Развитие туризма в Италии
приобретения ценностей Ю. Кологривова и С. Рагузинского. Именно ими, наряду
с другими произведениями искусства, была куплена в Риме знаменитая статуя
Венер. Уже при Петре I начинают направлять в Италию для обучения и
совершенствования молодых художников, скульпторов и архитекторов – так, в
1716 году был послан в Италию с целью завершения профессионального
образования И.Н. Никитин, в будущем крупный портретист.
Во второй половине XVIII века, после создания в Петербурге Академии
художеств, лучших ее выпускников на несколько лет направляли в качестве
пенсионеров Академии за границу, обычно во Францию, но чаще всего в Италию.
В молодости побывал в Италии великий русский архитектор В.И. Баженов.
В возрасте 28 лет он вернулся оттуда со званием профессора Римской академии
и академика Флорентийской и Болонской академий. Получив право на поездку за
границу, несколько лет прожил в Париже и в Риме Ф.И. Шубин, один из
крупнейших скульпторов XVIII века.
Для русской культуры XIX - начала XX века в целом и для русской
литературы и поэзии было характерно духовное тяготение к Италии. Великие
русские писатели, поэты, художники подолгу жили здесь, создавая свои
лучшие произведения.
О.А. Кипренский, крупный портретист первой трети XIX века, в
молодости семь лет изучал в Италии классическое искусство и в Италии же
провел последние несколько лет своей жизни. Долгие годы жил в Неаполе и в
Риме замечательный пейзажист С.Ф. Щедрин. Много лет провел в Италии К.П.
Брюллов, создатель крупного исторического полотна «Последний день Помпеи».
С Италией были тесно связаны жизнь и творчество А.А. Иванова, картина
которого «Явление Христа народу» явилась важным этапом в развитии русской
живописи. Италия всегда привлекала художников. Художники разных поколений
приезжают сюда изучать итальянскую культуру и работать. Здесь были В.
Поленов, В. Серов, К. Коровин. Почти одновременно познакомились с Италией
три великих русских художника – В. Васнецов, В. Суриков и М. Врубель.
Н.В. Гоголь в Риме писал свои знаменитые «Мертвые души», Ф.М.
Достоевский во Флоренции – «Идиота», И.С. Тургенев начал писать в Италии
«Дворянское гнездо». Завершив дипломатическую карьеру, приезжает в Италию
и Ф.И. Тютчев. Весной 1912 года русские поэты Н.С. Гумилев и А.А. Ахматова
совершают «головокружительную» поездку по Италии, под впечатлением которой
Гумилев создает цикл «итальянских» стихов.
А.А. Блок несколько лет живет в маленьком местечке Сеттиньяно,
недалеко от Флоренции. Большой цикл лирических стихов стихотворений он
посвящает этой стране.
Большой период жизни провел в Италии М. Горький. Его имя связано с
островом Капри. Здесь, на острове, состоящем из скал, синего-синего моря,
жгучего солнца и пальм, Горький организовывает партийную школу.
Италия предоставила убежище многим деятелям культуры, вынужденным
покинуть отечество. Здесь режиссер Андрей Тарковский снимал фильм
«Ностальгия». Здесь же опальный поэт И. Бродский написал «Римские сонеты» и
«Венецианские строфы».
Чем же манила всех этих великих людей Италия? Ответ на этот вопрос
дает сама страна: если Вы хоть раз побывали в Италии, то непременно
посетите ее еще раз. Одна из причин популярности Италии среди туристов это
ее богатейшая история, состоящая из множества этапов, пронизанных
интригами, закулисными историями и предательствами, богатых архитектурными
постройками, произведениями искусства и литературы, отличающимися своей
развитостью во всех сферах жизни общества. Безусловно, история Италии
повлияла на развитие культуры и искусства этой страны. Трудно поверить, но
более 50% мирового культурного наследия сконцентрировано именно в Италии.
Перед посещением страны в это верят единицы, но если Вам хватит терпения
объехать все культурные центры страны, Вы в этом убедитесь. Рим с античными
памятниками, Флоренция с галереей Уфицци, Пиза с площадью Чудес, Милан с
великолепным собором – вот лишь начало того огромного списка, а ведь нельзя
забывать и о других городах, менее значимых, но тоже имеющих свои памятники
архитектуры.
