Освобождение от уголовной ответственности
лет, а о новом преступлении, за которое по закону может быть назначено
лишение свободы на срок свыше двух лет.
То есть в санкции статьи, предусматривающей данное преступление,
установлено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.
Даже если суд при рассмотрении дела сочтет возможным назначение за
новое преступление менее суровое наказание, чем два года лишения свободы,
давность по первому преступлению все равно считается прерванной.
Второе условие заключается в том, что если преступник скроется от
следствия или суда, то течение давности приостанавливается, то есть время,
в течение которого лицо скрывалось, не засчитывается в срок давности.
Течение давности в таких случаях возобновляется с момента задержания лица
или явки его с повинной. При этом лицо не может быть привлечено к уголовной
ответственности, если со времени совершения преступления прошло пятнадцать
лет и давность не была прервана совершением нового преступления.
В законе содержится лишь одно исключение из приведенного правила,
когда совершено какое-либо особо тяжкое преступление, за которое по закону
может быть назначена смертная казнь. В этих случаях вопрос о применении
давности разрешается самим судом с учетом характера и степени общественной
опасности совершенного преступления. Однако, если суд, учитывая
исключительную опасность совершенного преступления, не найдет возможным
применить давность, то в этом случае не может быть применена смертная
казнь, а возможно лишь применение лишения свободы.
СТАТЬЯ 80 "Замена неотбытой части наказания более мягким видом
наказания"
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в отличие
от условно-досрочного освобождения, может применяться только к лицам,
отбывающим наказание в виде лишения свободы. К осужденным к иным видам
наказания она применяться не может. Условно-досрочное освобождение может
быть применено в соответствии с законом не только к осужденным к лишению
свободы но и к лицам, осужденным к исправительным работам, ограничению по
военной службе, ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской
части. Кроме того, замена неотбытой части наказания более мягким видом
наказания может применяться лишь к лицу, осужденному не за любое
преступление, а лишь за преступления небольшой или средней тяжести, когда
суд, с учетом его поведения в период отбывания наказания, придет к выводу о
возможности такой замены. При этом такое лицо может быть полностью или
частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Требуется еще одно условие - отбытие осужденным не менее одной трети
срока назначенного наказания. По-прежнему законодательству требовалось
отбытие не менее половины, двух третей и трех четвертей назначенного срока
наказания, а также указывало на неприменение замены наказания более мягким
к некоторым категориям осужденных (особо опасным рецидивистам, лицам,
которым смертная казнь заменялась лишением свободы в порядке амнистии или
помилования и т.д. (ст. 53 прежнего УК).
При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий
вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44, в
пределах, установленных для каждого вида наказания.
Замена неотбытой части срока наказания более мягким в отличие от условно-
досрочного освобождения является безусловной. Замена неотбытой части
наказания более мягким применяется так же, как и при условно-досрочном
освобождении от наказания, а именно: при примерном поведении,
добросовестном отношении к труду осужденного. Однако применение различных
институтов при наличии одних и тех же оснований представляется
необоснованным. На практике такая замена применяется к лицам, твердо
вставшим на путь исправления. Окончательное достижение целей наказания в
подобных случаях возможно при исполнении более мягкого наказания. Тем самым
стимулируется стремление осужденных к исправлению. В основу решения вопроса
о том, встал ли осужденный на путь исправления, положены те же основные
критерии, на основании которых решается вопрос об исправлении осужденного:
примерное поведение и добросовестное отношение к труду осужденного.
СТАТЬЯ 81 "Освобождение от наказания в связи с болезнью"
Институт освобождения от наказания в связи с болезнью был предусмотрен
в уголовно-процессуальном законодательстве, хотя несомненно является
уголовно-правовым.
Часть 1 этой статьи предусматривает условия освобождения лица, у
которого наступило психическое расстройство. Данная статья применима в том
случае, если такое расстройство наступило после совершения преступления.
Если лицо находилось в таком состоянии во время совершения преступления, то
оно должно было быть признано невменяемым и освобождено от уголовной
ответственности. Законодатель предусматривает два вида критериев, наличие
которых дает основание для освобождения от наказания в связи ( болезнью:
медицинский и юридический. Для освобождения лица от наказания необходимо
наличие обоих этих критериев.
