Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Соби). К югу в 2 км находится красивый пик Топографов (1267 м), его стены
поднимаются над дном каров более чем на 500 м. Южнее, на противоположном
склоне долины ручья Топографов, расположен пер. Сложный (Спортивный, 1Б,
1010 м; соединяет ручей Топографов -- западный исток реки Енгаю -- и северо-
восточный исток р. Макар-Рузь). Несколько особняком на юге массива
возвышается г. Чёрная (1030 м), в её западной оконечности пройден
лавиноопасный пер. Чёрный (1А--1Б, 844 м; между долинами рек Полайшор и
Макар-Рузь). В долине ручья Сев. Нырдвоменшор сохранился один жилой балок.
Из пройденных перевалов стоит также отметить пер. Райизский (1Б, 900 м;
через плато г. Райиз рядом с высшей отметкой). Массив Райиз удобен для
проведения кольцевой части похода.
Собский массив
Официальная география именует так участок Уральского хребта между
долиной Соби на севере и массивом Пайера на юге. У туристов принято другое
деление: Собским массивом считают участок длиной 35 км от ж.-д. на севере
до пер. Аркаматалоу на юге. Максимальные высоты (до 1236 м) сосредоточены в
северной узкой части массива, в истоках р. Елец. Здесь известен перевал
Леквожский (1Б, соединяет истоки рек Леквож и Собь). Южнее лыжниками
пройдено несколько простых перевалов, наиболее популярны из них два: Макар-
Рузь (Сев. Кузьтывис, н/к, 500, соединяет истоки рек Елец и Макар-Рузь) и
Кузьтывис (1А, 910, ведёт от р. Елец в долину Степ-Рузь). К югу от г. Макар-
Рузь (918 м) хребет понижается, здесь разведан удобный переход из среднего
течения р. Степ-Рузь в долину р. Макар-Рузь -- пер. Лесной (н/к).
Массив г. Блюхера
К востоку от водораздела рек Лекхойла и Харуташор расположен обширный
массив г. Блюхера (1396). Отсюда берут начало реки Бурхойла, Бол. и Мал.
Хараматалоу. Северо-западная часть горного узла имеет ярко выраженный
альпийский облик, в бассейне Бурхойлы склоны приобретают сглаженные
очертания. В массиве пройдены 5 перевалов. Центральное место занимает
перевал Блюхера (он же Азиопа, 1Б, 1100; соединяет правый исток р.
Харуташор с долиной р. Бурхойла). С широкого седла перевала легко взойти на
в. Блюхера по пологому южному склону. На север плато в. Блюхера резко
обрывается к перевалу Маталоу (Высокий, 1А--1Б, 1100; соединяет истоки Бол.
и Мал. Хараматалоу). На северо-запад от вершины в сторону перевала
Аркаматолоу отходит скальный гребень. Через него ведёт пер. Зап.
Хараматолоу (1Б). Высокий безымянный перевал (2А) ведёт из левой
составляющей правого истока р. Харуташор в верхний цирк р. Лекхойла.
Известны зимние траверсы гребня хребта от в. Блюхера до в. Пайер. В
северной низкой части массива г. Блюхера, в верховьях р. Бол. Хараматалоу,
находится пер. Аркаматалоу (н/к, 600). Верховья рек Мал. Хараматалоу и
Бурхойла соединяет пер. Бурхойлинский (н/к). Восточная часть массива
представляет собой обширные плато, где выделяется в. Пайтанёл (1116).
Северные склоны плато очень круты; южные, постепенно понижаясь,
выполаживаются.
Массив Пайер
Высшая точка Полярного Урала -- интересный объект для туристских
путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины: Западную (или
Южную, 1330 м), Восточную (1217) и собственно Пайер (1472). Гора Пайер
представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной на фоне
плоских и в общем-то невыразительных окружающих хребтов. Известно несколько
вариантов подъёма на вершину (техническая сложность указана для зимы).
Простой путь проходит по северному отрогу, разделяющему истоки р. Харута и
Правый Кечпель, с плато пер. Седло (н/к, 825). Вначале широкий гребень
постепенно сужается и переходит в череду простых жандармов, часть из
которых необходимо обходить по крутому западному склону, что и представляет
основную трудность при восхождении (1Б--1Б?). Достаточно простой, но иногда
лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западной стены, крутизна
подъёма не превышает 35--40 грд. на ключевых участках. Это самый быстрый
способ восхождения: путь (1Б--1Б?) от оз. Кечпельты до вершинного плато
занимает 1,5--2 часа. Несколько более сложные маршруты ведут с перевалов
Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский (все на уровне 2А).