Искусство Италии занимает одно из ведущих мест в мировой культуре.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь
заимствования и освоения культур соседних государств, достигло в своем
развитии исключительных высот, умирало и возрождалось, достигая высот еще
более невиданных, и оказало на мировое искусство самое значительное влияние
среди всех стран мира.
Искусство Италии делится на несколько разделов. Осветить каждый из них
очень глубоко не представляется возможным, так про каждый из них написаны
книги. Попытаемся кратко охарактеризовать их и связать данные
характеристики с вкладом каждого отдельного раздела и всех в совокупности
в развитие туризма в Италии.
Искусство этрусков
Начиная со II тысячелетия до Р. Х., Италия становится местом встречи
народов. На ее территории совместно процветали этрусская, греческая и
латинская цивилизации.
В середине I тысячелетия до Р. Х. На территории Центральной Италии
мощное и утонченное искусство этрусков достигло своего расцвета. Являясь
искусством примитива, оно приобрело свою индивидуальность под воздействием
Востока – прежде всего Греции – и в XVIII веке, когда было открыто,
считалось греческим. Этруски были талантливыми художниками и великолепными
ремесленниками: украшали храмы декоративной скульптурой, расписывали
погребальные камеры и керамические изделия, изготавливали ювелирные
украшения из золота, превосходно копировали греческие изделия.
Искусство Древнего Рима
Древнеримское искусство формируется в III – IV веках. Наибольшее
влияние на него оказала культура этрусков. Это влияние обнаруживается в
сохранившейся живописи и предметах прикладного искусства. В этот период
зарождается музыкальная культура Древнего Рима: из ритуальных обрядов
выделяются свадебные и триумфальные песни. В III веке до Р. Х. возникает
народная импровизационная комедия – ателлана, положившая начало
театральному искусству Рима.
В III-II веках до Р. Х. через Южную Италию в Рим проникают памятники
греческой философии. Благодаря греческому влиянию в Риме развивается
литература. Вместе с римской литературой развивается и театр. С развитием
театральных представлений постепенно начала развиваться и музыка. Музыка
была важной частью жизни римлян.
В это же время ведется интенсивное градостроительство. Для этого
периода характерна постройка города между двух магистралей. Появляются дома
с атриумом, типичным внутренним двориком, характерным только для Древнего
Рима. Параллельно с урбанизацией ведется и строительство загородных
поместий и вилл. В эти времена сложились основные типы римских сооружений:
базилики, термы, зрелищные сооружения, арочные постройки.
В изобразительном искусстве преобладают портретные статуи и бюсты. В I
веке до Р. Х. широко распространилось копирования греческих статуй,
развивалось искусство мозаики и глиптики.
В период расцвета Римской Империи архитектура Рима также переживает
новый подъем. Массивные постройки приобретают монументальную пластичность,
доминирующей становится роль арки и ее производных, свода и купола. Главным
типом официальной архитектуры является триумфальная арка. В этот же период
были возведены самые знаменитые и древние здания Рима – Колизей и Пантеон.
В период упадка империи растет масштабность зданий и роскошь отделки,
но центры строительства переезжают в провинцию. Примером того может служить
комплекс в Баальбеке.
Романское искусство (Высокое Средневековье)
Варвары, расселившиеся на территории Италии после падения Римской
Империи, унаследовали от римлян язык, письменность и право. Их предводители
обосновывались в виллах римской знати и, оказывались в ее культурно-бытовой
среде. В V – VI веках повсеместно распространяется полихромный стиль,
шлифования изделий из драгоценных камней. В мозаике развиваются
христианские сюжеты, церковь оказывает здесь свое влияние. Средневековая
литература также была тесно связана с религией. Это были христианские
гимны, легенды, хроники на латинском языке.
Разрушенные варварами города довольно быстро возрождались. В
средневековом итальянском городе формируется два центра: рыночная площадь с
собором и площадь перед дворцом городского самоуправления. Изменился также
и стиль самих зданий. Центрами новых стилей стали Ломбардия и Тоскана.
