бесплатные рефераты

Лишение свободы

получаемых пенсий и социальных пособий.

В целях стимулирования исправления осужденных устанавливается

дифференцированный подход в зависимости от социальных установок и отношения

к труду к каждому из них.

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим

установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или

опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации вправе повышать размер средств, разрешенных

для расходования, в пределах установленного минимального размера оплаты

труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской

Федерации.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания

продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью

трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных

настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные

свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью

пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения

определяются порядок и место проведения свидания ( ст. 89 УИК РФ).

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными

лицами в присутствии представителя администрации исправительного

учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного

проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями,

усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками,

а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного

учреждения - с иными лицами.

Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и

бандеролей в количестве, установленном УИК РФ (статьями 121, 123, 125, 131

и 133). Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми

правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной

посылки (ст. 90 УИК РФ).

Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет

собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества, при

этом получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается

цензуре.

Осужденным к лишению свободы предоставляется право на четыре телефонных

разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый. Телефонные разговоры

оплачиваются осужденными за счет собственных средств. При отсутствии

технических возможностей телефонный разговор может быть заменен

краткосрочным свиданием.

Телефонные разговоры осужденных контролируются персоналом

исправительных учреждений.

Осужденные к лишению свободы имеют право в порядке, установленном УИК

РФ на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, а

также на приобретение и хранение литературы и письменных ценностей (ст.94,

95 УИК РФ).

Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в

исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным,

оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных

изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или

сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо

по характеру выполняемой ими работы (ст. 96 УИК РФ). Данная мера тоже носит

воспитательный характер и направлена на стимулирование желания исправления

у осужденных.

Нужно отметить, что государство, как структура, призванная защищать

интересы человека и общества не отказывается от подобной функции по

отношению и к осужденным к лишению свободы. Так, кроме того, что в местах

лишения свободы действует строго определенный режим, не позволяющий (по

крайней мере теоретически) существовать произволу в отношении осужденных со

стороны их надзирателей и других осужденных существуют и другие социальные

гарантии.

Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат

обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные

женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих

основаниях (ст. 98 УИК РФ).

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в

исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в

тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных

для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в

воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных

исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно -

профилактических учреждениях уголовно - исполнительной системы - пяти

квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные

принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и

климатических условий.

В уголовно - исполнительной системе для медицинского обслуживания

осужденных организуются лечебно - профилактические учреждения (больницы,

специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части), а

для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой

туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ - инфицированных осужденных -

лечебные исправительные учреждения (ст. 101 УИК РФ).

Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на

работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к

общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности,

состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные

привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на

государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при

условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные

вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а

также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы,

привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством

Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о

социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к

труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ст.

103 УИК РФ).

Труд в местах лишения свободы оплачивается. Размер оплаты труда

осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего

времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже

установленного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ).

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только

к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и

прилегающих к ним территорий.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное

профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к

лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой

осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения

из него (ст.108 УИК РФ).

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их

исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку,

обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на

повышение их образовательного и культурного уровня.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое,

трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы,

способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с

учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания

в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого -

педагогических методов (ст.110 УИК РФ).

В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации

осужденных к лишению свободы, которые работают под контролем администрации

исправительных учреждений.

В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа,

единых помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение

осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного

общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях

получения среднего (полного) общего образования, администрацией

исправительного учреждения и соответствующими органами местного

самоуправления создаются необходимые условия (ст. 112 УИК РФ).

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению,

активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в

воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут

применяться следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) награждение подарком;

в) денежная премия;

г) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

д) разрешение на дополнительный телефонный разговор;

е) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного

свидания;

ж) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной

четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и

предметов первой необходимости;

з) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих

условиях отбывания наказания в исправительных колониях, помещениях

камерного типа, единых помещениях камерного типа и тюрьмах, до двух часов в

день на срок до одного месяца;

и) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

К осужденным, отбывающим наказание в колониях - поселениях, может

применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами

колонии - поселения выходных и праздничных дней.

К положительно характеризующимся осужденным могут быть применены также

меры, предусмотренные частью второй статьи 78 (изменение вида

исправительного учреждения) и статьей 87 ( изменение условий отбывания

наказания или режима) УИК РФ.

Осужденные, которые для своего исправления не нуждаются в полном

отбывании назначенного судом наказания, могут быть представлены к условно -

досрочному освобождению; с учетом поведения осужденного он может быть

представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом

наказания.

