бесплатные рефераты

Наказание в виде лишения свободы

Наказание в виде лишения свободы

Содержание

Лист

Введение 3

Глава I Понятие и значение наказания в виде лишения свободы.

1. Место института наказания в системе норм уголовного права 5

2. Наказание в виде лишения свободы – одна из мер государственного

принуждения 7

3. Наказание в виде лишения свободы на определенный срок и особенности его

исполнения 15

Глава II Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.

2.1 Наказание в виде пожизненного лишения свободы 28

2.2 Особенности исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы

33

Заключение 40

Литература 43

Приложения 45

Введение

В современных условиях при переходе к рыночным отношениям, на фоне

экономического кризиса особенно ярко проявляется преступность. Нужно

сказать, что преступность в настоящее время – одна из сложнейших задач,

которую приходится решать Российскому государству.

Как известно, одним из признаков преступления является его

наказуемость. Это означает, что за преступлением должно следовать наказание

как его непременное юридическое последствие. С позиции уголовной политики

именно в применении (назначении судом и исполнении) наказания состоит смысл

существования уголовного права и уголовного законодательства, потому что

цели последних воплощаются в целях наказания и именно в них реализуются.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по

приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в

совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и

ограничении прав и свобод этого лица (часть 1 статья 43 УК РФ). Здесь нужно

отметить, что уголовное наказание является важным средством в борьбе с

преступностью. Поэтому в российской уголовно-правовой науке уделяется

большое внимание институту наказания. Сложным в этом вопросе является

вопрос о сущности и целях наказания. Смыслом такого познания является

создание необходимых условий для дальнейшего исследования различных

аспектов наказания, особенно его эффективности – наиболее сложной, но

достаточно важной на сегодняшний день проблемы.

В соответствии со ст.22 Конституции РФ каждый человек имеет право на

свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из

основных прав человека в любом демократическом государстве современного

мирового сообщества, а соблюдение данного права является важной гарантией

недопущения произвола, как в отношении отдельной личности, так и в

отношении групп людей.

Та же статья 22 Конституции РФ предусматривает возможность временного

лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания

под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких

мер, должно быть судебное решение. Данная мера является мерой воздействия

на лицо, совершившее преступление со стороны государства.

Учитывая вышеизложенное, следует сказать об очевидной актуальности

выбранной темы. Целями моего исследования являются:

1. анализ места института наказания в системе норм уголовного права;

2. значение наказания в виде лишения свободы как одной из мер

государственного принуждения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать способы применения и исполнения

уголовного наказания как наиболее важного средства в борьбе с

преступностью;

- выявить обстоятельства, влияющие на состояние преступности,

точно определить вклад, который непосредственно вносит такое

наказание как лишение свободы на определенный срок;

- определить действенность уголовного наказания в виде лишения

свободы на определенный срок как меры государственного

принуждения;

- выявить плюсы и минусы нового законодательства;

- определить эффективность уголовного наказания как меры

пресечения, предупреждения преступлений;

- применить ряд практических ситуаций, с которыми я столкнулась за

время прохождения практики в Россошанском ГРОВД.

Глава I Понятие и значение наказания в виде лишения свободы.

1.1 Место института наказания в системе норм уголовного права.

Несмотря на увеличение доли других наказаний в общем, числе санкций

уголовно-правовых норм, лишение свободы на определенный срок до сих пор

является наиболее распространенным видом наказания в Российской Федерации

(от 30 до 35%). Оно заключается в принудительной изоляции от общества на

срок от шести месяцев до двадцати лет (по совокупности преступлений - до

двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - до тридцати лет[1]). При

этом для лиц, совершивших преступление до достижения восемнадцатилетнего

возраста, наказание в виде лишения свободы не может превышать десяти лет, в

соответствии со п. 6 ст. 88 УК РФ.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство

устанавливает также вид исправительно-трудового учреждения в зависимости от

тяжести совершенного преступления, наличия непогашенных судимостей и других

юридических фактов. Так, в соответствии со ст. 58 УК РФ, отбывание лишения

свободы назначается:

- лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к

лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;

- лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение

умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких

преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по

неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в

исправительных колониях общего режима;

- лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо

тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный

ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве

преступлений - в исправительных колониях строгого режима;

- при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным

к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Кроме того, часть срока может быть назначена в виде отбывания

наказания в тюрьме при наличии одного из двух условий: совершение особо

тяжкого преступления на срок свыше пяти лет или особо опасном рецидиве

преступлений[2].

