бесплатные рефераты

Организационные основы приема и обслуживания туристов

Организационные основы приема и обслуживания туристов

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В г. ВЫБОРГЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«организационные основы

приема и обслуживания туристов»

Студент 3 курса

заочного отделения

Федотова Е.С.

специальность ЭиУТиГХ

г. Выборг

2004 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предприятия туристического бизнеса в РФ

3

2. Туристские предприятия первичных услуг

4

3. Туристские предприятия вторичных услуг

9

4. Система государственного регулирования в РФ

10

5. Методы государственного регулирования туризма в РФ

13

6. Государственная поддержка туризма в РФ

15

7. Стандартные железнодорожные туры

16

8. Список используемой литературы

22

ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РФ

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного

бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-

первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется

больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно

взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством

персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать

капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные

выгоды за счет валютных операций.

Для развития выездного туризма в России существуют объективные

предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и

культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень

перспективный рынок.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства:

строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров

народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам:

небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги,

высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных

отраслей.

Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент,

создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В

туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из

них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других

туризм — это одно из нескольких направлений их коммерческой деятельности.

Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими

предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не

только от туристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы

вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат

исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги

второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского

спроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников

существования и их услугами пользуются не только туристы.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в

зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной,

и к другой категории. Например, гостиницы и туристские бюро всегда

оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в

санатории или в доме отдыха — это предприятия первичных услуг, но такие же

рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими

предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.

Туристские предприятия первичных услуг

Туроператоры и турпосредники

Туроператор — туристское предприятие, которое комбинирует свои

собственные и чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт.

Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор

предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой

счет.

Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких

составляющих. Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще

неизвестного ему потребителя и предлагает его за одну общую стоимость.

Туроператор собирает в пакет дополняющие друг друга услуги, которые

производятся чаще всего разными предприятиями (исполнителями услуг).

Результат комбинирования — получение нового продукта. В этот продукт входят

также услуги турпосредника по консультированию и сбыту.

Слово паушальный указывает, по крайней мере, на два признака:

комплексный тур, представляющий собой пакет, который состоит из нескольких

услуг и продается за общую стоимость; тур является серийным, готовым и

самостоятельным продуктом. При этом всем потребителям предлагаются

одинаковые услуги. Паушальный тур предлагается постоянно и, как правило, в

течение длительного периода времени.

Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно

классифицировать по их размерам, региону действия, ширине и глубине

программы и экономическим целям.

По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К

крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется

более 100 тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн.

долларов. В группу средних туроператоров входят предприятия с клиентурой от

30 до 100 тысяч человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию

деятельности: заполняют только одну из рыночных ниш (специализация на

определенном туре — например, образовательные туры; специализация на

определенном регионе — например, Карпаты). К категории мелких туроператоров

относятся самые разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на

походном или молодежном туризме, занимающиеся организацией путешествий,

автобусные предприятия, одно из направлений деятельности которых —

перевозка туристских групп.

По региону деятельности различаются международные, межрегиональные,

региональные и местные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь

немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких

странах. Чаще всего они открывают за границей свои филиалы или сотрудничают

с национальными предприятиями.

К группе межрегиональных туроператоров следует отнести предприятия,

обслуживающие большую территорию (несколько регионов). Региональные

туроператоры предлагают свои услуги только на определенной географической

территории, но по обороту и количеству туристов их можно отнести к крупным

туроператорам. Местные туроператоры работают в радиусе досягаемости местной

рекламы.

Предложение туроператоров отличается по ширине и глубине их рабочей

программы. Широкое предложение охватывает множество разнообразных видов

путешествий — например, отдых на побережье моря, экскурсионные и

образовательные поездки, знакомство с городами. Предложение туроператора

считается более глубоким, если для каждого вида путешествий предлагается

большой выбор разнообразных продуктов.

Туроператоры различаются также и по экономическим целям. Не все

предприятия при организации туров стремятся получить в первую очередь

максимальную прибыль. В данной группе выделяются коммерческие туроператоры,

общеполезные (некоммерческие) туроператоры и предприятия «черного туризма».