В отношении положительно характеризующихся осужденных может быть

возбуждено ходатайство о помиловании.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к

лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

а) выговор;

б) дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты

труда;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или

тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями

установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных

колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в

исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до

шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями

установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного

типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями

установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на

срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях - поселениях, могут

применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и

запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок

до 30 дней.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях - поселениях, не

применяются взыскания, предусмотренные пунктами "г", "д" и "е".

К осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка

отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные

частью четвертой статьи 78(изменение вида исправительного учреждения) и

частью третьей статьи 87 УИК РФ (изменение условий отбывания наказания или

режима).

V. Преступность в местах лишения свободы

Совершение преступлений осужденными во время отбывания наказания в

исправительных учреждениях в значительной степени служит критерием

эффективности их функционирования. Во всех случаях при совершении

преступления в исправительных учреждениях объектом посягательства являются

общественные отношения, обеспечивающие их нормальную деятельность. Она

направлена на достижение предусмотренных уголовным и уголовно -

исполнительным законом целей наказания и представляет собой урегулированные

законодательными нормами правоотношения, складывающиеся в процессе

отбывания и исполнения наказания.

К наиболее важным условиям нормальной деятельности исправительных

учреждений следует отнести, во-первых, обеспечение безопасности сотрудников

исправительных учреждений и, во-вторых, безопасность осужденных. Не

обеспечив неприкосновенности жизни и здоровья этих лиц, невозможно говорить

о нормальной деятельности данных учреждений, о выполнении стоящих перед

ними задач.

Важное место при этом отводится использованию соответствующих уголовно

- правовых и уголовно - исполнительных мер.

В первом случае речь идет, в частности, о нормах Общей части уголовного

законодательства. Так, в ч. 3 ст. 60 УК указывается на необходимость,

наряду с другими обстоятельствами, учитывать при назначении наказания

характер и степень общественной опасности преступления и личность

виновного. В качестве обстоятельств, отягчающих наказание, п. "а" ч. 1 ст.

63 УК предусматривает "неоднократность преступлений, рецидив преступлений".

Опасность вновь совершаемых в исправительных учреждениях преступлений

заключается в том, что осужденный не стремится стать на путь исправления и

после совершения одного преступления, за которое отбывает наказание,

совершает другое.

Весьма эффективным профилактическим воздействием на таких осужденных

обладает ст. 69 УК "Назначение наказания по совокупности преступлений" и

ст. 70 "Назначение наказания по совокупности приговоров". По совокупности

преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное

преступление. По совокупности приговоров к наказанию, назначенному по

последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая

часть наказания по предыдущему приговору суда.

К числу норм Особенной части УК РФ, направленных на обеспечение

нормальной деятельности исправительных учреждений, следует отнести такие,

совершение которых возможно только в местах лишения свободы. Это ст. 313

"Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи", ст. 314

"Уклонение от отбывания лишения свободы", ст. 321 "Дезорганизация

нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества".

Такие деяния подрывают авторитет правоохранительных органов, порождают

неблагоприятную социально - психологическую обстановку в исправительном

учреждении. При этом могут совершаться посягательства и на другие, более

важные объекты, такие, к примеру, как жизнь и здоровье человека. В таких

случаях нормальная деятельность рассматриваемых учреждений как объект

уголовно - правовой охраны является второстепенной, выступает своеобразным

фоном, позволяющим лучше осознать общественную опасность совершаемых

деяний. Так, совершение одного, порой незначительного, преступления при

сложной криминогенной обстановке может перерасти в массовые беспорядки, в

ходе которых возможны и другие преступления, посягающие на жизнь и здоровье

людей, общественную безопасность, собственность и т.п.

Материалы проведенного криминологического исследования за несколько лет

позволяют определить наиболее распространенные и учитываемые преступления,

совершаемые осужденными в процессе отбывания наказания в исправительных

колониях.

К ним следует прежде всего отнести преступления против личности. По

степени общественной опасности выделим убийство и покушение на убийство.

Больше всего их было совершено в 1992 г. - 168. В 1993 и 1994 гг.

наблюдается их снижение: соответственно 120 и 76 преступлений. В 1995 г.

этот показатель составил 93 преступления, в 1996 - 84, в 1997 - 44 и в 1998

г. - 36 преступлений. Как видим, в последнее время наблюдается устойчивая

тенденция к снижению числа убийств и покушений на убийство в процессе

отбывания наказания в исправительных колониях.