Обобщение судебной практики показывает, что суды в целом

дифференцированно подходят к назначению наказания в виде лишения свободы,

осуществляя на практике принцип индивидуализации наказания. Наиболее часто

к лишению свободы приговариваются осужденные за тяжкие и особо тяжкие

преступления, таким образом, наблюдается увеличение среднего срока

наказания, что уже нашло свое закрепление в уголовном законодательстве.

Между тем, количество приговоров, отмененных высшими судебными инстанциями,

остается достаточно высоким. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ неоднократно

обращался к теме назначения наказания в виде лишения свободы, обобщал

судебную практику, давал рекомендации нижестоящим судам, особенно в части

должной оценки всех обстоятельств дела, могущих повлечь изменения

квалификации содеянного виновного, и, следовательно, изменить вид и меру

наказания.

Лишение свободы может заменить ограничение свободы и исправительные

работы в случаях злостного от них уклонения.

В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных

видов наказаний, причем не только в России и бывших республиках Советского

Союза, но и в мире также. Тот вид наказания, ввиду его тяжести, должен

назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества

или исправление которых представляется невозможным без применения мер

лишения свободы. Кроме лишения свободы на определенный судом срок,

применяется также еще одно, очень суровое наказание, о котором речь пойдет

ниже (пожизненное лишение свободы).

1.2 Наказание в виде лишения свободы – одна из мер государственного

принуждения.

Согласно статье 43 Уголовного кодекса РФ:

1. “Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по

приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в

совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим

Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной

справедливости, а также в целях исправления осужденного и

предупреждении совершения новых преступлений”.

Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ,

основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении

наказания суды должны строго следовать требованиям главы 2 Конституции о

необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наказание

рассматривается как последний довод государства. Оно применяется, когда

иные средства воздействия на субъект оказались либо заведомо могут

оказаться неэффективными. Государственный характер меры наказания означает,

что оно может быть назначено только от имени государства, и с позиций

государства деяние оценивается как преступное, а лицо обязано претерпеть

это государственное принуждение.

Изучив нормативный материал, я могу сделать вывод, что государство

обладает исключительной монополией на назначение уголовного наказания.

Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в

области применения наказания является посягательством на правопорядок.

Наказание (по действующему уголовному кодексу) есть мера

государственного принуждения, которая назначается по приговору суда лицу,

признанному виновному в совершении преступления, и заключается в

предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод

этого лица (ч.1 ст.43 УК РФ).

В этой же связи надо упомянуть - хотя это в принципе входит в предмет

уголовно-исполнительного права, - что, вне пределов ограничений и лишений,

налагаемых наказанием, осуждённый сохраняет статус гражданина, члена

общества. В частности, он вправе защищать честь, достоинство, доброе имя от

всех посягательств, не вытекающих из признания его виновным в преступлении,

назначения и исполнения наказания. В этом смысле на осуждённых

распространяются общие положения Конституции РФ.

Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со

стороны государства и общества[3].

Наказание является мерой государственного принуждения и состоит в

предусмотрённом уголовном законом лишении или ограничении прав и свобод

осуждённого (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Наказание

применяется к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в

совершении преступления (ч. 1, ст. 49 Конституции РФ).

Наказание назначается от имени государства и только по приговору суда

(ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Наказание является одновременно и формой

государственного принуждения, и карой за содеянное, и как средство

исправления осуждённого, и как средство предупреждения совершения новых

преступлений. Основные признаки наказания:

- наказание носит строго личный характер и направлено всегда против

личности преступника;

- наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для блага

(жизнь, свобода личности, имущество);

- наказание по своей тяжести пропорционально тяжести содеянного;

- наказание состоит в лишении или физическом ограничении прав и

свобод виновного лица;

- наказание применяется на основании принципа справедливости, т.е.

соответствия наказания тяжести преступления, обстоятельствами дела и

личности виновного;

- применение наказания носит характер воспитательного воздействия;

- наказание назначается на основе принципа экономии использования

карательных средств при наказании преступников;

- основанием применения наказания является совершённое преступление;

- наказание влечёт за собой судимость;

- наказание выражает отрицательную оценку совершённому преступлению и

лица, его совершившего;

- наказание назначается по приговору суда и от имени государства;

- оно применяется на основе уголовного закона к лицу, признанному

виновным в совершении преступления.

В случае совершения преступления наказание выступает конечным звеном

уголовно-правового механизма защиты интересов личности, общества и

государства от преступных посягательств (преступник – преступление –

уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество

законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа

неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики

преступления.

Я хотела бы сделать следующий вывод, что под наказанием по российскому

уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения,

включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные,

назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую

судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную

правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступник.

