бесплатные рефераты

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ

Основы законодательства об охране труда устанавливают гарантии

осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый

порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями

и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм

собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и

ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда,

отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе

трудовой деятельности и в связи с ней.

В Кодексе Законов о Труде, важнейшем законодательном акте Российской

Федерации, определяются основные направления и минимальные нормативы

деятельности по охране труда государственных и общественных органов

работодателей и работников. В целом же законодательство Российской

Федерации по охране труда включает в себя и другие нормативно - правовые

акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов

Российской Федерации.

В этой работе моей задачей является анализ проекта Трудового Кодекса

Российской Федерации (далее Проект) и действующего Кодекса Законов о Труде

(далее КЗОТ) в области охраны труда.

Первое, что следует отметить, это разделение Проекта на разделы,

которые в свою очередь делятся на главы. «Охрана труда» является первой

главой в раздел «Безопасность, гигиена и охрана труда» .

В отличие от КЗОТа, Проект расшифровывает такие понятие как:

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья

работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально

- экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические,

лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и

трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность

человека.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на

работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их

уровни не превышают установленных нормативов.

Гигиена труда - система обеспечения здоровья работников в процессе их

трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические,

организационно - технические, лечебно - профилактические, реабилитационное

и иные мероприятия.

Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему

необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому

договору и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические

средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на

работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от

загрязнения.

Сертификат соответствия (паспорт безопасности) - документ,

удостоверяющий, что организация работы на производственном объекте и его

фактическое состояние соответствуют требованиям по охране труда. (Статья

185. Основные понятия).

Следующая статья Проекта (186) посвящена государственным нормативным

требованиям по охране труда, которая так же отсутствует в КЗОТе, в

соответствии с которой:

Государственные нормативные требования по охране труда (далее именуются

- требования по охране труда), содержащиеся в законах и иных нормативных

правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а

также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,

стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно -

методических документах и типовых инструкциях по охране труда,

устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение

жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми

организациями независимо от их организационно - правовых форм и гражданами

при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая

проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов,

конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку

технологических процессов, организацию производства и труда.

Порядок разработки и утверждения требований по охране труда,

содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также

в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,

стандартах Системы безопасности труда, организационно - методических

документах и типовых инструкциях по охране труда, а также сроки их

пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с участием

общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений

работодателей.

Статья 187. Основные направления государственной политики в области

охраны труда

Государственная политика в области охраны труда предусматривает

совместные действия органов государственной власти, органов местного

самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных

уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и

охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее

или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и

практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной

среде.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда

являются:

признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья

работников в производственной деятельности организации;

принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по

охране труда, а также федеральных и региональных целевых программ,

способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление единых требований по охране труда, обязательных к

исполнению всеми организациями независимо от их организационно - правовых

форм;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране

труда;

содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и

интересов работников в области охраны труда;

обязательное расследование каждого несчастного случая и

профессионального заболевания на производстве;

защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний путем обязательного социального

страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний, а также членов семей погибших на производстве;

установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или)

опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне

производства и организации труда.

Данная статья не нашла своего отражения в КЗОТе.

В первые в трудовом законодательстве указываются права, которыми

обладает каждый работник и законодательством подтверждена гарантия этих

прав.

Статья 188. Право работника на труд, отвечающий требованиям

безопасности и гигиены труда

Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;

получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и

охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а

также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных

производственных факторов;

отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения

работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и

здоровья (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом) с оплатой

периода времени до устранения опасности в соответствии со ст. 142

настоящего Кодекса;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в

соответствии с требованиями законов и иных нормативных правовых актов по

охране труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае

прекращения деятельности структурного подразделения организации либо

ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а

также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или

профессиональным заболеванием;

требование о проведении инспектирования государственными надзорными и

контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;

обращение с жалобой в органы государственной власти, а также профсоюзы

и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам

охраны труда;

участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных

условий труда на его рабочем месте;

обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным

законом;

возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и

(или) профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,

связанным с исполнением трудовых обязанностей;

медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке,

установленном Правительством Российской Федерации;

компенсации и льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями

труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 189. Гарантии реализации права работника на труд, отвечающий

требованиям безопасности и гигиены труда

Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и

гигиены труда, гарантируется государством.

Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает

организацию и осуществление государственного надзора и контроля за

соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а

также применение предусмотренных федеральными законами мер ответственности

за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда

работников организации.

Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законов и

иных нормативных правовых актов по охране труда.

В случае приостановки работ государственными надзорными и контрольными

органами вследствие нарушения работодателем законов и иных правовых актов

об охране труда за работником за все время приостановки работ сохраняется

место работы с оплатой, предусмотренной для случаев простоя не по вине

работника (ст. 142).