Пик умышленного причинения тяжкого вреда здоровью приходится на 1992 г.

- 268 преступлений. В дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к

снижению: в 1993 г. - 242; в 1994 - 165; в 1995 - 151, из них 48 повлекли

смерть потерпевшего; в 1996 - 127, из которых 32 повлекли смерть

потерпевшего; в 1997 - 111, из них 28 повлекли смерть потерпевшего; в 1998

г. - 105 преступлений, 26 из которых со смертельным исходом.

Среди преступлений против общественной безопасности и общественного

порядка имеют место захват заложника (ст. 206 УК) и хулиганство (ст. 213

УК). В 1995 г. было совершено 53 захвата, в 1996 г. этот показатель

сократился до 37 преступлений, а в 1997 и 1998 гг. - по одному захвату

заложника.

Наибольшее количество хулиганских действий приходится на 1992 г. - 113

преступлений. С 1993 г. наблюдается незначительное снижение - до 104, в

1994 г. - 101, в 1995 - 100 преступлений, в 1996 - 87, в 1997 - 62, в 1998

г. произошло увеличение числа хулиганских действий до 67 случаев.

В 1992 г. совершено 994 побега из исправительных колоний, после чего их

количество снижается до 606 в 1993 г. и 453 в 1994 г. В 1995 г. наблюдается

их увеличение до 545 с последующим уменьшением до 399 в 1996 г. В 1997 г.

совершено 1300 побегов, 520 из которых приходится на колонии - поселения. В

1998 г. совершен 941 побег, 349 из которых из колоний - поселений. Таким

образом, большинство побегов совершается из колоний - поселений, что должно

учитываться при проведении профилактических мероприятий.

С завидной регулярностью на протяжении с 1994 по 1998 г. совершается

уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК). Наибольшее количество

этих преступлений приходится на 1995 г. - 1712. В 1997 г. их число

сокращается до 138, в 1998 г. увеличилось до 151.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих

изоляцию от общества (ст. 321), всегда рассматривается как преступление,

непосредственно посягающее на нормальную деятельность исправительных

учреждений. Изучению причин его совершения уделяется самое пристальное

внимание. Они кроются, прежде всего, в невыполнении или ненадлежащем

выполнении администрацией этих учреждений обязанностей по надлежащему

исполнению наказания.

В 1992 г. было совершено 32 этих преступления, в 1993 - 23, в 1994 -

14, в 1995 и 1996 - по 5 преступлений. В 1997 г. количество действий,

дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию

от общества, увеличилось до 56, а в 1998 г. - до 77.

Кандидат юридических наук Костюк М. считает целесообразным, учитывая

характер и степень общественной опасности пенитенциарного рецидива,

дополнить ч. 1 ст. 63 УК пунктом "о" следующего содержания: "совершение

преступления в местах лишения свободы", а отдельные, наиболее опасные виды

преступлений во время отбывания наказания считать квалифицирующим

признаком. Прежде всего, ч. 2 ст. 105 УК РФ дополнить п. "о": "совершенное

во время отбывания уголовного наказания". Это позволит суду при назначении

наказания в полной мере учитывать специфику преступления и личность

виновного[4]. Обеспечению нормальной деятельности учреждений уголовно -

исполнительной системы призваны способствовать и нормы уголовно -

исполнительного законодательства, которые детально регламентируют

исполнение наказания в виде лишения свободы. Такая регламентация призвана,

во-первых, максимально обеспечить соблюдение прав осужденных, а во-вторых,

предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые

рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и

дисциплины в деятельности исправительных учреждений.

К числу норм, непосредственно призванных обеспечить безопасность

осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, следует отнести

ст. 13 УИК РФ "Право осужденных на личную безопасность". Никто лучше самого

осужденного не знает тех обстоятельств, которые угрожают его личной

безопасности. В данном случае осужденный вправе обратиться с заявлением к

любому должностному лицу учреждения с просьбой об обеспечении личной

безопасности. Оно обязано незамедлительно принять необходимые для этого

меры.

При возникновении угрозы посягательства на общественные отношения,

обеспечивающие нормальную деятельность исправительных учреждений, УИК

предусматривает возможность применения по отношению к осужденным физической

силы, специальных средств и оружия (ч. 1 ст. 86).

При совершении нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде

лишения свободы, неотбытой частью наказания следует считать срок,

оставшийся после избрания меры пресечения в виде содержания под стражей за

вновь совершенное преступление. Если указанная мера пресечения не

избиралась, неотбытой частью наказания является срок, оставшийся ко времени

постановления последнего приговора (п. 16 постановления Пленума Верховного

Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного

наказания»).