Медицинский критерий выражается в наступлении психического
расстройства. Наличие такого расстройства определяет врачебная комиссия,
которая руководствуется ведомственным нормативным актом - приказом Министра
внутренних дел СССР.[2] В названном приказе, утвержденном Министерством
здравоохранения СССР содержится перечень заболеваний, дающих основание для
освобождения осужденного по болезни.
Юридический критерий предусматривает интеллектуальный и волевое
признаки. Первый выражается в том, что лицо вследствие психического
расстройств; лишено возможности осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий (бездействия). Это означает, что лицо
не понимает фактическую сторону своих действий, их социальный смысл. Оно не
может оценивать опасности эти: действий для общества и того вреда, который
может наступить вследствие их совершения. Волевой признак заключается в
том, что лицо не может руководить своими действиями. Чаше всего
расстройство интеллекта сочетается с расстройством воли. Однако на практике
могут быть случаи, когда лицо понимает фактическую сторону своих действий,
но вследствие расстройства воли не может удержать себя от совершения
общественно-опасных действий. Поэтому законодатель считает обязательным
наличие хотя бы одного из названных признаков, который в сочетании с
медицинским критерием даст основание для постановки вопроса об освобождении
лица от отбывания наказания.
Освобождение лица от наказания в связи с психическим расстройством
может сочетаться с назначением принудительных мер медицинского характера.
Такие меры должны назначаться лишь в том случае, если психическое
расстройство связано с возможностью причинения этими лицами существенного
вреда либо с опасностью этих лиц для себя или других.
Суд может назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у
психиатра либо принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего
типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным
наблюдением.
Если освобождаемый не представляет опасности по своему психическому
состоянию, органы здравоохранения, по представлению суда, могут решить
вопрос о его лечении амбулаторно или стационарно либо о направлении его в
психоневрологическое учреждение социального обеспечения.
Лицо, заболевшее психическим расстройством, освобождается от наказания,
а лицо, отбывающее наказание, - от дальнейшего его отбывания, независимо от
характера совершенного преступления, вида наказания, назначенного и
отбытого срока, поведения во время отбывания наказания и других
обстоятельств.
При решении вопроса об освобождении лица, заболевшего после совершения
преступления иной тяжкой болезнью (т.е. не связанной с психическим
расстройством] суд учитывает характер заболевания, а также иные
обстоятельства.
В законе говорится о заболевании тяжелой болезнью, препятствующей
отбыванию наказания. Строго говоря, болезнь может препятствовать только
отбыванию таких наказаний как обязательные работы и исправительные работы,
поскольку их отбывание связано с трудом, а, следовательно, с наличием
трудоспособности. Отбыванию лишения свободы, т.е. нахождению под стражей не
может препятствовать никакая болезнь. Видимо, вслед за ст. 362 УПК 1960 г.
законодатель применил не совсем точный термин. На мой взгляд, законодатель
имел в виду, что отбывание наказания неблагоприятно сказывается на
состоянии здоровья осужденного, может привести к прогрессированию болезни.
Перечень заболеваний, дающих основание для постановки вопроса об
освобождении от отбывания наказания, дан в указанном выше приказе МВД СССР.
Иные обстоятельства, которые учитывает суд, касаются личности
осужденного, числа и характера совершенных им преступлений, вида наказания,
поведения лица во время отбывания наказания, продолжительности отбытого и
неотбытого срока наказания и др. обстоятельств. Оценка всех названных
факторов должна позволить суду ответить на основной вопрос - будет ли
представлять осужденный опасность для общества, вероятно ли совершение им
нового преступления, достигнута ли в отношении него цель исправления. Кроме
того, следует иметь в виду достижение цели восстановления социальной
справедливости. Это означает, что суд обязан проявлять осторожность при
освобождении лиц, совершивших опасные преступления, вызвавшие широкий
социальный резонанс, повлекшие особо тяжкие последствия, отбывших
незначительную часть назначенного судом наказания. Это позволит судить и о
достижении цели предупреждения совершения новых преступлений.
Следует иметь в виду, что освобождение от наказания в связи с иной
тяжелой болезнью не является субъективным правом осужденного, даже если его
заболевание подпадает под соответствующий перечень, этот вопрос решается
судом на основе учета всех названных выше обстоятельств в совокупности.