К юго-востоку от вершины начинается 20-километровый хребет,
разделяющий долины рек Лекхойла и Левая Пайера. Здесь пройдено три
перевала: Лекхойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход
(1Б, 835). На юге хребет резко понижается к р. Бурхойла.
Достопримечательность Левой Пайеры -- высокий скальный ригель,
перегораживающий долину в 2 км ниже истока. Весной с уступа низвергается
грандиозный ледопад высотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта
долины по снежным кулуарам. Сам Пайер обходится через перевалы Северный
(1Б, 1000; соединяет долины рек Харута и Харуташор), Западно-Пайерский (1Б,
1000; между долиной Левой Пайеры и оз. Кечпельты) и Восточно-Пайерский (1Б,
940; от истока р. Харуташор в долину р. Лекхойла). Все они имеют достаточно
крутые склоны, при их преодолении необходимы "кошки". К юго-западу от пер.
Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Зап. Пайер (1330).
Сложность восхождений на нее от 1А (по северо-западному гребню из долины р.
Средний Кечпель) до 3А (по северной стене). На юг уходит 15-километровый
хребет, отделяющий Левую Пайеру от её правого истока -- р. Ямботывис.
Первые 1,5 км от вершины Зап. Пайер до плато (1091 м) хребет представляет
из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (так называемая "Пила
Пайера", сложность траверса до 3А). Между в. Зап. Пайер и жандармами
находится седло пер. Пила Пайера (1Б, 1200). Далее к югу в хребте
выделяются вершины 1115, 950 и 880 м. Около в. 950 м расположены два спуска
на север: перевалы Левопайерский (1А?, 880; соединяет долины рек Левая
Пайера и Правый Кечпель) и Кечпельский (1А?, 920; между долиной р. Правый
Кечпель и истоками р. Ямботывис). Возможен и чуть более сложный спуск с
перевального плато к р. Средний Кечпель.
Сомнемпайский массив
Далее к юго-западу Полярный Урал имеет несколько платообразных вершин,
простирающихся на 20 км до Большого Хойлинского Прохода. Из наибольших
поднятий следует отметить г. Сомнемпай (1062), в. 982, г. Пайты, г. Верхняя
Хойла, г. Географов (1130) и г. Два озера (1065). Все эти плато и вершины
условно можно называть Сомнемпайским массивом. От господствующих вершин в
южном направлении отходит ряд платообразных хребтов, разделяющих долины рек
Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу от основного хребта
отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и Правого Кечпелей.
Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озёр, самые
крупные из них -- Ямботывис, Пайтывис, Верхняя Хойла.
Юго-западнее в. Сомнемпай в главном хребте расположены перевалы Пайты (1А,
910), Верхняя Хойла (1А, 920), в северо-западной части плато -- Географов
(1Б, 990), Юньяхский (н/к, 814). Известны и перевалы через южные отроги
хребта: Правопайерский (н/к, 814; между истоками рек Правая Пайера и Хойла)
и Узел (1Б, 943; соединяет истоки р. Правая Пайера и оз. Пайтывис).
Подниматься на г. Географов можно с пер. Географов (1Б) и с севера по
длинному отрогу, расположенному к западу от истока Левого Кечпеля (н/к--
1А). Юго-западнее Сомнемпайского массива Уральский хребет перерезает
широкая долина рек Хойлавис и Хойла. Она получила название Большого
Хойлинского Прохода (н/к, 418) и издавна использовалась местными жителями.
Дно прохода изрезано древними отложениями со множеством озёр в понижениях.
При сильных ветрах здесь наблюдается эффект аэродинамической трубы, что
сильно затрудняет движение.
Хойлинско-Лахортинский массив
К юго-западу от Большого Хойлинского Прохода поднимается сильно
расчленённый (назовём его условно) Хойлинско-Лахортинский массив. С севера
на юг он протянулся более чем на 20 км, а с запада на восток -- на 18 км.
Северо-западная часть массива представлена платообразным поднятием г.
Хойлавис с высшей точкой в южной части (1068 м). Восточные склоны плато --
это глубокие кары со стенами 400--500 м (могут быть лавиноопасны). С
северных и западных склонов массива г. Хойлавис берут начало реки Малая
Хойлаю, Правая и Средняя Лахорта. От основного массива г. Хойлавис отделена
глубокой седловиной популярного у туристов-лыжников пер. Среднелахортинский
(он же Параллельный и Ноябрьский, 1А, 890; соединяет истоки рек Средняя
Лахорта и Хойлавис). С востока перевальное седло ограничено в. 1084 м --
высшей точкой массива. Из долины р. Труба-Ю в истоки левого притока р.