Я считаю, что уголовное наказание является одной из наиболее сложной

и многогранной в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что

уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением

наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия

преступления. Наказание – это реакция государства на совершенное

преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания,

оно не может считаться преступлением.

Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед

ними специфические цели.

Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для

того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его

проведению или не скрылось от следствия и суда.

В рабовладельческом и феодальном обществе лица, осужденные к смертной

казни или подлежащие телесным наказаниям, содержались в местах лишения

свободы до момента исполнения этих наказаний.

Лишение свободы может быть мучительным способом казни человека.

Как уголовное наказание лишение свободы получило широкое применение в

эпоху становления капиталистических отношений, создавших материальную базу

для его реализации.

В России на современном этапе наказание в виде лишения свободы на

определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной

практике. Его составляющая от общего числа осужденных, достигнув в 1998 г.

45,2 %, в последующие годы колебалась в диапазоне 36—39 %, а в 1999 г.

упала до 33,9 %. Впрочем, в абсолютном значении число осужденных к этому

виду наказания в 1998—2002 гг. непрерывно росло (с 203 359 до 373 519). [4]

Применение лишения свободы за совершение отдельных видов преступлений,

наиболее часто встречающихся в следственной и судебной практике, еще выше.

Так, в 2000 г. к указанному наказанию было приговорено 38,2 % осужденных за

преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, 39 %

— за получение взятки без отягчающих обстоятельств, 50 % — за присвоение

вверенного имущества при отягчающих обстоятельствах, 79,9 % — за кражу при

отягчающих обстоятельствах[5]. Так Россошанский районный суд Воронежской

области, рассмотрев материалы уголовного дела № 02473647 по обвинению

Евдакова И.В., признал Евдакова И.В. виновным в совершении преступления,

предусмотренного частью 2 пункт «б, г» статьи 158 Уголовного кодекса РФ с

применением статьи 64 Уголовного кодекса РФ и назначил ему наказание – 3

года лишения свободы с содержанием в исправительной колонии особого режима.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из

которых наиболее существенными являются следующие:

- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить

человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему

одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к

исправлению;

- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие

условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально

здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или

даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние

которых он может легко попасть.

На мой взгляд, отсутствие системы социальной реабилитации лиц с

уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие

жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста

рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается

лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом. Так Россошанский районный

суд Воронежской области, рассмотрев материалы уголовного дела № 02473561 по

обвинению Данилова А.В., ранее судимого 13.05.88 года Енакиевским народным

судом Донецкой области, по статье 141 часть 2, 118 часть 2, 42 УК УССР к 5-

ти годам лишения свободы, признал Данилова А.В. виновным в совершении

преступления, предусмотренного статьями 224 ч. 4, 224 ч. 3 Уголовного

кодекса РФ и назначил ему наказание – 1 год лишения свободы с содержанием в

исправительной колонии строгого режима.

Я хотела бы отметить, что в последнее время суды стали чаще применять

лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных

преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не

соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении

необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно

быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а

также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного

закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц,

виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое

применение более мягких видов наказания за совершение преступлений

небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.

Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения

целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее

сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает

потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его

сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание

устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший

психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел

совершить преступление.

На мой взгляд, лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с

помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого

эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет

личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения

наказаний следует помнить об «экономии репрессий».

Я считаю, что лишение свободы во всех случаях должно быть лишением

свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но

не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей

интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть

полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние

ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи

жестокого обращения лиц персонала ИУ с осужденными, их равнодушие к судьбам

людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны

других осужденных[6].

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ

применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в

целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых

преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ).

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного

осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в

частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в

возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за

счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых

осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других

видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно

обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с

законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то

есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению

к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его

законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель,

наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность

возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность

лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего,

которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При

том нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения

страдания осужденным.[7]

Исправление осужденного соответствует цели специального

предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает

новых преступлений. По ст. 43 УК РФ цель исправления осужденного не

направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного

в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к

правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых

законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных

связей осужденного.

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения

преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными

правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения данной цели

выражается в соотношении общего и специального рецидива.[8]

Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности

лишения свободы. Так А.М. Яковлев считал, что эффективность наказания – это

степень реального обеспечения безопасности общества.[9]

Кроме того, как указывал М.Д. Шаргородский, на эффективность

уголовного наказания влияют:

- соответствие уголовного запрета объективным закономерностям,

существующим в обществе;

- соблюдение принципов уголовного права;

- неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости

преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до

наказания за него;

- стабильностью уголовной политики;

- законностью и обоснованностью судебных приговоров.[10]

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это

относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть

неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов

от попыток совершения преступлений.

