Производство по делам несовершеннолетних
Производство по делам несовершеннолетних
П Л А Н
|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 |
|II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 |
| |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 |
| | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 |
| | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 |
| | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| |
| | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 |
| |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 |
| | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 |
| | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 |
| | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 |
| | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 |
| | |преступления….. |15 |
| | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | |
| |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | |
| | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 |
| | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 |
| | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 |
| | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 |
| | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | |
| | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 |
| | |Участие законных представителей в производстве по делам | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 |
| | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 |
| | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 |
| | | | |
| | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 |
| | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | |
| |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | |
| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 |
| | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 |
| | | |30 |
| | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | |
| | |заседания.. |31 |
| | |Участие в судебном заседании законных представителей | |
| | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 |
| | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | |
| | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 |
| | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | |
| | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 |
| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |
| | |применением принудительных мер воспитательного |40 |
| | |воздействия………………………….. | |
| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |
| | |направлением в специальное воспитательное или | |
| | |лечебно-воспитательное учреждение……. | |
| |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 |
|III|Заключение………………………………………………………………………... |45 |
| |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |
В В Е Д Е Н И Е
Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях
несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,
психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц
не достигших совершеннолетнего возраста.
Включение в УПК главы об особенностях производства по делам
несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам
России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.).
«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и
предупредительного значения предварительного следствия и судебного
разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных
правилах заключены следующие принципы они:
> направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось
быстро, без каких-либо задержек;
> предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим
основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные
последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки
содеянного, судимость и др.);
> обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно
отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность
участвовать в нем и свободно излагать свои показания;
> требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам,
обладали соответствующей квалификацией;
> предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность,
ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;
> рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе
мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы
и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства
дела.
Правила производства по указанным делам нацелены:
> на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного
исследования обстоятельств дела,
> выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,
> реализации ими своих процессуальных прав,
> применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных
мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и
содеянного.
Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном
кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает
возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение
дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и
интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий
установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних,
предупредительного воздействия судопроизводства.
Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими
правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их
числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8
ст.34; ч.5 ст.47; п.2 ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4
ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие.
Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам
несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной
стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних.
ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения
преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по
делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда
лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту
процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть
преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения
совершеннолетия.
Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402
не применяются, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной
гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии
не распространяются.
ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
По всем делам несовершеннолетних обязательно производство
предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала
подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В
соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой
статьи предусматривает следующие изменения:
> на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам
несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по
делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними
не требовали бы предварительного следствия);
> предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по
которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается
на следователей того органа, к общей подследственности которого
соответствующие дела относятся;
> в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР,
подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как
несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором.
Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было
совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо
достигло совершеннолетия.
«Если в поступившей жалобе по делу частного обвинения содержится
просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего...
судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для
производства предварительного следствия»[1].
Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении
несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия
в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе
прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО
ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о
профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам
несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают
необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц,
осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.
Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении
несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица
должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии,
психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же
важное значение, как и организационная специализация и независимость
компетентного органа власти.
Профессиональная квалификация является необходимым элементом для
обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор,
продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его
необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом
выполнять свои функции.
В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в
отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на
политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или
любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала
в системе правосудия по делам несовершеннолетних.[2]
«На практике применяется специализация следователей, прокуроров и
судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется
вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в
воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под
председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей»[3].
«Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает
необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения
и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики,
социологии, психологии»[4].
ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В соответствии с международными принципами в области прав и свобод
человека особые правила производства по делам о преступлениях
несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от
необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела,
на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего
правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности,
так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены
обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях
совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР).
Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68 УПК
РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов[5]:
> на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных
о личности обвиняемого;
> выяснение условий его жизни и воспитания;
> изучение мотивов преступления;
> о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о
действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо
создававших для этого благоприятные условия.
ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное
значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.
Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые
к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста.
Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется
также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения
18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А
также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть
- после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории
следует учитывать, что участие защитника... обязательно с момента
задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве,
независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в
возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. Это правило относится
и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых
совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения
совершеннолетия»[6].
Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и
дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток,
на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные
устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом либо
протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии
между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным
получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно
подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего,
назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79 УПК РСФСР).
На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены
следующие вопросы:
> каков в настоящее время возраст представленного для обследования
подозреваемого (обвиняемого);
> достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения
преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-
летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста.
На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня
развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной
ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им
диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего
(психологический возраст подростка)[7].