Хойлавис ведет перевал Труба (н/к, 800). К востоку от него расположен 17-
километровый платообразный хребет (высшая точка -- г. 1013). Через него
есть потенциальный перевал из верховий правого притока р. Хойла. От левого
истока р. Лахортаю в цирк левого истока р. Хойлавис ведет перевал 932 м
(н/к). К этой седловине можно также подняться из верховий р. Лахортаегарт
через плато г. Малая Лахорта (1017) или из южного цирка пер.
Среднелахортинский. Есть вариант подъёма на плато из узкого ущелья левого
притока р. Лахортаегарт севернее в. 742 м. За долинами рек Средняя Лахорта
и Лахортаегарт, соединенных низкой седловиной Средне-Лахортинского Прохода
(н/к, 330), поднимается массив г. Обрывистой (864 м), вытянутый с севера на
юг на 12 км. В средней части плато расположена седловина перевала Каньонный
(н/к, 570; соединяет долины рек Лахортаегарт и Средняя Лахорта с оз.
Большая Лахорта, расположенном к востоку от массива г. Хордьюз). Левая
Лахорта соединена с левым истоком р. Большая Лахорта седловиной Лево-
Лахортинского Прохода (н/к, 448).
Хордъюсский массив
Он расположен к западу от озера Большая Лахорта и вытянут с севера на
юг всего на 7 км. Массив приподнят над озёрной долиной на 400--700 м.
Главной достопримечательностью является в. Скальная (1178 м) со
значительными выходами скал. Гора имеет две вершины примерно равной высоты,
соединённых ажурным гребнем со множеством жандармов, траверс по
заиндивевшим скалам представляет большие технические сложности (на уровне
3А). Наиболее простой вариант подъёма на северную вершину -- по северному
склону от предгорной тундры (1Б); на южную вершину можно подняться по
длинному юго-восточному гребню из долины р. Большая Лахорта (1Б). Более
сложные маршруты ведут по восточной стене (2Б) или по северо-западному
ребру (2Б) на северную вершину, а по юго-западному ребру (2Б) -- на южную.
Подъём на г. Хордъюс (1086, н/к--1А) проходит по пологому гребню с
седловины 1020 м, расположенной к северу от вершины в верховьях северо-
восточного цирка. С верховьями правого истока р. Большая Лахорта и
подножием юго-восточного гребня г. Скальная район Лево-Лахортинского
прохода связан седловиной перевала 468 м (н/к). В истоке Большой Лахорты
расположен красивый и один из популярнейших перевалов через водораздельный
хребет южной части Полярного Урала -- Скальный (н/к, 540).
Пальникшорский массив
Юго-западнее расположен Пальникшорский массив, вытянутый с юга на
север почти на 16 км. Наиболее высокие вершины: Пальникшор (1174), Недью
(1157), 1115 и 1004. Здесь расположены перевалы Шершор (н/к, 680; между в.
967 и 1115) и Пальникшорский (1А, 840; между в. Пальникшор и в. 967). Они
соединяют истоки р. Грубе-Ю с р. Шершор -- крупным левым истоком р. Малая
Лахорта. К югу от массива расположен пер. Пальник-Ю (н/к, 370; соединяет
реки Пальниктывис и Мал. Лахорта. Массив Пальникшор имеет значительное
оледенение в карах восточного склона. С истоками р. Большая Лахорта долина
р. Шершор связана перевалом Захребетный (н/к, 680). К пер. Пальник-Ю от р.
Шершор можно попасть через седловину 460 м (н/к). Подъём на г. Пальникшор
возможен с пер. Пальникшорский по северному гребню или из долины р. Шершор,
от верховий южного истока (оба пути 1А).
Каровый массив
Южнее Пальникшорского массива расположены редко посещаемые верховья
рек Пага и Погурей, Кокпельские перевалы (часто используемые местными
жителями) и Каровый массив, примыкающий к главному хребту. Массив вытянулся
с севера на юг на 25 км, а с запада на восток -- на 15 км. Высшая отметка --
1142 м. Горы здесь резко ассиметричны, обрываясь на запад почти
непрерывной стеной на всём протяжении массива и плавно теряя высоту к
востоку. С севера Каровый массив ограничен долиной истоков Малой Лахорты и
Лахортаегарта. В центральной части массива находятся перевалы Петербург
(между истоками Паги и Погурея), Петроград (из Пагурея в Вылью) и Ленинград
(из долины Ыджиг-Лабахэйшора обратно в Пагу), все 1А. Из-за значительной
удалённости от железной дороги Каровый массив практически не посещается.