Готика и проторенессанс
С середины XIII века Италия в культурном развитии стала опережать всю
Европу. В конце века появляется философская поэзия, в жанре которой творит
молодой Данте Алигьери, ставший создателем итальянского литературного
языка.
В живописи Пьетро Каваллини впервые отошел от византийских канонов и
на основе позднеантичной живописи применил светотеневую моделировку формы.
Главным реформатором средневекового искусства стал Джотто ди Бондоне,
который порвал с византийскими канонами и заложил основы ренессансной
живописи.
XVII век, барокко
С 1590 года Рим становится европейским художественным центром. На
рубеже XVI – XVII века в церковной архитектуре складываются принципы
барокко. В отличие от мастеров Возрождения, мастера барокко искали в
постройках не четкую логику, а яркую выразительность. Примерами барочной
архитектуры являются церкви Иль – Джеза и Санта – Сусанна. Также к
барочной архитектуре принадлежат загородные резиденции знати – виллы.
В скульптуре барокко доминирует экспрессия. По замыслу мастеров
барокко, застывшее движение должно исчерпывающе выражать и саму ситуацию,
и психологическое состояние героя. В скульптуре барокко первенствовал
великий итальянец Лоренцо Бернини. Стиль барокко также породил такие
архитектурные произведения, как фонтаны. Лучшие из них принадлежат Бернини.
В живописи Италии XVI и XVII веков существует два направления,
академизм, и противостоящее ему течение, возглавлял которое Караваджо.
Появлялись новые жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, религиозные и бытовые
картины. Центры барочной живописи были города Рим, Болонья, Неаполь.
В это же время возникают новые виды вокально-инструментальной музыки –
опера, оратория, канцона.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Этот период был очень важен для развития европейской культуры.
Родиной Возрождения является Италия. Здесь возникли первые ренессансные
идеи и здесь же они впервые были претворены в жизнь.
В Италии эпоха Возрождения длилась дольше, чем в других странах, более
трех столетий. В это время произошло множество великих событий: Великие
географические открытия, начало книгопечатания, становление естествознания,
как науки.
Развитие философии так же оказало свое влияние. Николо Макиавелли
сформулировал главный побудительный мотив человека, а великий Леонардо да
Винчи сделал ряд очень важных открытий, которые впоследствии стали
прототипами нужных человеку предметов. Сильно продвинулась вперед наука.
Галилео Галилей и Джордано Бруно – это лишь основные ученые этого времени.
Искусство в эпоху Возрождения в Италии занимало важное место в
общественной жизни. Художественное творчество было необходимой потребностью
ренессансного человека. При этом очагами ренессансной культуры были всего
несколько городов, главным из которых была Флоренция, столица Тосканы.
Обычно эпоху Возрождения разделяют на три этапа.
Менее чем за триста лет итальянские мастера создали огромное
количество высокохудожественных произведений в самых разнообразных областях
творчества. Не было ни одной области художественной жизни, не пережившей
подъема в те столетия. Небывалый расцвет литературы и изобразительного
искусства в Италии эпохи Возрождения выдвигает итальянскую культуру как
третью классическую культуру для других стран наряду греческой и римской.
В каждую эпоху развития итальянской культуры происходили изменения в
лучшую сторону. И сейчас культурное наследие, сохранившееся в стране,
представляется наиболее богатым в мире. И, конечно, зная это, многие люди
выбирают Италию именно из-за этого.
Вследствие того, что на территории Италии находятся более половины
мирового культурного наследия, огромное количество памятников сохранилось в
прекрасном состоянии, исторические центры многих городов полностью
сохранили средневековый облик, именно культурный фактор имеет
первостепенное значение для развития туризма в Италии. Италия является
одной из самых привлекательных для туризма страной.
Огромное значение итальянцы придают охране и реставрации памятников
архитектуры, искусства, живописи. Каждого итальянца, еще с детства, учат
любить, чтить и уважать своих предков и их культуру. Многие люди стремятся
попасть в Италию, чтобы своими глазами увидеть все то, о чем они слышали на
школьных уроках по истории, литературе, физике и МХК. Увидеть все это
воочию – предел мечтаний каждого. Чтобы увидеть все памятники в Италии
требуются годы. Безусловно, что даже за несколько туристических поездок
невозможно увидеть все. И это справедливо, так как в Италии есть
неисчерпаемый запас «культурных ископаемых», представляющих разные эпохи,
разных мастеров, разные стили.