3. Наказание в виде лишения свободы на определенный срок и особенности его

исполнения.

Лишение свободы на определенный срок предусмотрено ст. 56 Уголовного

кодекса Российской Федерации. Основное содержание данной меры состоит в

изоляции осуждённого от общества путём помещения в исправительную колонию

либо в тюрьму. По степени строгости режима различаются колонии общего,

строгого или особого режима. При этом законодатель дал чёткие предписания

относительно назначения судом вида исправительного учреждения, в

зависимости от тяжести содеянного, рецидива, особо опасного рецидива.

Степень строгости режима, добавляясь к факту изоляции от общества, конечно,

существенно влияет на интенсивность карательного воздействия и реализации

цели восстановления социальной справедливости. Режим является и мерой

безопасности для общества от возобновления осуждённым преступной

деятельности. Вместе с тем, для несовершеннолетних виды режима имеют

смягчённый характер (предусмотрен лишь общий и усиленный режимы).

Судебная практика исходит из необходимости осторожного, обдуманного

применения наказания в виде лишения свободы за преступления, не

представляющие большой общественной опасности. В случаях, когда санкция

закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы

предусматривает более мягкие меры наказания, суд при постановлении

приговора должен обсудить вопрос о применении наказания, не связанного с

лишением свободы, в частности исправительных работ, штрафа и др. Лишение

свободы, в том числе на краткие сроки, должно назначаться в этих случаях

только тогда, когда суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о

личности виновного, придет к выводу о невозможности применения иного вида

наказания. При этом назначение лишения свободы должно быть мотивировано в

приговоре.

Лишение свободы содержит в себе элементы кары и воспитания. При

осуждении к данной мере наказания лицо лишается такого важного блага, каким

является личная свобода, подвергается определенным правовым и бытовым

ограничениям, сопровождающим лишение свободы как меру наказания. Задача

исправления осужденного решается посредством привлечения его к труду,

соблюдения установленного режима содержания, воспитательной работы[11].

Обращает на себя внимание установление максимального срока лишения

свободы до 20 лет, что, конечно, связано со стремлением законодателя

усилить сдерживающее воздействие этого вида наказания, даже ценой возможной

социальной дезадаптации лиц, длительное время изолированных от общества.

Это же стремление лежит в основе перехода к практике преимущественного

сложения наказаний по совокупности преступлений или приговоров. При этом

названный выше максимальный срок не может превышать соответственно 25 или

30 лет.

В уголовно-правовой и уголовно-исполнительной литературе достаточно

много внимания уделяется данному виду наказания. В этой связи сосредоточу

свое внимание лишь на наиболее важных, на мой взгляд, проблемах, связанных

с этим институтом. Прежде всего, обратим внимание на то обстоятельство, что

в УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. значительно увеличены сроки

наказания. Теперь лишение свободы на определенный срок может составить 20

лет; в случае частичного или полного сложения сроков по совокупности

преступлений - до 25 лет, а по совокупности приговоров - до 30 лет (ст. 56

УК РФ). По УК РСФСР 1960 г. максимальный срок лишения свободы составлял 15

лет, а по УК РСФСР 1922 и 1926 гг. - 10 лет. Таким образом, в наказании в

виде лишения свободы в течение нынешнего века произошло существенное

усиление карательного аспекта.

Это шаг законодательной практики был осуществлен вопреки устоявшимся

теоретическим взглядам о нецелесообразности установления длительных сроков

лишения свободы и, напротив, целесообразности смягчения мер наказания за

счет снижения максимальных сроков лишения свободы[12].

Могу констатировать таким образом, что современный институт лишения

свободы в части установления пределов этого наказания в решающей степени

предопределен социально-криминогенной обстановкой российского общества, при

которой государство пока не может предложить более эффективного

практического средства воздействия на преступников.

В действующем уголовном законодательстве число статей, содержащих

этот вид наказания, составляет 215, что намного превышает удельный вес

других видов наказания. В этом смысле законодатель принял решение также

вопреки настойчивым рекомендациям ученых и даже международных форумов. Как

отмечает С.В. Полубинская, «это гуманистическое направление (т.е.

применение наказаний, не связанных с лишением свободы) ... значительно

уменьшает отрицательные последствия реального применения лишения свободы и

для осужденных, и для общества в целом, способствуя при этом реализации

принципа неотвратимости ответственности»[13].

