это не

имеющее членства общественное объединение, целью которого является

совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по

месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение

потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением

уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности

по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности действует на основании устава и,

пройдя государственную регистрацию, приобретает права юридического лица

(ст. ст. 12, 20, 21 Закона «Об общественных объединениях»).

Это общие правила, касающиеся данного вида общественных объединений.

Закон «О коллективных договорах и соглашениях» уточняет, какой орган

общественной самодеятельности может выступать представителем работников в

коллективно-договорном процессе. Это только такой орган, который создан на

общем собрании (конференции) работников организации или ее обособленного

структурного подразделения (филиала, представительства). Кроме того, он

должен быть уполномочен на представительство. Указанные полномочия

отражаются в уставе. Орган общественной самодеятельности представляет

интересы всех работников данной организации или филиала, представительства.

Существование в организации совета трудового коллектива, совета

предприятия или другого подобного органа не препятствует функционированию

первичной профсоюзной организации.

Отношения представительных органов работников строятся на основе

сотрудничества (ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и

гарантиях деятельности»). Их права в коллективных трудовых отношениях

равны: любой представительный орган может вступить в переговоры и вести их

от имени уполномочивших его работников. Однако это не означает, что закон

поощряет сепаратизм и конфронтацию представителей работников. Помимо

законодательного закрепления принципа сотрудничества законодательство о

профсоюзах предусматривает право профсоюзов выдвигать кандидатуры своих

представителей для избрания в иные представительные органы работников в

организации. Представители профсоюзов, входящие в состав органа

общественной самодеятельности, имеют возможность способствовать координации

деятельности указанных органов, формированию согласованной позиции при

заключении коллективного договора.

Таким образом, равенство прав всех представителей работников (ст. 6

Закона «О коллективных договорах и соглашениях») дополняется их

сотрудничеством, согласованием позиций и , наконец, созданием единого

представительного органа в соответствии со ст. 12 Закона.

Единый представительный орган является особым представителем

работников. Он не избирается (не формируется) работниками непосредственно,

а образуется представителями, уже действующими в организации. Такой орган

создается только в организации, при заключении соглашений действует иной

порядок согласования интересов представителей работников.

Закон не предусматривает порядка создания и специальных требований к

единому представительному органу, предоставляя профсоюзам и органу

общественной самодеятельности возможность принять согласованное решение на

взаимоприемлемых условиях.

Когда речь идет о создании единого представительного органа с участием

нескольких профсоюзов, следует руководствоваться ст. 13 Закона «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В

соответствии с указанной нормой представительство профсоюзов в коллективных

переговорах, а следовательно, и при создании единого представительного

органа, определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

В создании единого представительного органа возникает потребность в

том случае, когда в организации действует несколько представителей

работников.

Проблема множественности представительных органов весьма сложна. Для

нашей страны, не имеющей устойчивых традиций коллективно-договорного

регулирования, решение этой проблемы связано с дополнительными трудностями.

Статья 12 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции

от 11 марта 1992 г. предусматривала обязательное создание объединенного

представительного органа. Это в целом справедливое требование на практике

породило ряд непредвиденных осложнений переговорного процесса. В частности,

иногда один из представителей отказывался участвовать в создании

объединенного представительного органа или преднамеренно затягивал его

создание. В этом случае другие профсоюзы, иные уполномоченные работниками

представительные органы были лишены возможности вступить в переговоры.

В новой редакции частей 3, 5 и6 ст. 12 законодатель сделал еще один

шаг в создании приемлемой для практике модели достижения единства и

согласия между представителями работников. Теперь единый представительный

орган формируется в течение 5 календарных дней. Закон не указывает, с

какого момента отсчитывается этот срок Видимо, срок исчисляется со дня,

когда один (или несколько) представительных органов выразили намерение

вступить в коллективные переговоры В этом случае целесообразно направить

письменное предложение о создании единого представительного органа всем

действующим в организации представителям.

Сделать это может любой (или каждый) представитель работников.

