Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
| |ВВЕДЕНИЕ | 2 |
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
отстаивать их законные права и интересы, противостоять произволу
работодателей. В числе противников закона оказались и ультра либеральные
реформаторы из властных структур, и некоторые наши «коллеги» из так
называемых альтернативных профсоюзов, для которых борьба с ФНПР, похоже,
куда важнее защиты интересов наемных работников. Закон дал твердую правовую
основу для сложившейся практики профсоюзной деятельности, а в ряде случаев
и расширил наши возможности. Для нас важно, что закон содержит в себе ряд
обязывающих положений для Правительства, органов государственной власти и
местного самоуправления, работодателей. Он гарантирует право
беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая возможность
произвольного вмешательства в наши дела со стороны органов исполнительной
власти, защищает права профсоюзных активистов, профсоюзную собственность.
Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех
уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-
трудовых прав работников, экологических стандартов.
Но история нашей страны учит нас, что любой даже самый прекрасный закон
может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Дело каждого из нас
наполнить его живым содержанием, активно использовать представленные
законом возможности в интересах трудящихся и их профессиональных союзов.
I.Профсоюзные органы как субъекты трудового права.
В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные
независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных
общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в
социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений:
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Социальные профсоюзы и
другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление
социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики[1].
Субъектом трудового права является не сама массовая организация, а ее
органы на всех уровнях. Социальные партнеры имеют права, а в отношениях по
материальной ответственности и разрешению индивидуальных и коллективных
трудовых споров – обязанности.
Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой
деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,
которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные
(статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (глава
ХУ КЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов
законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа
плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой -
регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в
частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных
профсоюзных органов.
Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию
предприятий выдвигают в качестве основной (главной)
функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом
оптимальным методом реализации защитной функции становится организация
правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений
между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными
(государственными) структурами[2]. Диапазон партнерской деятельности
профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от
прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного
взаимодействия с ними.
Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции,
часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие – делегированы
в свое время профсоюзам государством.
Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых
профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового
статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе
всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.
Участвуя в установлении условий труда и в управлении производством,
профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу:
во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам
организации и применения труда и,
во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в
управленческую деятельность.
Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию,
осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства.
Принцип активного участия работников в установлении условий труда –
результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал
социального партнерства. Формирование надлежащих условий труда высокого
уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности,
осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии
профсоюзов.
Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового
права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти
органы, и, прежде всего профессиональные комитеты организаций, признаются
законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех
общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта
трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного
коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои
собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда),
либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например,
при разработке и подписании коллективного договора).
Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять
интересы трудящихся и определила области его применения – производство,
труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким
образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.
Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных
рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является
одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое
представительство основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы,
выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой
бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на
индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов
отдельных работников-членов профессионального союза.
Правоспособность профсоюзов возникает с момента регистрации, когда
профсоюз приобретает права юридического лица, хотя ст.225 КЗоТ РФ говорит,
что профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат обязательной регистрации в государственных органах.
Однако регистрация профсоюзов носит не обязательный, а уведомительный
характер. И прохождение регистрации является правом, а не обязанностью
профсоюза. В связи с этим профсоюз может и не проходить процедуру
регистрации, но при этом на него не могут возлагаться какие-то обязанности,
и он не приобретает прав юридического лица.
II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
В СФЕРЕ ТРУДА
1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое
регулирование их деятельности.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их
деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-
трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их
правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в
силу 20 января 1996 года.).
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма
объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой
многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего
характера. Это - самая массовая общественная организация.
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как
специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,
определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции
- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом
отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них
объединялись и объединяются трудящиеся.
Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются
на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения
уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих
интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание
профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и
значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности
профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие
функции:
1) защитная
2) производственная
3) воспитательная
4) социальная
5) международная
Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов
должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому
главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная
правовая деятельность:
1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права
работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-
либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и
рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации
уставных задач, представленных профсоюзам прав);
3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов
профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом
отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и
интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае
наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся
(устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с
соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных
договорах и соглашениях).
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в
современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические
противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное
регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе
своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными
видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них
сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,
хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -
предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных
правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как
самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных
норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят
правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и
содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому
воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно
возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право
содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их
защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той
мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты
интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят
от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-
экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов
определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей
пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и
интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
б) с
помощью права;
в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью
их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями,
положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в
сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают
сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов.
Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями,
предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о
профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных
(общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права
только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в
силу их общественного характера. После принятия законодательства о
профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и
правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,
взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке
законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри
профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их
уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и
общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела
профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо
право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются
в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном
порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов
исполнительной власти.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений
(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов
положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом
всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной
деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно
разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать
руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за
деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих
профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об
общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным
объединениям. Применительно к профсоюзам
он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои
уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как
законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных
профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из
законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и
подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других
федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.
