бесплатные рефераты

Храмы Санкт-Петербурга

Храмы Санкт-Петербурга

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………3

2.Казанский собор……………………………...………………………4

3.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………...7

3.1.Никольская кладбищенская церковь………………………………9

3.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского………………9

3.3.Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца……………….…9

3.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"…………………….10

4.Исакиевский собор…………………………………………………..10

5.Заключение…………………………………………………………..13

6.Список литературы………………………………………………….14

Введение

Санкт-Петербург называют

культурной столицей России. И он оправдывает это название . Здесь

располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины : музеи

, памятники ,театры , парки , великолепные образцы архитектурного

творчества ну и конечно храмы .

Я посвящаю свою работу храмам , церквям и соборам Санкт-Петербурга

Потому , что они явлются неотъемлемой частью ансабля города .Трудно

представить себе Петербург без его храмов и так-же трудно переоценить вклад

церкви в становление города на Неве и России в целом.

К сожалению невозможно вместить в рамки моей работы подробное описание

всех храмов , соборов и церквей Санкт-Петербурга . Поэтому я подробно

остановлюсь на 3-х наиболее выдающихся . На мой взгляд это Исакиевский

собор , Казанский собор и Александро-Невская лавра .

Казанский собор.

Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божей

матери , одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов

только петербуржский и московский пользовались известностью во всей

империи.

Сама икона , датируемая концом XVI века , появилась в Петербурге в

1710 году , её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Вначале икона

была помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на

Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда

находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена

полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе

часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее

закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской

крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

В1733 году по проекту М . Г . Земцова на Невском проспекте была

заложена каменная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и

стройной колокольней на входе . . Ее освятили З.VII.1737 в присутствии

Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком

чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме

исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И.

Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев.

Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная

в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете

собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более

украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали

над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге .

В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора,

потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе

приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако

результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено

сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из

крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента

Академии художеств.

27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который

возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение

в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор

стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом

приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма

были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых

городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники

Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены

рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П.

Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В.

И. Демуг-Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить.

Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых

"райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в

интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф.

Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Рашетта.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хота

по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с

золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер,

создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф.

Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы,

алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа

были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И.

Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство

ныне хранится в Русском музее).>

Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти

В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены.

Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви,

укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило.

Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен

богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.После

изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору

40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон

использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через

сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I

заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие

запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В.

Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной

плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя — чеканные серебряные

хоругви.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но

осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К

столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым

руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э.

К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат,

почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в

иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной

Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по

примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица

находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский

патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах,

предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной

дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел

Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I,

оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И.

Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К

освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес

замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов,

украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И.

Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир

со вставками из алмазов и рубинов.

Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело

послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне— манифест

1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об

освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной

стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И.

А. Тюриным.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к

Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в

котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра

Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в

Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у

Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова

прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4

июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить

избавление города от холеры в 1849 году.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому

молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом

помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на

богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные

сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел

пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились

тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой

национальный праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы

над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом,

бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для

бедных детей под Сестрорецком.

28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916

впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед

ним.

Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех

священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея

Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего

(с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного

общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920

митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха

Московского.

Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт

для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от

10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и

атеизма.

Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у

правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии

Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном;

предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора

верующим.

29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином

освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением

собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее

каноническое достоинство.

Александро-Невская лавра и её святыни.

Александро-Невская Лавра — ныне действующий общежительный мужской

монастырь Санкт-Петербурга.

Он был основан императором Петром I в память великого князя Александра

Невского(причисленного к лику святых в 1547году) . Монастырь основан на том

месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн.

Андрей в 1301г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского

монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710г.

водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и

Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте

имеет создатися монастырь". Но официальной датой основания монастыря

принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25

марта 1713г., хотя уже с 1712г. началось общежительное житие братии и

строительство монастыря. С самого начала при монастыре был учрежден

госпиталь и богадельня для офицеров и служилых людей. С 1720г. открылась

школа для детей священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-Греко-

Латинскую семинарию, а при Павле I получившая статус Духовной Академии.

Каменное строительство началось с 1717г. по проекту архитектора Доменико

Трезини, утвержденному Петром I в 1715г. На правом берегу реки Монастырки

была возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой

сестры императора Петра I Наталии Алексеевны.

До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были

сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами.

В Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных

кадров. Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на

флоте, несли послушания в приписных монастырях, многие из них становились

архимандритами знатнейших монастырей России и иерархами Церкви. Александро-

Невский монастырь с самого его основания был поставлен над всеми русскими

монастырями.