Если ответ на предложение не получен, и единый орган не создан в

течение 5 календарных дней, представительный орган, проявивший инициативу,

имеет право действовать самостоятельно. Этот вывод вытекает из содержания

части 5 ст. 12 Закона, которая регламентирует порядок проведения

переговоров в том случае, когда единый представительный орган не

сформирован или его участниками не достигнуто согласие.

В такой ситуации каждый представитель может разработать проект

коллективного договора. В этом проявляется их равноправие. Однако вступить

в переговоры от имени работников организации, филиала, представительства (а

часть 5 ст.12 еще раз подчеркивает, что коллективный договор заключается от

имени работников организации или обособленного структурного подразделения)

представительный орган может только после рассмотрения вопроса общим

собранием (конференцией). Поскольку в рамках организации возможно

использование механизмов непосредственной демократии, общему собранию

принадлежит право окончательного решения. Оно выбирает наиболее приемлемый

проект и поручает представителю работников, разработавшему этот проект, на

его основе провести переговоры.

Таким образом, по существу установлен порядок разрешения противоречий

и разногласий между представительными органами. Если они не могут достичь

конструктивного согласия, в том числе по поводу создания единого

представительного органа, вопрос решается коллективом работников сообща.

Следует подчеркнуть, что выбор собранием одного представителя из

нескольких никоим образом не нарушает их прав. поскольку каждому была

предоставлена возможность изложить свою позицию, предложить свой вариант

коллективного договора. В конечном итоге именно работники организации

(филиала, представительства) признаются стороной коллективного договора,

представительные же органы созданы работниками с определенными целями.

Вполне оправдано поэтому предоставление общему собранию таких широких

полномочий.

Изложенный выше вариант решения проблемы множественности

представителей работников является, на наш взгляд, основным. В любой

ситуации необходимо сделать попытку создать единый представительный орган

или прибегнуть к созыву общего собрания (конференции). Вместе с тем,

существует и другая модель поведения, предусмотренная частью 6 ст. 12. Если

единый представительный орган не создан, представители вправе

самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени

представляемых работников. Это своего рода исключение из правил,

допускаемое в критических ситуациях. Ведь по определению коллективный

договор - правовой акт, заключаемый работниками организации, филиала или

представительства, т.е. всеми работниками, а не их частью.

Несколько противоречивое решение, предложенное ст. 12 Закона, лишний

раз свидетельствует об отсутствии сформировавшихся традиций коллективно-

договорного процесса. В такой ситуации понятны опасения законодателя

негативно повлиять на практику социального партнерства и его стремление

предоставить сторонам и их представителям максимальную свободу и

возможность выбора.

Коллективный договор заключается с одним работодателем в отличие от

соглашения, одной из сторон которого выступают работодатели, объединенные

по территориальному, отраслевому или иному признаку. Фактически это

единственное существенное различие между коллективно-договорными актами

различных видов, не считая возможности заключить соглашение на

трехсторонней основе.

Работодателем могут признаваться организации (юридические лица), их

обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства) и

физические лица. Все они обладают равными правами и обязанностями в

переговорном процессе и, заключив коллективный договор, должны его

выполнять.

Работодатель в соответствии со ст. 11 Закона «О коллективных договорах

и соглашениях» является стороной коллективного договора. В необходимых

случаях, как указано в законе (ст. 11), работодателя представляет

руководитель организации или другое полномочное лицо. Как известно,

юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через

свои органы (ст. 53 ГК РФ)[4]. Трудовое законодательство не оперирует

понятием «орган юридического лица», однако под руководителем обычно

понимается единоличный исполнительный орган юридического лица, обладающий

правом приема и увольнения. В государственных и муниципальных предприятиях

это руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным

собственником органом (п.4 ст. 113 ГК РФ).

В связи с переходом к рыночной экономике и существованием

разнообразных юридических лиц, в том числе различных объединений (обществ,

товариществ), вопрос о руководителе организации не может быть решен

однозначно для всех случаев.