Как известно, военнослужащие в случае заболевания, делающего их
негодными к военной службе, подлежат увольнению из армии. Если отбывание
наказания связано с продолжением службы в армии, то заболевание исключает
как их службу в армии, так и отбывание наказания. Поэтому в таких случаях
они должны освобождаться от дальнейшего отбывания наказания. Закон
допускает как их полное освобождение, так и замену неотбытой части
наказания более мягким его видом. Представляется, что к военнослужащим,
положительно зарекомендовавшим себя во время службы, в том числе и в период
отбывания наказания, как правило, должно применяться досрочное
освобождение, а к тем, кто характеризовался отрицательно - замена наказания
более мягким.
Лица, освобождаемые от наказания в соответствии с ч.ч. 1 и 2 данной
статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности
и наказанию. Время принудительного лечения в психиатрическом стационаре в
соответствии со ст. 103 УК засчитывается в срок отбывания наказания из
расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день
лишения свободы. Если к моменту выздоровления еще не истекли срок наказания
и сроки давности, лицо может подлежать ответственности и наказанию.
СТАТЬЯ 83 "Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением
сроков давности обвинительного приговора суда"
Приговор должен быть приведен в исполнение по вступлении его в законную
силу. Если он вынесен Верховным Судом России, приговор обжалованию не
подлежит и вступает в силу по его провозглашении, в остальных случаях - по
истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, т. е. через 7
суток; если он был обжалован или опротестован, - по рассмотрении жалобы или
протеста кассационной инстанцией (разумеется, если приговор оставлен в
силе). Срок на обжалование истекает в 24 часа последних суток (день
провозглашения приговора не принимается в расчет).
Приговор считается не приведенным в исполнение, если он по каким-либо
причинам не был направлен органу, исполняющему наказание, либо не был
реализован, например- по халатности или вследствие злоупотребления
должностного лица, ввиду утери при пересылке и т. п.
Истечение значительного срока после вступления приговора в силу, если
он не был приведен в исполнение, ослабляет его карательное и воспитательное
значение, а в ряде случаев делает его исполнение нецелесообразным
(например, если лицо в течение длительного времени не совершило
преступлений, не уклонялось от отбывания наказания).
Сроки давности исполнения приговора дифференцируются в зависимости от
категории совершенного преступления, предусмотренной в ст. 15 УК (см.
комментарий к этой статье). Если лицо осуждено по совокупности преступлений
или по совокупности приговоров, то сроки давности исчисляются отдельно по
каждому преступлению.
Минимальный срок, который должен пройти со дня вступления приговора в
законную силу, для того, чтобы лицо было освобождено от отбывания
наказания, установлен для преступлений небольшой тяжести. Он составляет 2
года. Для преступлений средней тяжести - 6 лет, для тяжких - 10 лет, для
особо тяжких - 15 лет.
Срок давности исчисляется годами. Он оканчивается через установленное в
ч. 1 комментируемой статьи число лет в 24 часа предшествующего дня.
Например, приговор вступил в законную силу 3 июля 1992 г. Срок давности 6
лет. Он истекает в 24 часа 2 июля 1998 г. Не имеет значения, оканчивается
ли срок давности в будничный, выходной или праздничный день.
Уклонение от уплаты штрафа выражается в неуплате штрафа, несмотря на
возможность уплаты.
Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста и
лишения свободы может выражаться в побеге из-под стражи до, во время или
после провозглашения приговора либо после его вступления в законную силу.
Уклонение может выражаться также в том, что осужденное лицо, не находящееся
под стражей, скроется с постоянного места жительства.
И. В срок давности засчитывается время до того, как лицо уклонилось от
отбывания наказания, и после того, как оно было задержано или явилось с
повинной, ибо с этого момента течение сроков давности возобновляется.
В отличие от порядка, существовавшего ранее, совершение нового
преступления не прерывает срок давности. В этом случае сроки давности
обвинительного приговора суда, не приведенного в исполнение, и давности
привлечения к уголовной ответственности исчисляются самостоятельно.
Вопрос о применении сроков давности плицу, осужденному к смертной казни
или пожизненному лишению свободы, решается судом. Однако, даже если суд не
считает возможным применить давность и освободить виновного от отбывания
наказания, смертная казнь и пожизненное лишение свободы заменяются лишением
свободы на определенный срок.
