бесплатные рефераты

Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: ТРУДОВОЕ ПРАВО.

ТЕМА: «ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА.

ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ТРУДОВЫХ».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

СТУДЕНТА:

ТРЕТЬЕГО КУРСА, ГРУППЫ ЮД 2-00,

ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА

г. МОСКВА 2002 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Понятие и система правоотношений в трудовом праве

2. Трудовое правоотношение

3. Организационно-управленческие правоотношения

4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству

5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации

кадров непосредственно на производстве

6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением

трудового законодательства

7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров

1. Правоотношения в сфере трудового права — это урегулированные нормами

трудового права трудовые и иные тесно связанные с ними (производные)

общественные отношения. Основным элементом системы правоотношений трудового

права являются трудовые правоотношения, которые определяют характер

производных правоотношений. Последние не имеют самостоятельного значения и

не могут существовать без трудовых правоотношений. Все производные

правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутствующие и

вытекающие из трудовых правоотношений.

Таким образом, система правоотношений трудового права выглядит следующим

образом:

• трудовые правоотношения;

• организационно-управленческие правоотношения;

• правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству;

• правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации

кадров непосредственно на производстве;

• правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением

трудового законодательства;

• правоотношения по рассмотрению трудовых споров.

2. Под трудовым правоотношением понимают урегулированное нормами трудового

права общественное отношение, складывающиеся между работником и

работодателем, в силу которого работник обязуется выполнять определенную

трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а

работодатель — оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда в

соответствии с законодательством, коллективным договором и соглашением

сторон.

Субъектами трудового правоотношения выступают работник и работодатель.

Обязательной предпосылкой возникновения трудового правоотношения является

наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой право- и

дееспособности). Содержание трудового правоотношения составляют

субъективные права и обязанности его участников. Объективные

обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение,

изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими

фактами. Как правило, основанием возникновения трудового правоотношения

является трудовой договор (контракт). В некоторых случаях возникновение

трудовых правоотношений связывается со сложным юридическим фактом, когда

кроме трудового договора требуется другой юридический акт (утверждение в

должности, избрание на должность, направление службы занятости в счет квоты

(брони) и т.д.). Изменение трудового правоотношения возможно по соглашению

сторон. Законодатель также предусматривает случаи, когда не требуется

согласия одной из сторон (перевод на другую работу в случае

производственной необходимости или простоя, по состоянию здоровья и др.).

Основанием прекращения трудового правоотношения может быть как соглашение

сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. В случаях,

установленных законом, основанием прекращения трудового правоотношения

может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этого

правоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование

профсоюзного органа и т.д.).

3. Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда складываются

в процессе организации и управления трудом между трудовым коллективом или

представляющим его профсоюзным органом, с одной стороны, и работодателем,

администрацией организации — с другой.

Полномочия трудовых коллективов, права профкома и обязанность

администрации по их обеспечению предусмотрены трудовым законодательством, а

также коллективными договорами, соглашениями и уставами организаций.

Основаниями возникновения данной категории правоотношений являются:

коллективные переговоры, коллективный договор, правила внутреннего

трудового распорядка, другие локальные акты.

Прекращение организационно-управленческого правоотношения связывается с

такими юридическими фактами, как истечение срока действия локального акта,

отмена ранее принятого акта (решения) и принятие нового акта (решения).

4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают,

когда гражданин нуждается в работе и обращается по этому поводу в

государственные органы по трудоустройству. Правовые, экономические и

организационные основы государственной политики содействия занятости

населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных

прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от

безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости

населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 №

36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 №

195-ФЗ).

Среди правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству можно

выделить:

• правоотношение между органом занятости и гражданином, обратившимся с

заявлением о помощи в подыскании подходящей работы;

• правоотношение между органом занятости и работодателем;

• правоотношение между гражданином, получившим направление от органа

занятости, и работодателем.

Правоотношение между гражданином и органом службы занятости возникает с

момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в

устройстве на работу.

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение

информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности,

трудоустройства, возможности профессионального обучения. Несовершеннолетние

граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную

консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в

целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную

ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение

квалификации по направлению органов службы занятости.

Орган занятости обязан принять заявление гражданина и оказать ему

содействие в получении подходящей работы. При невозможности предоставления

работы гражданин приобретает право на получение пособия по безработице.

Основанием прекращения данных правоотношений является, как правило, прием

гражданина на работу.

Правоотношение между органом занятости и работодателем возникает с момента

появления работодательской правоспособности у организации и прекращается с

ликвидацией организации. Содержанием правоотношения являются права и

обязанности его участников.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

работодатель обязан представлять органам службы занятости:

• своевременно, не менее чем за три месяца, информацию о возможных

массовых увольнениях трудящихся;

• ежемесячно сведения о применении в отношении данной организации процедур

о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для

осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию

занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест

(должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении

обязательных страховых взносов и др.