Корпоративные организации (общества и производственные кооперативы)

могут создавать как единоличные, так и коллегиальные исполнительные органы.

Так, в соответствии со ст. 110 ГК РФ исполнительными органами

производственного кооператива являются правление и (или) его председатель.

Аналогичная ситуация складывается и в акционерных обществах: исполнительный

орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным

(директор, генеральный директор) (п. 3 ст. 103 ГК РФ)[5]

В таких случаях вопрос о представительстве работодателя в коллективных

трудовых отношениях решается следующим образом.

Если действует единоличный исполнительный орган (председатель

производственного кооператива, директор или генеральный директор

акционерного общества), он и должен признаваться руководителем по смыслу

ст. 2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» в новой редакции.

Гражданское законодательство допускает одновременное функционирование

единоличного и коллегиального исполнительных органов. Например, в

акционерном обществе руководство текущей деятельностью может осуществляться

директором (генеральным директором) и правлением (дирекцией) (ст. 69

Федерального закона «Об акционерных обществах»).

В этом случае единоличный исполнительный орган (директор или

генеральный директор) выполняет также функции председателя коллегиального

исполнительного органа общества. С учетом положений п.2 ст. 69 указанного

закона можно предположить, что в коллективные переговоры вступает и

коллективный договор подписывает директор, поскольку он «...представляет

его (общества) интересы... утверждает штаты, издает приказы…»[6], т.е. в

числе других функций осуществляет управление трудом. Вместе с тем,

необходимо иметь в виду, что компетенция исполнительных органов общества

определяется его уставом. Поэтому при решении вопроса о том, кто выступает

представителем работодателя на переговорах, следует, прежде всего,

опираться на положения устава. Если упоминания о представительстве в

коллективных трудовых отношениях нет (а на практике чаще всего так и

бывает), представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функции

единоличного исполнительного органа.

Аналогично описанной схеме решается проблема представительства

работодателя в производственном кооперативе.

На практике может возникнуть и такой вопрос: в соответствии со ст. 69

Закона «Об акционерных обществах» полномочия исполнительного органа

общества могут быть переданы по договору управляющей организации или

управляющему. В этом случае эти управляющие должны признаваться

руководителями организации, если иное не предусмотрено уставом[7]

Своеобразный порядок представительства существует в товариществах.

Согласно ст. 72 ГК РФ ведение дел полного товарищества осуществляют

его участники совместно либо один или некоторые из них. Они действуют от

имени юридического лица, а специальный орган управления не создается.

Делами товарищества на вере управляют полные товарищи (ст. 84 ГК РФ).

В коллективных трудовых отношениях от имени товарищества должен

выступать тот его участник (участники), который учредительными документами

уполномочен на ведение дел этой организации.

Представителем обособленного структурного подразделения юридического

лица (филиал, представительство) будет являться руководитель подразделения,

назначаемый юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

Рассматривая проблему представительства, необходимо иметь в виду одну

особенность. Легитимное представители работодателей, перечисленные в ст. 2

Закона «О коллективных договорах и соглашениях» в новой редакции, имеют

право принимать решения в ходе переговоров, заключать и подписывать от

имени юридического лица (его филиала, представительства) коллективно-

договорные акты. Это не исключает возможности делегирования ими всех или

части полномочий другим лицам, привлечения к участию в переговорах

специалистов предприятия, руководителей структурных подразделений и т.п.

Однако такое "двойное" представительство всегда должно быть надлежащим

образом оформлено. Целесообразно в этом случае издавать приказ или

распоряжение с точным указанием передаваемых прав.

З. Право на ведение переговоров и порядок их организации.

Коллективные переговоры, представляющие собой процедуру согласования

интересов сторон переговоров, являются важнейшим элементом социального

партнерства. Успешность и результативность их осуществления зависят от

существования, а также неукоснительного соблюдения четких правил, которые

определяют все основные моменты проведения переговоров.

Общие правила ведения коллективных переговоров по разработке,

заключению и изменению коллективных переговоров регламентируются главой II

Закона «О коллективных договорах и соглашениях».