Это одно из интереснейших мест Полярного Урала, своеобразный "затерянный
мир". Южнее хребет сильно понижается к Кокпельским перевалам и повышается
уже при приближении к северным границам Приполярного Урала, там расположены
в. 1365, г. Грубеиз (1435) и г. Лемваиз (1421).
Подъезды
Большинство маршрутов начинается от железной дороги. В массивы Райиз,
Собский, Пайерский и Сомнемпайский путь лежит от станций Собь, Харп, 110 км
(пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомнемпайскому,
Хойлинско-Лахортинскому, Хордъюсскому, Пальникшорскому и Каровому массивам
можно добраться от станции Сивая Маска, а к самым южным массивам -- от
станций Абезь и Шор. Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги
составляет около 60 км.
Оценка работы турфирм, организующих экстремальные путешествия.
Предлагаемые маршруты расположены на территории Полярного и
Приполярного Урала. На его территории находятся памятники археологии,
архитектуры, истории, культуры, имеются уникальные природные зоны. Здесь
расположено множество самых красивых и больших озер Ямало-Ненецкого
автономного округа, берега которых хранят следы древних поселений, - все
это привлекает гостей из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в
районе в течение длительного времени туристских организаций привело к
развитию неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют
окружной бюджет. В округе есть возможности для организации культурного,
гостевого, водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и
других видов туризма. В связи с этим администрация Ямало-Ненецкого
автономного округа приняла решение создать в окружном центре – городе
Салехард - муниципальное предприятие - туристское партнерское агентство
"Гостевой дом", целью которого станет:
- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;
- развитие экстремального туризма в регионе;
- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;
- формирование партнерских отношений между местными сообществами и
жителями в создании условий для приема туристов;
- создание новых рабочих мест.
С момента создания Агентства уже проделана следующая работа:
разработана "Программа развития туризма в регионе";
созданы инициативные группы по разработке туристских маршрутов;
приобретено и отремонтировано здание Агентства;
начата работа по созданию рекламной продукции о культурной и экономической
жизни региона (по заказу окружной администрации телекомпанией "Ямал" снят
15 минутный фильм "Ямал – на рубеже тысячелетий");
приняты первые группы иностранных туристов из Канады, Дании, Швеции и
Финляндии, Норвегии, которым были предоставлены следующие услуги: посещение
стойбищ хантов-оленеводов, знакомство с жизнью и укладом хантыйской семьи,
дегустация блюд национальной кухни, участие в народных праздниках,
знакомство с работами мастеров - умельцев и приобретение изделий ручного
труда.
Агентство продолжает работу по поиску новых партнеров, развитию
информационной деятельности как одного из приоритетных направлений, но
отсутствующая материально - техническая база не позволяет оперативно решать
поставленные задачи.
Основная цель проекта - развитие рекламно-информационной деятельности
Агентства.
Задачи проекта:
Создание условий для рекламно-информационной деятельности Агентства.
Распространение информации на внутреннем и внешнем туристском рынке о
культурно-исторических объектах, природных достопримечательностях,
традиционной национальной культуре, народных промыслах, праздниках, о
туристских маршрутах на территории Полярного и Приполярного Урала.
Привлечение общественного внимания к деятельности Агентства.
Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная возможность
введения в информационный оборот неиспользованного ранее материала в
традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических объектах и
природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала.
Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными видами
туризма, а также на образование туристических фирм.
Участники проекта - администрация Ямало-Ненецкого автономного округа,
окружной центр национальных культур, Государственный комитет по физической
культуре, спорту и туризму, муниципальное предприятие партнерское агентство
"Гостевой дом", учреждения культуры, образования округа, государственные и
частные предприятия округа МТПП "Северное сияние", общественные
организации, туристские фирмы.
Услуги, предоставляемые компанией приключенческого туризма"Мамонт-eXtreme"
для туристов и туристских групп.
Прокат туристского снаряжения и инвентаря
Прокат снаряжения для отдельных туристов производится на основе денежного
залога в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения.
