Прокурорский надзор в пенитенциарных учреждениях
законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к
ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в
этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в
установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов
рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест,
его классный чин, дата принесения протеста.
Представление прокурора.
Представление прокурора – это правовой акт прокурорского надзора об
устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им
условий, который вносится в государственный орган, общественную,
политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить
допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем
неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит
безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть
приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им
способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается
прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования
прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к
дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для
этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих
видов преследования.
Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу,
прокурор, исходя из требований Закона “О прокуратуре”, сообщает, что если
представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например,
коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне
заседания, чтобы он мог принять в нем участие.
Представление, как правило, направляется тем государственным и
должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и
принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или
вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях,
когда нарушения закона носят распространенный характер или когда
представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято
неправильное решение.
Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения
представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ
материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и
т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения;
изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению;
предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и
условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц,
виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к
ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и
принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению
нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и
классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора
представления.
Постановление прокурора.
В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или
гражданином нарушения закона прокурор в соответствии с Законом “О
прокуратуре” выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного
дела или производства об административном правонарушении. Постановление
выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения
дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя
к материальной ответственности.
Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать
определенным требованиям. При возбуждении уголовного дела, прокурор,
руководствуясь УПК РМ, выносит об этом постановление, в котором должно быть
указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к
возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно
возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении
производства об административном правонарушении в постановлении
указываются: наименование постановления с указанием времени, места, кем оно
составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности
должностного лица; указание на нарушенный закон; предложение прокурора о
рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение
прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин
прокурора, его подпись.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и
правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов
прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в
стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные
представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные
государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных
интересов граждан.
Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное
специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими
правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в
качестве органа правосудия. По крайней мере, сегодня ситуация следующая:
число обращений в прокуратуру в десять раз превышает число заявлений о
защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности
удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный
порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и
др.)..., граждане должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из
идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и
свобод человека и гражданина.[6]
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и
гражданина министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Республики Молдова,
органами местного самоуправления, органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом
прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц,
осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет
жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и
гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод,
привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба.
При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны
его деятельности по общему надзору.
При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и
гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело
и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и
свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор
передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному
лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его
деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит
протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или
должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством РМ.
Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не
связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или
должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое
место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и
объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых
мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности
лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка
расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и
других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению
преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод
человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и
сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных
мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими
органами решений ( Закон “О прокуратуре”.
Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-
процессуальным законодательством и другими законодательными актами РМ,
приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности законом “Об
оперативно-розыскной деятельности”.
К предмету надзора отнесено исполнение закона органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность
проводится органами внутренних дел, государственной безопасности,
пограничной охраны, оперативными подразделениями органов налоговой
полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции.
Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур,
является упоминавшийся выше закон “Об оперативно-розыскной деятельности”.
В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности
осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан,
наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений,
прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в
процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии
прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и
свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища,
тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено
предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства,
эти действия производятся до получения судебного решения “с обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов”.
В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор
вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями,
полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан,
юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений,
восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в
соответствии с законодательством РМ.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
дознания и следователем определены УПК РМ. Согласно этим нормам прокурор
обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать
предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого
бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от
органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы,
материалы, и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования,
установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и
необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании
преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации
преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц,
совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение
постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке,
розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования и
содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо,
производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или
предварительного следствия, если им было допущено нарушение закона при
расследовании дела. Прокурор вправе также лично участвовать в производстве
дознания и предварительного следствия, проводить отдельные следственные
действия или расследование в полном объеме; изымать из органа дознания и
передавать следователю любое дело от одного органа предварительного
следствия другому, а также от одного следователя другому, в целях
обеспечения наиболее полного и объективного расследования.
Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности –
потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает
необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и
имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба,
причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или
поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за
своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или
возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский
надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых
ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого. Прокурор
обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и
обеспечена возможность их реального осуществления.