VI. Практика назначения судами Российской Федерации наказания в виде

лишения свободы

В новом Уголовном кодексе Российской Федерации изменилась

идеологическая сущность концепции уголовного законодательства,

базирующегося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и

идейных установках, что обусловлено переходом к демократическому правовому

обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. В центре

оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и

достоинства, охрана его собственности. В новом Уголовном кодексе

последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития

уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не

представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с

одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные

преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Уголовный кодекс 1996 года содержит ряд новых положений, которыми

должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В

отличие от ранее действовавшего уголовного закона в УК РФ несколько сужены

рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль

суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность

судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как

дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания

лицам, признанным виновными в совершении преступления.

Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст.

43 УК РФ) как цели уголовного наказания впервые определено в нашем

национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо

отмечает, что "правовое отражение справедливости (а уголовно - правовое -

тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует

определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е.

нарушение права, всегда есть нарушение справедливости"[5]. Разумеется, не

все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть

восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные

уголовно - правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят

восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в

связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека

не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни

потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной

справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его

карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по

отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для

того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому

судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения

свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного. Но,

как показывает анализ статистических данных, эффективность частной

превенции низкая. Об этом может свидетельствовать статистика рецидива

преступлений: в 1997 г. - 33,3%, в 1998 г. - 34,3%. Не сокращается число

лиц с неснятой и непогашенной судимостью и вновь совершивших преступление

(21,5% - 21,9% за указанный период).

Говоря о цели предупреждения совершения преступлений, нельзя считать,

что главным средством борьбы с преступностью является уголовное наказание.

Однако вынесенное судом наказание прерывает преступную деятельность лиц и

воздействует на определенную часть людей, заставляя их под страхом

уголовного наказания не совершать уголовно наказуемых деяний. В УК РФ

предусмотрен более дифференцированный подход к назначению уголовного

наказания, которое является самой строгой мерой государственного

принуждения.

Со времени введения в действие УК РФ у судов возник ряд вопросов при

его применении. Пленум Верховного Суда РФ, придавая исключительно большое

значение правильному назначению наказания, обсудил судебную практику по

этому вопросу. В принятом постановлении Пленума Верховного Суда РФ No. 40

от 11 июня 1999 г. "О практике назначения судами уголовного наказания"

особое внимание обращено на исполнение требований закона о строго

индивидуальном подходе к назначению судами уголовного наказания.

Подчеркнуто, что несправедливое наказание вследствие суровости или мягкости

не способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2

и 43 УК РФ. Эти рекомендации согласуются с ранее принятыми постановлениями

Пленума Верховного Суда РФ (п. п. 1 и 2).

Как показали обобщения судебной практики, проведенные Верховными судами

республик, областными и краевыми судами, суды назначают осужденным в

основном справедливое наказание.

Но не обходится и без ошибок. Так, Канышевским районным судом Чувашской

Республики в июне 1998 г. М. был осужден по п. п. "а" и "в" ч. 2 ст. 158 УК

РФ к трем годам лишения свободы за кражу пяти мешков зернофуража на 167

руб. в соучастии с другим осужденным по этому делу. Судебная коллегия по

уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики приговор в отношении

М. обоснованно изменила, установив лишение свободы условно. В определении

кассационная коллегия наряду с другими смягчающими обстоятельствами учла и

то, что осужденный имеет на иждивении грудного ребенка. Лебедев В. О

некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания / Бюллетень

Верховного Суда РФ. 1999. № 9.

Изучение практики назначения наказания выявило негативные тенденции в

структуре судимости. От числа всех осужденных лица, осужденные за

совершение преступлений средней тяжести, в 1998 году составили 23,2% (в

1997 году - 21,0%), больше половины (52,9%) осуждено за совершение тяжких

преступлений. Число лиц, совершивших особо тяжкие преступления, возросло с

4,4% в 1997 году до 5,9% в прошлом году. В группе совершили преступления

40,8% осужденных, число лиц, совершивших преступление в составе

организованной группы, увеличилось на 22,4%. Число осужденных

несовершеннолетних возросло на 15,6%, а их удельный вес ко всем осужденным

- с 11,7% до 12,4%.