Безусловно, культурный фактор играет одну из главных ролей в развитии
и становлении Италии как туристической державы.
3. Социальные предпосылки
Во многом популярность той или иной страны в области туризма зависит
от гостеприимства жителей.
Итальянцы – очень веселый и жизнерадостный народ. Об итальянском
характере трудно сказать что-либо определенное. Кроме очевидного для нас
южного темперамента в итальянцах вы найдете множество противоречивых черт
характера, его симпатичных и не очень приятно сторон. В этом итальянцы
скорее похожи на нас, точнее, на расхожий образ русских в глазах
европейцев, чем на своих ближайших северных соседей – французов, швейцарцев
и австрийцев. Итальянцы разговорчивы, веселы и остроумны, доброжелательны и
гостеприимны. Кроме того, они безусловно талантливы. Находясь в Италии,
Вы будете сталкиваться с этим повсеместно: от красивейших соборов Флоренции
до роскошных магазинов Рима.
Итальянцы отличаются особой общительностью. Нагляднее всего это
проявляется в том, как они проводят свое время, особенно мужчины. Их
любимое место – бары. Итальянцы, почти не употребляющие чая, дома или в
барах пьют много кофе. Заваривают его здесь как на востоке – на дне
маленьких чашечек, очень крепкий, без молока. Но готовят его в современных
«кофейных машинах». Для итальянца этот напиток универсален. В летнюю жару
он тонизирует и утоляет жажду, а зимой – согревает. В центре, в деловых
частях крупных городов всегда тесно и шумно. В бары заходят не только для
того, чтобы перекусить: здесь обмениваются новостями, шутят, горячо спорят
– преимущественно на политические и спортивные темы – или ведут задушевные
беседы, а в задних комнатах баров играют в карты.
Огромное место в жизни итальянцев занимает футбол. Накануне в город,
где проводится матч, съезжаются «тиффози» - болельщики встречающихся
команд. Их легко узнать: они беспрерывно сигналят, привлекая внимание,
выставляют из окон разноцветные флаги с символикой своих команд. Если не
удается попасть на стадион, матч обязательно смотрят по телевизору. Причем,
если встреча ответственная, то итальянцы часто приглашают друзей вместе
поболеть за любимую команду. Редкий итальянец не принимает участия в
еженедельной игре «тотокальчо», предоставляющей каждому желающему
возможность угадать счет встречи и, угадав, получить за это ценный приз.
Страсть итальянцев к лотерее общеизвестна и может быть отнесена к
чертам национального характера. В них удивительна искренняя вера в удачу,
скорее в удачливость. Это свойство итальянского характера эксплуатируется
десятком всевозможных лотерей, разыгрываемых ежегодно. Существует целая
система угадывания счастливых лотерейных номеров. Например, если накануне
приснилась лошадь, то счастливой будет цифра 5. Но если, условно говоря,
лошадь была белой, то ставить надо на цифру 8. Эта тема активно обсуждается
в специальных телевизионных передачах. Самая большая лотерея – Новогодняя
лотерея. Ее выигрыши огромны, но их всего три. Самый крупный из них – 3 млн
$.
Нельзя не отметить и суеверность итальянцев. Еще в Древнем Риме
существовал специальный сборник различных суеверий. Сейчас итальянцы боятся
сглаза, черных кошек, дьявола, чисел 13 и 17, особенно если число 17
выпадает на пятницу. Они бросают щепотку соли через левое плечо, если
опрокинут солонку, складывают из пальцев «рога», если дорогу перебежала
черная кошка, причем обязательно из пальцев правой руки – ни в коем случае
левой. Итальянцы верят в гороскопы и гадания. Вообще гадалки в стране
пользуются большой популярностью, некоторые из них процветают.
Главное в характере нации, конечно, не это, а отношении к таким
ценностям, как своя история и семья. И здесь итальянцы тверды. Семья для
итальянцев – единственный институт, стоящий доверия и заслуживающий
уважения в наше время. В итальянцах приятно удивляет необыкновенно доброе,
ласковое отношение к детям, особенно к маленьким. В детях итальянцы любят
свое будущее, так же как в руинах великой античной культуры они любят свое
прошлое. В сегодняшних итальянцах соединяется и то и другое.