В соответствии с международными соглашениями не применяются сроки
давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности
человечества,
Подобного рода преступления могут совершаться только самими
высокопоставленными руководителями государств и правительств. Привлечь их к
уголовной ответственности и осудить удается лишь спустя значительное время,
кож это было с нацистскими преступниками во время Второй мировой войны. Не
исключено заочное осуждение. К тому же многие из них имеют слишком много
возможностей долгое время скрываться, избегая отбывания наказания. С учетом
огромной опасности этих преступлений для всего человечества решено не
применять давность к лицам, виновным в подобного рода деяниях.
СТАТЬЯ 84 "Амнистия"
Впервые в УК нормы, касающиеся амнистии, помилования и судимости,
выделены в специальную главу - 13. В прежнем УК имелась специальная статья
(57) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в
отдельных статьях (24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий.
В соответствии с п. «е.» ст. 103 Конституции Российской Федерации
объявление амнистии, т.е. принятие акта об амнистии, является прерогативой
только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В
Уголовном кодексе Лишь уточняется, что данный правовой акт - амнистия -
объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц,
совершивших' преступления (ч. 1 ст. 84 УК), например, женщин,
несовершеннолетних, лиц, совершивших преступления определенного вида
(неосторожные, хозяйственные).
Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть
освобождены от уголовной ответственности, лица, осужденные за совершение
преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им
наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания,
либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.
Кроме того, с лиц, отбывших наказания,
актомобамнистииможетбь1тьснятасудимость(ч.2ст,84УК).
В соответствии с п. 4 ст. 5 УПК уголовное дело не может быть
возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если акт амнистии
устраняет применение наказания за совершенное деяние. Прекращение
уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против
этого возражает (ч. 4 ст. 5 УК), а также в случае, если уголовное дело
находится в стадии судебного разбирательства. При такой оптации суд доводит
разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с
освобождением осужденного от наказания (ч. 3 ст. 5 УПК), как основного, так
и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии. Как правило,
амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие
преступления, неоднократно судимых к лишению свободы, злостно нарушающих
режим во время отбывания наказания.
Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994г."Об объявлении амнистии в
связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от
наказания помимо всех несовершеннолетних женского пола и
несовершеннолетних, осужденных за неосторожные преступления к лишению
свободы на срок до пяти лет включительно и отбывших не менее одной трети
назначенного срока наказания, несовершеннолетние мужского пола, осужденные
к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие
наказание в воспитательно-трудовых колониях. В соответствии с указанным
постановлением Государственной Думы предусматривалось прекращение
производством всех следственных дел, нерассмотренных судами о
преступлениях, совершенных до вступления постановления венду
несовершеннолетними мужского пола, за которые предусмотрено наказание не
свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказание в
воспитательно-трудовых колониях. Кроме того, сокращался наполовину срок
наказания несовершеннолетним мужского пола, не подпадавшим под
перечисленные выше пункты постановления.
Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния,
совершенные до его принятия. Однако в исключительных случаях он может
распространяться на деяния, совершенные в течение определенного времени
после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым
определенных действий.
Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц,
подпадающих под его действия, выносится: постановление о прекращении
уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от
наказания, определение суда второй инстанции а прекращении уголовного дела,
постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное
прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные
документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта
амнистии в отношении конкретных лиц.
В результате амнистии, в отличие от помилования, лица, совершившие
преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, т.д. от
вынесения обвинительного приговора, соединенного с назначением виновному
конкретного наказания. Таким образом, амнистия, в отличие от помилования,
может иметь более широкое содержание.
СТАТЬЯ 85 "Помилование"
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации,
помилование осуществляет только Президент Российской Федерации в отношении
индивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85 УК). Таким образом,
помилование отличается от амнистии как по кругу лиц, к которым она
применяется, так и по органу, их осуществляющему (акт амнистии, как ранее
отмечалось, издается только Государственной Думой). Общим для этих двух
видов освобождения от уголовно-правовых последствий совершенного
преступления является то, что также, как и актом амнистии, актом
помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от
дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть
сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего
наказание, актом помилования может быть, как и актом амнистии, снята
судимость (ч. 2 ст. 85 УК).
Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим
соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нем
предписания.
Для подготовки вопросов о помиловании осужденных Указом Президента
Российской Федерации от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам
помилования при Президенте Российской Федерации.[3]
Помилование может быть применено к любому осужденному, в том числе и к
лицу, осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление и даже к
осужденному к смертной казни. Смертная казнь в порядке помилования монист
быть. сменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок
двадцать пять лет (ч.Зст.59УК).
