Принципы уголовного судопроизводства
Принципы уголовного судопроизводства
Принципы уголовного процесса
Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения
(нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его
стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним
задач. Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая
природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и
свобод человека и гражданина. Эти принципы исходят из признания человека,
его прав и свобод высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Принципы записаны в
Конституции Российской Федерации, а часть - в отраслевом законодательстве -
УПК и некоторых других законодательных актах. Все принципы неразрывно
связаны между собой и образуют единую совокупность правовых начал,
одинаково значимых для достижения целей уголовного процесса. Каждый из них
определяет такую сторону судопроизводства, без которой невозможно
правильное осуществление его задач. Большинство принципов закреплено в
Конституции РФ, в отдельных статьях закона в виде особых правовых правил
(ст. 22, 25, 48, 49 Конституции РФ). Конституционные принципы включены и в
основные положения Уголовно-процессуального кодекса. Действующая
Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым
государством с республиканской формой правления (ст. 1). Из этого положения
вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина- обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих
положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего
и главным образом для человека, а последнее реально отражает потребности
членов общества и защищает и оберегает их.
К системе конституционных принципов, есть основания отнести следующие
принципы уголовного процесса: законности; публичности; осуществления
правосудия только судом; независимости судей; всеобщего равенства перед
законом и судом; неприкосновенности личности и жилища; охраны чести и
достоинства личности; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и
обвиняемому права на защиту; всесторонности, полноты и объективности
исследования обстоятельств дела; оценки доказательств по внутреннему
убеждению; состязательности и равноправия сторон; гласности;
непосредственности и устности судебного разбирательства; обеспечения
пользования родным языком в ходе судопроизводства; свободы обжалования;
участия граждан в уголовном судопроизводстве.
Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии
судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания
некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных рамках.
Принцип законности
Законность- универсальный, общеправовой принцип, который нашел свое
нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции
Российской Федерации. Действующая Конституция содержит ряд норм,
направленных на обеспечение действия принципа законности в уголовном
судопроизводстве (ст. 19, 21, 22, 48-50, п. «о» ст. 71, ст. 120,123 и др.).
Реализуя свои исключительные полномочия как носителя судебной власти,
суд осуществляет правосудие на основе закона и в соответствии с законом. Но
суд не только сам должен строго соблюдать закон; он еще обязан обеспечить
деятельность сторон в соответствии с предоставляемыми им правами и
обязанностями.
Применительно к стадии предварительного расследования выполнение
требований законности означает точное исполнение законов как субъектами,
ответственными за ведение дела (следователем, лицом, производящим дознание,
прокурором), так и другими участниками предварительного расследования
(подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, гражданскими истцами,
гражданскими ответчиками, их защитниками и представителями), а также
субъектами, осуществляющими ведомственный контроль за соблюдением законов
(начальник следственного отдела), прокурорский надзор (прокурор) и судебный
контроль (суд).
Для следователей и органов дознания системы МВД России и других
ведомств, соблюдение требований законности означает прежде всего
обеспечение производства быстрого и полного раскрытия и расследования
преступлений, проведение всех необходимых действий по собиранию и
исследованию доказательств в строгом соответствии с законом.
Принцип публичности
Публичность как принцип уголовного процесса означает, что суд, судья,
прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции
возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления
и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления,
лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию (ст. 3 УПК). Хотя
сущность указанного принципа сформулирована в ст. 3 УПК, исходную правовую
базу действия указанного принципа можно обнаружить в Конституции Российской
Федерации (ст. 2,15,17,18, 46).
Действуя во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип получил
нормативное выражение не только в ст. 3 УПК. В частности, применительно к
досудебным этапам уголовного процесса, он находит воплощение в ст. 5-9, 21,
30, 58, 581, 89-101,108,109, 112, 122. 143 и др. При этом в приведенных и
других статьях УПК выражено государственное начало как основа деятельности
в сфере уголовного судопроизводства.
В зависимости от характера, форм и задач различных стадий уголовного
процесса этот принцип проявляется по-разному. В стадии возбуждения
уголовного дела принцип публичности проявляется в том, что компетентные
государственные органы (прежде всего органы дознания и следователи) в силу
своих обязанностей при наличии признаков преступления обязаны возбудить
уголовное дело, не связывая свои действия с усмотрением пострадавшего и
других заинтересованных лиц. В ходе расследования следователь и дознаватель
обязаны инициативно осуществлять ход расследования; проводить необходимые
следственные действия, не ожидая ходатайств об этом обвиняемого,
потерпевшего, защитника, других участников уголовного процесса; стремиться
к установлению истины по делу.