Основная цель коммерческих туроператоров — получение постоянной и большой

прибыли. Некоммерческие туроператоры хоть и стремятся к

экономичности, но интересы увеличения прибыли не стоят для них на первом

плане. Намного большее значение они уделяют организационным и

воспитательным целям. Эти цели могут носить социально-политическую,

идеологическую или иную направленность. Обобщенно подобные предприятия

можно отнести к организаторам туристских социальных мероприятий — например,

коммунальное управление преследует какие-то социальные цели; церкви,

профсоюзы или политические партии — идеологические цели; вузы — политико-

образовательные цели. В группу туроператоров «черного туризма» входят

предприятия, которые занимаются туристской деятельностью не постоянно, а по

обстоятельствам. При этом они не имеют лицензии и не могут быть отслежены

налоговыми органами. Чаще всего это частные лица, которые даже не

подозревают о том, что они действуют как юридические лица, председатель

какого-то производственного объединения решил организовать для своих

сотрудников поездку в Москву. С этой целью он бронирует номера в гостинице

и билеты на проезд до Москвы и обратно, заказывает экскурсию по городу и

билеты в театр.

Турпосредники. Понятия турпосредник и турбюро чаще всего употребляются

как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же значение.

Турпосредники — это собирательное понятие. Оно охватывает все

предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной

деятельности выступают как посредники. Определение турбюро относится только

к тем предприятиям, основная деятельность которых заключена в

посредничестве туристских услуг. Мы будем использовать оба выражения в

одинаковом значении, так как турпосредники, не являющиеся турбюро, играют в

туристской отрасли второстепенное значение. Пожалуй, ни в одной другой

отрасли посреднической деятельности не придается такое большое значение,

как в туризме. Это объясняется большой территориальной удаленностью между

производителями и пользователями услуг (например, между гостиницей и

отдыхающим), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с

предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью

предварительного бронирования при ограниченных мощностях производителя

услуг. Путешествия за границу, в мало знакомые места, бронируются почти

всегда через несколько промежуточных структур. Оператор въездного туризма

следит также за организацией путешествия на месте (заказ, инкассо,

исполнение и т.д.), т.е. посредник выполняет для производителей и

потребителей важные управленческие функции. К турпосредникам чаще всего

обращаются при желании осуществить комплексное путешествие, так как они

являются связующим звеном между туристом и производителем туристских услуг.

Турпосредники характеризуются по таким критериям, как ассортимент, правовое

и экономическое положение и величина предприятия.

Ассортимент услуг турпосредников. Ассортимент — важнейший критерий,

позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со

сколькими туроператорами и исполнителями услуг сотрудничает посредническое

предприятие. В этом отношении выделяется восемь различных типов

предприятий:

1.турбюро, предлагающее полный набор туристских услуг. Данный тип турбюро

осуществляет свою деятельность согласно лицензиям. Предприятие имеет

лицензию международной ассоциации воздушного транспорта на продажу

авиабилетов, часто также лицензию на продажу железнодорожных билетов,

представляет интересы не только крупных, но и многих средних и мелких

туроператоров;

2.бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на продаже

паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;

3.специализированные турбюро. Специализированные турбюро занимаются сбытом

определенного вида тура, обладая при этом высокой профессиональной

компетенцией в своем направлении (например, студенческие туры, детские туры

и др.);

4.турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых билетов на самолет (не

имеют лицензии на продажу авиабилетов);

5.турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализацию, иногда расположен за

границей;

6.отдел бронирования продает туры одного туроператора, может существовать

как одна из структур туроператора или относится к любому типу предприятий;

7.турбюро по приему туристов (въездного туризма) продает туристские услуги,

которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим

гостям;

8.туристский отдел не является туристским предприятием. Это отдел

предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.

Правовой и экономический статус турпосредников. Не имеют правового и

экономического статуса отделы по бронированию, а также турбюро,

принадлежащие туроператорам. Полную экономическую и правовую

самостоятельность имеют лицензионные турбюро, которые работают на основании

договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать

собственные представительства, филиалы; объединения туристских бюро,

которые совместными усилиями координируют свою деятельность; турбюро,

созданные на основе договора франчайзинга.