Работодатель имеет право:

• принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на

равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы

занятости;

• получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии

рынка труда;

• обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы

занятости, а также в суд и т.д.

Органы службы занятости обязаны бесплатно информировать работодателя о

состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан,

обращающихся за помощью в трудоустройстве. При необходимости органы службы

занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты

на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях

обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на

работу граждан, высвобожденных из других организаций.

Правоотношение между гражданином, получившим от органа занятости

направление на работу, и работодателем возникает с момента передачи данного

направления работодателю.

Содержанием правоотношения является обязанность гражданина представить

работодателю направление на работу и право (обязанность) работодателя

принять гражданина на работу по направлению службы занятости. Обязанность

принять на работу возникает у работодателя в случае, если гражданин

направлен в счет установленной квоты (брони).

Работодатель обязан вернуть направление в орган занятости с указанием в

нем дня приема гражданина на работу. Если работодатель отказывает в приеме

на работу, то в направлении он делает отметку о дне явки к нему гражданина

и причине отказа и возвращает его гражданину.

5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации

кадров непосредственно на производстве складываются из трех групп

правоотношений:

• правоотношения по ученичеству;

• правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров,

обучению смежным профессиям;

• правоотношения по руководству обучением.

Правоотношение по ученичеству возникает между гражданином, принятым для

обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней,

и работодателем. Основанием возникновения данного правоотношения является

ученический договор. Субъектами правоотношения по ученичеству выступают

ученик и работодатель. Содержание правоотношения составляют обязанность

ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь

правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя

организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое),

оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании

обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности.

Правоотношение по ученичеству прекращается с момента окончания обучения и

сдачи учеником квалификационного экзамена.

Правоотношение по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению

смежным профессиях возникает между работником и работодателем, которые уже

состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновения

рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии

с которым работник направляется на повышение квалификации. Данные

правоотношения могут носить как краткосрочный, так и длительный характер.

Правоотношение по повышению квалификации прекращается с окончанием

обучения работника.

Правоотношение по руководству обучением возникает между обучающим лицом и

работодателем. Основанием его возникновения является договор, согласно

которому обучающее лицо, как правило, это высококвалифицированный работник,

обязуется подготовить прикрепленных к нему учеников к самостоятельной

работе по определенной специальности. Данное правоотношение возникает как

дополнительное к трудовому правоотношению обучающего лица или как основное,

когда обязанность по обучению других лиц является трудовой функцией

работника.

Правоотношение по руководству обучением прекращается с момента сдачи

учеником квалификационных экзаменов.

6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением

трудового законодательства.

Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляют

органы прокуратуры. Государственный надзор и контроль за соблюдением

требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда —

единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Непосредственно государственный надзор и контроль осуществляют

государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной

инспекции труда.

Кроме этого, существуют специализированные органы, осуществляющие надзор

за охраной труда: Государственный энергетический надзор, Федеральный горный

и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России

по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и др.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников

в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными

представительными органами, которые вправе создавать в этих целях

собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по

охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками

представительных органов.

Субъектами данных правоотношений также выступают должностные лица

администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и

соблюдать трудовое законодательство. Содержание правоотношения составляют

обязанность органов надзора и контроля осуществлять соответствующие надзор

и контроль за охраной труда, а также за соблюдением трудового

законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации

обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и

профсоюзному контролю.

7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают при наличии

разногласий между работником, трудовым коллективом и администрацией

предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных

и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других

соглашений о труде, условий трудового договора (контракта) и др.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам

и районными (городскими) судами, коллективные трудовые споры —

примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

Основанием возникновения данных правоотношений является заявление о

разрешении трудового спора.

Содержание правоотношений зависит от вида рассматриваемого трудового спора

(индивидуальный или коллективный), а также от органа, рассматривающего спор

(Комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж и т.д.).

Правоотношение по рассмотрению трудовых споров прекращается вынесением

уполномоченным органом решения по трудовому спору.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н, Трудовое право России. Изд. 2-е, испр. и доп.

М.: Юристъ, 1999.

2. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / Под ред.

В.И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 1997.

3. Российское трудовое право / Отв. ред. А.Д. Зайкин. М.: НОРМА-ИНФРА-М,

1999.

4. Сыроватская Л,А. Трудовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,

1999.

5. Трудовое право / Отв. ред. О.В. Смирнов. 3-е изд., перераб. и доп. М.:

Проспект, 1999.


© 2010 РЕФЕРАТЫ