Как и любая нация, у итальянцев есть свои праздники. Планируя поездку,
необходимо учитывать этот факт, так в праздники ничего не работает.
В ночь с 31 декабря на 1 января итальянцы встречают Новый год. Много
веков этот праздник было принято встречать продолжительной стрельбой из
хлопушек и метанием из окон ненужного, иногда крупногабаритного, хлама.
Вследствие роста травматизма последняя традиция была практически утрачена,
но вот с первой ничего поделать не удалось – печальная статистика контузий
растет, а итальянцы все стреляют.
Праздничный рождественско-новогодний цикл длится от Рождества до
Крещения (6 января). На эти же дни приходятся и школьные каникулы.
Незабываемое впечатление производит в это время римская площадь Навона:
праздничный вид она принимает лишь раз в году, на время детской ярмарки
игрушек и сладостей.
1 января в Италии отмечается Международный день мира – Папа служит
торжественную мессу в соборе Св. Петра. В январе же празднуют Святую
Инессу. По старинному обряду, сопровождающего этот праздник, двух ягнят
благословляют и стригут, а плащ, изготовленный из их шерсти, преподносят
Папе Римскому.
Январь в Италии – сезон карнавалов. С веками этот праздник
распространился отсюда во многие страны Европы и Америки. В самой Италии с
давних времен карнавал праздновали очень шумно и весело. На грандиозные
театрализованные зрелища в города стекались толпы крестьян из близлежащих
деревень. Непременная принадлежность карнавала – маски, Арлекино,
Пульчинеллы, Мео Патакки, Бригеллы, Коломбины. Но главное действующее лицо
карнавала – Король карнавала или просто – Карнавал. Особенно красочными
карнавалами отличались Рим и Венеция, но так же ярким карнавалом славится
и маленький тосканский город Виареджо. Во время карнавального сезона здесь
устраивается парад масок на огромных повозках. Желая угодить туристам,
наводняющим город в эти дни, местные ремесленники, соревнуясь между собой,
теперь мастерят не только традиционные маски, но и изображают героев сказок
Андерсена, братьев Гримм, персонажей Диснея, карикатуры на известных
политиков, артистов и тд. Веселые торжества заканчиваются празднованием
Сретения (Canderola).
В феврале проходит фестиваль итальянской песни в городе Сан-Ремо.
Сюда съезжаются итальянские певцы и зарубежные знаменитости – несколько лет
назад здесь выступала и Алла Пугачева.
Самый большой христианский праздник – Пасха. В эти весенние дни все
стремятся съездить к себе на родину, к родителям или близким родственникам.
У детей – школьные пасхальные каникулы.
В Пальмовое (по нашему – Вербное) воскресенье Папа служит мессу на
площади Св. Петра. Не менее торжественны церковные службы в Риме и в
Страстную Седмицу. Все процессии, отправившись каждая от своей приходной
церкви, сливаются в мощный поток верующих у Колизея. Хотя Пасха в основном
носит характер семейного праздника, в некоторых городах страны она проходит
как грандиозный спектакль.
21 апреля Рим отмечает свой День Рождения.
25 апреля итальянцы празднуют День освобождения от фашизма.
Повсеместно проходят встречи ветеранов.
1 мая – День труда. Профсоюзы, митинги.
В мае во Флоренции проводится фестиваль «Музыкальный май», длящийся до
начала июля. Это самый старинный и престижный фестиваль оперы, балета и
театральных представлений.
2 июня – День провозглашения Республики.
Из летних итальянских празднеств особенно популярен День Сан-Джованни,
отмечаемый 24 июня. К нему приурочены многие обряды, связанные с днем
летнего солнцестояния. В этот день положено поедать улиток в соусе
(эскарго).
29 июня – День Св. Петра и Павла – покровителей Рима. Пол сводами
собора Св. Петра звучит торжественная месса, которую служит Папа.
В июне в городке Дженцано проходит знаменитый Праздник цветов. Из
цветочных лепестков создаются замечательные полотна. Побеждает в этом
соревновании искуснейший.