Прокат снаряжения для туристских групп может быть основан либо на денежном
залоге в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения, либо на
сопровождении группы проводником Компании, осуществляющим наблюдение за
надлежащим использованием и сохранностью снаряжения.
В случае повреждения предоставленного в прокат снаряжения, турист
производит его ремонт за свой счет или возмещает Компании затраты на
ремонт, а также выплачивает компенсацию за потерю товарного вида. Время,
затраченное на ремонт, входит в оплачиваемое время проката. Размеры затрат
и компенсаций определяются специалистами Компании исходя из первоначальной
стоимости снаряжения и причиненного ущерба.
Стоимость услуг проката
Табл. №4
|Наименование |Стоимость, руб.|Прокат, руб. в |
| | |день |
|Рафт 16-ти футовый + 6 весел |30000 |360 |
|Каяк п\э "Инвайдер" + весло + юбка |12000 |200 |
|Байдарка 2-х мест. "Тритон" +2 весла |7400 |100 |
|Палатка 2-3–х местная "Ладога" |2200 |30 |
|Спальный мешок + коврик |400 |10 |
|Гермоупаковка "Драйбэг" |200 |5 |
|Рюкзак "Алтай" пр-во "Терра" |500 |15 |
|Спасжилет + каска |310 |10 |
|Групповое снаряжение на 6 - 10 человек|- |50 руб. в день |
|(тент, таган, котлы, посуда, кухонные | | |
|принадл.) | | |
|Сопровождение группы |- | 200 руб. в день |
|инструктором-проводником | | |
Разработка туристских маршрутов и сопровождение групп
Разработка туристских маршрутов по России и СНГ производится опытными
инструкторами Компании исходя из пожеланий и готовности группы. Также может
быть предложен на выбор один из уже существующих туристских маршрутов.
Группа сопровождается по выбранному маршруту инструктором-проводником
Компании.
Разработка маршрута – бесплатная. Группа оплачивает сопровождение из
расчета 200 рублей в день на одного инструктора. Группа также обеспечивает
проезд инструктора на маршрут и обратно и питание инструктора на маршруте.
Если группа, сопровождаемая инструктором Компании, пользуется услугами
проката, дополнительное сопровождение не требуется.
Заброски туристских групп по Полярному и Приполярному Уралу
Заброски туристских групп осуществляются на основе двухсторонних договоров
Компании с автотранспортными предприятиями Северной железной дороги.
Компания обеспечивает встречу группы автотранспортом на соответствующей
железнодорожной станции и доставку к месту начала активной части маршрута.
Заявки на заброску принимаются в офисе Компании, не позднее, чем за неделю
до даты прибытия группы. Группе выдается квитанция с указанием даты и
времени прибытия, номера поезда, пункта назначения и стоимости перевозки.
Оплата услуг Компании производится в момент подачи заявки в размере 20% от
стоимости заброски. Оплата автотранспорта производится непосредственно на
месте. Дополнительно оплачивается погрузка–разгрузка (1 час) - 80 руб.
Доплата за работу в выходной день - 80 руб.
Работа турфирмы «Клуб приключений», ориентированной на молодежный активный
отдых.
Задача : Организация активных видов досуга на природе.
Приоритетные направления:
Охота и рыбалка - связь с егерями, прокат снаряжения, транспорт, проводник.
Кладоискательство - архивы, поиск на местности, подъем, юридическая
поддержка.
Водные лыжи и лодочные моторы - катание, тех. обслуживание
Сбор ягод и трав - просто набрать и законсервировать.
Прокат инвентаря и снаряжения
Маршруты по пешему, водному, лыжному, на оленьих упряжках и авто туризму -
разработка и обкатка маршрутов.
Турбаза-кемпинг - ремонт, создание тренировочной базы и мест отдыха.
Безопасность - обучение, семинары, наработки, страховка.
Экстрем снаряжение - образцы и цены, реклама и отзывы, ярмарка для всех
Внедорожники - троффи, ралли, техника езды по бездорожью, супер-джип: мото
и водный
Капустник - вечеринки, поездки, традиции, фольклор.
Турбаза, кемпинг. Эксплуатируются в непродолжительный летний период.
Проживание в 3-5-местных номерах в деревянных одноэтажных коттеджах,
которые расположены прямо на берегу озера, и в кемпинге (палаточном
лагере). Питание - самостоятельно. Оборудованы костровые места. Имеется
летняя кухня, предоставляется посуда.
Дополнительные услуги:
- Лодка
- Моторная лодка
- Водный велосипед
- Волейбол
- Рыболовецкое снаряжение
Организуется гонки по бездорожью.