При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно
ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под
стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или
обвиняемого – во всех случаях.
Бдительно следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания
своевременно реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не
допускали сокрытия их от учета.[7]
Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений,
исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного
характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.
Проблема судебного контроля над исполнением законов в пенитенциарных
учреждениях актуальна и возникает на общей базе и международных нормативных
материалов, регулирующих различные стороны пенитенциарных отношений. КРМ не
исключает возможности осужденных лиц, продолжающих оставаться и при таких
обстоятельствах гр-ми страны, обращаться в суд по поводу нарушений их прав
и законных интересов со стороны органов, исполняющих уголовное наказание.
Это должно распространяться на всех без исключения осужденных лиц; как
содержащиеся в МЛС, так и отбывающих иные виды уголовного наказания.
Общеизвестно, что одной из форм реагирования администрации
пенитенциарных учреждений на допускаемые осужденными нарушения режимных
правил является применение дисциплинарных мер.
Как представляется, настало время для более активного воздействия
судебной власти на процессы исполнения наказания в пенитенциарных
учреждениях; прежде всего, в проблеме дисциплинарных наказаний в системе
исполнения уголовных наказаний.
Правовой основой прокурорского надзора в системе пенитенциарных
учреждений являются: КРМ (ст. 124,125), Закон РМ о прокуратуре от 4.08.92 и
вся совокупность правовых норм, регулирующих процессы исполнения наказания
в системе пенитенциарных учреждений. В соответствии с У-ИК РМ прокурорский
надзор за соблюдением законов при исполнении наказания и при условном
неприменении наказания осуществляется Прокурором РМ и подчиненными ему
прокурорами в пределах норм настоящего кодекса.
В соответствии с Законом о прокуратуре, основными направлениями
надзора соблюдения законов при исполнении уголовного наказания являются:
- законность вхождения лиц в учреждения пенитенциарной системы РМ
- соблюдение установленных действующим законодательством прав и
обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы
- законность освобождения лиц от отбывания уголовного наказания.
Следует отметить, что на современном этапе развития пенитенциарной
системы в РМ, прокурорский надзор продолжает оставаться действенным и
значимым фактором оптимизации процесса исполнения уголовного наказания,
охраны интересов как государства, так и общества в целом.
Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности
являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РМ прав и
обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,
законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в
заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и
осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых
проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,
регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры
пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно
содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение
требований уголовно-исполнительного кодекса РМ.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в
любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и
отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-
трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и
подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых
эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам
принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от
администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных,
арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера, проверять соответствие законодательству РМ приказов,
распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и других
учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера;
требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления,
возбуждать уголовные дела или производства об административных
правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта
администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также:
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц,
содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения
свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного
изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры,
дисциплинарного изолятора.
Закон “О прокуратуре” гласит: постановления и требования прокурора
относительно исполнения, установленных законом, порядка и условий
содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным
мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
либо помещенных в судебно- психиатрические учреждения, подлежат
обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими
приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанных
с лишением свободы.
“... В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков
содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза
в месяц проверять следственные изоляторы.
Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав
граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и
наказанию виноватых в нарушении закона”.
Другие направления прокурорского надзора.
Кроме перечисленных выше отраслей прокурорского надзора выделяются
также другие направления:
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством РМ;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.
Особо выделено также такое важное направление деятельности прокуратуры
как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в
рассмотрении дел судами и опротестовании противоречащих закону решений
приговоров, определений и постановлений судов.
Прокуратура РМ принимает участие в правотворческой деятельности.
4. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУР В ВОПРОСАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.
Принципы – это закрепленные законом наиболее общие положения,
определяющие организацию, а также содержание деятельности прокуратуры.
В системе принципов прокурорского надзора четко различаются
общеправовые и специальные принципы. Последние можно также подразделить на
организационные и функциональные.
Подобная классификация способствует более обстоятельному уяснению
сущности рассматриваемого явления, позволяет определить как общее положение
прокуратуры, так и особенности ее деятельности, а также правовой статус
прокуроров.
Общеправовые принципы.