Объем работы турпосредников. В зависимости от величины предприятия

различаются крупные, средние и мелкие посредники. В туристской отрасли

главным образом работают предприятия мелких и средних размеров.

Таким образом, важнейшее различие турпосредников заключается в

разнообразии предлагаемого ими ассортимента. Важнейшими типами туристских

посредников являются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и

бюро путешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и

хозяйственные статусы и выполняют разный объем работ и услуг.

Транспортные предприятия специального назначения.

Существуют транспортные предприятия, которые специализируются на перевозке

туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом,

их относят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет

значения, на какое расстояние перевозятся туристы и как долго длится

переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая

туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуатирующее

лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги,

паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.

Гостиничные предприятия.

Третья группа туристских предприятий первичных услуг — это гостиницы.

Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной

от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные

гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие

хозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Прочие туристские предприятия первичных услуг.

Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и

гостиниц, существует еще целый ряд предприятий, которые также относятся к

туристским. Важнейшими из них являются кредитные учреждения, страховые

компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы,

производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др.

Страховые компании, если они специализируются на страховании туристов,

также существуют за их счет. Важный специальный продукт страховых компаний

— страхование на случай выхода из договорных обязательств, страхование

багажа и страхование на случай болезни во время путешествия за границей.

К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката

спортивного инвентаря, лодок, а также определенные спортивные школы.

Независимо оттого, что предлагается в прокат — лыжи, санки, велосипеды,

снаряжение для подводного плавания, серфинговые доски, лодки или парусные

яхты, большую часть пользователей станций проката составляют туристы.

Спортивные школы считаются туристскими предприятиями, если их услугами

пользуются не местные жители, а приезжие туристы. Это чаще всего

происходит тогда, когда человек определенным видом спорта может заниматься

только во время отпуска.

Говоря о туристских предприятиях первой группы, нельзя забывать

производителей товаров для туризма и рекламы. Путешествующим туристам

всегда необходимы такие товары, как чемоданы, дорожные сумки, путеводители

и карты. Большое экономическое значение имеет торговля сувенирами, которые

покупают туристы, чтобы сохранить память о посещаемых ими местах.

Реклама также является важным инструментом, содействующим сбыту

туристских услуг. Если предприятие специализируется в изготовлении

туристской рекламы, это дает основание отнести его к предприятию

туристского типа.

Туристские предприятия вторичных услуг

Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой

услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостью по сравнению

с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает

продукт, который используется как туристами, так и не туристами, то в

данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и

услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо

вторичных услуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются

предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а

также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых

услуг.

В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и

бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители.

Транспортные предприятия вторичных услуг отличаются от туристских

транспортных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы,

а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой

вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников).

Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные и торговые

предприятия (хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан гостиницы, и

т.д.), а также предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании,

предприятия бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является

невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми

пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными

жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в

определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет

место расположения предприятия (в магазине, расположенном около

железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие

туристы).

Таким образом, под туристским предприятием следует понимать такую

организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения

необходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.)

осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам,

используя для этого весь арсенал существующих методов управления.

Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги,

служат для удовлетворения туристских потребностей.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие

государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в

сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма

постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять

преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за

развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в

России является департамент туризма Министерства экономического развития и

торговли РФ.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности

заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной

из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской

деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования,

определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России

как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном

уровне, а так же осуществляет поддержку и защиту российских туристов,

туроператоров и турагентов.

Принципы государственного регулирования туризма и туристской индустрии

Основными принципами государственного регулирования туризма и туристской

индустрии (далее «государственное регулирование туризма») являются:

1) защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе

обеспечение их безопасности при занятии туризмом;

2) развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления

государственной социально-экономической политики Российской Федерации;

3) формирование представления о Российской Федерации как о стране,

благоприятной для развития туризма;

4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской

Федерации;

5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения

регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные

регионы (территории) и субъектов туристской индустрии, направляющих

туристов;

6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма;

7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке

Российской Федерации;

8) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер

государственного регулирования туризма;

9) обоснованность и объективность применения мер государственного

регулирования туризма;

10) единство системы государственного регулирования туризма.

Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма

1. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма

(туристская политика Российской Федерации) является составной частью

социально-экономической политики Российской Федерации и включает в себя

совокупность принципов норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми

руководствуется государство в своей деятельности по развитию туризма и

туристской индустрии в Российской Федерации, а также сама деятельность

государства в области туризма и туристской индустрии.

2. Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав

и свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством

создания в Российской Федерации современной, высокоэффективной и

конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить

потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

3. Туристская политика Российской Федерации строится на основе соблюдения

общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,

вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

4. Туристская политика Российской Федерации реализуется с использованием

методов государственного регулирования туризма, предусмотренных в статье 15

настоящего Федерального закона, а также иных методов, предусмотренных

законодательством Российской Федерации.

Задачи и приоритетные направления государственного регулирования туризма

1. Задачами государственного регулирования туризма являются:

- создание благоприятных условий для рационального использования свободного

времени, доступности туризма для всех категорий граждан Российской

Федерации;

- развитие туризма и туристской индустрии Российской Федерации, путем

увеличения доходов граждан Российской Федерации и государства, создания

новых рабочих мест, повышения жизненного уровня населения, проживающего в

местах временного пребывания туристов;

- рациональное использование туристских ресурсов, в том числе направление

финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов для их

поддержания, охраны и развития;

– охрана окружающей природной среды с целью предотвращения негативных

последствий, обусловленных развитием туризма;

– создание условий для деятельности, направленной на воспитание,

образование и оздоровление граждан;

- формирование туристского сознания граждан Российской Федерации –

гостеприимства по отношению к туристам, посещающим Российскую Федерацию;

– либерализация обмена товарами, работами и услугами в сфере туристской

индустрии в соответствии с международными соглашениями и договорами

Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии

Российской Федерации;

- противодействие использованию туризма в целях эксплуатации граждан,

особенно несовершеннолетних;

- развитие международных контактов.

2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в

Российской Федерации являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и

социального туризма, а также предпринимательской деятельности субъектов

туристской индустрии в этих сферах.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное

управление туризмом в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской

Федерации, осуществляет государственное управление туризмом в Российской

Федерации.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА И

ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Методы государственного регулирования туризма

Государственное регулирование туризма осуществляется в соответствии с

настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации посредством:

- установления порядка создания и деятельности органов государственной

власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное

управление туризмом в Российской Федерации;

- установления общих правил осуществления различных видов

предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской

индустрии и осуществление контроля и надзора за ее осуществлением;

- установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов

туристской индустрии;

- лицензирования туроператорской и турагентской деятельности; -

технического регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного

обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в области туризма

для граждан, общества и государства;

- разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ,

концепций и проектов в области туризма;

- налогового регулирования;

- таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических

формальностей (туристские формальности);

- государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности

субъектов туристской индустрии;

- государственного протекционизма;

- информационного обеспечения туризма;

- статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии;

- установления квалификационных требований к подготовке кадров в области

туризма;

- защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и

туристской индустрии;

- иных мер экономического и административного характера, в том числе,

предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными

законами.

Программы развития туризма в Российской Федерации

1. Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются, стратегии,

концепции развития туризма, а также программы (целевые, адресные

инвестиционные и др.) (далее — федеральные программы развития туризма) и

региональные программы развития туризма (далее — региональные программы

развития туризма).

Программы развития туризма могут носить краткосрочный (до 3 лет),

среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный характер (10-15 лет).

Основными составляющими программы должны быть: обоснование ее разработки,

цели, задачи, сроки реализации, система программных мероприятий, ресурсное

обеспечение, механизм реализации и контроля и ожидаемые социально-

экономические результаты.