5 августа в Риме, в базилике Санта-Мария-Маджоре, во время
праздничной службы на молящихся осыпается снегопад из лепестков роз. Это
происходит в память о снегопаде, случившемся в этот день в 325 году на
Эсквилинском холме, что было расценено как указание места для
строительства Храма в честь Святой Девы.
Начиная с 15 августа, большая часть итальянцев отправляется в отпуска,
и промышленные города вымирают. Ежегодно летом в Свене проходит грандиозный
средневековый праздник Палио. Каждый городской квартал – «контрада» -
выставляет к скачкам коня и всадника в костюме эпохи. Это действо
отличается безудержностью страстей и накалом азарта. Соревнования
практически без правил: даже лошадь без наездника может принести победу
своей команде.
В первое воскресенье сентября в Венеции, на Большом канале,
проводится регата. Между собой соревнуются самые искусные гондольеры.
Также в сентябре на венецианском острове Лидо проводится один из
крупнейших в мире кинофестивалей – «Золотой Лев».
В октябре в Пьемонте проходит чествование редкого и дорогого гриба –
трюфеля. Пьемонтский город Альба – столица трюфелесобирателей. Отмечается
праздник соревнованиями по сбору трюфеля с гончими и дегустациями этого
некрасивого, но очень дорогого гриба.
Однако самый большой осенний праздник в Италии приходится на 1
ноября, когда празднуется День всех святых. Следующий день, 2 ноября,
печальный день, это День всех усопших.
В декабре открывается оперный сезон в миланском театре «Ла Скала».
Сезон длится с декабря по май.
Пожалуй, рождественный праздник в Италии – самый красочный. К 25
декабрю даже тротуары украшают ковровыми дорожками и елками в больших
горшках. Однако далеко не все эти замечательные дни являются выходными в
общепринятом понимании.
Говоря о самих итальянцах и их праздник нельзя не упомянуть об
итальянской кухне. Она развита повсеместно. Впечатление от пребывания
Италии останется для вас неполным, если Вы не попробуете итальянской кухни.
В Италии всегда понимали толк в еде, не случайно вот уже две тысячи
лет синонимом гурманства служит имя римского патриция Лукулла. Итальянская
кухня отличается простотой: основное отличие от французской – здесь
стремятся сохранить естественный вкус того или иного продукта. Но если у
Вас пошаливает печень, соблюдайте осторожность: итальянские блюда
восхитительны, однако тяжело воспринимаются желудком. Любая трапеза
начинается с пасты, это прежде всего разнообразные спагетти, а также
каннелони (блинчики с мясом и острыми приправами), феттучине аль`уво
(тонкая лапша с рублеными яйцами), ньокки алла романа (картофельные
клецки), маккерони алла рикотта (макароны с сыром), ригатони (толстые
макароны с приправой). Если у Вас закружится голова от всего этого
разнообразия Вам стоит попробовать ассаджата – ассорти из разнообразных
паст или риззото (различные блюда из риса).
Основные мясные блюда: всевозможные виды мяса ягненка, знаменитая
сальтимбокка, буквально переводится «прыгай в рот» – телячий эскалоп,
обернутый в ветчину и поджаренный в винном соусе, телятина с ветчиной,
бычий хвост, тушенный с овощами и мясо козленка.
Среди рыбных блюд основного внимания заслуживают разные рыбные супы и
рыбное ассорти.
Во всем многообразии овощных блюд выделяются по-разному
приготовленные артишоки, по-еврейски, по-римски и тд.
Обед любого итальянца немыслим без вина. Корни итальянского виноделия
уходят в далекое прошлое. Некоторым сортам вин более 2000 лет. И, конечно
выбор вин в Италии огромен – самые маленькие провинции выпускают не меньше
20 марок. В северных провинциях вина, как правило, более нежные, чем грубое
вино с юга, за исключением многих легких и ароматных вин Сицилии.
Во многом высокий уровень развития туризма в Италии объясняется
высоким качеством сервиса и обслуживания. Конечно же, дело здесь и в
итальянском характере. Приятно по прибытию в страну встретить гостеприимных
и жизнерадостных людей. Ваше пребывание станет веселым и легким, как
только вы оцените их талант и интеллект. Несмотря на то, что итальянцы
напоминают «взрослых детей», им удалось создать благоприятные условия для
обслуживания туристов и всей сферы непроизводственных услуг в своей стране.