«В случае установления возраста экспертизой за дату рождения
принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если
экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет,
то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения,
соответствующего минимальному возрасту»[8].
Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:
> установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности
привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);
> определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических
данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление
взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.);
> скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке
судопроизводства по уголовному делу;
> учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе
выполнения следственных действий;
> обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах
наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о
применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.
ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для
всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка,
уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его
характера.
Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности
несовершеннолетнего, необходимы:
> для установления мотивов преступления;
> для изучением обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к
содеянному;
> для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;
> для изучения ответственности родителей или воспитателей.
При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и
суду, необходимо обращать внимание следующее:
> кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;
> где и в качестве кого работают родители
> имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком
размере;
> каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.
«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье
формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,
отношение к труду»[9].
При выяснении условий учебы или работы следователь и суд
устанавливают:
> в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;
> в каком классе и какова успеваемость, поведение;
> принимал ли участие в общественной жизни школы;
> с кем дружит;
> применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие
проступки.
Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,
выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли
это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией
по делам несовершеннолетних.
В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его
связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на
подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно
знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого
времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он
добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.
Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.
Существенное значение имеют следующие обстоятельства:
> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;
> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был
осужден;
> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;
> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько
времени;
> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
> привлекался ли к административной ответственности.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению
преступления, собираются данные относительно:
> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек
(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное
нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и
т.д.);
> обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и
непосредственно толкнули на преступление;
> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и
совершения преступления, а также способствовавшие к формированию
преступных групп и их антиобщественной деятельности.
> устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков,
других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их
употреблением;
> источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;
> выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные
мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или
мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.
Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие
рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и
общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное
преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия
наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы
были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры
по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали
результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен
своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него
обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего
осуществления контроля»[10].
Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под
отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же
причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.
При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой
инстанции проверяются:
> выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;
> что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению
преступления.
ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих
доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность
подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в
вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную
деятельность.
В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних
проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также
выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:
> заранее не обещанное укрывательство;
> приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем;
> вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией,
азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;
> небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при
совершении преступления;
> формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их
развращения;
> содержание притонов, распространение предметов порнографического
характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от
содержания детей и т.п.
«Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами
расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,
что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с
качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних
в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота
предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном
заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на
дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]
При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых
необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или
психического воздействия, направленного на возбуждение у
несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления.
Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему
условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и
совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных
обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной
ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной
ответственности.
ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
В ходе производства по делам несовершеннолетних органы
предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392
УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у
несовершеннолетнего.
«Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с
психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для
данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,
запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и
т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости
необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;
истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие
документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального
и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо
выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог
ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.
При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать
значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела
психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую
экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:
1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего
обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и
физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки
отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной
отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно
опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие
вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они
характеризуются?
6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском
наблюдении?
7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого,
зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья
несовершеннолетнего?
Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с
олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом,
астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает,
прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если
да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о
наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину
этого.
«Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего,
его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных
особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к
фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют
существенное значение для индивидуализации его ответственности и
наказания»[13].
В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от
уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении
принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной
ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как
несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению
по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР.
В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при
утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и
рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение
органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае
установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и
невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для
производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований
ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все
возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР.
В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные
действия:
1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:
> обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного
руководителя, воспитателей;
> соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;
> в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия
или бездействие которых способствовали совершению преступления;
> допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных
представителей ст. 72 УПК РСФСР.
2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного
учреждения, с мест работы и жительства.
3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного
подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних,
материалы комиссии по делам несовершеннолетних.
4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с
указанием источника сведений и копия поручения о производстве
обследования приобщается к делу.
5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и
отражение в процессуальных документах характера и степени участия
каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные
действия.
АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения
мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и
заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к
несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается
тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч.
2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие
обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла,
последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное
поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных
занятий, прочные связи с преступной средой и т.д.
Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК
РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих
содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности
личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест
представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения.
«Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что
содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях
изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их
лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки
уведомляться о произведенном аресте»[14].
Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте
или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они
уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве
которого находится дело.
При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор
обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание
для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний,
подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут
обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении
несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК
РСФСР.
«Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на
предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры
пресечения»[15].
ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР
В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер
пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача
под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним,
воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор
администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр
рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива
аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его
поведением с составлением в семейной или заменяющей среде.
Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц,
перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя,
прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под
присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться
от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к
Страницы: 1, 2
|