В программах предусматривается:

1) создание условий для развития и обновления материально-технической базы

туризма, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления

субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,

занимающихся развитием внутреннего и въездного туризма;

2) определение приоритетных направлений развития туризма в Российской

Федерации (субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и

т.д.) и повышение эффективности использования существующей материально-

технической базы туристской индустрии;

3) разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и

деятельности субъектов туристской индустрии;

4) проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующих

развитие внутреннего, социального и въездного туризма;

5) расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области

туризма, а также контактов с иностранными государствами;

6) научное и информационное обеспечение туризма;

7) поддержка малого предпринимательства области туризма;

8) создание условий для профессиональной подготовки и повышения

квалификации работников, занимающихся обслуживанием туристов;

9) развитие социального, самодеятельного и других видов туризма;

2. Порядок формирования, финансирования и реализации региональных программ

развития туризма, а также программ местного (муниципального) значения

устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации

Государственная поддержка туризма и туристской индустрии в Российской

Федерации

1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации в целях создания благоприятных условий для развития

внутреннего и въездного туризма в пределах своей компетенции осуществляют

поддержку развития туризма посредством бюджетных инвестиций, установления

налоговых, визовых, таможенных, инвестиционных льгот, а также иных льгот,

стимулирующих развитие туризма на территории Российской Федерации.

2. Предоставление услуг иностранным гражданам, совершающим туры на

территории Российской Федерации, субъектами туристской индустрии –

российскими юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями

- гражданами Российской Федерации, является международной торговлей

услугами (экспортом услуг субъектов туристской индустрии)

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования осуществляют государственную поддержку развития внутреннего,

въездного и социального туризма на территориях туристских центров. Расчет

минимального бюджета туристских центров осуществляется по повышенным

социальным и финансовым нормативам, с учетом количества граждан,

совершающих туры на территории туристского центра.

4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования осуществляют содействие в продвижении внутреннего и въездного

туризма на международном туристском рынке посредством социальной рекламы,

участия в международных туристских выставках и ярмарках, выпуска и

распространения печатной (теле/видео) продукции, информирующей о туристских

ресурсах Российской Федерации.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования могут осуществлять выпуск и размещение государственных и

муниципальных ценных бумаг для привлечения средств на развитие внутреннего

и въездного туризма в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

6. При разработке программ социально-экономического развития Российской

Федерации Правительство Российской Федерации определяет роль и значение

туризма и туристской индустрии в социально-экономической политике

Российской Федерации, а также приоритеты и перспективы их развития.

Инвестиционная политика государства в области туризма и туристской

индустрии

1. Инвестиционная политика государства в области туризма направлена на

обеспечение его устойчивого развития, а также предусматривает привлечение

инвестиций во все сферы туристской индустрии и усиление государственного

контроля за эффективностью инвестиций в туристскую индустрию.

2. Основой инвестиционной политики является формирование

благоприятного инвестиционного климата, создание стабильных условий для

осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения

неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения услуг и

товаров туристского назначения, обеспечения защиты и поддержки развития

российских производителей, использования инновационных инструментов

привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения

новых высокоэффективных технологий в сфере туристской индустрии.

СТАНДАРТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТУРЫ

Железнодорожный туризм – путешествие, совершаемое по железной дороге

на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими

лицами продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо

меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой, в оздоровительных,

познавательных, професионально-деловых, религиозных и иных целях, не

связанных с оплачиваемой деятельностью.

Договор с железной дорогой.

Железнодорожные перевозки в России регулируются Законом РФ “О

федеральном железнодорожном транспорте “ от 25.08.97 года, “Транспортным

уставом железных дорог РФ” от 08.01.98 года, а также Правилами перевозки

пассажиров и почты.

При организации международных железнодорожных перевозок следует

руководствоваться межправительственными соглашениями: “Международной

конвенции по контракту на путешествия” от 22.10.70 года, “Конвенции и

статусом о свободе транзита “ от 20.04.21 и другие.

Договор о выделении мест в трафиковых поездах заключается по правилам,

аналогичным соглашением с авиакомпаниями на квоту мест или по текущему

бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного

турпоезда.

Договор на аренду специализированного туристского поезда. Существует

устоявшаяся минимальная, железнодорожная поездка, тем более продолжительная

и приятная. Но практика многих зарубежных стран показывает, что она может

быть не вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательным

путешествием.

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три

самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2-3 суток),

многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня.