В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый
Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,
1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и
свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,
связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией
профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона
«Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,
например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями, их объединениями и представителями;
2) с органами государства, органами местного самоуправления;
3) с другими субъектами общественных отношений (например,
имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов
входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их
деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно
используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство
меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных
отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных
экономических отношений - от отношений собственности, социально-
политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав
профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении
органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической
инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на
защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние
оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) -
Конвенции № 87, 135, 144 и др.
Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования
законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:
во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими
общественными отношениями;
во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной
организации полномочий;
в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих
профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы
работников.
В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов
с работодателями, их объединениями и представителями, а также с
государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в
предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]
Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и
применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.
2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда
Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,
т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере
действия других отраслей права: правами юридического лица, правом
собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в
области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной
природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,
установленными государством.
Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-
правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей
данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником
субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как
базовая категория он характеризует пределы юридических значений
деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности
действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им
юридических полномочий.
Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом
закрепленных за ними юридических возможностей.
Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их
совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе
сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,
характерными именно для данного этапа.
Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса
профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между
работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов
работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по
представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых
отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм
реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав,
которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных
отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным
условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с
переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов
управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и
организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и
юридические обязанности.
Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности:
во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на
профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации,
опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате
предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности.
Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и
обязанность находятся в неразрывном единстве;
во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками,
чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;
в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в
необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут
защитить работников;
в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде
всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством
за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная
ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом
незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм
трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер).
Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-
обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания
гарантий для их успешной деятельности.
К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены
освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных
органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая
ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как
работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат
одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных
правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права
приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В
них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не
может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином
«права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и
единую категорию прав-обязанностей.
Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет
практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то
юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии
соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им
права.
Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов.
В этом законе закреплены следующие права:
1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов
работников (закреплено в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных
договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более
широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза,
но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его
представлять их интересы).
В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные
правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения
соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и
коллективные права работников.
Раньше в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на
законодательную инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной
Думе не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны,
возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и
интересов работника, заявив о том, что у него такие полномочия
(представительство и защита интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по
этому поводу – может обратиться в суд, но на основании доверенности,
выданной гражданином.
2) Право профсоюза на содействие занятости.
Это право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при
ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при
изменении форм собственности организации, при полной или частичной
приостановке производства. Кроме того, профсоюзы в установленных
законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов.
3) Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с
учетом мнения соответствующих профсоюзов.
4) Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение
коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и
контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом
количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять
профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и
соглашений);
5)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных
трудовых споров (организация и проведение забастовок, собраний, митингов,
шествий, демонстраций и т.д.);
6)право на зависимость от органов исполнительной власти органов
местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных
объединений (участие в управлении государственными фондами социального
страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими
фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием
средств этих фондов);
7)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от
работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления);
8)право на участие в подготовке и повышении квалификации
профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-
исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров,
финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских
учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);
9)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением
трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов
состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены
соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для
исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы
Минтруду РФ);
10)право на участие в осуществлении приватизации государственного и
муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по
приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты
социального назначения);
11)право на социальную защиту работников в области страхования и
охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и
других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных
программ, разработке мер по социальной защите работников, определении
основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);
12)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по
рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения законодательства о труде
профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также
по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых
прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-
трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих
членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);
13)международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других
стран, вступать в международные профсоюзы, другие объединения и
организации, заключать с ними договора и соглашения).
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Классификация прав профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких
отношениях они реализуются, например, содействие в зависимости и
трудоустройстве (предмет трудового права).
Права профсоюзов можно классифицировать в зависимости от того, идет ли
речь о применении уже действующих норм трудового законодательства или об
установлении или изменении каких-то новых условий труда работников.
Например, в области применения права можно привести пример, касающийся
приема на работу и установления испытательного срока. Проекты
законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом
предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Кроме того, профсоюзы, которые прошли процедуру уведомительной
регистрации, в настоящее время являются полноценным субъектом трудового
права. Это связано с тем, что на профсоюз, который организовал незаконную
забастовку, может быть возложена материальная ответственность в виде
возмещения работодателю причиненных ее проведением убытков. (Однако, если
профсоюз не зарегистрирован, то на него такую ответственность возложить
нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным субъектом трудового права
не является.)
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть
предусмотрено более широкая компетенция деятельности профкома в управлении
организацией, вопросах труда и быта (по сравнению с трудовым
законодательством). В частности, полномочия на представительство в
коллективных переговорах и подписании коллективного договора профсоюзы
могут получить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в
соответствующих отношениях производны от прав трудового коллектива
(работников организации). Такая возможность, помимо самостоятельного права
профсоюзов на проявление инициативы в заключении коллективного договора,
ведение переговоров и заключение коллективного договора, предусмотрена
Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным законом «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ». Связь прав
профсоюзов и прав трудовых коллективов естественна, так как профсоюзы
действуют внутри трудового коллектива, призваны представлять и защищать
коллективные права и интересы. Вместе с тем, каждый из субъектов –
профсоюзы и трудовой коллектив – обладают своими им принадлежащими правами.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:
1) по их положению в системе прав данной организации;
2) по степени общности;
3) по степени самостоятельности;
4) по формам реализации;
5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их
Страницы: 1, 2
|