С ходатайством о помиловании вправе обращаться как сами осужденные, так
и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также
администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий
исполнением наказания в отношении тех из осужденных, которые своим
примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и
честным отношением к труду и обучению, доказали, что они твердо встали на
путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного
им срока наказания, как правилом половину назначенного им срока наказания.
Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и
другие обстоятельства, например, тяжелая болезнь осужденного или его
родителей и т.д. При отказе в удовлетворении- ходатайства о помиловании
повторное обращение с таким ходатайством возможно через определенное время,
в течение которого, например, осужденный докажет, что он твердо встал на
путь исправления.
СТАТЬЯ 92 "Освобождение от наказания несовершеннолетних"
Освобождение от наказания несовершеннолетнего, как и освобождение
такого лица от уголовной ответственности, может применяться только тогда,
когда лицо совершило деяние, содержащее в себе все признаки того или иного
состава преступления. В ст. 92 нового УК предусмотрено, что
несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания с применением
принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных в ч. 2 ст. 90
Кодекса, только в том случае, если он осужден за совершение преступления
небольшой или средней тяжести.
Таким образом, для применения ч. 1 ст. 92 УК необходимо, чтобы суд
пришел к выводу, что исправление несовершеннолетнего, совершившего
преступление небольшой или средней тяжести, возможно без применения
наказания, и оно может быть достигнуто путем применения к такому лицу
принудительных мер воспитательного воздействия. В отличие от освобождения
несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением мер
воспитательного воздействия, когда такое освобождение возможно только при
совершении несовершеннолетним впервые преступления небольшой или средней
тяжести, для применения принудительных мер воспитательного воздействия при
освобождении несовершеннолетнего от наказания этого условия не требуется.
Поэтому в принципе возможно освобождение от наказания несовершеннолетнего в
соответствии с ч. 1 ст. 92 и в тех случаях, когда он ранее уже совершил
преступление небольшой или средней тяжести, но не был осужден либо имел
судимость за такое же преступление. Эти обстоятельства, отрицательно
характеризующие личность несовершеннолетнего, требует особо осторожного
подхода при решении вопроса о возможности исправления такого лица без
применения наказания, но с применением принудительных мер воспитательного
воздействия.
Впервые в уголовном законодательстве предусмотрено, что
несовершеннолетний, осужденный за преступление средней тяжести, может быть
освобожден от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть
достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или
лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. При этом
законодатель не относит помещение несовершеннолетних осужденных в указанные
учреждения к разновидности общих принудительных мер воспитательного
воздействия, так как их нет в перечне этих мер, предусмотренных в ч. 2 ст.
90. Следовательно, помещение несовершеннолетнего в специальное
воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не являясь уголовным
наказанием, должно в соответствии с законом рассматриваться как особая,
самостоятельная принудительная мера воспитательного воздействия,
допускаемая только при освобождении несовершеннолетнего от наказания и при
совершении им преступления только средней тяжести. Безусловно, что такая
мера должна применяться прежде всего в отношении более нравственно и
социально запущенных подростков при наличии отрицательного влияния на них
со стороны неблагополучной семьи или ближайшего окружения, а также в
отношении, например, подростков, страдающих серьезными заболеваниями,
хроническим алкоголизмом, и т.п. И наоборот, в тех случаях, когда
несовершеннолетний впервые осужден за преступление средней тяжести, которое
было для него случайным эпизодом в его жизни, с учетом второстепенной роли
в преступлении и других данных, положительно характеризующих его личность,
дающих основание полагать, что для исправления подростка достаточно
применения принудительных мер воспитательного воздействия, а не уголовного
наказания, более предпочтительным является применение к такому лицу
освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер
воспитательного воздействия (ст. 90УК).
При помещении несовершеннолетнего в специальное воспитательное или
лечебно-воспитательное учреждение срок пребывания в таком учреждении не
может превышать максимального срока наказания, предусмотренного новым УК за
совершенное несовершеннолетним преступление средней тяжести, т.к. этот срок
может быть установлен в пределах от 2 до 5 лет. Однако, пребывание в
указанном учреждении может быть прекращено до истечения установленного
срока, если по заключению специализированного государственного органа,
обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для
своего исправления в дальнейшем применении данной меры. Продление
пребывания в этом учреждении для несовершеннолетнего после истечения
установленного срока допустимо лишь в одном случае - необходимости
завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.