Независимо от воли участников процесса следователь решает также вопросы:
привлечения лица в качестве обвиняемого (ст. 143, 144), признания лица
потерпевшим (ст. 53, 136), проведения различных следственных действий и
принятия решений.
Принцип осуществления правосудия только судом
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в
соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только
суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция
устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда
(ст. 49). Статья 13 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными
положениями, указывает на то, что только суд в своем приговоре может
признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его
уголовному наказанию. Конституция не только четко определяет исключительные
полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок
назначения федеральных судов первого и второго звеньев Президентом
Российской Федерации, а судей высшего звена по его представлению - Советом
Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо
к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о
несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121,122). Эти и другие
положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила
самостоятельность судебной власти, но и, как никогда прежде, на высшем
законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения
независимости судей.
Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению
правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает
такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе
непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования
обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства
при обеспечении состязательности и равноправия сторон. При осуществлении
правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 120
Конституции). Приведенные положения показывают, почему суду и только суду
закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному
наказанию, т. е. осуществлять правосудие по уголовным делам.
Принцип независимости судей
Независимость судей- величайший принцип правосудия. Поэтому он получил
отражение в законах о судах (ст. 5 Федерального конституционного закона «О
судебной системе Российской Федерации»; ст. 6 Федерального конституционного
закона «Об арбитражных судах»; ст. 5, 13 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); в процессуальных
кодексах (ст. 16 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК); в Законе РФ «О статусе судей
Российской Федерации» (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120
Конституции, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи
независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и
федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон
о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 (п. 4) этого Закона:
«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российский Федерации и
закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не
подотчетны».
Значение данного принципа состоит в создании для судей таких условий
осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела
и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных
законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая
обстановка может быть обеспечена, если суд огражден от какого-либо
воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть
реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на
которую со всей определенностью указывает ст. 10 Конституции РФ.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия.
Независимость- это исключение любого воздействия на судей со стороны других
лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.
Принцип всеобщего равенства перед законом и судом
Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В
части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и
конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод
человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, других обстоятельств.
В такой интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере
распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не
только в судебном разбирательстве, но и на других стадиях уголовного
процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения
гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание,
следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется
не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких
прав он является: гражданского истца, потерпевшего, подозреваемого,
обвиняемого, защитника, свидетеля и т. п. Принцип равенства граждан перед
законом и судом одновременно связан с положением о едином суде и единстве
права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов,
предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на
дискриминации. Установленная Конституцией и Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской Федерации» судебная система является
единой: для всех граждан имеются одни и те же суды.
Положение о единстве права также представляет собой одно из требований
подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение
единой системы права в правосудии. Представляется вполне приемлемым понятие
равенства перед законом, согласно которому равенство перед законом состоит
в одинаковом применении положений закона ко всем гражданам. При этом
имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и
обязанностями, с последующим возложением (при наличии оснований)
ответственности. Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве
всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст.
7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной Декларации
оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции
РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод.
Неприкосновенность личности и жилища
Неприкосновенность личности, являясь принципом уголовного процесса,
базируется на положениях ст. 22 Конституции РФ.
Сформулированная в соответствии со ст. 9 Международного пакта о
гражданских и политических правах и ст. 8 принятой 22 ноября 1991 г. в
России Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 22 Конституции
Российской Федерации устанавливает:
1. Каждый имеет право за свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу допускаются только по судебному решению. До
судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более
сорока восьми часов. Смысл ч. 2 ст. 22 Конституции состоит в том, что
только суду вверяется право на ограничение личной неприкосновенности
человека и гражданина. Однако следует отметить, что до приведения уголовно-
процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ временно
сохраняется установленный УПК порядок ареста, содержания под стражей (ст.,
96 УПК) и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122
УПК). Срок содержания под стражей обвиняемых при расследовании преступлений
по УПК не может превышать двух месяцев (ст. 97), а задержания подозреваемых
- не свыше семидесяти двух часов (ст. 122). Срок заключения под стражу (в
качестве меры пресечения) в отношении подозреваемых (т. е. до предъявления
обвинения) установлен в десять суток (от. 90 УПК), причем этот срок не
подлежит продлению. Срок же заключения под отражу обвиняемого может быть
продлен (ст. 97 УПК).
Неприкосновенность жилища. Статья 25 Конституции РФ четко формулирует
не только смысл принципа неприкосновенности, но и условия отступления от
него: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против
воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения». Для проникновения в жилище
для производства других действий, не разрешенных федеральным законом,
необходимо получить согласие проживающих в жилище лиц или разрешение суда.