1. Законность – этот принцип выражается в требовании точного и
единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при
осуществлении прокурорского надзора. Обращено оно прежде всего к самой
прокуратуре, деятельность которой имеет строго подзаконный характер. Это
означает соответствие закону поводов и оснований прокурорского надзора, его
форм и методов, принимаемых прокурором актов. Лишь с позиции законности
производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и
должностных лиц. Особое значение принцип законности имеет в
судопроизводстве, в процессе которого прокурор обязан принимать меры,
подчас властные, направленные на пресечение и устранение выявленных
нарушений законности. Нарушение или неправильное применение законов самим
прокурором, результатом чего явилось неправильное разрешение дела,
ограничение прав и законных интересов участников процесса должно
расцениваться как невыполнение прокурором служебного долга и влечь
установленную законом ответственность.
Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в
основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
2. Демократизм – как общеправовой принцип молдавского государства
провозглашен в КРМ. “РМ – сказано в ней, – есть демократическое... правовое
государство...”. Естественно, что прокуратура, одним из направлений
деятельности которой является “надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина министерствами, ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов, органами
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, а также
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций”, способствует реальному претворению народовластия в жизнь
общества.
Демократизм прокурорского надзора означает: прежде всего, его
осуществление в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в
частности, в установлении связей населения с прокурорскими органами, причем
связь эта носит двусторонний характер. Закон “О прокуратуре” возлагает на
прокуроров обязанность в установленные сроки рассматривать предложения,
заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций,
проводить личный прием граждан. Из принципа демократизма вытекает
открытость прокурорской системы, гласность ее деятельности, обязанность
прокуроров информировать не только государственные органы, но и “население
о состоянии законности”. Строгое соблюдение названного принципа служит
гарантией укрепления законности, предотвращает превращение прокуратуры в
замкнутую бюрократическую систему.
Развитие демократизма в деятельности прокуратуры связано также с
расширением и совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора.
Закон “О прокуратуре” закрепил положение, согласно которому коллегии
образуются как в Генеральной прокуратуре, так и в др.
3. Публичность. Согласно указанному принципу, прокуратура в целях
охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо
от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и
своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения
не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к
установленной законом ответственности. Права и обязанности прокуроров по
предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению,
привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в
интересах закона и “независимо от органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов, органов местного самоуправления,
общественных объединений...” закон РМ «о прокуратуре». В силу
универсальности принципа публичности прокурор обязан реагировать на
нарушения законности и в тех случаях, когда тот или иной государственный
орган ему не поднадзорен. Так, в случае несоответствия постановлений
Правительства РМ Конституции РМ и законам РМ Генеральный прокурор РМ
информирует об этом Президента РМ (Закон “О прокуратуре”).
Специальные принципы прокурорского надзора.
1. Единство и централизация прокурорского надзора. Органы прокуратуры
составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на
основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору РМ ( Закон “О прокуратуре”).
Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся
система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов,
руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает
единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми
правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью. Во всех
отраслях надзорной деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к
организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие, участии при
рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают
сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и
Законе “О прокуратуре”. Не случайно по этому в процессуальных кодексах,
Законе “О прокуратуре” любое лицо прокурорского надзора именуется
“прокурором” в обобщающем смысле этого слова независимо от должности и
звания того или иного работника. С учетом всего этого действия конкретного
прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это
дает возможность в любой момент заменить одного прокурора другим, а
вышестоящему прокурору принять на себя функции нижестоящего.
Комплектование кадров прокуратуры осуществляется исключительно в
порядке назначения. Отсюда вытекает подчиненность и подотчетность
нижестоящих прокуроров вышестоящим и в конечном счете Генеральному
прокурору РМ.
Принципу единства и централизации не противоречит процессуальная
самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного
рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве
прокурор действует в рамках соответствующего процессуального
законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой
позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в
деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему
убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении
всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакой вышестоящий прокурор не
вправе понудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в качестве
государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой последний не
согласен. Прокурор, участник процесса, опротестовавший судебное решение,
считая его незаконным и необоснованным, лишь сам вправе отозвать свой
протест.