Заключение
Освобождение лица, виновного лица, от уголовной ответственности
является освобождением его и от наказания.
Таким образом, нарушается принцип "Каждому виновному - справедливое
наказание".
Однако рассмотрим данный аспект более подробно.
Наказание может утратить свой предупредительный эффект, если оно
применяется с большим опозданием. Оно не становится средством
перевоспитания, если преступник уже исправился и без наказания. В этом
случае наказание еще может сыграть общепредупредительну роль, но в основном
будет выступать как месть за содеянное, как "голая кара".
Освобождение от уголовной ответственности и наказания может играть
предупредительную роль. Государство как бы объявляет, что совершившее
преступление лицо может последующим поведением загладить причиненный вред,
загладить свою вину. Институт освобождения от уголовной ответственности и
наказания стимулирует лиц, совершивших однажды преступление, к примерному
поведению.
Можно подумать, что существование данного института превращает
наказание в пустую угрозу. Однако этого не происходит, так как освобождение
от уголовной ответственности и наказания наступает не автоматически, а лишь
при соблюдении определенных условий.
Даже после отбытия лицом наказания или после сокращения либо замены
наказания более мягким, лицо продолжает нести невыгодные отрицательные
последствия.
Осуждение лица судом к тому или иному виду наказания дает, как правило,
основание считать данное лицо имеющим судимость. При этом лицо считается
судимым с момента вступления обвинительного приговора в силу, в период
отбывания назначенного наказания и в период определенного установленного
законом времени после отбытия наказания.
В отдельных случаях судимость может повлечь за собой некоторые
ограничения для лица, например, в выборе места жительства, в работе и т.п.
При совершении нового преступления наличие судимости зачастую
рассматривается как отягчающее обстоятельство.
Итак:
Уголовное наказание не преследует цели возмездия (воздания)
преступнику. Основное его предназначение в том, чтобы исправить,
перевоспитать правонарушителя, предупредить совершение им новых
преступлений. Если для достижения этих гуманных целей нет необходимости
применять очень строгие меры уголовно-правового воздействия закон
предусматривает возможность смягчения участи осужденного вплоть до
полного освобождения его от наказания.
Затрудняет процесс выявления правовой природы освобождения от уголовной
ответственности отсутствие единой точки зрения на вопрос об уголовной
ответственности и ее сущности.
Существуют две основные тенденции решения данного вопроса. Сторонники
первой позиции решают проблему в ключе отождествления уголовной
ответственности с наказанием и, соответственно, освобождения от уголовной
ответственности с освобождением от наказания. Вторая же позиция имеет в
своей основе понятие уголовной ответственности, как и других невыгодных
последствий, установленных законом для лица, совершившего преступление. А
освобождение от уголовной ответственности не сводится к освобождению от
наказания и включает в себя освобождение от других невыгодных последствий,
таких, например, как осуждение.
Я же придерживаюсь первой точки зрения. То есть я считаю, что уголовная
ответственность не ограничивается только претерпеванием наказания.
Список используемой литературы:
1.) М.П. Карпушин, В.И. Курляндский "Уголовная ответственность и
состав преступления", Юридическая литература, М.1974
2.) Б.А. Куринов "Научные основы квалификации преступлений. Учебное
пособие для студентов",
Издательство МГУ, М.1984 г.
3.) Кригер Г.А. "Причинная связь в советском уголовном праве",
Советская юстиция №1 1979 г.
4.) Волошина А. "Нарушение нравственных норм как фактор
насильственных преступлений". Вопросы борьбы с преступностью. Вып.40,
М.1984 г.
5.) Кригер Г.А. "Наказание и его применение" Юридическая литература,
М.1962 г.
6.) Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. "Уголовное право",
Мунускрипт, М.1992 г.
7.) "Комментарий к Уголовному Кодексу РФ", Вердикт, М.1996г.
-----------------------
[1] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924-1970
* Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 – 1986, М.,
1987, с. 521
[2] Приказ Министра внутренних дел от 30 октября 1987 г. М5 213 «О
порядке предоставления осужденных к освобождению от отбывания наказания по
болезни» (с изменениями, внесенными приказами МВД СССР от 11 апреля 1989 г.
№ 71, от 18 сентября 1990 г. и от 8 апреля 1991 г № 119).
[3] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1992, № 4, ст. 154.
Страницы: 1, 2
|