Принцип охраны чести и достоинства личности
Охрана чести и достоинства личности, пожалуй, впервые именно в
Конституции РФ получила наиболее полное нормативное воплощение (ст. 21, 23,
24). Во-первых. Конституция установила, что достоинство личности охраняется
государством. При этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне
сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве
каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени. Конституция не ограничилась
констатацией права гражданина и человека на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она установила, что
ограничение этого права допускается только на основании судебного решения
(ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение,
использование и распространение информации о частной жизни лица без его
согласия не допускаются (ст. 24).
В уголовно-процессуальном законе и прежде имели место отдельные
установления, направленные на охрану чести и достоинства личности:
определение в УПК случаев возбуждения и дальнейшего движения уголовных дел
с учетом воли потерпевшего (ст. 27 УПК); запрещение унижать честь и
достоинство граждан при проведении освидетельствования (ст. 181 УПК) и
следственного эксперимента (ст. 183 УПК). В целях предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц
закон допускает проведение закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 18 УПК),
считает возможным ограничение гласности при проведении предварительного
расследования (ст. 139 УПК), а также наделяет следователя правом при
проведении следственных действий предупреждать участвующих в этом лиц о
недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного
следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принятия мер к тому,
чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства
интимной жизни лиц, в помещении которых были проведены названные
следственные действия (ч. 5 ст. 170). Эти и другие положения в настоящее
время подлежат применению по уголовным делам с учетом норм действующей
Конституции.
Принцип презумпции невиновности
Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.
1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в
предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в
законную силу приговором суда». Положения, вытекающие из презумпции
невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК РСФСР
1960 г. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан
виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию
иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 13). С
презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования
закона, в том числе:
а) запрещение суду, прокурору, следователю, лицу, производящему
дознание, перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20
УПК);
б) возложение на государственные органы, ведущие производство по делу,
обязанности проводить всестороннее, полное и объективное исследование
обстоятельств уголовного дела; выявлять при этом обстоятельства как
уличающие, так и оправдывающие обвиняемого (ч. 1 ст. 20 УПК);
в) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на закону (ст. 19
УПК);
г) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей
вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении
признания совокупностью имеющихся доказательств по делу(ч.2ст.77УПК);
д) констатация в законе требования о недопустимости вынесения судом
обвинительного приговора на основе предположений и постановления его лишь
при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в
совершении преступления доказана (ч. 2 ст. 309 УПК).
Приведенные положения закона показывают влияние презумпции невиновности
на формирование норм уголовно-процессуального права. Они дают достаточно
четкое представление о том, что презумпция невиновности присуща
действующему российскому уголовно-процессуальному праву. Тем не менее надо
признать, что становление презумпции невиновности как конституционного
принципа уголовного процесса имеет важное значение не только в юридическом,
но и в этическом отношении. Установление непосредственно в Конституции РФ
формулы презумпции невиновности как объективного правового положения не
только имеет важнейшее значение для следственной и судебной практики, но и
окажет позитивное влияние на законотворческий процесс.
Принцип презумпции невиновности может стать реальным фактором
правосудия, если уголовно-процессуальный закон обеспечивает действие
принципа обеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, а также
принципа полноты, объективности и всесторонности исследования доказательств
на предварительном следствии (дознании) и в суде. Даже факты предъявления
следователем лицу обвинения и утверждения прокурором обвинительного
заключения не означают признания обвиняемого преступником. Лишь один орган
в государстве наделен правом признать лицо виновным - суд, являющийся по
Конституции РФ носителем судебной власти (ст. 10). Это происходит не
потому, что суд заслуживает большего доверия, чем следователь и прокурор.
Дело в том, что разделение власти существует не только в рамках
государства, но и ее отдельных ветвей. Среди органов уголовной юстиции суд
имеет наилучшие возможности для исследования обстоятельств дела в условиях
гласности, устности, непосредственности и состязательности
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому
права на защиту
Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип
уголовного процесса опирается на конституционные и уголовно-процессуальные
нормы. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в
ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для
защиты своих интересов от подозрения или обвинения.
Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представляет собой
совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он
может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он
обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать
обвинительные доказательства; настаивать на изменении обвинения;
представлять доказательства смягчения ответственности; защищать другие
законные интересы.
Среди субъективных прав подозреваемого в законе прежде всего указано
право знать, в чем он подозревается. Важность этого положения трудно
переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения (как и
обвиняемый - от обвинения). Для того чтобы осуществлять защиту, ст. 52 УПК
предусмотрено, что подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять
доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами
следственных действий, произведенных с его участием; приносить жалобы на
действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора,
суда, судьи. Еще более широкими процессуальными правами наделен обвиняемый.