Ему покровительствовали все российские государи и государыни. Настоятель

назначался личным указом императора. 18(31) декабря 1797г. указом Павла I

монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и

Троице-Сергиевой. При Павле I была введена традиция награждения духовных

лиц орденами. Первым из духовных лиц, удостоившийся чести быть награжденным

орденом, стал митрополит Гавриил (Петров). В 1796г. ему был пожалован орден

Св. Ап. Андрея Первозванного.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из Первых крупных

архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось

несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проекте Д.Трезини

(не просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые),

была сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с

Петропавловской крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный

облик северной столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего

времени: Д.Трезини, Т.Швертфегер, П.Трезини, М.Земцов, Л.Пустошкин,

Ф.Королев, А.Мышецкий, П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722г.

состоялась закладка центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора

С самого начала лавра строилась как усыпальница для членов царской

семьи, высоких государственных чиновников,полководцев, деятелей искусстваи

культуры.Здесь погребены:Суворов,Ломоносов, Фонвизин,Крылов,

Достоевский,Мусоргский,Чайковский,Шишкин и др. известные люди.

В Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние

рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом,

наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.

С 1922г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по

неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле

сегодня монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет

строительство. С каждым днем увеличивается количество братии, открываются

мастерские: швейная, столярная, иконописная. Официальная дата возрождения

монастыря — 5 апреля 1996г. С 1956г. Русской Православной Церкви был

возвращен Троицкий собор, с 1987г. открыта Никольская (кладбищенская)

церковь, ныне переданная монастырю. В обеих церквах совершаются службы,

согласно церковному чину. Главными праздниками Александро-Невской Лавры

являются: День Святой Троицы Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой

Богородицы — 1/14 октября; праздник иконы Божией Матери "Скоропослушница"

9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря — день преставления блгв.вел.кн.

Александра Невского (1263г.), а также 30 августа/12 сентября (1724г.) —

первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его мощей.

Никольская кладбищенская церковь

В 1861 году Духовный Собор Лавры во главе с наместником монастыря

архимандритом Никанором обратился к митрополиту с докладом об устройстве на

этом месте кладбища. 27.03.1861г. доклад был утвержден. Кладбище было

устроено по плану известного петербургского архитектора Г.Карпова между

рекой Невой и восточным фасадом Свято-Троицкого собора Александро-Невской

Лавры . Позже, в 1868г. на новом засоборном кладбище была заложена церковь.

Строил ее купец Николай Иванович Русанов, которому на кладбище принадлежат

22 места. Церковь была освящена в 1871г. в честь свт. Николая Чудотворца.

По церкви получило свое название и кладбище.

Рака с мощами Святого кн. Александра Невского

Великий кн. Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем

Алексий 14 ноября 1263г. в Городце на Волге, на пути из орды. В 1723-1724

гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского

собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724г. в

присутствии императора Петра II состоялась торжественная церемония

освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александро-

Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св.

князя. Впоследствии, мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор . Сегодня,

когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами

покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца

Преподобный Серафим Саровский чудотворец причислен к лику святых в 1903г.

Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошкин) родился в Курске 19 июля

1759г.

В 18 лет ушел в монастырь. По благословению старца Киево-Печерской Лавры

Досифея в 1778г. пришел в Саровскую пустынь, где был пострижен в иноки с

именем Серафим (13 авг. 1786г.), где и нес свое послушание до самой своей

кончины (2 янв. 1833г.). Постоянная литургическая жизнь, неустанность в

молитвах и смирение способствовали развитию у него Божественного дара —

прозорливости, благодаря чему братия почитала его как старца. С 1794г.

старец начал отшельническое житие в пяти верстах от монастыря. С 1807г.,

после смерти строителя монастыря Исаии, ушел в полное безмолвие. И только с

1815г. начал принимать богомольцев, которые со всех концов России притекали

к старцу, прозорливому подвижнику благочестия, за духовными советами и

наставлениями.

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Праздник 9 (22) ноября. Первообраз этой иконы, находящейся на Афонской

горе, в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось предание о первых

чудесах, явленных от этой иконы. Один из монахов, трапезарий Нил, слышал

голос от этой иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность чуда,

явленного Божией Матерью, за что был ослеплен. Но после усердных молений,

Божия Матерь вернула ему зрение, возвестив: "Передай братии, с этих пор я —

их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко мне

в нуждах и никого я не оставлю. И будет икона моя именоваться

"Скоропослушница", потому что всем притекающим к ней буду являть я милость

и услышание скорое". С тех пор множество чудес явила Богородица через этот

образ. Прозревали слепые, начинали ходить хромые, спасались от плена, и

совершались многие другие чудесные явления и исцеления притекающих к этому

образу. Списки с афонской иконы "Скоропослушницы" распространены по всей

России, и многие из них прославились чудотворениями, один из них находится

в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, который особенно

почитается верующими града святого апостола Петра.