Общепризнанные доводы в пользу уменьшения практики назначения лишения

свободы заключались в том, что это позволяло легче приспосабливать

осужденных к законопослушному образу жизни, не разрывать их полезные

социальные связи, уменьшать количество осужденных в исправительных

учреждениях и тем самым снизить рецидив. Кроме того, реализация наказания

без лишения свободы обходится государству (налогоплательщикам) значительно

дешевле.

Как представляется, предложения о сокращении применения института

лишения свободы в качестве государственной карательной меры разрабатывались

и основывались, образно говоря, в замкнутом уголовно-правовом и уголовно-

исполнительном пространстве, без должного учета, а нередко и совершенно

игнорируя иные социальные явления, так или иначе влияющие на принятие

законодательных решений. В этом смысле следует отметить недостаточную, на

мой взгляд, связь с правом других наук, и, прежде всего социологией,

политологией, экономикой, занимающихся исследованием более обширных (чем

науки уголовно-правового комплекса) проблем, касающихся всего общества в

целом, стратегических направлений его развития, в то время как институт

лишения свободы является лишь частью общественного бытия. С учетом

содержания лишения свободы полагаю, что специфической целью данного вида

уголовного наказания является ресоциализация осужденного.

В работе правоохранительных органов, в ходе применения уголовного

закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается уголовная

ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего зависят размеры

ответственности, т.е. как наказывать.

Я хотела бы отметить особую значимость уголовного наказания для

отображения функций уголовного права.

Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде

всего, охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими

функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь.

Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой

специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция,

— общее и специальное предупреждение преступлений[14].

Меры государственного принуждения разнообразны.

Уголовное наказание — одна из наиболее значительных мер

государственного принуждения.

Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный

кодекс Российской Федерации закрепил на уровне закона “принцип законности”,

где определено, что “преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-

правовые последствия определяются только настоящим Кодексом”.

Текст ст. 43 действующего УК РФ гласит: “Наказание есть мера

государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание

применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и

заключается в предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении

прав и свобод этого лица”.

Сложность познания сущности наказания связана не только с различным

подходом в науке к определению места кары в наказании, но и с различными

взглядами ученых на природу самой кары.

Представляется возможность определить отличительные признаки

уголовного наказания, на основании которых выявляется его отличие от иных

видов государственного принуждения:

1) осуждение лица, виновного в совершении преступного деяния, от имени

государства;

2) наибольшая острота репрессии (в отличие от административных или

гражданско-правовых видов принуждения);

3) применение наказания только к лицам, виновным в совершении

преступления;

4) возможность применения уголовного наказания только по приговору

суда;

5) судимость — последствие, присущее лишь уголовному наказанию.

Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений.

Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей

системе наказаний (п. "н" ст. 44), отменив тем самым ее исключительность.

Репрессивность видов наказания определена действующим УК РФ от наказания,

связанного с наименьшим объемом кары — штрафом, до обладающего наибольшим —

смертной казни. В этом промежутке огромную роль занимает наказание в виде

лишения свободы на определенный срок[15].

Содержание одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в

принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные

для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным

режимом содержания.

Лишение свободы на определенный срок по российскому уголовному праву

(ст. 56 УК РФ), один из видов наказания (назначаемое только как основное),

заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в

колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого

или особого режима либо в тюрьму.

Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения

судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные

колонии общего или усиленного режима. В зависимости от пола и возраста

осужденного, тяжести совершенного преступления, а также с учетом того,

отбывало ли ранее данное лицо наказание в виде лишения свободы или осуждено

к этому наказанию впервые, отбывание наказания в виде лишения свободы

назначается в различных исправительно-трудовых учреждениях: исправительно-

трудовых колониях-поселениях, исправительно-трудовых колониях общего,

строгого и особого режима или в тюрьме, в воспитательно-трудовых колониях

общего и усиленного режимов.

Отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначается

мужчинам:

— осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по

неосторожности, — в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления

по неосторожности;

— осуждаемым впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за

преступления, не являющиеся тяжкими и перечисленные в абз. З ч. 4 ст. 24

УК, — в колониях-поселениях для лиц, совершивших умышленные преступления;

— осуждаемым впервые к лишению свободы за умышленные преступления,

кроме перечисленных в абз. З ч. 4 ст. 24 УК, — в колониях общего режима;

— осуждаемым за особо опасные государственные преступления (статьи

64—73 УК) либо ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы — в

колониях строго режима;

— признанным особо опасными рецидивистами — в колониях особого режима.

Осуждаемым к лишению свободы женщинам отбывание наказания в

исправительно-трудовых колониях назначается:

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