Уголовно-исполнительная система
Уголовно-исполнительная система
ВАРИАНТ № 4
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПЛАН:
1. Задачи и виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.
2. Назначение и виды исправительных учреждений.
Заключение.
Задача № 44.
Введение.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права,
регулирующих борьбу с преступностью, который образует уголовное и уголовно-
процессуальное право.
Уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль российского
права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по
поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения мер
исправительного воздействия.
Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме,
каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля
государства за исполнением возложенных на осужденных карательных
ограничений. С этой целью, исполнение уголовных наказаний признается
исключительно функцией государства, для осуществления которой нередко
создаются специализированные государственные учреждения и органы. Так,
исполнение лишения свободы согласно ст. 16 УИК РФ возлагается на
исправительные учреждения, объединенные в соответствии с Законом РФ “Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы” в уголовно-исполнительную систему России. Исполнение наказания в
виде направления военнослужащего в дисциплинарный батальон возлагается на
дисциплинарные части МО РФ, особые органы создаются для исполнения
наказания в виде исправительных работ при городских (районных) ОВД. На них
возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения права занимать
определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных
органов не создается. Функция исполнения наказания для них -
дополнительная. Так, исполнение наказаний, не связанных с мерами
исправительного воздействия, в виде штрафа, увольнения с должности,
конфискации имущества, лишение воинского или специального звания
возлагается на суды РФ, а именно судебных исполнителей. В положении о
порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами
исправительного воздействия на осужденных, на судебных исполнителей
возложено исполнение наказания в виде штрафа (ст. 31), конфискации
имущества (ст. 64). Применительно к иным наказаниям, не связанным с мерами
исправительного воздействия, подобный орган не определен. Однако на
судебных исполнителей возложен контроль за исполнением указанных
наказаний.
В качестве субъектов, обязанных выполнять требования приговора суда,
указаны применительно к лишению права занимать определенные должности и
заниматься определенной деятельностью, увольнению с должности,
администрация предприятий, учреждений и организаций (ст.ст. 16, 33, 34),
применительно к возложению обязанности загладить причиненный вред,
применительно к лишению воинского или специального звания - орган,
присвоивший это звание (ст. 61).
Уголовные наказания, применяемые в РФ разноплановы. Одни из них
связаны с мерами исправительного воздействия, другие - нет. Часть
наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные
ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении
свободы осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного
содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний можно выделить общие
задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.
В УК РФ в качестве целей наказания определяется исправление
осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,
так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности.
Выделяют четыре задачи, выполняемые учреждениями и органами,
исполняющими наказания: исполнение приговора суда, обеспечение процесса
исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы
(исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-
исполнительную систему, деятельность которой регулируется ИК, Законом РФ
“Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы” и другими нормативными актами.
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные
задачи по достижению целей уголовного наказания. Данные цели наказания
реализуются с помощью основных средств исправления осужденных, указанных в
УПК РФ.
Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для
исправительных учреждений основная.
Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в
установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и
объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и
лиц, работающих вместе с ними, поддерживается необходимая степень изоляции
от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения
правопорядка в исправительных учреждениях принимаются меры по поддержанию
дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер
поощрения.
Задачи ИУ:
обеспечение режима в исправительных учреждениях,
организация труда осужденных к лишению свободы,
проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,
общеобразовательное обучение и профессионально-техническая подготовка
осужденных,
обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных,
социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его
безопасности.
проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание содействия другим
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
На построение системы ИУ оказывают влияние различные социально-
экономические, политические и духовные факторы.
В их числе показатели демографической, уголовно-правовой и
исполнительной характеристик осужденных. В соответствии с нормами
международных актов, действующего уголовно-исполнительного законодательства
в ИУ реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от
пола, возраста, гражданства, характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, прежней преступной деятельности и срока
назначенного наказания. Признается необходимым изолирование от других
осужденных (злостных нарушителей режима ИУ, рецидивистов и т.д.). В
результате с одной стороны создаются ИУ разных видов, с другой - в ИУ
одного вида, раздельно отбывают наказания различные категории осужденных.