Принятая в новом УК РФ система назначения наказаний ориентирована на

то, чтобы более суровые из них могли применяться только в случаях, когда

исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений

невозможно при применении более мягких видов наказания. На это указывается

в ч. 1 ст. 60 УК РФ.

В целом соответствует этому принципу и судебная практика последнего

времени. К лишению свободы было осуждено: в 1995 году - 34,5% лиц, в 1996

году - 33,6%, в 1997 году - 32,7% и в 1998 году - 32,3%.

За совершение отдельных категорий преступлений среди назначаемых видов

наказания удельный вес лишения свободы выше: за преступления против жизни и

здоровья (ст. ст. 105-125 УК РФ) - 41,8%; убийство - 96,4%; умышленное

причинение тяжкого вреда здоровью - 69,6%; изнасилование - 81,9%. В 1998

году за совершение убийств при отягчающих обстоятельствах к смертной казни

осуждено 116 человек, к пожизненному лишению свободы - 55 человек.

Изучение практики назначения судами Российской Федерации наказания

лицам, признанным виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.

105 УК РФ, позволяет сделать вывод о правильном подходе судов к решению

этого вопроса. Из лиц, осужденных в первом полугодии 1998 года по ч. 1 ст.

105 УК РФ, наказание в виде лишения свободы назначено 96,2% осужденных (в

первом полугодии 1997 года - 88,3%). Этот вид наказания применен в

отношении 99,2% осужденных по ч. 2 ст. 105 УК РФ[6].

Решение о назначении наказания должно быть продуманным, взвешенным,

чтобы у граждан не создавалось впечатление безнаказанности

правонарушителей, не обострялось чувство социальной незащищенности от

преступных посягательств.

Много споров возникло при применении содержащейся в ч. 3 ст. 60 УК РФ

правовой новеллы. Суть ее заключается в том, что при назначении наказания

необходимо учитывать, какое влияние окажет назначенное наказание не только

на исправление осужденного, но и на условия жизни его семьи. Эта норма

воспринимается судами неодинаково.

Так, Читинский областной суд, так же как и ряд других судов, считает

соответствующими требованиям ч. 3 ст. 60 УК РФ решения судов о признании

обстоятельств, связанных с недостойным поведением осужденных в семье, как

основание для применения более строгого вида наказания при альтернативных

санкциях соответствующих статей Особенной части УК РФ. Вместе с тем

некоторые суды учитывали при назначении наказания лишь обстоятельства,

дающие основание для его смягчения, которые связаны с наличием у

осужденного на иждивении несовершеннолетних детей и других членов семьи,

нуждающихся в постоянной помощи, и т.п.

Пленум поддержал практику большинства судов. Она не противоречит ч. 3

ст. 60 УК РФ, поскольку установленные по делу обстоятельства,

свидетельствующие о недостойном поведении обвиняемого в семье, отнесены

законом к личностным характеристикам и должны учитываться судом при

назначении наказания (п. 3).

Как свидетельствует судебная статистика, в последние годы суды стали

шире использовать закон при назначении более мягкого наказания, чем

предусмотрено за конкретное преступление. Так, в 1990 году от общего числа

осужденных к лишению свободы суды назначили более мягкое наказание 2,9%

лиц, в 1996 году - 7,2%, в 1997 г. - 8,4% и в 1998 г. - 8,2%.

Нужно отметить, что некоторые трудности вызывает у судей и назначение

наказания лицам, страдающим психическими расстройствами. Психическое

расстройство, не исключающее вменяемости, но затрудняющее способность

понимать характер, значение и последствия своих действий (бездействия) либо

воздержаться от преступного деяния, может признаваться судом

обстоятельством, смягчающим наказание. Вместо кратких сроков лишения

свободы в отношении ограниченно вменяемых целесообразно применять любые

более мягкие виды и меры наказания, а также условное осуждение. Вместе с

тем таким лицам не исключается назначение любого строгого наказания при

наличии отягчающих обстоятельств. Ограниченная вменяемость может быть не

принята во внимание судом и не оказать влияния на меру наказания. Таким

образом, наличие ограниченной вменяемости не следует автоматически

рассматривать как смягчающее обстоятельство. Суд обязан исходить из общих

начал назначения наказания.[7]

У судов возник вопрос, возможно ли назначение наказания с применением

ст. 64 УК РФ в виде реального лишения свободы (например, по ч. 2 ст. 158 УК

РФ), однако ниже установленного законом для данного преступления нижнего

предела этого вида наказания - один год лишения свободы?

