Ознакомление с деятельностью органа прокуратуры (отчет по практике)
Ознакомление с деятельностью органа прокуратуры (отчет по практике)
Глава 1
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Прокуратуры РФ
Прокуратура является важной составной частью правоохранительной
системы государства, ее деятельность направлена на охрану законности как
основы его существования, условия реализации законных прав и интересов
человека и гражданина, общественных и государственных.
Статья 3 ФЗ “О Прокуратуре РФ” устанавливает правовые основы
организации и деятельности Прокуратуры РФ. Организация и порядок
деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров
определяется Конституцией РФ, Федеральным законом “О Прокуратуре” и другими
федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не
может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными
законами.
В соответствие со статьей 71 Конституции РФ (“пункт “о”)
законодательство о прокуратуре отнесено к исключительной компетенции
Российской Федерации. Общие вопросы организации и деятельности прокуратуры
определены статьей 129 Конституции РФ. В соответствие с ней, прокуратура РФ
составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом.
На основании и в развитии положений Конституции РФ 18 октября 1995 г.
Был принят Федеральный закон “ О прокуратуре Российской Федерации”. В нем в
комплексе регулируются все основные вопросы организации и осуществления
прокурорского надзора по всем его направлениям. Вместе с тем, с целью
избежать перегрузки основного нормативного акта о прокуратуре, ряд норм
Закона относит разрешение конкретных вопросов прокурорского надзора к
соответствующему отраслевому законодательству (ГПК, АПК, УПК, КоАП,
Таможенному кодексу, КЗоТ, Федеральные законы “Об оперативно-розыскной
деятельности “, “О внешней разведке”, “Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания” и некоторые другие).
Статья 31 выше указанного ФЗ регламентирует расследование преступлений
органами Прокуратуры РФ. Осуществляя уголовное преследование, органы
прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных
уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Прокурор
вправе принимать к своему производству или поручить подчиненному ему
прокурору или следователю расследование любого преступления. Компетенция
органов прокуратуры по расследованию дел об уголовных преступлениях
определена статьей 126 УПК. К их числу отнесены дела о наиболее опасных и
сложных для расследования преступлениях. Следователи прокуратуры и сами
прокуроры могут осуществить расследование по любому уголовному делу
независимо от его конкретной подследственности. Правомочия следователя
установлены частью 1 статьи УПК. При производстве предварительного
следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных
действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев,
когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную
ответственность за их законное и своевременное проведение. При этом
отношение надзирающего прокурора и следователя основываются на принципе
самостоятельности последнего. Следователь может не исполнять указания
прокурора, в указанных процессуальным законом случаях, представив свои
возражения вышестоящему прокурору, который либо соглашается с следователем
и отменят полученные им указания, либо соглашается с ними, но тогда дело
передается другому следователю.
Таким образом, главными законами, регулирующие деятельность
прокуратуры являются Федеральный закон “ О прокуратуре Российской
Федерации” и уголовно- процессуальный кодекс РФ.
|