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения

непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме случаев,

предусмотренных федеральными законами), а также при не обеспечении его

средствами индивидуальной и коллективной защиты, работодатель обязан

предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В

случае, если предоставление другой работы по объективным причинам

невозможно, время до устранения опасности для жизни и здоровья работника, в

течение которого он не работает, оплачивается работодателем как простой не

по вине работника (ст. 142).

В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им

трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с

федеральным законом.

За отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной

опасности для жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с

вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым

договором, работник не может быть привлечен к дисциплинарной

ответственности.

По Проекту нового законодательства государственное управление охраной

труда осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или

через специально уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предоставлено

право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные

функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими

нормативные правовые акты по охране труда, а также координировать свою

деятельность в области охраны труда со специально уполномоченным

федеральным органом исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в

области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов

Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в пределах их полномочий (статья 190).

По КЗОТу, в соответствии со статьей 139 « На всех предприятиях, в

учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на

администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники

безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать

санитарно - гигиенические условия, предотвращающие возникновение

профессиональных заболеваний работников.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения

условий, охраны труда и санитарно - оздоровительных мероприятий и

контролируют выполнение этих планов. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от

18.01.1985)». По Проекту же « Для обеспечения соблюдения требований законов

и иных нормативных правовых актов по охране труда, осуществления контроля

за выполнением норм по охране труда в каждой организации с численностью

более 100 работников создается служба охраны труда или назначается

специалист по охране труда, имеющий соответствующую подготовку и опыт

работы.

Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении

специалиста по охране труда в организациях с численностью менее 100

работников принимается работодателем после консультаций с представительным

органом работников организации.

Структура и численность работников службы охраны труда организации

определяется работодателем.

В организациях с численностью работников более 50 человек создаются

комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят

представители работодателя, профсоюзов или иного уполномоченного

работниками представительного органа.» (Статья 191. Органы охраны труда в

организациях).

Проект расширил обязанности работодателя (статья 192) , по которой:

Обязанность по обеспечению охраны труда работников несет работодатель.

Работодатель обязан: обеспечить безопасность эксплуатации

производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических

процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также

применение в соответствии с установленными нормами средств индивидуальной и

коллективной защиты;

организовать эффективный контроль за состоянием условий труда на

рабочих местах и их соответствие требованиям законов и иных нормативных

правовых актов по охране труда;

организовать санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое

обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

проводить обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил

охраны труда;

не допускать к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку

знаний по охране труда;

информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем

месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им

средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжелые работы и

работы с вредными или опасными условиями труда;

обеспечивать работников необходимой документацией по охране труда;

принимать меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников

при возникновении аварийных ситуаций, в том числе по оказанию первой помощи

пострадавшим;

вести расследование всех несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний;

организовать беспрепятственный допуск в организацию представителей

органов государственного надзора и контроля, государственного управления

охраной труда, внутриведомственного и общественного контроля, а также

органов, осуществляющих обязательное социальное страхование от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для проведения

проверок состояния условий и охраны труда в организации и соблюдения

законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также для

расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний, предоставление им информации о состоянии условий и охраны

труда, выполнении предписаний, а также о всех несчастных случаях и

повреждениях здоровья работников на производстве;

страховать работников в связи с временной нетрудоспособностью

вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по

охране труда в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными

нормативными правовыми актами, организовывать за счет собственных средств

проведение предварительных (при приеме на работу), а также внеочередных

медицинских осмотров работников;

не допускать работника к выполнению трудовых обязанностей в случае не

прохождения им обучения по охране труда и соответствующей проверки знаний,

при уклонении его от прохождения обязательных медицинских осмотров, а также

находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического

опьянения;

информировать работника о предстоящих или прошедших производственных и

технологических изменениях, а также изменениях в условиях и охране труда, в

размерах льгот и компенсаций, в том числе предоставляемых работодателем

дополнительно.

В эту статью были объединены существовавшие ранее отдельно статьи КЗОТа:

статья 143. Правила по охране труда, обязательные для администрации; статья

144. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной

санитарии; статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по

охране труда; статья 147. Обязанности администрации по расследованию и

учету несчастных случаев на производстве (следует отметить тот факт, что

данная статья еще представлена в Проекте в виде отдельной главы - Глава

XXXI. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ); статья 154.

Медицинские осмотры работников некоторых категорий.

Статья 193. Регламентирует обязанности работника по охране труда, в

них входит:

Работник обязан:

соблюдать нормы по охране труда, а также исполнять указания

работодателя по безопасному ведению работ;

проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности других лиц,

жизнь и здоровье которых могут быть поставлены под угрозу в результате

несоблюдения им необходимых мер предосторожности во время работы;

правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

немедленно извещать работодателя о любой ситуации, угрожающей жизни и

здоровью людей, а также о любом несчастном случае или повреждении здоровья,

происшедших на производстве, и признаках профессионального заболевания;

проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;

проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические

(в период трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными

правовыми актами.