Исакиеквский собор.

Собор является одной из самых заметных достопримечательностей С.-

Петербурга . . Его особые величие и роскошь, выраженные и в размерах

здания, и в богатстве каменного убранства, определились тем значением,

которое ему предавал дом Романовых: собор посвящен Петру I и назван в

честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I.

Сменяя друг друга, до нынешнего Исаакиевского собора были возведены три

Исаакиевские церкви, все более дорогие.

1-я церковь: При закладке Адмиралтейства против его главного входа на

Адмиралтейском лугу, примерно на месте нынешнего фонтана с бюстами

выдающихся деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором

изготовлялись чертежи для разных корабельных сооружений. Но вскоре на

внутреннем дворе верфи построили новую, более просторную чертежную

«камору», а старый амбар перестроили под приходскую церковь, которая была

освящена в 1710 году во имя Исаакия Далматского. Это было длинное

бревенчатое, с широкими окнами строение, крытое двускатной тесовой крышей.

Над алтарем возвышался купол с крестом, а над западной стороной –

одноярусная со шпицем колокольня.

2-церковь: 6 августа 1719 года была заложена новая каменная церковь во

имя того же святого, строившаяся по проекту архитектора Маттарнови. Она

стояла примерно там, где сейчас красуется Медный всадник, только в ту пору

Нева в этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане

имела форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной

башней с золоченым шпилем; внешне она несколько походила на возводимый в

крепости Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были

установлены часы-куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль

ударила молния, и возник пожар – церковь пришлось восстанавливать чуть ли

не заново.

3-церковь:Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая

память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь

не гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и

повелела А. Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный

Исаакиевский собор. Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень

медленно и второпях были закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие

строительные материалы пошли на возведение Михайловского замка, а

недостроенный собор поспешно завершили в кирпиче и с большими искажениями

проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее колокольни оказались сильно

уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди. Третья Исаакиевская

церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не гармонировала с

окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель экспонируется в

отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея Академии

художеств.

4-я церковь: Александр 1 решил возвести новый храм, который мог бы «как

снаружи, так и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять

все, что возбуждает удивление в самых великолепных церквях Италии»[1].

Здание предназначалось для главного православного храма России, на его

возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту

архитектора О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818

год вследствие больших технических трудностей.

Этот облик собор сохранил до наших дней . Я не буду останавливаться на

подробном описании внешнего и внутреннего убранства храма . Я лишь только

отмечу , что высота собора 101,5 м. , масса-300 тыс .тонн , для сооружения

и убранства использованны 43 вида минералов , здание украшают более 400

произведений скульптуры , живописи , мозаики .

Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной

войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся

поблизости фашистских снарядов. Множество таких ран несут, в частности,

колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу здания, и

внутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство

собора разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних

стен и пилонов образовалась сеть трещин, появились выбоины и сколы. Мрамор

утратил зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.

В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы,

продолжавшиеся до 1963 г. Стены были очищены от наслоений грязи абразивами,

трещины и выбоины на мраморе тщательно заделывались разноцветными

мастиками, созданными на основе синтетических смол. Затем вся поверхность

камня была тщательно отполирована. Сейчас только внимательно присмотревшись

к блестящей поверхности мраморных плит, можно увидеть множество мелких

вставок из мастики с мраморной крошкой.

Заключение.

Это конечно же далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей

. Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов ,

храмов , церквей и церквушек . И многие из них благодаря своей красоте и

истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России . Это такие

памятники Российской истории и архитектуры как: Петропавловский собор ,

Собор во имя вознесесения Христа на Екатериниском канале (Спас-на-крови),

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира , Троицкий Собор ,

Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей

гвардии) , Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери ,

Крестодвиженская церковь , Церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спасо-

Конюшенная") .

Конечно за время своего существования многие храмы утратили свой

первоначальный облик . Но сейчас , в связи с 300-летием Санкт –Петебурга

проведена или проводится их реставрация , и хочется верить в то , что

когда-нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе .

-----------------------

[1] Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт-

Петербурге, составленное по официальным документам. СПб, 1865, с. 7.


© 2010 РЕФЕРАТЫ