Вот один из примеров. Приговором Ленинского районного суда г. Саратова

от 2 октября 1998 г. Х. и Ш. осуждены по п. п. "а", "в" и "г" ч. 2 ст. 158

УК РФ за хищение из квартиры имущества на общую сумму 8270 руб. Ш. было

назначено наказание в виде одного года лишения свободы, тогда как в санкции

ч. 2 этой статьи УК содержится альтернативное наказание в виде штрафа, а

лишение свободы предусматривает ее нижний предел - два года лишения

свободы. Обосновывая такое решение, суд в приговоре указал, что к

смягчающим наказание обстоятельствам относит признаки вины, раскаяние,

отсутствие судимости. Отягчающих обстоятельств не установлено. Вместе с тем

суд принимает во внимание отрицательную характеристику на Ш., а также

тяжесть совершенного преступления и поэтому полагает, что тот не может быть

исправлен и перевоспитан без изоляции от общества и назначает ему наказание

в виде лишения свободы. Совокупность смягчающих обстоятельств суд признает

исключительными и считает необходимым применить ст. 64 УК РФ. Подобная

ситуация встречается и при применении, например, ч. 1 ст. 200 УК РФ,

санкция которой предусматривает возможность назначения альтернативных видов

наказания, в том числе исправительных работ от одного года до двух лет.

Суды назначают с применением ст. 64 УК РФ исправительные работы ниже одного

года, но в пределах, указанных в ч. 1 ст. 50 УК РФ.

Иной позиции придерживается президиум Московского областного суда.

Приговором Волоколамского городского суда Московской области С. и Б.

осуждены каждый по п. п. "а", "б", "в" и "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ с

применением ст. 64 УК РФ к одному году и шести месяцам исправительных работ

по месту работы с удержанием 10% из заработной платы. Отменяя приговор,

президиум Московского областного суда указал в постановлении, что санкция

ч. 2 ст. 158 УК РФ предусматривает два вида наказания: штраф и лишение

свободы. Статья 64 УК РФ может быть применена при наличии предусмотренных в

ней оснований к штрафу или лишению свободы. Суд же в нарушение данных

требований назначил осужденным наказание в виде исправительных работ при

наличии в санкции статьи более мягкого вида наказания.[8]

В постановлении Пленума (п. 8) принята первая точка зрения, которая

основывается на положениях ч. 1 ст. 64 УК РФ. Закон не содержит каких-либо

запретов при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за

данное преступление, а именно: назначить наказание ниже низшего предела,

предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, или суд

может назначить более мягкий вид наказания. В рассматриваемых случаях

Ленинский районный суд был вправе назначить один год лишения свободы, а

Волоколамский городской суд мог назначить исправительные работы, так как

этот вид наказания более мягкий, чем лишение свободы.

Главой 14 УК РФ установлены особенности уголовной ответственности, а

также назначения наказания лицам, совершившим преступление в

несовершеннолетнем возрасте. Изучение судебной практики показало, что в

основном суды правильно назначают таким лицам, признанным виновными в

совершении преступления, наказание с применением ст. ст. 66, 69 и 70 УК РФ.

Но не обходится и без ошибок.

Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 27

августа 1998 г. рассмотрела дело по протесту заместителя Генерального

прокурора РФ на приговор Московского городского суда от 11 апреля 1997 г.,

которым несовершеннолетний Х. осужден по п. п. "а", "б", "в" ч. 2 ст. 146

УК РСФСР к девяти годам лишения свободы с конфискацией имущества, по п. п.

"з" и "н" ст. 102 УК РСФСР к восьми годам и шести месяцам лишения свободы,

по ст. 15 и п. п. "з" и "н" ст. 102 УК РСФСР к восьми годам лишения свободы

и по совокупности преступлений на основании ст. 40 УК РСФСР - к девяти

годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с

конфискацией имущества.

Внося необходимые изменения в приговор Московского городского суда,

Судебная коллегия, в частности, указала, что суд необоснованно назначил Х.

по ст. 15 и п. п. "з" и "н" ст. 102 УК РСФСР наказание в виде восьми лет

лишения свободы. В соответствии со ст. 66 УК РФ срок и размер наказания за

покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального

срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного

соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление.

Согласно ст. 88 УК РФ лишение свободы несовершеннолетним осужденным

назначается на срок не свыше десяти лет, в связи с чем за покушение на

преступление, предусмотренное ст. 102 УК РСФСР, не могло быть назначено

более семи лет и шести месяцев лишения свободы.