До недавнего времени процедура заключения коллективных договоров

предусматривала лишь разработку проекта договора, обсуждение и одобрение

его на общем собрании и само подписание договора сторонами[8]. По сути дела

сама процедура предполагала единство позиций, в связи с чем обсуждение или

одобрение проекта коллективного договора носило лишь формальный характер.

Поэтому этап согласования интересов, взаимных требований и обоюдной

ответственности не имел места. Сегодня коллективные переговоры

принадлежащей их организации являются единственно эффективным средством

примирения исходных интересов сторон, учета взаимных требований.

Признание коллективных переговоров в качестве необходимой процедуры

согласования интересов сторон и стадии осуществления коллективно-

договорного регулирования полностью соответствует действующим международным

нормам. Согласно Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным

переговорам»[9], под термином «коллективные переговоры» понимаются все

переговоры, проводимые между предпринимателем (группой предпринимателей,

одной или несколькими организациями предпринимателей) с одной стороны, и

одной или несколькими организациями трудящихся, с другой, в целях

определения условий труда и занятости, регулирования отношений между

предпринимателями и трудящимися, регулирования отношений между

предпринимателями и их организацией и организацией или организациями

трудящихся.

Участниками переговоров являются представители сторон, специалисты и

эксперты, приглашенные сторонами.

Участники переговоров наделены законом соответствующими полномочиями -

кругом прав и обязанностей.

Представители работников обладают правом на получение от работодателя,

а также государственных органов информации, необходимой для ведения

коллективных переговоров. В Законе «О коллективных договорах и соглашениях»

не устанавливается перечень сведений, которые понадобятся профсоюзам или

представителям работников для проведения переговоров. В соответствии с

Рекомендацией МОТ № 163 «О содействии коллективным переговорам» 1981

года[10] предусмотрена необходимость предоставления информации о социально-

экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого

ведутся переговоры, и предприятия в целом. Государственные органы

предоставляют информацию об общем социально-экономическом положении страны

и соответствующей отрасли в таком объеме, при котором разглашение такой

информации не будет наносить ущерба интересам нации.

Следовательно, праву представителей работников получать необходимую

информацию для ведения переговоров корреспондирует обязанность другой

стороны эту информацию предоставлять. В этой связи, вопросы, относящиеся к

обеспечению представителей работников информацией (ее объем, сроки и

порядок предоставления, условия ознакомления со сведениями, являющимися

государственной или коммерческой тайной, и т. д.) имеет смысл решить в

самом коллективном договоре.

В соответствии со ст. 27 Закона России «О коллективных договорах и

соглашениях» установлена ответственность для лиц, виновных в

непредоставлении необходимой информации.

Помимо предоставления соответствующей информации, работодатель обязан

обеспечить представителей работников возможностью доведения для каждого

работника разработанного сторонами проекта коллективного договора. Для

этого работодатель должен предоставлять имеющиеся у него средства

внутренней связи информации, помещения для проведения собраний,

консультаций, оргтехнику, места для размещения стендов и т.д.

Специалисты и эксперты не вправе принимать участие в голосовании и

принятии решений комиссией. Их полномочия сводятся к тому, чтобы обосновать

с точки зрения экономики, финансов и права позиции работодателя и

работников, проконсультировать их и оценить круг выдвигаемых в ходе

переговоров предложений.

Все участники переговоров, в том числе эксперты, специалисты и

посредники, обязаны соблюдать государственную, служебную и коммерческую

тайну. В противном случае они несут ответственность.

В соответствии со ст.6 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»

инициатором коллективных переговоров может выступать любая сторона.

Об инициативе начать коллективные переговоры свидетельствует

письменное уведомление, которое посылает заинтересованная сторона. В законе

нет четко определенных требований, которые необходимы для составления

такого уведомления. Сторона составляет его в произвольной форме.

Целесообразно составлять его в двух экземплярах.

Очевидно, что более заинтересованной стороной, которая хотела бы

начать переговоры, выступят представители работников. Но перед тем, как

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