Ведь не все же зависит от природы и культуры, можно нерачительно
использовать ресурсы, оставленные природой и предками, но итальянцы не из
тех, кто привык разбрасываться своим национальным богатством. Италия не
богата полезными ископаемыми, зато итальянцы умело используют другие
богатства: климат, рельеф, историю, искусство. Они смогли превратить свои
богатства в общую мировую культуру и стать действительно центром мирового
туризма и отдыха.
Многие праздники, отмечаемые в Италии, приобрели популярность во всем
мире (итальянские карнавалы, историческая регата, Палио в Сиене), и они
дополнительно привлекают немало туристов. Где еще можно увидеть настоящий
Карнавал Масок? Только в Венеции. Многие специально планируют свою поездку
в период проведения Карнавала – незабываемого и неповторимого зрелища. Сами
итальянцы очень гордятся своими праздниками и традициями, стараются их
сохранять и поддерживать на протяжении веков.
Несмотря на казалось бы несерьезность нации, отсутствие порядка и
дисциплины, свойственной, например немцам, итальянцы сумели создать мощную
инфрастуктуру и поддерживают ее в нормальном состоянии, время от времени
улучшая и модернизируя.
4. Экономические предпосылки
Италия – экономически высокоразвитое государство, где много внимания
уделяется развитию непроизводственной сферы услуг. Особняком в
непроизводственной сфере является туризм. Ему уделяется огромное внимание в
политике страны. Итальянцы уже наладили все необходимое для приема,
проживания, обслуживания и охраны туристов из других стран. Но, они не
останавливаются на достигнутом и концентрируют свое внимание именно на тех
проблем, которые являются насущными на данный момент.
Сейчас интенсивно ведется строительство новых и реконструкция старых
отелей. Многие из них уже устарели и, сейчас в них производится
модернизация. Постоянно ремонтируются и реставрируются памятники
архитектуры и искусства. Им придают новый, сверкающий вид, но так, как их
огромное количество, у властей не всегда доходят руки до провинции, а там
ведь тоже есть свои памятники, нуждающиеся в реконструкции и очистки.
Нельзя забывать и об экологической программе в стране. Дело в том, что
гордость страны – альпийские озера с каждым годом становятся все грязнее и
грязнее, но так, как это центр массового пребывания туристов, государство
совместно с экологами принимает все возможные меры по спасению флоры и
фауны этих озер. Так же ведутся очистки других центр массового отдыха –
побережий морей.
Помимо модернизации и улучшения условий для туризма, итальянские
власти почти каждого города стремятся создать все необходимое для туризма
каждый у себя. Предпринимаются меры по борьбе с преступностью в крупных
городах (сами итальянцы заинтересованы в этом). Создается мощная
информационная сеть, как в городах, так и в стране в целом: везде есть
надписи на английском языке, каждый полицейский также владеет этим
интернациональным языком – потеряться в итальянском городе так же сложно,
как в своем родном.
Экономические предпосылки для развития туризма не самые важные, но их
нельзя не принимать в расчет. Дело в том, что как бы ни была страна богата
историей, культурой и памятниками, многое зависит именно от уровня
экономического развития страны и от условий, создаваемых в этой стране для
развития туризма. Оказывается поддержка туристической отрасли на
государственном уровне, так как туризм в Италии является одной из важнейших
сфер экономики страны.
III. Современный туризм , как главная отрасль
непроизводственной сферы в Италии
Италия, наверное, самая привлекательная для туризма страна. Еще
древние римляне открыли целебные термальные источники на острове Искья, в
Сирмионе на озере Гарда, положив тем самым начало путешествиям «за
здоровьем» и отдыхом. Также среди богатых патрициев было принято помимо
дома в Риме иметь загородную усадьбу на море, куда переезжали на все жаркие
летние месяцы. Например, император Нерон в конце концов вообще перебрался
на Капри, где провел 10 лет.
Самый известный путешественник средних веков был венецианец Марко
Поло.