Пленум в п. 6 постановления подтвердил сложившуюся практику большинства

судов, указав, что при назначении наказания лицу, совершившему преступление

в несовершеннолетнем возрасте, окончательное наказание по совокупности

преступлений и по совокупности приговоров в силу ч. 6 ст. 88 УК РФ не может

превышать десяти лет.

Определенные трудности возникают у судов, когда наказание назначается

при вердикте присяжных заседателей о снисхождении или особом снисхождении.

С введением в действие УК РФ эти вопросы следует решать в соответствии

со ст. 65 УК РФ, а не на основании положений, содержащихся в ст. 460 УПК

РСФСР. Не случайно в принятом постановлении Пленума отсутствуют ссылки на

данную норму уголовно - процессуального закона.

Основной спор разгорелся вокруг того, может ли судья назначить

подсудимому наказание в виде двадцати лет лишения свободы, когда присяжные

заседатели в своем вердикте укажут, что лицо, признанное виновным в

совершении преступления, за которое возможно назначение смертной казни или

пожизненного лишения свободы, заслуживает снисхождения.

Лицу, совершившему преступление, за которое возможно назначение

смертной казни или пожизненного лишения свободы, но по вердикту присяжных

заседателей заслуживающему снисхождения, судья, не применяя такие виды

наказания, назначает лишение свободы в пределах, не превышающих двух третей

максимального срока лишения свободы, указанного в соответствующей статье

Особенной части УК РФ.

С учетом поступивших запросов Пленум разъяснил некоторые особенности

применения ст. 65 УК РФ. Так, согласно этой статье присяжные заседатели

вправе признать, что лицо, виновное в совершении нескольких преступлений,

заслуживает снисхождения или особого снисхождения как за каждое из

преступлений, так и за одно из них. Исходя из этого разъяснено, что судья,

назначая наказание за каждое из преступлений, учитывает решение суда

присяжных и при частичном или полном сложении наказаний по совокупности

преступлений вправе назначить окончательное наказание по совокупности

преступлений в пределах максимального срока - двадцати пяти лет, указанного

в ч. 3 ст. 69 УК РФ.

В судебной практике возникали трудности в применении ст. 50 УК РФ в

случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к

исправительным работам. Понятие злостного уклонения содержится в ст. 46

Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 3 этой

статьи злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается

осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания

наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое

из указанных в части первой той же статьи нарушений (например,

непоступление на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в

уголовно - исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в

органах службы занятости в течение того же срока, прогул или появление на

работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического

опьянения), а также скрывшийся с места жительства осужденный,

местонахождение которого неизвестно.

Судам рекомендовано при решении вопроса о том, является ли злостным

уклонение от отбывания исправительных работ, проверять обоснованность

объявления осужденному уголовно - исполнительной инспекцией предупреждения,

выяснять причины повторного нарушения порядка и условий отбывания

наказания. Отвечает потребностям судебной практики и разъяснение о том, что

суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы и в

том случае, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает

меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены

исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишения свободы.

Такая рекомендация вытекает из ч. 3 ст. 50 УК РФ (п. 24 постановления).

Нужно отметить, что сложилась определенная практика избрания

осужденному вида исправительного учреждения. Так в обзоре судебной практики

Верховного Суда РФ за четвертый квартал 1998 г. (утвержденного

постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 года)

указывалось, что лицу, совершившему преступление (ст. 105 УК РФ) в

несовершеннолетнем возрасте и достигшему совершеннолетия ко времени

постановления приговора, суд правильно назначил отбывание лишения свободы в

исправительной колонии общего режима.

Протест прокурора, в котором ставился вопрос об отмене приговора в этой

части по тому основанию, что должна быть назначена колония строгого режима,

оставлен без удовлетворения. При этом Судебная коллегия указала следующее.

Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние, впервые осужденные к

лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях общего

режима, а по достижении возраста 18 лет в соответствии со ст. 140 Уголовно

- исполнительного кодекса РФ переводятся в исправительные колонии общего

режима. По смыслу закона, осужденному, совершившему преступление в

несовершеннолетнем возрасте и достигшему 18 лет к моменту вынесения

приговора, не может быть назначена для отбывания наказания исправительная

колония строгого режима (определение No. 44-098-94 по делу Дудина).

Определяя осужденному за преступление, совершенное до января 1997 г.,

исправительную колонию строгого режима вместо колонии общего режима, суд не

учел того, что ныне действующая ст. 58 УК РФ не предусматривает возможности

назначения осужденному более строгого вида колонии, чем предусмотрено

законом.