Все это позволяет дифференцировать карательно-воспитательный процесс в
местах лишения свободы, подходить к исполнению наказания и перевоспитания
преступника с учетом тяжести и характера совершенного преступления, степени
общественной опасности личности преступника, динамики ее изменения во время
отбывания наказания. Отбывание наказания в виде лишения свободы по
приговору суда назначается в исправительных колониях или в тюрьме, колониях-
поселениях.
Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего,
строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого
режима. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики
различаются и колонии-поселения. Всего законодатель предусматривает три
виды: несовершеннолетние осужденные отбывают наказания в виде лишения
свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей)
или только общего режима (для девушек).
Столь родственная система ИК. Включающая в себя учреждения
полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа 9все остальные), не
случайно, ИК является основным видом ИУ. Она имеет ряд преимуществ перед
другими учреждениями, исполняющими лишение свободы.
Во-первых, для ИК характерно применение мер исправительного
воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение
осужденных к труду, обучению сдерживается необходимостью обеспечения более
строгой изоляции осужденных.
Вследствие этого, для ИК характерно наличие разветвлений
производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы
общеобразовательных школ, курсов переподготовки и т.п.
Во-вторых, в организационном плане ИК построена по отрядному типу:
осужденные объединены в отряды, которые размещаются в обычных жилых
помещениях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на
применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также
в отношении части осужденных, отбывающих наказание в ИК особого режима,
обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику
построения этих ИУ, формы и методы воспитательной работы с осужденными.
Указанные признаки характерны и для ВК, с учетом особенностей,
определяемых социально-демографической характеристикой личности
несовершеннолетних осужденных.
В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы особо
опасные рецидивисты, лица, по достижению 18-летнего возраста совершившие
особо опасные государственные преступления, а также совершившие иные тяжкие
преступления, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет. Кроме того,
в тюрьмах содержатся лица, которым по решению суда, лишение свободы в ИК
заменено тюремным заключением сроком не свыше 3-х лет и осужденные,
оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают
наказание осужденные мужского и женского пола.
В зависимости от такого признака социально-демографической
характеристики осужденных как состояние их здоровья, в системе ИУ создаются
специализированные ИУ, например, лечебно-профилактические учреждения
(колонии-больницы), а для лечения и содержания осужденных, имеющих
инфекционные заболевания, ИУ на правах лечебных.
Режим отбывания наказания в указанных учреждениях, привлечение
осужденных к труду имеют свои особенности, вызванные необходимостью
проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы
с осужденными. Существование ЛПУ и ИУ на правах лечебных служит примером
проявления заботы государства о здоровье осужденных и о реальном действии
принципа гуманизма в исправительно-трудовом законодательстве.
Заключение.
Функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на
специализированные государственные органы, создаваемые в рамках МВД РФ,
либо судебных исполнителей. Администрация предприятий, учреждений и
организаций, иные участники ИУ, УИП исполняют требования приговора суда в
отношении конкретных осужденных к различным видам наказания.
Задача № 4.
Адвокат, предъявив дежурному помощнику начальника колонии Гурову
ордер юридической консультации и документ, удостоверяющий его личность,
попросил предоставить ему свидание с осужденным Исуповым. В ответ на это
Гуров заявил, что он может разрешить свидание только в присутствии
представителя администрации.
Правомерны ли действия дежурного помощника начальника колонии?
Ответ:
Согласно ст. 89 ч. 4 УИП РФ, для получения юридической помощи
осужденным по их заявлению предоставляется свидание с адвокатами или иными
лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию
осужденного и указанных лиц, свидания могут предоставляться наедине.
Литература:
Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Уголовно-исполнительное право. М., 1996.
Закон РФ “Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовное наказание в
виде лишения свободы.
Правила внутреннего распорядка ИТУ.
|