2. Независимость прокурорского надзора. В соответствии с Законом “О
прокуратуре”: “органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей
компетенции независимо от органов государственной власти субъектов РМ,
органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом
соответствии с действующими на территории РМ законами”.
Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является
предусмотренная Законом “О прокуратуре” недопустимость какого бы то ни было
вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных
полномочий. А также должностных лиц на прокурора или следователя с целью
повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности
влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу
находящихся в его производстве дел и материалов”.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом централизации – он
подчеркивает независимость прокуратуры от других государственных органов
власти и управления.
В частности, не только районные прокуроры, но и прокуроры субъектов РМ
не подчинены местным органам власти и управления, а подчиняются только
Генеральному прокурору РМ. Такая независимость дает возможность
соответствующему прокурору отстаивать принципиально и без оглядки на
местные “авторитеты” свою позицию в борьбе за единую законность.
При решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей
закона, в том числе и представителей властных структур, прокурор огражден
от влияния любых органов государства (как федеральных, так и местных),
любых должностных лиц.
“Генеральный прокурор РМ и подчиненные прокуроры, – говорится в
Законе “О прокуратуре”, – координируют деятельность органов внутренних дел,
налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов по
борьбе с преступностью”. Обеспечивая координацию, прокурор созывает
совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую
информацию, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с
положением о координационной деятельности.
В своей работе по укреплению законности и правопорядка, борьбе с
преступностью прокуратура взаимодействует с судебными органами, строго
соблюдая при этом принцип “...самостоятельности органов судебной власти,
независимости судей и их подчиненности только Конституции РМ”.
Необходимую деловую связь поддерживает прокуратура и с другими
государственными органами, участвуя в заседаниях органов государственной
власти, представительных и исполнительных органов государственной власти
субъектов РМ, органов местного самоуправления ( Закон “О прокуратуре”).
Таким образом, одновременно с принципом независимости Закон “О прокуратуре”
закрепляет и принцип взаимодействия с указанными выше государственными
органами.
3. Гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с
другими принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно
тесно он связан с принципом демократизма. Гласность, открытость
деятельности государственных органов – непременный признак демократического
общества. На принципе гласности основаны и многие формы и методы
прокурорского надзора: проверка состояния законности на поднадзорных
объектах и государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений,
принесение протестов и представлений, вынесение официальных
предостережений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел,
участие в заседаниях представительных органов и т.п.
При расследовании преступлений с разрешения прокурора могут быть
преданы гласности те или иные данные, полученные следователем. Выступления
с помощью средств массовой информации – печати, радио, телевидения, – могут
способствовать раскрытию преступлений, обнаружению лиц, их совершивших.
Гласность имеет и еще один аспект – учет общественного мнения, критика
отдельных моментов в деятельности прокуратуры должны быть использованы в
целях совершенствования ее деятельности, недопущения «обюрокрачивания»
прокурорской системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РМ 1994 г.
1. Закон РМ « о прокуратуре РМ » от 4.08.1995 г.
1. Басков В.И. Прокурорский надзор, М., 1998 г.
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996 г.
1. Лончаков А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).
1. под ред. Волынского А.Н. Прокурорский надзор , 1999 г
2. Белый Н.А. Пенитенциарное право РМ. Курс лекций, 2001. с.204
3. УПК РМ 1999 г.
4. У-ИК РМ 22.06.93 г.
5. закон РМ « о пенитенциарной системе », 17.12.96 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Славянский Университет
Курсовая работа
по пенитенциарному праву
на тему:
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Выполнила:
ст-ка 4-го курса
Фак-т: юридич.
Спец-ть: ПРАВО
РАДУКАН КРИСТИНА.
Проверил: конференциар,
БЕЛЫЙ Н.А.
КИШИНЕВ - 2002 г.
-----------------------
[1] Веретенников В.И. Очерки истории генеральной прокуратуры России
доекатерининского времени. Харьков 1915г.
[2] См. Полное собрание законов Российской империи №2231 П.д.
[3] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности.
Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889г.
[4] Собрание Законодательства 1933г. № 40 ст. 239
[5] См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1956г. №1 ст. 20
Страницы: 1, 2
|