Из краткого описания работы турфирм, а также приведенных цен видно,
что фирмы направлены на молодежный сектор туристов, а также на
профессионалов туристов-экстремальщиков, и не ориентированны на
международный рынок, привлечение в региона иностранных туристов,
организацию их досуга и обслуживания. Другие фирмы, работающие на
международном рынке также не учитывают запросы иностранных туристов-
экстремальщиков, а предлагают в основном культурные туры. Стараясь
восполнить этот пробел, в третьей главе предлагаю туристские маршруты,
адаптированные для международных туристов, предпочитающих активные виды
отдыха в экологически чистых районах Полярного и Приполярного Урала.
3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории
Полярного и Приполярного Урала.
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на
примере водно-пешеходного маршрута “по рекам полярного урала”.
Чтобы привлечь туристов на Урал, необходимо подготовить программы и
условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее,
чем международные образцы. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с
неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта
начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления
наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные
качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и
реализации. Проектируя турпродукт, предлагаемый в работе, исходила из
местных возможностей (туристских ресурсов), а также учитывала возможность
создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий (шоу,
фестивалей). Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той
или иной местности.
Базис для разработки туристских программ:
- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;
- погодно-климатические условия;
- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность,
экологическая безопасность;
- комфортные и уютные гостиницы;
- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;
- максимальная изолированность от шума;
- наличие естественных водоемов.
На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей
составляют
программы обслуживания.
Описания маршрутов предназначены для фирм организаторов экстремальных
походов, даны с примечаниями, в которых указаны мероприятия, требующиеся
для переоборудования баз геологов в турбазы. Данные мероприятий должны
обеспечить необходимый уровень комфортности на маршрутах.
Далее в работе привожу рассмотрены водно-пешеходные, лыжные и
пешеходные маршруты.
В работе использованы следующие сокращения (понятия):
1. РЫБАЛКА (РЫБНАЯ ЛОВЛЯ). Означает, что в данном месте туристам
предлагается порыбачить. При удачном улове – приготовление ухи на костре,
а также других рыбных блюд. В параграфе растительный и животный мир дано
подробное описание видов рыб в реках Полярного Урала. Отмечается их
особенный вкус, пищевая ценность. Места для рыбалки выбраны с учетом
анализа отчетов туристов о походах в данной местности, а также экспедиций
по Полярному Уралу.
2. ОХОТА. Подразумевает, что в данном месте имеется дичь и дикие животные,
на которых не запрещена законодательно охота. Охота организуется при
наличии у туристов охотничьих билетов. Данная услуга предлагается в
специальных охотничьих турах.
3. СБОР ГРИБОВ И ЯГОД. До последнего времени грибы и ягоды, собранные в
тундре и тайге, считаются экологически чистыми и не ядовитыми, но во
избежание отравлений не рекомендую собирать и употреблять в пищу
незнакомые грибы и ягоды без проводника-инструктора, имеющего специальные
знания.
4. ДНЕВКА. Это туристский термин, означает расположение группы на одно-
двухдневную стоянку, во время которой группа отдыхает, занимается
ремонтом снаряжения, а также совершает радиальные походы на
примечательные объекты данной местности (к примеру, экскурсия на места
разработки хрусталя, восхождение на перевалы), в соответствии с
разработанным маршрутом. На дневках предусмотрены бани. Дневки, как
правило, планируются в населенных пунктах, на базах геологов. В которых
располагаются туристские приюты.
5. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИЮТЫ (БАЗЫ) представляют собой хижины, балки
– разборные домики, деревянные домики, срубы, а также утепленные
вагончики, один из которых служит баней, наличие которой обязательно на
всех маршрутах особенно в зимний период. В организованных туристских
приютах (базах) хранится запас продовольствия, дров (топлива), запасное
туристское снаряжение, а так же находится техника и предусмотрены
площадки для посадки вертолетов. Организована связь посредством раций с
ближайшими аэропортами для экстренной эвакуации пострадавших санавиацией
– скорой помощью на вертолетах. Отмечу, что рациями в тундре оснащены
также оленеводы.
Важной составляющей экстремальных туристских походов является
транспорт. Передвижения по тундре, перемещения групп туристов, а также
заброска снаряжения на большие расстояния осуществляется по средством
специальной техники. Летом - это вездеходы на воздушной подушке,
безопасные для тонкого почвенного покрова тундры с экологической точки
зрения. Зимой - гусеничные вездеходы, снегоходы типа «Буран», оленьи
упряжки.