Следовательно, она улучшает в этой части положение осужденного и в

соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ подлежит применению (определение №

41-кп098-96 по делу Бурякова).

Областной суд лицу, осужденному по пп. "б", "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК

РФ, назначил отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого

режима. Данное преступление относится согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ к

категории тяжких.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления,

совершенные лицом в несовершеннолетнем возрасте, не учитываются при

признании рецидива преступлений. Предыдущая судимость у осужденного была в

несовершеннолетнем возрасте. Таким образом, в его деяниях отсутствуют

признаки рецидива преступлений и совершения им особо тяжкого преступления,

т.е. основания для назначения в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ

отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

В связи с этим осужденному назначено отбывать наказание в колонии

общего режима (определение № 21-098-28 по делу Гемуева и др.).

Назначая осужденному по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ отбывание лишения

свободы в исправительной колонии общего режима, суд допустил нарушение

требований п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ, предусматривающей назначение лицам,

впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого

преступления (к числу которых в силу ч. 5 ст. 15 УК РФ относится данное

преступление), отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого

режима (определение № 48-098-85 по делу Салихова).

Заключение

В заключение мне хотелось бы отметить следующее. Проведенные

криминологические исследования показывают, что назначение краткого срока

лишения свободы приводит к росту рецидива, так как администрация

исправительного учреждения не в силах использовать в полной мере все

средства исправительного воздействия. Цели наказания не достигаются,

утрачивается основной смысл применения нормы - оказать эффективное

исправительно - предупредительное воздействие на осужденного.

Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым,

практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие

подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. К

уголовной ответственности за умышленные преступления вновь привлечено около

370 тыс. ранее судимых. Каждое третье раскрытое преступление совершено

лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.[9]

Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять

лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных

преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует

тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо

руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть

достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а

также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного

закона.[10]

Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики

применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России

развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в

соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим

путем.

Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и

правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния

преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений

является повышение эффективности использования санкций. Должно быть

обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении

тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов

наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности,

неосторожных.

При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как

юридической гарантии достижения целей правового регулирования,

предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую

функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального

правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу

мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный

закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит

преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при

принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и

максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений,

ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая

точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не

учитывающем сложившихся реалий применении.

Список использованной литературы и нормативных документов

1. Конституция РФ.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. Бюллетень Верховного суда СССР 1997 № 5, 1984 № 4, 1986 № 2.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 40 от 11 июня 1999 г. «О

практике назначения судами уголовного наказания».

6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под общей редакцией Скуратова Ю.Н.

М. 1999.

7. Дементьев С.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар.

1977.

8. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М. 1999.

9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М. 1997.

10. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973.

11. Аргунова Ю. Применение нормы об ограниченной вменяемости / Российская

юстиция. 1997. № 7.

12. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях

/ Законность. 1999. № 10.

13. Лебедев С. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания

/ Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 9.

14. Лебедев С. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной

реформы / Российская юстиция. 1999. № 9.

15. Меркушов А. О некоторых вопросах судебной практики по делам о

преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ / Бюллетень Верховного Суда

РФ. 1999. № 6.

16. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная

ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.

17. Степашин С. Преступность в России как она есть / Росийская юстиция.

1999. № 6.

18. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское

государство и право. 1964. № 1.

-----------------------

[1] Лебедев В. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной

реформы / Российская юстиция. 1999. № 9. С. 33.

1 Здравомыслов В.М.Уголовное право. Общая часть. М. 1999 г. С.359.

2 ДементьевС.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар.

1977. С.30.

1 БВС СССР 1997, № 5, 1984, № 4, 1986 № 2.

1Справочная система Консультант Плюс. Информация о деле.

[2] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.1973. С.29.

2 Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998. С.94.

3 Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское

государство и право. 1964.№ 1. С.101.

1 Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973. С.70.

[3] Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных

учреждениях / Законность. 1999. № 10. С. 39.

[4] Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. М., 1997. С. 363-

364.

[5] Меркушов А. О некоторых вопросах судебной практики по делам о

преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ / Бюллетень Верховного Суда

РФ.1999. № 6.С. 25.

[6] Аргунова Ю. Применение нормы об ограниченной вменяемости / Российская

юстиция. 1999. № 7. С. 35.

[7] Лебедев В. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания

/ Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 9. С. 28.

[8] Степашин С. Преступность в России как она есть / Российская

юстиция. 1999. № 6. С. 46.

[9] Прохоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская

криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8. С. 38.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