XIX век можно считать родоначальником туризма, но это были путешествия
для избранных. Именно в то время появилась мода на морские купания и первым
мировым курортом стал Лазурный берег, принадлежащий в то время Италии. Но
самыми известными путешественниками того времени (их еще трудно назвать
туристами) были аристократы, члены королевских фамилий, которые приезжали
на ривьеру в поисках благодатного климата (Лазурный берег, Сан-Ремо,
Рапалло), знаменитые художники, композиторы, писатели, артисты, которые
стремились в Италию в поисках вдохновения (Капри, Сорренто, Таормина).
Отчасти благодаря этим людям всемирную известность приобрели доселе
маленькие деревушки и городки, такие как Таормина, Сорренто, Портофино,
Бордигера, Монтекатини-Терме.
С началом XX века туризм стал неотъемлемой частью современной жизни. В
СССР зарубежный туризм строго регламентировался, с начала 90-х годов
выездной туризм стал открытым и свободным.
По данным ВТО (всемирная туристическая организация) Италия занимает 3
место по количеству прибытий после Франции и США. В России Италия занимает
5 место по популярности (по количеству человек) после Турции, Китая,
Египта, Испании.
В современном мире Италия прочно является туристической Меккой, куда
приезжают туристы из самых разных стран.
В Италии развиты все виды туризма:
. экскурсионный;
. отдых на море, озерах, в горах;
. горнолыжный туризм;
. лечебно-оздоровительный;
. детский;
. событийный;
. деловой;
. агротуризм;
. гастрономический;
. спортивный;
. религиозно-паломнический.
Благоприятный климат в течение всего года, изобилие
достопримечательностей, которых с лихвой хватило бы на добрый десяток
стран, удобное сообщение между городами и небольшими населенными пунктами,
подготовленные гиды-экскурсоводы, разнообразная отельная база (от недорогих
хостесов до роскошных отелей-дворцов), отличные возможности вкусно и
разнообразно питаться - все это привело к тому, что экскурсионные туры на
протяжении десятков лет пользуются непреходящей популярностью у туристов со
всего мира, причем в течение всего года. Наиболее популярные месяцы
(«высокий сезон») апрель – июнь, сентябрь – октябрь.
Существует даже специальное название для этих туров «классические
экскурсионные туры по городам искусств». Классический экскурсионный тур
включает посещение Рима, Флоренции, Венеции. В зависимости от маршрута
могут быть добавлены Неаполь (Помпеи), Милан, Сиена, Пиза, Верона, Падуя,
Феррара, Ассизи.
Отдых на море, на озерах и в горах развит с мая по сентябрь, на
островах Искья и Сицилии до конца октября;
Горнолыжный сезон открыт с декабря до конца марта, на высокогорных
курортах Червинии и на ледниках до конца мая.
В Италии очень развит событийный туризм, более того, именно Италия
является примером для подражания другим странам в том, как можно
использовать события в разных сферах общественной жизни для привлечения
туристов.
База для развития туризма
В Италии присутствуют практически все факторы, способствующие развитию
туризма: благоприятный климат, красивейшая природа, изобилие
достопримечательностей, множество морских курортов, отличная кухня, хорошая
отельная база, отличное транспортное сообщение (авиа, автомобильное,
железнодорожное, морское), доброжелательное население.
Государственная поддержка
В Италии существует государственная организация ENIT, которая имеет
отделения в каждой области. Основная цель ENIT – пропаганда туристических
возможностей Италии: выпускаются и бесплатно распространяются в Италии, на
всех международных туристических выставках (кстати, в Италии проходит один
из 4-х крупнейших туристических форумов BIT (Borsa Italiano Turismo)
специальные брошюры, карты, схемы, рекламные материалы. В каждом городе
существуют бесплатный информационный туристический офис, где можно получить
любую информацию, забронировать гостиницу, заказать экскурсию, получить
карты и.д.). Более того, некоторые области оказывают дополнительную
финансовую поддержку туристической отрасли: Сицилия, Кампания, Калабрия,
Фриули-Венеция-Джулия. Примером их деятельности являются специальные туры
для журналистов, специалистов турбизнеса из зарубежных стран (потенциальных
Страницы: 1, 2, 3
|