В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они

могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и

цирковых артистов. Туристов довозят до определенной станции, где для них

подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка

или пикник на природе. Чаще всего пассажиры совмещают обе программы. Такого

рода поезда были очень распространены почти во всех крупных городах

Советского Союза, располагающих железнодорожной сетью.

Непродолжительные туры. Во время 2-, 3-суточных железнодорожных туров

пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с

таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем

туристы обычно участвуют в запланированных экскурсионных мероприятиях.

Такие путешествия организуются в различных странах.

Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные

поездки, тщательно продумывается. В зависимости от маршрута и экскурсионной

программы туристы часто находятся в пути в дневное время. Чтобы

путешественники не утомились, между двумя пунктами турпоезд должен идти

безостановочно не более полутора суток. Продолжительные дневные переезды

планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования

открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях

предполагаются и кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу

или в горах, на берегу моря или большого озера.

Туристские поезда в обиходе называют «отелями на колесах».

Действительно, несмотря на ограниченные строгими стандартами железной

дороги габаритные размеры вагонов, их комфортабельности и внутреннему

дизайну могут позавидовать многие стационарные гостиницы. В каждом купе,

общее число которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, проживает

не более двух человек. В зависимости от категории поезда купе оборудуются

двумя односпальными (вертикально или горизонтально расположенными)

кроватями или одной двуспальной, кондиционерами, письменным столом,

телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть как на весь

вагон, так и персонально - на Один-два номера. В состав туристского поезда

входит несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используемый как

библиотека, место для карточных игр или переговоров, отдыха), а так же

детский вагон или зал подвижных игр.

Наиболее сложным по организации и вместе с тем насыщенным и

разнообразным по предоставляемым услугам является путешествие на туристско-

экскурсионном поезде дальнего следования.

Как организуется это путешествие? Купившие путевки (обычно жители

одного города или области) приходят на вокзал и размещаются в туристском

поезде согласно номерам вагона и места, указанным в посадочном талоне.

Состав включает, как правило, двенадцать купейных вагонов (в одном из них

находится дирекция туристского поезда) и три вагона-ресторана. В вагонах

созданы все условия, необходимые для дальней поездки: уютные купе,

библиотека, настольные игры, чай, предлагаемый проводником... А пришло

время завтрака, обеда или ужина — туристов приглашают в вагоны-рестораны.

Этот вид железнодорожных путешествий имеет хорошие перспективы.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРУИЗ - туристская поездка на железнодорожном составе

(поезде) по замкнутому круговому маршруту, с запланированными остановками

по пути следования для проведения экскурсий. При осуществлении

железнодорожного круиза поезд используется не только в качестве

транспортного средства, но и в качестве передвижной гостиницы.

Будущее железнодорожного туризма — за кольцевыми маршрутами. Первые

поезда по этим маршрутам пошли в феврале 1981 года. В поездках по этим

маршрутам могут участвовать жители не только одного города или одной

области, как при путешествии по дальним железнодорожным маршрутам, но и

разных районов страны, что, безусловно, повышает интерес к ним.

Туристы, купившие путевки в любом районе страны, приезжают в начальный

пункт маршрута, размещаются в комфортабельных гостиницах, живут там

несколько дней, знакомятся с этими городами (по программе), а затем садятся

в туристско-экскурсионный поезд, идущий по маршруту. После путешествия они

возвращаются на поезде в начальный пункт и разъезжаются по домам.

Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты

причитающихся платежей.

Туристская фирма (бюро) договаривается с отделением (управлением)

дороги о выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на

имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава.

На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.

Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в

другой, как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками

только для технических надобностей.

После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее,

чем за 20 дней до отправления поезда дорога его отправления дает адресную

телеграмму всем дорогам следования и копии: туристской фирме, организующей

турпутешествие; главным управлениям МПС: пассажирскому, движения, врачебно-

санитарному, предприятиям питания.

В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с

указанием времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время

подачи состава в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного

снабжения топливом и водой в пути следования.

Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования и

времени отправления не допускается.

При назначении специального турпоезда ему присваивается название,

соответствующее начальному пункту (городу) отправления ("Караганда",

"Москвич" и др.) и сохраняется на всем пути следования. Трафарет с

названием поезда укрепляется на борту или с внутренней стороны оконного

проема.

Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных

маршрутах туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с

количеством туристов

Руководитель маршрута обязан получить с туристской организации и иметь

в наличии следующие документы: должностные обязанности работников

турпоезда, карточку туристского маршрута, копию договора на аренду вагонов,

квитанцию об оплате проезда, копию адресной телеграммы, копии договоров с

принимающими туристскими организациями, а также калькуляции и программы

обслуживания Копии телеграмм принимающих туристских организаций,

подтверждающих прием и обслуживание туристов данного поезда, адреса и №

телефонов принимающих туристских организаций.

Бланки актов и отчетности: акт о комиссионной приемке состава (3

экз.), акты на питание, акты на постельное белье, акты на культтовары и

медикаменты, бланк отчета, копию договора с предприятием вагонов-

ресторанов, бланки размещения туристов по вагонам, бланки расписания,

объявлений "Уголка туристов" (по количеству вагонов), книгу отзывов или

бланки отзывов туристов (по количеству вагонов), согласованный и

утвержденный туристской организацией текст вступительной беседы, рекламу,

сувениры, буклеты, переносную библиотечку, культ инвентарь.

Организация туристско-экскурсионных поездов имеет в нашей стране свои

традиции, так как в советское время из каждого областного города,

располагающего железной дорогой, выходило на маршрут ежегодно от 10 до 120

специализированных тур-поездов. Комфортабельность их была такой же, как у

обычных пассажирских поездов, что недостаточно для туристского путешествия.

Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая организация путешествий

на турпоездах в России отсутствует. Однако компании, которые организуют для

иностранной клиентуры поездки по России на специализированных турпоездах

VIP-класса.

Путешествие по железной дороге выгодно отличается от других путешествий

следующими аспектами:

. Высоким уровнем комфорта (в отличие от путешествий на воздушным и

автомобильном транспорте, где приходится сидеть на одном месте,

пристегнутым ремнем безопасности, в поезде можно прилечь на специально

предназначенное для этого место, прогуляться по составу, зайти в вагон

ресторан и т.д.)

. Сравнительной безопасностью (особенную актуальность этот фактор имеет

после событий 11 сентября 2001 года, так как люди, не только в Америке,

но и во всем мире стали бояться летать самолетом – основным конкурентом

железной дороги)

. Использование вагона в качестве средства проживания (возможность при

путешествии не останавливаться в гостиницах каждого города, а ночевать в

купе, уже в привычной обстановке, что экономит силы и деньги)

. Использование вагона в качестве средства питания (возможность питаться

как в занимаемом купе, так и в специализированном вагоне-ресторане,

имеющем специальное оборудование, для приготовления пищи)

. Сравнительно низкой стоимостью (весьма ощутимо при массовом интересе к

этому виду туризма)

Отрицательным моментом в путешествиях по железной дороге является

невозможность изменения маршрута во время путешествия по желанию клиента.

Наивысший объем услуг реализуется именно на железнодорожных туристских

маршрутах. В Центральном районе он составляет около 40 %. В Центрально-

Черноземном и Волго-Вятском районах на железнодорожные маршруты приходится

почти 50% от объема услуг.

При хорошо скоординированной организации железнодорожных туров успех

железнодорожному туризму обеспечен. Для его успешного функционирования

необходимо развивать сферу взаимодействия со СМИ, решить проблему

компьютеризации и усовершенствования рекламной индустрии, упростить визовый

режим. Важную роль в развитии ЖД туризма играет повышение жизненного уровня

и степени информативности населения, а также процесс необратимой

интернационализации критериев, определяющих ключевые понятия

общечеловеческих ценностей.

Список используемой литературы:

1. Сенин В.С., Организация международного туризма., Финансы и статистика,

М.,2004

2. Квартальнов В.А., Туризм., Финансы и статистика, М.,2001

3. Ильина Е.Н., Туроперейтинг: организация деятельности., Финансы и

статистика, М.,2003

4. Здоров А.Б., Экономика туризма., Финансы и статистика, М.,2004

5. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки

"Герда", М., 2001


© 2010 РЕФЕРАТЫ