Одним из важнейших факторов обеспечения права на защиту названных
субъектов уголовного процесса является допуск защитника с ранних этапов
предварительного расследования: защитника обвиняемого - с момента
предъявления обвинения; защитника подозреваемого - с момента объявления ему
протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде
заключения под стражу (ст. 48 Конституции, ч. 1 ст. 47 УПК). Появление
защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств
защиты последнего. Оно также означает появление в российском уголовном
процессе нового субъекта- защитника подозреваемого в совершении
преступления. Определяя в УПК случаи обязательного участия защитника (ст.
49), законодатель сохранил и все четыре случая обязательного участия
защитника на предварительном следствии и дознании, из них в трех случаях -
с момента объявления протокола задержания или постановления о применении
меры пресечения, в частности, по делам: а) о несовершеннолетних; б) немых,
глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или
психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту; в) лиц,
не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство
Принцип всесторонности, полноты и объективности
исследования обстоятельств дела
Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела-
неотъемлемое условие установления истины по уголовному делу. Требование
всесторонности исследования обстоятельств дела (от. 20 УПК) означает, что в
ходе предварительного расследования и судебного следствия должны быть
проверены все возможные версии, установлены все уличающие и оправдывающие
обстоятельства. Требование полноты исследования обстоятельств дела (ст. 20
УПК) означает обязательность получения необходимых и достаточных
доказательств в подтверждение (или опровержение) обстоятельств, подлежащих
доказыванию по уголовному делу. Требование объективности исследования
обстоятельств дела (ст. 20 УПК) означает исключение проявлений
предвзятости, необъективности, односторонности, обвинительного или
оправдательного уклонов. Гарантией всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела является установление в уголовно-
процессуальном законе запрета переложения обязанности доказывания на
обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК).
Принцип состязательности и равноправия сторон
Конституцией РФ провозглашен принцип состязательности судопроизводства при
осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123).
Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по
уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что
функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный
обвинитель, потерпевший), функцию защиты- другая сторона (защитник,
подсудимый, законный представитель подсудимого). Знаменательно, что стороны
при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Это со всей
определенностью подчеркнуто в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же
разрешения дела принадлежит суду.
Принцип гласности
Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах
открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-
первых, принцип гласности устанавливается для всех, т. е. и общих, и
военных, и арбитражных судов причем при рассмотрении как уголовных, так и
гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности осуществления правосудия
Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное
разбирательство- как изъятие из этого правила, причем только в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
В УПК имеется специальная статья о гласности судебного разбирательства (ст.
18), которая вполне соответствует приведенным положениям Конституции РФ. об
интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Гласность судебного
разбирательства - один из важнейших показателей демократизма
судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам возможность
присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по
делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в средствах
массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым
осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной
власти.
Непосредственность и устность судебного разбирательства
С принципами состязательности и гласности судебного разбирательства
связано действие принципов устности и непосредственности.
Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства
должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками
процесса. Действие этого принципа присуще судам всех инстанций. Для связи
участников судебного разбирательства друг с другом и с судом характерна
устная форма судопроизводства, наряду с которой письменное оформление
отдельных процессуальных действий (путем составления протоколов,
определений, вынесения приговоров) способствует их точной фиксации и
позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного
вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных действий.
Принцип обеспечения пользования родным языком
в ходе судопроизводства
Язык, на котором ведется судопроизводство, определяют ст. 10 Закона о
судебной системе и ст. 17 УПК. В соответствии с ними судопроизводство
ведется на русском языке или на языке республики в составе России,
автономной области, автономного округа либо на языке большинства населения
данной местности. При этом участвующим в деле лицам, не владеющим языком,
на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления,
давать показания, выступать на суде, заявлять ходатайства на своем родном
или другом, избранном лицом, языке. Указанное положение действует с учетом
ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование
родным языком и свободный выбор языка общения. В соответствии с ч. 3 ст. 17
УПК следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому) в
переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Правовому
положению переводчика посвящена в УПК ст. 57. Его участие в ходе уголовного
судопроизводства и при осуществлении правосудия по уголовным делам
определено уголовно-процессуальным законом (ст. 134, 269).
Принцип участия граждан в уголовном судопроизводстве
Участие граждан в уголовном судопроизводстве согласно закону реализуется
в различных формах. Представляется целесообразным выделить в первую группу
формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в
осуществлении правосудия; ко второй группе следует отнести опосредованные
формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и
судопроизводства). Исходной правовой базой для непосредственного участия
граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8
Закона о судебной системе. Статья 32 (ч.5) констатирует: «Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами
судьи. Они, как и профессиональные судьи, независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону.
Присяжные заседатели, в отличие от народных заседателей, не имеют равных
и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия.. Коллегия присяжных
выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая
основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 454 УПК). осуществления
правосудия.
|