Особое место принадлежит малой авиации. Скорая медицинская помощь
осуществляется только вертолетами. Вертолеты и самолеты типа АН-2
используются как в горной местности, так и в тундре. Эта модель самолетов
очень практична на лыжах – зимой и на водных лыжах - летом может
осуществлять посадки в руслах рек, а также на поверхности озер.
Может показаться непосильным для любой туристской фирмы необходимое
количество техники, учитывая трудность ее доставки на места организованных
туристских приютов. Есть простой выход. На территории Полярного и
Приполярного Урала находится большое количество геологоразведочных баз,
многие из которых ныне не действуют, в лучшем случае поддерживаются, а в
основном заброшены, в связи с трудным экономическим положением предприятий
и институтов, которым принадлежат базы. Там же находится и спецтранспорт –
вездеходы, снегоходы. Данное обстоятельство делает экономически выгодной
как небольшой турфирме так и владельцам баз аренду пустующих помещений для
организации туристских приютов (баз) и спецтехники. Авиация арендовывается
у местной авиакомпании «Ямал», также имеется у геологоразведочных
предприятий.
ВОДНО-ПЕШЕХОДНЫЙ МАРШРУТ «По рекам Полярного Урала»
С Ляпина на Усу по Хулге, Хаймаю, Большой Хайме, Хайме и Лемве
1. По Северной железной дороге до станции Лабытнанги (от Москвы 2,5 дня).
2. На катере по Оби от Лабытнанги до Салехарда, 30 км (2,5 часа).
3. На пароходе от Салехарда до поселка Березово вверх по Оби, 428 км (1,5
дня) (на самолете 2 часа).
4. На пароходе от Березова до селения Саранпауль вверх по Северной Сосьве
(304 км) и Ляпину (153 км). Всего 457 км (2 дня) (на самолете 2 часа).
5. На байдарках вверх по Ляпину, Хулге (229 км) и Хаймаю (22 км) до начала
волока. Всего 251 км (7 дней).
6. Пешком через перевал Хайма до конца волока на реку Большая Хайма, 39 км
(2 дня).
7. На байдарках вниз по Большой Хайме (6 км), Хайме (9 км),
Лемве (133 км) и Усе (12 км) до станции Абезь Северной железной дороги.
Всего 160 км (5 дней).
|Тип похода |Категорийност|Протяженность |Продолжи-тельн|Сроки |
| |ь | |ость |проведения |
|Водно-пешеход|I- II |450 км |14 дней |июнь – |
|ный | | | |август |
Этот маршрут - один интересных и сложных; туристам придется
подниматься 251 км против течения и делать почти 40-километровый волок
байдарок через главный водораздел. В данной разработке волок заменяется
переездом туристов и снаряжения на вездеходах, что значительно сокращает
время похода и уменьшает категорию сложности, делая маршрут доступным для
большего количества туристов-водников. Труднопроходимых порогов на реках
мало; встречаются в основном быстрые мелководные перекаты, не опасные для
плавания. Идти лучше вверх по Ляпину, Хулге и Хаймаю, а спускаться по
Большой Хайме, Хайме, Лемве и Усе, а не в обратном направлении, так как
падение и скорость течения Ляпина и Хулги значительно меньше, чем Лемвы и
Хаймы. Маршрут проходит через таежные леса северных районов восточного
склона Приполярного Урала и наиболее южные районы западного склона
Полярного Урала. В верховьях рек и близ перевала места глухие, туристами
посещаются редко. Реки изобилуют рыбой (таймень, хариус), а леса - ягодами
и грибами. Посещение красивого высокогорного озера Малое Хаймато выгодно
отличает этот маршрут. Маршрут представлен в двух вариантах: упрощенном –
замыкающемся на п. Мужи и более сложном по р. Левме (приложение №2, карта
маршрута).
На рейсовом судне из Салехарда вверх по Оби, в Березово, далее
пароходом вверх по Северной Сосьве и Ляпину до Саранпауля (пароход “Петр
Шлеев” ходит один раз в 4-5 дней). Начальный пункт маршрута - Саранпауль
(на языке коми означает “зырянская деревня”) расположен на правом берегу
Ляпина, в 2 км ниже устья Щекурьи. Существует с 1885 г.- времени сооружения
Сибиряковского тракта. За последние годы сильно разросся: в нем помещаются
базы геологических экспедиций, имеются магазины, сберкасса, почта, школа,
больница, кино. Селение связано с Березовом регулярной авиалинией, а с июня
до начала октября и пароходным сообщением. В Саранпауле в деревне Щекурья
(4 км от Саранпауля) организована туристская база, которая служит для
обеспечения туристов продуктами, а также лодками и специальным снаряжением.