Данная статья расширяет обязанности работника, которые в КЗОТе были

представлены в виде обязанности соблюдать инструкции по охране труда,

устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных

помещениях и на строительных площадках; соблюдать установленные требования

обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами

индивидуальной защиты (статья 145). То есть, Проект исключил такое понятие

как «инструкция» заменив его на «нормы», к тому же в обязанности были

включены прохождение инструктажа и медицинского осмотра.

Статья 194 Проекта. Соответствие производственных объектов и

продукции требованиям по охране труда

Проекты строительства и реконструкции объектов, предназначенных для

осуществления любых видов производственной деятельности, создания машин,

механизмов, технологических процессов должны соответствовать требованиям по

охране труда.

Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение

производственных объектов, выпуск и внедрение новой техники, технологий без

заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии

проектной документации требованиям охраны труда, а также без испытаний и

разрешений, выданных соответствующими государственными органами надзора и

контроля.

Новые или реконструируемые объекты (организации или их структурные

подразделения) не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения

специально уполномоченных на то государственных органов надзора и контроля

по направлениям их деятельности.

Запрещается применение в производстве опасных и вредных химических

веществ и материалов, продукции, товаров и услуг, на которые не разработаны

методики, средства метрологического контроля и которые не имеют

токсикологической (санитарно - гигиенической, медико - биологической)

оценки.

В случае поступления в организацию новых опасных и вредных веществ или

наличия в организации веществ, требующих принятия дополнительных мер

безопасности, работодатель обязан до начала их использования уведомить об

этом специально уполномоченные на то государственные органы надзора и

контроля, разработать и согласовать с ними меры по защите здоровья и жизни

работников.

Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные средства,

технологические процессы, материалы и химические вещества, средства

индивидуальной и коллективной защиты, в том числе приобретенные за

границей, должны соответствовать требованиям по охране труда, установленным

в Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия (паспорт

безопасности).

Эта статья заменила три статьи КЗОТа: Статья 140. Соблюдение

требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных

зданий, сооружений и оборудования; Статья 141. Запрещение ввода в

эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда; Статья

142. Запрещение передачи в серийное производство образцов новых машин и

другого оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда

Статья 195 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на

работах, связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно

обеспечить:

выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и

обезвреживающих средств по нормам, утвержденным в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации;

хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств

индивидуальной защиты.

Статья 196. Выдача молока и лечебно - профилактического питания

На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно выдается

молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в необходимых случаях

предоставляется бесплатно лечебно - профилактическое питание. Нормы и

условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов а

также лечебно - профилактического питания утверждаются Правительством

Российской Федерации.

Две статьи представленные выше не изменены относительно содержания

тех, что представлены в КЗОТе: Статья 149. Выдача специальной одежды и

других средств индивидуальной защиты; Статья 151. Выдача молока и лечебно -

профилактического питания.

Статья 197. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны

труда

Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую работу

лиц работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по

охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и по

оказанию первой помощи пострадавшим.

Для лиц, поступающих на производство с вредными и (или) опасными

условиями труда, где в соответствии с законами и иными нормативными

правовыми актами требуется профессиональный отбор, работодатель

обеспечивает предварительное обучение по охране труда со стажировкой на

рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности -

проведение периодического обучения и проверки знаний по охране труда.

Все работники обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране

труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государство содействует организации обучения по охране труда в учебных

заведениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего

образования и начального профессионального образования, а также среднего

профессионального, высшего профессионального и после вузовского

профессионального образования. Государство обеспечивает подготовку

специалистов в области охраны труда в образовательных учреждениях высшего и

среднего профессионального образования.

Данное положение в КЗОТе представлено скудной статьей 144, которая лишь

устанавливает лишь ответственность администрации за проведение

инструктажа.

Одна из самых важных на мой взгляд тем – финансирование, представлена в

Проекте статьей 198. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных,

отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных

источников в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На финансирование мероприятий по охране труда используются также

средства, полученные от:

добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;

штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных правовых

актов о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в

порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в

организациях осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану

труда в соответствии с требованиями по охране труда.

План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета

их расходования определяются коллективным договором или локальным

нормативным актом организации после консультаций.

В статье 148 КЗОТа , по поводу средств на мероприятия по охране труда

сказано: Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в

установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих

средств и материалов на другие цели запрещается (данное положение не

закреплено в Проекте).

Порядок использования указанных средств и материалов определяется в

коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между

администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия,

учреждения, организации.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных

на охрану труда( данное положение не закреплено в Проекте).

В КЗОТе в главе «Охрана туда» содержатся такие статьи как : Статья

150. Выдача мыла и обезвреживающих средств; Статья 152. Обеспечение

работников горячих цехов газированной соленой водой; Статья 153. Перерывы,

включаемые в рабочее время; Статья 155. Перевод на более легкую работу;

Статья 156. Оплата труда работников, переведенных на более легкую работу;

Статья 157. Применение труда инвалидов; Статья 159. Возмещение вреда,

причиненного работникам повреждением их здоровья. В Проекте Трудового

Кодекса данные положения представлены в других главах, либо исключены

совсем.


© 2010 РЕФЕРАТЫ