Река Ляпин (Хулга), по которой предстоит проплыть преобладающую часть
маршрута, - наиболее крупный и водоносный приток Северной Сосьвы (площадь
бассейна 27390 кв. км, длина 422 км). Правобережная часть бассейна,
составляющая около половины всей его площади, находится в основном в горах
и увалистой полосе восточного склона Приполярного Урала. Главныеправые
притоки Ляпина - Хальмерью, Манья, Народа, Щекурья - сильно расчленяют
восточные склоны Урала и отличаются высокой водоносностью, а также
изменчивым режимом в теплое время года. Левобережная часть бассейна
занимает заболоченные равнинные пространства Западно-Сибирской низменности
и имеет менее развитую речную сеть. Левые притоки - Нияю, Кемпаж, Енготаю
характеризуются меньшей водоносностью, сильно извилистым руслом и спокойным
течением.
Покинув Саранпауль, туристы поднимаются вверх по широкому (до 250 м),
полноводному Ляпину. В 2 км от селения река принимает большой правый приток
Щекурью, а в 12 км выше устья Манью, при впадении которой стоит маленький
поселок Яссунт. От Саранпауля до устья правого притока – Тыкотлова - на
протяжении 191 км подниматься вверх по Ляпину сравнительно легко, так как
на этом участке среднее падение реки всего 0,17 м/км и течение слабое,
позволяющее идти на веслах. В 9 км выше устья Маньи в Ляпин впадает
незначительная речка Пупую (левый приток), а далее на протяжении 42 км,
вплоть до устья Хальмерью, крупных притоков не будет. За 15 км перед
впадением Хальмерью берега лулги повышаются, становятся обрывистыми. Всюду
лес, в основном сосна, кедр, лиственница. Река спокойно течет в широком
(150-200 м) русле. В 14 км выше устья Хальмерью Хулга принимает левый
приток - Нияю, а в 16 км выше устья последнего - правый приток - реку Малая
Хасая, при впадении которой на высоком берегу находится база
Саранпаульского оленесовхоза – Хулга, на которой организован туристский
приют. До следующего притока - Большой Хасаи - 14 км. На этом участке
высокие берега поросли хвойным лесом. Однако в 1-2 км от левого берега
тайга становится заболоченной, появляются безлесные болотные пространства и
многочисленные озерки. Выше устья Большой Хасаи болота вплотную подступают
к реке с обоих берегов и тянутся на север с незначительным перерывом более
чем на 50 км до устья Балбанью (восточной). На участке от устья Большой
Хасаи до устья Балбанью ширина Хулги уменьшается до 90-120 м. В 26 км выше
устья Большой Хасаи река
принимает правый приток Неркаю, а через 8 км - левый приток Енготаю.
В 8 км выше устья Балбанью Хулга делает большую излучину с юга-запада
на восток. От крайней западной части излучины лесистая местность начинает
повышаться. В 3 км на западе среди возвышенностей расположено живописное
озеро Балбанты восточное (5,5х2 км), богатое рыбой. ДНЕВКА, РЫБАЛКА. С
восточного, возвышенного, берега (193 м) открывается красивый вид на
уходящую к северу долину Хулги, на многочисленные озера на востокеи далекие
вершины Народо-Итьинского хребта на западе и северо-западе. Озеро еще никем
не изучалось и является интересным объектом исследования для туристов.
Выше излучины ширина Хулги уменьшается до 60-90 м. Сильно петляя, река
течет среди обширных заболоченных массивов, образуя старицы и рукава. В 28
км выше устья Балбанью Хулга принимает правый приток - реку Тыкотлова, в 38
км от устья которой находится слияние рек Грубею (левый исток) и Хаймаю
(правый), образующих Хулгу. На последнем 38-километровом отрезке Хулга
имеет характер горной реки - течение
быстрое, много каменистых перекатов; ширина русла уменьшается до 30 м,
среднее падение 2,3 м/км. На северо-востоке, в 7 км от места слияния Грубею
с Хаймаю,
протекает Колокольня (восточная) - правый приток Мокрой Сыни. Перевалив
через невысокий водораздел,туристы могут спуститься по Колокольне, Мокрой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|